Спуск с ненадежной точки.

Пишет Oduvanchik, 26.08.2014 21:06

Каждый, кто когда-либо лазил на скалах, сталкивался со станциями, которые не внушают доверия.
Спуск с ненадежной точки. (Альпинизм)

Самое неприятное – спускаться, выщелкивая веревку из оттяжек и собирая их с маршрута. Ведь, если то, через что у вас наверху проходит веревка, рушится, вы окажетесь на земле, если спустились к этому моменту более чем на 30% от всей протяженности маршрута.
Как избежать этого ненужного риска и обезопасить себя во время спуска, ниже иллюстрирует наглядный рисунок.
Спуск с ненадежной точки. (Альпинизм)

Это не моя картинка, она была найдена мной давно на просторах интернета. Надеюсь, никто не будет против, что я ее здесь использую. Возможно, кому-то эта информация окажется очень полезной и поможет избежать случайных неприятностей.

163


Комментарии:
21
Такие шлямбура как на фото, я много раз целовать был готов, когда они встречались в самые знатные моменты. Не говоря уж про дюльфер. Раз оно там лет 40 прослужило людям, значит с вероятностью 99,5% всё ок. А остальные 0,5% легко проверяются методом конкретного рывка рукой за оттяжку.

Но так нет же, с каждым годом всё больше и больше надёжными считаются только новенькие, блестященькие шлямбура с анкерами, которые наверное с той стороны массива насквозь выходят и законтрены там блинами от штанги...

5
У автора неудачный пример на фото...
Вот на таких боязно:

6
Когда встречаешь шлямбура на альпинистском маршруте, рад любым. А вот во время тренировок на пробитых скалолазных маршрутах, требования к надежности шлямбуров почему-то возрастают.
Лично мне, всегда страшно оставаться на одиноком сомнительном шлямбуре.

2
маршрут есть маршрут. Там всякое бывает - и на ржавых шлямбурах висят, и буры в натечный лёд крутят, а порой и со старых петель дюльферяют. Не говоря уже о более жестких ситуациях. Там как говорится, прошел и забыл, да и любой срыв - уже ЧП
А тренировки - это совсем другое. Здесь и срывы в принципе предусмотрены, и маршрут часто не раз проходится (если короткий), и требования к безопасности участников выше, и технический уровень участников в целом ниже. В этом и разница. Тем более что тренировочными маршрутами пользуется гораздо большее количество людей.
Эх, прописные истины излагаю...


3
Ну не знаю, я видел достаточно сломанных шлямбуров, да и просто руками доставал.....

2
От этот мущина правильно излагает ящитаю. А еще, кстати, слышал, бывают кто веревки покупает новые - мол, дедова не выдержит. Но дедова-то бухта полвека деда ловила, отца ловила - ну чего б ей и меня-то не словить?

4
на фото вполне живые шлямбура, но самой идеи это не отменяет.

5
Метод конечно лучше чем ничего. Но есть серьезные сомнения что при таком полете пруссик выдержит. Он вообще-то для другого предназначен. А по большому счету вообще не слишком ясно зачем в наши времена лазить по спортивным маршрутам с сомнительными шлямбурами, когда полно маршрутов с заведомо надежными шлямбурами.

6
Да, конечно, сомнения есть, что ПРУСИК выдержит или не поползет. Это зависит от многих факторов, например, таких, как диаметр веревки и репшнура, какой схватывающий узел завязан, погодные условия, мягкость веревки и репшнура. Если все адекватно сделать, то будет действительно лучше, чем ничего. И это весомый плюс, так как по времени требует это примерно 30 секунд.
Увы, не везде есть энтузиасты, обновляющие точки страховки на скалолазных маршрутах. Да и ситуации бывают разные.

4
Картинка из каталога Petzl, там же детальное объяснение. Просторы, возможно были здесь http://activelife.dp.ua/rock-climbing/texnicheskie-priyomy-v-alpinizme-i-skalolazanii-5.html

Если говорить о горах, скорее всего, вариантов больше. Можно слезть вниз, с нижней страховкой, забирая точки. Можно оставить карабин и слезть вниз с верхней страховкой + прусик (если было меньше середины верёвки).

Вариант с двойной верёвкой - дюльфер с нижней страховкой. Этой зимой у меня был случай - запёрся в тупик по четвёрочному миксту, лезть его вниз мне было трудно и опасно, вбить крюк некуда - смёрзшиеся булыжники. Страховка (нормальная) есть на одной из двух верёвок (лез с двойной). Вылез чуть выше, где скала лучше, вбил крюк (не важный, но вес тела держал хорошо), повесил в него кусок репа. Дюльфернул с нижней страховкой.

P.S. если "шлямбур" - гнилой болт М6, вращающийся в своей дырке, с алюминиевым ухом, то что вы предлагаете? :)

2
Спасибо за Ваш комментарий!
Да, возможно, это картинка как раз оттуда.
Мне эта идея нравится своей простотой. Другие варианты, разумеется, есть, но более сложные, с которыми человек (сужу по себе) с большей вероятностью просто забьет на безопасность.
Если ""шлямбур" - гнилой болт М6, вращающийся в своей дырке, с алюминиевым ухом", то я бы спустился вниз лазаньем, а если это невозможно, то пользовался бы этим методом.

P.S. Можно еще спуститься лазаньем до ближайшей надежной точки и с нее спуститься на страховке "парашютиком". Но надо помнить, что не с любой точки можно спуститься, не оставив карабина. Кстати, на бауроке есть статья "Как грамотно слинять с пробитого маршрута?" в ней как раз описывается, как дюльфернуть со шлямбура и при этом не оставить ничего из снаряжения. Но у того метода есть значительный минус - спуститься можно с высоты, не превышающей треть длины веревки.
http://www.baurock.ru/quickhack/retreat.htm Может быть, будет полезно.

-7
Показать комментарий

6
=))) милая категоричность. =)

0
Да ладно? Уверен 5-ка даже поможет в этом случае

5
Очень все зависит от:
- как человек вел узел, двумя пальцами и бросил или в кулаке и рефлекторно зажал
- каким узлом привязал, пруссик 2 оборота или 3 оборота, маршар, французкий, бахман
- самое главное, страхующий протравил/зажал
(если зажал и на жопу сел - почти наверняка обрыв, если травил до упора и мягенько тормознул - то почти наверняка все хорошо).


3
Чудесный комментарий!

Это почему пруссик, хоть даже и 7-ка, не выдержит?
Проверяли? Или, может быть, хотя бы погуглили вопрос?

-1
Я видел как схватывающий из 6-ки горит и рывок с фактором 2 он выдерживать не обязан, если уверенны в обратном обоснуйте, зачем стебаться?

2
Рывок с фактором 2 - что-то неправдоподобное в реальной жизни.

3
А я видел, как рвется основная веревка и лопается стальной карабин. И что?
Фактор 2 не выдержит ни один репчик, каким бы узлом его не привязали. Только фактора 2 там не будет.

0
Вопрос к знатокам если использовать бахмана - снижает ли это при рывке вероятность прожигания репа или оплётки основной верёвки?

3
Я сталкивался с тем, что узел Прусика при большой статической нагрузке начинает ползти. А узел Бахмана и Французский схват отлично держат. Как они поведут себя при рывке я лично не проверял. Мне кажется, важно, чтобы узел до рывка был расправлен и подтянут, чтобы перемещался по веревки не очень свободно. Это нужно для того, чтобы в момент рывка он начал затягиваться, а не съезжать.
Если что-то и оплавится, то с гораздо большей вероятностью это будет репшнур.

1
На правом рисунке не французский схватывающий, а другой - клемхейст. И он последний из тех, которые начнут ползти, скорее оплётку с верёвки снимет.


1
я прошу прощения за такой жест, но

погугли запрос испытания схватывающих узлов

много людей и кидали на разные узлы груз с разным фактором, и венто что-то регулярно своей машиной рвет

4
Если веревка - нормальная динамика, она многие проблемы решает сама. Главное - не хряпнуться об полку или выступ.

4
Фактор рывка тут будет самый минимальный.
Расстояние на котором узел должен затянуться - значительное.
В общем, кажется, идея хорошая.
Кстати, если даже зажать схватывающий в кулаке, то его скорее всего вырвет из кулака, потому что веревка перевернется и дернет со стороны мизинца.

2
Спасибо за статью и иллюстративный рисунок.

Конечно есть и другие варианты спусков в таких ситуациях. Однако этот вариант действительно является (на мой взгляд) простым и "быстрым" в подготовке.

На счет надежности или ненадежности точки... пусть каждый решает для себя.

3
Важно помнить, что в этой ситуации французский схватывающий надо завязать "вверх ногами", иначе он поползет, потому что веревка перевернется!
Для многих это очевидно, но по стереотипу просится вниз петлей.

-1
Похоже что мало кто прочитал, задумался и запомнил ;) Печалька (учатся только на своих ошибках)...

0
он же симметричный.

1
Я имел ввиду тот, что на картинке, надписан как французкий. Этот узел не симметричный.


4
А я скажу спасибо автору: такого способа спуска (С прусиком) не знал!

0
Аналогично! Беру свои слова обратно частично)

3
Ну и вообще, с риска убрали содержание публикации тестов Венто, было здесь
http://www.risk.ru/users/vento/16590/
В комментариях там толковое видео, отвечающее на вопрос о выборе схватывающего :)

А результаты тестов гугл показывает здесь:
http://mountschool.ru/index.php/services/84-ispytaniya-razlichnykh-variantov-skhvatyvayushchikh-uzlov-chast-1-i-chast-2

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru