Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Кызыл-Аскер, «Копьё»
Красноярская команда совершила набег с «Копьём» на стену Кызыл-Аскера. Для номинации на "Хрустальный пик" расспрашиваем их о деталях этого восхождения!
Информация о маршруте
Пик Кызыл-Аскер (5842 м) по центру юго-восточной стены, «Копьё», первопрохождение, 6Б (1000м, V, А3, М8);
Район: Тянь-Шань, хребет Кокшаал-Тоо;
Характер маршрута – комбинированный;
Перепад стенной части – 1058 м, всего маршрута – 1162 м, протяженность маршрута – 1290 м, протяженность участков 6 к.сл. – 810 м, 5 к.сл. – 150 м, средняя крутизна стенной части маршрута – 72°;
Оставлено на маршруте: крючьев – 9, в том числе шлямбурных – 9, использовано всего ИТО около 500;
Количество ходовых часов до вершины – 53, дней – 5,5;
Дата выхода:
на маршрут – 19 июля 2016 г. в 11:00,
на вершину – 24 июля 2016 г. в 13:30,
возвращение в лагерь – 25 июля 2016 г. в 14:00.
Команда:
Олег Хвостенко
Василий Терёхин
Александр Парфёнов
На Риск.ру:
Уравнение со многими неизвестными
Обзор района
Район западного Кокшаал-Тоо освоен альпинистами достаточно слабо. В данном районе большое количество вершин высотой около 6000 м. Наиболее интересные среди них пики Кызыл-Аскер (5842 м), пик Крылья Советов (5800 м), пик Шмидта (5954 м), пик Данкова (5982 м), пик Чон-Турасу или Джолдаш (5729 м), пик Альпинист (5641 м), пик Сергея Королева (5816 м), пик Белый (5697 м).
Для этого района характерно сочетание типично альпийских форм (множество вертикальных скальных стен с перепадом высоты около 1– 1,5 км) с большим оледенением. Весь район, включая низины, зона вечной мерзлоты. Часто встречаются заболоченные участки вплоть до высот 4000 м. Снеговая линия находится на высоте около 4000-4500 м над уровнем моря. Долины рек имеют высокую абсолютную высоту около 3000-3500 м над уровнем моря. Климат в долине суровый, погода неустойчивая.
Кызыл-Аскер в переводе с киргизского языка – «Красный всадник» или «Красноармеец». Первовосхождение на эту гору совершила команда К. Валиева в 1985 году. Легендарный состав сделал восхождение на гору по северо-западной стене в рамках чемпионата СССР по альпинизму в высотно-техническом классе.
Юго-восточная стена пика сложена из крепких, монолитных гранитов, перепад 1000 м, крутизна около 70°. Все щели и углы залиты льдом, на полках лежит снег. В настоящий момент на основную стену проложено три независимых маршрута (Одинцова, "Война и Мир", "Копье") и еще один маршрут (Эквадорский) проходит по одному из восточных бастионов.
Подход под Юго-восточную стену от базового лагеря на озере Бивачном идет по леднику Комарова западный, через перевал 4700, на ледник Руднева. Приблизительно 12 ходовых часов. Желательно иметь снегоступы.
Тактические действия команды (из отчёта)
Маршрут пройден в капсульном стиле с платформой без предварительной обработки. 19 июля стартовали из передового лагеря в цирке ледника Руднева. Так как всю ночь и с утра дул сильный порывистый ветер и была плохая видимость, выйти удалось только в 9 часов. Подход до начала маршрута около 2-х часов. В 12:00 начали работать на маршруте. Первым работал Василий Терехин. За день пройдено около 300 м. Ночёвка под большим карнизом (вынос 3 м).
В дальнейшем лидер каждый день менялся: Парфенов, Хвостенко, Терехин. Все ночевки, кроме третьей, были организованы под карнизами. Третья ночевка была организована на снежном гребешке, в результате платформу всю ночь задавливало снегом, стекающим со стены. Погода в течение восхождения была переменчивой. Почти каждый день шел снег.
22 июля после обеда начался сильный дождь (на высоте 5500м!) переходящий в мокрый снег. В результате в 15 часов дня мы вынуждены были встать на ночевку под большим карнизом. В ночь на 23 июля сильно похолодало. Наутро все скалы, веревки и снаряжение были покрыты ледяной коркой. Это сильно замедлило темп движения. Было принято решение не переносить платформу, а провесить имеющиеся в наличии веревки.
23 июля в практически зимних погодных условиях Александр Парфенов обработал две с половиной веревки (около 120м). В день выхода на вершину (24 июля) погода была отличная. В 13:30 были на вершине, до вечера спустились в платформу. В ночь на 25 июля пришла гроза. Утром спуск по пути подъема занял около 7 часов.
Основная часть маршрута была пройдена на ИТО. При условии хорошей погоды возможно прохождение многих участков свободным лазанием. Рельеф на протяжении всего маршрута хороший, страховка надежная. Микстовое лазание осложнялось крайне ненадежным тающим льдом.
Описание маршрута
Подход от штурмового лагеря до начала маршрута по леднику около двух часов. Ориентиром на маршруте служит характерная скальная нашлепка – «Машинка» – в верхней трети стены. Её хорошо видно от подножия. Сверху «Машинка» оканчивается острым снежным гребешком – «Острие копья».
R0 - R1 От бергшунда вверх снежно-ледовый склон. 70 м, 50°.
R1 - R2 Система внутренних углов и полок, микстовое лазание. 30 м, 75°.
R2 - R3 Система щелей и внутренних углов со льдом иногда, встречаются карнизы. Ночевка под большим карнизом. 160 м, 80°.
R3 - R4 Через карниз в лоб и далее по щелям вверх и чуть вправо в направлении большого внутреннего угла, переходящего в камин. По пути встречается много карнизов. 200 м, 80°.
R4 - R5 Большой внутренний угол со льдом, переходящий в камин. Ночевка перед началом камина на левой стенке угла под карнизом. Камин оканчивается нависанием. Через нависание выйти за перегиб. 100 м, 75°.
R5 - R6 После перегиба несколько полок со снегом. Далее по стенке с хорошими щелями в направлении нашлепки «Машинка», обходя её слева. 90 м, 75°.
R6 - R7 «Машинку» обходить слева по обледенелым внутренним углам. В нижней части нависающий ледовый карниз, после карниза рельеф выполаживается. Микстовое лазание. Выход на острый снежный гребешок «Копьё». Ночёвка. 80 м, 60°.
R7 - R8 По стенке со щелями в направлении внутреннего угла, ведущего к большому карнизу с огромными сосульками. Через карниз в лоб (осторожно, живые блоки!) Выход через перегиб по люду, одну сосульку срубить. После перегиба 15 м по щели до следующего карниза. Удобное безопасное место для ночевки. 100 м, 80°, А3.
R8 - R9 По внутреннему углу правее карниза, затем уходить вправо по щелям в направлении перегиба стены. 80 м, 70°.
R9 - R10 Микстовый рельеф, углы с ненадежным льдом. 80 м, 65°.
R10 - R11 Снежно-ледовые кулуары до выхода на гребень. 160 м, 60°.
R11 - R12 Пологий фирновый гребень, постепенно становится круче. Перед самой вершиной скальная стенка 5 м. 100 м, 30°.
Спуск по пути подъёма.
На вопросы Риск.ру отвечают Олег Хвостенко, Василий Терёхин и Александр Парфёнов
- Почему именно Кызыл-Аскер? Последние годы туда прямо паломничество альпинистов. Чем обусловлено? Чем вас самих гора привлекла? Это была изначальная ваша цель в районе?
Олег: Мы давно хотели попасть в район Кызыл-Аскера, после того, как посмотрели фотографии экспедиции Одинцова. И вот, наконец, в этом году получилось. Надо сказать, что район не обманул ожидания. Там потрясающие стены – бигвол мирового уровня.
Василий: Я бы не скал, что в этот район было много экспедиций, по крайней мере, российских, а вот иностранцы ходят чаще. Популярность района обусловлена, привлекательностью самих стен, и малой освоенностью района, есть полет фантазии, так сказать. Ну и финансовая составляющая для нас немаловажна: сейчас не до Пакистонов с Патагониями.
Именно Кызыл-Аскер и конкретно этот маршрут были изначально нашей целью. Аскер –поскольку он самый высокий, крутой и красивый.
- Красивая нитка. Даже странно, что до вас ее никто не прошел. Или попытки были? Откуда взялось название?
Олег: Там полно офигенно красивых ниток, гораздо труднее придумать некрасивую. Рельеф очень хороший, вихлять не приходится. Название произошло из-за характерной полки в виде заостренного снежного гребня в верхней части стены. Мы на ней ночевали.
Василий: Попыток не было, насколько нам известно. Думаю, все-таки, самая логичная и красивая линия у команды Одинцова, которую потом спрямили иностранцы.
Название маршрута придумал Олег, нам оно понравилось. Все просто: Кызыл-Аскер в переводе с киргиского красный всадник (воин), а раз всадник, значит, должно быть и копьё. Тем более нитка маршрута хорошо бъётся с этим названием, прямая, без особых изгибов и выводит прямо на вершину.
- Я так понимаю, условия на горе вас не порадовали. Что было самым неприятным?
Олег: Условия, в общем-то, были сносные, не самые плохие. Работали каждый день. В день выхода на вершину так вообще была идеальная погода. Самым неприятным был ливень при температуре 0°С. Ну, это как у вас в Москве бывает каждую зиму.
Василий: Обычно я стараюсь запомнить самое приятное, а неприятное потом уходит со временем. Для меня тяжелым моментом стал 4й день. Когда после преодоления ключа маршрута (огромный карниз), я был вынужден два часа простоять на станции под душем из снега с дождем.
Так получилось, потому что, жумарить по обледенелой веревке с баулом через огромный карниз было проблематично. Жумары перестали держать. За то время пока Саня прошел эту веревку два раза, я весь покрылся корочкой льда, и изрядно продрог. Веревка и всё остальное снаряжение насквозь промокли и превратились с сосульки, френды замерзли и перестали открываться. Саня с огромным трудом смог выдавать веревку через гри-гри, а я старался не думать о том, выдержит ли всё это в случае срыва.
Хорошо, что карниз, под которым я наметил поставить платформу, находился всего в 15 м от предыдущей станции. Не без труда преодолев эти метры, я начал делать вторую точку для платформы. Мы настолько задубели, что на этот крохотный участок и установку платформы у нас ушло не менее 2.5 часов.
Подошедший Олег бодро спросил: «Ну что? Работаем дальше?». Мы были вынуждены ему отказать. Следующую ночь я бы слишком комфортной не назвал, к сожалению, и утро нас не порадовало солнцем. А работать то нужно, вот тут, пожалуй, и было психологически тяжело. Но, к счастью, это был не мой день, а Санин, они с Олегом пошли на работу, а я остался в платформе сушить снярягу, скальники и т.д. После обеда выглянуло солнце, ребята прошли два участка, жизнь наладилась.
Александр: Да, на горе приходилось много терпеть. Самым жёстким для меня было когда после дождя хватил минус, и отказались функционировать все устройства: протрекшн, жумар, даже новая моднявая регулируемая самостраховка пецль перестала регулироваться. Сиюминутно было неясно: «И как тут быть?!»
- А что, наоборот, в этой экспедиции стало приятным сюрпризом?
Олег: Приятным сюрпризом стало то, что в итоге всё прошло чётко, гладко, без единой травмы, без ожидания, без каких либо корректировок. Как по нотам всё разыграли. Бывает же такое иногда.
Василий: Приятным сюрпризом стала погода в день штурма, это был второй день хорошей погоды на горе, и в этот день он был особо приятен. С самого утра до вечера солнышко, ни единого облака, и нет ветра, ни снега, ни дождя! Мы как будто в сказку попали, виды во все стороны до горизонта. На вершине, усталость, эйфория и фантастические пейзажи.
- В чём заключаются особенности организации экспедиции в этот район? Как туда заезжать? Или Киргизии? Из Китая?
Олег: В основном все едут через Киргизию: и Русские, и иностранцы. Не знаю, как этой осенью под гору забрасывались Паперт с напарником, но раньше она заезжала через Киргизию. Нигде не встречал описания того, как попасть в этот район с юга из Китая. С севера – не очень сложно.
Василий: Ничего сверхъестественного нет. Просто заброска сложная и подход под Аскер длинный по альпинистским меркам (около 25 км через два перевала 4000 м). В последние годы народ расслабился, хотят до базы на машине и с удобствами жить.
Наши приключения начались именно с заброски. УАЗик на котором мы заезжали, во второй день стал «капризничать», закипать, и показывать свой нрав, чем изрядно помотал нервы нашему водителю Славе. Мужик классный попался, надо отдать ему должное, ни на минуту не терял бодрость духа, неустанно ремонтируя своенравную советскую машину. Несмотря не мелкие неурядицы, мы смогли переехать реку и не дотянули до Базового лагеря всего 5 км, это оказалось очень круто.
- Вы были в районе вместе с другой командой. Насколько поддерживает и спасает взаимодействие с ещё одной группой?
Олег: Наличие второй команды поддерживает психологически, есть с кем поболтать по рации, поделиться впечатлениями. Девушки, опять же, облагораживают компанию. До спасения, слава богу, дело не дошло.
Василий: Сильно поддерживали! В базе всё вместе делали: ели, пили, пели, аклимуху ходили. А если серьезно, то как в песне «Но всюду помощь друга я чувствовал спиной».
В первые же дни в базовом лагере у нас сломался спутниковый телефон, Денис его починил с помощью ножа, отвертки и изоленты. После этого один раз нам даже удалось позвонить, а потом как отрезало. Короче, уходя на гору, мы не знали, будет телефон работать или нет, потому решили оставить его в палатке под горой.
В таком положении наличие второй команды в районе заметно улучшало положение. Понятно, что со стены не снимут, но если бы что-то пошло не так, мы смогли бы сами выйти из района без вертолета.
- Расскажите о вашей стратегии и тактике на этом восхождении. Всё ли шло по плану?
Василий: Стратегия – пришел, увидел, победил.
Олег: По фотографии оценили, что между Одинцовым и Ниловым должна найтись по крайней мере одна хорошая линия. Тактический план тоже был простой – один лезет, второй страхует, работают по одновременной схеме, третьему вешают перила, он подтаскивает основной груз. На следующий день меняемся.
Александр: Плюс-минус прошло всё, как задумали. И количество дней верно угадали. Только вот коньяк кончился день на 4й, но это, видимо, от напряженности маршрута!
- Насколько принципиальна скорость восхождения на этом маршруте? И насколько вы были готовы к задержкам на случай непогоды?
Олег: Погода в этом районе очень неустойчивая, поэтому лучше лезть быстро. На вершину мы вышли на шестой день, но могли спокойно работать ещё два-три дня, потом бы уже началась борьба. Если бы погода была немного получше, то, думаю, залезли бы на день быстрее. Для такой стены это хороший результат.
Василий: Мы были готовы ко всему, ну или почти ко всему. У нас был запас по продуктам, в случае чего могли бы ещё на неделю растянуть. Опыт уже есть:)
- Насколько облегчали баулы перед стартом? И насколько вообще ограничиваете себя, собираясь на гору?
Василий: Облегчались без фанатизма. Особо себе ни в чем не отказывали, потому баулы получились хорошими. Зато кушали от пуза по горным меркам.
Олег: Мы не относим себя к фанатам фаст-н-лайта. В тройке можно позволить себе немножко больше ништяков, чем в двойке. Конечно, мы старались облегчаться, брали только самое необходимое. Но имели запасной баллон газа и небольшой избыток продуктов. Да вот еще скальные тапки не пригодились, пролежали в бауле. В отличие от Каравшина, здесь не нужно нести с собой воду. Поэтому мешки были не очень тяжелыми. Воды же на маршруте было достаточно.
Александр: У каждого участника нашей команды есть свой опыт восхождений, который они получили до этого, свои наработки, всё подогнано по-своему. Я как самый «молодой» в коллективе старался не упустить из виду мелочей, которые мне могут потребоваться в дальнейшем. Кто сколько теплых вещей берет? В чем лезет? В чем жумарит? В целом скажу, что ничего лишнего по маршруту не «протащили», но и не отказывали себе ни в еде, ни в тепле, ни в безопасности!
- Стиль восхождения. Насколько выбор стиля важен для вас? Насколько принципиально то, как вы попали на вершину? Что пришлось оставить после себя на горе?
Олег: Всё-таки мы больше заточены на результат. Берём с собой шлямбура и скай-хуки. Платформу для комфортной жизни. Здесь нам скайхучить не пришлось, рельеф везде был хороший. Хотелось бы, конечно, побольше свободного лазания, но когда погода не позволяет, мы готовы ИТОшить. На маршруте остались спусковые петли, ну и несколько шлямбуров в местах ночевок.
Василий: Мы изначально понимали, что по центру стены, при такой крутизне и бедности рельефа fast&light не получится. Работали в «тяжелом» стиле, но с хорошей скоростью и каждый день перемещали платформу на новое место (кроме крайнего бивуака). К тому же у нас небольшая команда. Считаю, что гора и маршрут продиктовали стиль восхождения, а мы лишь сделали то, что зависело от нас. Я называю такой стиль «fast&heavy».
Вообще с выбором стиля вопрос принципиальный, выбрать сложную линию в тяжелом стиле или более простую и пролезть ее «fast&light» (как это сделали Инес Паперт с напарником). В этот раз мы выбрали первое, возможно в следующий раз выбор будет другим.
Александр: Как я уже обмолвился, альпинист я молодой, поэтому четкого понимания своего стиля у меня еще не сложилось. Есть какие-то, конечно, предпочтения: по возможности легкий стиль, без обработки, без сотен метров перил. Интересно было бы походить без платформы. Это дисциплинирует, заставляет четко планировать, где и как закончить день. Пока особо не заморачиваюсь на прохождение маршрута свободным лазанием, потому что сильные маршруты хочется ходить всем, но не все имеют возможность и талант поддерживать свой уровень лазания близким к восьмеркам. Не последний фактор – это скорость. Можно два дня «насасывать» на восхождении участок 7с, а можно проскочить его за 20 минут, не заметив, и сказать: «А, А1!» И то и другое – альпинизм. Я считаю, что человек в гору ходящий должен уметь проходить быстро и безопасно все виды рельефа.
- Современный альпинизм. Видите новые имена? Свежие идеи? Чем мы будем восхищаться в будущем?
Олег: Будущее альпинизма – коммерция и спорт. Романтиков становится всё меньше и меньше. Ими и будем восхищаться.
Василий: Сейчас в тренде «fast&light», малая группа, новизна и удаленность района, стиль восхождения. Оно и понятно, тяжело собрать большую экспедицию, это просто дорого. Времена покорения больших стен и основных вершин давно позади. Стали ходить быстрее, иногда даже бегом, иногда по несколько вершин за день и т.д. Растет уровень свободного лазания в горах, лазание с инструментами по скале уже давно ни кого не удивишь. Из совокупности всех этих факторов и будет сложен альпинизм будущего.
Фото из архива команды
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»