Съемка в горах
Рекомендации по выбору техники от Константина Диковского, мастера курса «Горный треккинг» школы outdoor фотографии OnSight:
Горы.
При этом слове возникают величественные вершины, облака, солнце и потрясающие фотографии, которые предстоит создать.
Впереди долгий путь с рюкзаком по горным тропам, с фотоаппаратом на шее.
Согласитесь, последняя фраза звучит уже не так романтично. Шея может и не выдержать, а величественность вершин как-то отодвигается перед мыслью о надвигающейся усталости.
Так что же взять человеку, увлеченному фотографией, в горный поход?
Главный принцип здесь – соизмерять свои физические возможности со своими фотографическими амбициями.
Нужно определить минимальный набор фототехники, который при малом весе не сильно ограничивал бы выбор сюжетов для фотосъёмки.
КАМЕРА
Любая доступная цифрозеркалка. Можно использовать любую имеющуюся камеру, включая компактные, но в настоящее время, именно зеркальная камера позволяет работать наиболее оперативно в сложных условиях, что связано со скоростью работы зум-объектива и наличием оптического видоискателя. Второй момент связан с размером и качеством матрицы, отчего напрямую зависит качество снимков. Пока зеркальные камеры - впереди остальных вариантов.
Например
Nikon
Canon
ОБЪЕКТИВ
Один универсальный зум
например
для Nikon
Nikon AF-S DX 16-85 F/3.5-5.6 G VR для камер с кроп-матрицей
или
Nikon AF-S NIKKOR 24-120 mm f/4G ED VR для камер с полной матрицей
для Canon
Canon EF-S 15-85 mm
или EF-S 17-85 mm для камер с кроп-матрицей
или EF 24-105 – для камер с полной матрицей
Почему один? Да, просто потому, что силы одного человека по переноске тяжестей на пересеченном рельефе имеют определенный предел.
Это сложно назвать в полной мере рекомендацией, т.к. указанные объективы хороши, но дороги и далеко не всем по карману. Можно найти и более бюджетные варианты, которые вполне приемлемо будут делать свою работу.
АККУМУЛЯТОРЫ ДЛЯ КАМЕРЫ – 4-5 шт., в зависимости от продолжительности похода и возможности подзарядки в пути. Рекомендация рассчитана на автономный поход продолжительностью 2-3 недели и 2000-2500 снимков, с учетом того, что при низких температурах ресурс аккумуляторов сильно снижается.
ФЛЕШ-КАРТЫ – 3-5 шт. по 8-16 Гб, опять же в зависимости от продолжительности треккинга и частоты нажатий на спусковую кнопку. Выбирайте самые быстрые, какие можете себе позволить.
Можно использовать много карт по 2-4 Гб, но их придется часто менять и, при большом количестве - легче потерять. С картами 32 Гб или 64 Гб ситуация обратная: в случае выхода карточки из строя, вы рискуете потерять вообще все снимки. Поэтому 8-16 Гб – некоторый компромисс.
ШТАТИВ – берите только, если уверены, что будете проводить съёмки с длительной выдержкой – речки, водопады, утренние, ночные, вечерние.
По возможности берите карбоновый (углепластиковый), самый легкий, какой найдете, но высотой (без поднятой центральной колонны) не менее 1,2-1,4 м и, конечно, достаточно устойчивый. Например, Benro C-068.
И легкую головку – 3D, либо шаровую - с какой вам удобнее работать. Головка должна быть рассчитана на нагрузку не менее 2,5 – 3 кг и иметь съёмную площадку, которая крепится к камере и позволяет быстро ставить и снимать её со штатива. Пример шаровой головки – Manfrotto 494RC2. Производители – Manfrotto, Gitzo, Benro, Giottos и др.
ТРОСИК – кнопка на проводочке, для съёмок со штатива с длительными выдержками. Можно брать любой, который подходит к вашей камере.
ФИЛЬТРЫ – если действительно используете:
UV – защитный. Для съёмок в сложных погодных условиях, и во всех случаях - при риске загрязнения объектива.
CP – поляризационный. Для затемнения неба в солнечную погоду, для снятия отражения с поверхности воды.
ND – затемняющий. Чтобы иметь возможность использовать длинные выдержки днём, например для съёмки речек и водопадов.
По возможности, следует выбирать фильтры с низким профилем (максимально тонкие), чтобы избежать виньетирования при фотографировании на широкоугольный объектив.
Производители: B+W, Tiffen, Marumi, Kenko.
КАРАНДАШ ДЛЯ ЧИСТКИ ОБЪЕКТИВА – с одной стороны кисточка, с другой подушечка. Для удаления пыли и легких загрязнений. Производители: LensPen и др.
Набор для чистки матрицы можно с собой не брать, при условии, что она у вас чистая и во время похода вы не будете снимать объектив с камеры.
ФОТОСУМКА – необходимая вещь. Если фотоаппарат во время движения лежит в рюкзаке, большинство хороших кадров пройдут мимо. У вас просто не будет времени и сил каждый раз снимать и надевать рюкзак, чтобы достать камеру ради нескольких снимков.
Оптимальный вариант – фотосумка, которая загружается сверху и висит впереди, в какой-то мере, уравновешивая рюкзак. К ней нужно привыкнуть, но она позволяет достать камеру за секунды и сделать кадр, не снимая рюкзака.
Не стоит брать очень большую, но - достаточную, чтобы влезла камера, фильтры, пара аккумуляторов и флэш-карт.
Сумка должна иметь систему постромков, позволяющую надеть её на плечи – фактически рюкзак наоборот. Сумки, которые имеют только шейный ремень не подходят.
Пример подходящей фотосумки: Lowerpo Toploader Pro 65 AW или 70 AW
Вышеперечисленное – это проверенный временем набор фотографа, который в течение многих или нескольких дней тащит на себе аппаратуру в дополнение к основному рюкзаку, сбор которого требует такого же внимания.
Фотографу, путешествующему в компании с опытными альпинистами или горными туристами нужно иметь дополнительный запас выносливости, т.к. в поисках лучших кадров приходится обгонять или отставать, а потом догонять группу. Для этого нужны тренировки.
Если фотограф идет из последних сил, ему будет не до фотографирования.
В итоге если штук 5-10 «хороших» и 30-40 «нормальных» кадров за время поездки у вас получилось – тогда не зря таскали камеру.
Успешных вам съемок в горах!
Ближайший курс школы outdoor фотографии OnSight начнется 3 сентября в Цейском ущелье.
ПАРТНЕРЫ ШКОЛЫ ONSIGHT
141
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Кроме Nikon'a и Canon'a еще есть как минимум Sony, Pentax и Olympus
Самые быстрые карты нужны для жесткого репортажа, стоят они дорого, для гор имхо избыточны.
UV фильтры обязательны просто как защитные фильтры на объективы (лучше получить царапину на фильтр, чем покупать новый объектив)
PL (поляризационный) - имхо 'must have'
ND - полезен
По объективам:
Travel zoom (типа 18-250) - штука полезная как штатник для оперативной съемки
А так для Качественных фотографий для съемки в спокойной атмосфере нужны как минимум телевик и ширик, фиксы или zoom'ы - дело вкуса и качества:)
Про сумку: сам юзаю Kata torso pack DT 211, большая (помещается: тушка + 70-210, фикс 21mm, штатник 18-55, + фишай, есть кармашки для карандаша и карточек памяти), но при этом ноги спереди не задевают сумку, что важно! можно носить как на поясе, так и с ремнем через спину, в принципе этот ремень, поверх которого был рюкзак, не очень ощущается, и все носится вполне терпимо.
Про штатив: полезно иметь крючок для подвешивания груза. Тем более надо помнить, чем более тяжелее система штатив + камера тем более она стабильна, так что тут надо искать компромисс между тяжестью и стабильностью.
Есть очень интересный штатив TAMRAC TR-406 ZipShot весит 300гр нагрузка 1.32кг - при аккуратном обращении отрабатывает хорошо, однако моя камера 1 раз с ним улетела :) и шаровая головка разбалтывается быстро.
Общий вес моего фото оборудования около 4.5кг - достаточно много, экономлю на том, что покупаю легкое и современное снаряжение + подхожу к этому с головой, ну и здоровья пока много :))))))))
Рекомендации даны для мнгодневного горного треккинга. С учетом этого, на мой взгляд, 4 объектива - это роскошь, которую не многие могут себе позволить. Если говорить о 1-2 дневных вылазках - там другое дело.
Насчет стены - также склоняюсь к мыльнице (см. http://www.risk.ru/users/marich/17432/)
Во всем остальном - не вижу противоречий.
Насчет "подхожу к этому с головой, ну и здоровья пока много :))))))))" - это главные моменты.
Так, что все вполне реально :)
Стоит еще упомянуть о такой вещи как Bean Bag'и (мешок с бобами), сам я такой штукой не пользовался, но идея вполне в духе Light&Fast. Это небольшой мешок, который наполняется например горохом или песком, мелкими камушками, используется вместо штатива, соответственно кладется на природные возвышения (на большой камень например), штука весьма специфична и не всегда ее можно использовать.
P.s. С удовольствием пошел бы на ваши курсы :)
Предпочитаю конструктивную критику, а не игру словами.
ЗубасТик дал хорошее описание ЕГО комплекта фотоаппаратуры, соответствующего ЕГО "здоровью" и тем восхождениях, в которых он участвует.
Я постарался сделать то же самое, но расширив рекомендации для более широкого круга. Хочу отметить, что это РЕКОМЕНДАЦИИ.
Насчет штатива - не все, кто ходит в горы снимают пейзажи. Даже более того, большая часть фотографирует, в основном, людей и, в основном, днем. Назовем это репортажем или жанровой съёмкой. Для этого штатив не нужен. Светосила указанных объективов вполне достаточна для этого, что проверено во многих восхождениях и походах.
Многие утренние и вечерние пейзажные фотографии на www.dikovsky.ru были сделаны без штатива, но с использованием треккинговой палки в качестве опоры, объективом со светосилой 4. Если можете повторить их с мыльницей - у нас будет новая интересная тема для обсуждений.
А Вы не слишком самоуверенны?!
Видел я Ваши "пейзажи" и здесь и на сайте: в виде открытки - очень заинтересовывают, а развернёшь и ... оп-паньки,
а там больше ничего интересного нет, всё вылизано фотошопом: бесполезная пища, как в Макдональдсе.
И.Жданов снимал тем, что Вы называете мыльницей поход по Каракоруму, так его фотки можно разглядывать и разглядывать,
а Ваши не стоит увеличивать, дабы не разочароваться.
Думаю, добрая половина рисковчан могут выложить фотки мыльницей, которые окажутся гораздо интереснее Ваших, особенно при увеличении.
Да, пожалуй, излишне самоуверен. Иногда это помогает, иногда - мешает.
На самом деле, не имею ничего против обсуждения своих фоторабот, в т.ч. и "пейзажей" - и в плане обработки и в плане темы и композиции, но в конструктивном ключе, т.е. анализируя конкретную работу, а не отправляя в мусорник все сразу.
Но это выходит за рамки данной статьи и данного обсуждения.
А для репортажной съемки качество картинки не важно - подойдет и мыльница, особенно с хорошим зумом ;-) Так что определяйтесь, вы турист или фотограф... если турист - не тратьтесь на зеркалку, дорогую оптику и т.д. ваш выбор - мыльница. Ну а если фотограф - тренируйтесь тягать тяжести ;-)
Хотите обсуждать работы - создавайте новую тему, загрузим туда наши снимки и будем по полной программе их анализировать, плюс рисковчане помогут.
По второй части поста - полностью согласен. Вклад техники в качество фотографий - процентов десять, остальное - умение и трудолюбие фотографа.
Насчет последнего предложения - готов поспорить. Если снимали репортаж мыльницей и зеркалкой - не могли не заметить громадной разницы между ними. И здесь она не в качестве картинки, а в быстродействии зуммирования и автофокуса. А это очень критично в репортаже.
Я стараюсь уважительно относится к мнению и работам других людей и жду того же по отношению к себе. И если, то, что проверено годами называют "полным бредом", возникает желание разобраться на основании чего такое заявление делается.
Я азартный человек: вы бросили вызов, я его принял.
Рад, что мы вышли на нормальный и уважительный уровень общения.
Конечно штатив вещь хорошая, но тащить с собой лишний вес при условиях что основное занятие у вас все-таки не фотография, а сам маршрут или восхождение - вряд ли стоящее дело.
От себя могу добавить, что на моём опыте всё-таки не зум, а фикс. Если брать только один объектив, то это "полтинник". Ну и фильтры тащить - вес и время (если менять). Всё можно быстро и легко тоже самое сделать в фотошопе. Брала бы только защитный, но и то не беру )))
Отдельно преклоняюсь перед теми, кто носит штатив с собой. Повышает качество и разнообразие снимков в разы. Но увы, для меня это нереально.
Я вижу здесь только пару "но": их матрицы всё ещё сильно меньше зеркалок (что сказывается на шумах и цветопередаче), но главное - большинство из упомянутых моделей не имеют видоискателя с наглазником, что затрудняет съёмку при ярком свете. Ещё один момент - так как матрица и задний монитор всё время должны работать (в отличие от зеркалок) - аккумуляторы не живут долго, что не так актуально в городе, но очень актуально в автономке в горах.
Для технических восхождений, всё же нужна камера, которая помещается в карман и здесь у упомянутых камер нет большого преимущества перед зеркальными.
В карман они помещаются если использовать объективы без фанатизма, преимущество по весу в 3 раза и по объему тоже существенное (мой комплект на canon 450d весит килограмм, а самсунг NX100 300 грамм)
А зеркалка.... Эх!... Хочется, конечно же... :-)
Проблем с Амолед экранами на солнце особых нет (объект съемки видно, гистограмма и экспокорекция тоже видны - если очень надо можно в цифровой видоискатель посмотреть). Опять же думаю что использование только цифрового видоискателя немного сбережет батареи, да и Амолед экраны не такие уж и прожорливые.
Матрица стандартная APC, кроп х1,5.
Ниже писал про свой выбор, вместо зеркалки и объектива 24-105.
Для технических восхождений, всё же нужна камера, которая помещается в карман и здесь у упомянутых камер нет большого преимущества перед зеркальными не совсем согласен :) Думаю, что с объективами 20мм и 30мм вполне "карманная" модель:)
Иногда привычка еще срабатывает:)
(как им снимают на 18-200 я вообще слабо представляю)
Избавится от дрожание держа его перед собой(чтобы смотреть в экранчик) - очень сложно ( ,
мыльницы спасает малый вес, а тут объектив весит уже прилично.
При наличии видоискателя - фотоаппарат прижимается к голове, жесткость конструкции гораздо выше - смаза меньше.
Ну и про фотографировании в полутьме в ОВИ видны контуры, что позволяет примерно оценить кадр до срабатывания вспышки.
Ни через экран, ни через электронный видоискатель этого не видно.
На длинном фокусе подозреваю без штатива все равно ничего путного не выйдет
Спорить до хрипоты собственно не буду поскольку зеркалками ничего не снимал (зенит 20 лет назад не в счет). Могу сказать только, что мне очень удобно с экрана.
К сожалению, чтобы заснять конкретный сюжет с конкретной идеей в надлежащем качестве, то тут только зеркалка и знание дела. Вот и таскаем не жалея ни себя, ни камеры ))))
В горах в целях экономии аккумов дисплей я вообще практически не использую, только видоискатель. На солнце с ума не схожу. Ношу на поясе всегда, могу достать в любой момент и одной рукой сделать кадр. Но фотик старый, появились проблемы, пора менять уже.
На зеркалку решиться не получается пока - она тяжелее, она дороже, ее еще и жалко. Этот выдерживал и дождь, и снег, и падал как-то. А фотики класса моего стали тяжелее. В общем, не выбрать :(
А что за камера и объектив на килограмм? Какой зумм у объектива (а то уже привыкла к 10-кратному, еще и позволяющему макросъемку)?
И по статистике - в 2008 на 3-х недельном маршруте по горному Алтаю с двумя камерами количество кадров, снятых на мыльницу было чуть больше, чем на зеркалку.
не вытягивает мыльница все мои запросы, особенно в горах. Один плюс - вешаю на ремень и при желании достаточно быстро можно сделать кадр. А так - мыльницей - недоволен.
Спасибо и за статью автору и за обсуждение участникам!
Очень полезно
Можно сутками просиживать на форумах, обсуждая каждую мелочь из набора фотографа, купить наилучший для данных видов съёмки комплект аппаратуры, но это не изменит качество фотографий, т.к. роль техники здесь - от силы 10%.
Остальные 90% - сюжет, композиция, идея, мысль.
Банально - да. Верно - да.
Зато опытом обменялись:)
Еще бы без переходов на личности - вообще здорово было бы! Но что-то мне кажется, что это утопия!
Матрица 16 мр, х30 оптика-стекло.
Из отличительных плюсов - AA-совмеcтимые аккумуляторы, т.е. может на обычных батарейках работать, которые в любом кишлаке достать можно. Что, правда, компенсируется электронным видоискателем, который эти самые батарейки будет усиленно "кушать".
Если требования к качеству снимков повышенные, то здесь матрица может "не дотянуть" по цветопередаче и уровню шумов, т.к. размер небольшой (кроп-фактор 5), а пикселей много.
Это рассуждения, исходя на тех. характеристик. Конечно, лучше всего послушать владельцев данных камер и их отзывы о работе в разных условиях.
причем как мерзнет моторчик так и камера
видоискателем. Очень доволен.
Побольше бы матрицу.
Как у него с быстродействием автофокуса и зума?
В итоге взял Самсунг NX-11 + 20мм объектив и переходник на М42 и 2 объектива с ручными настройками (50мм и 135мм) Ну а на гору брал только камеру с 20мм объективом. Очень доволен и массой и удобством работы и функционалом (жаль без тросика нельзя ставить выдержку более 30 сек :( ). Выйдут автофокусные фиксы буду использовать их. (аналоги есть у Сони и у сообщества 4/3)
Конечно без обычного видоискателя сложно работать ночью и ручной фокус не всегда хорошо выставляется и прочее и АКБ садятся быстрее, но 2шт мне на 10 дней хватило.
Главное репортажа удалось поснимать гораздо больше чем обычно получалось с зеркалкой.
Кстати, пытался на его поискать такой же наклеивающийся фильтр, не нашёл. в фото магазинах делают круглые глаза и не понимают, о чём речь.
Основные плюсы:
сенсор: CMOS 23.4 x 15.6 mm (больше чем у Canon 50D)
RAW формат
размер: 111 x 59 x 38 mm
вес: 287g камера + 211g обьектив
обьективы с резьбой под фильтры
огромный дисплей с высокой резолюцией (все прекрасно видно и в солнечный день)
наклоняющийся дисплей (очень удобно фотографировать от земли или наоборот над головой)
очень удобное управление ручными настройками (джойстик под большим пальцем правой руки)
Из минусов конечно главный - скорость и "верность" фокусировки (в тумане вообще не хотел фокусироваться)
Стандартный обьектив 18-55мм, за бОльший фокус/зум придется заплатить и деньгами и габаритами
Купил к нему компактную сумку с вертикальной загрузкой, только-только чтоб он в нее влез. И в общем таскался с ним 3 недели по горам и остался полностью удовлетворен. С бОльшим фотоаппаратом бы не таскался.
В качестве иллюстрации рискну приложить:
Ну и вообще: https://picasaweb.google.com/105328786045860876982/Alps2011#
чтобы понять, чем хорошо "оборудование", о котором тема, мне хотелось просто посмотреть, что им делают, когда нахваливают достоинства или говорят о не достатках.
Проще говоря, тестовых снимков с аппаратов и их обсуждения и отзывы фотографиях навалом в интернете и соответствующих спец форумах.
тестировать каждую модель не всегда есть время и\или возможности, а тут - всё очень наглядно, если есть примеры.
а на форумах по любой модели - от рядовых мыльниц до мега-аппаратов - идет потоком нечто "наконец то я встретил машинку, удовлетворяющую всем моим запросам в сочетании цена-качество..."
это съемка с ручной настройкой или и на автомате аппарат работает на достаточном уровне?
Снимки сняты в этом режиме, не обрезались и не обрабатывались.
зато и карточки получаются ;)
именно этой камерой снимаю четвёртый год
начинал с мыльницы Kodak DC290 в 2000году
впрочем все 3 карточки тут с телевика
а вот ширик
http://ai.kuz.ru/nepal
Если говорить за фотик, который тащить на гору, то у самого у меня вышеупомянутая мыльница Canon S95, долго выбирал какую себе купить, а эту друзья подарили. И прямо в точку! Спасибо им!:)
Таскал её по горам-долам в этом сезоне и в хвост и в гриву - радуюсь не нарадуюсь. С настоящей камерой конечно не сравнить, но очень и очень рядом! Из недостатков - слабоватые аккумуляторы, если вы, например, собираетесь в Карокаруме лезть неделю на какую-нибудь стену, то берите парочку запасных аккумуляторов:)) А в остальном рекомендую!
Я,по профессии кардиохирург.Недавно
приобрёл камеру Canon 400D. За небольшое время уже отснял кучу фоток и
вот уже подумываю, не совместить ли мне приятное с полезным. А именно
подработка фотосъёмкой свадеб. С практикой фотосъёмки знаком не
понаслышке - имел приличный опыт фотосъёмки с "Зенитом". Прикидываю что
для этого нужно. Объектив в наличии пока только китовый, понимаю, что
нужен другой, но сейчас не потяну. Реально ли только с китовым? Нужна
внешняя вспышка, по деньгам прикидываю тысяч за 6-8, порекомендуйте
-какую лучше взять. Дополнительную карту памяти и аккумулятор куплю. Что
ещё нужно? Штатив с "тросиком"- не знаю?, по-моему, не обязательно
иметь.
Ответ:
Я-фотограф.Недавно приобрел себе в магазине
медтехника скальпель. За небольшое время уже изрезал кожаный диван, и
едва не прирезал свою собаку, и вот уже подумываю, не совместить ли мне
приятное с полезным. А именно поработать кардиохирургом. С практикой
хирургии знаком не понаслышке, имел приличный опыт работы консервным
ножом. Прикидываю что для этого нужно. Скальпель пока не заточен и
только один, понимаю, что нужен другой, но сейчас не потяну. Реально ли
только одним скальпелем сделать аорто-коронарное шунтирование? Нужен еще
кровостанавливающий зажим, по деньгам прикидываю тысяч за 6-8,
порекомендуйте, какой лучше взять. Вату и тампоны куплю сам. Что еще еще
нужно для хирургической операции? Трокар полостной и пинцет тканевый,
не знаю, по-моему, не обязательно иметь...
:)
фотаю на panasonic FZ50..отличная машинка между мыльницами и зеркалом.мощный зум.матрица маловата-но жить можно.стекло-лейка-12х оптический зум (35-420 мм эквив.), F/2.8-3.7.поворотный экран и видоискатель есть-неплохой.есть raw.скорость где-то 4 кадра в сек.естественно присутствие ручных настроек-что радует
фотки некоторые есть тут
Зеркалку нет сил носить и мне кажется чел с зеркалкой объективно тормозит группу.