Lednik Abramova
Из Цикла Записки альпинистского врача
Ледник Абрамова.
Долгий и раздражающий ночной телефонный звонок не прекращался до тех пор, пока не совсем проснувшийся Айболит не поднял трубку. Звонил сам Виталий Ноздрюхин. Айболит хорошо знал этого рослого, пятидесятилетнего, уже начинающего тяжелеть атлета, в прошлом блестящего альпиниста, а ныне вполне успешного директора Гидрометцентра. "Где-то беда" - мелькнуло в голове. - "придётся вылетать".
"Доктор, на метеостанции на леднике Абрамова есть больной. в данное время из-за плохой погоды ни его вывезти, ни залететь туда невозможно. Начальник зимовки, Змей-Горыныч, требует найти для консультации только вас. Через десять минут сеанс связи через Танк. Вы готовы?" " Как пионер". "Спасибо, ждите звонка из Танка".
Айболит помнил этот тяжёлый танк, без башни, врытый в землю во дворе дюшанбинского гарнизона, весь напичканный суперсовременной аппаратурой с диапазоном постоянного приёма от Урала до Кандагара и от Каспия до Балхаша. Каждые восемь часов там сменялся рядовой срочной службы с прекрасной подготовкой. Несколько лет назад Айболит сам убедился в этом, когда связывался с Гусём, находящимся тогда с командой в Фанских горах.
Крепким чаем с лимоном и рюмочкой коньяка Айболит пытался привести в порядок свои уставшие мозги. До связи ещё пять минут.
.......Ледник Абрамова. он никогда там не был, но слышал, что место живописное, метеостанция на высоте около пяти тысяч метров, состав зимовки от академиков до амнистированных, но все живут дружно. Начальником Змей-Горыныч.
Змей-Горыныч.... Не прост, не признаёт авторитетов. Блестяще образован, обладающий быстрым умом и спробностью управлять ситуацией. Бесстрашен, или умеет глубоко прятать страх, сильный альпинист, никогда не распускает рук и языка, денди, в отношениях с людьми чистоплотен, руководитель, когда необходимо, заставляющий себя бояться, он обладал завораживающим взглядом как у удава, за что и заслужил своё прозвище...
Айболиту он поверил летом, во время спасработ на Сковороде, и потом, когда они бегом, по очереди несли на себе почти потерявшую сознание Славу КПСС.....
Звонок. У солдата чёткий голос, без помех. Связь великолепная. Солдат докладывал всё , что Змей говорил по рации. Докладывал коротко по-военному и самое главное. Молодой, тридцатидвухлетний мужчина, рабочий, не сидел, значит туберкулёз исключается, не привит, а как допущен?, болен три дня, кашель температура, сегодня слабость и одышка. В конце разговора Айболит попросил солдата соединить слуховую часть телефона с динамиком рации, а Змея поставить слуховую часть рации между лопатками больного. Хрипы были слышны на вдохе больше,чем на выдохе. "Змей, это пневмония. У тебя есть антибиотики?" "Подожди, я посмотрю". Через некоторое время - "Есть стрептомицин, по пятьсот тысяч, двадцать флаконов". "Отлично. по флакону каждые двенадцать часов. Хватит на десять дней. Парень оглохнет, но будет жить. Положи его голову в возвышенном положении и натри ему тело, чем там у тебя есть - спиртом, салом, горячим маслом...." "Будет сделано, конец связи."
Состояние улучшилось уже на другой день, а потом погода установилась и больного перевезли вертолётом в госпиталь на Большую землю.
Память хронически не досыпающего мозга выхватила ещё одну подробность. Айболит не помнил, где это было, но он помнил стол, обед, кучу гостей, Змея-Горыныча в смокинге и со своей милой, черноволосой и черноглазой женой, самого себя в смокинге, без жены, они со Змеем сидели через стол, и после второй рюмки, Змей разгладил свои змеиные мелкие и хищные черты своего лица, улыбнулся и спросил-" А ты знаешь продолжение той истории?" "Нет". "Приехал корреспондент"- он назвал очень влиятельную и центральную газету -"Спросил, ну что у вас было интересное, ну я ему рассказал всё и как ты прослушал лёгкие через телефон и рацию, и как спасли больного, кстати, он оглох, как ты и предсказывал, но не совсем, корреспондент спросил имена, записал, затем спросил отчества. Ну я сказал своё, а о тебе сказал,что не знаю. Понимаешь, я - Израилевич, ты - Исаакович, я подумал, не слишком ли много соли, так этот придурок дозвонился до академика Израеля, директора Всесоюзного Гидрометцентра и стал спрашивать твоё отчество у него. Тот понятия не имел об этой истории, переспросил, корреспондент ему:" Вот на леднике Абрамова, врачём Абрамовым через рацию и телефон."... и понёс весь этот бред, в конце концов спросил твоё отчество. Ну Израель решил подшутить и на бред ответил бредом. Сказал, что ледник был назван в честь царского генерала - топографа, первооткрывателя, графа Абрамова, родственника самого царя, а ты его прямой потомок. Ну тут наш корреспондент затрясся от страха и заявил, что ничего писать не будет. " Змей-Горыныч помолчал,а потом, презрительно глядя в даль,сказал:" Воистину, дураки и трусы прогнозированию не поддаются."
http://www.risk.ru/blog/195212
1. Стрептомицин измеряется не в тысячах единиц , а в граммах. Колется действительно по 0.5 грамма 2 раза в день.
2. Стрептомицин токсичен для ушей ( ототоксичен ) и нефротоксичен ( для почек). Но эта токсичность обратимая и контролируемая. То есть если при ухудшении слуха его отменить , то слух восстановится. И потом совсем необязательна глухота. Он входил ( а может и сейчас входит - не знаю ) в программу лечения туберкулеза. То есть длительно. Обязательная необратимая глухота после 10-ти дней приема стрептомицина - художественный свист и ложь.
3. Случать легкие через рацию тех годов , при этом прикладывает к грудной клетке эту рацию абсолютно левый человек - это тоже ложь. Кто сомневается может приложить к сердцу телефон и попробовать его прослушать собеседнику на другом конце. А сердце стучит НАМНОГО громче , чем слышно дыхание. В общем бред полный.
4. Продолжение опуса о глухоте. Пациента на следующий день отвезли на Большую Землю , но и там он все-таки оглох , но не до конца. То есть и там , кроме стрептомицина ничего не было?
5. В рассказе написано , что пациент не привит , а как допущен? Не привит от чего???
6. Зачем вообще указан этот цирк с прослушкой легких , если на леднике ничего , кроме стрептомицина не было и что колоть его два раза в день по полграмма и так понятно и очевидно. И любой вменяемый человек понял , что кашель , три!!! дня температура и одышка - может антибиотик пора колоть?
В общем мне не нравится ни рассказ , ни весь этот художественный свист. Единственно что вспомнилось - зимняя смерть альпиниста на К2 от пневмонии. Но это другая история.
При этом большинство участников историй Айболита живо и здорово, с ними легко можно связаться. Написать письмо Змею Горынычу в Новую Зеландию .
Не боитесь выставить себя кхм-кхм, в неприглядном свете?
Насчет раций - вопрос, там есть спектральные составляющие, играющие сильнее или слабее. Сейчас микрофоны какие, электретные? Мембранка минимальной толщины, так как к ней ничего не прикреплено. Раньше были по типу динамиков, мембранка была на порядок потолще, так как на ней висела еще катушечка, второй вариант угольные, тоже непростой конструкции, практически с металлическим "поршнем", какие конкретно на рации - хрэн знает, скорее первые, но все они туговаты. Вопрос также в нелинейных искажениях, появляющихся при выкручивании ручки усилителя на максимум, тогда всякие взбулькивания могут-таки необычно хлопать по ушам, уже в виде почти щелчков, а более низкочастотные звуки от сердца - нет, это связано с длинами волн акустических колебаний. В современных мобилах АРУ уже хорошая, еще и фильтрация стоит, и черт знает что еще, оцифровка дает огромные возможности за копейки, сравнивать со старьем не стоит. Слушал он скорее всего кашель, при этом булькания должны быть сильнее, чем просто при дыхании. По чистым хрипам конечно рация вряд ли подобающий инструмент. Но по кашлю что-то можно предположить? Хотя бы развитый бронхит и хуже, я не знаю, я пациент со стажем. К микрофону с высокой вероятностью прилагался типа раструба несколько сантиметров, идеально удобно приложить к коже, колебания звуковые пойдут только так без левых шумов.
Кароч, бывают такие монстры с опытом и бытием, как я думаю, ты переборщил с жестковатостью в вопросе критики. Да и стиль у доктора норм, пипл хавает, мне нравится. Не хватает фоток, но вот соратники подгоняют. Про терапию пневмоторакса пусть лучше напишет, надеюсь, не даст заднего хода. Я повторять не собираюсь) просто интересно со стороны. Или тебе репортажи с заседаний ФАР больше интересны? Вот, прости, не поверю.
Я ни разу не доктор, но, навскидку:
1. *Стрептомицин измеряется не в тысячах единиц , а в граммах...*
"Дозы исчисляют в весовом выражении или в единицах действия (ЕД); 1 ЕД равна 1 мкг химически чистого стрептомицина основания..." http://dic.academic.ru/dic.nsf/meditem/2006
2. *Терминальный перинонит у полуторогодовалого ребенка сейчас - это нонсенс. ...Вообще аппендицит и перитонит у детей младшего возраста это большая редкость" (из КАРЛУШИ)*
- Рахиля Галяутдинова погибла с нашей командой на Сауке - 41 год назад, в 75-м.
- "Летальность при перитоните у детей составляет 0,3-0,4%, однако в младшем возрасте она в десятки раз выше (до 3-20%)..." http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1401
Удачи Вам.
А я и люди, знакомые с доком Абрамовым, не бывшим на л.Абрамова, "родственником царского генерала Абрамова", с нетерпением будем ждать его новых рассказов и художественного свиста.
Ну так и надо было, если так хотелось, написать это, а не писать о "косяках" типа: "1. Стрептомицин измеряется не в тысячах единиц , а в граммах.", и сравнивать схемы лечения 40-летней давности с современными.
А уж упрекать Борю в аналогах с "Ленин и печник или 28 панфиловцев." - это сильно, да. Как Вы думаете, Феликс (Змей) - просто так просил связаться - именно с Абрамовым? Врачей-альпинистов с таким опытом, ходивших на "советские" семитысячники, как Боря, в ту пору было - раз-два и обчелся на страну. Об его опыте тут уже писали, как и о конкретных спасенных им жизнях. Включая мою, кстати.
Ок. Забудем.
Ошибся, извиняюсь: в 75-м были золотые Траверс и Стена. Саук-Джайляу - в 77-м.
Прочитайте Айболита ещё раз << состояние улучшилось уже на другой день, а потом погода установилась и больного перевезли вертолётом в госпиталь на Большую землю.>> Вертолет мог прилететь на ледник через неделю или через две.
Эту историю знаю от наших метеорологов.
Змей-Горыныч-известный в научных кругах гляциолог Феликс Перцигер,мастер спорта СССР
Айболит - Борис Абрамов доктор сборной УзССР в 70-80гг.
Это же не "Руководство к действию"
А читать очень инетересно. Слог - просто потрясающий. Пишите ещё! Ждём!
Был на станции лед. Абрамова, знаю хорошо всех этих людей.
Отличные ребята.
Знаю массу историй, периодически приключающихся там, пока она была жива.
Спасибо еще раз за воспоминания!
База в нижнем левом углу на моренном валу, левее ручья.
Вертолётка.
База.
Зима на базе
P.S. просите друзей, чтобы в ваши публикации еще и фотографии совали, ладно? А то слишком лаконично - напрягать визуальное воображение на всю катушку.
НО:
1. выше я уже опрометчиво пообещал завязать в этих постах с темой СССР, так что свою мелкую провокацию вам придется как-то утилизировать в самостоятельном варианте. Мое слово надо соблюдать, если нет серьезного повода его нарушить, ваша реплика таковым не является;
2. вы обычно на сайте разумного человека впечатление производите, так что давайте уж не пытаться превзойти Дока в деле писанины. Мы ему в ученики годимся, притом хрен с ним со слогом, но истории-то вполне себе, такого из пальца не высосешь.
Хотите - в личную почту залезайте, но без зрителя такая хрень обычно неинтересна. Оппонент либо совершенно витает в облаках, либо честно признает перекосы, хитростей там, маневров, понтов нечасто увидишь.
и вот этот твой высер
Случай с Гореликом я "приплел" , чтобы показать сложность и неоднозначность проблемы.
ты реально не понимаешь, что это нельзя вот так "приплетать" или ты просто дебил?
Ну а к hottabich, честно сказать мне стыдно за коллегу с его такой манией величия - "Никто из присутствующих не знает о фонэндоскопе , никогда не видел перитонитов , последствий каких- либо пневмоний и т п. Это как разведчику показывать фильм о шпионах. Написано конечно в стиле советского пламенного рассказа. А я их не люблю , и советская реальность мне несимпатична. Но я один , а остальных много."
Вы не один такой, и перитониты видели 5-ти дневные и аппендициты у годовалого ребенка, и последствия пневмоний и практика оперирующим хирургом уже не малая - но даже в мыслях не было так цеплятся к словам и тыкать своей якобы исключительностью.
Никогда не вступал в споры но тут не сдержался. Простите все.
Володя Антипин в Оше рассказывал, что её расстреляли ракетами с вертушек в начале 2000-х, добивая засевших там боевиков.
через этот сайт можно связаться
Возможно, сложный характер мешает самореализации, но специалист может себе это позволить, если он таки специалист.
Я вот например интроверт, и поэтому:
- я не буду проще,
- и не надо ко мне тянуться.
Вопрос лишь в том, как это мнение высказать. Тактичность в общении, как и Восток, - дело тонкое...
К сожалению, так и не нашёл фото "Айболита", хотя помню, что однажды сфотографировал его вместе с Эльчибековым.
И последнее. Пишите, Борис, пишите!
Во-первых, Вам есть, что вспомнить, во-вторых - у Вас свой стиль, лёгкий слог, тонкая ирония и незаурядный талант рассказчика.
Удачи!
Хоттабыч - это ещё не весь Риск, люди бывают разные...
Стрептомицин - знакомство с ним очень тесное, в полуторогодовалом возрасте мне "залечили" слуховой нерв.
Уважаемый Aibolit добрым словом упоминает в своем рассказе начальника экспедиции на леднике Абрамова - В.К. Ноздрюхина, ушедшего из жизни 13.08.2007г. после тяжелой болезни. О научных и спортивных достижениях этого замечательного человека неоднократно упоминалось на различных интернет ресурсах, был снят документальный фильм о выдающейся зимовке В.К.Ноздрюхина и его группы на леднике Федченко в рамках Международного геофизического года (1957-1958 гг.), который можно посмотреть по ссылкам указанным сыном В.К. Ноздрюхина на https://www.risk.ru/blog/213484.
Государственным издательством географической литературы в 1961г. в серии "Рассказы о природе" была выпущена интереснейшая книга - "Заоблачная дрейфующая" в авторский коллектив которой вместе с В.Ф. Сусловым, А.И.Королёвым, и В.К. Рачкуликом также входит и В.К. Ноздрюхин.
Вчера, 14 января, отмечался 89 год рождения В.К. Ноздрюхина, традиция проведения которого поддерживается его вдовой - Л.Д. Ноздрюхиной.
По ее воспоминаниям - стараниями В.К. Ноздрюхина и начальников зимовок - за время работы экспедиции и г.м.с. "Ледник Абрамова" в разные годы была спасена не одна человеческая жизнь, но, к сожалению, были и потери.
Сохранился фотоархив В.К. Ноздрюхина охватывающий почти сорокалетний период его жизни и вместивший в себя сотни отснятых им пленок, включая и период работы упомянутой экспедиции.
Ниже, с любезного разрешения Л.Д. Ноздрюхиной, размещены несколько кадров касающихся жизни на леднике Абрамова, в частности кадры сборки бульдозера, детали которого были заброшены на ледник вертолетом.