Катаракта. Анатомия приключения
Первая моя более-менее крупная ледолазная поездка в горы состоялась в 2011 году. Тогда я со своими друзьями поехал в Северную Осетию, в Дигорское ущелье. Мы жили в лагере "Таймази", облазывали ближайшие сосульки, а в дни отдыха гуляли по окрестностям.
И вот, в один из дней отдыха, мы пошли погулять вверх по ущелью. И тогда я увидел на склоне ущелья это голубое безумие. Каскад выглядел очень красиво, притягивал взгляд и вызывал желание. Желание взять и залезть.
Катаракта, февраль 2011 года
На тот момент мой ледолазный уровень не позволял ввязываться в подобные приключения. Но узелочек на память я завязал. Начал интересоваться, наводить справки. Удалось найти информацию о двух прохождениях:
Катаракта 2000 год
Катаракта 2008 год. Кризис отношений
Не удивлюсь, если были еще прохождения, уж больно красивый и привлекательный массив. Но вполне может быть, что эта Катаракта - как Неуловимый Джо, интересна весьма ограниченному кругу людей.
Однако у всей этой красоты и привлекательности была обратная сторона медали. Лавинная опасность. Подход под сосульку - крутой снежный кулуар. И над этим массивом - огромная мульда, в которой может скапливаться снег и стрелять вниз прямо по ледопаду.
Мысли об этом каскаде прочно засели в моей голове. Cataracts in my mind. Начала складываться стратегия. Было ясно, что нужно ловить момент, приезжать и шустро проскакивать, "пока не началось".
Но для этого момента многое должно было сложиться: свободное время, свободный напарник, состояние льда, чтобы сосулька была гарантировано замерзшей, ну и конечно, безопасная лавинная обстановка.
И вот, осенью этого года я понимаю, что в конце декабря у меня может нарисоваться несколько свободных дней.
Раннее и очень холодное начало зимы давало хорошие шансы на то, что водопад замерзнет в достаточной для прохождения степени.
Я связался со своим товарищем, и предложил ему идею приключения. Он эту идею с большим удовольствием поддержал.
Оставался вопрос с лавинной обстановкой. Я периодически интересовался у Сергея Егорина, знакомого спасателя из Владикавказа, количеством выпавшего в Осетии снега. В начале декабря моя Фейсбучная лента запестрила фотографиями друзей-горнолыжников-сноубордистов. Все они радовались неожиданному раннему снегу. Однако мне это никакой радости не доставляло. Я понимал, что все это может положить крест на планируемой мной афере.
Ближе к делу, уже во второй половине декабря я очередной раз связался с Егориным. От него узнал, что последние 2 недели особых осадков не было, а выпавший ранее снег уже осел и стабилизировался.
Радовало и то, что температура все это время была стабильной, без резких перепадов. То есть не было предпосылок для образования снежных досок и глубинной изморози. Это вселило надежду.
Перед поездкой я решил связаться с ещё одним моим знакомым, знатоком района, чтобы проконсультироваться. Знакомый очень удивился моему звонку. Сказал, что по льду последний раз лазал как раз со мной, в феврале 2013 году, в Мидаграбине. Что после того раза его закрутили разные дела-заботы. И что основная проблема - даже не то, что некогда, а то, что не с кем. И после этого всего он неожиданно попросил: "А возьмите меня с собой?". Причин для отказа не было абсолютно никаких.
Хм, похоже у меня на руках все кусочки паззла. Даже с бонусом! Надо собирать!
И вот мы стартуем. Прогноз благоприятный, настроение боевое. Приезжаем в район. Дорога оказывается прочищенной до новой гостиницы, почти рядом с лагерем. В этот раз мы не планировали нигде останавливаться. Выгрузились, надели снегоступы и потопали. Снегоступы оказались очень в тему. Снег пушистый, лыжные палки проваливаются глубоко, а ноги в снегоступах - не очень.
Увязалась за нами местная собачонка. Все ждали, когда отстанет, ан нет - топает по нашей колее, в местах, где было подобие наста - бежит вперёд.
Наконец, за очередным поворотом, показалась она - Сосулька. Расчёт на раннее начало зимы оказался верным. Состояние отличное, все также стоит и все также манит.
Свернули с дороги, поставили лагерь рядом с речкой. Решили не переправляться и не подходить максимально близко по склону, лучше завтра с утра потопчем снег, как раз и согреемся пока дойдем до льда.
Палаточка, ужин, сто грамм, разговоры... В принципе, уже можно и не лезть никуда, эмоции от общения уже получены, горным воздухом подышали, красоты зимних гор осмотрены. Ха-ха. Шутка. Завтра рубилово!
Спать легли рано. Ночь в дороге, подход по пухляку, завтрашний ранний подъём - надо восстановиться. Лежим, вдруг слышим, как по палатке начинает шуршать снег. Чёрт, неужели все коту под хвост? У меня были свежи воспоминания, как я пару лет назад заехал на своей японской малолитражке до "Ростсельмаша" и поднялся в лагерь "Таймази". Потом начал идти снег, шёл, не прекращаясь, больше суток. Дорогу между "Ростсельмашем" и лагерем перекрыло огромной лавиной. И выезжал я из ущелья на буксире за ШевиНивой.
База "Ростсельмаш", январь 2015 го.
Сейчас такого быть не должно, мы же смотрели прогноз... Ладно, что гадать, утро вечера мудренее.
Будильник в 5 часов был услышан, но некоторые из участников понадеялись, что контингент будет не спортивен и не достаточно мотивирован, чтобы вставать вылезать на мороз. Меня же в первую очередь интересовало количество выпавшего снега. Фигня. Всего 3 сантиметра нападало. И небо ясное, звезды на горном небе рассыпаны очень щедро. Начали вставать.
Предполагали, что увязавшаяся за нами подружка человека ночью поймет, что с нами ей ловить нечего, и убежит домой. Нет, вылезла из под камушка, где коротала морозную ночь, и виляет хвостом. Пришлось предложить ей завтрак из недоеденного вчера ужина.
Собрались, потопали. Перешли реку. Собака не отстает, гребет с нами вместе по пухляку. Снега хватает, чтобы упахаться, но не похоже, чтобы он собирался съехать вместе с нами. Все равно, пока есть возможность, поднимаемся по лесу, а выше начинаем прижиматься к скалам.
Грести к началу льда пришлось часа 2,5. Знаток района с большим перерывом в ледолазании просит пролезть первым первую веревку. В принципе, выглядит несложно, соглашаюсь. Начинает работать - да, конечно, мастерство не пропьешь, лезет уверенно и четко.
Отрываемся и мы, оставляем собаку на хозяйстве, сторожить наши рюкзаки.
После первой веревки-ступени снежная полка, после которой водопад разделяется на несколько веток.
Предыдущие 2 известные нам прохождения были пройдены слева и справа соответственно. Я еще с вечера решил, что полезем там где поцентральнее и повертикальнее. Тем более, что выглядит очень монолитно, надежно и вполне по силам.
Катаракта. Декабрь 2016 года. Линия, пройденная командой
В какой-то момент ребята делятся впечатлениями о клипе из Камеди клаба (внимание! ненормативная лексика!). И дальнейшее восхождение происходило под девизом куплета песни из этого клипа. Любая попытка выразить свое недовольство могла быть встречена соответствующим комментарием. Поэтому оставалось только сжать зубы, рубиться, мочить (без -ся) и терпеть холод. Причем всем участникам приключения.
Вторую ступень удалось пролезть в одну веревку. Для этого пришлось размотать все 60 метров своих половинок, закрутить почти все буры (в итоге оставался один незакрученный), в одном месте очень долго висеть, в попытках закрутить тупой бур, ну и неоднократно напоминать самому себе припев из вышеупомянутой песни. В конце концов борьба была завершена вылазом на полочку с небольшим деревом. Отлично, можно быстро встать на "сам" и спокойно раскапывать снег, чтобы докопаться до льда для надежной станции.
Дальше опять подлаз до следующей ступени. Она уже выглядит поположе и покороче предыдущей. Ее уже пролезаю поспокойнее. Вылезаю на очередную полку. "Веревки 30!" - доносится снизу. Так, должно хватить до перегиба, на плато. Лезу, льда что-то становится меньше, за перегиб вылезаю уже по снегу. Я, конечно, молодец. Но как я буду делать станцию? Чуть дальше вижу кустик, гребу к нему, вот, остается метров 6. "Веревка вся!!!". Таак... Подойти скорее всего ребятам не вариант. Закапываю тяпки в снег, буквой Т, как учили. Цепляю длинную петлю, выношу подальше от станции. пытаюсь нагрузить. Вроде держит.
Начинаю принимать, выбираю товарища до предыдущей полки. Кричу, что дальше им лезть не надо. Он делает промежуточную станцию и выбирает третьего.
Сам в это время догребаю до кустика. Пытаюсь понять: выдержит или нет. Лазаньем спускаться не хочется. Как-то стрёмно я там вылезал. Очень нежно нагружаю веревку своим бренным телом. Поехали, даже побояться нормально не удается. Съезжаю до ребят.
В принципе, дальше без лирики. Съезжаем в 4 с небольшим веревки до низа. Там нас уже ждет группа поддержки в лице собаки, уютно устроившейся на рюкзаке.
Выдернули последнюю дюльферную веревку, начало смеркаться. Уже не страшно, спустимся по своим следам, заблудиться тяжело.
Палаточка, ужин, сто грамм, разговоры... Я, кажется, повторяюсь? Нет, ощущения совсем другие. Масштаб свершенного, конечно не ахти какой, но этого вполне достаточно, чтобы получить определенную дозу серотонина. И этой дозы должно хватить. На некоторое время.
О том, что лед заканчивается мульдой, забитой снегом, знали снизу. В таких случаях с собой берется лопата, либо снежный якорь любой модификации, и перед крайней веревкой торжественно вручается первому, желательно с матами и прибаутками. Тогда с верхней станцией проблем не будет. А, в целом, классное мероприятие!
Собаченька вас дождалась?