Пишет Elena Kaliberda, 13.01.2017 00:17

…У каждого на то были свои причины – сердце не справлялось, темп не смогли удержать, трезвая оценка своих сил и прочие вполне уважительные причины.
Я медленно ползла в гору, к рассвету поднялась на 6500. Только пятеро удержали темп гида и дошли с ним до вершины…
Спустившись с горы на равнину, задним числом, начинает потихоньку приходить понимание того, что и как надо было делать, чтоб на эту вершину подняться и спокойно спуститься. Именно об этом и хочу рассказать.
Пик Ленина. Какие ошибки не стоит делать, чтобы подняться на вершину, и немного красивых фотографий. (Альпинизм)

Дело было в 2015 году, в августе. Штурмовать гору мы приехали в лагерь Ю.Ермачека. У него всегда были самые демократичные цены.
Подходы к горе у всех групп стандартные: базовый лагерь на 3800 (Ачик-Таш), куда приезжают на автомобилях. Там привыкаем к высоте, и через пару дней отправляемся пешком в первый лагерь (4400м). Рюкзаки в первый лагерь едут на лошадях и осликах.
Первый лагерь расположен на морене ледника Ленина. У Ермачека лагерь самый правый, примерно в часе ходьбы от начала подъема. Мы жили в собственных палатках, кухня и столовая – палатки стационарные, туалет обшит деревом. Душ есть в лагере Аксая, совсем рядом и сравнительно недорого.
Второй лагерь на высоте 5400. Первый раз подъем на него занимает 6-8 часов, и это считается акклиматизационным выходом. Подъем по леднику, в связках и кошках, попеременно страхуя друг друга на трещинах. Летом, если погода солнечная, трещины все открыты. Опасность могут представлять только снежные мосты, тающие на солнце и меняющие траекторию подъема. Наш гид поднимался затемно, оставил нам вешки, указывающие направление, но к полудню все вешки вытаяли и лежали разбросанные по склону. Однако, групп по горе ходит много и весь маршрут в зоне прямой видимости – так что заблудиться на пути ко второму лагерю сложно.
Мы, однако, поднимались не 6 часов, в все 12. Много отдыхали вначале (сказывалась недостаточная акклиматизация), а потом попали на «сковородку». Это такое место, где изгиб горы начинает фокусировать солнечный свет как лупа, в центре который вы как раз и находитесь. Поверить в это трудно, но на солнце температура была +40 градусов! Термометр у нас был в часах, часы были на лямке рюкзака. На тёмной стороне часы показывали -5. Голова под каской плавилась, приходилось то и дело подкладывать под каску снег. Вода в термосах кончилась довольно быстро, так что, боролись с жаждой, жарой, холодом и высотой одновременно.
Вывод первый: сковородку надо проходить максимально рано, не дожидаясь, когда она станет тем, в честь чего её назвали.
Ступенчатая акклиматизация предполагает, что вы поднимаетесь на высоту, потом спускаетесь вниз, а потом снова поднимаетесь. Так мы и ходили из лагеря в лагерь. Других интересных гор, куда можно было бы ходить для акклиматизации там нет, поэтому вынужденно все ходят туда-сюда по одной дороге.
Следующий подъем во второй лагерь прошел веселее и занял у нас 5 часов. Третий раз забежали бы, наверное, ещё быстрее.
Путь к третьему лагерю на 6100 короче, но круче. Проблему тут может представлять то, что, поднимаясь, приходится тащить бивак. Идти 3-4 часа. Важно найти свой темп – скорость, при которой успеваешь отдыхать на каждом шаге и можешь идти долго. У меня ритм обычно в голове звучит, или песня, или я считаю просто, и шаг ложится на одну из долей ритма. Получается ровно и не скучно. Можно, наверное, и с наушниками ходить, но мне напевать в голове песни разные больше нравится.
Перед восхождением гид проводит со всеми беседу на тему дисциплины на горе: «Если я сказал возвращаться, значит возвращаться. Если я вижу, что ты не дойдёшь – значит не надо тебе пока идти, пойдешь во вторую попытку, спускайся в лагерь. Кто не успевает за мной – возвращается. Одним по горе не ходить, с тропы не сходить.»
Ночевка в лагере 6100 тяжелая. Кислорода мало, сердце стучит и спать мешает (120 ударов в покое), необходимость дышать отвлекает, предстоящее восхождение волнует, крутятся в голове предстоящие события и не отпускают.
Подъем в три, за бортом -35. Я оделась во всю одежду, которая была с собой, в рюкзак положила верхонки, термос и фотоаппарат, надела обвязку, взяла ледоруб и поняла, что сил у меня нести всё это нет…
Группа вышла в 4:30. Гид пошёл первый. Для него это было уже третье восхождение на Ленина за месяц. Говорил, что медленно идёт, но за ним никто не поспевал. Парни зубы стиснули, эмоций не показывали. Но по мере подъема то один, то другой поворачивали назад. У каждого были на то свои причины – сердце не справлялось, темп не смогли удержать, трезвая оценка своих сил и прочие вполне уважительные причины.
Я откололась сразу, предупредив гида, что технический участок я не собираюсь проходить и долго на горе не задержусь – иду до рассвета вверх, делаю фотографии и возвращаюсь. Я медленно ползла в гору, к рассвету поднялась на 6500. Там прошла немного в сторону Таджикистана, чтоб край Ленина не загораживал Корженеву и Коммунизм.
Было шесть утра, светило солнце, половина пути от лагеря до вершины уже была пройдена. Почему не пошла дальше вверх? Ответ прост – этого не было в планах – гид прочно вбил в голову идею о том, что если не успел за ним – возвращаешься. Поэтому же вернулись и другие. Останавливаться отдыхать надо было так часто, как нужно, и нужно было назначить контрольное время для возвращения – тогда бы вся группа могла быть на вершине, я уверена.
Но разочарований нет – впечатлений море, фотосъемка порадовала, опыта прибавилось.
А теперь выводы:
1. Надо тщательнее подбирать экипировку. Моя экипировка оказалась тяжеловата. Ботинки Scsrpa Vega со стальными кошками весят слишком много – нужны более легкие ботинки и кошки легкосплавные – только на этом можно было сэкономить 1,5-2 кг веса.
2. Всё должно быть самое легкое! Штанов у меня было три слоя, верхний – тяжелые самосбросы – лишние. Лучше термуха и пуховые штаны. (Вообще, вся моя одежда с ботинками весила 10кг.) Рюкзак на штурм может быть просто мешком от спальника! С собой из обязательного только термос! (мой рюкзак весил 1,3кг) Обвязку можно брать скитурную (три тесёмки) – это только для страховки на перилах на ноже.
3. Мы боялись, что будет холодно и тащили с собой бахилы. Но когда идёшь – не холодно, дополнительное утепление лучше брать в виде химических грелок, сразу закладывая их в ботинки. И ещё пару грелок с собой.
4. Термос нужен. И заливать в него кипяток можно с вечера. Утром тратить драгоценное время на растопку снега – непозволительная роскошь. Спать с термосом в спальнике – чтоб не терял тепло впустую.
5. Баллоны, заряженные бытовым газом, на высоте 6100 практически не горят. Хотя баллон спит с тобой с спальнике, некачественный газ всё равно плохо поджигается. Если баллон остыл – вообще не горит. Желательно ещё на равнине озадачиться покупкой нормального газа для горелок (изобутана).
6. Мельдоний. Кое-кто взял с собой таблетки и предложил остальным, Многие с радостью согласились. В инструкции к таблеткам написано – «Улучшают усвоение кислорода в условиях гипоксии», и вообще много чего чудесного написано. Главное правило – не пить на высоте таблетки, которые вы не знаете как работают! А работает мельдоний просто – увеличивает частоту сердечных сокращений. Но есть ли куда увеличивать? Все, кто рискнул отведать чудодейственной таблетки испытали на горе нечто похожее не сердечный приступ и вернулись.
7. Ночной отдых. Конечно, желательно перед восхождением выспаться. Ну хоть несколько часов поспать. Кому это удается – у тех шансов больше. Надо продумать заранее как помочь себе уснуть. Кому-то 50 гр коньяка помогут, кому то снотворное, кому-то индивидуальная палатка.
8. Завтрак. Мы не смогли приготовить с утра завтрак – у нас не заработали баллоны. А прочие сухари и сыр, оставшись на ночь за пределами спальника превратились к утру в малопригодные для еды ледышки. Погрызли, конечно немного, но лучше бы чего-то тёплого съели. Помню, на Эльбрусе мне пришла на ум идея, сохранить от холода хычины в пакете на животе под майкой. И в седловине мы этот пакет достали! Это было райское кушанье!
9. Голова на высоте работает плохо! У всех. Это надо просто знать. Поверьте. Когда спуститесь и начнете анализировать свои действия и мысли на высоте - поверите точно. Поэтому надо всё планировать заранее, внизу. Придумать себе все алгоритмы, чтоб на высоте просто им следовать. Например мне, чтоб подняться на после рассвета с 6500 на вершину, надо было просто взять с собой ледоруб и самостраховку. Не догадалась попросить помочь мне донести до ножа эти 1,5 кг нужных вещей, а у самой сил не было.
10. С гидом обсуждать нюансы восхождения и определять контрольные точки возвращения нужно в базовом лагере, тщательно изучив заранее маршрут.
11. Силы надо беречь. Например, можно не тащить палатку и лопату в третий лагерь, а за 60 евро купить место в палатке Аксая. Тогда и копать не надо будет площадку по приходу в лагерь, а можно сразу отдохнуть или погулять по вершине Раздельной. А ещё можно воспользоваться услугами портера. Поспрашивайте вокруг - он сам найдётся :)

НОВОЕ! (добавлено 15.01.2017)
Вижу, мой пост вызвал много комментариев и критики со стороны всевозможных профи. Такое внимание приятно. Хочу пояснить кое-что и вынести наверх наиболее ценные советы.

График акклиматизации почти у всех коммерческих групп одинаковый:
Два дня на 3800
переход на 4400- день
два дня на 4400 (+однодневные радиальные выходы)
одна ночевка на 5400
подъём на 6100, спуск вниз до 4400
два дня отдыха на 4400 (с прогулками по округе)
первая попытка восхождения(для тех, кто акклиматизировался) , спуск на 4400
далее два дня отдыха и вторая попытка восхождения:
подъем на 5400, ночевка
подъем на 6100, ночевка (две ночевки, если нет погоды)
попытка восхождения, спуск на 4400

Про ОФП не написала, так как само собой подразумевалось - конечно, желательно бегать по 10 км еженедельно, чтоб организм был привычен к длительным нагрузкам.

Про мельдоний - я сама не пробовала, так что, выводы со слов "более опытных товарищей". Кто прочитал в моих словах призыв к употреблению - ошибается. Наоборот - это предостережение. И речь, кстати, не только про мельдоний. Если вы, к примеру, на равнине не едите горстями витамины, стоит ли это делать в горах? Про медицину в горах, думаю, есть профессиональные врачи-альпинисты, которые сами расскажут. Тут был комментарий, что должны профи советы новичкам давать, а не сами новички. Согласна. Но для полноты картины - лучше собирать информацию отовсюду. Профи может пропустить мелочь, которая новичку бросается в глаза. К примеру, чтоб не стереть в кровь ноги, можно проблемные места пластырем заклеить. И не говорите, что вместе с 3 разрядом выдают брошюру с подобными лайфхаками.

Спасибо всем большое. Думаю, новичок, зайдя на эту страницу, получит полное представление и о подготовке, и о том, стоит ли в будущем делиться своим опытом с окружающими ;)

Ну, и самый полезный комментарий.
med, 14.01.2017 17:13
Итак:
1. Про бег ничего не сказано, хотя второстепенным мелочам уделено слишком много букв. А если бегать хотябы с февраля, то всё идётся легко. Бегать через день, без пропусков тренировок, не меньше часа, на часы можно не смотреть и не торопиться (большая скорость может навредить). Лучше с набором высоты, а не по ровному месту. К объемам "10-15 км через день, с набором высоты, без риска перетренированности" некоторые идут не один год. Начинают с меньших объёмов, но со строгой регулярностью. Бег - это основа основ для высоты. Тогда и носильщиков не надо будет, чтобы за вас отнести палатку.
2. Сходить не меньше 1 раза с мая по август на Эльбрус в этот же год. Акклемм медленный, люди адекватные.
3. в п.1 автор зря пишет, что Scarpa Vega и стальные кошки (а так же в п.3 бахилы) - плохой выбор. Вега - норм ботинки для 7000м. Облегчение - это риск поморозить ноги. Бывает погода холоднее, чем в вашем случае. С пластиковыми ботинками бахилы на 7000, возможно и лишку, но жалующихся не встречал из тех, кто ходит осознанно. Мои бахилы (кордура с трехслойным холофайбером) весят 0,2+0,2кг. Кошки должны быть стальными и полновсными (пример - G12), т.к. даже они трескаются на колодке. А алюминиевые - вот для скитура пусть и используют, как и скитурную обвязку, в к-й не очень интересно падать в трещину по пути. Если обычные ботинки с кошками субъективно тяжелы при ходьбе - это признак недостатка бега. Пункт для тех, кому надо свои ноги.
4. Бензин надо брать, а не газ.
5. Пункт про мельдоний - это ужас. Я его прочитал, представляя себя клиентом, пытающимся сделать для себя выводы перед пиком Ленина (как будто делаю конспект). Написано так, будто надо брать его с собой. Ну ладно, еще надо его попробовать дома пару таблеток, т.к. автор не рекомендует пить в горах незнакомые таблетки. Опять же вывод из текста такой: нечто похожее на сердечный приступ от мельдония будет, но вы не пожалеете. Я бы после этих слов на месте клиента отказался бы либо от мельдония, либо от Ленина. И это при том, что про бег в статье ни слова и статья для клиентов. Автор пишет в публичку, должен осознавать ответственность. Ни слова про дозировку, схему курсов, за сколько месяцев до горы начинать курсы, время приема, время относительно приема пищи, ни слова про побочки, такие как снижение АД, а снижение АД при восхождении на Ленина - это ппц. А, да: про мельдоний есть, а про витамины и стандартный для данной ситуации набор более безобидных таблеток (феннюльс или другое железо, калия оротат, всякая фолиевая и липоевая кислота, да просто соль и регидрон, и т.д. и за сколько месяцев это начинать пить) ни слова.
6. Снотворное или коньяк. В первые дни на малых высотах - ещё понятно. Потом уже опасно, хотя некоторые поспорят. Опять же, чтобы спалось, акклиматизация нужна помягче. По-моему, в былые времена на Ленина спортсмены ходили за вдвое больший срок - 40 дней. Может лучше было написать про строжайшую необходимость регулярно бегать кроссы тогда уж?

Собирающимся в горы напомню, что уже пора бегать через день. 6 месяцев по 15 кроссов и никаких пропусков. Июль отдыхаем, август - горы.
Ну и читаем сто раз статью Лебедева: http://www.risk.ru/blog/9311

Большое спасибо за фотографии и анализ. А не могли бы Вы написать мне фамилию гида и компанию, а то я может летом соберусь, а хожу не очень быстро, мне такой быстрый гид не подойдет: lenussy@yandex.ru

Перед тем как на Ленина ехать выполните хотя бы 3й разряд по альпинизму и все проблемы по организации быта(готовка пищи, как одеться и т.д.) отпадут. Вы на семитысячник идете все таки.

Третий разряд у меня есть давно. Но с третьим разрядом ответы на все возможные вопросы никто не даёт.
В этом и состоит смысл поста - поделиться опытом с теми, кому это нужно.

Скажите, а прям официально необходимо выполнять, со значком? Насколько разряд(особенно третий) является залогом того, что проблемы отпадут?

Конечно! Причем выполнять его надо обязательно летом в Архызе! Тогда на Ленина все проблемы отпадут. И не только проблемы.

Не перевелись еще на земле русской отважные люди, готовые выложить свои отчеты на Риск.

Выводы порадовали. Особенно про мельдоний )))) Как всё-таки сильна в людях вера в "чудодейственную таблэтку"! А что касается пункта 11, то самостоятельная установка лагеря на высоте по приходу есть благо (а исключением может быть очень скверной погоды) по нескольким причинам. Во-первых это практически наилучшая акклиматизация к достигнутой высоте - довольно длительная но при этом очень умеренная нагрузка. А во-вторых (или во-первых?) если есть силы донести "лишние" килограммы до лагеря и поставить его, значит есть запас сил на дальнейшее восхождение - это один из лучших индикаторов состояния. А если нет - значит идёшь на пределе, что должно заставить задуматься само по себе. То же самое касается утепления, и абсолютно всего остального - если нет сил нести на гору ледоруб, нужна ли тогда гора?..

промахнулся

Чтобы решать конкретному индивидууму, можно ли ему на конкретном маршруте урезать в чем-то стандартный комплект снаряжения - индивидуум должен четко представлять условия маршрута и свои возможности. Иначе это может добром не кончиться. Поэтому при недостатке опыта нужно быть осторожнее с такими советами.
И, не обижайтесь, но в этот список напрашивается пункт 12 - лучше всего найти носильщиков, которые занесут восходителя на вершину. А то тотальная экономия сил в горах может привести к недостатку акклиматизации. И восходитель станет нисходителем досрочно.

Очередной шыДэвр :) Одним словом выводы: все кругом виноваты кроме меня :).

Почему вы так решили?
И при чем тут "виноваты"?
Прекрасная поездка, масса впечатлений :)

В том, что в большей половине ваших выводов имхо скорее виновато ваша ОФП и скорей всего акклимуха, чем "не правильное" и "тяжелое" снаряжение и все остальное. Экономия на снаряжении без большого опыта до добра не доводит. Мельдоний вообще порадовал :)
Кстати видимо сил тащить тяжеленную зеркалку и штатив у вас хватило :) Я сам фотографирую в горах и знаю сколько все весит

Красота же нереальная. И, кстати, с вершины только вершину снять можно. Все самые красивые виды ниже, на подходе :)

Вес зеркалки - как раз вес ледоруба плюс легкой "мыльницы" )). Тут каждый для себя приоритет выбирает - либо гора, либо качественное фото или видео. Да и когда в предельных для себя темпах идешь - обычно не до съемок.
P.S. Фото красивые).

Про милдронат перед восхождением- " поздно пить боржоми когда печень...." Этот препарат работает , но курс приема надо начинать за месяц , полтора до отъезда в горы . Как и прием витаминов. Сила воли плюс характер Вам в помощь и в следующий раз Вы обязательно взойдете на Ленина .Бегайте кроссы и лыжные и по пересеченной местности и не бросайте занятие горовосхождениями.

Очень странно, что в статье нет одной из важнейших вещей - высотного графика...

Так он у всех коммерческих групп одинаковый примерно и его устанавливают гиды.
Два дня на 3800
переход на 4400- день
два дня на 4400
одна ночевка на 5400
подъём на 6100, спуск вниз до 4400
_____
дальше я уехала, так как дела ждали дома, а остальная группа совершила вторую попытку восхождения

Как-то так )

Елена, спасибо за отчет. У Вас очень они хорошо получаются. Фото прекрасные. Про МонБлан был тоже хорош.

Ваш комментарий про график акклиматизации расставляет все точки над i. Уверен, что Вы его проанализировали. Единственная ночевка на 5400 перед штурмовым выходом сводит на нет все разговоры об ОФП, разрядах и весе рюкзака.

Добавлю к комментарию 9 и 10, что нужно планировать и договариваться внизу. Только под "внизу" я бы предпочел город Москву. И я бы точно не купил коммерческий тур с таким графиком.

Удачи Вам и спасибо еще раз за отчет. ;)

ну зачем же так про всех сразу? Который год совсем другой коленкор. http://mountainguide.ru/tours/peak-lenin/ Вроде все доходят, правда рассылку в этом году прощелкали ввиду других восхождений, да и обстоятельства не сложились, рекорд с 2006 года - был всего один клиент. Серьезный человек, спокойно не торопясь взошел, возможно Вы его встречали, он писал на риске http://www.risk.ru/blog/209204
Вот фотоотчет:
2016 - Ленина
Вот и считайте - два раза дешево - дешевле одного раза дорого?

Не понял, был ли радиальный выход на сковородку до того, как поднялись на неё для ночёвки. Если нет, то это очень плохо.
Планирование выхода на вершину НА 12 ДЕНЬ даже матом комментировать не хочется.
При таком графике неудивительно, что вам вся одежда-обувь показалась невозможно тяжёлой.

Гиды (не все, правда) коммерческих групп усиленно делают честные глаза...

Да нормальный график. Ночевку на 6100 при аклеме конечно неплохо было бы сделать, тогда был бы практически классический график, с которым заходит большинство (кому хочется и можется). Но и при таком графике заходят, все от конкретного человека зависит. Тут конечно дела то домашние в идеале отложить, если уж так далеко едешь, и на 2-й попытке можно было бы зайти (тут уж к аклему ни у кого думается претензий не было бы)). Но можно и сдохнуть так долго бегать вверх вниз).

Ну, почему... Сам по себе 12-й день ничем не плох. НО ТОЛЬКО для подготовленных людей. Вон, Яночкин, по-моему, на Аконкагуа за 3 дня забежал. От шоссе и не в сезон. (Правда, он аклеман уже был по самое некуда к этому моменту. И вообще...)
Это надо подчеркивать. А то люди видят график сильных спортсменов и считают, что это - стандарт. А им почему-то начинают говорить, что надо больше дней. Конечно, они не верят.

Был выход в первый или второй день. Занятия провели на леднике, но высоко не поднимались.

Хотелось бы заметить, что 6500м - это ещё далеко не половина пути от лагеря до вершины.

Третьего разряда для восхождения, наверное, маловато будет. Лучше иметь что-то близкое ко второму. Т.е. иметь в активе восхождения на снежно-ледовые и комбинированные 3А и 3Б.

Лучше третий разряд, чем так... Выполнив требования для хотя бы третьего, человек начинает мыслить несколько иначе и возможно в авантюру вовсе не полезет.

Что за палатка такая ?
Что за модель ред фокса.никогда раньше не видел.отпишите если кто в курсе

Red Fox Explorer Plus (красная) и Red Fox Explorer (зелёная) видимо.

У эксплорера 2 дуги,а тут 3

Спасибо. Фото отличные и пишете вы складно. Все правильно сделали. Тоже хочу туда, только компании пока нет. Интересно, докуда там можно заехать на паркетнике, чтобы была не хуже, чем до Безенги дорога?

До верхних лагерей на 3500 доезжают и на обычных легковых. Нас таксист из Оша привез.

>> Других интересных гор, куда можно было бы ходить для акклиматизации там нет

Я б поспорил. Там столько гор вокруг :)

На другие вершины тропить надо и маршрут знать ;) Кто ж туда комерсов поведет. А тут - по нахоженной дорожке)).

Надо ж высоко подниматься для акклиматизации. У нас в группе сходили несколько человек на соседнюю гору на 5000, но удовлетворения от этой прогулки я от них не услышала. По сыпухе до снежной шапки на вершине, и палатку прям на ветру приходится ставить.

На Петровского наверное? А палатку зачем? Туда вроде одним днем ходят. Ну и палатка на ветру - так оно в основном всегда так, штиль то гораздо реже бывает.
А про интересные вершины - они в хребте все. Туда редко кто ходит. Гид от какой-то фирмы говорил, что почти все обошел. Еще интересный вариант для аклема - поход через перевалы с выходом в лагерь. У нас двое ходили. Но на это сложно попутчиков найти, не любит у нас народ с рюкзаками гулять)).

Доехать можно до конца "луковой поляны". Перед началом подъема на перевал Путешественников. Но машину лучше оставить чуть ближе в Ачик-Таш

Спасибо. А под перевалом сыпет? или колеса снимают?

На Луковую не ездят, чтобы "грядки" луковые не топтать, беречь природу в первозданном виде. Я бы и лошадников-грузоперевозчиков запретил.

>>> Штурмовать гору мы приехали ...
без связки гранат. Непростительная самонадеянность. Так что, фетяска была неизбежной. :)

Спасибо за фотки!

Тут это пытаются обойти другим путем - облегчением снаряжения (что конечно плюс) и арендой палаток/использованием услуг портеров)

Тренировки - это как раз (почти) самое сложное для клиентов коммерческих групп.

Это да, некоторым проще денег за аренду палатки отдать)).
А что - сейчас правда уже 60 евро просят? Я раньше слышал ценник - 10.

Да. Это действительно очень сложно, поскольку ритм жизни такой, что лично для меня 2 раза в неделю - это за счастье. А порой бывает, что тренируешься из последних сил, которых почти не осталось после 12ти часового рабочего дня.

Тренировки то хорошо, толко чтобы быстро плавать ,надо тренироваться в бассейне ,а не у бортика руками махать...так и тут, для гор тренировки только в горах, для высоких гор в высоких горах...сколько случаев когда рекордсмены разные по легкой атлетике или триатлону на высоту не смогли зайти...тот же вон Сафин, на Эверест не пошел, поплохело..

"Удивился, не увидев в списке выводов самого очевидного: если сил не хватает, надо что-то решать с тренировками."
Как обычно, такие комментарии заслужили 2 плюса + 1 мой, а коммент пользователя Roger "Бегай не бегай, если высота не твое то и бег не поможет...Тут как на флоте, кого то укачивает кого то нет, кому то дано ходить , а кому то не судьба" - аж 6. А мой длинный коммент, который автор вынес в шапку, сначала заслужил аж 5 минусов. ППц, если вещаешь то, что клиент слышать не хочет, то тут тебя заминусят.

У меня вопрос к знатокам. Есть парочка знакомых, которые ходили на 3-й на Урале, закрывались и ходили на 2-й в летнем Туюк-Су. Скажите, а им можно на Ленина?

Ленин - треккинговая гора. Это пеший горный туризм. Кто утверждает, что без 3А и 3Б нечего там делать - просто туда не ходили. Там нет сложного технического лазания, там просто долго надо ходить на большой высоте. Технически не сложнее Эльбруса, только дольше раза в три и выше.

Сейчас понесется))). Пеший горный туризм - это круто). Так можно дойти и до того, что половина 8-и тысячников по классике - треккинговые горы для пешего туризма)).

Я бы мог по местным обычаям вас потроллить и расспросить, про то, какие вы еще горы считаете "трекинговыми". Или про то, чем горный туризм принципиально отличается от альпинизма, если и то, и другое происходит на одной горе. Но у меня нет настроения. Поэтому я вам прямо скажу: вы очень сильно заблуждаетесь. И остается надеяться, что осознание своей ошибки придет к вам внизу, а не в горах. А тому, кто вам это заблуждение внушил, если такой человек был, надо руки вырвать и вставить в одно место.

Elena Kaliberda, 13.01.2017 18:39

"Ленин - треккинговая гора. Это пеший горный туризм." На этой треккинговой горе отек мозга или легких заработать проще простого или в трещину провалиться с последствиями.

мне чувствуется подвох в вопросе ) но попробую ответить серъезно
наличие разряда значение не имеет. нужны
- опыт восхождений на снежно-ледовую 5К+, например Эльбрус. желательно не один раз, желательно не по классике, а с самого низа ножками и ночевать в палатке. не обязательно именно Эльбрус, просто это самая доступная гора такого класса. Кили, например, недостаточно.
- снежно-ледовый опыт - не нужно крутых стен: хождение по разорванному леднику, страховка/самостраховка и т.п.
- общепоходный/альпинистский опыт, чтобы палатка ставилась, горелка горела и т.д.
- зимний опыт - тоже неплохо бы.
ну и если нет 100% уверенности в гиде/команде - опыт принятия решений: акклиматизация, погода, точка возврата и т.д.

Под вашу характеристику попадает среднестатистический обитатель любого турклуба. С 3-м разрядом по походам и альпинист-значкист (не ну а чо, Эльбрус же 1Б нынче).

Троллите ;)
У гипотетических знакомых небось ни опыта ночевок выше Альпинграда, ни опыта зимних походов. Я б не пустил, но врослые люди почему-то сами решают, куда им ходить.

Грех не потроллить.) А вот знакомые вполне себе реальные. И даже если есть опыт 1-2 зимних походов с печкой по Уралу, много это меняет? Я просто понять хочу, где же у местных обитателей лежит та тонкая грань между "третьеразрядником-чайником" и "третьеразрядником, которому можно на Ленина")

"Летом, если погода солнечная, трещины все открыты. " круто ! а если облака ?
"Группа вышла в 4:30... Было шесть утра, светило солнце, половина пути от лагеря до вершины уже была пройдена. " - Дворниченко с Тополем нервно курят в углу
"Например мне, чтоб подняться на после рассвета с 6500 на вершину, надо было просто взять с собой ледоруб и самостраховку. " - да ладно, там люди бегают с треккинговыми палочками
"Ленин - треккинговая гора." - да вообще не гора
"Баллоны, заряженные бытовым газом, на высоте 6100 практически не горят." - конечно,потому что практически горят на 6900
"Голова на высоте работает плохо! У всех."- да и внизу-то так себе.
.......
Не удержался, сорри.
фотки хорошие ! и если бы остальной текст позиционировался как исключительно исключительное ИМХО, то не вызывал бы желание употребить обсценную лексику после каждого абзаца.

держись, Паша!

Вывод сделан прекрасный - не тренироваться надо больше, а штанов и кошек тащить меньше. Не подумать над тактикой и снарягой, а пытаться грызть замороженный сыр и с интересом обнаруживать, что газ внезапно не горит. Клиенты во всей своей красе, как они есть. Ну хоть гид красава - темп поднял, все отвалились, жизнь удалась, никого никуда вести не надо, уважаю аж)

"штанов и кошек тащить меньше" - это "подумать над ... снарягой", не?

"думать" при таких выводах - это не тот термин.

"Ну хоть гид красава - темп поднял, все отвалились, жизнь удалась, никого никуда вести не надо, уважаю аж)
"

Между прочим, возможно это вовсе не парадоксальный юмор (всмысле не юмор), а адекватный ситуации ход гида конём. Во-первых надо так делать, чтобы больше ("ленивых скотин" зачеркнул) клиентов осталось в живых. Во-вторых, так повышается финансовая эффективность гидов. В итоге кому сильно втемяшилось, взойдут через год/2/10, а кому не сильно - не пойдут больше. Во-вторых, одних это оттолкнёт от коммерческих мероприятий и побудит заняться делом спортивно, а вторых (кто слабо хочет) соотношение уплаченного к полученным эмоциям не впечатлит и они поедут в египты загорать, а гиды, останутся не у дел. Коммерция исчезнет, тогда станет больше спортсменов. А тогда нам больше выбор участников для походов и АМ.

Это не ход конем. Возможно их так инструктируют. При чем только у ЮЕ как я читал гид идет с первым клиентом, а кто не успевает, тот спускается - один! Обычно то с тем, кто "отвалился" спускается либо 2-й (либо 3-й, в зависимости от кол-ва клиентов), а потом и 1-й вместе со всей группой. Поправьте традиции, какие стандарты на такой случай, кто в теме.
Ну и в другой фирме (тоже на Ленина) на начале сковородки знакомый гид в ответ на вопрос - "А что же ты идешь один, где твои клиенты?" , отвечал - "где-то там внизу идут, они хорошо идут")). Ладно еще где-то было, а тут на сковороде с трещинами. И потом еще пару вариантов по отсеиванию клиентов говорил. И вопрос - а кому такие "красавы" нужны то? Да еще и за деньги.

Про аклимуху на 4400: Ехал в канатке летом на Эльбрусе на очередную прогулку с доской и ехали супружеская пара с ребенком. Слово за слово - они первый день вообще "отпуска" - только что с аэропорта и уже в канатке на Гарабаши. Мальчик все время жаловался на головную боль. На вопрос куда собрались? Ответ - на вершину через 3 дня , если погода позволит :) (сразу отвечу - нет они не акклиматизированы).

Так мне кажется дикость какая-то сразу на 3800 заскакивать с нуля. ИМХО

ну это специфика района - заезжаешь (а не заскакиваешь) сразу на 3700.
альтернатива - для начала акклиматизироваться в более низком районе. альпинисты часто едут после Алла-Арчи, или можно пройти походик по Кичик-Алаю например.

3700 на Эльбрусе и на Памире - немного разные вещи.

"Ехал в канатке летом на Эльбрусе на очередную прогулку с доской и ехали супружеская пара с ребенком. Слово за слово - они первый день вообще "отпуска" - только что с аэропорта и уже в канатке на Гарабаши. Мальчик все время жаловался на головную боль. На вопрос куда собрались? Ответ - на вершину через 3 дня , если погода позволит :) (сразу отвечу - нет они не акклиматизированы).
Так мне кажется дикость какая-то сразу на 3800 заскакивать с нуля. ИМХО"

Надо для таких товарищей (особенно с детьми!) носить бумажки со ссылкой http://www.risk.ru/blog/9311 а лучше распечатку самой статьи. Раздавать каждому, не жалеть бумаги для добрых дел.

Да, а заодно при входе в магазин алкогольной продукции раздавать бумажки о вреде алкоголя. Способ проверен надписями на сигаретах.

Бесполезно. Даже внизу, даже при в общем и целом адекватности, даже при довольно долгом личном общении. Пока голову не сдавит и, извиняюсь, блевать не припрёт, не понимают, а потом - "ой, мля...", но уже поздно. Одного такого на Приюте откачивали - после двух суток за рулём въехал на Бочки, здоровья хватило еще до Приюта дошкандыбать. В итоге там он и остался, в смысле выше не смог подняться, погулял под скалами Пастухова день на третий-четвертый после "подвига". А до этого до толчка дойти не мог...

Самостраховка для виа-феррата, а ледоруб ВЦСПС? Если нет, все это весит явно меньше 1 кг.
Ну и еще момент: если дотащить кило веса до ножа показалось тяжелым делом, как было бы дальше? По моим ощущениям, легче 10 кг донести до ножа, чем оттуда налегке сходить на вершину.

Ещё термос, верхонки, рюкзак и фотоаппарат и аптечка ;)

А ещё губная помада! и крем для загара ;)

А мне понравился отчет!Ничего лишнего.Автор получила,что хотела!
60 евро за палатку - конечно жесть! Это же 1/3 новой горной палатки!

но ее же занесли вверх, доставили за 200км и после 1 сезона она будет в лохмотья.

Про лохмотья-согласен,хотя и не был в тех краях. Незнаю какой там климат

Я сколько общаюсь про восхождения на 7 в походе и отдельно - всё какие-то сложности, если не в походе. Причем даже у подготовленных спортсменов. Выводы делать, строго говоря, это не позволяет. Но на 7 первый раз я бы пошел только в походе, после >200 км очень мягкой акклимухи с большими рюкзаками. Не у всех мочи на поход 5-6к.с. есть, правда. Может в этом и дело. И тут кстати будет вопрос автору: сколько бегали для Ленина и какой подробно опыт в прошлом - по походам и восхождениям, по бегу?
Ряд мелочей выдаёт недостаточное вникание в разные вопросы подготовки. Про волшебные таблетки и приступ от них (еще и у всех, именно у всех, да от мельдония, который просто увеличивает ЧСС оказывается) особенно - я бы и в городе так не рисковал. Родителей жалко.

После 200 км даже мягкой аклимухи, да еще и с большими рюкзаками думается у немногих силы на 7к остануться. Если только с хорошим отдыхом внизу в промежутке. Но лучше без фанатизма)

А разве не стандартно сходить на Ленина ближе к концу похода 5-6 к.с.? Сколько рассказывали - все так заходили спокойно. У нас в 5 к.с. там рядом тоже всё гладко прошло. У нас перевалы и вершины были 6000+/-100. Так перевалы ходили и с рюкзаками, и насквозь, а не радиально и не налегке. И ночевки тоже спокойно на высотах под 6.

А зачем эти 200 км перед 7??

Тоже непонятно. Зачем 200 перед, когда можно по 250 после?

А зачем вообще 7? и 200? Можно выехать за город на речку, шашлычок под коньячок - вкусно очень! Или на море, в отель all inclusive.

Не удержался, написал подробнее комментарий к статье и особенно странным выводам автора. Подчеркну, что цель: предотвратить ошибки у народа, а не показать какой я умный или какой автор поверхностный. Итак:
4. Бензин надо брать, а не газ.

Ну и читаем сто раз статью Лебедева: http://www.risk.ru/blog/9311

Хм... Как новичок определит, дано ему или не судьба не набегав хороший непропиваемый уровень? Не, вы не подумайте, что я вас не понял. Я прочитал статью, о беге ни слова, о лишнем много. Вывод? Надо акцентировать на этом моменте внимание хотя бы от моего имени.

Переформулирую ещё. Новичок хочет на гору. В данном случае новичок по части 7000. Если ему неправильно обозначить важные моменты подготовки, то он окажется не готов, у него не получится, решит, что это не его, переключится на увлечение танцами. Так часто бывает, потому туризм и альпинизм испытывают дефицит кадров с определенного уровня сложности. Потому новичков надо правильно настраивать, а не рекомендовать вместо бега мельдоний (офисному клавиатуродаву зачем бег? просто едь на Ленина, закинься мельдонием и взойдёшь без проблем, это ж треккинг (ц) гид), газ вместо бенза (для облегчения), выкинуть пласты для облегчения и оставить ноги на Ленина, и стальные кошки выкинуть, угу.
А всего-то надо готовиться построже. Тогда "твоими" будут и горный туризм, и альпинизм, и высота, и всё остальное.

Тут вот точно много букв, больше чем в статье).
График избыточный, как для подготовки к Эвересту, ну или минимум горным 5-6-кам). Было бы отлично, если б так к выезду готовились, хотя бы наполовину, но не будут же. Здесь мы имеем коммерческого! клиента. Какой Эльбрус, да еще и несколько раз на сезон? На это обычно нет ни времени, ни лишних денег. Хорошо если отпуск 3-4 недели летом дадут.
Про бензин без комментариев)). Хочется - ходите на бензине, только другим советовать не надо. Газ нормально горит где угодно, причем и заправленные баллоны. Если конечно не пытаться зажечь промерзший за ночь в сугробе баллон)). Все знают, где они должны жить).

*...Газ нормально горит где угодно, причем и заправленные баллоны*

Не всегда. Достаточно случаев слышал, когда газ не зажигался. На 5400 под Ленина баллончики лежали в одном пакете, новые зеленые (Китай?) не горели, бело-оранжевые корейские - без проблем. Здесь в одном из постов это обсуждалось. В перезаправленные, как я понимаю, есть риск попадания конденсата, особенно, если при очередных перезаправках не озадачиться его сливом. Мы в основном, в низких горах, пользуемся как раз перезаправленными баллончиками.

"График избыточный"

Лебедеву скажите. Или Юдину. Или Чхетиани. Или Бершову. И если это избыточная подготовка, то что же тогда есть график "круглый год по 3-4 раза в неделю"? Так бегать людям запретить чтоли? Это уже похоже на заговор гидов для ускорения спуска вниз клиентов. Ну типа вместо N-суммы за одну группу за 20 дней получаешь тогда N-сумму за 10 дней. В два раза более финансово эффективный гид получается.

"но не будут же"

А это что? Раз "не будут же", то надо в публичных статьях рекомендацию бегать заменять рекомендацией пить мельдоний? Если кто не понял, в статье по сути невзошедший рекомендует всем как не взойти. А туризму-альпинизму в секциях по сложившейся традиции (почему, кстати, а?) учат те, кто взошли. Кого слушать - каждый выбирает сам.

"Какой Эльбрус, да еще и несколько раз"
1-2 - это, например, 1 раз в майские праздники. С чувством с толком, с расстановкой.

"Газ нормально горит где угодно"

Может оно и так, но есть немало очень серьёзных товарищей, которые в свои очень серьёзные горные походы или АМ берут только бенз принципиально. И они взошли, а потом ещё много раз взошли. Вот ведь что...

На Эльбрус сходили за две недели до Ленина, газ лежал в спальнике. Ну, не сложилось. Бывает.
PS: Бегать надо, никто не спорит. Но иногда лень.

Много верного, много того, с чем не соглашусь, но Елена смогла сделать анализ и получила недурной высотный опыт. В следующий раз уже зайдёт.

С цветом переборщили. Без редакции фото были бы естественнее.

Фотокамера и человеческий глаз изначально видят картинку по-разному. К тому же у разных людей немного разное восприятие цвета, но, как правило, более чувствительны мы к желто-зеленой части спектра, а камера более чувствительна к сине-фиолетовому диапазону. Поэтому и разные картинки - того, что мы видим, и того, что видит камера.
А в горах преобладает именно сине-фиолетовая часть спектра, и даже ультра-фиолетовая, которую приходится отсекать специальными UV фильтрами.
На Монблане я снимала с поляризатором - от него эффект ещё сильнее, чем от UV. Там небо вообще черное местами получалось, особенно на вершине. И это не фотошоп - а использование фильтра при съемке.
Ещё влияет на цветопередачу обилие снега. Экспонометр камеры автоматически занижает выдержку, считая цвет снега средне-серым (изначально средне-серый (или ключ) это яркость человеческого лица). Поэтому фото на аппараты с автоматическими экспонометрами на ярко-белом снегу часто получаются темными и блеклыми. Если все параметры при съемке учтены - кадр изначально выглядит ярче и контрастней. Примерно, как глазами через очки с поляризационным фильтром (какие у меня и были).
Фото были сделаны в RAW-формат, обработаны в Lr.
А цвет яркий нынче любят. Посмотрите фото в NG, например - фотографии в стиле FineArt все яркие и местами даже нереально-яркие. Когда совсем уж гипертрофированный цвет, мне не нравится, а немного яркость цвета увеличить - хорошо ;)
По сути, я просто вычла атмосферную дымку.

Посмотрите фотки в соседней теме: Голубое озеро_ Алтай_2016_сентябрь_фотоотчёт (много фото). Там фотограф тоже работал со цветом, но умеренно.
Редакция снимка не должна быть видимой, а тем более бросаться в глаза, как у Вас. Это, конечно, всего лишь мое личное мнение и дружеский совет.

Участвуя в нескольких высотных альп. мероприятиях (сборах) , всегда забивались запасные дни для возможности повторной , а иной раз и третьей попытки восхождения на вершину . Да и темп каждый подбирал по себе , тем более что участники подгрупп выходящих на штурм создавались заведомо по физическим и психологическим( схоженность) факторам , во время предварительных сборов , которые устраивались для акклиматизации и карьерного роста альпиниста ( закрытия клеточек и руководств) . Восхождения были практически сто процентные ( огромная благодарность организаторам и руководителям клубов ) Жалко клиентов , которых дурят ( похоже что по отработанным схемам ) "опытные" гиды и организаторы этих действ . Тем более сейчас , когда всё так дорого :((( Но зато они есть ... и это тоже хорошо , хоть как то поддерживать и развивать альпинизм . Ведь если человек втянется в это дело , познакомится с нужными людьми ... и вот урааааа .. в нашем полку прибыло ! Я почему то думаю , что эта девочка обязательно взошла бы на вершину . Спасибо за фотографии ... нахлынули воспоминания :)

Была там неделя на вторую попытку. Погоды уже не было.

да конечно , спасибо . Я читал пост :) и график тоже в комментах смотрел . Птичку жалко ;)

" Жалко клиентов , которых дурят ("

"Я почему то думаю , что эта девочка обязательно взошла бы на вершину"

В походе взошла бы не напрягаясь.

... Так потребности клиента удовлетворять не не обязательно, а не нужно, точнее нужно не удовлетворять. (с) "Маркетинг в стиле танк"....
Это очевидно . Сейчас как раз ломают копья в теме Михаила Ситника " Учебный альпинизм: состояние и перспективы. "

Про маркетинг в стиле танк - видел вчера на ютюбе ролик, где про эту хрень рассказывали на примере "заговора" производителей компьютерного железа. А с гидами так вобще поле чудес.

"за окошком дождь и град, это гид их виноват!"
уровень комментаторов и топикстартера выравнялся: закономерный результат чисто умозрительных рассуждений . автор статьи даже по грамотней вещает: какой-никакой,а опыт есть.

В комментариях к посту Ситника ещё смешнее: "Гид - какашка, а вот инструктор - голова!". Мне вот интересно: люди правда не в курсе, что гиды и инструкторы - одни и те же люди, как правило?

Если в кране нет воды, значит выпили гидыыы

Уважаемый med, вот давайте только не будем на гидов баллоны катить. Я не в защиту гидов, они тоже разные бывают. А своя голова людям зачем? Если бафф носить, то вопросов нет, а если хоть иногда задумываться, то, собираясь на 7000 метров, особенно первый раз, нужно "домашнюю работу" сделать? Хотя бы риск почитать. Фирму, через которую собрался ехать, "пробить". График акклиматизации посмотреть. Со старшими коллегами посоветоваться, они точно должны быть, если Ленин не первая гора, конечно же. Фамилию гида, с которым пойдешь, узнать и "пробить". И только потом договор подмахивать и деньги платить.

Я к тому, что планирование чего бы то ни было - это обязательная вещь. Все договоренности всегда "на берегу". Всегда обо всем можно договориться. Я лично так и делаю, и потом на горе гиду вопросов не задаю.

Пример: Маттерхорн. Разговор с гидом в Церматте!!! У нас стандарт 4 часа (300 метров в час). Знаю, что точно не смогу, поскольку был опыт. Могу 250, то есть 5 часов. Давай, только точно не больше. Развернемся. Договорились? Договорились. И пошли молча.

чего за гид такой?

Ещё несколько фоток красивых )
20150816_125443
20150809_153300

Elena Kaliberda , красотища ... особенно ночное небо . Помню как на Раздельной ( ночью ) только звёздным светом с небосвода и грелся :D ... замёрз как собака :)

Фото (все)-зачетные! Уже сходили недаром!

коллеги!
у кого есть опыт восхождения на Пик Ленина, поделитесь информацией по спальнику, пожалуйста!
пух или синтетика? какая реальная температура ночевок была в Вашем опыте на разных высотах?
какие проблемы были со спальниками? промокали? сушили?

сейчас как-раз выбираю спальник на Ленина и не могу точно для себя решить какой взять.

заранее спасибо.

В идеале два надо: внизу лёгкий на 0... +5 (всё равно, какой), наверх на -20... -30. Тёплый спальник, естественно, пуховый. Синтетический будет очень тяжёлым и объёмным. Сырость же там будет разве что от конденсата. У нас были спальники Баск Каракорам. По EN у них рейтинг -21, кажется, по набивке где-то на -30 реально. Хороший спальник, в общем. Холодно в них точно не было. При этом довольно лёгкий и хорошо уминается в компрессионнике. Компрессионник, правда, надо покупать отдельно, Sea to Summit в Спортмарафоне, например. Родной тяжёлый и "некомпрессионный" какой-то, но это с любыми спальниками так.
Из российских есть аналогичный Сивера Шишига -22 - чуть дороже и чуть легче, но его почему-то никогда не бывает в наличии :/ Ред Фокс тоже что-то выпускает, но у них такой кривой сайт, что мне лень вникать.
Иностранные аналоги дороже почти вдвое. Самый вменяемый по цене (и вообще очень неплохой спальник) - The North Face Inferno -20.

я вчера как-раз Сиверовские спальник смотрела - Шишига -20, Шишига -40, и Иночь -18.
психологически реально кажется, что Иночь (синтетака) как буд-то надежнее... типа в одеяле находишся, а пух - как буд-то слишком легкий и невесомый ...

TNF Aleutian -20 (на -29 по Цельсию) тоже неплох, хотя и большой/тяжелый ибо синтетика.
Зато стоит не как космос.

Использовал синтетику, т.к. предпочитаю "всегда работающий спальник" и срезать вес на чем-то другом, чем получить утром мокрый пуховый спальник и перспективу сушить его половину дня или и того хуже мерзнуть в мокром.
Оффтоп - тот же подход к штанам на Ленина - лучше синтетика, а верх - пух

На Ленина ходил с пуховым (от московской конторы), вес пуха - 1200 гр. Потом надоело ходить в перьях, взял синтетику, чтобы не тяжелее прежнего было. Взял Rock empire Arktida http://rockempire.ru/catalog/sport/camping_trekking/camping/arktida/ - 1,7 кг, до -28. И цена хорошая, и параметры. Пока нормально. Для Ленина с запасом хватит. Что-то в конструкции я б конечно поменял, но тут уж кому что надо.
Два спальника - это смотря для каких условий. Если только для Ленина - завести наверх на машине и лошадями в Л1. Для автономных вариантов - лишний вес. Да и под Ленина в аэропорту перевес может быть, особенно с таким подходом то).

Та скажите свои массо-габаритные характеристики.

163 рост, 66 вес, мерзлявая)

промокнуть там можно только вылив в спальник котелок.
Берите пух комфортом на -20, даже в базе бывает очень холодно.

Зависит от палатки, бывает в Л2 на 5400 конденсат как дождик утром )

Говорят, 1,5 года назад на Раздельной дождь шёл. Аномалии погоды. Сам не видел, но в тот же год в БЛ дождь при мне шёл ежедневно и по два раза в день. А в Л1 -- мокрый снег.