Пишет Бабай, 04.09.2022 14:55

Небывалое дело - уже полмесяца, как я вернулся из очередного путешествия, и вот только сподобился опубликовать дневник прошлогоднего. Но лучше поздно, чем никогда. Всю зиму и весну меня терзала какая-то необъяснимая, небывалая прокрастинация – всячески увиливал от работы с фотоматериалом. Наверное, от переживаний, что он зачастую не шибко резким вышел. То ли стекло тюкнул, то ли у меня возросли требования к фоткам. Дальше тянуть невозможно и неприлично. Что выросло, то выросло))

29.08.2021. Заезд.

Ну, наконец-то я опять в горах! Истосковавшаяся по ним душа с жадностью впитывает знакомые ощущения и состояния. Выйдя из машины, вдыхаешь своеобразный коктейль запахов горных трав и деревьев, навоза, пыли, речной свежести и прохлады далёких пока снегов, доносимой вольным ветром.

Длинный, трудный и радостный день. Отбой после сборов в 2, подъём в 4. В Домодедово выяснилось, что 23 кила, которые я намерял дома для большого рюкзака, на деле – 25. Рюкзак, Deuter Alpamayo 110+15 – обнова к походу; старый новатуровский Юкон 95 тяжёл, не очень удобен и недостаточно вместителен для моих путешествий. Очередное – опять в одиночку, попутчик даже близко не нарисовался. Ещё мой удобнейший маршрутник Salewa Peuterey 32+, 11 кил. Во Владикавказе добавились почти полтора кила газовых баллонов, купленных в Триале, и около полутора потянули пироги – ну кем, скажите мне на милость, нужно быть, чтобы уехать из этого города без этого символа осетинской кухни?!)) Выходит, сегодня я пёр 39 кг! Вот бы теперь ещё выжить более-менее здоровым, ввязавшись в такую драку!

Улетел «Семёркой» вовремя; на подлёте была феерическая панорама Домбай – Эльбрус – Приэльбрусье – Чегем – Безенги во всём великолепии – Айлама, далее дымка. Ну полный атас!!! Какой великолепный знак! В аэропорту торжественно и весело встречают параолимпийцев – приветственные возгласы хором, шампанское, пляски. Вскоре подъехал и Виктор – водитель, работающий с Русланом Дзодзиевым, с которым я договаривался о трансфере. Он оказался не только душевным челом и мастером своей профессии, но и увлечённым и знающим гидом по родной культуре и истории. На всякое проезжаемое нами место он давал краткий, но ёмкий исторический экскурс или рассказывал старинную легенду. В итоге поездка от аэропорта до Мидаграбинской долины стала праздником души и именинами сердца. Про виды вообще молчу. … Нет, не могу молчать! С Какадурского перевала как открылась северная стена Шаухоха, аж сладко ёкнуло в сердце! Всё остальное, естественно, тоже не оставляет равнодушным. Там же, на перевале, прикольный памятник букве æ (что-то среднее между а и э, произносимое со слегка выдвинутой челюстью).

Движение весьма оживлённое, горожане дружно отдыхают на лоне природы.

В Мидаграбинской долине путника поджидает другой памятник, по мотивам нартского эпоса – меч Ахсара.

Тепло простившись с Виктором у конца дороги, всего в паре километров от водопадов, я быстро перепаковался в один вьюк и в 16:20 встал на тропу. День воскресный, и полюбоваться дивным чудом Аланского Кавказа приехало множество людей.

Идущие навстречу моей скорбно ползущей вверх потной тушке и сияющие радостью от увиденного, они меня почтительно приветствовали, всячески подбадривали и желали доброго пути. Когда столько людей тебе пожелали хорошего пути, может ли он быть плохим?! Мой сегодняшний путь был краток, но в качестве втягивающего идеален: за два часа я набрал 300 м. высоты с 1815 до 2125. Теперь я могу с точностью плюс-минус лапоть оценивать свои вертикальные координаты – в этом году прикупил часы ProTrek, на которые долго облизывался.

Горы до середины склонов в тумане, и многочисленные водопады по обоим бортам долины низвергаются из облаков – зрелище фантастическое!

Место для ночевки нашел просто бомбезное: между Малым и Большим Зайгеланскими водопадами, под гигантским камнем, вросшим в склон, со стороны речки Зайгелан уютнейшая ниша с ровным травяно-земляным полом. Ну, всё как я хотел – ведь тепло, +16 (это также инфа от новых часиков)), и мне не только палатку не нужно ставить, но и спальник потрошить не буду - от предутренней прохлады защитит пуховка.

Вода, промчавшаяся-пролетевшая около 700 м. от языка Зайгеланского ледника и гипернасыщенная кислородом и энергией, течёт совсем рядом. Я вволю напился её просто так и поставил себе кок-чай, ужинаю ещё тёплым фыдджыном. Это ОЧЕНЬ вкусно! Виктор меня по дороге завёз в системную кафе-пекарню «ФЫДДЖЫНТǼ», и милые девушки отлично упаковали мне три пирога. Это не хуже, чем мой любимый азиатский фастфуд – самбуса)). На десерт – конфетка Кара-Кум и воздушный хлебец. Отменный ужин с потрясным видом на долину Мидаграбиндона, ещё светящуюся призрачным желтоватым светом из-за облаков (фото дебильником, конечно, не передаёт очарования момента, а мастырить штатив и аппарат было некогда и кушать очень хотелось))

Внизу зажигаются огоньки селения Джимара и вереницей ползут вдаль красные стопари машин, возвращающих людей в города. Вокруг на все лады шумит вода, безветрие, теплынь. Волшебный кайф Кауказа обступил меня и наполнил душу! Слава Богу, Его же милостию аз, грешный, сподобляюся толИких ништяков!!!

В 21 как-то быстро расчистило, и черное небо засверкало великими сонмами звёзд. Густой и рельефный Млечный Путь простёрся вдоль долины (не тавтологии ради, а констатации факта для))). В 21:40 звёзды мановением небесной длани выключились, скрывшись за плотной завесой облаков, и чернильный мрак ночи теперь оживлён лишь огоньком в Джимаре. Причём темнота настолько полная, что совершенно непонятно, где огонёк по отношению к наблюдателю – впереди, вверху или внизу. Это нечто! Just a flush in the night! Эх, щас бы Secret Service наглухо проканал! Но я сегодня не буду ничего слушать. В смысле, ничего человеческого. Я слушаю шум Мидаграбиндона и водопадов, сразу же вспоминая волшебные строки «Песни о Гайавате» в переводе Бунина:

«Если спросите – откуда Эти сказки и легенды С их лесным благоуханьем, Влажной свежестью долины, Голубым дымком вигвамов, Шумом рек и водопадов, Шумом, диким и стозвучным, Как в горах раскаты грома, …».

Меня за шумом водопадов завтра ждёт тяжёлый и неизвестный путь в огромный цирк ледника Мидаграбин. Святителю отче Николае, помоги! И, конечно же, назавтра я жду новой и волнующей встречи с красотой Кавказа!

К полуночи темноты как не бывало – опять раздуло, из-за правого борта долины потихоньку выходит Луна, и весь левый залит её светом. Сна у меня тоже – ни в одном глазу. Думаю всякие думки. Давеча с Виктором на его видавшей виды белой «Волге» проезжали мимо многих родовых башен, и некоторые из них реставрируются наследниками древних родов.

Виктор поведал, что общество строго следит, чтобы чел не брал в помощь более двух наёмных работников – существенную часть работы должен сделать сам. Это очень по-пацански и вызывает уважение! Тот же, кто нарушит это неписанное правило, уважения лишается, и башня станет считаться не фамильной, а просто красивым сооружением «чиста для туриста». О так от, миста!))) Ведь это прекрасный образчик возрождения национального самосознания осетинского народа! Во Владикавказе увидел великолепный собор во имя св. влкмч. Георгия, который здесь очень почитается, как и в Грузии. Правда, в широком народе культ Георгия порой причудливо переплетается с культом Уастырджи, который из веры дедов. В ней, оказывается, довольно твёрдо стоит от четверти до трети осетин. У Виктора спросил, как будет «Добрый день!» по-осетински – «Да, бон хорш!» - созвучно с французским bon jour. Вот они, осколки пра-вавилонского единоязычия! А приветствие вроде нашего «Бог в помощь» - «Байриат». Все осетины прекрасно говорят по-русски – естественно, с характерным выговором, который мне нравится и живо напоминает прононс русских людей, выросших в Средней Азии и на Кавказе, от них же первый есмь аз.

Эйфория вчерашнего дня вкупе с поднявшимся ветерком не даёт заснуть. А уж пол-второго, однако. Ара, отбой, да, короче?! …и Луна…

30.08.2021. Каньон-подъём.

Долина Мидаграбиндона и массив Тбаухох в Скалистом хребте на рассвете

В 5:15 был разбужен светом и чиликаньем какой-то малой птахи. Немного повалялся, встал, замутил чайку, заточил в его сопровождении целый фыдджын, упаковал вьюк и в 7:30 попёр. Сначала траверс заросшего осыпного конуса; пару раз, отдыхая от вьюка, пощипал бруснички и чернички. Обнаружил медвежью какашку. Это не радует… Всё было хорошо до здоровенной крутой промоины, отделяющей зелёную часть конуса от первого пояса бараньих лбов. Стремновато…

Оставил вьюк, побежал налегке на разведку выше по границе промоины. Набрав 200 м. высоты и дойдя до верхушки конуса, нигде не нашёл места лучше того, от которого ушёл. Вернулся, завьючился и пошёл. Пару раз приходилось на большом адреналине и напряжении всяких мышц удерживать равновесие при выковыривании из склона опорных камней. Ох, уж этот конгломерат, туды его качель! Но в конце концов я прошёл так, как хотел, и обошёл бараньи лбы по заросшему кулуарчику, поднявшись в среднюю часть Мидаграбинской теснины. Она оказалась более протяжённой, нежели я себе представлял.

Нижняя часть долины Мидаграбин с первых бараньих лбов

Стали болеть плечи. Уж и бедренный пояс затянут как у штангиста на рекордный подход, а всё равно лямки давят. Сегодня уже 38. Из них 1,1 – 40 м. 6-мм. репшнура и 4 м. расходника, которые я взял для прохождения верхних бараньих лбов, если там не окажется никакой веревки или она будет слишком ветхой. К этому, основному, испытанию подошёл порядком устамши. У подножия оставил вьюк и слазал налегке на разведку. Вполне ходибельно до самых верхних 15-20 м. омерзительно зализанных скал, по которым наверх-то залезешь (опять же, в сухую только погоду, которая-таки днесь дарована мне), а вниз без веревки шибко стрёмно. Но тут уже провешена веревка, оставленная какими-то очень хорошими людьми. Да благословит их Бог!

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Средняя часть долины от нижних до верхних бараньих лбов сильно суровее нижней:

До веревки пролез под вьюком, на маленькой полочке набил маршрутный рюкзак всякой байдой из большого и полез в первый челнок. Всё ништяк, я наконец вижу язык ледника и часть гор, окаймляющих Мидаграбинскую котловину!

Ещё один челнок с маршрутником, и третий – с большим, вполовину полегчавшим. Время 13:50, высота ~2800. Снова упаковался походным порядком, терпеливо набрал 0.25 л. воды с плёночек, ползущих по стенкам в 30 м. выше, ибо вода в реке сродни строительному раствору. То по краю русла, то мореной дошёл до истока Мидаграбиндона, далее путь пошёл сплошь по морене. Зарядами пошёл дождь, перемежающийся градом. Нахлобучил дождевик на свою сбрую. Я рассчитывал через километр-другой прийти к какому-нибудь уютному зелёному кармашку, а хрена лысого! Сплошь морена без конца и края. Середина ледника белая, а правый его край припорошен тонкой плитчато-щебнистой мореной. Плечи и прочий организм уже так устали, что эту часть пути я шкондыбал в состоянии, близком к сомнамбулическому. Присядешь плечам от вьюка роздых дать, и сразу сон наваливается. Встряхиваешься и ползёшь дальше, а впереди – ничего, кроме бугристой чёрной морены.

Вороны бывают не только белые, но и круглые))

В 18:20 остановился у большого приметного камня, есть вполне приличный пятачок под мою палатку с минимумом выравнивания.

Усталость такая, что палатку ставил, небось, полчаса. Сходил к чистому льду по воду, поставил 0.6 юньнаньского красного чаю. Пока делался чай, ветер раздул облака, и я наконец увидел главного на районе:

Джимарайхох (4780) с правой морены ледника Мидаграбин. Серьёзная гора, что тут скажешь. И место суровое.

Холодный последний фыдджын не пошёл, еле половину осилил. Во вторую половину чая добавил протёртой брусники и съел 3-4 сухарика на десерт. Еле их дожевав, отрубился в 20:30, успев отметить высоту (3100) и Т в палатке (+7,9). Писать сил не было, и всё записано сегодня, 31.08.

31.08.2021. Ледник Мидаграбин

Проснулся в 7:30 от Солнца, выкатившегося аккурат из-за Джимарайхоха. Какой контраст настроения с давешним! Это день акклиматизации и отдыха от ишачки. Провел на солнышке гигиенические процедуры, мимоходом проржав с дезика, который при отвинчивании колпачка выстрелил шариком, как детское помповое ружьё – с плевком геля вдогонку. Там воздуха-то, а вот поди ж ты, как его распёрло за три километра подъёма! Камень, рядом с которым я забивачился, оказался весьма хрестоматийной лавовой брекчией – обломки примерно андезибазальта в дацитовой или около того, матрице. Шикарные лишайники усугубляют эстетическое удовольствие:

Бивак, поставленный вчера на грани всяких сил, оказался-таки удачно расположенным – и для сегодняшнего маршрута по леднику, и для завтрашнего подъёма на гору Зайгелан, и для грядущего исхода к западному краю котловины. Занимаясь сборами в маршрут, я согрел пол-фыдджына на импровизированной сковородке из тонкой сланцевой плитки. Нуу, это ж совсем другое дело! На десерт – хлебцы с мёдом и брусникой. Ещё я в этом году приготовил пасту типа халвы из измельчённых до размера крупного песка орехов, гречишного мёда и топлёного масла с малой толикой соли. Получилось вкусно, энергоёмко, и не надо долго жевать жёсткие орехи.

В 10:30 спустился на чистый лёд и двинул вверх по леднику. Плечи под маршрутным рюкзаком (~10 кг) почти не болят, погода прекрасная и настроение – превосходное. То придумываю куплеты какой-то пурги и ржу над ними, то кайфую от видов и фотографирую.

За рало я не брался, поэтому совсем не возбраняется вспять поглядывать:

Массив Цариут (4123) – Хирхатен (4160) – Дончентыхох (4192)

Через пару часов дошёл до слияния левого истока ледника с основным телом.

Центральная часть Мидаграбинского ледника. Джимарайхох работает нунатаком между восточным и южным истоками. А ещё пробивает окно в облаках своими восходящими потоками. Выше по левому истоку ледник уже закрыт. Царящий над ним Суатисихох (4462) нереально великолепен:

Насладившись этим прекрасным зрелищем, дунул по основному истоку ледника, лежащему между Джимарайхохом и Шаухохом:

Восточный исток ледника и запирающий его перевал Шау. Лысый с юга Шаухох не производит впечатления большой горы. Зато оправдывает своё название – Чёрная Гора.

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Джимарай - гора, которой не устаёшь любоваться. И паки, и паки фотать его))

Ледник очень ходибельный, кошки за день ни разу не пришлось надеть.

За перевалом Дзамараш открылся могучий массив Тепли (4431) – следующий ориентир в моём путешествии

Дошёл до высоты 3750, откуда ледник уже закрыт до запирающей стены, которая в полукилометре впереди - стрёмные ледовые склоны, обильно присыпанные камнями, непонятно как держащимися на них, выше – скалы и осыпи:

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Восточный исток ледника и рыжая пила перевала Шау

Хождение по закрытым ледникам - не моя тема, и около 14:15 я нашёл согретый Солнцем камень для отдыха, обеда и фотосессии. Красота велия, погода радует! Мидаграбин по-осетински – холодный угол. Для меня он стал тёплым и приветливым, и я пару часиков кайфовал на этом камне.

Юго-Западную часть ледника крышует Мидаграбинхох (4017)

Эта невысокая и не выделяющаяся в гребне ГКХ гора всё же подкупает своей суровой каменной лопатой и языками висячего ледника:

А его склоны говорят о страстном и динамическом геологическом зарождении этой горы. Наводит на размышления об апикальных частях и жильных фациях кислых интрузий:

А высоко над правым плечом из-за гребня ныряет в пропасть Малютка-Привидение из Вазастана:

Пара конфет и сухариков да горсть кураги с чаем становятся поистине царской трапезой при фантастических видах:

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Небесное око над Джимараем

Уходить не хочется совершенно, но приходится – дело к вечеру. Споро пошёл вниз, часто останавливаясь для съёмки. Трио Джимарай - Геолог – Суатиси грандиозно и прекрасно, а западный горизонт зубчат и напоминает полотна Рериха. Он знал!)) Полный кайф!

В центре ледника залез на характерный и единственный здесь ледяной горб, укрытый шубой рыжего курума, поставил штатив и отснял панорамы:

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Южный окоём

Северный окоём

Какие ритмы – что по горизонтали, что по вертикали!

Сегодня вечерний Джимарай тёпл и приветлив:

А вода в каньонах ледниковых речек холодна и прозрачна:

По правобережным моренам спокойно пришёл к палатке в 18:45. Отлично! Сделал плов из басмати с морквой и ГАЛА-ГАЛА’вской говядиной, сделал кок-чай. По палатке начинает несильно крапать дождик, со стены напротив то и дело валятся чемоданы, иногда крякает ледник. Звучит золотая классика Майлза Дэйвиса, и на душе праздник. Завтра – календарное начало осени. Что ж, прекрасные проводы лета! Слава Богу за этот благословенный день!

01.09.2021. Гора Зайгеланхох

В полночь лупанул конкретный ливень, посверкивало и погромыхивало, и я еле заснул в 2 часа. Будильник в 4 похерил – думаю, надо хоть 4 часа поспать перед лосячкой. Около 6 восстал для дел. Сделав их, в 8:10 вышел на морены, потом поднимался по осыпному конусу, заселённому нагорным ксерофитоном, как сказал бы уважаемый Окмир Агаханянц, большой геоботаник.

Потом сыпуха, потом гребень сильно разрушенных сланцевых скал, среди которых случаются весьма занимательные:

Отсюда уже многое видно - западная часть Мидаграбинской котловины, горы Южной Осетии, Тепли и - в солнечной дымке - вершины Цея:

Гребень сей во время оно (в 11:15) привёл меня на вершину Зайгелана. Здесь лютый холодный ветрило, и аз возрадовахся зело, яко поях пуховку, а такожде загодя утеплих чресла своя! Вот так - дети, в т. ч. и мои, в школу пошли, а я на Зайгелан пошёл. Однако, уже нагнало облаков, и фотоматериал получился несколько иным, нежели я рассчитывал. Тем не менее, он интересен и дорог мне.

Шаухох (4636), далее пик Дружба (4323), между которым и Зайгеланом(4244)

притаилось дивное изумрудное око. Вид с Зайгелана.

С другого ракурса навевает арктические ассоциации:

Зайгеланхох – последний бастион восточного крыла Мидаграбинской котловины

Трио Джимарай-Геолог-Суатиси на сей раз в брутальной сумрачной красе

Снимал всё с задубевших рук, выжидая мгновения затишья среди порывов беснующегося ветра. Про штатив базару нет – сдует сразу. Мои 80 кг. ветер шатает, как детскую пластмассовую кеглю. Поэтому я очень рад, что даже панорамы более-менее получились:

Око небесное, сапфировое, над оком ледяным, изумрудным

Величественная и тревожно-мрачноватая красота не отпускает вниз. Пробыл 3 часа на вершине и рядом, ловя ракурсы маленького озерца на гребне Зайгеланхох – пик Дружбы. Озерцо реально заоблачное, а цвет его воды торкает сильно:

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()А главное, его можно снять на любом фоне. В общем, для любителя красивых видов и кадров - must.

Шаухох и Дружба с севера

Наконец откалибровал альтиметр в часах по точной и, главное, достойной, отметке – Зайгеланхох, 4244 м. В 14:00 двинул с вершины вниз с небольшой вариацией маршрута (вниз скакать – не вверх ползти!))) Вот уже и морена:

В лагерь спустился довольно уставшим, и на вершине горняшка слегонца имела место. Высота лагеря после калибровки альтиметра и явного падения давления (погода портится) подросла до 3300. Но усталость с горняшкой пройдут, а вот десная рука моя совсем меня не радует – всё меньше простых операций могу ею делать. Пишу с трудом, почерк – каша. Боже, помоги мне сдюжить этот поход!

Со стены напротив постоянно валятся огромные чемоданы со страшными звуками; субстрат моей палатки изредка глубинно крякает – едем потихоньку)). Хорошо пьётся китайский кок­-чай с китайской музыкой! Завтра по плану ишачий день. Попробуем пораньше отбиться и восстановиться. Ветер теперь уже и внизу силён, и вовсю хлопает палаткой. А тем, кто ложится спать – спокойного сна…

02.09.2021. Непогода. Отсидка

Спокойного сна не получилось. Всю ночь с разной силой дождь и ветер терзали мою палатку. Утром тоже периодически покрапывает, серые тучки без прорех непрерывно валят с милого юга в страны полнощные. Давление падает, высота растёт. Не лучшие условия для сборов и движения к Мидаграбинским перевалам, и там ещё неизвестно, где бивак ставить. На эти мероприятия мне нужен, наверное, целый световой день. А сегодня буду отдыхать - лёжа и сидя.

С утра в палатке +6.2 против 8-и вчерашних. Горы ниже облаков присыпаны свежим снегом.

Зайгеланхох (над палаткой) и Дружба. Шау выше, и потому в облаках.

Разные думы думаются. Этот поход весьма принципиален: могу ли я хотя бы так дерзать, или моя мечта о путешествии на Памир теперь – химера? Руку, во всяком случае, надо подлечить... Для подъёма настроения слушаю сборку Rainbow. Какой же клёвый проект был, со всеми вокалистами и музыкантами по-своему! За завтраком слушал добряка Джо Дассена – светлейший чел был, с детства его люблю вслед за родителями. Как музыка помогает жить! Сходил к камню и сделал портрет брекчии. Прям в учебник по петрографии:

Вылез наружу за забытыми вечером палками и увидел, что из цирка Джимарай-Геолог-Суатиси ТАКОЕ идёт! Как сурок, юркнул в норку, сижу балдею, по палатке плотно лупит. И я порадовался верности своего решения, пусть и жирно-пИнгвинского. Буревестником я вчера уже, слава Богу, реял, приветствуя соколов, вранов и галок. Ну, и горихвосток, конечно. А завтра – дай Бог! – ишаком буду смиренно тащить свою ношу к перевалам Дзамараш и Мидаграбин. Такая вот прикладная зоо-орнитология)).

А человек – очень слабая животина. Любая малая фигня может нарушить или ограничить его функциональность. А если не малая… 21-й год для меня выдался непростым. Зимой на гололёде жёстко стукнул левое колено и разлохматил верхний хрящ чашечки. Весной от неожиданной и непосильной нагрузки получил дистальный отрыв длинной головки бицепса справа. Приделали на якорь в просверленной лучевой кости, теперь десница - такая, весьма условная. Шла на поправку, но перед походом похужело, и теперь с каждым днём всё хуже - даже в носу ковырнуть не могу; в карман пятерню сунуть или бандану на затылке завязать - проблема. Ну, и в августе меня и ковид-таки зацепил. Сейчас радуюсь постепенному возвращению обоняния (да, тот самый узнаваемый коктейль запахов из начала повествования запустил процесс; уже худо-бедно чую запахи еды)). Лютый кашель регулярно наваливается, в нос всё время капать надо, чтобы дышать можно было. Эхх, развалина!(((

Но жизнь без гор уже сложно себе представить, и я-таки иду в них. Если надо, сижу или лежу в них)). Сейчас надо лежать, поскольку уже 3 часа идёт плотный дождь, и я с удовольствием валяюсь, радуясь противодождевым качествам палатки. Со стены напротив, по каменным меркам, таким же дождём валят новые чемоданные массы в левую морену ледника:

Иногда камни после сотни-другой метров пролёта дают вспышки и облачка сизого дымка при ударах по нижним собратьям! А если по башке? Кирдык ведь! В горах всё грозное и большое, и лишь человек беззащитен и мал в них. Воистину путник в горах, как слеза на реснице Аллаха! Господи, сохрани и спаси!

15:30. Дождь прервался на полчаса, я сходил к чистому льду по воду, укрепил палатку камнями и пофотал сумрачные пейзажи. Только я задраился, опять лупанул злой дождина и ветром палатку треплет – будь здоров! Она меня пока не подводит – уже третий поход. Вот бы я в этих условиях к перевалам вьюк тащил! Ещё раз радуюсь тому, что остался и поставил себе тюлений отдых с музыкларом и писаниями. В ненастье опять слушал «Ауру» Майлза Дэйвиса – как в нескольких мирах по жизни прожил. Следом, для смягчения контраста с миром земным – антологию «Blues» Джими Хендрикса. Однако, тоже созвучно погоде.

В этом году решил разнообразить рацион макаронами – взял полкило пёрышек и мелко натёртого твёрдого сыра к ним. Назавтра я всё-таки надеюсь на марафон под перевалы (или за них - ?), посему поставлю себе pasta party. Вкусно! Десерт – паста ореховая и сухарики. Ветер и дождь + снег продолжают свирепствовать на улице, уж 5 часов кряду. Хоть бы завтра погода была! Т в палатке с дневных +8 опустилась до +6. Давление стабилизировалось и немного растёт. Надежда? – Мой компас земной. А удача – награда за смелость. Аминь! Спать! (если получится).

03.09.2021. Перевал Дзамараш.

Получилось хорошо. В 5 проснулся. Небо почти чистое, облачка над Джимарайхохом дивно светятся.

Но барометр показывает минимум за двое суток и ещё снижение. А высота бивака за сутки хреновой погоды подросла на 60 м! Наверное, все эти опции в часах на уровне рекламных понтов – смотрите, у нас это есть! (Хотя, чтобы это утверждать, нужно поупражняться в физике и арифметике. Увы, ленив.(( ) Я твёрдо решил идти – не торчать же ещё сутки в этом, теперь уже действительно холодном, углу!

Утро красит нежным светом стены древнего Донченты. Мой путь – к самой низкой точке этого горизонта.

Под рюкзак встал в 7:40. Для пересечения белой части ледника пришлось надеть кошки - после долгого дождя скользко донельзя. Непросто и на рыжую левобережную морену вылезти – там ледяной каньон со считанными сужениями, где его можно перепрыгнуть с вьюком. Прошёл рядом со знаменитым провалом:

Потом поднялся на водораздельчик над Хицаном, перевалил его в верхний цирк и пошёл круговым траверсом.

Маленький такырчик близ Хицана

Более половины цирка – грязещебнистая масса цвета мокрый асфальт. Холодно и уже идёт снег и, на моё счастье, эта каша подмёрзла. Было бы на 3-4 градуса теплее, увяз бы там по уши – свежие промоины по 5 м. глубиной. Одолев грязи, по камням и льду вышел к перевальному взлёту Дзамараша – ледничку с вмёрзшими камнями:

На стрёме и, страхуясь ледорубом, вылез этот подъём всё-таки без кошек. Лучше, наверное, было бы по разрушенным скалам справа ПХД. Подъём на ледник Динамо и плутание среди трещин, тумана и снега с большим тюком ради перевала Мидаграбин я безжалостно вычеркнул из первой части Марлезонского балета. После ледничка ещё немного по скалам и куруму, и вот я на перевале Дзамараш. Снежная мгла, и никакой мне классической картинки с Джимараем и ледником, на которую я так надеялся! То есть картинка-то есть - с привала пониже – без Джимарая, монохромная и суровая:

Кауказское время 11:00. Высота 3777. Перекусил под метелью. На спуске тот же колючий снег, только теперь уже в лицо. Бесконечные моренные холмы с распадочками, ручейки в некоторых из них – это истоки Дзамарашдона.

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Набрёл на старую медвежью «визитку». Мда, это не очень хорошо… Уже вторая. Значит, сведения об обилии медведей в здешних горах имеют под собой реальную основу. Нашёл очень прикольный камень - очень пористая лава, почти пемза, но позорно подумал: мне сейчас ещё образчиков не хватало! Не взял…

От встречного снега подмок верх ботинок. А потом начался Дзамарашкан, и я сразу прочухал, что пошла вторая часть балета . Намёк на тропу быстро исчез, и я пошёл траверсом середины правого борта долины.

Пик Руднева (3943) в ГКХ и верхнее течение Дзамарашдона

Плечи вопиют! А мокрый снег на крутом травянистом склоне – что может быть прекраснее?! Через полчаса ботинки уже чвякали с пузырьками. Гордое слово GORE-TEX– дерьмо собачье! Заметил стадо коров при видимом отсутствии собак и решил править к ним. Коровы какие-то квадратные… Подхожу ближе – да это кутасы! (так на Памире и Тянь-Шане яков называют). Вот уж неожиданность, не слыхал про них на Кавказе. Потом погранцы мне поведали, что осетины их начали разводить с 2014 года. Они меня подпускали не ближе 200 м и отбегали дальше. Опять кусками есть тропа, но она явно кутасья, а не человечья. Поскольку прилично сбросил высоты, идёт уже дождь вместо снега. Плечи болят мрачно, до судорог в трапециях, ибо на мокром крутом склоне некуда присесть и притулить рюкзак, чтобы отдохнуть и размяться.

И вот, при всех моих вводных, за очередным перегибом склона, метрах в ста впереди-внизу я увидел медведя! Вишенка на тортик! Однако, это реальный стрём. Слава Богу, он меня не увидел – морда была опущена к земле - а я легчайшей мухой дал заднего и опять скрылся за перегибом. Снял вьюк, достал пару могучих петард с тёркой и положил в нагрудный карман. Опять впрягся в свой воз и ломанул вверх за кутасами, но быстро передумал – могу ведь там оказаться над скальными сбросами и получу мокрую и холодную ночёвку. Тогда стал обходить медведя длиннющим крюком назад-вниз-вперёд, ещё долго шёл по пологой части долины и, наконец, пришёл к заветному серпантину тропы, сбегающей к Дзамарашдону. Спустился.

Уфф, устал просто в хлам. Но надо ещё найти место для бивака и поставить его! Траншея в буйной зелени приводит к речке Дзамарашдон с автобродом и мостиком в одну половую доску. Перешёл, иду один в тумане по дороге, вспоминая Михаила Юрьевича. Всё сходится, и кремнистый путь тоже!)) Ещё брод – на правый берег, но уже без мостика для людей. Мои шузы давно мокрые, и я иду вброд, не переобуваясь в кроксы. На правом берегу - пара площадок под палатки. 18:40 – бивак! Плохо, что внизу и у дороги и, скорее всего, без особых видов, но хорошо, что содержимое вьюка уже не насилует мои плечи болезные, а служит моему комфорту и отдыху. И что ноги мои многотрудные наконец в сухих верблюжьих носках, и можно принять положения, отличные от вертикального. Я сделал гречневый плов и кок-чай. После всего этого преодоления – кайф улётный. Высота здесь 2260. Стало быть, от перевала я сбросил полтора километра и ещё с медведем в индейцев поиграл! Однако, это перебор – и по физо, и по адреналину. Заваривая чай, вспоминал слова мудрого старика Кьяэ из куваевской Территории: «Олень ходит, … медведь ходит, …геолог – пройдёт» - и тут же заржал: кутас ходит, медведь ходит, геолог – прошёл!!!

Сладко зеваю и благодарю Силы Небесные за помощь.
Сегодня – день памяти детей Беслана, мемориал им проезжали.
Упокой, Господи, их души, и воздай должное их палачам!!!

04.09.2021. Пикник на обочине.

Сегодняшнее утро явно мудреней вчерашнего вечера. Мой придорожный бивуак стал отличным пикником на обочине:

Уже сутки без дождя. Здесь очень даже красиво.

Участок ГКХ с пиками Овчарова-Доброй воли-Полевого-Субортовича-Сивераут. Все они по 3700-3800

В 9 часов из-за скал вышло Солнце, и я завтраку предпочёл сушку того, что намокло вчера на марше, и стирку потного шмотья после трети похода. Венцом всех гигиенических процедур стало моё погружение в прозрачные воды Дзамарашдона и омовение в них. Кайф велий! Пообедал кашкой, но не сладкой, а с суджуком. Около 14 часов приехали погранцы на «Патриоте», проверили доки; поговорили и пожелали друг другу счастливого пути и хорошей службы соответственно.

После этого я взял фотоснасти и в кроксах пошёл прогуляться к речке Сырха, которая течёт совсем рядом.

Там поставил себе фотосессию и вообще радуюсь отдыху в зелёной долине после суровых верховий Мидаграбина.

Гора Сырхыбарзонд (4148). Красноватые скалы напоминают таджикское «сурх» - красный, и то, что оба языка - иранской группы. Среди осетин есть этническая группа – иронцы. По-таджикски Иран – Эрон.

Это отдых и физический, и душевный – глаза с удовольствием смакуют сочетания зелени склонов и разноцветных скал, синевы неба, сияния свежевыпавшего снега и облаков.

Кое-какие из них делегировал технике.

Настроение – великолепное. Ботинки высохли за 6 часов непрерывной инсоляции и ветряной аспирации с переворачиванием – Бабай-гриль, короче)). Это основа завтрашнего пути в долину Бугультадона. Отважные пацанковые мечталки о проходе в эту долину через перевалы Закка и Куртатинский развеялись ещё вчера при ножном зуме на 1200-метровый крутой подъём на Закка, присыпанный в самой крутой, верхней, части вчерашним снегом. Это только «на ноздрях», а мне что-то не хочется их рвать.

Мы же совместим приятное с полезным: войдём в долину снизу, у Суар-Хилакских источников полечим нарзаном измученный организм)) и, даст Бог, поднимемся к Теплинским ледникам для знакомства с одноименным массивом – одним из основных в больших горах Осетии. Вспоминая вчерашний трэш, заслушал «первого Эмерсона» - очень созвучно, по большей части. Сейчас же слушаю солнечную музыку – «Terrapin Station» GratefulDead – cозвучно сегодняшнему солнцу и красивым видам. Второй, вечерней частью пикника на обочине сделаем давешнюю гречку – вельми рассыпчатую да воздушную.

Недалеко от впадения Сырхи в Дзамарашдон, на микроперевале дороги – поклонный крест, высеченный в большой дикой сланцевой плите, вертикально врытой в землю.

А может, это надгробный камень? В любом случае, это очень лаконично, сурово и стильно. Это Кауказ!

Стоит этот камень посреди долины с тремя скальными пирамидами: Аршикомхох с языком камней величиной с домик у подножия, безымянная гора 3379, разделяющая Сырху и Дзамарашкан, и могучий красный Сырхыбарзонд.

Сегодня утром я дорвался до солнышка и, несмотря на малую высоту, сгорел со спины. Завтра к лямочным мучениям пикантной приправой станет боль сгоревшей кожи. Сам дурак, чо… От вчерашнего снега в лицо и общего перенапряга выскочил герпес на губах – теперь ещё и эту пакость до конца похода терпеть. Какие мы нежные!)) Температура в палатке – небывалые 12 градусов, а утром было +5.2 и иней на траве вокруг. Сейчас, в 21:30, на улице лёгкий туман, сквозь который потаённо светят самые яркие звёзды. Да разгонит завтра Звезда по имени Солнце туман и да соделает путь мой радостным!

05.09.2021. Подход к Тепли.

Великолепный день! Погода была идеальной для ишачки – облачно, но без дождя, временами Солнце показывалось. Встал в 6:15, кашки со сластями и чаем, и в 8:15 двинул от своего бивака на обочине. В нижней части долины встретил белобородого старика на ишаке и с вторым в поводу, и пограничника. Старик пошутил, что такую ношу, как моя, он бы на ишаков вьючить не стал – жалко!)) А погранец после тщательной проверки доков выдал мне ушат холодной воды: мол, Большой Пограничный Брат не велит тебе из Бугультадона в М. Льядон переваливать, а велит через Куртатинский перевал сваливаться в Абайтикау. - ??? – Приказ, не знаю. Что ж, служилый чел слово «приказ» понимает хорошо. Я в душе побурчал на коллег, потом смирился, подумав, что с этого перевала при хорошей погоде крутой вид на массив Тепли и окрестности. Подумав ещё, вспомнил, что промысл Божий меня всегда заботливо направлял в горах. Наверное, эта ситуация – часть промысла.

Исток Фиагдона. В створе его долины – массив Кариухох в Скалистом хребте

У слияния Дзамарашдона и Бугультадона – домики погранпоста, я же потопал вверх по правому борту Бугультадона, по приличной грунтовке. Речка красивая, с голубой прозрачной водой, течёт по зелёной, но совершенно безлесной долине:

В пейзаж отлично вписывается ветхая башня с руинами крепости подле неё:

По дороге меня обогнали три машины с местными жителями и двое туристов-байкеров – источники Хилак пользуются популярностью. Дошёл до них ровно в полдень. Люди привозят сотни баклажек для набора воды:

Нарзан – ядрёный, газированный, железисто – сероводородный. Отдохнул с часик, перекусил с чайком и нарзаном, набрал пол-литра наверх и в 13:00 начал подниматься по левому истоку Бугультадона, назовём его Теплидон. Кое-где ручьи, впадающие в него, вырываются прямо из обрыва заросшего осыпного конуса:

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Путь приятный, есть местами читаемая тропа, и через два часа я вышел на моренную террасу в большом цирке, венчаемом массивом Тепли. Но сегодня его не видать - горы в облаках и свежем снегу. На высоте 3080 – симпатичные ночёвки, водица в двух шагах чистейшая.

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()За час поставил и основательно укрепил палатку, рассовал по местам видак и шмудак.

В 16:07 налегке вышел на рекогносцировку подхода к леднику Восточный Тепли. От палатки всё выглядит довольно стрёмно:

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Но ножной зум – великая вещь, и пройдя пару километров с набором 400 м. высоты, я увидел, что между скалами и бараньими лбами есть осыпной проход к восточному языку ледника. Последний крут, но на три такта, надеюсь, вполне проходим:

Язык же западной ветви совсем неприступен:

Отлично! Очень с пользой сходил, и теперь есть понимание завтрашнего дня – я хочу подняться по восточному языку до перевала Хетагурова. Ледник Южный Тепли смотрится совершенно негостеприимно, и подняться с него некуда – сплошь стены:

В 17:25 ушёл вниз по моренам:

В 18:50 я дома. Кааайф! Выдул 0.25 хилакского нарзана. Решил опять сделать pasta party. Обжарил пёрышки в оливковом масле со специями, постругал туда суджука и через 5 минут бухнул в казанчик запаренную кипятком моркву. Получилось очень вкусно – такой, своего рода, угро-плов. Плов - идеальная технология, я считаю. Процесс достаточно прост и требует всего одной посудины, а результат всегда вкусен и питателен. Чрево благодарно принимает угощение. Слушал арабскую и суфийскую музыку, дивясь гармониям и, особенно, ритмам. Подустав от этого дела, захотел нашего, исконного, русского)), и поставил себе лютневые сюиты Иван Севастьяныча Баха в проникновенном исполнении маэстро Нарсисо Йепеса. В палатке +7, ветра практически нет, время 22:45. Чувство глубокого удовлетворения настраивает на благостный отбой. Слава Богу!

06.09.2021. Урок смирения.

Такие дни, наверное, должны быть у каждого – чтобы служба мёдом не казалась. Встал в 5 по будильнику, выглянул – объект моего вожделения в плотных серых тучах, висящих над всем Теплинским цирком и всей долиной Бугультадона. Эх… Ну, тогда ещё щемануть. Просыпался в 7:30 и видел то же самое, вдобавок с туманом, ползущим снизу. От же ж засада, опять спать! В 9:40 проснулся с чувством, что больше спать нельзя. Выглянул – язык ледника открыт, над долиной временами голубые окошки возникают. Пойду! Доел паста-плов, сделал чай в маршрут, собрался и в 11:00 вышел вверх. Временами окутывают волны тумана снизу и несутся дальше – как раз туда, куда мне надо. Я им запрещаю, а они, падлы, не слушаюццо!!(( Пришел к языку ледника, высота 3600.

Пошла снежная крупа. Я повязал кошаки, убрал палки и взял ледоруб, и в 13:00 начал подъём по леднику. Где положе, там летят камни. Стало быть, пойдём там, где круче. Метров 50-70 на передних зубьях на три такта, далее на те же три такта ёлочкой, ещё метров через 200 перешёл на полную стопу, ледоруб на страховке. Крупа и град всё это время свирепствуют, и туман ограничивает видимость – временами до штычка вытянутого ледоруба (не думал, что туман может быть таким густым). Надел очёхи-поляроиды – они хоть и темнят, но помогают структурировать туман и снег. Под ногами повсюду фирновые прожилки и дорожки, границы между которыми и льдом на глазах заметает снежной крупой.

Это не есть хорошо((. На перегибе к выполаживанию явились, как и ожидалось, большие трещины. Пройдя их зигзагом, вышел на пологую часть ледника, где трещины меньше, но они закрыты!(( Пока читаются, иду. Вскоре ступил в небольшую трещину по самую развилку. Быстро решив не дожидаться шага в БОЛЬШУЮ трещину, я остановился, выдохнул и признал тот факт, что, несмотря на южную экспозицию и прошедшее лето (на что я так рассчитывал, строя планы), ледник закрыт, и плотно – в прорехи тумана впереди-вверху временами видны пятиметровые трещины, заметённые разноцветным, старым и свежим, снегом. В такие же прорехи назад-вниз видно свинцовое небо с клочьями и завихрениями всех оттенков серого, как на картинах Константина Васильева. Крупа перемежается просто снегом. Идти дальше – безумие. Но я – не безумец! Я с горечью понимаю, что это урок смирения, и не видать мне раздолья с фотосессией на перевале Хетагурова, до которого всего-то 200 м. по вертикали и километр – по латерали. Что ж, будем считать этот маршрут тренировкой снежно-ледовой техники и, главное – здравомыслия. Первое – полезно, второе – просто необходимо. Надо твёрдо наступать на горло своим хотелкам, если их цена или явна, или хотя бы туманна. Высота 3830, время 15:08, погода – дрянь, и всё дряннее, и я иду вниз.

До больших трещин шёл прусским шагом, после них до перегиба – задним ходом на полную стопу, от перегиба до низу – на передних зубьях на три такта. Всё надо делать быстро, ибо вдоль правого зачаточного рантклюфта, в десятке-другом метров от меня, периодически летят камни, а они ведь и отрикошетить могут от любой преграды. Ледорубом работаю левой, правая чисто как совещательный участник. Хотя, …я несправедлив. Она вполне себе трудится на перехватах при смене точек опоры, а также на балансировочных упорах в ледяную стену.
Слез до осыпи в 16:30. Перепаковался, запорхал по курумам, мокрым от снега и, ниже, - от дождя. Это мне на десерт – дождь я люто ненавижу. Ниже меж камней стали всё чаще попадаться пучки травы, битком увешанные брюликами. Естественно, быстро намокли ботинки. Но тут уж и палаточка – вон она, сладкая, из тумана показалась!

Время 17:45, погода – та же мерзопакость, но я хоть дома! Горячего кок-чаю с перекусом, и моральная компенсация – музыка. Чумовой концертный видос Стэнли Кларка с молодыми пацанами. Старикан жжёт наглухо, и молодёжь вваливает плотно и вдохновенно! Следом - альбом классических спиричуэллс «Spirit You All» в прочтении Bobby McFerrin & Esperanca Spalding. Бобби, конечно, конь фантастический! А Эсперанса, даром что миниатюрная красотка, вовсю мослает контрабас, да с подтяжками. Круть! Решив закрепить дневной урок, заслушал «Будь осторожен, следи за собой», и следом – весь Чёрный Альбом КИНО. Музыканты – красавчики, Цой – велик.

Покрапывает, в палатке +7. Весьма вероятно, что здесь меня ждёт засада типа мидаграбинской. Что-то я устал уже от этого мокрого Кауказа. Вай, какой красивый горы, и такой сырой! Вайме, надо вострить вибрамы в горы посуше! Преклоняюсь перед стойкостью и самоотречением людей, ходящих по Кавказу постоянно. Не, я не из таких… Ладно, посмотрим, что дальше будет. Вдруг утро окажется вечера мудреней? Слава Богу за всё! Аминь!

07.09.2021. Глупый пИнгвин.

Обжегшись вчера на молоке, сегодня дую на воду((. Встал в 5, небо такое же, как вчера. Сплю ещё, до 8. Дождя нет. Выставил ботинки сушиться, и прочее по мелочи. Куртатинский перевал в тучах. Решаю устроить день отдыха на лоне дикой природы. Но обезглавленные тучами горы не вдохновляют фотографировать. Штатив, однако, поставил на случай – вдруг раздует. Дождя нет, хотя небо очень мрачное; иногда в разрывах туч мелькают вышки ЛЭП на Куртатинском. Я понимаю, что потерял отличный ходовой день, прохладный и без дождя. Слишком много соломки подстелил – не почувствовал, как упал((.

Для поднятия настроения слушаю сборку IRON MAIDEN – их энергия и мелодизм всегда радуют. Подпевая Брюсу в RUN TO THE HILLS, вспомнил прятки-убегалки от медведя в Дзамарашкане. Вот уж воистину, run for your life!!! (Кто в курсе, тот заржёт))).

17:25. Наконец облака начало раздувать и, впервые за три дня, показалась вершина Тепли, 4431:

Крутые стены и скальные бастионы, при этом всё это довольное ветхое и осыпается. Вообще, здесь очень суровое место. Также во всем брутальном великолепии предстал пик Нар, 3949:

Ну, хоть что-то отснял, а то уж вторые сутки фотосумку не открывал, хотя таскать-то – таскал!

19:15. На улице +5,5. Практически всё расчистило, и я потанцевал вокруг штатива. Отснял панорамки. Это очень достойная компенсация за упущенный ходовой день. Ведь если бы я сейчас был в Заккадоне, я бы так и не увидел массива Тепли!

Восточная часть большого Теплинского цирка, ограниченная хребтом Хардотчин. Хардовщину мы любим!)) Металл тоже)) Да, железа в этих местах сильно больше кларка (среднего содержания в земной коре). Красные осыпи не дадут соврать.

Западный край цирка: Нар – л. Ю. Тепли – г. Тепли

Руки задубели, еле пишу. Высота лагеря опустилась на 62 метра, а давление поднялось на 5 гПа и растёт. Завтра – в путь, на Куртатинский перевал. Среди ажурных облачков сверкают звёзды, красота! Пора ужинать. Сделал рисовый плов, на десерт – пара конфеток Кара-Кум и искромётная классика Майлза Дейвиса. Кайф! Завтра – длинный и трудный день. Его цель – попасть в Цей. Цель – Цей, Цей – цель, попробуйте подряд быстро)))) Господь да поможет мне в этом, молитвами свт. Николая Мирликийского!

08.09.2021. Преодоление.

Вот уж воистину, четко сформулированная цель – половина успеха дела. Она была сформулирована вчера, и Силы Небесные были со мною, и вот я в Цее! Но достижение цели-Цея было нелёгким…

Подъём в 5:15, небо – то же издевательство, и я понимаю, что мне предстоит что-то типа Дзамараш-2. По факту получилось не хуже, но интереснее)). Под рюкзак встал в 7:35, сразу после начала движения вниз зарядами пошёл дождь. Надел пончо с горбом. В 9:00 спустился к Хилаку, но, не доходя до нарзанов, перепрыгал Теплидон (моста нет) и пошёл траверсом осыпного конуса, заросшего рододендроном с пятачками брусники и черники. Но мне, к сожалению, не до ягодиц, не до розовых))((. Далее – подъём по травянистому склону, который довёл до холодно-сырой кондиции мои ботинки (дождь-то идёт, сильнее или слабее). Сегодня иду в гетрах, чтобы хоть штаны не измазать по колено. Выше пошла сыпуха с вариациями – то мокрые скользкие сланцы, то полужидкая грязь с мелкой сланцевой щебёнкой. Дождь поливает… При этом весьма круто – 35-40 градусов, по моей оценке. З шага вперёд, 2 назад. Ругаюсь и иду. Наконец вылез на верхотуру, в тумане показалась сломанные вышки ЛЭП. Между ними – гусеничная дорога причудливыми петлями.

В том же тумане, уже идя вниз, прихожу к тупику дороги у сломанной вышки и думаю, что дальше надо просто по склону. Начинаю хорошо сбрасывать – кое-где можно и пятками в сыпуху прыгать. Остановился передохнуть и просканировать дальнейший спуск, тучи неожиданно шарахнулись в разные стороны, и в открывшееся окно внизу вижу долину, очень похожую на Бугультадон. Настолько очень, что через несколько хлопков ушами я узнал Хилакские источники и Теплинские морены, с которых я спустился.

…Как я ругался! И даже плохими словами(((. 200 метров сыпухи по вертикали вверх – марш! Будем тренироваться, солдат! Тут уж, как у Венички - …и немедленно выпил. На настоящий перевал вылез в 14:10, высота – 3356. А в прошлый раз, в полдень, было 3246. Передых плечам, глоток чаю, за которым осознал, что не ругаться надо было, а благодарить Бога – за то, что так легко отделался за непользование компасом в тумане. Впредь будете пользоваццо, товарищ солдат! Теперь - вниз по серпантину тракторной дороги вдоль действующей ЛЭП. Ну, тут уж только топай да колени береги. До дна долины Заккадон у летовки Абайтикау спустился в 17:45. Высота 2258. Стало быть, 1100 м. сброса. Однако!

Встретили погранцы на посту, проверили доки и, услышав о странном решении коллег и моём недовольствии этим решением, что-то передали на заставу, а мне сказали, что нужно будет по пути вниз по долине отметиться на ней, и там могут помочь с трансфером вниз. Принял инфу, топаю по грунтовке вдоль Заккадона вниз. Ровно, хорошо! Долина, честно говоря, ни разу не фотогеничная.

Руины крепости Суарх

Только шибко устамши, и неизвестность впереди. Где-то преклонится днесь моя глава? Пройдя несколько км, в 18:30 подошёл к заставе, дежурный позвал начальника. Начальник – молодой и располагающий к общению капитан. Поговорили о разном, в т.ч. и о моей проблеме. Он позвонил какому-то немаленькому (судя по общению с ним капитана) чину, который через 10-15 минут нашей беседы приехал на Шеви-Ниве. Рюкзак – в багажник, Бабай – на пассажирское. Благодарю начальника и дежурного, и мы едем. Проехали мимо Рокского тоннеля, на пункт пропуска. Тут погранец передал меня полиции с рекомендацией быстрей отправить меня вниз, а сам прыгнул в тачку и был таков. Всё произошло так быстро, что я, кажись, даже не успел поблагодарить его. Боже, храни пограничников! А сотрудники полиции уже через 5-10 минут подсадили меня к троим парням из Южной Осетии. В багажник их «Лифана» аккурат впендюрился мой тюк.

Дааа, события-то закрутились! Парень на заднем сидении оказался отличным собеседником, и пока водитель в чисто кауказском стиле играл в Формулу-1 на ночной горной дороге, мы славно побакланили за жизнь. Быстро приехали в Бурон. Благодарю осетин, тепло простились. В магазине «Барс» сразу спрашиваю у девочек номер чела с машиной, и они тут же сосватали мне двоих парней, зашедших чайку попить. Быстро сговорились на 600 р, я купил два пирожка-лаптя - с мясом и с сыром, и погнали вверх по Цеядону. Душевно поговорили по дороге, и вот я у ворот а/л Цей. Всё небо в звёздах, время 20:30. Атас! Звоню по номеру телефона на калитке, приходит тётечка-администратор. За 900 р. селюсь на койку в приличной комнате, удобства в коридоре. Тёплый душ после ТАКОГО - это нечто! А ноги топают потно-грязные шмотки с мылом…

Поставил себе 0,6 кок-чаю и еле съел оба лаптя. Эти пирожки были прекрасны, как девушки, из чьих рук я их принял!)) Ну, денёк! Что ж, итог – потрясающий. Просите, и дано вам будет! Завтра, конечно же, вверх не попру (там минимум 1200 м. набора высоты), а устрою день знакомства с альплагерем и окрестностями, ведь это место было очень системным в советское время. Высота 2060, тепло, и за окном большой симфонический концерт лягушек. Апофеозом этого дня будет сон в кровати под их хор. Слава Богу и Силам Небесным!

09.09.2021. Отдых и разведка.

Сладчайшим образом выспался, перестирал недостиранные вчера тряпки. Позавтракал кашкой с чаем. Продлился до завтра. В нагрузку – билет за 500 р. на концерт фестиваля «Цейский вальс» (или платить за номер целиком-???-беспредел!). Купил пива и чипсетов)) – на обед. Был большой соблазн сходить к Сказскому леднику и катнуться на канатке, но прагматическая часть мозга судила иначе. Взял фотоснасти, одёжку, пивочипсы, и пошёл в кроксах на разведку подхода к Цейскому леднику.

Вы когда-нибудь видели ольху со стволом более метра диаметром? В Цее это есть! Здесь роща таких!

Над буйной зеленью, скалами и облаками царит Уилпата (4649) – высшая гора района

Т.н. «Цейская экотропа» оказалась хуже для движения, чем я ожидал.

Долина – сплошь сели и курумы, то заросшие, то свежие. Тропа где-то часто промаркирована, а где-то теряется, и я несколько раз плутал. Только бы с вьюком не плутать! Кое-где с тропы открывается вид на нижний ледопад и язык ледника Цея:

Ну, и на некоторые вершины Подковы, конечно. С Уилпатой во главе:

Наконец вышел на плоскую галечную пойму с видом на язык ледника и на ледопад с бараньими лбами:

Здесь поставил себе пикник и фотосессию.

Сай Орахком и венчающий его Турхох (4033)

Вечерний Цеядон

Он же, с видом на восток

Высота здесь 2310, т.е. за 5 км тропы набор 250 м. В общем, эта тропа – не курортный хайвэй. Но самое главное – идя обратно, я обнаружил на этой экотропе свежайшее и экологичнейшее медвежье добро, которого не было на утреннем пути ! Что-то тут все долины кишат медведями. До лагеря иду на стрёме, и завтра с утра, уже под вьюком, мне опять идти на стрёме.

Пришёл, сделал макароны по-флотски с тёртым сыром вдобавок, поужинал с ещё одной бутылочкой пива. Пошёл на концерт – думал, про изгиб гитары жёлтой что-нибудь услышу. Ага, щас! Музыкально-поэтически-исполнительский уровень примерно школьно-дворовой (хотя дяденьки все не первой молодости), юмор временами ниже пояса, но стабильно – ниже плинтуса. Вытерпел полчаса этой пытки и слинял. Готовлюсь к завтрашнему рывку наверх. Купил маленько быстрых углеводов для перекусов по пути, сделал энергочай, упаковался в основном. Да будет сон мой крепок, а путь – светел!

10.09.2021. Навстречу Солнцу.

Так и случилось. Проснулся сам в 4:53. Умылся, вознёс молитвы, упаковал вьюк и в 6:00 покинул лагерь. По тропе иду начеку, петарды в нагруднике. На подходе к беседке вижу давешние медвежьи какахи – они мне вчера не примерещились. Отдохнул в беседке, снизу подошла чета из Тюмени, предупредил их насчёт медведей. Ну, сибиряки – люди не робкого десятка, и медведЕй в Сибири-то поболе будет. С тем же 10-минутным лагом пришли к концу Тропы, сфотали друг друга у ледникового грота, из которого вытекает Цеядон:

Исток Цеядона

Я отговорил ребят от идеи подняться на ледник в городском прикиде (джинсовых курточках и кроссовках-сникерсах) и БЕЗ ВСЕГО вообще. Они разумно всё приняли к сведению, мы пожелали друг другу чего положено, и сибиряки пошли вниз, а я – вверх. К этому времени съел пол-шоколадки AlpenGold, омерзительно сладкой (ну не было бабаевских!), с не менее приторными вафлями – чистая энергия, ничего личного)).

Иду уже по леднику, здесь он практически весь зачехлён. Прямо по курсу – нижний ледопад и вершина Заромаг (4203)

От языка двинул вверх в 8:30 – сначала по рантклюфту, потом по леднику, потом опять через рантклюфт на левый борт долины, где подъём идёт по конгломератам. Пару раз, теряя тропу, стремался на крутых участках. Выше уже зелёнка, лазабельные скалы и конец троса. Трое челов спускаются от хижины. Ещё у начала лбов мимо меня пропорхал вверх реактивный парень с палками и крохотным рюкзачком. За трос браться не пришлось, ибо погода с утра прекрасная, Солнце по ходу подъёма превращается из подгоняющего в боковую подсветку и, далее – в зовущее вперёд-вверх. Ни облачка, и скалы сухие.

В 11:30 я отдыхаю у двух озёрышек на морене между лбами и телом ледника. Я уже вижу ледопады Южного и Северного Цейских ледников с венчающими их близнецами Ронкетти (чуть выше 4000)– это круто во всех смыслах:

А напротив восстают ужасающие чёрные стены Адайхоха (4404) и Заромага (4203) с висячими ледниками и фирновыми прожилками в почти вертикальных кулуарах. Как здесь сурово и красиво! Цей – сила! На таком восторженном кайфе и идётся легко – уже по леднику. Он шершав и не очень крут, кошки не нужны. Трещины недлинные, обходятся быстро.

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()На нижний ледопад северной ветви, однако, не рыпнешься(

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Та же печаль с южной ветвью. Камушки - с Хицана

В 13:40 подошёл к курумному конусу, ведущему на перевал Хицан. С него уже спустился реактивный парень, успев ещё и слазать на скалу Хицан. Ай, красавчик, а?! А ещё нашу молодёжь ругают)). В 14:50, преодолев подъём, я был на перевале (3360 по альтиметру) и увидел Северный ледник выше ледопада, и осеняющую его Уилпату, 4650, высшую точку Цея. Ну круть, ёлы-палы!

Перевальный кулуар работает шикарной рамкой для Заромага с ледопадом-притоком основного тела южной ветви ледника:

Съел вторую половину сладкой гадости. Как я кушаю, пришли посмотреть козочки с козлятками. Мы поиграли в гляделки и свистелки, и они по скалам ушли в сторону Южного ледника, а я стал спускаться на Северный по куруму - более остроугольному и живому, чем тот, что был на подъём. В 16:00 я на теле ледника и иду вверх по его правому краю, высматривая место для бивака.

Тбилиза (4401) - Бубисхох (4428) – Дубль-пик (4536) – ЦДСА (4477) – Уилпата (4649)

Услышал-увидел ледовый обвал-лавину с Адайхоха, который у меня в тылу:

Северный ледник отличается от Южного более рыхлым льдом, скульптурами протаивания, болотцами водно-снежно-ледовой каши и сеточкой не успевшего стаять снега этого года. Эта сеть снежных прожилков образует красивый камуфляж. Она же – фактор опасности: выше она становится гуще и начинает маскировать трещины.

Когда открылись Чанчахи и пик Николаева, я аж заорал на всю ойкумену: ну как же круто!!! Я абсолютно счастлив. В такие и подобные им места всегда стремится душа моя! Кайф! Наконец нашёл горизонтальную площадку у небольшого острова морены в могучей ледяной реке.

АЛАНИЯ – 2021. МИДАГРАБИН – ТЕПЛИ – ЦЕЙ – КАРАУГОМ. ДНЕВНИК СОЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ()Адайхох и Кальтберг(слева) на закате

Время 17:00, высота 3388, температура нулевая, ветра практически нет, небо яснейшее. Между зубцами пика Николаева – тонкий и прозрачный серп месяца:

Пик Николаева (3815) и Чанчахи (4461) на закате

Сразу пою слова из песни Чёрного Кофе на стихи Сергея Клычкова:

«…И месяц золотой и юный

Ни дней не знающий, ни лет»

Боже мой, какая неимоверная красота! Ну всё сегодня идеально, и по плану; и венец этого великолепного дня – этот лагерь, мой первый лагерь непосредственно на льду и снегу. Снег утоптал, поставился, пенки строго сэндвичем, шмудаку придётся помёрзнуть, только видак (фотоснасти с гаджетами) - на пенке в головах. Холодные ноги – в верблюжьи носки.

А ужин-то, ужин! Он же у меня готов со вчера и приехал на горбу в казане. Мухой заварил 0.5 кок-чая, согрел казан, и – пир! В палатке +2, чай хорошо флиской укутывать. А как хорошо на улице тушку пуховкой укутывать! Впрочем, в палатке хватает и 200-го полара на терму. Десерт – традиционный Кара-Кум и писания под музыку Пако Де Люсия и, следом – грузинских монахов. И того, и тех эпизодами в голове наигрывал-напевал, идя вверх. Сегодня студенту Бабаю однозначный зачёт: суммарный набор 1500 метров высоты под вьюком (он сейчас 33-34 кг.) с прохождением перевала Хицан. Ноги-руки, слава Богу, тащат хорошо.

Я посреди здоровенного ледника. Где-то недалеко глухо бормочет вода, устремляясь в колодцы; временами в трещины валятся камни и сосульки, от ледника Воробьёва доносится мощный шум его речки, падающей по бараньим лбам. Раньше он, понятное дело, впадал в Цейский… Бедные кавказские ледники! С их отступлением и вырождением очень страдает эстетическое впечатление от этих красивых гор. Палатка начала играть под ветерком. Небо ясное, звёзды почему-то маленькие и колючие. Снежные прожилки на жутких стенах вершин Цейской Подковы призрачно светятся. И ещё раз, уподобляясь Козьме Пруткову (не путать с дятлом)), повторю: ну круть, ну забубённая же просто!!! Слава тебе, Боже! Посли мне и заУтра погоды!

11.09.2021. Всё вовремя.

Спалось не очень – долго не давала уснуть эйфория прошедшего дня, да и прохладно, хотя в палатке температура не опускалась ниже +2. Только около 6 часов, выскочив на несколько утренних кадров, надел уже полар и опять завалился – теперь уже сладко, до 9:15.

Мой ледниковый бивак на рассвете

Лагау (4123) (в центре) и Кальтберг (4123) (у правого края) на рассвете

Рассветная панорама северной подковы Цея

Я сегодня никуда не тороплюсь – мои возможности в этом хрестоматийном для альпинистов и туристов месте весьма ограничены по соображениям безопасности. Позавтракал кашкой, сделал чай в маршрут, собрался и в 11:30 пошёл вверх по леднику, докуда дойдётся.

Дневная панорама, конечно же, ничуть не хуже

Дошлось до середины второго ледопада, высота 3600. Пока камуфляж ледника двухцветный - белый снег, серый лёд© - всё читаемо. Но когда добавился желтоватый прошлогодний снег, забивающий трещины (часто только сверху), уже стало стрёмно.

Остановился среди больших трещин на фотосессию с обеденным перекусом и непрестанным изумлением окрестными и дальними красотами:

Отсюда увидел, что на леднике Воробьёва мои шансы стремятся к нулю: он крут, со сбросами с среднем течении и с абсолютно закрытым верхним цирком. А стены этого цирка – стена Уилпаты и скалы с почти вертикальными снежными кулуарами и венчающими их карнизами. Моя надежда заглянуть за Подкову и увидеть Караугомское плато оказалась слишком наивной – изученный дома материал не дал верного представления о масштабе здешних трудностей. А перевал Хетагурова в Тепли, хотя он технически и проще с юга, оказался недоступен из-за закрытости ледника В.Тепли и плохой погоды. Ну, а Цей – это известный снежный мешок, и мои упования на открытость верхнего цирка после лета оказались слишком призрачными. Поэтому я радуюсь тому, что вообще сюда проник.

Хребтик Хицан весь прорезан чёрными дайками диабазов

Облачка всё гуще и серее, и самое время идти домой.

По своим следам пришёл к палатке в 16:00. С неба – редкие капельки. Принёс воды, задраился. В 17 пошёл дождик, в 17:30 загромыхало и засверкало, а с 17:40 до 18:00 была битва Силы: молнии лупили густо и совсем рядом, а вслед за ними с лагом в 1-2-3 секунды - громовые раскаты, которые затем, многократно отражаясь от стен цирка, бешено метались, заполняя его пространство и мои уши сплошной оглушительной канонадой. Вот уж воистину: «Шумом, диким и стозвучным, как в горах раскаты грома»!!! Палатку при этом так хлестало дождём, снегом и градом вперемешку, что её туго натянутые тамбуры ввалились от снежно-градовых масс.

Страшно, однако! Молился – всяко…

Когда гроза ушла в Караугом, сделал плов и ужинаю. Дождь средней силы продолжается. Слушаю «Everything Changes» of Julian Lennon. В этом шикарном альбоме он развернулся во всю ширь своего таланта мелодиста, композитора и аранжировщика. Отцовский тембр голоса и интонации иногда проглядывают, но не мешают. После Джулиана слушаю звуки близких и далёких вод, получивших мощное усиление с неба. Высота бивака поднялась на 28 метров – давление падает. Всё засыпано 5-сантиметровым слоем свежего снега. Как бы мне тут опять не словить отсидку! А хорошо бы завтра свалиться в альплагерь с фотосессией на Южном леднике. Ладно, завтра будем посмотреть, что со всем этим делать. А пока – отбой. Слава Богу!

12.09.2021. В снежном плену.

Всю ночь, не переставая, дождь менялся снегом, и наоборот; продолжается это и с рассветом. Ну, понятно - Цей напомнил козявке, кто есть кто и что есть что. Сплю дальше. Изнемог от этого дела часов в 10. То-сё, позавтракал в 12. Дождь перестал барабанить по палатке, и я наслаждаюсь мелодиями и руладами BobbyMcFerrin’а, которые витали в голове вчера, в ледопаде. Восхищаясь его невероятной вокализной белибердой, я ржу и говорю: ай, Бобби-джан, у тётушки Эллы учился!)) Супер-ученик!

Сходил по воду и поснимал монохромный Цей, засыпанный свежим снегом:

Даже если завтра погода будет, как же я пойду к Хицану по этому белому одеялу? Наверное, только по повышениям его рельефа. Надо будет из п/э пакетов бахилы сделать на ботинки под кошки, а то день потом идти с мокрыми ногами – это кранты.

А если завтра будет то же самое? Вайме, ара! Токмо на Господа уповаю! В горах как-то больше уповается на промысл Божий, нежели на свои смехотоворные умелки и имелки – которые, безусловно, нужны – хотя бы для того, чтобы оказаться здесь. И я-таки в горах! Лучше которых, конечно же, только те, на которых ещё не бывал…

Уже давно опять идёт вариативный крупоснегодождь, и подугасли мои надежды, забрезжившие было с появлением крохотных синих окошек в небе. Борясь с этой атакой, слушаю солнечных Grateful Dead, пью кок-чай и кайфую, как хиппан (только хайр мой давно перекочевал с главы моея на лице мое))). Туповато гипнотизирую карту Голубева (ему же честь и хвала подобает!), и думаю: куда и как дальше потопают мои ножонки? Очередной, близкий к бесконечности, раз, восхищаюсь, поражаюсь и ужасаюсь крепости тела и духа людей, которые шли первыми и создавали первые карты. Титаны!!! Дорофеев с красноармейцами и памирцами, Лукницкий с коллегами и, опять же, памирцами, Федосеев с Улукитканом и иже с ними, имя им – дружина и войско. Мы тут перед ними как младенцы с младенческими забавами и почти цивильным комфортом походной жизни. Это я, в частности, и про музыку. Но вот ведь, доктор Россельс в дорофеевском отряде нёс, кроме прочего, ещё и мандолину! Это через ледники Танымасские, Федченко и Красноармейский, через реку Абдукагор! И пел под неё на торжественной встрече с жителями Поймазара, которые тоже отжигали на дутарах и рубобах. По-моему, круче - некуда!

Уже сутки держит меня Цей в снежном плену. Какую же цену назначит он за свои красоты? Сразу вспомнилось, как Дон Хуан ошарашил дядю Карлоса, сказав, что тот будет ему платить своим временем. Остаётся надеяться, что это время будет не только злорадно-приятно суровому духу Цея, но и полезно моей душе. Сегодня мне точно не светит вечерняя фотосессия – виды те же, что и сутки назад, но хоть грозы нет! Погружаюсь в вечернее время с пониманием того, что завтра будет тяжёлый день при любом раскладе.

20:00. Поужинал вчерашним пловом. А небо тем временем почти расчистилось. На Адайхохе только маленький флажок облачный. Облака над пиком Николаева призрачно светятся от восходящего месяца, дающего полосу света на среднее течение ледника Воробьёва. Фантастическое зрелище! Жаль, не хватит моих фотосилёнок, чтобы запечатлеть его. Воистину, внизу не встретишь, как ни тянись… Звёзды сверкают и внушают надежду на завтрашний день – готовлюсь. Большая Медведица прямо над Уилпатой. Северный цирк Подковы так ужасно-прекрасен при такой светорежиссуре, что саундтреком к этому виду слушаю мановаровскую Gates Of Valhalla– гималайский пик среди шедевров heavy metal. По моим понятиям, подобным образом может выглядеть райская страна суровых викингов. И следом, уже в палатке – альбом того же года Rainbow с эпичными Блэкморскими инструменталами и соляками. Заряжаю себя энергией на завтра. Да будет путь мой красив и строен, как эта музыка! Роҳи сафед – по-таджикски «счастливого пути», дословно – «белого пути». В моём случае – несмотря на то, что белого. С Богом!

13.09.2021. Вниз, к дорогам.

Мои ночные размышления под гудение палатки на ветру о том, почему же бессонница одолевает именно тогда, когда наутро предстоят серьёзные испытания, были прерваны писком будильника в 4:00. Ну, так нечестно ваще! Поставил на 4:45, думал, хоть символически глаза сомкну. Ага, щас… В 4:45 восстал для сборов. Бодрящий морозец и бодрящий же ветер с верховьев. В 6:20 двинул вниз с благодарностью и чувством, что стал намного богаче. Цей на прощание «поставил» мне чудесный «пизаш» в мягком утреннем свете. Кайф! Жаль…

Теперь мне – туда:

Мои давешние опасения оказались напрасными, а приготовления – полезными для выработки подобных привычек в горах. Снегоград схватился крепким настом, который лишь несколько раз проломился подо мной. И ледник вполне читабелен – ручьи подо льдом и снегом видны, шёл по повышениям рельефа, перепрыгивая понижения.

Вид на нижний ледопад Северного ледника с подъёма на перевал Хицан

В 6:50 снял кошки с пакетобахилами)) и пака-пака-па камушкам начал подъём на перевал Хицан. В 7:22 был наверху, снял видосик и полез вниз.

Ледопады Южного ледника и венчающие их пики ВЦСПС и Ронкетти (все около 4100)

Около 9 вышел на Южный ледник и поставил себе отдых с завтраком – суджук, хлебцы и энергочай.

Погода прекрасная – в небе резвятся белогривые лошадки, и поэтому не жарко, но при этом весело.

Снова надел кошки – ледник скользкий после давешних дождей (здесь ниже, около 3000). Пришёл к бараньим лбам, опять убрал кошки.

Спустился без проблем. Передохнул у грота-истока Цеядона. Памятуя про медведей, решил наконец испытать петарду. …нуло так, что сердце стрелка-гранатомётчика возрадовалось и укрепилось!))

Осень, я давно с тобою не был... До свидания, Цей!

Ну, теперь - просто экологично топать по экотропе и оглядываться почаще. Пизажи радуют:

В 14:22 был в лагере.

Стало быть, подъём был 11 часов, спуск – 8. Ноги, однако… Сразу развесил мокрую палатку и прочую сырую байду, перестирал потные шмотки и покайфовал под душем. Потом купил пивка с чипсетиками. Драйверочками стали сардины и – о кайф! – маленькая буханочка чёрного хлеба. Идеальный ужин! Сделал нужные звонки, забился с водителем Виктором на 7 утра. Друзьям вацапнул пару цейских кадров. Опять слушаю Джулиана Леннона, но раннего – Valotte’84. Ему был всего 21 год, но какая добротно сделанная музыка! Про мелодизм молчу – он на фамильной высоте.

В 22:00 пошёл дождь. Хоть бы он за ночь весь вылился! Мне предстоит подъём от Дзинаги (~1500 м.) до ночёвок у слияния ледников Караугом и З. Караугом (~2500 м.). Завтра – новые места! Слава Богу!

14.09.2021. Пеше-водные процедуры.

Встал в 5:45, погодка – блеск. Со спокойным воодушевлением сделал утренние дела и доупаковал рюкзак. В 7:05 приехал Виктор, покатили вниз. Прощальный взгляд на потрясающий Адайхох, и вскоре мы уже в Буроне и, конечно, в «Барсе». На сей раз горяченькие лапоточки с картошкой и пол-литра кефира. Виктор травит шофёрские байки, делимся былым и думами. Одновременно я во все восемь тарантульских глаз дивлюсь на проплывающие за «Волгиным» окном пейзажи и уплетаю пирожки, опять подобные девушке, уговорившей подождать пару-тройку минут, пока принесут с пылу-с жару. На «Чёртовом мосту» остановились, и Виктор, весь сияя в предвкушении эффекта, широким жестом предложил мне каньон Ахсинта, на дне которого бушует Урух. Он знал!))

Потрясающий пропил в стопе известковых досок – меловых (по возрасту) толщ предгорий высокой Дигории. А вон уже мелькает впереди-вверху громадина Караугома с прожилками свежего снега и невероятным, эталонным Караугомским ледопадом! Торкает уже издалека! Проезжаем Дзинагу, в 10 часов прощаемся у одноимённой погранзаставы.

Тут оживление, перед нами приехала на жёлтой «буханке» живописная группа: поджарая видавшая виды чета, дама средних возрастов с хищными татухами на голом животе с проработанным рельефом и прочем теле, несколько фитоняшечек в тугих фитоняшных прикидах и двое парней, один из которых – их гид – заботливо бинтовал коленочки одной из красавиц. Ещё были две девушки постарше особняком, и двое молодых парней, выгрузившихся из «Нивы» нацпарка «Алания». Полчаса пограничных формальностей на весь этот пёстрый человеческий букет, и в 10:35 все мы с небольшими лагами стартуем на тропу вдоль Караугомдона.

Она вьётся по сказочному лесу, основа которого – строевой сосновый бор, стоящий среди обросших мхами и лишайниками камней всех размеров. Он оживлён берёзками-рябинками, разлапистыми куртинами рододендронов и розетками папоротников среди всеразличных трав и прочего зелия земного.

Недожёванные обслюнявленные кучки рябины то и дело попадаются на тропе – видать, медведЯ, хапнув недозрелой рябины, выплёвывают её и шибко ругаются)). Что ж, петарды наготове. Грибов - не то, чтоб - косой коси, но их много, и самых разных, вплоть до рыжиков! Эхх, рыжички! Гриб №1 в моём рейтинге. Но сейчас – другая тема, и я просто радуюсь им, как радуюсь общему буйству жизни в этой фантастически красивой долине.

В 14:08 прихожу на Райскую поляну.

Вид с Райской поляны вниз по течению Фастагдона и Караугомдона

Небожителями здесь минут пять, как стали те двое парней, которые несколько раз обгоняли меня размашистым шагом, на что я ехидно кряхтел им вдогонку: «М-да, в 20 лет и я так ходил)))» Познакомились, и оказалось, что им обоим ровно по двадцатке! Егор и Андрей – работники нацпарка, и их работа интересна и насыщена горами: они мониторят и сверяют GPS-координаты неких реперных точек на карте парка. Красавчики, чо! Пообедали, оживлённо беседуем, а часики-то уже – тово, 15:40 кажуть! Тепло прощаемся, парни тут постоят палаточкой и двинут вверх по Фастагдону, а я опять надеваю дождевик (т.к. мой любимый дождь идёт с перерывами с 11 часов) и двигаю вверх по левому карману Караугома.

Тропа круто вьётся вверх, рододендронов всё больше, появляются приземистые и подушковидные горные можжевельники и другие растения горно-тундровых сообществ. Однако, с рододендронами перебор.

Вспоминая похожую историю в истоках Бугультадона, я заодно вспоминаю и слова Форреста. Форреста Гампа)): «Shit happens». Вот если Вам кажется, что с Вами уже всё дерьмо случилось, приглашаю в дождь на траверс крутого склона, поросшего ковром рододендронов. Ваша коллекция станет совершенной, и Вы, подобно бедному Хемулю, станете терзаться в поиске нового хобби!!))

Утёс Цади-Сер, массив Караугом (в облаках), Караугомский ледопад и массив Ногкау

По долине зарядами валит вверх туман (соответственно, я валю вверх по долине ёжиком в этом тумане), в небе также активное коловращение такового. Дело к сумеркам, и я начинаю генерить, как бы в тумане не проскочить ночёвки у слияния главного и западного Караугомских ледников. Тяну затылок к Небу, и в поднебесье ненадолго разверзается туман, и я, порядком подуставший и на стрёме, наконец вижу искомое место. Время 18:20, высота 2440. В разрывы нижних облаков видны кудрявые плюмажи верхних, вьющиеся с островерхих шеломов каменных отцов нартских богатырей, вздымающих на пол-неба свои каменно-ледовые доспехи и снежные плащи. Зрелище и впрямь ошеломительное!!! Радость моя велика, она побуждает меня благодарить Силы Небесные, и сразу следом за тем разыгрывать с самим собой какие-нибудь дебильные диалоги и поздравлять друг друга с удачными шутками)). За этими занятиями я ставлю бивак, делаю кок-чай и гречневый плов с ГАЛОЙ и – о разврат! – с кусочками суджука. Поди, многие знают, что гречка с мясом называется царской кашей. Значит, такую вкушали армянские цари, ибо суджук у меня самый что ни на есть аутентичный. Мою радость усугубляют опять мои любимые металлурги – IRON MAIDEN. Однако, пора уже слезать с борзых коней драйва. Чтобы немного успокоиться, следом слушаю задумчивые и красивые китайские симфонические новеллы с солирующей флейтой.

23:40. Звёзды, облака. Давление падает, высота бивака выросла на 5 метров. Т в палатке +10. Великолепный, драйвовый день! Богу – слава, Бабаю – в койку!

15.09.2021. Караугом – Фастагдон.

В 2:15 пошёл дождик. Под его шорох я уснул до 4:00. После будильника гляжу из палатки – звёзды есть, но не все. Пока чешу репу, начинает моросить. Гляжу в сторону Ногкау – а там никаких нет, только туман. Опять засыпаю под шум дождя – до лучшей погоды. Проснулся в 8:30 от солнечного света и тепла. За час позавтракал и собрался по полной, т.к. не знаю, что меня ждёт выше.

В 9:35 встал на тропу. Сначала она чёткая, но когда добирается до зарослей рододендронов, начинает теряться, и я опять слегонца ругаюсь на эти красивые растения, продираясь сквозь их наклонный ковёр. Наконец, гребень морены, на который выходит тропа, принимает геоботанический вид горной тундры, и тогда уже идётся привольно, башка вертится по сторонам, и охватывает радость просто от этого движения среди таких величественных и суровых пейзажей.

Ледопады л. Ногкауцете (З. Караугом) с правой морены ледника.

Спугнул нескольких куропаток – практически всех из-под ног, сидят до последнего.

Слияние главного и западного Караугомских ледников, надо всем царит массив Караугом (4529)

Морена приходит к заглаженным скалам с кучей ручейков и травищей в пояс. При этом круто и местами стремновато. На ногтях карабкаюсь по этому безобразию, сразу решаю путь вниз искать иной. Вышел почти к маленькому безымянному ледничку, над которым по карте ночёвки на перевале. Но он крут и камнеопасен, и выводит на жуткие скалы. Такой перевал, наверное, потянет на 2б-3а. Тогда я траверснул к северу от ночёвок на 3000 и полез по курумно-осыпному кулуару, ведущему к перевалу под пиком Харисдор. Кое-где из-под курума выныривает на поверхность ручей – пью его чистую воду. По мере подъёма открывается вид на вожделенную Бурджулу, но она в облаках. Как таинственная незнакомка, ни разу не откинула вуаль. Но главный-то, Караугом-то! Он весь день парит в синем небе с облачками и дарует великую радость зрителю.

Здесь везде квохчут и свистят улары; пролетел очень светлый сокол – я похожих в Безенгах видал. Туры тоже были, небольшое стадце – под тем ледничком, на который я не пошёл.

Наконец, в 14:08 я заглянул в долину Фастагдона.

Новое всегда интересно, и виды отсюда многоплановые. Цихварга в облаках, виден Цагардор, и вдалеке сквозь дымку какой-то из Таймазей целиком виден. В долине уже туман, и в нашу, Караугомскую, он тоже крадётся, паршивец эдакой.

Залез на скальный зубец напротив пика Харисдор. С него немного виден верхний цирк л.Ногкауцете, а венчающая его Бурджула по-прежнему в облаках:

В стене зубца Харисдор виден хрестоматийный горизонтальный диабазовый силл. Поснимал окружающие красоты, потом обедал, любуясь ими же.

Спуск с перевала в долину Фастагдон

Стало холодать, и я, ещё пощёлкав затвором, пошёл вниз:

Вопреки моим опасениям, туман где-то отступил, где-то рассеялся, и я после спуска по крутой, курумно-осыпной части кулуара продолжил путь вниз по широкой и в меру заросшей его нижней половине. Очень удобный и красивый путь – по бортам скалы с полочками почвы и рододендронами с можжевельниками на них:

В 17:00 вышел на нож морены, вздохнул с облегчением и благодарностью Богу за этот прекрасный тихий вечер, светящийся великой красотой. Иду, кайфую, фотаю.

В 17:56 я дома. Отлично! Делаю чай, к нему пару куражин и хлебцев. А казан опять делает гречку армянских царей, она же гречка по-флотски. Выглянешь из палатки, а там очередной ушат красоты на голову:

…А затем собираются вместе краснофлотцы подводные славные))) Вместо вьетнамца на арфе матросу играют ранние BLOOD, SWEAT & TEARS. Потом немного Rainbow, и умиротворяюсь под классичные 24 этюда Фернандо Сора в исполнении маэстро Нарсисо Йепеса. Прекрасный день!

Да будет день грядущий так же светел и красив, ведь это будет последний маршрут в этом путешествии. Слава Богу!

16.09.2021. Караугом-Гулар.

В 4:30 небо всё в звёздах – прекрасно, но-таки это ещё ночь. Покемарил ещё до 5, позавтракал вчерашней краснофлотской гречкой, собрался по-лёгкому (без кошаков и ледоруба) и в 6:30 залез на свой гребешок морены и стал спускаться на главный ледник по «любимым» конгломератам. Ледник Караугом, даром что грязный и в штриховке, оказался безобразно скользким при немалом уклоне. Поскольку я без кошек (шибко пожалел об этом), двигаюсь приставными шажками на 4 такта с палками.

Масштабы скрадывают высоту ледопада. А ведь это километр! Атас!

Хорошо хоть, что палки с новыми наконечниками и хорошо цепляются. Наконец, разок-таки грохнувшись навзничь, я пересёк ледник (около километра) и начал подъём по конгломератам правой морены. Очень много ярусов оползания, сверху всё хорошо заросшее.

Время 7:30. Дальше спокойный подъём к водоразделу между Микелайдоном и Гуларом. Такой же спокойный подъём до ночёвок на 3270 в цирке Гулар. Солнце прямо над Караугомом, последний пока не поснимаешь. Время - около 10. Капризная Бурджула и сегодня в облаках:

Естественным образом пришло решение подняться на безымянную скальную вершинку в водоразделе Гулар – Микелайдон восточнее утёса Цади-сер. Вот и его персональный портрет:

В 11:20 залез на его меньшого братишку. Высота 3500. Холодный ветер, от которого периодически спасаюсь в заветрии на полочке перед снежно-скальным спуском в Микелай:

Зрелище Караугомского массива, смотрящего прямо на тебя своей ужасающей северной стеной, не отпускает – оторваться почти невозможно:

Над вершинами – неевклидовы завихрения облаков в непрерывном движении. На западе – серые тучи, закрывающие Цихваргу; Цагардор изредка открывается:

На юго-западе наконец слегка открылась Бурджула, венчающая суровую пилу Ногкау! Виден и кусочек плато Караугом:

Рыжеватые скальные вершины на севере вонзаются в синее небо:

Летают хищники, причём разные – соколы разных видов, канюки, даже один коршун с ними в тусе – никогда такого не видал. Как и год назад в Безенгах, спустился пониже сокол, контролирующий район, посмотрел, кто пришёл и, поймав скоростной лифт, сужающейся спиралью взмыл ввысь и через полминуты растворился в небе, ни разу не взмахнув крылами. Во у чуваков жизнь! Какие движения, какие обзоры! Пизажи!)))

Да, одиночные путешествия существенно сужают круг пейзажей, которые чел может увидеть – по соображениям безопасности. От горных навыков чела тоже много что зависит. Мои – невелики, поэтому руководствуюсь анализом текущей ситуации вкупе с простым критерием: поворачиваю вниз, когда становится очень страшно или просто страшно. Однако, и то, что удаётся увидеть и запечатлеть в душе и на флэшке, торкает сильно и, конечно, подсаживает на иглы своих острых пиков.

Насладившись сполна созерцанием северной стены Караугома и окрестных гор, а также изрядно замёрзши, двинул вниз в 13:00. Прощальная панорама снизу:

Снизу (да и сверху, чего греха таить)) ползёт туман. Иногда останавливаюсь пощёлкать.

Вот уже и в тумане:

Иду по логике рельефа и растительности. Последняя торкает своей растаманской гаммой:

Временами облака ненадолго разгоняет, и радуюсь неожиданным контрастам цветного и чёрно-белого мира:

К леднику вышел выше места подъёма. Спустился и пошёл через ледник по взятому утром азимуту. Ледник не такой безобразно скользкий, как утром, но левым коленом всё же приложился разок.

К «своей» морене тоже вышел через туман выше места спуска, полез прямо здесь. Сначала, вроде, вполне гуманно, но последняя треть подъёма – стремалово: конгломерат «встаёт» перед лицом, и всё меньше камней, внушающих хоть тень доверия. В весьма адреналиновом состоянии наконец хватаюсь за пучки травы в почвенном слое, карнизом нависающим над конгломератным откосом. И через несколько секунд вижу, что я вылез ПРЯМО на свою палатку! Ну атас! Время 17:15. Слава Богу! Мой последний в этом сезоне маршрут окончен. Завтра – спуск в Дзинагу.

Резюмируя свои впечатления от бассейна Караугома, скажу, что это квинтэссенция Кавказа: высокие грозные пики, гигантское снежно-ледовое плато, стекающее вниз хрестоматийным ледопадом километровой высоты, принимающим притоки также очень впечатляющих ледников (жаль, Гулар сильно потаял). Из ледника – бурная и чистая река, бегущая среди дивных лесов со сказочными сочетаниями растительных сообществ. Верховья кишат куропатками и уларами, сегодня около дюжины в разное время из-под ног снялись. Так вот, Караугом – системное место, одно из ключевых на Кавказе, и вполне может быть его визитной карточкой. Караугом – моща! И так хорошо, что я здесь кой-чего увидел! Слава Богу!

17.09.2021. Теперь – вниз.

Будильник на 4 – идёт дождь. Сплю дальше. Проснулся от тишины и света. 6:30. Начинаю собираться. Доел вчерашний рисовый плов, сделал «ходовой» чай. В 8:20 двинул вниз. Даром что середина сентября, а тут – начало лета:

А некоторые цветки моих любимых (хе-хе)) растений ещё в бутонах:

Однако наши честные берёзки не дают обмануться:

Буйно зелёная тропа щедро одаривала меня водой недавнего дождя, и через 10 минут ботинки уже почвякивали. Вот не понимаю логику обувщиков: замшевая обувь – это для каких гор? Для Копетдага? Или для Центрального Массива Сахары? А ведь шузов из гладковыделанной кожи, которые легко обрабатывать гидрофобными мазюками, считанные Азолы и Замберланы. Но те мне не нравятся по другим параметрам. После мокрого Кавказа прямо в пустыни охота!

Идётся вполне прилично. Коленки, понятно, жалуются на тяжкую долю. Я в ответ увещеваю их ласково – потерпеть чутка, а потом сулю им всякие кайфовые темы типа хаша, бани с веничками и прогулок налегке по осеннему лесу. Всеразличные грибы попадаются вдоль тропы. Букеты папоротников и бороды мхов и лишайников на ветвях волшебно светятся в редких лучах Солнца. Для хода – идеальная погода. Даже не потею, иду без банданы, забытой в спальнике.

Прощальный взгляд. Правый и самый высокий зубец – Цади-Сер, а острый клычок левее – мой вчерашний.

Нижнее течение Фастагдона с Райской поляны

После моста, ближе к Дзинаге, понял, что свернул на нижнюю тропу по-над самою рекою (не знал о ней, поднимался по верхней тропе). Тропа хорошая, без грязи, в отличие от верхней, и привела меня прямо к идеальному месту моего последнего бивака в 13:20.

К 14:00 я уже пообщался с погранцами. Поставил палатку и, надев кроксы и дождевик, по начинающемуся дождю пошёл в Дзинагу на разведку. После взаимного приветствия завязалась беседа с местным жителем. Он слегонца под мухой и готов травить байки без конца. Вежливо прощаюсь и ищу магазин. Вот и он. Женщины мне дали телефон водителя автобуса, ходящего во Владикавказ. Пива только один сорт: полторахи «Дарьял». Беру бомбу, чипсов и печенюх. За полтора часа полтора литра пива наполнили моё тело сытостью, а душу – приятным спокойствием и радостью от того, что трудности позади, у меня всё получилось, и мой прощальный бивак - в чудесном месте среди сосенок с отдалённым уютным шумом реки.

Днём по тропе навстречу мне прошли три группы людей – маршрут до Райской поляны пользуется популярностью. Вследствие этого поляна подзагажена. Когда же наши бедные дикие люди немного цивилизуются, чтобы не похабить природу, тем более – такую красивую???!!!... А, продираясь по тропе среди караугомской сельвы, я думал о других людях – о тех, кто эту тропу проторил и натоптал. Это опять простые советские люди с большими рюкзаками «пельмень», в ВЦСПСовских вибрамах, трениках и брезентухе. Низкий им поклон за эти тропы, благодаря которым я могу приобщиться к дивной красоте этого и многих других мест! Где подобные им? Встреча с Егором и Андреем внушает надежду.

Водитель автобуса, сказав, что, м.б., и не поедет, если не будет пассажиров, пропал со связи. Значит, будем кутить. Звоню Виктору, он приедет в 7 утра к моей палатке. Хоть всё и сыроватое и грязноватое, я кайфую как ящер в тёплом триасовом море, слушаю высоколегированные боевики MANOWARи IRON MAIDEN, а следом за ними – ELP и Майлза Дэйвиса. Слушаю шум Караугомдона. Шум горной реки – с детства любимый звук.

По долине ползают многоэтажные туманы, временами покрапывает. Великанов не видно. Встретимся с ними уже в компьютере! Впереди работа с фотоматериалом, которого поменьше, чем в прошлом году – погода была ощутимо хуже. Также подозреваю, что тюкнул объектив, потому что практически весь фотоматериал в расфокусе. Ну уж, что есть, тем и делюсь. Но, вне зависимости от количества и качества моих фото, горы и долины Осетии-Алании уже навсегда в моём сердце. Аминь!

18.09.2021. Отъезд

В 4:00 пропикали часы, но мне так рано не надо. Попробовал ещё пощемить, но не больно получилось – в 5:00 с первыми трелями соловья из дебильника с удовольствием восстал. Сделал кашу и чай, собрал всё по пакетам к упаковке. Пошёл к реке умываться, и вижу кусок радуги над долиной Бартуя! Отличный знак!

Небо дружелюбное, хотя пару раз покрапывало по паре минут.Свернул бивак, упаковался, и как раз Виктор подоспел. Отлично ехали и беседовали на разные темы. В Ардоне на только просыпающемся базарчике купил 3 кг. местного сыра – разве без него можно приехать с Кауказа?! Уже предвкушаю, с какими хорошими людьми и добрыми винами он будет смаковаться. В станице Архонская (основана в 1838 г.!) купил три пирога с сыром и баттл пшеничного пива. Скоро приехали в аэропорт, тепло попрощались. Я занял скамейку на улице, кайфую, ем пироги с пивом. Жизнь прекрасна!

Скоро уже и ероплан, надо на регистрацию двигать – авось, у окошка достанется ещё местечко. Таки досталось – 22F, как и сюда летел! Между делом прочувствовал звериный оскал рептилоидной цивилизации – загребли в ментуру и заактировали моё злостное нахождение в аэровокзале без масочки. Чтоб им… Да хрен бы с ними!

Подводя итог путешествию, можно сказать, что с погодой повезло не шибко – расчёт на сентябрь не оправдался. Правда, дождь является основным фигурантом туристических отчётов по осетинскому Кавказу, так что я просто солидаризировался с прочим бродяжьим племенем. Тем не менее, я увидел много всего красивого и величественного, и эти суровые красоты уже навсегда со мной! Будем надеяться оказаться здесь ещё раз – лучше с сыновьями. Кавказ, как и прежде, манит и зовёт! Слава Богу!!!