Экспедиция Трофи 2006, часть 5
Байкал зимой - это сказка. Фотографии хороши, но в реальности всё ещё более впечатляюще...
Экспедиция Трофи 2006, начало
Экспедиция Трофи 2006, часть 2
Экспедиция Трофи 2006, часть 3
Экспедиция Трофи 2006, часть 4
Экспедиция Трофи 2006, часть 5
Экспедиция Трофи 2006, окончание
5 этап. Новосибирск - Иркутск - Ольхон (Байкал)
Утром за пять минут перед брифингом капитанов я подхожу к Димке, спрашиваю:
- Ну что, рубимся теперь за кортики? Получаю ответ:
- Нет, мы не хотим, мы просто так поедем во Владик, в свободном режиме.
- Значит, расходимся?
- Значит, да.
Заявляем о выходе Амура из гонки, в партнёры нам определяют команду Иркутск, которая шла с экипажем-пустышкой Экспедиция. Это единственный возможный вариант. Знакомлюсь с их капитаном Михаилом. Он сразу спрашивает:
- Что у вас есть?
- В смысле?
- У нас только маленький ручной GPS и две организаторские рации.
- А, ты про электронику. У нас есть всё: GPS, ноутбук, электронные и бумажные карты - не беспокойся.
Мы договариваемся о радиочастоте и месте встречи после выдачи заданий.
Экспедиция Трофи 2006, начало
Экспедиция Трофи 2006, часть 2
Экспедиция Трофи 2006, часть 3
Экспедиция Трофи 2006, часть 4
Экспедиция Трофи 2006, часть 5
Экспедиция Трофи 2006, окончание
5 этап. Новосибирск - Иркутск - Ольхон (Байкал)
Утром за пять минут перед брифингом капитанов я подхожу к Димке, спрашиваю:
- Ну что, рубимся теперь за кортики? Получаю ответ:
- Нет, мы не хотим, мы просто так поедем во Владик, в свободном режиме.
- Значит, расходимся?
- Значит, да.
Заявляем о выходе Амура из гонки, в партнёры нам определяют команду Иркутск, которая шла с экипажем-пустышкой Экспедиция. Это единственный возможный вариант. Знакомлюсь с их капитаном Михаилом. Он сразу спрашивает:
- Что у вас есть?
- В смысле?
- У нас только маленький ручной GPS и две организаторские рации.
- А, ты про электронику. У нас есть всё: GPS, ноутбук, электронные и бумажные карты - не беспокойся.
Мы договариваемся о радиочастоте и месте встречи после выдачи заданий.
Задание этапа - городское ориентирование. В конверте - тридцать описаний точек в Новосибирске, Красноярске и Иркутске (родной город наших новых партнёров:). Описания - без GPS-координат. На другом листе - тридцать пар GPS-координат. Необходимо найти точки по координатам и _правильно_ сопоставить списки - порядковый номер координат и порядковый номер описания. Неправильно - взятый объект не засчитывается.
Перекинули наш комплект "ёжиков" и проставок на колёса к Амуру, сразу стало просторнее на заднем сидении. Ленка сидит в машине и плачет: "Гады-мужики-и-и, сдали-и-ись. Ы-ы-ы. Может вы меня в свою машину возмёте? Ы-ы-ы."
Иркутяне вызвали какого-то своего знакомого новосибирца, определили по описаниям - какие точки в каком городе находятся. Мы заколотили координаты в ноутбук. Едем за ними. И понимаем, что по пути к выбранной партнёрами точке проезжаем мимо ещё три. По рации договариваемся, что выбор очерёдности становится нашей задачей. В таком режиме успеваем собрать почти все новосибирские точки до начала утреннего часа пик. Но на предпоследней понимаем, что одну - памятник Покрышкину - взяли неправильно.
Оказалось, что в Новосибе два памятника Покрышкину - один, который мы взяли с самого начала, находился через дорогу в 50-ти метрах от другой точки по описаниям. А это в пределах погрешности GPS-приёмника. Вычислили мы это по короткой оговорке в конце описания нужного памятника Покрышкину, оно гласило "на левом берегу". Таких подвохов в описаниях было несколько:)
Из Новосибирска выскочили до пробок, по дороге в Красноярск иркутяне договорились по телефону с красноярскими друзьями о сопровождении. Соптимизировали маршрут так, чтобы взять точку "Заповедник "Красноярские столбы", не заезжая в город с основной трассы (по времени это был бы как раз вечерний час пик). Заехали с объездной, через Красноярскую ГЭС (завораживающее зрелище, я вам скажу:) И все пробки проехали с обратной стороны - нам навстречу - плотный, еле ползущий из центра к окраинам города поток, в котором попадались машины наших коллег-конкурентов, а мы - по свободной дороге им навстречу. Красноярские точки взяли быстро, полетели к Иркутску.
Первые окраинные точки взяли без проблем, а потом выяснили странную вещь - приезжаем на точку по координатам, а там ничего похожего на описания - нет. Оказалось, что часть координат организаторы намеренно дали неверными:) Но поскольку для наших партнёров это был родной город - мы нашли все такие точки по описаниям. Иркутск запомнился абсолютно безумными местными водителями - такое впечатление, что все водители как пчёлей ужаленные. Не то, чтобы носятся быстро, но ужасно нервно водят. Резко и беспорядочно укоряясь/тормозя, кидаясь из полосы в полосу, гудя сигналом и жестикулируя/матерясь из салона. Дикие люди:) Такого не было ни в одном городе, где мы побывали.
Финишный створ мы пересекли за час до окончания зачётного времени, переписали легенду пути на МСК, который находился на острове Ольхон, сдали машины на ТО и сели обедать в кафешке, владельцем которой был какой-то приятель Мишки, капитана команды Иркутск. Потом иркутяне остались ночевать в городе, дома, а мы выехали на Ольхон в одиночку.
Привязанных электронных карт на этот район у нас не было, но на выезде из Иркутска мы сели на хвост к Мультикам и Вымпелу и поехали караваном, отстав от них в из-за остановки для смены водителей на перевальчике через небольшую горную гряду у Байкала. Рванули их догонять и за очередным девяностоградусным поворотом обнаружили машину Вымпела слетевшей с дороги. Выскочили помогать, но ребята смогли выехать своим ходом. После этого инцидента они поехали километров тридцать в час, нас это не устраивало, так что мы обогнали их и ехали в одиночку. Километров за десять до ледовой переправы нам навстречу попался пикап Admiral, на котором ехали журналисты из "За рулём". Они побоялись в одиночку ехать по льду, ибо он трещит и висят знаки, что переправа закрыта до восьми утра. Созвонились с организаторами, нам предложили дождаться общего каравана.
Караван очень удачно нас нагнал как раз в момент, как мы подъехали к берегу.
Представьте себе картину - чёрное звёздное небо, чёрное зеркало байкальского льда (снега на нём практически нет - сдувает ветром), в пометки на вешках обозначенного коридора отражаются в свете фар, экипаж молчит, видимо считая бегающие по спинам мурашки - для всех это первая в жизни ледовая переправа.
Потом кружение по хитро петляющим грунтовкам по острову, вверх-вниз, вправо-влево, куда ехать - непонятно, легенда заканчивается координатами выезда с ледовой переправы. Идём вслед за оранжевыми организаторскими машинами. Снега нет, пыль столбом - аж стоп-сигналов впереди идущей машины не видно. Через полчаса въезжаем в единственный посёлок на острове - Хужир. Ночь, ни одного человека на улицах. Впечатление, будто попал в вестерн - деревянные разноформатные строения, огни фонарей и пыль, пыль, пыль - ну не бывает там снега зимой! Организаторские машины остановились на центральной (видимо) площади, тоже не знают, куда ехать - вызывают штаб по рации.
Разворачиваемся, ныряем в проулок и закатываемся во двор деревенской школы, пожалуй самого заметного здания среди прочих - двухэтажный деревянный дом с загибающимися крыльями, которые образуют двор. Во дворе уже стоят машины Волков, Екатеринбурга и Арсенала, полосатые крузеры Траста.
В здании столовой нас ждёт основательный ужин: манты, рыба такая, рыба сякая, рыба пятая, рыба десятая, пироги с такими ягодами, с сякими - прямо ресторан, а не школьная столовая:) После еды и многодневного обрывочного недоотдыха в кунге с неудержимой силой клонит в сон, буквально падаем и моментально засыпаем школьном актовом зале...
Просыпаюсь по будильнику, зал, в котором было практически пусто, весь завален спящими. Народ храпит на все лады, акустика хорошая - такого "оркестра" я ещё ни разу не слышал:)
На брифинге рассказывают про спецучасток и выезд с Байкала, на улице -25, встаёт солнце. Мы выстраиваемся в колонну и ждём встречи с Его Величеством Байкалом при свете дня.
6 этап. Ольхон (Байкал) - Чита
Немного попетляв по Хужиру у вмёрзших в лёд небольших рыбацких корабликов колонна выехала на Байкал. Где-то далеко виден ближний от острова берег, встаёт солнце, мы, огибая остров, колонной движемся к старту спецучастка, который находится у горы Шаманка. Там команды, оставшиеся в Золотом зачёте, выстраиваются для старта СУ (классический геокэшинг - за два часа надо найти максимальное количество точек с указанными GPS-координатами). Остальные - наслаждаются Байкалом:)
Да, кстати, по предыдущему этапу мы набрали максимальное количество баллов 90. Как, впрочем, и остальные золотозачётные команды.
Байкал поражает. Толстенный прозрачный лёд под ногами, смотришь вниз - взгляд уходит в темноту, во льду прихотливые трещинки и вмёрзшие пузырики воды. Лёд торосов - насыщенного голубого цвета, солнце играет в гранях как в драгоценных камнях. Довольно морозно, как только подует ветерок, тут же мёрзнут уши и руки, если ходить без шапки и перчаток.
Пока золотозачётники носятся за точками, организаторы делают прорубь во льду, народ подтягивается к ней попить и умыться. Параллельно под приторно-слащавый голос одного из сотрудников Forester, рассказывающего об очередном рекорде для Книги Гиннеса, идёт разворачивание и приготовление 18-ти метровой сосиски, вокруг с любопытством и предвкушением халявы бродят толпы местных жителей - ольхонцев. Ещё бы - на их забытый Богом остров приехала такая толпа гоночных машин и новых людей:)
Едим сосиску, попиваем пиво - жизнь хороша:) Гонщики развлекаются ледовым балетом - крутят заносы и виражи на льду. Экипаж Парфюма умудрился перевернуть свою машину - в заносе боком ткнулся в торосы и - набок. Витька катает то одних, то других журналистов - те хотят снять байкальскую красоту в динамике из окна машины. Наши зверски ошипованные колёса оставляют диковинные следы на гладком льду - Динка метко назвала их "96 кошек" - по числу шипов, делённому на количество когтей этих животных:)
Два часа, отведённые на СУ, пролетают быстро, мы опять строимся в колонну и в сопровождении машин МЧС выдвигаемся на пересечение Байкала поперёк по льду. Организаторы рассказывали, что было непросто договориться с МЧС и получить разрешение - весна, появились первые большие трещины, на каждом переезде через такие трещины были положены деревянные мостки и приставлены сотрудники службы спасения. Ехали медленно, часа полтора-два, по дороге водители некоторых экипажей бывало засыпали, отъезжая на пару сотен метров по прямой от колеи или тыкаясь бампером во впереди идущую машину, сказывалась монотонность движения и накопившаяся за много дней усталость.
О Байкале и ледовых переправах
На самом деле встретившиеся нам по дороге на Ольхон встревоженные ребята из "За рулём" на китайском пикапе беспокоились не зря. Дело в том, что погодные условия на Байкале очень быстро меняются. То есть только что было ясно, проходит десять минут, и начинается непроглядная пурга, видимость не больше нескольких метров. Соответственно - сильно не рекомендуется въезжать на лёд, если дует ветер - именно он поднимает в воздух лежащий на льду снег.
Казалось бы - нет ничего проще, взял азимут, и пили по нему прямо. Но так не получается - лёд не везде гладкий, в оттепели или при сильном ветре появляются большие трещины, громадные по площади льдины двигаются, и там, где они соприкасаются, лёд встаёт на дыбы, появляются торосы высотой до полутора метров. Куски льда весьма острые, риск порезать колёса очень велик. Так что ледовая переправа напоминает лабиринт между этими грядами торосов.
А переправы обозначаются воткнутыми в лёд деревянными вешками/прутьями/ветками со светоотражающей ленточкой. Ряд вешек слева, ряд вешек справа, ширина обозначенного коридора колеблется от пяти до пятидесяти метров. Там где идут повороты, вешки стоят чаще, там где коридор прямой - реже.
Теперь добавим к этому поднявшуюся внезапно пургу и отсутствие видимости - получится, что надо либо точно знать дорогу на ощупь (например, иметь готовый GPS-трек), либо остановиться и ждать, пока утихнет пурга или придут спасатели, надеясь, что тебя на занесёт с головой и не треснет лёд под тобой.
Правила безопасности при движении по льду просты:
- держать дистанцию между машинами 50-100 метров
- двигаться со скоростью 30-50 км/ч
- не пристёгиваться ремнями безопасности
- если машина пошла под лёд, ни в коем случае не открывать двери, необходимао максимально быстро выскакивать через стёкла, отбегать подальше и не стараться захватить с собой какие-либо вещи из машины.
На выезде с Байкала командам раздали конверты с заданиями на этап. Сбор точек, чёрных нет, пара красных, три синих и 11 зелёных. Специальное условие - если собрать все синие или все зелёные - очки за комплект удваиваются. До Читы расстояние относительно небольшое - 850 километров, времени - впритык. Решаем двигаться в основном по федеральным дорогам, делая радиальные выезды за лежащими в стороне точками. Если будет получаться по времени - соберём комплект зелёных, за что получим дополнительных 11 очков.
Довольно легко берём несколько первых точек, но планы - планами, а реальность подбрасывает совершенно другие расклады. К темноте начались серпантины. Причём с очень серьёзными участками - с поворотами до 180 градусов. Вписаться в такой на скорости даже семьдесят - нужны серьёзные навыки и железные нервы - под колёсами то укатанный снег, то голый лёд, то песок с гравием. Каждый из вариантов покрытий сам по себе сложен, а когда в повороте голый лёд резко сменяется, скажем, гравием - совсем весело. А когда сразу после такого поворота подъём - мощности двигателя не хватает для разгона, пилоты (рулили на этапе только я и ВиктОр) бесятся, матерятся, пытаются промять пол педалью газа, но - так и ползут до перевала. Соответственно стараются проходить повороты максимально быстро. Риск очень велик - невозможно предугадать крутизну и то, что ожидает за ним.
А ещё - мосты. Мосты - это просто песня. выглядит это следующим образом - идёт прямая гравийная дорога шириной в три-четыре полосы, затем вымощенный досками подъёмчик с перепадом высоты до полуметра на стандартную шестиметровку длиной, дальше горизонтальный дощатый мостик 6-10 метров длиной и шириной в две(!) полосы, огороженный перилами, затем опять обратный перепад высоты, вымощенный досками с другой стороны. Горизонтальную часть при подъезде не видно, гарантии, что все доски моста целы - никакой, вполне может оказаться, что чего-то не хватает, и мост дырявый;)
Ситуации:
Меняемся, Витька садится за руль, я залезаю в кунг спать, в процессе предупреждаю: "Вить, осторожнее с мостами, притормаживай перед ними, а то взлетим". Ровно в этот самый момент ВикТор на скорости около 120 влетает на такой мост, мы перелетаем по воздуху всё горизонтальную часть, ощутимо так приземляемся на обратной стороне, я ору: "ТВОЮ МАТЬ - Я ЖЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ!". ВиктОр довольно невозмутимо: "Значит вот они какие, мосты, про которые та говорил".
До точки пара километров, все высматривают, из-за этого ВиктОр опаздывает на долю секунды заметить девяностоградусный поворот перед железнодорожными переездом, вылетает с него метра на два в сугроб, вслед за ним в метре от заднего бампера вылетает с дороги машина иркутян - у них колёса-то вообще без шипов. Мишка, капитан иркутян, по рации радостным голосом: "Ух, какой я молодец! Правильно выбрал место, куда улетать!"
Я за рулём, идём 140 довольно долго по прямому грейдеру. По колёсами начинается укатанный снег и дорога плавно уходит влево. Отпускаю газ, тормозить на таком покрытии нельзя, на пределе прохожу поворот, но эта сука теперь уходит вправо! А у меня нет запаса полотна дороги слева! Очень плавно вывожу машину теперь влево, но заднее колесо таки цепляет за бруствер из камней и снега метровой высоты, грохот СТРАШНЫЙ.
Тянет в кювет, но таки вырываю машину из бруствера, останавливаюсь отдышаться и посмотреть, что там сзади, готовлюсь увидеть пол оторваного кузова пикапа, но - ни царапинки, ни вмятинки - только задний брызговик разорван в хлам, как будто его цапнул когтистой лапой какой-нибудь доисторический гигантский саблезубый тигр.
Остаётся три часа до финиша, до Читы около ста километров, три зелёных точки, чтобы добить комплект. Две в городе, за одной надо ехать перпендикулярно трассе на север около сотни вёрст в одну сторону. Не успеваем, отказываемся от комплекта. И правильно, как оказалось, сделали - точка оказалась "не беручкой". Вторая могила Чингисхана - на машине не подъедешь. Волки пытались, долго рубились в снегу, но не взяли.
Въезжаем в Читу за 20 минут до закрытия финиша. Ткнулись в одну сторону - не туда, в другую - тупик. Нервы на пределе, Динка говорит: "Налево", я: "Направо". ВиктОр останавливается в недоумении. Ору: "Направо, потом объясню!". Через квартал: "Останови у таксиста". Договариваюсь с ним, чтобы довёл нас караваном до стадиона Сибирского Военного Округа, где находится финишный створ. Въезжаем под шлагбаум (объект режимный) за пять минут до закрытия финиша. Уф, успели... Динка безукоризненно штурманила весь этап - просто супергерой.
На финиш опоздали Волки. На пять минут. Надо было видеть лицо их капитана, Сергея Савенко.
Опоздав к финишу и вылетев из Золотого зачёта, Волки не стали продолжать гонку. А мы сходили в душ и пошли отсыпаться на галерее над закрытым четырёхсотметровым кольцом военного стадиона. Это был самый тяжёлый и рискованный этап. Потом мы посчитали, что средняя, подчёркиваю, _средняя_ скорость передвижения у нас получилась 100 км/ч. Ночью. По незнакомой дороге. Без асфальта. По льду, снегу и песку. С серпантинами. С прыжками на мостах.
Теперь в разговорах друг с другом называем его не иначе, как "Читинский Автобан". Мол, помнишь Читинский Автобан? Да уж, помню, как такое забудешь...
А через несколько часов нас ждал перегон по знаменитой трассе Чита-Хабаровск.
Экспедиция Трофи 2006, начало
Экспедиция Трофи 2006, часть 2
Экспедиция Трофи 2006, часть 3
Экспедиция Трофи 2006, часть 4
Экспедиция Трофи 2006, часть 5
Экспедиция Трофи 2006, окончание
7
Комментарии:
Chum, 14.03.2007 14:52
Интересно, спасибо!
aaa13, 14.03.2007 16:54
Завтра опубликую последнюю часть;)
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий