Джесси Дюфтон и его восхождение на Old Man of Hoy
© Alastair Lee/Brit Rock Film Tour
Британский слепой скалолаз Джесси Дюфтон рассказывает PlanetMountain о прохождении известного маршрута Old Man of Hoy рядом с Оркнейскими островами, Шотладния.
Скальный столб Old Man of Hoy (в русском языке такие столбы иногда обозначаются термином “кекур”, прим.) - настоящий символ Британского треда и Дюфтон, под руководством напарницы Молли Томпсон, смог пролезть весь маршрут онсайт, без срывов и даже отдыха. Однако сложность такого маршрута для незрячего человека не только в самом лазании, но и в подходе к стене - про такие специфичные моменты и свои впечатления скалолаз рассказал в небольшом интервью. А само восхождение не осталось незамеченным даже для шотландского парламента, который поздравил скалолаза и его напарницу с достижением.
Читаем перевод его интервью для PlanetMountain.
© Alastair Lee/Brit Rock Film Tour
Джесси, начнем с рассказа о вашей слепоте...
Я могу воспринимать свет, могу отличать светлое от темного в небольшом диапазоне, но это, собственно, и все. Представьте, что вы смотрите на соломинку через 5-6 слоев пищевой пленки. Если я вытягиваю руку перед лицом, то уже не вижу ее. Я потерял способность читать примерно 10 лет назад.
Как вам пришла идея восхождения на Old Man of Hoy?
В 2008 году мы с Молли отправились в Реифф, скалолазное местечко на восточном побережье Шотландии. Пролистывая гайдбук, Молли заметила фотографию другого скального столба – Old Man of Stoer. Мы пошли туда и залезли трех-питчевый маршрут, который очень понравился и в целом, тогда выдалась отличная поездка. После этого я узнал о существовании Old Man of Hoy – он выше и сложнее, чем Old Man of Stoer. И с тех пор этот маршрут был в моем списке желаемых восхождений.
Значит, раньше вам приходилось лидировать на мульти-питчевых маршрутах...
Да, раньше я много лазал лидером на таких маршрутах. Я начал лазать тред еще в молодости, точно не помню когда, но первые мульти-питчи я уже точно лазал до 18 лет.
Каков был маршрут?
Он был очень интересным! Питч 1 - легкое лазание по широкому ребру, лез его под жарким солнцем. Второй питч был непростым траверсом. Было много хороших зацепок под ноги, но под ними карниз, и, хотя из-за слепоты я его не видел, но все равно чувствовал, что подо мной ничего нет. В тот момент мне пришлось перешагнуть, не особо держась правой рукой за что-то хорошее. Третий питч - ключ. Ты лезешь по широкой трещине, уходящей в камин, закрытый сверху. Затем нужно траверсом уйти в сторону и довольно сложно пролезть крышу камина, чтобы вернуться в трещину над ним. Я смог сделать это довольно гладко, чему очень рад. Питчи 4 и 5 представляют собой довольно несложное лазание, хотя на пятом были непростые моменты. Питч 6 был очень интересным: там была расщелина, которая разделяет столб на две части и ты просто лезешь по ней до конца. Когда я лез последний питч, солнце уже садилось и могу сказать, что чувствовал оранжевый свет, проходящий сквозь эту трещину.
© Alastair Lee/Brit Rock Film Tour
Расскажите о вашей страховке на маршруте.
Когда я лазаю на скалах, я обычно использую собственные точки страховки. У меня работает шестое чувство на то, куда нужно ставить точки и где могу поставить несколько точек и сделать станцию. Часто не использую какие-то очевидные места для закладок, но станции у меня всегда надежные. Когда я лидировал на Brant Direct в Лланберис в Северном Уэльсе, я сделал станцию из трех точек в 1 футе от места, где были спусковые петли, в которые я мог вщелкнуться, если бы я мог видеть…
Само восхождение - только часть всей истории. Обычное возвращение к лагерю - тоже стало не очень-то простой задачей...
Для меня подход к маршруту и дорога обратно тоже всегда сложны, если не сложнее, чем сам маршрут! Когда ты не видишь, пересеченная местность может стать настоящим кошмаром. Хорошо, что дорога к мысу была достаточно предсказуемой. Но дальше дорожка от мыса к основанию столба стала довольно узкой с резкими обрывами под тобой. Молли вела меня через такие участки, и я по одному тону ее голоса мог мысленно слышать “только не упади здесь”, когда мы проходили сложные участки. Было несколько таких по пути к столбу.
Что можете сказать про спуск?
Я не нахожу спуски очень сложными, это явно легче, чем пробираться по пересеченке. Если спуск происходит не касаясь стен, в свободно подвешенном состоянии, то так еще проще. Последний спуск был в полностью подвешенном состоянии и я надеялся, что внизу есть какой-нибудь наблюдающий, который сможет мне подсказать, когда я приближусь к земле, чтобы не приземлиться прямо на пятую точку.
Чем вы можете больше всего гордиться на этом восхождении?
Я больше всего горжусь тем, что прошел этот маршрут чисто. Я был полностью уверен в том, что долезу до конца, но я боялся, что ключ может быть слишком сложным и мне придется отдыхать, повиснув на страховке или даже сорваться. К счастью, я смог пройти ключ достаточно гладко и как только я это сделал, очень быстро устремился к топу через три питча.
© Alastair Lee/Brit Rock Film Tour
Вы сказали, что очень хотите увидеть отснятый материал...
Я очень жду двух вещей. Первое – когда Молли расскажет и опишет фильм Аластера Ли, который он делает для меня. Я не смогу его увидеть, но мне очень интересно, как Аластер сможет объединить все материалы в рассказ. Фильм покажут на 2019 Brit Rock Film Tour в октябре. И, второе – я надеюсь, что пока я живу, появятся технологии, которые помогут моему зрению. Вероятно, это будет не раньше чем через 10 лет, хотя есть большие шансы, что лет через 30 это станет вполне возможно. Если это случится, я очень хочу увидеть фото и видео моих прохождений и сравнить их с ментальной картиной в моей голове, которую я сам создал.
OLD MAN OF HOY
Первое восхождение совершено в 1966 году Крисом Бонингтоном, Томом Пэти и Расти Бейли. Высота – 137 м, красный песчаник. Один из высочайших столбов в Великобритании, который со временем стал символом британского скалолазания. Чуть больше интересного о скале и ее истории - тут.
Перевод - Оксана Наумчук