Хочешь похудеть - спроси меня как!
Вы когда нибудь приземлялись на авианосец ? Нет ?
Тогда я сейчас расскажу - каково это.
Знакомьтесь - airstrip Lukla, он же S.T.O.L., он же World Craziest Airport, Middle of nowhere.
Высота над уровнем моря 2860 метров, длина - 200 ярдов, угол 20 градусов, заход на посадку выполняется с правого разворота с одновременным сбросом высоты на 1400 метров за одну минуту.
Когда я через открытую дверь пилотской кабины увидел то, куда мы заходим на посадку - не смог удержаться и сказал только одно слово - громко и по-русски. Судя по глазам и лицам остальных пассажиров - все они были целиком и полностью со мной согласны.
Но приземлиться в Лукле это только полдела. Надо из нее потом еще улететь. И это ничуть не менее весело.
Очередной раз спасибо ютубу и неизвестному пассажиру такого же рейса за возможность продемонстрировать.
Подчеркиваю - это не Газель на МКАДе :)
Деревня Лукла так и оставалась бы маленьким и заброшенным фермерским поселением в двух днях пути от Намче Базара, если бы не ее выбор в конце 1960-х годов, в качестве места для постройки airstrip – short take-off and landing. Тут оказался единственный во всей округе более-менее прямой участок склона горы – на котором и была построена обычная асфальтовая полоса.
Это даже аэропортом назвать можно только с большой натяжкой. STOL – он и есть стол. Выше я ошибся, назвав цифру в 200 ярдов (или непальские ярды отличаются от английских), на самом деле официальные источники сообщают что длина полосы составляет аж 475 метров. Что впрочем, как-то расходится с моими личными представлениями о том, как выглядят почти полкилометра. Судите сами.
Лукла полезна тем, что почти на неделю сократила путь от Катманду до Эвереста. Это раньше альпинисты и треккеры ходили из КТМ в Джири, из Джири в Намче, из Намче далее. Лукла при этом оставалась в стороне, примерно на половине пути между Джири и Намче.
Теперь до Джири можно за полдня доехать из КТМ на автобусе, сойти в конце дороги и отправиться дальше в путь пешком. Через три-четыре дня вы доберетесь до Намче. Этот вариант сейчас используется теми, кто не хочет тратить 200 долларов на авиабилет в оба конца или имеет слишком много снаряжения, чтобы возить его по воздуху.
Для остальных - Лукла это точка откуда все начинается в этих горах и где все заканчивается. Времени у меня было не много, таскаться с рюкзаками по холмам лишние 3 дня – не было желания, а билеты в Луклу (что удивительно и поразительно в это время года - ноябрь) – удалось купить за день до вылета.
До 1998 года на этой линии летали вертолеты, наши советские Ми8 и даже военные Ми24. Но потом непальцы видимо решили что русские пилоты и техники слишком много потребляют чанга и оказывают негативное влияние на местных дам, поэтому вертолеты запретили. Основными типами «маршрутных такси» являются канадские Twin Otter 300 (образца аж 1964 года) и немецкие Dornier 228 (из 70-х годов).
О, это целая церемония. Рано утром, в 6-30 первая эскадрилья самолетиков стартует из Катманду. С разницей в пару минут 7-8 разных авиакомпаний взлетают друг за другом и выстраиваются в этакую шеренгу – во главе которой обычно находятся Yeti Airlines, посредине Agni Air и Cosmic, а замыкают процессию Gurkha или еще кто-то из совсем маленьких.
Через час уходит вторая волна, которая где-то в воздухе встречается с возвращающейся первой. И так 6-9 раз за день, туда-обратно.
Стоишь на взлетной полосе, ожидая пока попутчики вдоволь нафотографируются на фоне – как будто это их последние прижизненные фотографии. Все с рюкзаками, что наводит на ассоциации с парашютами за спиной. На самом деле Лукла не так страшна как ее малюют. С 1973 по 2005 год там было всего лишь 5 (пять) авиакатастроф, в которых погибло 20 человек. Из которых 17 в одной катастрофе 1991 года. А так мелочи всякие – вроде сломанной носовой части (воткнулся в землю при посадке), выезды за пределы полосы (куда???).
Попутчики явно нервничали – громко смеялись, одевали на головы сомбреро и пытались узнать у стюардессы будет ли горячий завтрак. Да – у нас была стюардесса. Очень милая непальская девушка, которая рассаживала иностранцев слева по борту, а непальских граждан – справа. А все потому что горы по пути в Луклу – слева. Местным жителям их видеть не обязательно, достаточно того что для них билет стоит ровно в два раза дешевле.
Вспомнилась легенда о бывших таксистах – нынешних летчиках и история Тома, как он, глядя на то как пилот проволокой пытается зафиксировать незакрывающуюся дверь – указал тому на стоящий на нуле датчик топлива. На что пилот, пиная непослушную дверь ногами, заметил – что волноваться, мол не стоит – это просто приборы не работают. Совсем.
А зачем они им – тут лететь всего-то 40 минут и не высоко.
В общем, сели, не пристегнулись – ибо некуда и нечем. Девушка успела даже раздать нам ватные штучки. Некоторые из пассажиров, уже пребывая в невменозе, попытались их сьесть, вместо того чтобы засунуть их куда надо. Зачем затыкать ухи – я понял чуть позднее, сам от этих ватных штук гордо отказавшись.
Быстренько на ходу закрыли дверь – стюардесса обошлась без использования проволоки и это вселило надежду. Взлетели махом и едва перевалили через холмы, окружающие долину Катманду как девушка откуда-то из под своего стульчика (ну да – она летела на складном переносном стульчике) достала поднос с конфетками и пустила его по салону – угощайтесь гости дорогие, завтрак прибыл.
Я же вовсю глазел в окно – на появившиеся на горизонте горные хребты и вершины. Пытался угадать по очертаниям, потом запутался и сбился. Впрочем, когда слева выросла горища раза в два выше чем высота на которой мы шли – сомнений не было никаких – это был восьмитысячник Манаслу. Впечатлило.
Одновременно вспомнилось о том, что я сам отправляюсь на вершины которые на пару километров выше уровня нашего текущего полета. Высота дала знать о себе холодом. Салон не герметичен, поэтому температура стала стремиться к нулю и ниже – и меня в одной футболке начало ощутимо трясти. Пришлось обхватить руками рюкзак и греться об него.
Ах да, по поводу ватных палочек. Самолет турбо-винтовой. Двигатели в паре метров от салона. Шум стоит такой, что кажется будто попал в стиральную машину. Трясет, кстати, примерно так же. Воздушные ямы случались периодически, к счастью не в те моменты когда мы перелетали очередной хребет или холм – на такой высоте, что были видны листья на деревьях.
Дверь в кабину пилотов открыта, это традиция такая и можно пробраться туда к ней и посмотреть вперед – куда же это мы так браво летим ? Народ пользовался возможностью, поэтому движение в узком салоне напоминало вагон метро в час пик. Когда уже все набегались, замерзли и оглохли – посмотреть вперед отправился я.
И тут я увидел ее. Палубу авианосца, полосу в Лукле. Она была далеко внизу и мы явственно падали прямо на нее почти вертикально сверху – ощущения были именно такие. Тогда я и сказал то самое русское слово, резко развернулся и ломанулся обратно на свое место, радуясь тому, что оно находится в хвосте самолета. Ведь по статистике – те, кто сидит в хвосте, выживают аж на 15% чаще, чем остальные!
Последующие пару минут я смотрел то в окно слева – пытаясь как можно больше увидеть напоследок, то вперед в кабину – чтобы не пропустить момент удара об землю и вовремся зажмуриться.
Полоса в Лукле находится под углом градусов в 20 книзу. Поэтому при заходе на посадку, в самый последний момент перед касанием с землей – пилот резко дергает штурвал, задирая нос. После чего самолет начинает катиться уже вверх, преодолевая земное притяжение – за счет чего скорость очень быстро гасится и этого ему хватает на короткую полосу. A ниже – 700 метровый обрыв.
Момент когда нос задрался – я почувствовал. В следующую секунду нас шарахнуло об землю с такой силой, что я воткнулся в свой рюкзак как в подушку безопасности и решил, что у нас по-любому хоть одно колесо, но отвалилось.
Но нет, самолет бодро урчал реверсом и моментально сбрасывал скорость – уже выруливая к зданию аэропорта. По пути мы едва не столкнулись с уходящим в небо маленьким вертолетом и тут же заняли его бывшее место на стоянке. Вокруг стояло еще 4 самолета. Вторая волна утренних рейсов в Луклу заканчивалась.
Из самолета я вышел вторым – сразу после стюардессы. Меня немножко качало и было адски холодно. – "Вау!", только и смог выговорить, пытясь выстроить траекторию моего движения, так чтобы не попасть под вращающиеся винты.
Остальным пассажирам было не менее весело. Парочку из них выносили из салона под руки, кто-то отказывался выходить – вцепившись зубами в кресла и проклиная идиотов, придумавших Эверест, Гималаи и эти чертовы самолеты. Впрочем, когда они увидели как отсюда взлетают (хе-хе) – из самолета все вылетели пулей, не горя желанием тут же воспользоваться обратным билетом.
Смирившись с судьбой – большая часть прилетевших устремилась в ближайший бар, дабы снять стресс и решиться на дальнейшие передвижения. Я же должен был идти не теряя ни минуты в Намче – путь который обычно все проходят за два дня, мне предстояло проделать за день. Чтобы спустя 17 дней вернуться сюда же и испытать на себе вторую часть авиаприключений в Непале – take-off Lukla.
185
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А на следующий год уже был асфальт...
Пилот-мужчина всю дорогу читал газету, положив ногу на ногу. И только при посадке включился в работу.
Всю основное время этим дилижансом рулила молоооденькая девушка, лет 19-20 на вид.
Хотя кто их разберет... в смысле возраста...
Но летают, как песню поют!
Говорят, что хозяйка Yeti Airlines- русская.
19 апреля 2008 Макалу. базовый лагерь. От Дениса Урубко: СМС 13-10 МСК. "Утром в ВС сломался вертолет. Неудачно зашел на посадку, ударился передней частью. Теперь лежит. Никто не пострадал. Наши вещи в Лукле".
2 Evlampei: Денис, фотки супер!
Пилоты уходят, а механики лезут в движки.
Мой друг говорит- слушай, но ведь это наши! Рожи ведь рязанские, ни с кем не спутаешь
Недолго думая, открываю окно и кричу- мужики, увезите нас отсюда, мы домой хотим.
Они флегматично поворачиваются и по-русски говорят- мы тоже хотим...
Наши, кругом- наши...
Но учились, опять же, у нас.
Встречались мы с таким, разговаривали как раз недалеко от Луклы.
С большим уважением относятся они к русским.
А пилоты таких самолётов думают: "И как можно в горы лазить, на Эверест например? Это же страшно и опасно - жуть какая! Другое дело - наша работа." =)
+1000%
Ужасно жду продолжения. Или жду ужасного продолжения.
Неважно. Продолжения !!!
Изначально прочитав тему подумал, что реклама Гербалайфа))) или кто-то сподобился на тему режимов питания (с мясом и без). Но оказалось совсем не о том.
Даже ещё не увидев ролики (дома плохой интернет), но вняв словам, ощутил то, что по-моему мнению, старался передать автор.
Восхитительное чувство юмора. Крайне увлекательный слог. Буду и дальше читать статьи автора.
Надеюсь с автором всё ок? Так как последняя статья - это весна этого года.
Но вот какое дело. Если вы посмотрите на фотографии еще раз, то увидите там самолеты с бортовыми номерами 9N-AFE и 9N-AHE
увы
http://aviation-safety.net/database/record.php?id=20081008-0
http://aviation-safety.net/database/record.php?id=20100824-1
Так и не решил пока для себя: бояться или не бояться.
Со стороны смотря даже непонятно, почему так мало аварий на этом направлении.
Парк не обновляется, погодные условия меняются быстро.
Но это мне, обывателю. Пилотам наверное не страшно.
Особенно впечталяет, когда пилот летит в плотную облачность и маневрируя пытается между облаками по чистому туннелю, пролететь. Летишь как в фантастическом фильме по загадоному туннелю.
И вдруг видишь, в этой каше, не так далеко от себя встречный самолет протелает.
Как они там разлетаются?
а НС бывали серьезные при посадке/взлете? есть статистика?