Майский Кавказ - очаровательный и гуманный.
Известная проблема, как отгулять в горах на майские праздники, но так, чтобы без межсезонья - чтобы погода была получше, отсидок было поменьше. Ведь после зимы так хочется здоровой (от слова здоровье) физухи, солнца, радости от общения с природой и с друзьями и совсем не хочется излишнего экстрима.
Одно из надежных решений - это горы Тавра. Но в Аладаглар мы уже отъездили шесть сезонов подряд. Поэтому в мае 2008 года мы решили поискать что-нибудь на Кавказе.
Предлагаемый маршрутик легко проходится за пять-шесть дней. А мультиспортсмен пробежит его, наверное, дня за два. Вот только ночевать в одиночку здесь страшновато, уж больно много медвежьих следов...
Это переход от поселка Новопрохладное до Псебая.
Нитка маршрута у нас получилась такая: пос. Новопрохладное - р.Куна - поляна Шестакова - траверс Ю.З. склона в. Малый Тхач - траверс З. склона в. Асбестная - перевал Чертовы Ворота - пер. черт знает какой - истоки левого притока р. Уруштен - седло пер. 2066 в хребте Агиге - траверс южного склона хребта Агиге - траверс в. Агиге (2311) - траверс в. Сундуки (2199) - дорога по хребту М. Бамбак - пос. Бурный - пос. Псебай.
В поселок Новопрохладное, или, как его называют местные, Сахрай, заезжают по долине реки Белой почти также, как в Гузерипль, только, не доезжая до Гузерипля, надо свернуть по грунтовке налево и проехать по ней около 15 км.
Рано утром мы слезли с поезда в Армавире, на автобусе добрались до Майкопа и прямо на автовокзале договорились с частниками, которые на паре легковых забросили нас в Сахрай. Вот таким нас встретил Сахрай.
Мы долго не могли найти начало обходной тропы (выделена красным):
Говорят, что в речке Сахрай в начале мая можно реально утонуть (и уже насмерть тонули…), поэтому во избежание бродов через Сахрай для прохода в долину р. Куна рекомендуют эту самую обходную тропу. В конце концов, по какой-то тропе мы зашли в лес, очень быстро с неё сбились и потом как-то непонятно, местами по девственному лесу, но чаще по лесным дорожкам вышли на Куну, перебродили через неё и вышли на наезженную грунтовую дорогу.
У нас был эксперимент. Мы решили выйти на поляну Шестакова, максимально используя эту дорогу. Поэтому мы завернули на мост через Куну там, где обычно продолжают идти прямо. Моста не оказалось, перешли вброд. Вот где-то здесь мы заночевали в первый день, см. красненькую "1".
А вот наша дорога.
На дороге было много всяких следов - медвежьих больших и средненьких, зубриных больших и совсем маленьких. Иногда встречались кучи зубриного дерьма - этакие огромные "коровьи лепешки". Недалеко от дороги проходила граница Кавказского государственного заповедника, а звери, ведь не понимают, где проходит эта граница, и шатаются по окрестностям...
Перед спуском к реке Куна дорога совсем заросла. К реке спускается уже не дорога, а лишь воспоминание о ней 40-летней давности. А за мостом через Куну (бетонная труба) мы даже и эти воспоминания потеряли. Тут мы полезли на хребет каким-то произвольным образом и в районе синей точки (см. карту выше) вышли на заросшую лесную дорожку.
Эта дорожка вывела нас к правому притоку Куны выше его каньона. Здесь было много дров, были и места для палаток (на карте - красная цифра 2). К обеду пошел дождь, поэтому в этот день мы уже никуда не пошли.
Вот, как мы проводили время:
На следующее утро был конкретный ливняк, и мы бы никуда и не пошли бы, если бы не команда опытных пешеходных туристов, которая спустились мимо нас с поляны Шестакова. Лица у пешеходных туристов были полны комсомольской решимости, и все они были в защитной от дождя одежде. Ребята шли "четверку", и это была группа из какой-то школы инструкторов.
Нам стало стыдно, и, воспользовавшись кратковременным прекращением дождя, мы собрались и устремились по лесной дорожке вверх. Вот, какая у нас дорожка.
Вот, какое там красивое дерево.
Хороший домик стоит на поляне Шестакова. Мы в нем заночевали (на карте - красная цифра 3).
И утро тоже наступило хорошее...
От поляны Шестакова мы проследовали дальше уже по маркированной тропе. Тропа эта иногда шла по гребню хребта, но чаще - недалеко от гребня по южному склону. Наконец, мы увидели Большой Тхач.
Перед горой Малый Тхач тропа повернула направо и пошла траверсом юго-западного склона этой вершины. На этом траверсе мы спугнули одинокого горного козла.
За горой Малый Тхач тропа поднялась на гребень.
С гребня Малый Тхач выглядит очень эффектно, он похож на нос огромного корабля.
Иногда попадались снежники.
В этот день мы постарались пройти по-максимуму. Надо было использовать погожий день. В результате мы прошли четыре перевала, они показаны на карте синими точками.
На первом перевале, который был в западном отроге горы Асбестной, мы обнаружили свежий медвежий след.
Со второго перевала (Чертовы Ворота) мы увидели наш третий перевал (на карте - синяя цифра 3).
Я не знаю, как он называется, он и на картах то перевалом не обозначен. Я придумал его идти, чтобы не пересекать границу Кавказского государственного заповедника. На подъеме к перевалу мы приближались к этой границе аж на 15 метров, но все же не пересекали её. Так показывал GPS.
Оказалось, что за третьим перевалом сразу следует и четвертый.
Но тут ресурс погоды на этот день закончился, и началась гроза. Мы быстро, как смогли, спустились до первого ровного места на берегу ручья и встали на бивуак (на карте - красная цифра 4).
А утром снова хорошая погода.
Вот по этому свободному от леса распадку мы поднялись на перевал 2066.
Вокруг всё парило.
От перевала на восток траверсом южных склонов хребта Агиге отходила тропа, точнее, колея заброшенной тракторной дороги.
Хорошие там места…
Когда мы подошли к горе Агиге (2311), то попали в туман.
Дорога перед горой поднялась на хребет и перевалила на северный склон вершины. В разрывах тумана мы увидели, что дорога впереди уходит под крутые снежники, которые устремлялись куда-то вниз в туманную бездну.
Вдруг, впереди за снежником мы увидели незнакомого парня. Мы покричали друг-другу, помахали руками. Он спросил, куда мы идем и поведал, что его девушка дожидается на дороге на другой стороне горы, а сам он уже два раза на этих снежниках сорвался и пролетел в последний раз метров 70.
Я посоветовал ему вернуться и провести девушку траверсом через маковку вершины Агиге (2311). Мы и сами туда пошли, на маковку.
После траверса мы увидели эту парочку. Они подошли к нам и расспросили о пути через вершину.
Вот, как мы спустились с Агиге. Это вид назад. Справа видны снежники, которые сделали тракторную дорогу столь опасной.
Распрощавшись с влюбленными, мы снова вышли на гребень хребта и по тракторной дороге траверсировали гору Сундуки (2199) до синей точки 5, в которой наша захудалая тракторная дорожка вливается в широкую и наезженную грунтовую дорогу.
Вот как это выглядит на карте.
Только я забыл сказать, что перед траверсом Сундуков мы спустились в лесок пообедать.
А после Сундуков, после выхода в синей точке 5 на большую дорогу мы уже с неё не сходили. Так и спустились по ней до поселка Бурный на Малой Лабе. Ошибиться там трудно.
Кстати, конец дороги на карте нарисован плохо, и я подправил его красненьким. Ночевали мы в красной точке 5 на обочине дороги. Там недалеко чистый ручеек с горы стекал.
Рассвет там красивый был.
Утреннее Солнце освещало скалы за Уруштеном.
Весь день мы шли-шли…
И заночевали в километре от поселка Бурного (красная точка с цифрой 6). К вечеру дождь проливной пошел. Поэтому проблемы с водой не было. Кстати, речка Бурная была с грязной бурой водой.
Утром от Бурного пришлось пройтись до Псебая и только там мы сели на автобус и разъехались кто куда…
Всего у нас получилось шесть дней, включая весьма насыщенный день заезда. Как физическая тренировка - это пожалуй поэффективнее, чем на высоте попу отлеживать, пережидая кавказскую майскую непогоду.
В заметке использованы фото Ивана Жданова.
При подготовке похода использованы источники:
1. М. Федотов. Поход от Новопрохладного до Псебая с 1 по 5 мая 2004 г.
2. Использованы топографические карты с сайта ПОЕХАЛИ.
140
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Территория, примыкающая к заповеднику вне Адыгеи, относится к государственному заказнику. Вечером на ночевке 5 мимо нас проехал козлик с людьми из заказника. Они остановились и потребовали разрешения. Я знал, что заказник не является по закону территорией с ограниченным доступом и что прав у них нет, но не возникал, выразил "незнание их требований" (типа не знали, мы тут в первый раз), высказал уважение и т.п. И они уехали.
И еще. При подготовке похода я видел в Интернете, что на майские праздники здесь может выпасть немало снега. У нас такого не было. Погода была теплой, дожди были, а снег не выпадал.
И, наконец, про GPS. Треки не писал, ленился. Да и точек почти не писал. Вот всё, что есть:
1. Ночевка 2 (дрова, площадки, ручей на поляне среди леса)
N44 град. 2,88' E40 град. 20.97' H1296 m
2. Ночевка 4 (площадка у ручья на спуске с перевала 4)
N43 град. 58,09' E40 град. 29,05' H1931 m
3. Ночевка 5 (площадка на обочине дороги, в 150 метрах по дороге на запад есть ручей)
N43 град. 58,09' E40 град. 35,25' H1872 m
4. Колодец с чистой водой около разрушенного дома.
N43 град. 57,49' E40 град. 39,61' H1576 m
//Вдруг, впереди за снежником мы увидели незнакомого парня. Мы покричали друг-другу, помахали руками. Он спросил, куда мы идем и поведал, что его девушка дожидается на дороге на другой стороне горы, а сам он уже два раза на этих снежниках сорвался и пролетел в последний раз метров 70.//
http://www.tvplaneta.ru/forum/index.php?showtopic=3167&hl=%D7%E5%F0%F2%EE%E2%FB+%C2%EE%F0%EE%F2%E0
Прочитал с большим удовольствием!
Получили большое удовольствие, прошли весь маршрут без проблем, потратили дней 6-7.
Из интересного.
На третьей карте из данного описания (там, где красные точки 3 и 4 и ряд пронумерованных синих точек) в левом верхнем углу можно видеть реку Слесарня. Так вот, вдоль левого ее берега (орографически), точнее вдоль левого берега левого из двух ее притоков, примерно от Малого Тхача, идет длинный "нос", его даже на этой карте видно. Если начать по нему спускаться, то, миновав узкое место (камень и ряд деревьев), можно выйти к раздолбанной избушке -- это метров 200 от тропы вдоль хребта, сброс высоты незначительный. В избушке есть печь, но в ней есть и куча дыр. Есть ли дверь -- не помню. Мы (группа из примерно 10 человек) латали эти дыры часа два, использовали тенты от трех палаток, накидки на рюкзаки и прочий материал, и еще всю ночь проходило дежурство у печки. Вдесятером в ней ооочень тесно спать, и вдевятером тоже. Избушка находится на своеобразной "седловине" этого носа, перед ней есть место на несколько палаток, но при этом ветер может активно пытаться их сдуть. В мае там был снег на склонах (на самом седле не было), еще там было поваленное дерево, из которого мы наделали дров. Деревья растут и на носу (как на "горизонтальной" части, так и на левом-правом склонах), но там в основном все, что я видел, было живое. Если не найти дров, то, мне кажется, будет холодновато. Расположение избушки таково, что мы, двигаясь от летника и пообедав на поляне Шестакова, попали к ней за час до темноты -- в этом плане удобно.
С другой стороны, медом она не намазана: если пройти еще буквально метров 500, попадаешь на седло у Малого Тхача (НЕ то, которое между ним и Большим, до того надо еще идти), и там уже масса вариантов. Можно стоять на нем, можно спуститься в долинку слева (и, вероятно, подняться на седло между Тхачами), и еще есть полочка справа от тропы, идущей мимо Малого Тхача к Асбестной. На этой полочке могут встать, мне кажется, палаток 3-4, она ниже "основной" тропы метров на 20. Надо просто идти по тропе глядя направо вниз, и если светло и не совсем туман, то полку видно.
Что еще?
Встретили местных знатоков, которые вели группу сначала так же, а потом на седло между Тхачами и вниз по Бол. Сахраю. Они нам сказали, что Чертовы Ворота мы не пройдем, потому что там снег (ледового оборудования у нас не было никакого). Правда, потом подумали и сказали, что сейчас вроде тепло, и снег может быть рыхлый. На деле снег там действительно был, действительно рыхлый, и не очень много (мы в него не проваливались почти). За Воротами, спустившись, сразу пошли на перевалец налево, как и автор отчета (на карте в отчете -- синяя цифра три). Это разумно не только чтобы не заходить в заповедник, но и чтобы не делать крюк: там получился бы сброс высоты, обходить все...
Переход через Агиге был самым сложным и занял почти целый день (с подъемом на хребет по распадку к перевалу 2066 и нахождением места за Агиге для стоянки). Схалявить не вышло: лезть пришлось почти на самый верх. На северном склоне, где, по словам автора, тракторная дорога, было несколько почти вертикальных футбольных полей снега толщиной в несколько метров, неизвестно как державшихся на склоне, и идти туда совсем не улыбалось. Мне кажется, если бы погода была более холодная или снега было бы больше, Агиге без ледового снаряжения не шлась бы, но тогда ее можно было бы обойти. Аналогичный диагноз я бы поставил Чертовым Воротам (но обойти нельзя) и участку от Тхача до Асбестной, там последние пару сотен метров тропа идет траверсом весьма крутого склона, наклон не меньше 40 градусов, на котором даже у нас был большой снежник (хоть и рыхлый), а если б холоднее -- там была бы ледяная горка.
После того, как мы перевалили через вершину Агиге, мы спустились по носу метров на 300, после чего для выхода на тропу к Сундукам нам пришлось пересечь пару заснеженных распадков. Благодаря снегу спускались мы быстро, на попе (: А поднимались медленно. Пересечение этих балок заняло час.
Дальше была полная халява. Дошли до Бурного, искупались в Малой Лабе и за пару часов дошли по асфальту до Псебая. Встали на окраине Псебая, почти в черте поселка, там можно и, кстати, красиво.
На мой взгляд, маршрут вполне имеет смысл и в обратную сторону, и может быть даже бОльший смысл, чем так, как мы шли. Дело в том, что до синей точки 5 на последней карте можно в принципе доехать от Бурного (если найдете машину), на лесовозе точно, может и на чем попроще, а даже если и не доехать, лесовозная дорога траверсом Бугунжи и потом по Бамбаку набирает высоту существенно медленнее, чем от Новопрохладного (a.k.a. Сахрая) до поляны Шестакова. Там тоже криминала нет, но участок от точки 767.0 на Куне на второй карте до летника немного жестковат (:
С другой стороны, выбрасываться из Псебая проще, чем из Новопрохладного. Из Псебая ходят регулярные автобусы в Краснодар и не только, и вообще это большой и красивый поселок (от окраины до центра на автобусе мы ехали минут 15-20), а Новопрохладное -- крохотный поселочек, в котором туго с мобильной связью (но есть, если залезть на пригорок) и народу на улицах можно и не встретить за полчаса ни одного человека. То есть для группы от 5 человек надо договариваться о выброске из Сахрая заранее.
Кстати, к Большому Тхачу мы не ходили, а поглядели на него (верх был скрыт облаками) с седла у Малого Тхача и двинулись дальше. Там это как бы не совсем по пути: дорога к перевалу между Тхачами сбрасывает какую-то не очень маленькую высоту, а потом столько же набирает. И потом, может я чего не понял, но горы, между которыми лежит перевал Чертовы Ворота, как две капли воды похожи на Большой Тхач.
И еще. По дороге "туда" в Майкопе на вокзале к нам прикопались милиционеры. Отвели в свою комнату на автовокзале, собрали посмотреть паспорта и общались весьма грубо, пытаясь взять на понт, мол вот у тебя что-то вид наркоманский, что принимаешь и т.д. Кажется, ребята хотели денег. С другой стороны, после вежливого с нашей стороны разговора они "сняли обвинения" и типа вызвали "своих ребят" нас отвезти. Справедливости ради замечу, что заплатить мы им должны были бы меньше, чем таксистам, стоявшим перед вокзалом. Но. "Свои ребята" приехали на двух легковушках, багажники которых были заняты их вещами, и предложили нам ехать с рюкзаками на коленях (нас было 10!). Были вежливо посланы, благо милиционеров уже не было видно, после чего мы быстро ретировались с автовокзала, найдя правда себе газель за какие-то очень приемлемые деньги (меньше половины от первоначального предложения таксистов). В итоге совет такой: всем везде в населенке держаться вместе, и на Майкопском автовокзале лучше не задерживаться. А то так зайдешь пописать в туалет во время остановки автобуса (Псебай-Краснодар едет 5 часов), а тебя отведут в комнату побеседовать, и останешься без автобуса, денег и соратников.
Но в целом маршрут оставил очень благоприятное впечатление.
Еще раз спасибо автору за подробный, красочный, точный отчет.
Из него я, кстати, еще год с лишним назад узнал про сайт poehali.org. Там есть топографические карты всего, чего душа пожелает.
Конечно обидно когда такое пишут про твою Родину когда везде такого навалом, нас точно так же терли в Крыму и ко всему прочему заставили потрошить рюкзаки - благо дело после похода было и там окромя носков ничего полезного не было. А на Алтае просто была суббота в Тюнгуре... Ну это же Россия мы здесь живем...
Ну, а совет держаться вместе можно дать вообще всем путешественникам, в любом регионе.
И совет от аборигена никакой архитектурной достопримечательности на вокзале нет, ну и других интересных или вкусных вещей. Перед выездом на любой маршрут постарайтесь законтачить с кем-нибудь из аборигенов по интернету (желательно из тех кто в теме туризма). Навести справки как и что, почем и где. Я так пару раз консультировал людей по стоимости транспорта и расписанию, ну и расположению интересного и вкусного пока ждешь автобуса. Ну и сами мы наводим справки, по крайней мере приблизительные цены на транспорт всегда можно узнать.
Отрадно, что зубры альпинизма и г/туризма не брезгуют обыкновенными горно-пешеходными,
да ещё их и рекламируют.
Пару вопросов:
1) Почему взяли ледорубы, а не треккинговые палки?
2) Очень заинтересовал тот конус из м/листа (привал в лесу возле "Сундука"),
меня буравит мысль сварганить или купить нечто такое, чтоб лёгкое, компактно складывалось,
развернул, закрепил и "печка": внутрь с/горючее или примус, сверху котелок, и ветром с боков не задувает.
Можно о нём подробнее, снимки, размеры, нюансы?
2). Конусная печка из листа нержавейки. Автор идеи - Виктор Николаев. Фанаты этой печки делают её из титанового листа, а я поленился искать титан. Зацеп на печке - как кисти рук, которые сцепляются фалангами пальцев.
Фанаты печки ходили с ней на пик Коммунизма, Хан, Победу. В высотных мероприятиях топится специальными шайбами из полиэтилена и древесной стружки. Есть и другие рецепты. В ход также идет весь бивачный мусор. В базовых лагерях идет в ход мусор других.
В результате удается уменьшить вес топлива по сравнению с бензином или газом на 20-30 процентов.
В высотных мероприятиях для использования печки в палатке приходится использовать также палатки специальной конструкции, в которых есть дымоход и дыра в полу.
Это все перенесено на высоту из лыжного туризма. Подробнее о Викторе Николаеве и о других его изобретениях см. ЗДЕСЬ.
Только про печку там ничего нет, если есть возможность фотки шва, отверстий...
Думаю, не мне одному будет полезно.
А я буду ну очень признателен.
Приглядывался к индийским котелкам, там нерж дрянь, вся в трещинках, но для такой печки пойдёт,
если отрезать дно, уши и сделать отверстия для воздуховодов (а вот как лучше?).
И можно будет котелок вкладывать в эту трубу и при упаковке, и при работе.
Думаю, для коротких походов с сухим горючим пойдёт?
Я даже не знаю, где у меня эта печка, но то что фотки...
И не специалист я. Я её соорудил, зная о ней понаслышке. Это просто тонкий лист, который можно свернуть конусом и зацепить края, как сцепливаются фаланги пальцев, или как Синь и Янь. На котелке надо сделать обод из алюминиевой трубки, в которую пропущена проволока и натянута. Коническое отверстие в печке надо сделать под диаметр котелка. Тогда котелок будет плотно входить в печку, и упираться в печку будет как раз этот ободок, который сжимает котелок. Печка без котелка "играет", а с котелком вся конструкция становится жесткой.
Делать печку из котелка - это не красиво. Она будет тяжелой и не будет сворачиваться в тонкую трубку. У меня толщина листа - доли миллиметра (может быть 0,3 мм ?).
Внизу надо сделать отверстие для засовывания дров. Отверстие должно закрываться пластинкой. Опять же на пазах типа Синь и Янь. Еще надо сделать отверстие для дыма и лучше с трубой. Но трубу я сделал совсем криво, стыдно рассказывать.
Печка хороша тем, что в зоне леса или кустарника она топится хворостом и отдает тепло котелку очень эффективно и экономно. Выше леса мы готовили на группу еду, используя сухие веточки рододендрона. И не было особой мороки.
Я никогда не топил сухим спиртом. В короткие походы я беру печку + горелку с некоторым малым количеством газа для быстрой готовки в условиях дождя. Иначе долго приходится эту печку растапливать мокрыми ветками.
Сегодня обе работают.
Если б знал, где взять такой лист.
На производстве могу найти только от 0.8, поэтому смотрю всякие жестянки и т.п. из чего сварганить.
Труба - излишество, сделаю верхний диаметр чуть больше котелка, котелок будет ушами на печку ложиться,
зазор будет дымоходом.
Отверстие нужно, но на дрова не буду ориентироваться, где хожу там их либо нет, либо сырые.
А таблетки сухого спирта хватает вскипятить кружку, с печкой хватит на 2 кружки, стоит около 5 руб.
Неплохая экономика, лёгкость и простота, для толпы, конечно, это не годится.