Отчет о двухдневном походе в район ущелья Бюлёлю (около 50 км к югу от Оша)

Пишет Anton Kuznetsov, 17.09.2023 21:00

Думаю, отчет может быть интересен тем любителям, кто хочет просто прогуляться по горам, размяться перед более серьезным мероприятием или просто побывать в районе не очень популярном пока еще у туристов.

Нашел район случайно, изучая окрестности Оша по онлайн-карте, поворот с основной трассы был помечен значком, как маршрут для спортивного туризма, поэтому недолго думая, поехал туда. Маршрутка в Гюльча идет час с импровизированного автовокзала в центре города рядом с новым круговым пешеходным мостом. По дороге, прямо в маршрутке познакомился с женщиной, имеющей свой собственный гостевой дом, и остановился у нее на ночь за 1200 сом. В самом Гюльча, в супермаркете, со мной флиртовала молоденькая продавщица, мечтающая уехать из этого захолустья. (Кстати, редкость в современном Кыргызстане, все кому надо прекрасно могут уехать сами, без мужа.) Больше ничем город не примечателен.

В 6:30 утра вышел на трассу, поймал дальнобойщика и за 15 минут доехал автостопом до поворота. Оттуда пешком по шоссе и грунтовке шел 3 часа до деревни Бюлёлю, имея возможность осмотреть прочие окрестные деревни. Ущелье начинается у конца деревни, проход между скалами весьма узкий, так что если сверху посыпятся камни, то будет не очень комфортно, мягко говоря. Таких узких некомфортных мест далее на маршруте еще около 5. Тропа идет по ущелью несколько десятков километров с минимальным подъемом, практически никакой нагрузки на колени, однако если хочется подъемов, то каждый километр или около того, можно найти боковые ответвления наверх. Шел пешком очень быстро приблизительно 5 часов и забрался в глубь ущелья где-то на 25 километров, когда местами уже начались завалы из прошлогоднего снега над речкой в затененных местах (так-то снега нигде нет и вокруг очень зелено и желто). После очередного подъема на холм, когда открылся для вида дальнейший участок долины километра на 2-3, а речка превратилась уже в узкий ручей, увидел вдалеке несколько шевелящихся черным пятен, изучал их в течение 5 минут, пытаясь понять что это, кусты под ветром, крупный рогатый скот или все-таки медведи. В итоге, показалось похожим на третий вариант, так что решил не рисковать дальше и повернул обратно. Обратно к деревне дошел всего-лишь за 4 часа. Итого получилось около 60 км за день. Из прочих примечательных зоологических наблюдений: впервые в Кыргызстане увидел какой-то вид птицы с сине-черным оперением, однако опознать не могу, поскольку не орнитолог. Поскольку никому не сообщил куда отправляюсь, связь в ущелье не работает, запасов еды с собою нет, а тропа завалена конским навозом разного уровня свежести, то возник интересный вопрос, если добираться назад со сломанной ногой несколько дней, то можно ли по дороге питаться конским навозом, у кого-то есть такой опыт? (Видел много лет назад по ТВ, как пигмеи из Центральной Африки, едят слоновий навоз, но у него совершенно иной состав и консистенция.)

В общем, если хочется просто отдохнуть на природе с горным ландшафтом, не особо напрягаясь, то там есть маршрут дней на 3-5, включая ответвления наверх.

В деревне гостевых домов и гостиниц нет, поэтому остановился у местного богатого фермера по его же приглашению за бесплатно. Оплатил лишь ужин, сам определив справедливую стоимость, исходя из цен в хорошем ресторане в Оше: 1600 сом за 3 бараньих шорпо, лече, свежий мед с пасеки и лепешки с боорсоками.

На следующий день, в 6:30, пошел пешком через холмы по грунтовкам и тропинкам в сторону основной трассы. Много скота разных видов, но ни лошади ни быки ни ослы не агрессивны. Над холмами впервые в жизни увидел громадную стаю орлов (около 15-20 особей). Такие большие скопления хищных птиц (урубу) до этого видел только в Амазонии, хотя объехал порядка 40 стран мира. Маршрут по холмам без карты и особых целей занял часов 5. Еще раз увидел ту же черно-синюю птицу, что и вчера. Уже спускаясь вниз с холмов и подходя к трассе, проходил мимо фермы, где нехороший хозяин держит алабая и афганскую борзую, которые накинулись на меня и хорошенько облаяли, пока я стоял, призывая кого-нибудь на помощь. Нехороший человек нехотя отозвал их, хотя ему явно хотелось посмотреть, как они будут разрывать меня на части. (Туристов там похоже действительно практически нет, нападение таких больших охранных пород у меня произошло впервые в жизни, похожая ситуация была в горах южной Бразилии, но это были просто большие дворняги.) Стараясь побыстрее пройти этот участок пути и выйти на дорогу, решил не снимать обувь, переходя ручей, поскольку думал, что скоро будет основная трасса, и ошибся, до основной дороги оставалось еще 4 часа вниз по грунтовкам и шоссе через деревни. В одной из деревень за мною увязалась группа пацанов на великах и начались длительные распроссы. Что может интересовать киргизских детей? Сколько мне лет, откуда я, женат ли я, скоро ли я поеду в Бишкек искать девушку, есть ли у меня в Оше и в России парень (неожиданный вопрос!), не иду ли я в магазин, и не дам ли я им немного денег. На этом участке пути ничего особо интересного не было, кроме разноцветных геологических формаций в скалах вокруг дороги, парочки камнепадных участков и сцен из деревенской жизни.