Заповедная Псоу. Часть 1

Пишет Доктор Ва, 28.10.2016 17:54

Заповедная Псоу. Часть 1 (Вода, спортмарафон)
Заповедная Псоу. Часть 1 (Вода, спортмарафон)1. Введение. Еще много лет назад, когда я только начинал ездить на каяке, когда я даже не знал о существовании полиэтиленовых лодок, когда мы только задумывали первые экспедиции на Верхнюю Мзымту, я услышал о реке Псоу. Это была своего рода легенда, о которой даже слышали очень мало народа. Рассказывали, что река экстремально сложная и труднодоступная, но что ее можно проехать на каяках. Потом началась грузино-абхазская война, и о Псоу на многие годы забыли. Говорили, что там ходят бандиты с оружием, что каньоны очень страшные, что берега минированы. И даже мыслей проехать эту реку не возникало. И только в этом году, когда я упомянул про Псоу и высказал свои сожаления моему другу, знатоку Краснодарского края и Абхазии и действительному члену Русского географического общества Григорию Учкурову он сказал: «Хочешь на Псоу? Поехали.»
- Как поехали? Там же бандиты и берега минированы, да и програнзона?
- Пропуск закажи в погранотряде, и поехали, у меня там дом, как раз в третьей Аибге.
С этого разговора и началась подготовка к нашей экспедиции на Псоу, а также и расширение этой экспедиции до глобального проекта «Забытая Россия» о ранее популярных и известных местах и маршрутах, которые теперь забыты.
2. Предварительная информация. Экспедиция Котикова.
Предварительная информация, которую удалось получить – это отчет о туристическом походе Котикова. Котиков и его команда были первыми на реке, а также и последними, кто по ней сплавлялся в начале 90х годов.
Заповедная Псоу. Часть 1 (Вода, спортмарафон)
В 1991 году был свободный проезд по всем территориям, и экспедиция Котикова не встретила проблем с заброской. Кстати, но карте Псоу, которой пользовалась группа Котикова не правильно указаны номера участков села Айбга из которого они начинали. Река была указана как относительно маловодная, но с большим потенциалом роста уровня воды в дождь и от таяния снега. Группа Котикова выбрала для прохождения март месяц, когда в горах еще лежит снег и на берегах реки тоже был снег, но они надеялись, что это обезопасит их от высокой воды. Когда мы рассматривали вопрос уровня воды, мы рассчитывали, что в конце лета и осенью, пока не пошли сильные дожди можно, хотя и с некоторым риском попробовать поймать низкую воду, т.к. не хотелось пропустить еще год до поездки. Карта Псоу, по которой ехала группа Котикова здесь:
Здесь видны несколько каньонов и особенно длинный последний каньон. Он и представлял особенную опасность. Оценивая реку по снимкам из отчета не было понятна реальная сложность реки. На первый взгляд нечего особенно сложного там не было:
Однако группа описала реку как экстремально сложную класс 5 и даже 6 по большему уровню воды. Можно было предположить, что уровень сплава тогда был значительно ниже, чем сейчас, но надо было все равно готовиться к сложностям. Также группа описала сложные подходы к каньонам и разведку каньонов.
Таким образом, получив предварительную информацию о реке и получив все разрешительные документы, мы были готовы начинать.
3. Сравнение долин Мзымты и Псоу. Выдержки из Ефремова. Урбанизация и дикость.
Заповедная Псоу. Часть 1 (Вода, спортмарафон)
Первым пунктом нашего назначения стала долина Мзымты, которая в последние годы была сильно преображена стройками Сочинской олимпиады.
Люди, которые не были в Красной поляне до Олимпиады удивляются и хвалят развитую инфраструктуру и виды гор из Красной поляны, а я помню еще старую поляну 90х годов, когда это был красивый глухой поселок, окруженный вековыми лесами, куда вела обрывистая горная дорога. В связи с этим интересно вспомнить описание поляны Кбааде (Красной Поляны) и долины Мзымты данное бароном Торнау в 1835 году:
«Кавказ богат красотами природы, но я помню мало мест, которые могли бы равняться по живописному виду с долиною Мдзимты. Пролегая на расстоянии 35-ти верст от Главного хребта до гребня Черных гор, идущего параллельно морскому берегу, она ограничивается с двух сторон рядами высоких неприступных скал, закрывающих Ачипсоу с севера и с юга. В этой глубокой котловине течет быстрая Мдзимта, образующая бесчисленное множество водопадов. По обе стороны реки раскиданы купы домов и хижин, окруженных темной зеленью садов, виноградниками, посевами кукурузы, проса, пшеницы и свежими бархатными лугами. По мере удаления от берегов постройки и обработанные участки заменяются вековым лесом, который окаймляет бока гор, упирающихся в красноватые зубчатые скалы.»
Часть этих пейзажей еще оставалась в 90х годах, но сейчас нет ничего. Вокруг только сталь и бетон. А известный курорт Роза Хутор еще дальше лезет в заповедник, чтобы урбанизировать практически весь левый берег река Мзымта на 25 км вверх по течению до самого Кардывача.
Мы надеялись, что долина Псоу не подверглась такому массированному воздействию человека. И действительно дорога здесь еще старая царская и грунтовая.
Заповедная Псоу. Часть 1 (Вода, спортмарафон)
На обычной машине может быть и можно проехать, но все ездят на внедорожниках. Телефонная связь работает только в прямой видимости курорта Роза Хутор, который находится на Аибге. Дома деревенские и топятся печками.
А вот что пишет об Аибге Юрий Ефремов краевед горного черноморья:
«С перевала от Мзымты к Псоу почти нет панорам, одно только ощущение высоты и огромности воздушного пространства под ногами. Тропа косогором над глубокой долиной шумной Безыменки. У ног долина Псоу, как бассейн, до краев полный голубоватым воздухом, чуть сизым от лучистой пыльцы и столбов света. И среди щедрой зелени садов россыпь игрушечно уютных белых домиков Аибги...»
4. Историческая справка о районе по Юрию Ефремову.
Именно здесь в Красной Поляне (Кбааде по черкесски) 2 июня 1864 года был подведен официальный итог Кавказской войны. Ему предшествовали поистине героические подвиги Российских войск. Еще с 30 х годов 19 века делались попытки российских шпионов проникнуть в глубь Кавказа и некоторым (как барону Торнау) это удалось. Все они указывали, что поляна Кбааде очень сильно защищена со всех сторон и война здесь будет очень сложной. Однако, когда в 1859 году пал Шамиль, то положение местных племен стало безнадежным – это был лишь вопрос времени. Однако племена убыхов хотя и сложили оружие, но надеялись на то, что русские не смогут овладеть поляной Кбааде. Для того, чтобы сломить их морально была затеяна очень дорогая, но очень эффектная демонстрация:
Со стороны северного склона к Поляне двинулись войска генерала Граббе.
В это время вся долина Уруштена загромождена лавинами, а описанный еще Торнау Бзерпинский карниз исчезает, превращаясь в обледеневшую стенку градусов до шестидесяти крутизны.
21 мая на склонах хребта Алоус отряд Граббе имел перестрелку с группой горцев и потерял убитыми двух солдат и проводника. А затем, пройдя через сплошные снега перевала, 24 мая первым из всех отрядов спустился в долины Ахчипсоу, на поляну Кбаадэ.
Ахчипсовцы не ждали русских со стороны снежных гор и, не оказав сопротивления, подтвердили принесенную еще 13 апреля покорность. А с дальнего юга 22 апреля выступил другой отряд, вверенный генерал-майору Шатилову.
7 мая Шатилов повел свой отряд вверх по Псоу. «Очистив» от выселяющихся горцев всю долину, отряд Шатилова перевалил через Аибгинский хребет и в тот же день появился на Кбаадэ.
Приказание двигаться к Красной Поляне получил и Даховский отряд генерала Геймана. Четыре батальона, сотня казаков и сотня милиции при двух орудиях прошли вверх по реке Сочи к урочищу Ац, перевалили через хребет Ахцу, спустились на Чвижепсе и 31 мая также прибыли на поляну Кбаадэ.
Как ни бесцельна с военной точки зрения была эта громоздкая демонстрация, на разрозненные кучки горцев она, конечно, произвела ошеломляющее впечатление. Рушился миф о неприступности полян: и с северо-востока, со снегов Главного хребта, и с юга — с Аибги, и с запада — через лесистые отроги Ачишхо на поляну Кбаадэ спускались русские армии!
Оставался еще последний, четвертый, так называемый Ахчипсхувский отряд. Он был отправлен из Кутаисского генерал-губернаторства под командованием генерал-лейтенанта князя Святополк-Мирского в качестве своего рода свиты самого наместника.
Отряд погрузился в Сухуме и был высажен на берег в Адлере к сдавшимся джигетам. Пройдя вверх по Мзымте несколько километров, стали лагерем у селения Ахштырь перед нижней тесниной Мзымты. Восемнадцатого мая сюда прибыл и Михаил, но двигаться дальше отказался: дорога была недостаточно комфортабельна.
К 28 мая наместник добрался до входа в ущелье Ахцу, а затем по вновь сооруженной тропе над тесниной преодолел и хребет Ахцу. Лишь 1 июня последний отряд прибыл на поляну Кбаадэ.
Текст по книге Юрия Ефремова "Тропами горного черноморья"