Туда не занесёт ни лифт ни вертолёт? Правильно, зачем если можно канатку построить!
Дождались!
НА ВЕРШИНУ ЭЛЬБРУСА ПЛАНИРУЮТ ПОСТРОИТЬ КАНАТНУЮ ДОРОГУ
Как стало известно, возможность строительства канатной дороги на вершину Эльбруса рассматривается в настоящее время Акционерным обществом «Курорты Северного Кавказа» (КСК), заявил заместитель генерального директора КСК по развитию Святослав Вильк, в ходе своего выступления в Северо-Кавказском федеральном университете..
«Есть планы по строительству самого высокого подъемника в мире — на самую вершину (горы Эльбрус). Физически есть такая возможность, создать такой подъемник и его построить. Не знаю, удастся ли это нам, но мы, по крайней мере, такие планы сейчас пытаемся проработать», — сообщил Вильк, однако возможные сроки реализации масшатабного проекта и его затратность он не уточнил. Эльбрус является высочайшей вершиной Европы и России (5642 м.) и модернизация уже имеющихся на его склонах подъемников началась два года назад под управлением КСК. Свыше одного миллиарда рублей в 2015 году инвестировала КСК только в обновление курортной зоны Приэльбрусья. Эти деньги были потрачены на на строительство третьей очереди канатной дороги «Станция Мир» — «Станция Гара-Баши» до отметки 3847 метров, тем самым став самой высокогорной канатной дорогой в Европе и России..
Однако, нельзя не согласиться что эта канатка повысит безопасность и уменьшит количество "первопроходимцев". Я имею в виду тех кто свой путь в альпинизме начинают и заканчивают Эльбрусом со словами "И что, это и есть альпинизм" ?
Жаль. Но как говорится: "Нет предела, хм... совершенству".
Зато будет меньше понтов по поводу "Я был на Эльбрусе"
Хотя "планы" у нас как правило для того и строят, чтобы не выполнять. Другой вариант-"попилить" на этом деньги, с тем же самым конечным результатом. Так что подъёмник вряд-ли будет скоро, если будет вообще. Наиболее вероятно, что "прожект" по тихому сгинет.
Посчитают, лямов 50 в проект запилят.А строить ничего не будут.
Ибо физиология человека не приемлет попадание неподготовленного клиента с 1000 на 5000 за 10 минут.
Хрень все это.Денег спишут и забудут.
Вот только куда потом инсультников девать будем? )))
Насчёт горнолыжного спуска - круто, да!
Насчёт горняшки - будут выдавать кислородные баллоны с масками.
Причём, чем выше - тем дороже! На вершине - в 10 раз дороже чем перед подъёмом, на Гара-Баши. Дорога ложка к обеду!
Ну да... ну да... Не объясните мне инженеру строителю, как инженер строитель... опоры на леднике - это как ?
Эльбрус и гранит? Что-то не очень я его там видел? Может, и есть, но глубоко, как и в большинстве Кавказа. А чтобы добраться до коренной породы, что он будет со льдом делать, который поверх нее? Убрать весь методом пропаривания бетона фундаментов?
Далее, "железобетонщики" - это специалисты по расчету и проектированию ж/б конструкций. Такая профессия вчера еще точно была. Был бы он строителем - должен был бы знать.
Ведущего ветровика (кто такой ветровик - надо объяснять?) России я знаю лично, поскольку динамики (кто такие динамики - надо объяснять?) на соседнем этаже сидели. Вроде еще жив должен быть. Последнюю версию СНиПа по ветру он делал.
Но не вижу причин его дергать по мелочам. Когда нам ставили задачи по расчету чего-то тросового (хотя обычно металлисты (кто такие металлисты - тоже надо объяснять?) это делали без нас, задача-то простая) - вопрос решался с помощью МКЭ. Стержневые элементы. Сейчас, может, уже и похитрее элементы используют. Уже тогда задача разработки специализированных КЭ была у нас одной из основных.
Динамику, насколько я помню, тоже так считали.
Тросовые конструкции конструируют так, чтобы они только на растяжение работали. Поэтому проблемы с устойчивостью там нет. Сложные конструкции считают так же. Только набирают из элементов разного типа.
Так что стройте дальше.
Самое печальное что потом один фиг все по месту переделывают, потому что выясняется что разные коммуникации друг другу мешают и т.д. Американцы при проектировании своего последнего авианосца вообще использовали виртуальную реальность - надел очки и можешь побродить внутри, осмотреться...
И я Вас вынужден сильно огорчить, но ж/б конструкции, стальные конструкции, деревянные и т.д. обычно проектировали совершенно разные люди. А другие люди разрабатывали методы их расчета. А заодно, обычно, и нормативные документы и методики по расчету и проектированию. В том числе и по определению нагрузок - ветровых, снеговых, и прочих. Вы когда-нибудь СНиП видели?Как Вы думаете, откуда они брались? Тоже самозарождались в конторке прораба? Если специалистов по расчетам на ветровые, снеговые нагрузкам никогда не существовало, кто придумывал, как конструкции на них считать,а?
Я знаю, что одно время такие "эффективные менеджеры", как Вы, пытались массово внедрить знаменитый "беспроектный метод строительства". Только почему-то начались аварии.
Насчет расчета троса на устойчивость - это Вы на Нобелевку претендуете! Потому как (сюрприз!) устойчивость существенна только при сжатии. Вы когда- нибудь видели трос, работающий на сжатие? Расскажите нам о нем. А вот для всяких хитрых висячих конструкций устойчивость - важный фактор. Но, боюсь, Вы одно от другого не отличаете.
А, кстати, тот якобы ГИП, который рассказал Вам, что всего этого не существует, сколько лет перед этим пил?
И причем тут мой отец? Он не проектировщик. К Вашему сожалению, НИИ еще до сих пор существуют. И в них люди вполне успешно работают.
Но проблема Ваша в том, что я 12 лет проработал в строительстве. И тоже в НИИ. Поэтому, естественно, в отличие от Вас, хорошо знаю, как люди различных специальностей в этой отрасли себя называют.
А насчет Эльбруса - что можно сказать о человеке, который заявляет, что Эльбрус из гранита? Есть большие сомнения, что он когда-то был на Эльбрусе.
Как там говаривал г-н Полесов: "вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. А они трамвай собираются пускать!" (С)
Надо говорить - *балеринщик": мальчики иногда тоже танцуют.
Что касается обсуждаемого вопроса, расчетов строительных конструкций и пр. - entv прав, а Вы нет, достаточно беспристрастный взгляд со стороны (entv меня не любит;-)). Так что насчет признания ошибок... начните с себя пожалуйста.
Канатка до вершины Эльбруса на сваях ЗАБИТЫХ ДО КОРЕННОЙ ПОРОДЫ это бред сумасшедшего. Хотя на обслуживании (читайте регулярном монтаже заново) можно столько попилить - сочинская олимпиада отдыхает...
Теперь о бреде - простите, это была по возможности сухая констатация факта. Фактически Вы предлагает создавать рукотворный нунатак для каждой опоры. Свая там работать не будет - ее снесет, минимальная толщина лед. покрова на Эльбрусе - десятки метров (в среднем больше). И лед в таких местах имеет неприятное свойство ползти вниз, пусть с небольшой скоростью - но свае этого хватит за глаза.
Но entv общался, допускаю что у них там свой сленг. Осмелюсь предположить, что металлистами там называют тех кто проектирует металлоконструкции, ветровиками тех кто считает ветровые нагрузки, а динамиками тех кто считает динамическую устойчивость (ну там собственные колебания и вот это вот все - не раскачает ли мост вплоть до разрушения).
Скажем у нас есть твердотельщики, магнетчики, низкотемпературщики, и еще куча всего. Я занимаюсь числодробилками - но это не означает, что я лобзиком выпиливаю в металле детали машин, которые потом шинкуют в труху бумажные распечатки с числами;-)
Откуда нам знать, что entv реально с ними общался и вообще имеет хоть какое-то отношение к строительству? Похоже, он все эти профессии придумал на ходу.
Вы опросили всех инженеров-строителей что бы делать столь радикальные заявления?;-) Если нет, то не могли бы Вы это свое заявление как то обосновать?
Посещал я "Зельден, Волтаранс, Монте-Роза, Куршавель, Мирабель" -там везде на круг подъемники до 3000-3300 м, уютные долинки с относительно небольшими ледниками. И ничего похожего на ледовые поля Эльбруса. Ума не приложу, как это можно сравнивать.
Фигля там реки поворачивать, давайте от себя элементы горного рельефа добавлять!
Не то что я мегастроитель, я всего лишь скромный к.ф.-м.н. - но законы физики то пока на Эльбрусе еще никто не отменял?;-)
Про потепление это даже грустно... я видел фото Безенги вековой давности - блииин... там такое было;-(
А потепление да... грустно... когда-то в Безенги из Сванетии чуть ли не лошадей гоняли именно потому что перевалы льдом и снегом покрыты - идёшь и идёшь себе, как по тому же Эльбрусу. Теперь - фиг.
***
Про бурение Эльбруса и выход геотермальной энергии, которая все расплавит - не, не слышали)
А мне вот непонятно: озвучена только сама инвестидея, а "специалисты" уже хоронят на корню.
Мне вот что интересно: господа "специалисты" уже знакомы с результатами инженерно-геологических изысканий? Так пусть поделятся, посмотрим предметно, обсудим.
А то вся дискуссия - как у классика, Н.В.Гоголя "Что ты думаешь, доедет то колесо, еслиб случилось, в Москву или не доедет?" (С)
По принципу "чё тут думать, трясти надо"
Больше всего забавляет entv, круглый спец
Да нет конечно... так потрындеть... по приколу было узнать технологию подготовки и монтажа опор именно на леднике...
Но мне забавно было почитать как ополчились на идею "знатоки". Прям как со свечками на Красной площади :-D
Куда более реалистичной выглядит конструкция из направляющего троса, лежащего на льду и закрепленного по всей длине аналогами ледобуров, тока зело побольше. Крепления скользящие естественно, буры едут вниз вместе с ледником. А по тросу ходит вагончик с салазками. Но стандартной я такую фиговину бы не назвал, это аццкая экзотика.
Нагрузка на трос, лежащий на льду, на порядок-два меньше чем на висящий трос. Поперечная фиксация троса (от ветровых нагрузок) тоже вполне реалистична, например обычный бур длиной 18 см (крутиться одной рукой) держит 12кН.
Обмерзание это отдельный вопрос.
Да просто лед это не беда.... а вот движущийся лед таких параметров - это беда... чем круче будут опоры - тем грустнее на них будет смотреть...
Всё-таки не всегда. История со станцией Лазарев - достаточно яркий пример. Предпочли построить Новолазаревскую.
Я плохо помню промежуточную станцию канатки на Монблан. Но верхняя, по моим воспоминаниям, на гранитах стоит. Здоровенная скала гранитная.
На Эльбрусе таких нет. Значит, нужны серьезные свайные фундаменты на небольших скальных выступах из рыхлых пород!
Далее, склон - пологий и неровный. Значит, станция на Приюте должна быть очень высокой. А это - еще более мощные и широкие фундаменты.
Далее. Крупных землетрясении на Эльбрусе, конечно, не было давно. Но строительство таких масштабов на вулкане потребует расчета на сейсмику. Расчетный балл для Эльбруса, полагаю, никто еще не считал - не было необходимости.
Опять же, расчет на снег и ветер для сооружений такого масштаба - вещь серьезная. Про "воющую мать" слыхали?
Условия строительства. Ну тут все понятно. Хотя развивать этот вопрос можно широко. В России и в СССР ничего столь серьезного в таких условиях, насколько я понимаю, не строили. Технологических проблем будет не вагон, а просто поезд.
Обеспечение безопасности пассажиров. Ну, разве что, как на ж/д на Тибет, герметичные вагоны с повышенным давлением. Да еще и герметичные "вокзалы". Собственная спасслужба на станциях. И т.д.
Короче, из принципа такое построить можно. Как доказательство, что "мы все можем". Но вот окупится ли оно хоть когда-нибудь - большой вопрос. Ну, или можно, если это будет пилотный проект, а потом мы такими будем весь мир застраивать.
А с точки зрения технологии основная проблема будет - на вершине станцию строить. На Приют еще можно дорогу как-то проложить, чтобы таскать материалы и оборудование, людей возить. А вот на вершину... Ну, и нацпарку придется нелегко.
А вообще, судя по:
https://www.google.ru/maps/place/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81/@43.3481087,42.4380148,5545m/data=!3m1!1e3!4m5!3m4!1s0x40590ad75c4e757f:0x93b32f99989061ef!8m2!3d43.3499382!4d42.4453301?hl=ru
Вроде выходы породы есть?
Надо изучать их несущую способность и профиль местности для исключения провисов.
Это - хохлоукровский подход, как к строительству моста Крым-материк: а давай попробуем, вдруг не вдарят грабли по лбу при очередном наступе на них. А москали - да они не построят, это распил, там плиты движутся, там весенний ледоход снесёт итдитп.
Ну, так не строили и не проектировали уже в 19 веке. Есть инженерные расчёты, с учётом ВСЕХ факторов.
В конце концов, есть такие стадии предпроектной проработки как ДОН, ОИ, П, РП. Сейчас - только инвестиционная идея озвучена. А наши "спецы" уже хоронят. Смех сквозь слёзы, ей Богу
И причем здесь, простите, "хохлоукры" О_О?
А где в посте написано про капстрой на льду?
А вот насчет капстроя - обсуждаемая канатка с перепадом по высоте почти в два километра это не капитальное сооружение?
1. Капстрой характеризуется не перепадом высот а кое-чем другим.
2. Куда-то у Вас делись Ваши заглавные буквы НА ЛЬДУ.
Может, лучше Вам спать пойти, АТО какие-то несвязные комменты пишете уже
Ваши загадочные "хохлоукры" и майдан где обитаются?
> 1. Капстрой характеризуется не перепадом высот а кое-чем другим.
Чем же? Сорвите покровы!
> 2. Куда-то у Вас делись Ваши заглавные буквы НА ЛЬДУ.
Э... я должен повторяться?
> Может, лучше Вам спать пойти, АТО какие-то несвязные комменты пишете уже
Прежде чем обвинять кого то в бессвязности, Вы уж определитесь пожалуйста с происхождением "хохлоукров" и майдана. И попробуйте начать отвечать по существу, а то выглядите как тролль... ;-(
Вы мягко пытаетесь соскочить с обсуждения Вашей натяжки.
В 00:01 Вы спросили где на Эльбрусе капстрой на льду. Через 22 минуты я попросил Вас найти в обсуждаемой статье про капстрой на льду и показать. Вы отвечаете "я должен повторяться?" И после этого Вы обвиняете в троллинге? А в бан (временный), за такие закольцовки?
Для таких фантазёров как Вы излагаю: хохлоукры живут в фантастической стране, функционирующей в их воспалённых мозгах. Отличительная черта их - регулярные подпрыгивания, обычно на граблях. В результате сотрясений и потрясений от их подскакиваний, от их фантастической страны отваливаются большие части, вместе с населением. А майдан - это просто площадь, в том числе в казацкой станице которых не много, а очень много, в том числе в России. К сожалению, этот дебилизм оказался заразен, увы.
Возвращаясь к истокам: где в публикации про капстрой на льду на Эльбрусе, упомянутые Вами в 00:01?
Повторяю вопрос - если канатка на Эльбрусе с перепадом почти 2км не капитальное сооружение, то какое же это сооружение по Вашему?
И еще один вопрос - что из капитальных сооружений было построено на Эльбрусе на льду к настоящему моменту за последние 200 лет?
Не нравится термин капитальный - ок, давайте рассматривать сооружения массой от 10 тыс тонн, со временем эксплуатации десятки лет. Масса одного троса при сечении 10см.кв. (на самом деле он будет толще) и длине 10 км (трос идет туда-сюда * уклон склона) составит
80 тонн, ну опоры и пр должны быть по крайней мере на два порядка тяжелее.
И еще, мне не нравится Ваш тон. Думаю что при личной встрече Вы бы в таком тоне разговаривать не стали. Хочу заметить, что в последнем Вашем комментарии очень много букв и ни одной по существу обсуждаемого вопроса;-(
В посте - нет НИЧЕГО про строительство на ЛЬДУ. Но Вы упорно пытаетесь обсуждать это именно со мной. Идите к entv и vasilijivanishin, и с ними это обсуждайте.
А обсасывать получится/неполучится построить объект, к которому не то что П и РП, а даже ДОН и ОИ нету - считаю пустым трёпом.
Так что, прошу Вас перестать приписывать мне то чего я не писал и потом предъявлять это, заодно с обвинениями. Кстати, в худших традициях хохлосрача.
Вопросов больше не имею.
И строят на нём - тоже, уже давно. Но не на льду
Вы же меня попросили привести примеры капстроительства на льду.
Это я и называю хохлосрачем: делать выводы не разобравшись по существу, как со строящимся сейчас мостом Крым-материк, например
Всего Вам доброго
ЗЫ: расшифровываю неизвестные Вам (как оказалось) сокращения стадий проектирования
ДОН - декларация о намерениях
ОИ - обоснование инвестиций
П - проект
РП - рабочий проект
Предлагаю здесь копья не ломать, а относиться к теме канатки до вершины проще, с юморком ;)
Вот если дело дойдёт до стадии ОИ, хотя бы, тогда и можно будет обсуждать... Очень хотелось бы тогда увидеть это ОИ, а заодно и задание на проектирование от Заказчика (что там в него будет входить и закладываемый срок службы объекта).
Срок службы будет стандартные 30 лет. Как например для Джайлыка, погибшего под селем в 1983.
Вот самое интересное будет со сроками окупаемости. Не говоря уже о дисконтированном, даже обычный хорошо если будет те самые 30 лет. Но. Там надо смотреть комплексно, вместе с сопряженным бизнесом: горнолыжка, кафе на Восточной, экскурсии, прокат индивидуального кислородного оборудования для выхода в "дикую природу" :-)
Да, интересно было бы увидеть хотя бы результаты ИИ, ну хоть задание на них ;) Тоже мечты..
А что можно интересного узнать из задания на ИИ для этого объекта?
Ок, прошу прощения если был где то резок.
Надо верить... уверенно сказано... и даже осмеченно... ))
Там всё же есть скальные выходы. От Гара-баши до Восточной. Другое дело - насколько они монолитные и часто стоящие.
Подождём результатов изысканий, там видно будет.
Ну, пусть построят и заодно пусть на их совести будут все инсулты, обморожения, отьеки мозгов и последующие срывы людей, которые вот так "просто" за десять минут с 2000м покатят до 5640м.
СКОРО! Новое, большое, высокогорное (самая высокая в Европе) кладбище с названием Эльбрус-трупосборник.
И тут Остапа понесло....
P.S.: Наверх, на вершину, и внутрь, в "Провал" к самому жерлу. Обустроить внутри гостиницы, бассейны, смотровые площадки и пр.
При всем уважении, Вы поторопились с аналогией.
Да ладно Вам, вагончик герметизировать и принудительную подкачку воздуха организовать. И никакой горняшки.
Кста, у Китайцев есть ж/д через перевал высотой 5 км. Так там вагоны так и оборудованы.
Быстро же вы забыли эпопею с приютом на перемычке...
чем все закончилось надеюсь помнят...
Не так просто построить канатку по леднику да еще с непонятным ветровым режимом окрестностей...
Расслабтесь...
Все будет хорошо, на ближайшие 10-20-30 лет будут клиенты ходить пешком....
Эт точно!
***
Сразу видно практичного и тактичного человека. Поскольку производственное совещание также часто бывает бессмысленным, в адрес последнего проявлена тактичность. А практичность тогда состоит в том, что в нашем случае "совещание" непроплачено.
Да, совещания иногда бывают безрезультатными (бессмысленными).
Но "пенсионный фронт" на Риске очень любит из себя изображать инженеров, ученых и прочие "высококультурные слои". А Вы их вывели на чистую воду. Доказали, что свои профессии они придумывают. Даже их названия придумывают. Ха, "снеговик", "ветровик", "железобетонщик", КЭ еще там какое-то! А знают они о "своих" профессиях на самом деле не больше, чем о горах. Только из газет.
Так что теперь, если здесь будут вылезать эти "инженеры" в любой теме о снаряжении, строительстве и о чем угодно, будет кому дать им отпор.
А поскольку вам суть беседы неинтересна - придётся вас вычеркнуть (временно) из участников дискуссии, дабы не разводить очередной срач.
Всего вам хорошего :-)
Взаимно
Наши "украинские партнёры" весь мир почти убедили год назад что мост "Керчь-Тамань" это проект технически невозможный (и даже инженерно-геологические аргументы представляли), и нужен только лишь для распила денег. Однако же, мост строится и в графике. Сколько на нём украдут - не знаю. Но, мост стоять будет, и грузы по нему идти тоже будут. Всё к тому идёт, нормально. Потому что, кроме PR есть ещё и экономическая необходимость.
То же самое - и с протягиванием трассы фуникулёра на В.Эльбрус. Если экономика проекта (хотя бы теоретическая) покажет срок окупаемости (даже не дисконтированный) хотя бы 30 лет - его местные региональные власти будут проталкивать. Другое дело, что сейчас на это денег нет, ни у регионалов ни у федералов. Но это же сейчас. Кризисы имеют свойство заканчиваться. А наши морально-этические сентенции - никого не взволнуют.
Эта тема - про канатку на в.В.Эльбрус. Точнее - про проект её строительства.
Если по-делу ничего нет - лучше помолчите, за умного сойдёте.
А без подтверждаемого кэшфло - никакой бизнес-план не сотворить.
Так что - ждём-с!
Итак,
1. Вы вмешались в чужой разговор. Это некрасиво.
2. Вы не извинились за вмешательство в чужой разговор. Это невоспитанность.
3. Я довольно ясно спрашивал 4ЧЕЛОВЕК о количестве людей на трассах катания в Роза Хутор, а не на трассах подъездов. Кстати, всё ещё жду от него ответа, хотя догадываюсь какой он будет.
Если говорить о первом - инвестиционной привлекательности проекта строительства канатки до вершины Эльбруса, то мне сразу видится ряд сложностей, которые делают проект экономически не очень выгодным для инвесторов (в отличии от того же моста) , будь то государство в чистом виде или КСК, действующая в интересах своих собственников - государственных банков и компаний, преследующих (как нормальные инвесторы) цель окупапаемости затрат и прибыли.
Во-первых, это природоохранная зона, отсюда ряд сложностей внутриведомственного характера, связанных с передачей земли под строительство, осуществление стройки (вредные материалы), хранение материалов, физическое проведение работ - экскаваторы, бурение / копание под опоры итд.
Во-вторых, техническая сложность. У нас в стране нет компаний, осуществляющих высокотехнологичные высотно-строительные работы (высотные в смысле гор) на достаточном уровне качества (а именно это и нужно - инвестиции никто терять не хочет). Соответственно единственный вариант - это привлечь опытного подрядчика. Это сложно, дорого и....тут мы подходим к самому интересному - а зачем это надо???
Субъективное мнение - если написать фин.модель проекта и такой канатки, то получится что она будет на уровне 20-30% прибыли от горнолыжных канаток до Мира/Гара-Баши. Т.к. не все смогут по здоровью и не все захотят скакнуть сразу на 5300-5600. Это опасно. Делать там кроме фотографирования нечего. Горнолыжники - 50 челок в год скатятся - это не деньги. Столько же альпинистов спустятся вниз... Но зарыть в проект надо много денег и еще дофига на обслуживание и ремонт эпопеи. Зашибись : ))) Остается только идея "распилить', но это тоже слишком уж откровенно как-то получается и гемора много...от экологии до технических задач. Да и присесть за это больше шансов )) Вот. Поэтому блеф все это ; - )
Но, они решаемы. Вплоть до экономической окупаемости.
А вот тут - да, есть вопросы. Но, они зависят от комплексности проекта.
Если это просто канатка для просто каталки - не окупится никогда, однозначно.
Если строить комплексное, с высокомерный гостиницей-музеем-рестораном-итдитп - будет зависеть от продуманного комплекса услуг. Примеры таких комплексов есть, Aiguille du Midi. Да, это 3842 против 5621 В.Эльбруса. Но, и построено это было в 1955, 60 с лишним лет назад. С тех пор строительные технологии усовершенствовались.
Вопросы распила и воровства довольно хорошо продемонстрированы двумя мэрами г.Москва. При всех моих претензиях к лужку и его мужеподобной жене, должен признать что они брали "с вершков", т.е. по-западному. В отличии от нынешнего, который по-восточному, корешки рубит.
Я почти уверен, что в случае создания консорциума, СП, или ещё какой-то формы с привлечением специалистов высокогорного строительства мирового уровня и местной рабочей силы, можно будет создать жизнеспособной бизнес. Конечно, если грамотно расписать участие в его управлении всех сторон, от местных до зарубежных, с участием региональных и федеральных.
Но, для этого нужны хороший инвестклимат и высокая покупательная способность потенциальных потребителей. Так что, сейчас не время. Возможно, в будущем.
Я не в восторге от таких перспектив, но и ложиться на рельсы перед локомотивом прогресса считаю контрпродуктивным. Надо участвовать чтобы всё делать с минимально возможным ущербом. Позовут - буду.