Великий гималайский путь. Непал. Часть 1
Eat more, worry less!
В этой статье я начну рассказывать о нашей экспедиции «Великий гималайский путь. Непал». Материала очень много, поэтому планирую разделить на 2 или даже 3 части. Первая содержит вводную часть и полезную техническую информацию, в основном касающуюся именно этого маршрута.
Содержание данной части:
- О Великом гималайском пути
- Идея
- Команда
- Подготовка
- Маршрут
- График
- Логистика и заброски
- Треки GPS
- Перевалы
- Виза
- Разрешения (пермиты)
- Еда
Итак, начнём…
О ВЕЛИКОМ ГИМАЛАЙСКОМ ПУТИ
Что такое вообще Великий гималайский путь? Это один из самых протяженных высокогорных маршрутов в мире, общая длина которого составляет 4500 километров. Он простирается по таким государствам, как Индия, Непал, Бутан, Тибет. Наиболее высокогорная и интересная часть находится в Непале.
Власти Непала только в октябре 2011 года официально «открыли» этот маршрут. Да и маршрутом в классическом непальском понимании назвать его сложно. Хотя он и проходит через многие популярные районы, такие как Аннапурна и Эверест, на большей части маршрута нет указателей, тропинок, толп туристов и сопровождающих их гидов. Именно такова и была идея трека: соединить известные районы с малоизученными бедными районами, показав их огромный туристический потенциал. Великий Гималайский Путь – это скорее концепция, а не готовое решение. В процессе можно увидеть все непальские восьмитысячники: Эверест, Канченджанга, Лхоцзе, Макалу, Чо-Ойю, Дхаулагири, Манаслу, Аннапурна.
Существует две версии Великого Гималайского Пути:
Нижний трек (Low/cultural route), как его ещё называют культурный, проходит на средней высоте 2000м. Высота самого высокого перевала на пути 4519м.
Высокогорный вариант (High route) пролегает наиболее близко к восьмитысячникам, пересекает множество перевалов и рек, проходит по высоким плато и малопосещаемым долинам. Высота самого высокого перевала на пути 6190м.
Естественно, что именно о втором варианте и пойдёт речь.
Жирная линия - высокогорный GHT
ИДЕЯ
Давно уже хотелось сделать что-то масштабное, что запомнится на всю жизнь. Идея пришла, как обычно внезапно. Это было моё первое и очень короткое посещение Непала на Новый год 2014/2015. Тогда мы с подругой прошли доступный и не тронутый ещё землетрясением трек Лангтанга. В деревне Kianjin Gompa я увидела плакат Great Himalaya Trail. Несколько минут я стояла возле него и именно тогда родился план «а не пойти ли?».
Тогда я ничего не знала о нём. Приехав домой и, изучив тему, я поняла – это, действительно, интересно. Маршрут не просто пешеходный, а с элементами горного туризма, перевалами выше 6000 метров, отсутствием людей на протяжённых участках, разнообразными формами рельефа.
Найти спутника на такой долгий и непростой маршрут, была непростая задача. Человек должен иметь соответствующий опыт, средства и время. Поэтому идея на 5 месяцев залегла где-то в моём подсознании. А потом уже в мае 2015 года спросила у Володи «пошли в поход?», на что он почти мгновенно ответил «пошли». И меньше чем за год мы организовали и осуществили этот проект - экспедицию.
КОМАНДА
Немного представимся:
Я, Анастасия Босых, начала заниматься активным туризмом с 2006 года. Два года меня звали в клуб скалолазов и альпинистов. Я упорно отказывалась со словами «я же начну ходить горы», но в один момент поддалась на уговоры и, как и предполагала, серьёзно увлеклась горами. В альпинизм пришла в 2010 году. С тех пор побывала в самых различных горах мира: Альпах, Пиренеях, Высоком Атласе, Татрах, Судетах, Хибинах, Кавказских горах, Саянах, Памире, Фанах, Тянь-Шане, Гималаях. Организовала и принимала участие в десятках различных походах и восхождениях. На данный момент у меня 36 восхождений до TD категории сложности, в том числе на вершины более 6000м. Наиболее любимые регионы для восхождений: Альпы и Кавказ.
Владимир Жилкин занимается активным туризмом с 2001 года. За 15 лет Владимир совершил восхождения, участвовал в походах, в самых различных горах мира: Альпах, Татрах, Высоком Атласе, Хибинах, Кавказских горах, Памире, Андах, Балканах, Карпатах, Уральских горах. Имеет опыт высот более 6000м. Организовал и был участником более 100 путешествий (соло и группы) – экспедиции, восхождения, горные и лыжные походы, походы по пустыне, сплавы и велопутешествия. Наиболее увлечен походами и лыжным туризмом. С Владимиром мы знакомы 7 лет.
Как видно из нашего досье, я больше увлекаюсь альпинизмом, Владимир – туризмом. Один из самых популярных вопросов, которые мы получаем до сих пор «Как вы уживались такое продолжительное время?». Мы люди интеллигентные и старались не доводить до конфликтных ситуаций. А если напряжение и возникало, то лучший способ – помолчать. Когда «помолчать» не помогало, и надо было решать конфликтные вопросы, то искали и находили компромиссы. Как бы это удивительно ни звучало, но мы ни разу так и не поссорились.
ПОДГОТОВКА
Реальная подготовка началась фактически за 7 месяцев до начала экспедиции, т.е. уже в августе 2015 года. Самое важное было понять сложность маршрута и ключевых перевалов. Параллельно создавали сайт, писали материалы для него и страницы на FB. Потом началась более детальная проработка самого маршрута, решение ключевого вопроса о направлении движения, график по дням.
Параллельно искали спонсоров и поддержку. С этим шло хуже, и основную часть в итоге оплачивали сами. На это были готовы. Но некоторые люди и организации согласились нам помочь. За что им огромное спасибо!
По дороге к северному базовому лагерю Канченджанги
Немалую часть времени по подготовке «съел» кропотливый подбор оптимального набора снаряжения и техники. Даже одежда играла роль, ведь перепад температур планировался от -20 до +30. А каждодневный износ одежды за 4 месяца, как у некоторых за 4 года (обычно народ ездит в треки на недельку-две в год). Кроме всего прочего, необходимо было решать вопрос с разрешениями и визами. В общем, всяких мелких и не очень дел было великое множество. Каждый день уходило в среднем по 2 часа в день, что за 7 месяцев дало примерно 400 часов. Огромная цифра, если так подумать.
Кроме «информационной» подготовки, у меня не прекращался обычный тренировочный процесс: 3-4 тренировки в неделю, которые включали в себя бег и скалолазание. Благо зимы не было, и погода позволяла заниматься бегом. В последний месяц перед отъездом на физические тренировки время оставалось совсем мало, и количество тренировок снизилось до 1-2 в неделю.
Путь к перевалу Lumba-Samba
МАРШРУТ
Полная карта
Самый первый вопрос, на который мы не сразу нашли ответ, это направление движения. С запада на восток или с востока на запад. Ответ не так очевиден, как кажется. Его ходили и в одном и в другом направлении. Хотя справедливости ради надо сказать, что с востока на запад ходят гораздо чаще. Для выбора надо было ещё учитывать, что стартовать мы хотели 1 марта, а это ещё совсем не сезон в Непале. Весенний сезон начинается не раньше апреля. Когда расписали все плюсы каждого из направлений, то получилось вот что.
Восток-Запад:
1. Основные сложности ожидают в первой половине пути, когда ещё есть силы.
2. Высоты выше 5000 метров появляются только на 14-15 день, что должно быть достаточно для акклиматизации.
3. Агентство "World Expeditions" идёт в тот же период, но чуть позже. Приятно будет знать, что кто-то есть за нами (внезапная помощь).
4. Западную часть можно заканчивать и в муссон в случае непредвиденной задержки.
Северная стена Jannu
Запад-Восток:
1. Более мягкая акклиматизация, подход к серьёзным высокогорным районам ближе к лету.
Глядя на верхний список, стало понятно, что идти надо с Востока на Запад. И сейчас я понимаю, что это было единственное верное решение. Уже сейчас после экспедиции могу прокомментировать каждый из пунктов, и то насколько он был верный.
1. Если предположить, что мы пошли бы с запада на восток, то сил на технические перевалы могло бы просто не остаться, поскольку они бы выпали на 70-90 дни пути. А это уже ни много, ни мало, а 10-12 недель в пути.
2. Горной болезнью я традиционно заболела на 3500 в деревне Ghunsa (первая неделя), и больше нигде. Поднятие к базовому лагерю Канченджанги(5140м), а потом на перевал Lumba Samba(5170м) помогло в грамотной высотной акклиматизации. Правда нельзя не упомянуть, что в профилактических целях (1-2 таблетки в день) мы пили Diamox в двух местах: два дня в районе базового лагеря Канченджанги и 4-5 дней, проведённых около высоты 6000м. Мы просто не могли рисковать, когда вокруг ни души и помогать в случае осложнений просто некому.
3. Экспедицию "World Expeditions" мы встретили только один раз в районе Канченджанги, и в случае необходимой помощи мы бы ждали их очень долго. Так что этот пункт не оправдал себя.
4. Тут попадание на 100%. Муссон не приходит на всю территорию Непала одновременно. Сначала он начинает захватывать восток, центр и только потом запад. Идя трек Аннапурны в конце мая, нас поливало дождями почти каждый день, но уже в следующем регионе Долпо дожди закончились. Массив Аннапурны и Даулагири задерживал осадки у себя. В регион Хумла (самый западный регион) муссон добирается только к концу июня, началу июля. Таким образом, мы всё время успешно убегали от осадков.
Tashi Labsta ночью
После окончания экспедиции я могу добавить ещё следующие пункты:
5. Проходить технические перевалы East Col, Tashi Labsta, а особенно West Col гораздо легче именно с востока на запад.
6. Солнце всё же чаще светило нам в спины и рюкзак, где висела солнечная батарея.
Учитывая всё вышесказанное, я считаю, решение было принято абсолютно верное. Более того, сейчас я даже не представляю, как можно идти в обратном направлении.
ГРАФИК
Второй вопрос это составление графика на 110 дней. Уже сама по себе такая задача, кажется нереальная. Но надо было как-то к ней подступиться. Для составления маршрута я использовала довольно много источников: путеводитель "Nepal Trekking & the Great Himalaya Trail" от Robin Boustead, большую обзорную карту от него же, классический расклад на 152 дня, а так же расписание двух групп, которые уже прошли этот трек: британца и американцев. Всё это надо было изучить и составить график для нас. Важно это было ещё потому, что этот же график должен был использоваться для расчёта того, какие разрешения потребуются в какой период времени. Конечно, во время движения мы часто смотрели в этот график, и иногда я недоумевала, как можно было такое запланировать! Чтобы сильно не опаздывать, изредка приходилось делать какие-то обходы. Но, в общем и целом, мы придерживались графика. Каждый день, мы старались записывать подробные показания GPS и свои комментарии, чтобы следующим путешественникам было проще составлять уже свой маршрут.
Ниже выложен наш реальный график движения с различными пометками. Вот некоторые комментарии по столбцам таблицы.
Time: указано время с начала движения утром, и до достижения места ночлега. Изредка у нас был полноценный обед, что тоже входило в это время. Это значение включает все задержки в течение дня.
Ascent, descent: общий подъём и спуск за день. Если мы плутали, то это также влияло на конечную цифру.
Km: здесь указаны только километры, пройденные пешком. Если было иначе, то это отражено в колонке с комментариями и не входило в конечный счётчик пройденных километров.
Lodge: х - ночёвка без палатки, в доме у местных либо в лоджии.
Room, Food: стоимость ночлега и стоимость еды. Не всегда это было возможно разделить.
Drinks: траты, без которых можно было бы точно обойтись: алкоголь, походы в булочную, и прочие радости жизни. Пополнение запасов еды также входит в эту сумму.
Checkposts: места, где мы показывали свои разрешения.
ЛОГИСТИКА И ЗАБРОСКИ
Основным вопросом логистики были заброски. Где, что и как надо оставить на маршруте, чтобы наша экспедиция была успешной, наши рюкзаки не были слишком тяжёлыми, спины здоровыми, желудки сытыми. План менялся не один раз, как под воздействием наших решений, так и под влиянием внешних обстоятельств. Но опять же с перспективы времени, мне кажется, что всё получилось как нельзя лучше.
Начало пути (28-29.02.2016)
Полёт на самолёте, конечно гораздо приятнее поездки на автобусе, но тут есть ряд минусов: стоимость билетов и запрет на провоз газовых баллонов. Поэтому мы решили воспользоваться более длительным, но дешёвым автобусным сообщением. Первый автобус Kathmandu - Ilam шёл 20 часов, а второй Ilam - Taplejung шел 6 часов. Что дало нам незабываемых 26 часов тряски в местных автобусах. Честно говоря, дорогу не сильно помню, т.к. в таких поездках я стараюсь полезно проводить время, т.е. спать. А в непальских автобусах ещё и не есть. Особенно не рекомендую кушать перед вторым автобусом. Всё будет зря :) Итак, рюкзаки у нас весили в начале пути 22 и 29 килограммов. Запаса еды и газа было на 14 дней. Из специального альпинистского снаряжения мы взяли с собой кошки, которые кстати нам не пригодились до следующей заброски.
Канченджанга
Первая заброска (25.03.2016, 26 день пути)
По изначальному плану первая заброска должна была ожидать нас в базовом лагере Макалу. И доставить её туда должно было треккинговое агентство за 500 долларов, что было для нас дорого. Ещё в Катманду мы отказались от услуг агентства по доставке забросок, поскольку свою помощь предложил Сурадж - непалец, с которым мы случайно познакомились по прибытию в Катманду. Он сэкономил нам кучу времени и денег, настолько он проникся идеей нашей экспедиции. Так вот он обещал доставить заброску в небольшой посёлок Num, а если получится, то и к базовому лагерю Макалу, как мы изначально планировали. Сезон в долине Макалу начался в этом году позднее, чем обычно, поэтому доставить наш груз в Макалу БЛ ему не удалось. И нам пришлось сделать обход на юг к посёлку Num. И так на 26 день мы добрались до Num, где нас ждали 25 килограмм груза. В заброске была еда на 18 дней, альпинистское снаряжение, тёплые вещи на шеститысячные перевалы и гастрономические изыски, которые мы планировали съесть в базовом лагере Макалу в день получения заброски. Часть груза пришлось оставить в поселке. Вес рюкзаков после распределения заброски оказался 25 и 32 килограмма.
Надо сказать, что мы рассчитывали эту еду на 3 части: Makalu BC - Ambhu Labsta (7 дней), Tashi Labsta (3 дня), Tillman pass (4 дня), запас (4 дня). Плюс ко всему мы планировали что-то докупить в Namche. Но всё получилось иначе. Поскольку большая часть пути до базового лагеря Макалу была ещё закрыта (закрыты лоджии), а шеститысячные перевалы никто не ходил, и приходилось топтать снег вдвоём, то длина нашего автономного отрезка составила не 7, а все 15 дней. Эти 15 дней пришлись на период, когда больше всего хотелось есть (5-6 неделя экспедиции). Даже не есть, а жрать. Организм сильно истощился, поскольку идти на рационе менее 400гр в день в течение двух недель, с тяжёлыми рюкзаками и на высоте, очень трудно. Мы успешно преодолели шеститысячные перевалы East Col(6180м) и West Col(6150м). После этого подойдя к перевалу Ambhu Labsta(5800м), стало понятно, что с нашим снаряжением будет довольно опасно пытаться преодолевать этот перевал с его ледовыми вертикальными стенками. Наши кошки и ледорубы просто не были для этого предназначены, поэтому мы предпочли обход через перевал Mera La(5415м), Lukla и Namche.
После Namche мы напрямую пошли к перевалу Tashi Labsta(5755м), поскольку на перевалы Cho La(5420м), Gokyo Ri(5420м) и Renjo La(5300м) нам не хватало времени. Конечно, сейчас я уже жалею, что мы их не пошли, в итоге времени бы хватило, но мы не знали как пойдёт дальше и сможем ли мы нагнать график. Мы даже не знали, сможем ли мы пройти перевал Tashi Labsta(5755м).
Ролвалинг
Первая выброска (24.04.2016, 56 день пути)
После преодоления Tashi Labsta (5755м), стало окончательно понятно, что идти перевал Tillman(5320м) нам не светит, мы были истощены физически, у нас не осталось нормальной еды, не было уверенности в успешном прохождении, да и инстинкт шептал нам, чтобы мы туда не ходили. Поэтому придя в посёлок Gonggar, мы собрали всё альпинистское снаряжение, тёплые и просто ненужные вещи, и отправили с утренним автобусом в Катманду, а сами пошли дальше. И вот тут у нас началось приключение на неделю. Обход перевала Tillman - был худший отрезок на всём пути. Первые 3 дня было ещё терпимо - просто очень жарко и пыльно. На 4ый день началось хождение по безумно пыльным дорогам, где проезжающие тракторы и мотоциклы обдавали нас облаками этой самой пыли. Володя уже пару дней мучился животом. В Bahrabise и я последовала его примеру. Предыдущие дни выбили нас из колеи, и следующие 3 дня мы эпизодически передвигались на машинах. Крайне бестолковый участок. Но, уже добравшись до трека Gosainkunda, нам удалось вдохнуть свежего воздуха.
Дети в регионе Sindhupalchowk
Катманду (4-8.05.2016, 66-70 день пути)
После прохождения трека мимо озёр Gosainkunda мы добрались до Dhunche, откуда поехали в Катманду продлевать визы, делать следующие разрешения и улаживать всякие мелкие дела. Собирались побыть в городе только 2 дня, но вышло 3. Взяв из Катманду еды ещё на 3 дня, мы отправились снова на трек Langtang. По большому счёту, мы могли не брать ни этой еды, ни палатки. До следующей заброски, проходя по регионам Langtang, Manaslu и Annapurna, у нас всегда была возможность переночевать под крышей.
Лангтанг
Вторая заброска (24.05.2016, 86 день пути)
После перевала Thorung La(5416м) в посёлке Muktinath мы забрали нашу вторую заброску, которую нам снова помог доставить Сурадж. Тут у нас была только еда на 11 дней, которой должно было хватить на оставшуюся часть пути. К счастью большую часть из этого мы съели в следующие 10 дней пути, в регионе Долпо.
В Катманду и Муктинатхе я уже не помню вес рюкзаков, но меньше 13 килограммов он не был ни разу за время экспедиции, даже после опустошения всех запасов.
На пути к Thorung La
Окончание (17.06, 110 день пути)
Последняя точка маршрута - Hilsa. Но ближайший аэропорт находится только в посёлке Simikot. У нас было 2 варианта возвращения из Хилсы до Симикота: 3 дня пешком или 15 минут на вертолёте. После 2 часов торга, мы снизили стоимость полёта на вертолёте до приемлемой нам и за 100 долларов и улетели в Симикот. Нормальная цена для туристов 300 долларов, как мы узнали уже потом. Мы попали в нужное время в нужное место. Да и умение Володи договариваться сыграло не последнюю роль. Вертолёты летают тут только в сезон посещения Кайласа. Из Симикота до Непалганджа мы улетели самолётом (200 долларов), потому что никакой другой транспорт туда не ходит. А уже из Непалганджа до Катманду мы добирались автобусом, что было дешевле. Но летать самолётами в Непале всё-таки безопаснее.
Hilsa
GPS ТРЕКИ
Здесь же выложены треки GPS с нашего навигатора. В архиве лежат оригинальные треки и скорректированные. Список коррекций также прилагается в архиве. На карте видны пропуски. В большинстве случаев это связано с тем, что мы банально забывали сохранить трек в конце дня. Участок Bahrabise - Melamchigaon, это именно то место, где мы пользовались транспортом.
- треки (GPX) экспедиции
- расклад экспедиции
ПЕРЕВАЛЫ
На Великом гималайском пути есть перевалы, много перевалов. Простые и сложные. Всего мы преодолели 35 перевалов. Вот они:
1. Nango La (4770)
2. Lumba Samba (5170)
3. Shipton pass (4250)
4. Keke la (4170)
5. Sherpani Col (6180)
6. West Col (6150)
7. Mera La (5415)
8. Zatrwa La (4616)
9. Tashi Labsta (5755)
10. Tinsang La (3410)
11. Tadepati pass (3650)
12. Laurebina pass (4610)
13. Khurpudada pass (3710)
14. Pansan pass (3830)
15. Mangro Bhanjyang (2936)
16. Myangal Bhanjyang (2965)
17. Larke La (5150)
18. Thorung La (5416)
19. Noname pass (3810)
20. Bhima Lojun La (4460)
21. Niwas La(5120)
22. Jungben La (5550)
23. Noname pass (5180)
24. Chan La(5378)
25. Numala La (5308)
26. Bagala La (5169)
27. Kagmara La (5115)
28. Maure Lagna (3894)
29. Guthichaur La (2995)
30. Daphe Lagna (3685)
31. Ghurchi Lagna (3445)
32. Chankheli Lagna (3594)
33. Margor Lek (4037)
34. Nara La (4560)
35. Chor Lagna (4107)
Но в этом разделе хотелось бы поговорить как раз о сложных.
Один из пунктов, который изначально меня привлёк в Великом гималайском пути – это как раз наличие технических горных перевалов. Нельзя сказать, что информации о них нет, но та, что есть скудна. Итак, что это за перевалы:
- Lumba Samba, 5170м (Канченжданга)
- Sherpani Col, 6180м (Макалу)
- West Col, 6150м (Макалу)
- Ambhu Labsta, 5845м (Эверест)
- Tashi Labsta, 5755м (Ролвалинг)
- Tillman, 5320м (Лангтанг)
4 из них мы прошли, 2 обошли. Мы были первая группа в сезоне, которая проходила их. Все перевалы были пройдены с востока на запад. О каждом из преодолённых перевалов по порядку. Все оценки даны, исходя из личного опыта, и основываясь на шкале оценки трудности перевалов. Это было нелегко, т.к. обычных восхождений у меня не порядок больше, чем технических горных перевалов. Опыт горного похода по Музколу в 2014 году сыграл важную роль в оценке. Описание перевалов не претендует на технический отчёт, но может помочь тем, кто захочет пройти перевалы.
1. Lumba Samba, 5170м (Канченжданга), 18.03.2016, 1A RUS
Этот перевал разделяет регионы Макалу и Канченджанги, а также является самым простым из перечисленных перевалов. Меня вообще изначально удивляло, что его относят к техническим, но под описание 1А он вполне подходит. Основная трудность, которая, конечно, не влияет на категорию, это нахождение правильного пути. Нас спутал трек американцев, которые зашли в неверную долину и пересекли неверный перевал. Мы потеряли день, но всё-таки потом перешли в правильную долину и прошли именно перевал Lumba Samba. После этого случая мы стали уже более осторожно с чужими треками. А выкладывая свои треки, постарались исправить такие грубые ошибки. Бумажные карты у нас имелись, но масштаб там такой, что порой сложно было их использовать.
На подъёме сам перевал представляет собой некрутой снежный склон (20-25%). Несмотря на кажущуюся лёгкость, надо быть аккуратными, теоретически там может накапливаться снег. Идти было некомфортно, старались обходить сомнительные места по краям. Тоже самое было со спуском.
Поскольку перевал двойной, то важно после первого перевала не уйти вниз в долину, а фактически траверсом добраться до второго перевала. После обеда у нас была плохая видимость, поэтому палатку мы установили прямо на втором перевале. Спуск более или менее очевиден.
Перевал Lumba Samba, подъем
Перевал Lumba Samba, спуск
Перевал Lumba Samba, вид на перевал с запада
2. Sherpani Col, 6180м (Макалу), 6.04.2016, 2А RUS
Это уже первый, действительно, серьёзный перевал. Перед перевалом есть Sherpni Col BC, но расположен он довольно далеко от реального перевала. От базового лагеря Sherpani Col подход под сам перевал составил 5-6 часов. Можно было идти, огибая закрытый ледник справа или прямо по нему. Второй вариант понравился нам больше, поскольку был менее камнеопасный. Но тропёжка снега забрала у нас дольше времени, чем планировали, поэтому прямо под перевалом мы встали на ночёвку, а на утро выдвинулись в путь.
На перевал прошли 4 верёвки:
1 – Снежно-ледовая (небольшой бергшрунд).
2, 3 – Разрушенные скалы прикрытые снегом.
4 – Более надёжные скалы, прикрытые снегом.
Склон не сложный, но разрушенные и присыпанные снегом скалы не давали почувствовать надёжность. Поэтому на второй и третей верёвке, пришлось оставить рюкзак внизу, и лезть без него. Возвращалась за рюкзаком уже с верхней страховкой.
Спусковой склон намного круче, чем со стороны подъёма. Также с западной стороны очень большой ранклюфт, поэтому пришлось искать его самое узкое место. Всего 3 дюльферные верёвки. Местами дюльфер был довольно отвесный.
Общее снаряжение: 2*40м верёвка, 4 петли, карабины, расходник.
Перевал Sherpani Col, подъём
Перевал Sherpani Col, вид с Sherpani Col BC(базовый лагерь)
Перевал Sherpani Col, подъем, 3 веревка
Перевал Sherpani Col, на перевале
Перевал Sherpani Col, вид на сторону спуска
3. West Col, 6150м (Макалу) , 7.07.2016, 2Б RUS
Самый сложный и выматывающий из пройденных перевалов. Подъём на перевал не занял много времени: 30 метров лазания с одновременной страховкой по простым скалам. А потом началось самое интересное - спуск. Обычно большие и толстые экспедиции достают бухту верёвки метров на 200, и её хватает донизу или почти донизу. У нас же это было 8 дюльферных верёвок по разрушенным скалам и льду. Часто весь склон бывает покрыт снегом, но у нас его не было совсем. На склоне висит множество старого и не очень снаряжения: верёвки, снежные крючья. Спуск шёл очень медленно, а погода не добавляла оптимизма. Это был один из тех дней, когда ты счастлив уже от того, что удалось поставить палатку. Приблизительную нитку маршрута я нарисовала, но самое главное это при спуске высматривать старое снаряжение (всё как обычно) и во второй части спуска плавно уходить налево.
Общее снаряжение: 2*40м верёвка, 4 петли, карабины, расходник. Могут пригодится ледобуры, на них, конечно, надёжнее спускаться.
Перевал West Col, маршрут спуска
Перевал West Col, вид на сторону подъёма
Перевал West Col, вид на сторону спуска
4. Tashi Labsta, 5755м (Ролвалинг) , 20.04.2016, 2А RUS
19 апреля мы подходили к перевалу, который, по словам местных, ещё не был пройден в этом сезоне, а значит снова тропёжка. Уже почти у места нашей ночёвки встретили 3 чехов, которые возвращались с перевала ни с чем, хотя выглядели серьёзно: обвешанные ледобурами, инструментами и другим железом. Они так не смогли преодолеть его и пожелали нам удачи. «Probably you are better climbers than us». Я много проштудировала информации об этом перевале, как и о других технических перевалах, поэтому рискнула предположить, что они просто неправильно начали его идти. Сказала им об этом, но они уже твёрдо решили поворачивать. Внутри было спокойствие и уверенность, разворот этих чехов меня мало тронул. Фишка перевала, что его не надо преодолевать в лоб. Начало маршрута находится в 300 метрах от того, где хочется начать подниматься. Кулуар представляет собой 35 градусный ледово-снежный склон. Шли с попеременной страховкой 3 верёвки. Затем длинный простой траверс к самому перевалу с одновременной страховкой. Метров за 200 до перевала начинается закрытый ледник, как и на всём спусковом склоне потом.
На спуске было 2 стрёмных места, где страховались попеременно: около самого перевала и внизу, где склон встречается с ледником Drolambau. Потом ещё 2 дня выбирались через нескончаемые ледники Drolambau и Trakarding. На ледниках много туриков, которые периодически появляются и пропадают. Самое опасное и неочевидное место, где они пропали – это было начало огромного ледникового озера Trakarding. В этом месте тропа исчезла. Долго мы искали правильный путь, в итоге пошли по простреливаемой осыпи, а потом долго выбирались на тропу. Так вот очень важно в начале озера подняться всё-таки наверх, даже, если кажется, что там тропы нет.
Перевал Tashi Labsta, маршрут подъема
Перевал Tashi Labsta, после кулуара
Перевал Tashi Labsta
Перевал Tashi Labsta, кулуар
Ледник Trakarding
Ледник Trakarding/Drolombau
5. Ambhu Labsta, 5845м (Эверест)
Мы его пытались пройти, но за 100 метров до перевала развернулись. Перевал представляет собой ступенчатый ледник, который примыкает близко к скалам. Для преодоления его в тех условиях (отвесная ледовая стенка) необходимы были жёсткие кошки и более серьёзные ледовые инструменты, чем мы не располагали. Поэтому нам пришлось развернуться, благо были варианты обхода. Как обычно в таких ситуациях позднее кажется, что можно было попробовать. Учитывая ещё и наше истощённое состояние на тот момент, понимаю, что это было единственное разумное решение.
Полезные ссылки об этих перевалах
http://ai.stanford.edu/~latombe/mountain/photo/taplejung-to-jiri-trek-2012/nepal-fall-2012.htm
http://www.shawnforry.com/Margin_Walker...A_Hikers_Chronicles/Planning/Entries/2011/11/5_Great_Himalaya_Trail_files/Tashi%20Labsta.pdf
http://www.shawnforry.com/Margin_Walker...A_Hikers_Chronicles/Planning/Entries/2011/11/5_Great_Himalaya_Trail_files/Technical%20Passes.pdf
http://www.nayakanga.sluiter.eu/Itinerary.html
http://greathimalayatraverse.org/s4-chhukung-to-last-resort/
http://www.himalaya-info.org/amphu_labtsa.htm
http://triturika.narod.ru/icecols/
ВИЗА
Итак, что было известно заранее:
Максимальный срок пребывания в Непале - 150 дней в течение визового. Максимальный срок, на который оформляется виза по прибытии - 90 дней. Визовый сбор за туристическую визу оплачивается в долларах или эквиваленте в местной валюте. При необходимости туристическую визу можно продлить, находясь на территории Непала. Для этого нужно обратиться в ближайший офис Департамента иммиграции, заполнить анкету и оплатить пошлину - $2 за каждый день продления.
Это официальная информация. Когда искала более подробное описание на тему того, в какой момент можно продлевать визу, то практически ничего не нашла. В основном было написано, что можно продлевать визу только при приближении срока окончания визы. Но я так и не нашла информацию за сколько дней именно.
Проблема была в том, что мы прилетали в Непал 24 февраля, и оформляли визу на 90 дней, которая заканчивается 23 мая. Приехать в Катманду на продление визы и разрешений, мы запланировали в районе 10 мая. И было непонятно достаточно ли это близкий к концу срок для продления визы. Когда задала вопрос нашему треккинговому агентству, то они предложили продлить нам визы за определённую сумму, поскольку якобы необходимо давать взятку офицеру.
Решили, что определимся на месте. А на месте оказалось всё просто. Продлить визу вы можете практически сразу по приезду. Надо просто пойти в ближайший иммиграционный офис и там за полчаса оформить продление визы, не дожидаясь окончания визы. По факту мы не успели это сделать в феврале и делали в мае. Никому не пришлось платить лишних денег. В сумме виза на 122 дня стоила 164$: 100$(90 дней) + 32*2$ (32 дня).
РАЗРЕШЕНИЯ
Сколько головной боли доставили эти разрешения. Для каждого из 10 регионов надо оформлять 1-2 разрешения: вход в национальный парк и/или специальное разрешение. Власти Непала открыли путь, но поддержать в правовом смысле людей, собирающихся пройти этот путь – не подумали. А именно, создав единый пермит. Разговоры с властями сейчас об этом ведутся, но данный момент необходимо оформить десятки различных бумажек.
Разрешение на вход в национальный парк Annapurna
Всё ещё осложняется тем, что угадать в какую даты ты будешь пересекать регион иногда невозможно. Мы пытались это решить таким образом, что хотели оформить разрешения с перекрытием. Например:
1 марта – 25 марта: Канченджанга
20 марта – 14 апреля: Макалу
Но оказалось, что сумма дней всех разрешений не может перекрывать период действия визы, поэтому сильно с перекрытием дат не прошло.
Специальное разрешение в регион Humla
Как оказалось, и в Непале суровость законов компенсируется их неисполнением. Что хочется сказать в общем о проверке разрешений. Есть очень строгие регионы, где даже необходим гид для прохода через пропускной пункт, но есть и такие, где полицейские не то, что не знают английского, они не умеют писать. Порой они не знают, что именно нужно проверять. Иногда мы сами брали наши документы и регистрировали себя в книгах. В Хумле полицейские угостили нас далбатом, при этом, не взяв ни рупии. В целом никаких неприятных эмоций от местных властей мы не испытывали.
Все специальные разрешения(пермиты) оформляются только в Катманду. Часть входных разрешений в национальные парки можно оформить на месте. TIMSы (паспорт треккера) нет необходимости оформлять на каждый регион. Мы их объединяли по 2-3 региона, всё равно нигде не проверяют.
Паспорт треккера
По регионам
Регионы, которые и теоретически, и практически можно оформлять самим: Эверест, Аннапурна, Лангтанг.
Регионы, которые теоретически нельзя, но практически можно пытаться оформить самим: Канченжданга, Макалу, Рара, Хумла.
Регионы, которые не получится оформить самим: Манаслу, Долпо.
Если вы захотите идти Верхний Долпо, то приготовьте 500$ в неделю. По некоторой информации там нет проверочных пунктов, но мы не рисковали, поэтому шли Нижний Долпо.
Когда нас спрашивали про гида, то мы отвечали, что он идёт за нами. Понятно, что в разрешённых регионах нет смысла врать. Но в тех, в которых вы теоретически не можете идти без гида, лучше не рисковать. Особенно интересовались нашим гидом в Долпо и Хумле.
ЕДА
Разбавлю полезную информацию интересной :)
Еда в Непале достаточно разнообразная. В городах большой выбор различных вегетарианских и мясных блюд. Но сами непальцы, даже состоятельные экономят на еде и питаются довольно скромно, а некоторые однообразно. Да, есть момо( пельмени), Тупка (суп), Секува (шашлык) и многое другое. Но всё меркнет на фоне далбата. Главная пища Непала – далбат. В горных деревнях люди изо дня в день едят далбат, на обед, на ужин и так каждый день, месяц, год.
Момо в Катманду
Что такое далбат? Основа - это отварной рис с чечевичной похлёбкой. Дал – чечевица, бат – рис. К нему могут идти различные добавки: жареная картошка, овощи, зелень, редко мясо. Интересная особенность далбата: если Вы его заказали, то обязательно наедитесь, поскольку все ингредиенты подкладывают пока Вы не скажете «хватит». Обычно туристы еле съедают целую порцию. Мы довольно быстро начали удивлять местных и с радостью принимали добавку.
Далбат в бедной горной деревне
Приготовление чечевичной похлёбки в скороварке
Я ела какое-то невероятное количество еды все 4 месяца в Непале. Я могла съесть в 3-4 раза больше моего стандартного обеда дома. И при этом худела. Лучшая диета! Например, в сотый день экспедиции, попав в город Джумла, устроили себе полуднёвку. В этот день мной было съедено 2 поздних завтрака, 2 обеда, 2 ужина и 15 манго на десерт. Владимир потерял 29кг.
Если вспомнить о самой дорогой еде в Непале и жизни вообще, то это будет тарелка жареного риса и 2 кружки чая за 15 долларов (Эверест), а также большая порция жареной курицы за 14 долларов (Симикот). Но тут же был пример и очень дешёвой еды: 6 кружек чая и упаковка печенья за 80 центов.
Индийское рисовое блюдо приготовленное нам в Namche Bazaar
Несколько заметок. Мухи в еде встречаются редко, но бывает. Крепкий чай – явление редкое. Один чайный пакетик на 1 литр чая непальцы считают более, чем достаточно. На Западе вместо чая вам часто могут подать прозрачный растворимый кофе.
Еда в автономные дни
Изначально мне не совсем было понятно, сколько у нас будет автономных дней (с собственной пайкой), а сколько мы можем рассчитывать на местных. Была очень разнообразная информация, например поляки 80 дней прожили автономно, американцы не давали такой информации, но было не похоже, что настолько много. Но мы рассчитывали на 50 дней из 120. По итогу получилось 40 дней из 110, так что были недалеки от начальных прикидок. По моим прикидкам в любом случае дольше, чем 5-7 дней подряд, мы не должны идти автономно. Поэтому еду на автономные дни посчитала 400грамм на человека в день. Конечно, это мало, особенно в долговременной перспективе и на большой высоте, но повторюсь, что основное насыщение организма планировалось у местных. А между этим главное поддерживать организм.
Весь наш ужин в один из вечеров, когда запасы еды подходили к концу
Так получилось, что расчёт о максимальных 5-7 днях на автономном питании был неверный. Поскольку в этом году трек Макалу открылся позже, чем обычно, и большую его часть мы шли среди закрытых отелей первопроходцами в сезоне. А также, потому что на 6000 всё шло медленнее, чем планировалось. И 5-6 неделю мы провели без людей. Это как раз момент, когда организм акклиматизировался, вошёл в пиковую форму и больше всего требует топлива в виде еды. Эти две недели мы мечтали о еде. Не о мясе и чём-то исключительном, а просто еде. Например, я представляла себе, как могу съесть килограмм риса.
Кашки-минутки, Adventure food, вяленое мясо брали из дома. Кашки-минутки – вообще стали моим любимым блюдом, то чего нет там, и то чего почему-то не хватало. Adventure food нам проспонсировал магазин „Celotajs”, поэтому его мы имели в достаточном количестве. 2 недели подряд есть сублимированную еду одной фирмы надоедает, и лучше, кончено, брать сублиматы разных производителей.
Готовим завтрак в палатке
Вяленое мясо нам помогли сделать в Риге, и там же мы его упаковали в вакуумные пакеты. Также упаковали и привезли различные сухофрукты с Риги. Сушёное мясо есть и в Катманду, но оно настолько острое, что мы его и не смогли съесть, выкинули.
Домашние заготовки
Mars, snickers, а также соевый местные шоколад доступен только в городах и на крупных туристических маршрутах. Зато местное печенье в ассортименте в любой лавке. Самое лучшее это Coconout biscuits. Также в местных лавках можно купить леденцы, коих мы съели невероятное количество. Когда сосёт под ложечкой, закидываешь конфету и притупляешь чувство голода. Чай покупается в больших городах, сахар – можно прямо у местных.
Еда у местных и лоджиях
Есть большая разница, еда у местных и еда в лоджиях (непальские горные гостевые дома). Еда у местных крайне неразнообразна, тогда как в лоджиях часто есть даже меню.
Меню в гостевом доме
Завтрак у местных. Обычно диалог происходил так:
- Вы можете завтра приготовить завтрак?
- Да, а что вы хотите?
- А что есть?
-ммм, чапати, яйца…
Так что эти яйца стояли уже потом поперёк горла. Мы их ели жареные, варенные. Однажды Вовка попросил приготовить ему глазунью, пытался объяснить, что это такое. Ему принесли варёное яйцо, обжаренное в масле :). Чапати – местные хлебные лепёшки. Иногда соглашались приготовить блины. Но блины на воде и муке, частенько плохо прожаренные.
Приготовление чапати
Завтрак в лоджиях. Тут мы стеснялись и брали жареный рис, картошку, макароны. Нормальная порция горячего второго. Без мяса, естественно.
Обед у местных и в лоджиях. Обед был редко. Хорошо, если 20 из 110 дней нам удавалось полноценно поесть что-то горячее, обычно на это не было времени. Типичный обед у местных и в лоджиях – макароны (chowmein) или жареный рис. Но всё же чаще вяленое или сушёное мясо, печенье, вода.
Макароны и пицца в гостевом доме в Лангтанге
Ужин у местных. Далбат, всегда далбат. Задалбат. На самом деле это блюдо всегда разное, потому что готовили всегда разные люди. Но люди в горах настолько редко едят что-то другое, что мы никогда не попадали на это другое. Обусловлено это тем, что далбат сытный, ингредиенты не портятся месяцами, и всё просто в приготовлении. И мы к нему привыкли. Лично мне яйца опостылели раньше, чем рис.
Ужин в лоджиях. В лоджиях, как правило, есть разнообразие. Если место особо туристическое, то можно попасть на мясо яка или курицы. А так меню более или менее стандартное: макароны/картошка/рис с зеленью/тунцом/овощами/яйцом. Бывают яблочные пироги, момо (пельмени), супы. Когда попадали на треки, то появлялось разнообразие, но случалось это не часто.
Алкоголь
Мнение о том, что непальцы не пьют алкоголь, сложилось у меня во время первого краткого приезда в Непал в регион Лангтанг. Но, как оказалось, пьют и довольно многие. Если говорить о количестве выпиваемого, то я бы сказала, что мало. Хотя им и меньше надо для достижения опьянения, чем среднестатистическому европейцу. Действительно, пьяных непальцев я, можно сказать, и не видела.
Тонгба в деревянном сосуде у огня
Привозной алкоголь дорог, и его могут себе позволить немногие непальцы. Самые распространённые напитки: чанг – домашнее ячменное пиво, ракши – рисовое вино, и кукри – местный ром. На востоке страны распространена тонгба – алкогольный напиток из пшена. Чанг, ракши и тонгбу делают прямо дома в больших бочках, в то время как кукри – бутылочное изделие. Всё из этого я пробовала 1-2 раза, чтобы быть в теме. Мой топ:
1. Тонгба – напоминает недобродившее вино, подаётся в красивых массивных сосудах. Фактически тебе насыпают настоявшееся зёрно в сосуд и при тебе же заливают кипятком. Как только ты выпиваешь жидкость, то кипяток подливают снова, и так пока не заканчивается вкус.
2. Ракши – слабый прозрачный алкогольный напиток. Наилучший вкус достигается, если употреблять тёплым. Этот напиток был бы первым в топе Володи. Из самодельных напитков наибольше напоминает традиционный алкоголь.
3. Чанг – как называют сами непальцы – местное пиво. Очень странной консистенции, зачастую со сгустками рисовой массы, из которой делается. Даже пить его не очень удобно. Не понравилось ни мне, ни Володи.
Китайское печенье. Что необычного?
Ресторан в Долпо. Даже на вывеске написано, что ресторан!
Он же внутри
Украинский борщ в Муктинатхе
Домашние блинчики и крепкий чай в Муктинатхе
Пока всё. В следующих статьях я расскажу о выборе и износе снаряжения, одежды, обуви; используемом комплекте техники; связи и навигации, животных и людях, затраченных финансах. В общем, попытаюсь поделиться всеми знаниями, которые мы получили за время экспедиции.
Больше фотографий
Благодарим за поддержку
Называется Dream Home