Ситуация с 1Б в Безенги в этом сезоне
Полагаю, ни для кого не секрет, что Безенги был и остаётся весьма сложным в альпинистском плане районом Кавказа, несмотря на популяризацию альплагеря как места отдыха в течение последних лет. В связи с этим хочу изложить ряд фактов, свидетелем которых стал буквально неделю назад, может быть это кому-то поможет.
Речь пойдёт о маршрутах 1Б к.с. В Безенгах с ними определенный напряг (для тех кто не в теме - смена в а/л часто открывается 1Б маршрутом). Фактически существуют "классическая" 1Б на Брно и менее известная 1Б на Гидантау (Тёплый угол). Обе сравнительно недалеки и доступны. Однако в этом сезоне ситуация несколько иная.
1Б на Брно закрыта для восхождений. Официальная причина - сильная камнеопасность. Так ли это, сказать не могу, в этом сезоне там не был. Три года назад предпосылки (при обходе справа по ходу ледника выше Курсантстких ночёвок) были, выше ИМХО сыпаться сильно нечему, но могу ошибаться.
Остаётся 1Б на Гидан (зап. гребень). В процессе подготовки к ней (решили сбегать так сказать "для души") выяснилось что маршрут весьма неприятно изменился в сторону усложнения и для новичков в классическом исполнении никак не подходит. Ситуация следующая - начальный отрезок до собственно З. гребня остался без изменений, далее согласно гайдбуку и прочим рекомендациям следует двигаться по З. гребню с С. стороны по трём снежникам (конкретно рекомендовалось - по мульдам между снегом и скалами) Никаких проблем, всё идётся ногами.
На деле из-за общего потепления снежники подтаяли, на месте бывшего снега участок достаточно крутого натёчного льда тёмного цвета, мульды либо сильно уменьшились, либо исчезли вообще, ледовый склон начинается непосредственно от скал. Указанные в некоторых рекомендациях страховочные уши для навески горизонтальных перил на деле в настоящий момент находятся на высоте 2,5-3 м над уровнем льда и для навески перил непригодны, достать их физически невозможно. Ледобуры и натёчный лёд... это уже не 1Б. ИМХО участок при отсутствии перил для группы с недостаточным опытом объективно опасен и тянется почти до перемычки, откуда продолжается "тропа" собственно на Гидан. Лазание "в лоб" через жандармы З. гребня ИМХО имеет как минимум 2А к.с. (возможно 2Б) и опять же не соответствует 1Б к.с. (в этом случае гораздо лучше идти логичную 2А с перевала Гидан).
Чтобы маршрут по прежнему соответствовал 1Б к.с. следует изменить его следующим образом (как пришлось это сделать мне "на ходу"):
Поднявшись в цирк Гидан, не следует лезть на З. гребень (слева по ходу). Необходимо траверсировать цирк, держась ближе к пер. Гидан и 2А маршруту, пересечь снежник в самом узком месте, затем подняться по осыпи " в лоб", имея ориентиром треугольный жандарм З. гребня (последний перед перемычкой). Участок в целом аналогичен подъему в цирк Гидан, не представляет технических трудностей, практически не камнеопасен. По завершении подъема жандарм обходится справа по ходу, небольшой кулуарчик и перемычка, с которой простое лазанье по разрушенным скалам до вершины. Спуск по пути подъема. Кошки на маршруте не нужны, единственный лёд на маршруте - снежник в цирке Гидан, он практически горизонтальный и спокойно ходится ногами в любое время.
При беседе с "мэтрами" Безенги услышал от них мнение, что участок крутого натёчного льда на З. гребне Гидана "не представляет объективной опасности, а является частью возникших в связи с потеплением технических трудностей маршрута". Ни в коем случае не оспаривая правоты этих слов, в то же время отмечу, что лично мне (а возможно не только мне) не хотелось бы уезжать из а/л в пластиковом мешке с первой же горы из-за "технических сложностей". А это на мой взгляд вполне реально. Немного позже разберу фотографии (участок довольно подробно отснят с перемычки) и проиллюстрирую ситуацию непосредственно в посте или в комментариях. Я прекрасно осознаю что найдётся ряд экспертов (истинных и мнимых) со мной не согласных, сразу скажу что спорить ни с кем не собираюсь. Добавлю только что спасатели на Голубятне с тем что изложено выше, полностью согласны. В официальном гайдбуке Безенги никакой информации об изменениях на маршруте пока нет.
Отдельно стоит упомянуть недавно категорированную 1Б на Укю малый в том же Тёплом Углу. Информации в гайдбуке, который продаётся в а/л об этом маршруте нет, подробностей не знаю, но нитка есть, и к ней есть смысл присмотреться (непосредственно в а/л), если по каким-либо причинам лезть на Гидан не хочется, а 1Б сделать надо.
Короче говоря, ни на что не намекаю, ничего не утверждаю, просто факты излагаю; информацию легко проверить, просто поднявшись - любым способом - на перемычку Гидана.
PS. Как и обещал. выкладываю фотографии гребня
Насколько я знаю эта единичка уже довольно давно не рекомендуется к прохождению, опять же из-за камнепадов. С другой стороны и расположен маршрут гораздо дальше, а значит менее доступен в принципе.
Но при мне ходили в этом сезоне и единицу и двойку и никаких нареканий я не слышал.
Гидан ходили в 2010. Да, сложно, обязательно нужны перила, нужны ребята впереди и сзади группы.
Мне было легче, потому что ходили вместе с разрядниками.
Предлагаемый Вами вариант выглядит фигово, это путь спуска вообще-то.
Укю Малая единица по кулуару - тоже фигня. Тоже по спусковому кулуару, по сыпухе предлагается подниматься. Техническая часть на вершинной башне очень простая.
Брно ходили 13 июля в этом году.
Вправо соваться не было никакого желания, это самоубийство.
Все ходят через ледовый взлет. Это сложно для новичков, опять же перила нужны и дюльфером вниз с выкруткой. минимум веревка, на самом деле лучше 2-3 чтобы подальше от правого склона и кулуара с каменюками отойти.
Ну да, нет хороших единиц в Безенги. Наверное, что-то надо сходить новое.
Ваш вариант и новая на Укю - это не вариант, это 1А какая-то, ни уму ни сердцу.
Сходили наши на Укю как на первую гору. Формализм а не восхождение.
Гидан может стать 2А, это я пойму. А лепить фигню - не пойму.
Зато безопасно, учитывая "новичковость" маршрута. Для человека который первый раз в горах и идёт значковый маршрут даже лазанье с перемычки до вершины может доставить массу адреналина. К примеру моему напарнику на этот раз хватило за глаза - ибо хоть и опытный ГТ но не альпинист ни разу. Я стараюсь не выравнивать всех по себе, смотрю объективную ситуацию.
Мне было легче, потому что ходили вместе с разрядниками.
Я наблюдал ситуацию когда группа новичков на Курсантах взяла с собой опытного разрядника. Который в итоге пролез ключ, навесив перила и "подтянув" остальных на жумарах паровозом. В итоге ура-ура - закрывающая 2Б всем засчитана. Вот только я не понимаю - в чём ценность прохождения таких маршрутов (для новичка) кроме голой клетки и морального удовлетворения, что удалось закрыть разряд (а по факту - что кто-то его за тебя закрыл). В то же время например 2Б на пик Селлы (та же закрывающая на тот же III-й) я шел лидером и точно знаю что это место вполне мог занять (и периодически занимал) любой участник. Просто кто-то больше кайфа от лидерства получает, кто-то меньше. Но когда группа без явной помощи инструктора или старшего товарища пройти маршрут неспособна (или способна с серьезным риском для участников) выпускать ее на такой маршрут - абсурд.
Сугубое ИМХО - соответствие сложности маршрута и силы группы должно быть таким, чтобы маршрут мог физически и технически быть пройден любой отдельной связкой.
Все ходят через ледовый взлет.
Я ходил именно справа. Веревку достали только раз, и то больше для спокойствия души. Так что год на год не приходится.
Это сложно для новичков, опять же перила нужны и дюльфером вниз с выкруткой.
Практически у меня на глазах группа новичков так и шла. В итоге из-за сложности группа задержалась на леднике и до вершины не дошла. Все расстроены... Причём там немало делал инструктор, а если бы сами...
Сугубое ИМХО - инструктор необходим для того чтобы не давать группе совершать глупости (в том числе забуриваться с маршрута фиг знает куда) и обеспечивать безопасность (например навешивать горизонтальные перила на сложных траверсах), а отнюдь не для того чтобы лезть ключи и вешать дорогу для жумарения (это уже не инструктор а гид).
Сходили наши на Укю как на первую гору. Формализм а не восхождение.
Не был, спорить не буду. Но по ощущениям маршрут короткий.
Гидан может стать 2А, это я пойму. А лепить фигню - не пойму.
Там и так 2А с перевала Гидан, красивая и логичная. Зачем нужна еще одна, к тому же с явно опасными участками (причём участки заметно сложнее 2А) - не понимаю.
Но так или иначе, согласитесь, что ледник по дороге к Брно - идеальное место для ледовых занятий. Эти 4-5 веревок для практики гораздо эффективнее, чем 4 вертикальных метра на ледопаде близ "Футбольного поля". Так чем же не вариант для новичков: сегодня потренировался на леднике, а завтра по этому же леднику и на вершину.
Согласен. Но насколько я помню (если неправ, поправьте) простых маршрутов с 3900 нет. То есть любой маршрут, начиная с 3А (а если придраться, то и с 2Б) будет либо на уровне подхода, либо сложнее. Что вполне логично. В случае Брно получается что подход через ледник (не знаю как у кого, а у меня этот участок назвать 1Б язык не поворачивается - минимум 2А) объективно сложнее самого маршрута. Противоречие. на мой взгляд. Подозреваю, что изначально маршрут был проложен в обход ледника, тогда он непротиворечив - 1Б.
Но так или иначе, согласитесь, что ледник по дороге к Брно - идеальное место для ледовых занятий. Эти 4-5 веревок для практики гораздо эффективнее, чем 4 вертикальных метра на ледопаде близ "Футбольного поля".
Согласен полностью. Что впрочем не отменяет абзаца выше.
сегодня потренировался на леднике, а завтра по этому же леднику и на вершину.
Тренировка - одно, а проход транзитом - несколько другое. Как вариант (хоть и смешной) вижу следующее - во время ледовых занятий провесить дорогу через ледник и оставить на ночь, а следующим утром быстренько пробежать вверх. Тогда - логично, но никто так не делает.
нужно учитывать вытаивание буров. то есть, перила можно вешать только под вечер.
по центру три по 50 выведут за перегиб, правее две или одна пятидесятка.
правда не советую сокращать до одной, слишком близко к кулуару, оттуда регулярно вываливается
Ходили его в этом году, в трекинге с новичками.
Только лучше подниматься на него от Безенгийской стены, а спускаться уже к Баранкошу, т.к. подниматься по черному сыпучеме сланцу от Баранкоша технически не сложно, но очень утомительно - шаг вперед, два шага вниз.
логика есть? выглядит со стороны очень поганенько, но это с виду, я не ходил
С другой стороны, если раздевать 2А до 1Б, тогда 2А останется мало - могут возникнуть сложности уже с закрытием 3-его разряда.
Да и вообще как-то не очень логично. Маршрут должен оцениваться объективно, а не так, как надо для удовлетворения потребностей альпинистов в маршрутах какой-то определенной категории.
Вот если внести изменения в правила, согласно которым решением руководства лагеря и/или сборов можно было бы выпускаться на 2А как на 1Б? Или, скажем, федерация альпинизма каждый год издавала бы список 2А, которыми могли бы открываться все категории альпинистов в тех районах, где много людей, а 1Б мало?
Если не ошибаюсь, 2А маршрутом можно открываться, если есть третий с превышением. Для этого нужно после закрывающей 2Б сходить дополнительную 3А. Открывать новичков двойкой А на мой взгляд нецелесообразно, смысл есть как минимум для хорошо подготовленных значков (которым к примеру в прошлом сезоне не хватило 2Б до разряда по объективным причинам), да и то...
2А на Укю по гребню - вроде не очень сложная и относительно безопасная.
Но это всё же 2А. Я ее лазил, в качестве открывающей для новичкового отделения сложновата. На Брно хотя бы после ледника можно пешком идти, а здесь весь гребень примерно одинаковый.
и паравозом большим не пойдешь
и новичков первыми работать не пустишь
и последними не оставишь идти...
Два года назад 60 метров от мулды до мульды не хватало, и поляки при мне повернули
И это с еденички?
Почему так - надо смотреть историю освоения района.
Гидан 1914
Брно 1957
Семеновского 1930 и 1963.
Есть еще Шаурту и МВТУ - но туда уже во второй половине 80-х перестали ходить.
Есть еще ЭКС - но это три дня пути за Северный массив через Джанги-кош
Есть еще Каргашиль - но легче ж в Теплый угол запереть.
Есть еще Герты - но это почти два дня пути в Думалу
Никому они особо там никогда не нужны были, и ходили их между делом, ибо не за тем ехали, а новичковых отрядов никогда не продполагалось.
И когда я 20 лет назад впервые привез новичков в Безенги, то, с одной стороны, как инструктор и ст. тренер сбора, хорошо знающий район, был готов к этим масштабам, с другой - это все было впервые, определенные сомнения и ответственность давили, и не один коллега тогда не преминул заметить "Что ты делаешь?!"
И вот за 20 лет всего одна новая единичка пройден - тот самый ЭКС в экспедиции 2004 г.
Менять категорию на Гидане? очень спорно.
Бывали сезоны, когда в конце июня снегу по колено, а в конце июля - чистые скалы или фирн-лед на том же месте.
Семеновского надо ходить с запада, там вполне нормально, а не с юга - где уже в 80-х было ходить стремно.
Брно - лет 15, как стали ходить только через ледник, там не так круто, как кажется: инструктору повесить перила - только размяться.
Еще 5-6 единичек в районе проложить можно. Надо только время, желание и смотреть не одним безенгийским взглядом.
Спорное, мягко говоря, утверждение.
У меня первой горой был пик Николаева, несколько лет назад ходил с группой как на тренировочную, потом спускался после тройки.
Нет в Безенги ничего сравнимого.
Подходы в Цее длинные и сложные.
В скальных районах (Узункол, Домбай) единицы сложнее технически.
Про ЭКС никогда не слышал, интересно.
У меня, как инструктора, сложилось впечатление, что хороших единиц в Безенги нет. Двойки гораздо лучше, но что тут поделаешь.
То, что автор предлагает - по мне, тоже не дело.
Что значит - главное, чтобы безопасно. Неверно, нужны соответствующие категории трудности, которые преодолевают новички.
Укю, в этом плане, странноватая единица. Это ж не Эльбрус, чтобы на высоту списывать отсутствие трудности.
Трудность и опасность - разные понятия. Для примера - подниматься по лестнице в подъезде на двадцатый этаж трудно, но безопасно, обходить крышу дома по периметру (бортику) легко, но опасно.
Что именно имелось в виду под "категориями трудности" для новичков?
На Николаева не ходил. Значит, и там категория завышена. Такая ситуация встречалась не только в Безенги.
Подходы длинные - это не минус, а плюс. В былые годы значок - это две единички или перевальный поход с единичкой. А поход - это несколько дней "подходов". Человек должен ощутить себя в горах, Привыкнуть и понять объем, воздух, высоту, оценивать свое состояние, научиться ходить в связке и тд.
Для этого и подбираются, классифицируя в 1, простые маршруты, без технических сложностей и набора опасных участков. Типа Гвергишера, Джаловчата, Ору-баши...
У меня вообще часть единичек из шести-семи разных районов в памяти не отложилась именно по их простоте - все ногами, максимум какой то один небольшой сложный участок.
В 90-х за критическим недостатком инструкторов приходилось водить отделения по 10-12 человек, делать отрядные восхождения паровозом из 3 отделений. И ничего - укладывались при этом в среднестатистические временные параметры.
Надо учитывать и то, что если раньше "значок" выполнялся за три недели. а транзит "значок-третий р-д" выполняли за три недели только отдельные "бройлеры", то сейчас это стало распространенной практикой. Естесственно далеко не все новички успевают вобрать в голову, освоится и освоить премудрости, и уже инструкторы идут на уступки самим себе, чтоб только выполнить программу.
Мы там были в 2008 году, на леднике закрепяли пару веревок (это были не перила, так как в двойке ходили). Потом прошли на Джаловчат на вершину, не Узловая которая, а сам Джаловчат - тоже ж 1Б в классификаторе. Великий китайский поход! В одном месте там плита была, с боков - обрывы, я точно была уверена, что такого лазания на 1Б быть не должно!
Если что, в 2007 как раз сходили Гидан с кошками и небольшим траверсом по льду и Брно через ледник в лоб и я подумала, что чета сложно как-то для новичков-то и не полезла бы я там в паре с фиг знает кем. То было с чем сравнить.
Так Джаловчат, который Узловая - такой же по сложности, а главный - сложнее.
При этом в 2006м наши друзья вообще прохода в леднике не нашли, хотя бы относительно адекватного 1Б.
Если уж упоминать простые 1Б, то, например, Софруджу...
Это там на подходе вешают перила для новичков? Перед Медвежьими?
С перевала нормальный несложный маршрут. Но до перевала надо добраться.
Очень достойная единица, имхо.
А подход там - да - даже с ночевок длинноват...
(какиим образом тебе минус выскочил от меня - не понимаю, что то сбоят рисковские программы)
мы там Саню Перекатиенко, которого Саша Кашевник пер от Эрцога, спускали от Джаловчата - вроде как рельеф запомнился...
К сожалению полная правда. Скажу больше - набегать на третий можно даже за неделю. Правда только в Архызе, других мест для подобного "подвига" не знаю. Чем некоторые (да что там некоторые - многие) пользуются. Непонятно зачем, разве что дешевые понты. А разгадка проста - людям хочется всё и сразу. А потом непонятно что в итоге, страшное и опасное в самом буквальном смысле. Как-то раз к нам (тогда еще значкам) в отделение попросился чел, который хотел набегать на II разряд и получить инструкторские (!) корочки. Мне довелось с ним пообщаться, посмотреть книжку и т.д. Третий разряд и часть клеточек для второго (первый в жизни горный сезон, вторая по счёту подряд смена). Но при этом человек не был ни на одном перевале в принципе, не знает, что такое ледовая проушина и с большим трудом отнюдь не с первой попытки вяжет стремя. В общем лично я с ним связываться на маршруте отказался категорически (именно мне его прочили в напарники), в итоге вежливо указали на дверь. И это будущий "инструктор"?????
С другой стороны в защиту Безенгов могу сказать следующее - в этот раз обратно ехали в поезде с безенгийским значком (после их смены НС-1), который знает и умеет существенно больше чем нынешний средний третьеразрядник-бройлер. Смена была потрачена не на набегивание четырёх гор (а всё остальное по остаточному принципу), а на вполне полноценное и качественное обучение, в том числе медицине, узлам и многому другому, на полномасштабные скальные, снежные и ледовые занятия (для сравнения - немало нынешних "бройлеров" при словах "зарубание с кувырка" непонимающе пучат на тебя глаза), перевальный выход, ну и естественно единичку Б, которой по факту смена и завершалась. То есть кондовая старая значковая программа. Люди в отделении отсеивались, причём отсев был процентов 40, как я понял (сейчас же чаще всего в течение смены - как в плохой школе - стараются дотащить до выпуска всех сирых и убогих любой ценой), характерная цитата - "фотографировать было некогда" - для меня критерий. Вот с таким значком я с удовольствием на маршруте свяжусь. Но увы, пока это единственное современное исключение из общей тенденции. К сожалению не запомнил фамилию инструктора, очень жаль.
А все 1-ки в Безенгах (кроме Брна и Гидана) - с Великими Китайскими Походами. Для новичков это полезно. А вот на открывашку люди всегда хотят побыстрее. Особенно с учетом ласковой безенгийской погоды.
Касательно объективной опасности этих маршрутов, они всегда были такие и если ходит их пренебрегая техникой, например без кошек, то можно и в пластиковом мешке уехать. На этом маршруте так уже бывало в 2008 году и лед там всегда был. нечего там не открылось.
1Б это маршрут с каким-то небольшим участком технических сложностей, иначе он бы был Б/К.
А на Брно если не проходить ледник ногами по карману а лезть по льду, то маршрут смело можно отнести как минимум 2Б, там 2-3 веревки нормального льда с бурами и ледовыми инструментами. Лично я вообще не ходил и не хочу ходить по этому стремному карману, я всегда ходил по леднику, это уже не новичковое восхождение.
Пик Семиновского большая часть проходится ногами по сыпухе очень простой маршрут и не представляет никакой опасности, в верхней части, если на друг друга не сыпать тоже нечего стремного нет. С пика открывается один из лучших видов на Безенгийскую стену.
Бывали сезоны, когда в конце июня снегу по колено, а в конце июля - чистые скалы или фирн-лед на том же месте.
Я отнюдь не предлагаю менять категорию, я просто предлагаю там не ходить в то время когда снега нет. И если просто отсутствие снега (фирн) всего лишь поднимает сложность участка, то наличие натечного льда (с которым новички, да и немало "троешников" не сталкивались и работать не умеют) делает участок объективно опасным. По своему опыту я впервые столкнулся с необходимостью прохождения участка натечного льда только в 3А/
Брно - лет 15, как стали ходить только через ледник, там не так круто, как кажется: инструктору повесить перила - только размяться.
Если это именно перила, а не паровоз с жумарингом. Но... как правило (учитывая длину маршрута на Брно) только таким паровозом достигается приемлемая скорость прохождения ледника. Поэтому выбор очевиден.
Так это выбор и решение инструктора - по текущей ситуации, опыту, рекомендациям КСП и т.п.
Так же, как и на Брно - мы водили через ледник новичков и двумя отделениями (два инструктора), и использовали при прохождении этого участка помощь своих же разрядников сбора, открывающихся Курсантами, и одним отделением, если понимали, что группа может пройти по своей подготовке с одним инструктором - т.е. решали вопрос по ситуации
В принципе как я и говорил в основной статье, спорить не буду. Ходьба по достаточно крутому натёчному льду с большими сложностями для организации надёжной страховки, да еще и траверсом - вне всякого сомнения для вчерашнего новичка проблем не представляет. Да и сам по себе натёчник рельеф элементарный, что для кошек, что для буров, проще не придумаешь. Про последствия срыва вообще молчу, неважно
Как минимум ледовые занятия дают навык и уверенность пройти этот участок без проблем в кошках
ИМХО ледовые занятия отличаются от реального маршрута не меньше чем езда по автодрому от вождения по городу. Выводы предлагаю сделать самостоятельно, но в случае затруднений могу и разжевать ))))
рано утром там скорей всего плотный фирн, который к середине дня превращается в кашу
Теоретек детектед. А вообще интересно пренебрежение фактами, я вообще-то писал про натёчный лёд, с фирном серьезная разница, если непонятно. Реальная ситуация такова - склон северный, долго в тени, то есть первую половину дня там результат дня предыдущего, то есть лёд. К вечеру начинает подтаивать (вероятно за счёт тёмного цвета) и сочиться вниз, но это опять-таки не фирн. И уж никакой каши нет и в помине, не с чего. Факт второй - раньше эти снежники ходили не по склону, а по мульдам. Теперь мульды исчезли. Для безопасности были набиты шлямбура, однако лёд таял и они переместились на недосягаемую высоту. Результат налицо. Для опытного альпиниста проблем не составит, но кто ж опытный ходит единички Б? А вот для кучки новичков, впервые одевших кошки четыре-пять дней назад, да и то, на пару часов "тепличных" ледовых занятий на сравнительно ровном и безопасном ледниковом льду ситуация иная. И ведь именно они там и окажутся с большой долей вероятности.
ЗЫ. Да, кстати, очень компетентный новичковый инструктор, гонявший своих как сидоровых коз (ребята после смены реально знали и умели много, в том числе с кошками обращаться) почему-то своих на Гидан по этому маршруту не повёл, предпочли Укю малый.
в качестве затравочной информации приведу выдержку из старой статьи и ссыль на нее:
Русская классификация:
Общая оценка включающая техническую градацию UIAA (Римские цифры)
1Б: Простое передвижение в связках.
2А: Несколько верёвок простого лазанья в связках
2Б: Элементы II+ и III лазанья на многоверёвочном маршруте.
3А: Содержит 1-1.5 верёвок лазанья III-его класса на многоверёвочном маршруте.
3Б: Одна или две верёвки класса III+/IV на полнодневном маршруте.
4А: Полный день лазанья уровня IV+
4Б: Несколько верёвок IV+ или небольшое кол-во V+ лазанья
5А: Содержит несколько верёвок класса V на маршруте протяжённостью в 1-3 дня
5Б: Два или больше дней с наличием лазанья класса VI+
6А и 6Б: Многодневные маршруты с большим кол-вом лазанья класса VI и выше.
Брно (в варианте ледника в лоб, если не считать это подходом, см. выше) данным требованиям не соответствует, в варианте обхода ледника соответствует, но объективно (из-за камнепадов) путь опасен.
Гидан согласно той же классификации близок к 2А (даже в случае подхода по сыпухе к перемычке, начиная с перемычки присутствует простое лазанье в связках (я там хожу, например, но напоминаю - речь о новичках, возможно первый раз увидевших горы). Если брать классику З. гребня, там присутствует еще и ледолазание, причём не простое.
Про остальные единички фантазировать не буду, прошу дополнить, в том числе и по тем маршрутам которые я упомянул.
А так вы ж процитировали
1Б: Простое передвижение в связках.
А так - и на Брно вершинная башня - это не участок. (причем, маршрут первопрохода 1957 идет не по осыпному склону справа, а по всему забору южного гребня - нынешний, упрощенный вариант стали ходить с 90-х). И на Гидане почти полгребня единичных - 2А.
Под класическую единичку подходит наиболее Семеновского с запада
С одноименного перевала - это 2А.
Если с севера по снежному склону подниматься, то значительно проще.
В классификаторе маршрут отсутствует.
Теперь вопросы.
Где заканчивается подход и начинается подъем на вершину Дыхниауш по северному склону?
Должны ли на маршрут 1Б быть скальные участки?
Если скальные участки на маршруте 1Б не обязательны, а восхождение считать от Джангикоша, то с учетом особенностей рельефа и необходимости движения в связках по закрытому леднику возможно восхождение на Дыхниауш по северному склону можно считать как 1Б для новичков, несмотря на то, что это восхождение проще, чем на Брно или Орубаши?
При этом, даже маршрут до Джангикоша достигает определенных учебно-воспитательных целей. За последние 20 лет этот "подход" на отдельных участках стал несколько техничнее.
Очень уж просто. Снег простой. Кусок гребня снежного.
Высота около 4000.
Посмотрите описание снежной единицы на Гвандру Восточную, например. Сравните.
Весь вопрос, достаточно ли сложно, чтобы защитить как 1Б на значок?
Вспоминаем, какие цели ставятся перед восхождение новичков на первую 1Б, и определяется, достаточно ли сложностей/трудностей на этом очевидно маршруте, чтобы засчитать его,как первую 1Б.
Как то так.
Так что и спусковой маршрут (с севера) тоже был бы снежно-ледовым, со всеми вытекающими.
что у вас за классификатор :)
там принципиально комбинированный маршрут - лед со снегом, довольно большой скальный гребень и еще снежный гребень. Хорошая двойка.
Количество комбинированных - это для 2 разряда и выше. В Безенги почти все маршруты комбинированные.
"Семеновский" ходится без проблем. А вот подходы даже к Джанги-Кош ждут своих трупов. Учитывая отсутствие внятных методик обучения, контроля навыков и физического состояния участников со стороны инструкторов (или кого-нибудь) вероятность НС там много выше допустимой.
К своей характеристике от инструктора "... излишне осторожен и медлителен на маршруте..." хотелось добавить от себя "зато живой и целый".
Швах с обучением там, ребята :(
Бесспорно, на маршруте нужно быть аккуратным, есть места где можно падать, особенно при сильных порывах ветра,которых в этом году было с избытком.
А шею свернуть можно и дома, на лестнице.
Это вряд ли, только совсем уж идиоты если только... Насколько я помню, единственное место где теоретически можно улететь - подъем на бараньи лбы на повороте. Ледник простой, после подъема там вообще дорога по морене старой идёт, где трупы-то?
Учитывая отсутствие внятных методик обучения, контроля навыков и физического состояния участников со стороны инструкторов
А вот здесь согласен, имеет место быть. Да и как, простите, учитывать физическое состояние, если после каждого выхода в горы участники толпами бегут в магаз и усасываются пивом... Просто наблюдал такую картину, и не раз.
За четыре ночевки на моем выходе - пара "идиотов". Один из них 45 лет в альпинизме был, вроде как. Да и второй "не зассал..."
Если в КСП на маршрут заявлялись, то инструктаж читали и даже расписывались. Вспомните о чем там. Я как юрист посмеялся, конечно... но "перестраховываются" они от страха и неспособности обеспечить безопасность, что сами понимают лучше нас с вами.
Что бы лучше выпускали надо при страхование в графе- получатель страховой суммы указывать выпускающего и начспаса.
И делали...
Я к тому что ситуация меняется стремительно и может зависеть от целого ряда малоучитываемых факторов.
такое ощущение, что им никто не расказывал про то, что утром встает солнце, что ночью замерзло - оттаивает, и существуют пиковые часы камнеопасности, а рекомендации по выходу на маршрут в 4-5 утра не "жаворонки" придумали по своим биоритмам, а режимы и линии движения по тому же языку ледника Миссес отработаны десятилетиями в разные годы - от лет, когда там по снегу поднимались до жарких сезонов с открытым льдом?
Боюсь что фактор случайности исключить нельзя. Тот "троллейбус" лежал именно близко к центру ледника (априори направление считается не камнеопасным, тем не менее отдельный случайный "сундук со сказками" лежал себе и лежал), но подтаял (наблюдали перед спуском по леднику во второй половине дня, очень впечатлило не задерживаться), улетел по льду, наделав шухера и если ребята не врали, в итоге канул по инерции в озеро, по пути (люди с дороги успели разбежаться) поприкончив кое-что из снаряжения. В то же время мы поднимались и спускались слева (орографически) от ледника по осыпи, и на удивление сыпало очень мало (правда подъем проходили очень рано). Здесь же очевидцы как правило утверждают прямо обратное и пожалуй я с ними склонен согласиться.
На леднике есть осыпь слева, под склонами восточной вершины Курсантов.
Поэтому слева лазить по льду нельзя.
По центру сверху ничего не видел, в смысле - более-менее крупного.
Справа - рядом со льдом грязный кулуар, оттуда регулярно днем сыпется.
Склон справа - точно не хочу там лазить с группой, ни утром ни днем.
Надежнее всего - более-менее по центру.
Насчет справа - была история.
Утром рядом с нами шла группа чехов и словаков под руководством знакомого лагерного инструктора.
Мы спросили - почему только 4 человека, вчера занималось больше людей?
Он говорит - видите там внизу здоровенный камень? след по снегу?
- ну видим, так люди где?
- ну вот вчера увидели как он прокатился из кулуара и на восхождение остались только четверо
:)
Ребята с никакой подготовкой, на этом леднике первый раз кошки одевали за день до восхождения.
Но физически хорошо готовые к подъему.
Лазить мог только инструктор. Мы немного помогли на подъеме и спуске.
Здесь согласен. Однако возникает противоречие: ледник нужно пройти по центру, потому что это надёжно и безопасно, но ледник не нужно идти по центру, потому что это сложно технически и долго. Каждый решает это противоречие по своему.
Вообще этим схемам - лет 30-40. Понимаю, что гайдбук представляет собой путеводитель, но разве нет рекомендаций в описаниях КСП?
Никто никогда не поднимался слева - даже самые одаренные. Когда бросили ходить справа по полке через осыпь, по льду поднимались между линией середины ледника и правой границей осыпь-ледник - камни уходят вниз как раз по этой границе, а лед тут поположе.
По центру имеем участок льда крутизной по разным оценкам 30-40 градусов и протяженностью 200-250 м. Очевидные технические трудности - движение в связках, на кошках, организация страховочных (либо и вовсе подъемных) вертикальных перил, организация станций, лидер идёт с нижней страховкой, движение последовательное а не одновременно всей группой. Да, я понимаю что "смешались в кучу кони, люди", важно одно - все эти манипуляции отнимают дополнительные силы и время, которых может в итоге не хватить. При обходе по осыпи орографически слева все (может быть за исключением движения в связках, да и то) трудности снимаются, взамен во весь рост встаёт одна - камни. Ибо осыпь 40 градусов и лёд 40 градусов - очень и очень различный рельеф.
Еще раз подчеркну - для опытного человека разница порой несущественно, многие лёд даже спецом предпочитают и правильно делают, но вот для новичка вероятность улететь на льду намного выше чем на аналогичной по крутизне сыпухе.
прикладываю конец июня 2007 от озера,
фото выше озера, где в 2007 мы проводили снежные занятия для курсантов ЦШИ
общий вид на подъем 2010 (видно, что там много снега).
Позже уже под Миссес не был.
По прохождению: в лоб - да - немного крутовато в верхней половине. поэтому там даже разрядники у нас не ходили, чтоб силы и время не тратить.
самый экономичный вариант подъема - в синей зоне, там где спуск нарисован. почему подъем и спуск нарисован по разным линиям - непонятно.
эта зона - короткая, 100-120 м, некрутая 25-30 градусов, и безопасная, ее не достают камни с осыпи. правда движение получается несколько по диагонали. но ни разу не помню тут каких либо проблем. А я ходил эту "кучу брна", как ее издавно называли" с 1980 по 2007 не помню, сколько раз, и в разных состояниях - в начале 80-х вообще по снегу там поднимались.
белый коридор - это где лежал снег в 2007.
А кто ходит на Брно не по языку, а справа - непонятно, там и стоять-то (в середине дня) страшно.
Polish group we were in august 2013 on Brno. Less knowledge about the route. Some experience with Russian grading. We were advised to use glacier and not its right side because of rocks falling. But we saw this super hard ice on which my Black Diamond crampons didn't want to stick.
Russian group that go in different route above glacier went on the right side just 40 min before us in an early morning without problems. But we experienced some small rocks falling from the right side and were forced to be as close to the wall on the right as possible. 40 min make a difference.
Finally we manage to the top of glacier and to the peak Brno. The way down the same in even worse conditions.
So these were conditions in august 2013.
photos were taken before 8 a.m. Too late. I guess the important limit is when the sun gets to the top of glacier and above the wall on the right. Yes, now I would get down through the glacier, better choice. I was late and we thought that maybe it would be faster but it wasn't. Crampons were OK I guess, if we hit the ice 10 times every step maybe it was achievable or maybe we were week because it was our 21-22 day in mountains in a row ;-)
How do you think to get down through glacier? You know how to master self-unscrewing ice hooks (by additional rope) or by else method? I heard there are few ropes. And I see the lower level is difficult to cross without rope just after you unscrewed the ice hooks by your own when the main group has already descended. As for me, even to leave one-two ice-hooks is not bad idea. To catch a stone is much worser. I remember a lot of stone accidents while viewing reported info.
When I trained to make Abalakov holes there was a problem - always small cracks appeared on the lake ice. The hole still didn't break at static loading, but... In the mountains I don't have such an experience at all. Also for Abalakov holes I tried longer ice screw (200 mm?). A funny thing is to put a rope through it. I used a small metal wire but if a hole is full of ice pieces it's a long play. If you suggest working improvised method then I'm going to look at it.
I've read about very simple method. You use a fresh hole after the ice-screw and insert there a metal rod. A thin rope is also attached to its tip. After the descend you even get this rod out by pulling via a thin rope. However I've not heard about a lot of alpinists using it. But maybe at that glacier it could work.
Горы не исправить, надо подстраиваться. Когда работаешь, хочется побыстрее и безопаснее сделать свою работу, и не всегда в удовольствие. Когда идешь сам себе на эту же гору, получаешь удовольствие.
а) Базой являются Курсантские ночёвки или 2-е футбольное поле, с Курсантских ближе, но до них подход дальше (далее оценка действий конкретной группы)
б) ключ маршрута по факту - ледник. Можно штурмовать в лоб, можно обойти. Штурмовть в лоб можно сразу, можно предварительно провесить, совместив с ледовыми занятиями, последнее дольше и в общем сложнее, однако гораздо лучше в плане обучения группы (дальше оценка приоритетов - быстрота прохождения/обучение). Обходить физически и технически легче, но объективно опаснее из-за камней. Можно обойти на "авось пронесет", можно выйти очень рано и проскочить по холодку (при этом предпочтительнее вариант Курсантских в качестве базы из пункта а) - и вот уже пошла сцепка в процессе анализа). Далее оценка приоритетов камнеопасность/желание выспаться.
в) следующий участок - снежное выполаживание и выход под осыпной подъем. Технически и физически несложно, перед подъемом имеет смысл оставить лишнее (к примеру кошки и ледорубы), однако теоретически их могут спереть (случай реальный, правда тогда под Брно спёрли не кошки, а горелку). Далее оценка приоритетов - вес/потеря.
г) осыпной подъем до гребня. Технически несложен, можно идти в связках (обучение работе с веревкой на реальном маршруте и взаимодействию), можно без. Последнее существенно проще и быстрее, однако обучающий эффект стремится к нулю. Далее оценка приоритетов время/удобство/обучение.
д) гребень. Можно пройти по осыпи под гребнем ногами, можно пролезть непосредственно по самому гребню. Первое проще и быстрее, второе опять же лучше в плане обучения скальной технике и иже с нею. Далее оценка приоритетов быстрота/обучение
е) вершинная башня. Можно лезть всем, можно нескольким, можно кому-то одному - за запиской. Учитывая, что маршрут длинный, и люди устали, да и высота выше 4000 м., при переборе вышеуказанных вариантов психологический (вау-эффект) и эстетический факторы последовательно снижаются, но снижается и общее время прохождения и объем затраченных сил, при сохранении примерно одного уровня эффективности (вершина взята, записка снята). Далее оценка приоритетов максимум/минимум, дополнительная оценка состояния группы (физического и психологического). Надо сказать что последнее имеет смысл оценивать на каждом участке. На спуске всё в значительной степени повторяется, не буду конкретизировать. Далее всё сводится воедино, учитываются глобальные факторы (физика, техника, настрой, схоженность и т.п. группы прогноз и реальное состояние погоды, степень акклиматизации, общая и индивидуальная, наличие и качество снаряжения, состояние маршрута на конкретный сезон), затем подводится общий итог - идти/не идти, и если идти то как, сколько времени уйдёт, что с собой брать, достижение каких целей предполагается в первую очередь, какие необязательны, но приятны.
Я конечно привёл очень примитивный пример анализа предстоящего маршрута, но как пример, надеюсь понятен, и любому руководителю периодически приходится его делать. Разбивать задачу на подзадачи, разрешать возникающие противоречия, подводить итоги и принимать решения. Хуже, когда предстоящий маршрут неизвестен
поэтому решать нестандартные задачи или задачи в нестандартных усоловиях было легче.
но вот каково лагерному инструктору с разношерстным во всех смыслах отделением, которое он видит впервые за неск. дней до восхождения?..
и в этом плане, конечно, то же Брно - это не 1б
Горелку на единицу - странный вопрос. На случай возможной аварии всегда у нас в группе горелка и баллон и литровый котелок. в этом сезоне джетбойл. весит все это мизер а польза может быть очень большая
Напраслину не возвожу, случай реальный, произошел 19 июля 2012 года. Параллельно с нами поднималась группа из Израиля (гид и двое клиентов). На перевале Миссес перед движением по гребню они оставили часть груза (в том числе горелку МСР Реактор. Вернувшись обнаружили всё в целости... кроме горелки. Кто, что и зачем - не знаю. Зачем брали горелку на маршрут евреи - тоже не знаю. Узнали мы это всё на спуске от гида (он единственный по русски говорил, клиенты ни бум-бум).
Из собственного опыта подобных восхождений когда чувствуешь что категория завышена, а как инструктор один работаешь
Привязываю участников к веревке напрямую (не через карабин), контролирую затяжку узлов сам, что бы не ушли с веревки, иногда слишком умные бывают. Сложный участок прохожу сам (если чувствую что состояние маршрута плохое), обязательно даю кому то из участников пройти первым, просто потом идешь вторым и проверяешь как организовал страховку. Благо можно подойти на таком рельефе не пользуясь страховкой организованной ими.
Тот же Гидан 1Б, ходил с веревкой 50. Не дошел до мульды, подошел участник, выпустил его на 15 метров с одной точкой, подошел проверил его станцию. Самое страшное при такой работе, что бы не отвязались пописать сходить, пока никто не видит.
Вывязаться сложнее и дольше, чем отстегнуться, я правильно понял?
даже если захотят 100 раз подумают- а надо?
А зачем на маршруте отстегиваться от основной веревки?
Самастраховка есть, перестегивайся, пристегиваяся куда надо.
Я могу не уследить что делается ими за углом, а придумывают они дай боже. Та же ситуация с распутыванием веревки.
Сколько случаев когда человек отстегнулся по нужде, не закрепил веревку и либо сам, либо напарник улетел, и не только новички. Просто сейчас у новичков благодаря скальной подготовке на скаладроме, Крыму и вообще большей информативности есть иллюзия что они все знают.
У меня случай был. Стоя на полке, на просьбу пристегнуться был мягко послан, и не еще эхо не замолкло а он уже летел вниз, 40 метров льда. Свезло, все живы и здоровы,
Нередкое явление, и не обязательно с новичками.
Есть в истории рафинированный пример, произошедший на глазах.
Как-то возвращались в «Эльбрус» уже в темноте по серпантину дороги. Возглавляющий группу «раздетый» инструктор решил срезать по тропе, и несмотря на просьбы, гордо заявил: «альпинисты по дороге не ходят». Через несколько секунд попал кроссовкой между камнями и сам сломал ногу.
Нельзя так просто словами (связались, развязались, - быстро и качественно обучить кого-то - без конкретных пояснений и выражений собственных мыслей - просто очень многие стесняются это делать, либо считают это не нужным).
И все же на начальном этапе ходят в связках часто для того что бы научится работать с веревкой, а не для страховки.
Для меня как не странно самой лучшей школой в альпинизме была подготовка к связкам на скалалазных соревнованиях. А готовились мы на железных кроватях, бегали по комнате по ним с перестежкой на время.
Чаще чем требуется - и это правильно. однако не всегда. При подъеме на гребень Брно мы, помнится, изначально пошли в связках, однако спускали столько камней что почли за лучшее развязаться.
1. страховка необходима, если самозадержание маловероятно
2. страховка не нужна если она не работает
стараюсь донести своим воспитанникам. честно говоря, не всегда получается, судя по ним через пару лет. много дурацких факторов из области психологии мешают, я так думаю.
обсуждаемая единица на Брно - хороший пример.
а) лед со страховкой через буры. если нет буров - нет смысла идти одновременно по крутому льду с веревкой
б) закрытый ледник - со страховкой
в) осыпной кулуар и склоны до башни - без веревки (если не искать прюклечений и выбирать простой склон)
г) вершинная башня - со страховкой
2. страховка не нужна если она не работает
Полностью согласен
а) лед со страховкой через буры. если нет буров - нет смысла идти одновременно по крутому льду с веревкой
Да и без веревки тоже (для неопытной группы, лосей-профи это не касается)
В принципе, всё правильно и существует множество таких ситуации.
Однако, как мне кажется, есть нюанс в наличии-отсутствии верёвки.
Рассмотрим вариант, когда есть куда падать (а идти очень долго, если страховаться), но технический уровень группы позволяет пройти участок уверенно без страховки и верёвка вроде лишняя (маловероятно, но если сорвётся один – сорвёт второго).
Так вот, если участники не привыкли ходить соло, то отсутствие верёвки сильно давит психологически, хотя умом и понимаешь, что толку от неё будет мало. И уверенности, при её отсутствии, заметно поубавляется, что может иметь последствия.
Никак не ратую за хождение только с верёвкой и не исключаю, что всё это пережитки коллективистско-старорежимного подхода к вопросу.
P.S. Кстати, возможны варианты, когда верёвка может помочь, даже при отсутствии полноценной страховки.
- крутой лед без ледобуров
- бараньи лбы без крючьев
- рыхлый крутой снег - ледоруб не поможет.
при срыве улетают все кто на веревке.
оказаться в такой ситуации - само по себе уже ситуация жопы.
поможет ли веревка в такой ситуации? есть маленькая вероятность - камень на льду или серия камней, какой-то выступ на бараньих лбах.
не знаю, что выбрать. все плохо. не надо в такую попу залезать.
ходить без веревки там, где она работает - пижонство, то, что я назвал психологическими проблемами.
не вщелкивать самострах - из этой же области.
здесь, на сайте, можно найти примеры, только люди уже не живут рядом с нами.
ссылаться на то, безопасность - пережиток прошлого - глупость, извините, несусветная.
Лишь, хотел отметить психологическую роль верёвки, которую до этого не вспоминали. А это вопрос весьма неоднозначный.
«ссылаться на то, безопасность - пережиток прошлого - глупость, извините, несусветная»
Если это ко мне, то очевидно раньше «не встречались» на РИСКе. И ещё возможно для большей ясности мне следовало чуть по другому написать фразу:
«Никак не ратую за хождение только с верёвкой и не исключаю, что всё это пережитки моего коллективистско-старорежимного подхода к вопросу.»
Снежно-ледовый купол Озёрной (Уллу-Тау, 3А), средней протяжённости, не особо крутой.
Лёд, сверху несколько десятков сантиметров достаточно жёсткого снега. На ледорубе страховку не сделаешь, до льда копаться долго. Идётся почти пешком, но если проскользнуть и чуток разогнаться – не поймают, а лететь есть куда.
Верёвка, в случае чего, может помочь придержать нижнего и быть дополнительным тормозом при самозадержании, для сорвавшегося верхнего, но не более. Плюс, придаёт уверенности.
ко всему надо относится с умом
и марально приятно без веревки идти
Подскажите название ущелья и вершины: