Страховка более тяжёлого напарника на спортивной трассе
Автор рекомендаций Дэйв Шелдон.
Людей, чьи партнёры тяжелее на 6 и более кг, обычно отрывает от земли во время задержания ими сорвавшегося лидера на спортивной трассе. Несмотря на то, что поначалу это приводит в замешательство, с ситуацией можно справиться с помощью некоторых простых мер предосторожности, обеспечивающих хорошее, мягкое и безопасное задержание сорвавшегося. Некоторые альпинисты рекомендуют пристёгивать лёгкого страхующего к точке страховки на земле, но это может привести к жёсткому падению лидера, с ударной нагрузкой. В большинстве случаев, при которых у страхующего есть небольшая свобода перемещения, снижается вероятность травмирования его и лидера, а также снижается сила, действующая на систему страховки.
Людей, чьи партнёры тяжелее на 6 и более кг, обычно отрывает от земли во время задержания ими сорвавшегося лидера на спортивной трассе. Несмотря на то, что поначалу это приводит в замешательство, с ситуацией можно справиться с помощью некоторых простых мер предосторожности, обеспечивающих хорошее, мягкое и безопасное задержание сорвавшегося. Некоторые альпинисты рекомендуют пристёгивать лёгкого страхующего к точке страховки на земле, но это может привести к жёсткому падению лидера, с ударной нагрузкой. В большинстве случаев, при которых у страхующего есть небольшая свобода перемещения, снижается вероятность травмирования его и лидера, а также снижается сила, действующая на систему страховки.
Положение
Когда страхуете, становитесь прямо под первым болтом. При падении лидера вас поднимет вверх, а не поволочит по земле или саданёт вдоль скалы.
Обувь и верх
Надевайте крепкую, с закрытым носком обувь: нет шлёпанцам! Когда вас дёрнет вверх, обе руки будут заняты удержанием верёвки, так что ваши ноги будут предохранять ваше тело от контакта со скалой. При жёстком падении сила рывка может быть резкой, поэтому страховочные перчатки и, если вы не слишком хладнокровны, каска рекомендуются.
Зазор
Если первый болт близко к земле, договоритесь с лидером о выщёлкивании из него после вщёлкивания во второй болт. Это избавит вас от рывка в направлении первой оттяжки. Или используйте сверхдлинную удочку, чтобы обойти первый болт, избегая спуска и манипуляции выщёлкивания.
Рельеф
Просканируйте скалу ниже первого-второго болтов, проследив вашу приблизительную траекторию вверх. Есть ли скальные выступы и опасные карнизы или скала гладкая и гуманная (по отношению к страхующему – прим. перев.)? Просмотрите, где вы можете столкнуться со скалой, желательно сначала ногами, в метре, двух или трёх от земли. Если есть шанс быть дёрнутым в какую-нибудь гадость, найдите другой маршрут или подберите более тяжёлого страхующего.
Будь готов
Когда лидер делает очередной шаг, держитесь крепче и будьте готовы к взлёту. Не прыгать! Если лидер низко, предлагаю опуститься на одно колено. Это позволит увеличить расстояние на пол метра между страхующим и лидером, что может быть достаточным для предотвращения их столкновения. Если столкновение неизбежно, поверните голову в сторону, сомкните челюсти для их сохранности и не отпускайте верёвку вашей тормозящей рукой.
Оставайтесь подвижны
Когда вас рвануло, держите ноги ниже себя, при этом ощущение движения будет подобно дюльферянию верх. Ваша цель – сохранить равновесие.
Обмен сообщениями
Ни временная остановка движения лидера, ни внешние отвлекающие факторы не должны быть помехой хорошему страхующему быть готовым к внезапному срыву. Тем не менее, лидер может помочь. Когда срыв кажется явно возможным, крик: «Внимательно!» переводит страхующего в состояние повышенной готовности.
Перевёл Александр Калашников.
96
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Ну а вообще, у меня оба постоянных напарника +15 (иногда чуть больше) кг... Есть друзья (муж и жена) прим. 50 против 80... Справляются :)
Просто надо следовать определенным правилам (смотрите выше ;) ).
Я бы ещё рекомендовал сначала чурку покидать.
Только если попугать :)
Что-то никогда не слышал, чтобы идеальные страхующие были в дефиците. :)
При этом - идеальный страховщик остается идеальным.
А про неидеального рассказывать уже некому...:)
Поэтому - все идеальные.
Это действие определенно лишнее.
Полностью.
Как только прощелкнулись во вторую точку, усилие задержания падающего резко понижается.
Да, самое опасное место, это падение до организации первой точки ( и такое бывает) и после первой точки, когда фактор рывка приближается к 2, а после второй уже все по другому. Гораздо проще. Когда страхуемый прощелкнулся во вторую надежную точку, можно облегченно вздохнуть. А автор предлагает вернуться опять к напряженному состоянию, ликвидировав первую точку.
Давайте посчитаем: Первая точка на высоте 2.3 метра, вторая на высоте 3.8 метра, третья точка на высоте 5.4 метра, четвёртая на высоте 6.2 метра, страховочное устройство на поясе страхующего, на высоте 1 метр от земли. Лидер, встегнувшись в первую точку, движется ко второй, но не успевает встегнуться и падает. Реальный фактор 3.0 / [(2.3 -1.0) + 1.5] =0.93.
Теперь рассмотрим фактор после второй точки 3.2 / [(2.3-1.0) +1.5 +1.6] =0.7
Фактор после третей точки 3.6 / [(2.3-1.0)+1.5 + 1.6 + 1.8] = 0.58
И что, после выстёгивания первой точки на небольшой высоте (как рекомендовано в статье) факторы на точках 2 3 4 и так далее изменятся?
"Как только прощелкнулись во вторую точку, усилие задержания падающего резко понижается."
По факторам, не вижу резкого понижения усилий. Постепенное нелинейное изменение есть, резкого нет.
Если вы посчитаете то что написали - получается не 0.93, а 1.07
Глубина падения 3 метра, длина веревки 2,8
Если же первая точка на станции с которой страхуют, и опять же действие происходит на полке, мимо которой можно благополучно пролететь, то вплоть до второй точки фактор рывка будет близко 2. Фактор рывка, конечно же сильно зависит от того, как далеко первая точка от станции. Если вплотную к станции - близко к 2. Чем дальше, тем меньше. Единица, когда падаешь с точки равноудаленной от страхующего до первой точки.
Кроме того, начинает влиять трение о карабины, и скалу. И если фактор изменяется после второй точки незначительно, то на опыте, ловить упавшего действительно проще.
Точки спортивных трасс пробиты фиксированно, по определённой схеме. Не может быть между первой и второй точкой 1.5 метра, а между второй и третей точкой шесть метров. Расстояние между первыми точками (1-2-3-) выбирается так, чтобы исключить возможность падения на землю со следующей точки маршрута(с учётом растяжения верёвки)
Я не рассчитывал точно высоту шлямбуров, как полагается (если рассчитывать то для высоты первой точки в 2.30 между первым и вторым шлямбурами получится 1.35 метра). Дал примерное положение. Но даже для этих фонарных данных фактор на каждом последующем шлямбуре уменьшается.
Посмотрите на рисунок нижний и верхний в начале статьи, я не вижу на этом рисунке полку. Автор проиллюстрировал своё предложение. И это предложение очень разумное для нависающего маршрута. Верёвка спрямляется, легче страховать, и легче ловить упавшего.
Прочтите 000DEN000 22:57 14.05.201 по поводу пролетая полку. В статье речь идёт не об альпинизме, а о спортивном лазании по шлямбурным дорожкам.
Фактор это соотношение глубины падения человека к длине вовлечённой в работу верёвки. Смысл фактора -жесткость падения на верхнюю точку.
Но все равно, я не согласен с утверждением, что нужно выщелкивать первую точку.
Предполагается, что это спортивная трасса.
В каком смысле?
Идут соревнования?
Тогда такое действие не имеет смысла, если идут на скорость, или на трудность, никто не станет тратить на это ни время, ни силы.
Или используйте сверхдлинную удочку, чтобы обойти первый болт
По неопытности, опять же, не понимаю этой фразы. Что за волшебная удочка в страховке?
Если идет просто тренировка, так по любому лучше сначала обучить страхующего грамотно страховать, чтобы его не бросало носом в скалу. И все проблемы снимаются. И в жизни пригодится в дальнейшем.
Смысл фактора -жесткость падения на верхнюю точку.
Совершенно верно.
Хочется добавить, что это условная величина, принятая для простоты восприятия.
Имеющая смысл только для тянущейся веревки.
Растяжение веревки уменьшает усилие действующее на верхнюю точку.
Если веревка не тянется, смысл фактора рывка исчезает.
Количество промежуточных точек до верхней добавляет трение на веревку, вследствие чего усилие на верхнюю точку возрастает, а для страхующего уменьшается.
Наверное все мы попадали в ситуацию, в альпинизме, когда в конце проходимого участка, веревка перестает вытягиваться за тобой. Надо долезть до полки, а веревка из-за трения не идет, хотя страхующий ее не держит, а наоборот - толкает:)).
Какой в такой ситуации фактор?
А кто его знает.
Если по расчетам - маленький.
А на самом деле - большой, так как общая длина веревки, вовлеченная в страховку неизвестна из-за наличия трения.
Начните лазить с нижней страховкой нависающие маршруты, и страховать на них же. После этого можно будет говорить о вашем согласии или несогласии.
Если вы ёничаете по поводу удочки, то это не умно. Если действительно не знаете что такое удочка: это телескопический, достаточно жесткий удлинитель, к которому прикреплена специальная оттяжка, где верхний карабин Frog (Kong). нижний карабин обычный, в него заранее вщелкнута верёвка привязанная к лезущему. http://ex.com.ua/product/kong-761setfr-frog-1589//.
Кстати в альпинизме удочка тоже применялась (если вы этого не знали). Этично это или неэтично, другой разговор.
За совет спасибо. Хотя, я думаю, мне уже пора завязывать, чем начинать. По возрасту.
Не думал, что палочка, привязанная к оттяжке, чтобы достать до шлямбура на Чегет-тау-чана, пробитый каким-то дюже высоким человеком, называется удочкой:)
Ну, да ладно. Может проще просто верхнюю повесить? Я так понимаю, если человек пришел лазить с нижней страховкой, так удочки как-то не к месту. Чего только не узнаешь:) Соглашусь, что это вопрос этики больше.
И опять спрошу - согласны, что чем выдумывать удочки и другие приспособы, лучше просто научить человека грамотно страховать?
Возраст не является главной причиной, чтобы отказаться от учёбы.
У нее есть очень плохая, не только на мой взгляд, особенность.
Почти никогда не отвечает на вопросы. Вернее, отвечает совсем не на то, о чем спросил.
Спросишь у нее, - Ты будешь проводить тренировку?
А она в ответ, - Наверное, будет дождь.
Вроде и ответила, а спрашивающий в недоумении, - так будет тренировка или нет?
Как ни жаль, а пришлось с ней расстаться. Именно эта особенность явилась главной а разрыве. Невозможность нормально разговаривать. И понимать друг друга.
Своим ответом вы заставляете меня думать, что она не одинока в своей этой особенности.
Я у вас спрашивал об одном, а вы отвечаете о другом.
Я дал вам конкретный ответ на ваши вопросы. Вы не поняли? Повторяю: Возраст не является главной причиной, чтобы отказаться от учёбы.
Расшифровываю:В этом предложении ключевые слова НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ.
А если не пробитая - сооружаю из закладок, крючьев или чего еще.
А теперь : Если я на земле - зачем мне станция
Не вижу проблем.
Стою на земле под началом маршрута.
Если я достаю до шлямбура - делаю страховку на нем.
Если не достаю - на себе.
И совершенно неважно, спортивный это маршрут, или неспортивный.
В упор не вижу разницы.
Вы хотели уличить меня в непоследовательности? Ну уличили, дальше что?
я иногда тяжелый (до 90 кг) и роняли неоднократно...
и на полки с 5-метров на соревнованиях, (отбиты пятки)
и в маты жестко метров с 4 воткнулся на скалодроме...
падать я лично не боюсь, слава богу, не бился сильно :-)
но вот девчонок страхующих кг. под 50 реально в стенку вмажет при срыве на 2-3 оттяжке, если тупить будут...
А вообще, 15 килограмм между страховщиком и скалолазом:
45/60 кг - разница 25%
75/90 кг - разница 16.7%
Но 6 кг, действительно, небольшая разница, если это не дети 7-10 лет (там может получиться 15-20%).
У подготовленного страхующего должно быть в арсенале достаточно приёмов, позволяющих работать без С/У.
Учитесь использовать трение!
Дёргаться при срывах (как на иллюстрации) вредно, если это не срыв на первую оттяжку - тогда можно присесть, выбрав верёвку, чтоб скалолаз до земли не долетел.
Из нюансов:
- при срывах на первые несколько оттяжек скалолаз может ударить ногами страховщика. Страховщику нужно стоять близко к стене (минимум свободной верёвки) и чуть сбоку (чтоб по голове не получить).
- динамическая страховка при срывах тяжёлого лидера в верхней части нависающего маршрута. Если можно протравить 1-2 метра, то при любой разумной разнице веса (до 25%) страховщику будет комфортно. В больших нависаниях это будет полезно даже для лёгких скалолазов, чтоб не ударились маятником о стену.
- Стоять надо устойчиво.
Моя статья на подобную тему: Безопасная страховка в спортивном лазании
P.S. разницу в килограммах, как указывает awind, нужно осмысливать, т.к. это не очень корректно.
Пример: 15 килограмм между страховщиком и скалолазом.
45/60 кг - разница 25%
75/90 кг - разница 16.7%
Вообще, если страхующий и скалолаз всё делают грамотно, а маршрут пробит без ошибок, то можно никак не реагировать - страховка сработает как надо.
выбрать проще -- движение наработано, и ускорение руки больше g. а падать на колено ещё привыкнуть надо. у меня, например, выпад получается заметно быстрее, потому как натренирован во время оно.
разница масс же... и, "если всё делают грамотно". я при падении на первую оттяжку как-то до земли долетел. виноваты были оба-двое. большой провис, и я ушёл чуть в сторону, где земля заметно повышалась.
Интересно те кто разводит полемику, считают весовые пропорции себя и напарника заранее, чтобы учесть все коэфициенты..в некоей замысловатой формуле. И вообще заморачиваються ли настолько, берут весы с собою для взвешивания, тестируют каждый раз верёвку при новых поездках на износ, проверяют оттяжки, шлямбура при помощи неких приборов ....и только потом начинают лазить. А я забыл проверить вообще все цепи в страховочной системе, но это думаю при каждом очередном выезде делает каждый уважающий себя спамер с риска. Причём обязательно по европейским стандартам))). А всё остальное от лукавого и недостаточно коректно - ибо для новичков, или для тех кто просто зашол почитать.
Большая разница в весе очевидна (хрупкая дама/крепкий мужчина), при необходимости, можно и спросить какой вес.
Речь не только о том что на кармане. Если придираться то придирайтесь и к шлямбурам, и к нашлёпкам на маршрутах, и к дюльферным кольцам и станционным цепям. А так же на всякий случай присмотритесь к напарнику и его снаряжению. Изучите поверхность на которой будете стоять - насколько сильно трение в цифровом коефициенте, в зависимости от состава подошвы обуви страхующего , относительной влажности воздуха и самой поверхности ( ведь обувная подошва - это не только вибрам определённой плотности...). Стоит учесть так же то что подошва может быть наклеена, прибита обувными гвоздями и т.д. - от этого могут возникнуть конфузы, особенно в жару - подошва может легко отделиться от остальной части обуви - для этого тоже формулы существуют и тесты. Нельзя же быть настолько "про" - чтобы всё определить на глаз...я так понял что спамеры риска обладают определёнными инструментами и возят с собою целую физ и хим лабораторию...ибо далеко не новички и всякое видали в жизни... А вот пост недостаточный и не раскрывает полностью затронутую проблему очевидности разницы в весе.
>Нельзя же быть настолько "про" - чтобы всё определить на глаз..
Всё что вы назвали определяется на глаз, занимает несколько секунд и это основы, а не "про".
Никогда не видели болтающихся клеенных анкеров, упавших на землю скалолазов из-за отсутвия узла на конце верёвки, падений первого на страховщика, выщёлкивания карабинов при срывах из-за неправильной встёжки, забывших закончить вязку узла перед стартом, ноги скалолаза между верёвкой и скалой при срывах?
Только не попрекайте меня основами, при этом говоря про то что очевидное надо уточнять. Я так и не понял тогда сколько раз очевидному надо быть осознанным, чтобы это приняли за факт.
"узел, муфта, узел, верёвка, оттяжки, под ногами, над головой, споттинг, к стене".
Оценка занимает примерно столько же времени, сколько чтение. С опытом, такой автоматический набор ключевых слов увеличивается, а время оценки уменьшается. В горах будет десять раз больше, но принцип тот же.
Если страхующий стоит не на ровной площадке, а с наклоном вниз... Шансы оказаться в воздухе при срыве напарника многократно возрастают...
По большому счету - сегодня, когда очень многие страхуют с полуавтоматами (гри-гри...) это абсолютно нормально. Кстати с полуавтоматом как раз рекомендуется при срыве напарника страхующему прыгать вверх :))), погасить рывок :))))
Ну и в основном для ,,легких,, - готовтесь при полете в стенку выставить ногу вперед :)