Достучаться до небес. Оксана Стефанишина.
Вот удивительно.. самое быстрое моё время в скоростном восхождении на Эльбрус - 4 ч.09'39", я прошла одна. Я ни от кого не убегала и никого не догоняла. Шла в комфортном и максимально быстром для себя темпе. За все года это было мое самое идеальное скоростное восхождение.
Чего не скажешь о забеге на пик Ленина 2019. До отметки 6500 м. все было отлично. Большую часть гонки я тоже шла одна...
Накануне старта немного переживала только за нижний участок маршрута, с первого лагеря (4400м.) во второй (5300м.). Преодолевать ледник с огромными трещинами самостоятельно и без напарника в связке, то еще удовольствие. Была наслышана, что за 10 дней отдыха перед гонкой, трещины стали ещё больше. Ледник не спит и постоянно меняется. Днём жарко и солнечно, снег тает на глазах. Множество верёвок через трещины, в одном месте даже лестницу установили. А я взяла жумар, с уверенностью думая, что буду его использовать.
Но какой там.. Стартанули в 4 утра. Большинство бегут в кроссовках и налегке, обгоняя колонны альпинистов. Они идут размеренно и никуда не спешат, тяжело переставляя ноги в высотных ботинках. Какой же это кайф, легко и непринуждённо бежать там, где еще пару недель назад с тяжёлым рюкзаком ходила на акклиматизацию.
Минут 20 бежать по пологому участку морены, ныряя в небольшие расщелины. В одном месте я по щиколотку провалилась в грязевую жижу, но ноги не промочила. А это важно, ведь в кроссовках идти до высоты 6100 м., где в заброске лежат ботинки и тёплые вещи. Повеселилась про себя, что именно я угодила в это место, хотя сама про него и говорила ранее.
Отрезка до начала крутого подъёма по леднику как раз достаточно, чтоб все участники растянулись, определив для себя комфортный темп. Ведь день предстоял длинный и насыщенный. Лидеры убежали вперёд, кто-то сзади меня. И тут в луче фонаря я узнала фигуру, это был Макс Черкасов, буквально накануне вернувшийся из экспедиции на Броуд Пик. Я бежала за ним, как за путеводной звездой, стараясь сильно не отставать! Мне было важно, чтоб на этом участке с трещинами в поле зрения был кто-то из надёжных товарищей (Вова, Славик, Леха - мне вас очень не хватало!).
Трещины мелькали одна за другой. Какой там жумар, я даже усом на скользящий карабин не встёгивалась, а лишь придерживалась руками за верёвку, перепрыгивая очередную трещину! Страха не было, только намерение двигаться вперёд! Морозно, темно.. я не всматривалась в глубину под ногами. Железные шипы на кроссовках отлично держали, кошки я нацепила только во втором лагере на 5300 м., куда дошла за 2 часа.
На высоте около 5000 м. Макс принял решение завершить гонку.. я огорчилась, ведь прекрасно понимаю, чего стоит такой шаг. Зачастую повернуть назад гораздо сложнее, чем сквозь "не могу" продолжать путь! Организму нужен отдых, особенно когда ты только недавно поднялся на 8000+.
Пару глотков изотоника, предложенные Максом и я уже одна шагнула дальше в темноту, лишь слабый луч от фонаря освещал тропу.
Самочувствие было хорошее, несколько раз замедлялась съесть гель. Ноги сильно мёрзнуть стали выше 5500 м. и до Раздельной приходилось терпеть боль в ступнях от холода.
На ходу перекинулась несколькими фразами с Андреем Чепакиным, который героически дежурил на 5700 м. и фотографировал участников Lenin Race, а позже сделал шикарный фотоотчет!
Добравшись до заброски с вещами в 3 лагере, с радостью обнаружила в палатке Сергея Титаренко, который раньше времени вернулся с клиентом с восхождения. В такие моменты очень важна поддержка там, на Горе.. что ты не одна сражаешься со своими тараканами в голове (ну а иначе каким образом я оказалась тут.
Переобувшись и утеплившись, попила чай - именно Сергей приготовил мне все необходимое на 6100 м. Времени на отдых не было, надо было двигаться дальше. Тогда мне ещё казалось, что я смогу с нормальным временем дойти до вершины, тем более что погода позволяла. В этот день многие альпинисты достигли пик Ленина!
Как и положено в высоких горах, все самое интересное для меня началось выше... это был полный звездец, но обо всём по порядку!
Следующий контрольный пункт, где необходимо отметиться у судьи, это высота 6500 м. Молодой, как мне показалось, мальчишка дежурил один. И пока он связывался с первым лагерем, я поедала вкуснейшие сухофрукты из компота. Ожидание связи затягивалось, прошло уже несколько минут, которые мне не хотелось тратить зря. Но в тот же момент хотела узнать время, с которым я прошла эти 2100 м. по высоте. На стандартный вопрос, как я себя чувствую - бодро ответила, что все отлично! Так и не дождавшись связи, ушла.. лишь в догонку он мне крикнул, что со старта прошло 5 ч. 15 минут.
Ок.. на самом деле я уже начала чувствовать, что всё не так уж и ОК. Но гнала от себя эти мысли, надеясь что хотя бы не будет хуже. Не тут то было, с каждым набранным метром самочувствие ухудшалось - слабость, отдышка.. уже и не вспомню точно! Помню лишь, что состояние очень напоминало именно то, когда я схватила отёк лёгких в 2017 году на спуске после скоростного восхождения на Ленина.
Подошла к "ножу" - крутой участок на гребне, где провешаны перила, поняла что дальше придётся идти буквально на "зубах"! Кое-как преодолела верёвку, тут жумар мне был просто необходим. На 6700 сделала остановку, каких потом было множество. Теперь мне предстояло во что бы то ни стало, дойти до вершины! Мысль повернуть назад даже не воникала. Я не могла не дойти, чего бы мне это не стоило!!! Вокруг никого..
Это моё второе восхождение за 10 дней, серевки (за неделю до основного забега на пик) из базлага в первый лагерь и обратно через день после подъёма на вершину во время акклиматизации (а это был мой первый семятысячник), отравление за 2 дня до забега (с давлением 80/40) и обострившийся бронхит. Всё это дало конкретный сбой в организме. Шла я с огромным трудом, постоянно останавливалась отдышаться, согнувшись буквально пополам с опорой на палки. Так тяжело мне не было никогда. Бесконечно долгих три часа у меня ушло, чтоб дойти с 6500 м. до 7134 м. Это были уже не соревнования. Я не думала о времени, в таком состоянии оно просто не могло быть хорошим. Тут стоял вопрос просто дойти и благополучно, а главное самостоятельно, спуститься в первый лагерь.
Все время крутилась мысль, что же может еще раз заставить человека пройти этот Путь и испытать эти страдания (да-да, в тот момент именно так я и думала). Участки, которые я могла пройти без остановки, становились всё короче. А промежутки отдыха всё дольше. Я реально больше стояла, чем шла. Абсолютно не свойственное для меня состояние.
Примерно на 6800 м. встретила Доминика - он тоже выглядел изрядно уставшим. Обнявшись и пожелав друг другу удачи, разошлись в разные стороны - он в первые лагерь на заслуженный отдых, а я дальше сражаться.. нет, не с Горой, а со своими чувствами!
После плато Парашютистов я догнала все группы, которые шли наверх и даже в таком состоянии умудрялась их обгонять. А по ощущениям, я еле ползла!
Меня большинство подбадривали, говорили что осталось совсем немного! За что каждому из вас, кто там был, огромная благодарность!!! Но на тот момент мне от этого было не легче. Я то ругалась матом, то начинала плакать от бессилия (хорошо, лицо спрятано за очками и бафом, никому не видны моменты моей слабости) и ужасно бесилась от того, что 10-20 шагов это максимум, который я могу преодолеть без остановки.
Когда я наконец-то увидела судью на вершине, мне хотелось бежать эти 100 метров. А я просто стояла и смотрела, задыхаясь, со слезами на глазах. И шаг за шагом, медленно приближалась к своей цели! 8 часов 10 минут с первого лагеря до вершины пик Ленина - 14 км. с набором высоты 2734 м. Неплохо.. но это не совсем то время, что реально показать. За те три часа, что я бродила между судьями с 6500 м. до 7134 м., в первом лагере меня потеряли и стали переживать! Ведь все уже думали, что я установлю новый рекорд и не понимали, что со мной случилось и куда я пропала!
Чай, фото на вершине и можно с облегчением возвращаться назад. Предстоял долгий путь. По мере сбрасывания высоты становилось немного легче. Самое сложное было с перемычки вылезти обратно наверх на Раздельную (6100). Перед подъёмом я уселась прям на снег немного отдохнуть. Хотелось закрыть глаза и открыть их уже в первом лагере) но так не бывает. . Начала ужасно ныть поясница, я перевесила рюкзак спереди, надеясь таким образом немного разгрузить спину. Облегчения это не принесло и пришлось вернуть все, как было. Очень медленно я продолжила подъём. Моя цель была проходить от вешки до вешки и при этом не останавливаться. Но блин... они же так рядом!!! А мне все равно требовались 1-2 остановки на этом коротком промежутке. Ботинки (Denali 6000 Zamberlan) казались нереально тяжёлыми и точно не предназначены для скоростных передвижений! Но это тепло и комфорт на той высоте!
Как бы тебе не было тяжело, всё рано или поздно заканчивается!!! Мысли, на которые я отвлекалась пока шла и представляла себя в тепле первого лагеря за чашкой горячего чая!
Вот долгожданный третий лагерь! И люди, с которыми можно поговорить! Тебя отпаивают горячим чаем и кормят шоколадом. Ммм...
Узнаю, что во втором лагере меня ждёт Слава Тополь для совместного спуска в связке по леднику, надо торопиться. Это обязательное условие, днем снег раскисает и с большей вероятностью можно провалиться в трещину. Ты идёшь по леднику, вдалеке видишь палатки первого лагеря, но до них кажется ещё ой как далеко.
Внизу конечно же радость от того, что это наконец-то все закончилось и скоро домой! Поздравления и объятия! Брызги шампанского.
Но есть небольшой осадок, что всё прошло не так гладко, как хотелось бы.. И ведь маловероятно, что мне когда-нибудь предоставится шанс пробовать ещё раз. Должно совпасть много факторов!
Хотя уже в тот же вечер, за ужином я размышляла, какие мне нужны ботинки - очень тёплые и максимально лёгкие, для следующего скоростного восхождения!
Фото Андрея Чепакина. С его работами можно ознакомиться на проходящей выставке в Санкт-Петербурге "Гонка над Облаками" в выставочном пространстве "Петербургская фотолетопись" на Невском, 88.
Ярко написано !
Оксана, береги себя. Ты же все-таки девочка )))