История о том, как мы снимали «Скалолазный фото календарь»
В начале года тут появился анонс проекта скалолазного фото календаря. Вот на дворе уже декабрь, и календарь отпечатан, разошелся по скалодромам, а я же пока расскажу о том, как проект воплощался в жизнь, как мы снимали календарь.
Заварите чашечку чая с имбирём, устраивайтесь поудобнее, будет много слов и картинок...
К 2014 году я реализовал проект велосипедного календаря, над которым работал тогда два года. Календарь висел на некоторых скалодромах, и многие скалолазные друзья, кто в шутку, а кто всерьёз, спрашивали, когда ждать календарь со скалолазами.
Желание сделать скалолазный фото календарь появилось почти сразу, но для него нужно было созреть. Нельзя штамповать идеи, как на конвейере! Тогда они становятся ненастоящими. Нужно вкладывать в них душу, только в этом случае получается хороший результат, который не стыдно показать.
Прошло пару лет, и я созрел, чтобы взяться за календарь. Да, надо сказать, что это ещё финансово довольно затратное мероприятие. Не говоря о работе и подготовке, нужно отдать приличную сумму денег в типографию за печать, и мооожет быть оно окупится. Да и то не факт. Велосипедный календарь вот не окупился.
Так вот, чтобы начать снимать календарь, нужна была идея, какой-то стержень, который объединил бы все фотографии. В велосипедном календаре одна из идей была – перенести типичные для гонок кадры в пейзажи исторического центра Петербурга. Понятно, что для скалолазания такая идея не годилась. Конечно, можно было бы договориться с собственниками зданий и снять скалолазов, лазающих по фасадам. Но это смотрелось бы довольно странно, и многие, думаю, сочли бы это за вандализм.
В итоге я остановился на довольно простой и банальной идее – сделать красивые кадры со спортсменами на скалах Ленинградской области и республики Карелия: в парке Монрепо, на «Сталкере», в Пальцево, на «Змеиных скалах», в природно-этнографическом парке Лиетлахти, на Треугольном озере, но при этом сохранить сезонность в фотографиях! То есть одним из стержней стало само понятие «календарь» – месяцы, смена времён года. Каждый кадр должен был нести настроение своего времени года: снега и сугробы зимой, талый снег, первая листва весной, зелень, жара, тёплые ночи летом, желтые листья и хмурое небо осенью.
Ещё летом 2015 года во время выездов на скалы я стал присматривать разные ракурсы и места для съёмки, листал гайдбуки, пересматривал уже отснятые фотографии. Велосипедный календарь было, конечно, проще готовить – тогда я садился на велосипед и колесил по центру города в поисках подходящих локаций. Скататься за 200-300 километров на скалы, чтобы просто придумать кадр, уже сложнее. Поэтому приходилось использовать каждую поездку не только для лазания и съёмок, но и для планирования следующих кадров.
Чтобы календарь был готов к концу года, желательно сдать его в печать до начала ноября. Чем ближе к новому году, тем больше загруженность в типографии и выше стоимость. Чтобы сдать календарь в печать к ноябрю, нужно начать его снимать не позднее ноября. А лучше раньше!
Пора начинать!
Я составил список потенциально-возможных трасс и ракурсов, постарался их распределить по сезонам и временам года, написал ребятам с предложением поучаствовать в проекте. И вот 24 октября 2015 года мы поехали с Димой Пановым в Соролу на «Змеиные скалы» снимать первые кадры.
У меня остался в памяти кадр из гайдбука, где рядом со стеной стояла берёза с ярко-желтой листвой. Хотелось снять что-то похожее, только сверху. Но к тому моменту «золотую осень» я уже упустил, пришлось снимать хмурые серые кадры, а цветные листья ловить следующей осенью в 2016 году.
Погода была как раз подходящая – пасмурно, то и дело моросил мелкий дождь. К счастью мы планировали снимать на нависающих карнизах, которые довольно долго остаются сухими. Но по щелям всё-равно начинает течь.
Скинув сверху верёвки, я завесился на стене. Сперва размялись на трассе Yellow Road (7c). Дима размялся лазанием, а я размялся пристрелкой. Там у меня был ракурс, который я приметил ещё на фестивале RedFox Karelian Rocks. Вообще практически всегда за выезд я старался делать несколько разных кадров, чтобы потом был выбор. Понятно, что два кадра с одним человеком с одного массива в одно и тоже время года рядом в календаре не поставишь. Но лучше снять больше кадров, чтобы потом выбрать, чем не снять кадр и кусать локти.
После Yellow Road мы переместились на «Чешский чай» (8а). Собственно, там и планировался основной кадр где-то на ключе под карнизом. После первой попытки, сменив объектив с широкоугольного на средний фокус, я попросил Димаса ещё раз слазать. Получилось выцепить объективом несколько неплохих кадров в нижней части трассы. Как ни странно, просматривая потом фотографии на компьютере, я отобрал для календаря именно один из этих снимков! Вроде бы и ключ был дальше, и планировали основную точку съёмки выше, случайный кадр, порой, оказывается лучше многих задуманных!
Начало съёмки календаря было положено!
Болотные страсти
Как и в велосипедном календаре, решил делать по два кадра на каждый месяц – чтобы вместить больше фотографий и больше людей. Проблема была с зимой. Как ни крути, а снять достаточно полноценных скалолазных кадров зимой – сложно. Да что там снять, и до скал-то не везде можно доехать. Поэтому на ноябрь, декабрь, январь и февраль было решено делать по одной фотографии. Проще всего снять зимой боулдеринг – не надо завешиваться, не надо высоко лезть. Подвис на камне – вот и кадр готов.
Чтобы не перенасытить календарь одним лишь боулдерингом, на ноябрь был запланирован хмурый кадр с верёвкой в Пальцево. Пальцевский лес очень хорошо подходит для таких картинок. Там уж точно не жаркий летний день снимать! Я давно не был в Пальцево, и за несколько дней до съёмок решил съездить туда, чтобы присмотреть ракурсы и подумать над идеей. Приехав на место, я отправился бродить вдоль массива, вооружившись гайдбуком, камерой и резиновыми сапогами. Присмотрев несколько трасс, сделал пробные снимки с разных сторон. Попытался даже найти интересный осенний ракурс с отражением в луже, которых среди деревьев у подножия массива было предостаточно, но с отражением ничего дельного не получилось. Сделав все необходимые кадры, я пошел в сторону машины. Впереди оказалась очередная лужа.
«А что мне её обходить, я же в резиновых сапогах», – подумал я и смело зашагал вперёд. Делаю два шага, и вдруг я стою уже по пояс в этой луже! Первая мысль – спасать камеру. К счастью, фотоаппарат был в руке, а не висел на плече, иначе он бы точно намок. Дотягиваюсь до земли у края лужи, кладу туда камеру. Пытаюсь выйти вперёд, но вперёд не удаётся. Зато удаётся выбраться назад. Всё ещё пребывая в лёгком шоке от произошедшего, обхожу лужу, забираю фотоаппарат и бегу к машине. Первым делом открываю её и завожу – ура, брелок не промок. Потом уже понимаю, что в карманах штанов лежит ещё телефон, планшет и гайдбук. Конечно же, всё на сквозь мокрое.
К счастью, после Пальцево я собирался на тренировку, и у меня оказалось с собой полотенце и вся сменная одежда. Снимаю резиновые сапоги, выливая из каждого по литру болотной жижи. Стою по пояс мокрый, но почему-то смешно от всех этих приключений! Не каждые резиновые сапоги могут пройти не через каждую лужу!
Телефон и гайдбук удалось просушить, а вот планшет не ожил, пришлось менять.
https://www.instagram.com/p/-rsCKvCb65/
Через несколько дней мы отправились в Пальцево на съёмки. Серёже Скородумову предстояло лезть по мокрой щели «Торреро» (8а+). Большую часть он, кстати, пролез. Хотелось добавить кадру немного осеннего тумана. Ждать туман пришлось бы долго, поэтому мы добавили спецэффектов. Я приготовил дымовую шашку и разделил её на несколько частей, чтобы дым – он же туман – шел более объёмно из нескольких точек. Мы выставили кадр, проверили свет, Сергей долез до нужного места и приготовился. Дыма хватало секунд на 20, поэтому снимать нужно было быстро и без лишних дублей. Итак, всё готово! Зажигаю шашку газовым резаком, бегу на точку, дым как раз разгорается. Ждём несколько секунд, пока ветер более равномерно распределит дым. Несколько кадров – готово!
Ох, мороз, мороз!
Начало зимы выдалось в Петербурге достаточно бесснежным. Как только я вернулся с новогодних каникул, стал торопиться со съёмкой, чтобы не упустить зимние кадры, как я упустил золотую осень. Начали с декабря. Последний финальный кадр календаря хотелось сделать особенным, с новогодней атмосферой. Как-никак это же декабрь!
Добавить праздничной атмосферы должна была, по задумке, новогодняя гирлянда! Электричества в лесу, обычно, не бывает, поэтому для гирлянды ещё был нужен бензиновый генератор. У друга был удобный компактный «киловаттник». Как на зло, в этот момент от отвёз генератор на дачу в Карелию, но предложил в замен взять другой генератор чуть побольше. «Чуть побольше» оказался махиной на 3 кВт, который одному тяжело поставить в багажник машины!
Взяв с собой несколько гирлянд из дома и из «Луча», аккумуляторные прожекторы и пару крешпадов, мы с Юрой Костиным поехали на боулдер «Красный холм», что недалеко от Пальцево.
Идти от машины до камня нужно было всего метров сто, но тащить генератор через сугробы было очень тяжело. Тут бы санки пригодились!
Гирлянда в тёмном зимнем лесу выглядит действительно волшебно и создаёт какую-то уютную праздничную атмосферу!
Пока я возился со светом, Юра активно согревался, кидая лопатой снег. Было действительно холодно! После каждого дубля-попытки Юра отогревал замёрзшие руки и ноги. Аккумуляторные прожекторы постоянно садились, так что мы стали их использовать просто для подсветки площадки. В какой-то момент я решил сварить кофе, и обратил внимание, что горелка еле горит, хотя балон был почти полный. И вообще, сняв перчатки, почти сразу же хотелось надеть их назад.
Сама съёмка заняла меньше часа. Когда же мы вернулись обратно и завели машину, термометр показал –24 ºС! Вот почему так холодно! Пожалуй, это была съёмка в самых тяжелых условиях из всех всего проекта!
А снег идёт
Мест, где можно снять зимний боулдеринг, оказалось не так много. Чтобы все кадры не были со «Сталкера», заглавную фотографию на январский разворот решили сделать в Монрепо. Довольно олд-скульное место, куда сейчас спортсмены-скалолазы практически не ездят.
К счастью, зима не оправдала моих опасений и подарила ещё много снежных дней. Погода оказалась самая идеальная для зимнего лазания – шел лёгкий пушистый снег, а температура была чуть ниже нуля. Не слякоть, но и не холодно. Берёшься за скалу, и даже не возникает желания тут же отдёрнуть от неё руки. Можно держать и жать зацепки.
Приехав на место, мы с Никитой Пановым очень обрадовались тому, что нужная стенка как раз была сухой и чистой, в то время как весь массив вокруг был покрыт то снегом, то льдом.
Для фото мы выбрали простую, но классическую для Монрепо линию по горизонтальной трещине. Я подсветил скалу вспышкой через отражатель. Стенка прямо заиграла тёплым желтым светом. Сделали несколько кадров. Всё получалось хорошо, но как-то просто, без изюминки. Хотелось добавить чего-то необычного, ведь это первый разворот календаря!
В какой-то момент я заметил небольшую расщелину между камнями рядом с местом, где лежал рюкзак. Достал фишай и полез туда.
https://www.instagram.com/p/BEmB3huib45/
Да, это оно! Грани камней с нависшими по краям снежными шапками будто обрамляли основную картинку.
Весне дорогу!
Но вот, пришел март и настала пора снимать весенние кадры! Из боулдеринга был запланирован кадр на «Сталкере». По-моему, это самый весенний район в окрестностях Петербурга. Снежные шапки на камнях быстро таят, и, когда вокруг ещё лежат сугробы, тут уже можно лазать. Именно здесь многие открывают по весне скальный сезон. А летом большинство скалолазов наоборот проезжает мимо этого района к более интересным местам. Удобнее всего пробираться к камням ранней весной, когда наст ещё крепкий и ноги не проваливаются в снег. Можно даже скатиться с горки на креш-паде.
Раз это весна, значит, на весенней фотографии должна быть девушка. Аня Заикина согласилась немножко поморозить пальцы. Как обычно, я запланировал несколько кадров, чтобы выбрать потом более интересный. Мы начали с «Птеродактиля». Старт трассы оказался холодным и скользким, а до нормальных ручек снизу было не достать. Аня вставала мне на плечи, дотягивалась до нормальных сухих зацепок и начинала лезть, а я бежал на точку к фотоаппарату и снимал. Сделали несколько кадров. Вроде бы красивые, но всё-равно не то, нет солнца, нет весеннего настроения.
Пошли на другую трассу, на классику Сталкера – Stand up and Fight (7A). Погода стала меняться, с неба повалили редкие, но крупные хлопья снега. Прекрасно! Приехали снимать весну, а сейчас тут вообще сугробов насыпет! Снег действительно чуть-чуть присыпал одну из плоскостей камня, подчеркнув его рельеф и неровность. Сделали несколько кадров. Опять – красиво, но без огонька. Уже сложив вещи и собираясь уходить, сели под камень, чтобы сварить на дорожку кофе.
Но вот проходит минут 15, и погода снова меняется. Снег прекращается, облака начинает разгонять, появляется голубое небо и солнце! Это же то, что надо! Срочно раскладываем маты, расчехляем технику и начинаем снимать! Получилось именно то, что я хотел! На земле ещё лежит снег, но уже чувствуется тепло мягкого низкого весеннего солнца. Тот внезапный снегопад очень красиво зафактурил камень! Сквозь дымку проглядывает ясное небо, зелень деревьев начинает играть. Сразу видно – весна!
Через неделю после «Сталкера» мы решили пробраться до Треугольного озера, чтобы снять несколько кадров с трудности на основном массиве. Экспедиция в составе Лёши Целищева, Димы Панова, Наташи Хмезюк, кошки Сибы и спортивного фотографа выдвинулась в путь.
Получилось довольно легко пробраться до «лесовозного разворота». Можно было попробовать проехать и до самого Треугольного (тем более, что потом мы там увидели машины рыбаков), но рисковать не стали, а прогулялись пешком.
Погода нам попалась прекрасная. Не очень холодно, даже солнце порой выглядывало. Озеро было ещё во льду, боулдеринги под основным массивом – в снегу или в ручьях, а вот сам основной, как мы и предполагали, был уже чистый и достаточно сухой.
Если по основной стене ещё текли какие-то ручьи с верхних снежных шапок, то, например, «Игра с огнём» и Iron Maiden были практически сухие, тк сверху снега уже не осталось.
Лёша с Димой «размялись» на «Игре с огнём». Получился, кстати, очень красивый кадр. Но этот ракурс у меня был запланирован на «Катарсис», и основной целью была всё-таки Iron Maiden.
Потом перешли на Iron Maiden. Мне очень понравился ракурс снизу. С такого угла солнце очень интересно подчеркивало грань, по которой идёт трасса «Малыш и Карлсон», в то время как другая плоскость скалы с «Бодрой коровой» оставалась с тени.
Но этот кадр получался менее снежным, а нужна была фотография на самое начало весны, где ещё лежит снег в кадре.
В итоге я остановился на верхней перспективе с видом на развал камней внизу. Со второй попытки Лёша залез трассу. Как потом посчитали – это был его 21-й пролаз Iron Maiden! Вечером дома я увидел в гайдбуке по скалам Карельского перешейка практически такую же фотографию Лёши на этой же трассе, сделанную несколько лет назад Айгуль Лотфуллиной. Получилось действительно классическое авторское прохождение классической трассы!
Видео-анонс
Когда уже скопилось немного рабочего материала, можно было анонсировать проект. До этого я просил всех участников держать идею в тайне, чтобы презентовать календарь уже целиком. За время съёмок у меня собралось немного видео материала, который я пытался параллельно снимать на гоупро. Из этого и получился видео-анонс. Многие моменты, о которых я рассказывал выше, можно там увидеть.
Джунгли зовут
Когда снег совсем растаял и стало тепло, появилась возможность полноценно выезжать на скалы и выбирать из большего числа маршрутов. Ещё один типично-весенний кадр, который сидел у меня в голове, это «классика Лиетлахти» – трасса «Сельва». Классика, потому что она очень популярна среди скалолазов – находится рядом с домом, далеко идти не надо, трасса интересная, и кто-то приходит сюда поднимать категорию, а кто-то пролезает на разминку по пути к дальним секторам.
Многие боулдеринги Треугольного озера и Лиетлахти выглядят круглый год (кроме, конечно же, зимы) совершенно одинаково – вечнозелёные ёлки, мох и камни. Как тут подчеркнуть в кадре определённое время года? А вот с «Сельвой» всё иначе. Вдоль каменной стены растёт густой кустарник и молодые деревья. Летом всё вокруг закрывает листва, превращая этот уголок в настоящие джунгли, или сельву. А весной, пока ещё зелень не пробилась, сельва выглядит воздушной сквозь голые стволы деревьев. Сразу чувствуется атмосфера весны – уже тепло, птицы поют, лето приближается…
По «Сельве» лазал Юра Шамардин. Мы сделали несколько дублей, и решили подождать, пока солнце появится из-за облака. Солнце вышло, добавило ярких красок, и мы продолжили снимать. Меня всё что-то не устраивало. То где-то нога за стволом дерева спрячется, то лица из-за плеча не видно, то тень не там. Я просил Юру слазать ещё раз, и ещё раз, и потом ещё разок. Юра спокойно лез. В общей сложности мы сделали не меньше 12 дублей, а то и больше. Двенадцать пролазов 7В – хорошая тренировка, не правда ли?! Но самое смешное, по традиции жанра в календарь потом вошел один из первых дублей. Всё-таки мне больше понравился кадр без солнца, потому что солнце давало очень много резких теней, и фотография получалась слишком пёстрой.
Лето-лето, где ты, где ты?
Не всегда съёмки календаря шли гладко. Как ни странно, больше всего проблем с организацией возникло летом. Осенью, зимой, весной ты больше сконцентрирован. Договорились на какой-то день, и есть только этот день. Потом будут морозы, или дождь, или снег растает – только один шанс снять! А лето – оно же лето. На этих выходных не получилось? Да впереди ещё три месяца, снимем на следующих! А на самом деле всё оказалось куда сложнее. На следующих выходных плохая погода. Да и вообще это лето выдалось в Петербурге довольно дождливым. Неделя дождей, а после неё трасса должна две недели сохнуть, иначе по щели невозможно лазать. Потом какие-нибудь соревнования, кто-то из спортсменов уехал, я сам уезжал. Так и получилось, что летние съёмки оказались менее продуктивными, чем я ожидал.
Нет, конечно, мы наснимали много интересных летних кадров. С Сергеем Шаферовым на его проекте «Инкорпи», с Пашей Исаевым на интересном потолочном боулдеринге «Ленинградское», с Таней Шемулинкиной, что вообще огромная редкость на скалах! Удалось поймать на Треугольном Катю Андрееву после кубка «Луча», Костю Савельева, и даже поснимать немного треда с Глебом Радолицким и Костей Яэмурдом.
Но в целом летние съёмки шли не так насыщенно, как хотелось бы. Некоторые идеи так и не удалось реализовать. В середине августа я вдруг осознал, что лето кончается, а у меня ещё не хватает кадров! За несколько дней до своего отъезда в Италию на велосипедный Чемпионат мира мы успели вырваться с Мишей Болговым в Соролу и с Димой Кривобоком в Лиетлахти. Ура, лето есть. Осталось доснять осень – и всё готово.
Финал
Прошли Чемпионаты мира. Спортсмены и фотографы вернулись домой. Настала пора делать финальные кадры календаря. У меня был запланирован ночной кадр с Вадимом Тимоновым, где Вадик бы лез по скале, а над ним крутилось звёздное небо. По задумке это был летний кадр – тёплая тёмная августовская ночь. Но сделать его летом у нас не получилось: сперва Вадик был отъезде, потом я, а звёзды можно снимать лишь во время новолунья, когда не мешает свет луны. Так что съёмки перенеслись на конце сентября, начало октября.
По прогнозу это вообще были последние выходные, когда можно было ещё комфортно лазать и снимать. В субботу целый день было пасмурно. Я ходил не в настроении, потому что не удалось снять осенние кадры, которые ещё были нужны, и ждал, когда же разойдутся облака.
Идея кадра со звёздами появилась у меня давно, но до последнего момента не было понимания, на какой трассе её снимать. Практически все интересные боулдеры в Ленинградской области находятся или в лесной гуще, или в низине (под основным массивом Треугольного). А в таком кадре хотелось показать и камень целиком, и большой участок звёздного неба!
Уже на месте Вадик рассказал о своём проекте, который у него пока не получается полезть. Действительно, это оказался самый удачный вариант. Большой нависающий камень, слева обрыв вниз, кусочек озера, проглядывающий сквозь деревья, справа огромная глыба на вершине скалы.
Вот уже стемнело, а облака всё так и не разошлись – звёзд не было видно. Поскольку фотографию всё-равно надо было делать из нескольких кадров, мы пошли сперва снять Вадика. Длинная выдержка 30 секунд, Вадик подвис на скале, вспышка – получилось красиво. Сделали ещё два-три дубля, где я попробовал немного высветлить фонариком скалы и деревья вокруг. Отлично, первая часть есть. На часах одиннадцать вечера, звёзд не видать. Оставив камеру на штативе прямо на скале, мы пошли обратно в лагерь греться к костру.
В полночь я пошел проверить камеру и небо, сделал пару снимков, но звёзд по прежнему не было видно. Пришлось вернуться обратно.
Я досидел у огня до часа ночи. Почти все уже разошлись по палаткам спать, а кто-то пошел снова проверять камеру. Кругом облака, звёзд так и нет. Я решил снять небольшой таймлапс с бегущими облаками, и пойти спать, оставив камеру на точке. А ночью часа в три-четыре проснуться, и, если облака раздует, пойти снимать звёзды.
Сижу на пенке рядом со штативом, укутавшись в пуховку. Кругом темнота и тишина, лишь изредка щелкает затвор фотоаппарата. Смотрю на небо и в какой-то момент осознаю, что я вижу звёзды! Оглядываюсь вокруг – действительно, облака убежали и теперь всё небо усыпано звёздами, словно с него сняли покрывало!
Вот это удача, а я ведь уж было собрался идти спать! Теперь нужно снимать звёзды, и чем больше кадров, тем красивее они потом склеятся. Я проснимал почти час, каждый раз говоря себе под конец «ещё пять кадров, и всё». Но за пятью кадрами тянулись следующие пять, потом ещё пять, и ещё. Наверное, я бы и второй час просидел, если бы аккумулятор в камере не сел. Конечно, в рюкзаке в палатке лежал запасной. Но это был знак, что пора заканчивать и идти спать – кадров уже было достаточно! Финальная фотография состоит из 82 отдельных снимков.
https://www.instagram.com/p/BMQ4J7vD_ZG/
Утро было солнечным и отличным! Удалось застать на скалах Сашу Гержу, который, на удивление, был в этот раз не в Испании, и сделать ещё пару осенних кадров, которых мне как раз не хватало.
Что ж, это было отличное завершение съёмок! На позитивной ноте и с хорошим результатом. Теперь предстояла большая работа по вёрстке и оформлению календаря.
Оформление
Когда все фотографии были готовы, наступил не менее сложный момент – финальная выборка кадров! Хорошо, когда есть один супер-кадр. Но когда их несколько и все нравятся – о, как порой было сложно остановиться на каком-то из них!
Ещё в самом начале работы над проектом я решил, что не буду снимать крупные планы спортсменов, а буду делать более общие кадры, показывая и атмосферу вокруг. Часть фотографий я отсеял по этому принципу.
Чтобы было легче выбирать, я распечатал все фотографии первичной выборки и повесил их на стенку в календарном порядке. Действительно, когда у тебя перед глазами все кадры в большом размере, а не только одна фотография на мониторе, выбирать и работать намного проще!
Общую концепцию я сохранил от велосипедного календаря – вертикальный формат, численный блок отдельно под фотографией. Только в этот раз я добавил перфорацию по краю фотографии, так что лист календаря можно легко превратить в постер, и переработал сам блок с числами, чтобы функция календаря была более удобной. Спасибо Саше Шелонину за консультации по дизайну.
На титульном листе появилась стилизованная надпись «Скалолазный фото календарь». Спасибо большое художнику Тёплое звучание за советы по графике.
Если на обратной обложке велосипедного календаря были невошедшие фотографии, то здесь я наоборот разместил превью кадров из календаря, добавив несколько небольших историй о том, как происходила съёмка. Как раз то, что вы сейчас прочитали.
Макет готов, и можно отправлять в печать! Я очень хотел, как и во время печати велосипедного календаря, прийти на производство и снять небольшое видео о процессе. Но, к сожалению, из-за того, что я немного затянул со сдачей макета, печать поставили на ноябрьские праздники, да ещё и в ночную смену, когда проход на территорию затруднён, так что видео снять не получилось.
С огромным нетерпением я ждал звонка из типографии, и вот он раздался. Всё готово, можно забирать!
https://www.instagram.com/p/BMnzxuCD7ff/
О, какое же это прекрасное чувство – держать в руках готовый календарь, над которым ты трудился больше года. Переворачивать его листы, рассматривая каждую фотографию! Это стоит того!
Вдвойне приятно смотреть на реакцию людей, рассматривающих календарь. Пожалуй, самая большая радость для автора, когда его работа цепляет людей, совершенно сторонних от этой темы. Будь то музыка, литература, живопись или фотография. Когда человек, совершенно не интересующийся скалолазанием, вдруг с увлечением разглядывает календарь. Значит, что-то там есть. И в конце концов, этот календарь не только про скалолазание и спорт, он, в том числе, про мир вокруг нас!
Огромное спасибо всем спортсменам, которые согласились участвовать в проекте, выезжали в дождь и снег, морозили пальцы и мочили ноги: Никита Панов, Георгий Долгушин, Алексей Целищев, Анна Заикина, Юрий Шамардин, Константин Савельев, Татьяна Шемулинкина, Павел Исаев, Михаил Болгов, Екатерина Андреева, Глеб Радолицкий, Сергей Шаферов, Вадим Тимонов, Дмитрий Кривобок, Дмитрий Панов, Александр Гержа, Сергей Скородумов, Юрий Костин.
Большое спасибо всем страхующим, ведь без них бы не было ни одного кадра с трудности, всем, кто держал отражатели, вспышки, термосы и помогал в осуществлении проекта.
Любите и берегите скалы!
А если у вас ещё нет календаря, его можно найти на скалодромах и в некоторых аутдор-магазинах:
Стоимость — 700 рублей.
в Санкт-Петербурге:
Луч
Трамонтана (магазин)
Трамонтана (скалодром)
Igels
Рок-Таун
Неолит Неолит
в Москве:
Скалатория
Limestone
в Челябинске:
Искра
в Екатеринбурге:
Край света
в Красноярске:
Южный
в Перми:
Скала
В другие города можно отправить почтой :)
Пишите – foto@leozhukov.ru
Лёня, ты молодец!