ВЫШЛИ «ДЕВЯТЬ ИСТОРИЙ БОРЬБЫ, ГИБЕЛИ И СПАСЕНИЯ»
...Огромный отрезок времени с начала 90-х до сегодняшних дней в истории российского альпинизма еще ждет своих исследователей и летописцев. Условно его можно разбить на два периода.
1990 – 2000 – период упадка, от последней советской супер-экспедиции «Лхоцзе Южная стена 1990», сквозь почти рухнувшее всё и до начала возрождения в конце того десятилетия.
И 2001 – 2015 – период ярких мощных свершений в своих горах и за рубежом, возрождения альпинистских лагерей, апгрейда Федерации альпинизма России, реанимации школы инструкторов, жетона «Спасательный отряд» и пр.
90-е были странным временем для нашего альпинизма.
С одной стороны, упало всё, что стояло, как высеченное из гранита – вся, подпитываемая огромными деньгами профсоюзного спорта система секций, клубов с полувековыми традициями, сеть почти полусотни альпинистских лагерей, соревнования и первенства всех классов – от городского до всесоюзного уровня, спасательная служба с ее пунктами, сотрудниками, фондами…
Выжженное, как после Батыева нашествия, поле – вот что такое был альпинизм в России в те лихие девяностые.
С другой стороны, тогда же пал «железный занавес», и никакие партактивы и блат на турпутевки уже не являлись препятствием на пути в зарубежье. И рванули наши мастера в Альпы и Йосемиты, в Гималаи и Каракорумы. Прожженные, закаленные, они, наконец, дорвались до «сладкого», достигая любых вершин по любым путям.
От вершины к вершине, переплетаясь маршрутами и экспедициями, из года в год двигалась колонна постсоветской альпинистской гвардии. Они наверстывали все те десятилетия, когда находились в самом расцвете сил, а их не пускали, им не давали, их держали – и вот все преграды рухнули. В этом калейдоскопе мелькали одни и те же фамилии, среди которых были и герои этой книги. Вдруг кто-то выпадал из этого перечня, оставаясь «навечно зачислен в списки части», и на смену появлялись новые фамилии.
К концу 90-х начали, наконец, оживать, отдельные точки в родных краях – Узункол, Домбай, Безенги, Уллу-тау. И там стали появляться свои фигуры, свои фамилии, с которыми отождествлялись новые рубежи и высоты.
Среди действующих лиц вы встретите такие известные имена, как С. Богомолов, Г. Копейка, А. Никифоров, А. Фойгт, Ю. Утешев, П. Кузнецов, А. Кувакин, Дм. Бочков, Н. Тотмянин, В. Шамало, В. Горелик, А. Болотов, Д. Урубко, А. Ахкубеков, В. Гончар, И. Очоа, У. Штек, Ш. Модюи и многие другие.
С начала 2000-х жизнь уже кипела и внутри и снаружи – и на Эльбрусе, и на Эвересте. То эпохальное, былинное ныне время рождало новых героев новейшей истории. Ковались биографии. Создавался новый эпос. И все рассказы этой книги – оттуда, из девяностых в двухтысячные. Все герои оттуда, из девяностых – хотя не все, увы, попали в двухтысячные, не все дожили.
В 90-х для многих наших мастеров, впервые оказавшихся на гималайских высотах, были внове не только красоты и трудности этих великих гор, но условия выживания в них, степень риска, пределов возможностей и условия проведения спасательных работ. Это был другой уровень – порой на порядок сложнее чем то, что пришлось испытать на своих, «домашних» семитысячниках. Сложнее и в физиологическом, и в техническом, и в моральном аспектах.
Девять очерков охватывают события пятнадцати ярких лет, с 1998 по 2013 год, и повествуют о девяти трагедиях, или, как их принято называть у альпинистов аббревиатурой из документов – НС, случившихся на разбросе высот от 950-метровой хибинской вершинки до Вершины Мира.
Тахтарвумчорр и Эверест, Гидан и К2, Шхара и Аннапурна стали ареной спасательных операций и описываемых в книге событий.
Этим вершинам молились и поклонялись. О них мечтали и их проклинали.
Горы – это сильная, яркая, завораживающая природная среда. За месяц в горах можно пережить столько эмоций и впечатлений, сколько не испытаешь за целый год. Люди подсаживаются на них, как на наркотик.
Но красота может быть и смертельно опасной. Убийственно безжалостной.
Об этом «Девять историй борьбы, гибели и спасения».
Автор, много лет занимающийся анализом несчастных случаев в альпинизме, рассказывает об экстремальных ситуациях, происшествиях и спасработах в горах на основе реальных событий и документов. Все эти истории в свое время стали резонансными и горячо обсуждались в восходительских кругах.
Это третья книга в серии «Аварии в альпинизме». Издана только в электронном виде, в формате pdf., 224 стр. Содержит около 90 фотографий и схем, наглядно иллюстрирующих описанное; многие из них ранее не публиковались.
Автор выражает глубокую признательность всем, кто помог выходу «Девяти историй…» - фирмам «Альпиндустрия», «Трамонтана», «АльТуризм», «БАСК» и лично Сергею Ковалеву, Ларисе Савченко, Александру Родичеву, Илье Ашмарину, Владимиру и Сергею Богдановым, Алексею Соколову, Марие Волгиной, Марие Петровой.
Заказ на книгу и вопросы направляйте в редакцию на адрес ex1999ГАВmail.ru
Информация по книгам издательства «ЭКС-books»
Как же Аксу, Каравшин, Пти-Дрю, Чангабенг, Бхагиратхи ? Или это все нам привиделось ? Или не в 90-е было ?
Зря вот так с плеча-то.....
Новый м-т на Эверест командой одного города, Зап.ст. Макалу в альпийском стиле с 7600, новый м-т на Дхаулагири в альп.стиле, восх. Хрищатого, Букреева, Балыбердина. В плане достижений в Гималаях это десятилетие точно поспорит с нулевыми. Дело личного вкуса - что лучше, но, на мой взгляд, 90-е - это десятилетие лучших восхождений отечественного альпинизма (пока).
Все же попробуйте не придумывать интерпретации, что бы потом с ними же - иначе, самим с собою - и спорить для раскрутки флейма, а понять - я стараюсь весьма точно употреблять слова и выражать мысли, - что написано после слов 90-е были странным временем для нашего альпинизма. в раскрывающих эту мысль абзацах С одной стороны..., и далее С другой стороны....
Прочтите, пожалуйста, статью автора более внимательно и не предвзято. Разве Сергей отрицает выдающиеся восхождения наших альпинистов в 90-е годы? Речь, если говорить коротко, идёт об упадке советского альпинизма в 90-е годы как системы подготовки альпинистов, заросших сорной травой альплагерях, отсутствия целевого финансирования спасательных служб, развалом секций с многолетними традициями, уходом в небытие соревнований различного уровня (список можно продолжать долго)…
Надеюсь, Вы не будете отрицать, что так оно и было.
Всё это, используя слова автора, - "с одной стороны". Но с другой стороны, автор подчёркивает, что на фоне этого упадка наши альпинисты буквально на одном энтузиазме совершали головокружительные восхождения в Альпах, Гималаях, Каракоруме…
Получился неожиданный парадокс: полностью придерживаясь стороны автора по поводу выдающихся восхождений в 90-е годы, Вы вдруг этот факт ставите ему в укор!
Очень надеюсь, что с Вашей стороны это не "преднамеренная акция", а досадное недоразумение…
и удовлетворите мое любопытство: вы то чем занимались в 90-е годы в плане альпинизма?
90 - е года были супер, кто бы что сейчас не говорил. Хотя, конечно, каждому свое... Мне же лично 90-е ничем не помешали ни в плане спортивного роста, ни в плане организации и финансирования ( за свой счет) экспедиций. Скорее помогли. Я как-то свои амбиции привык сам удовлетворять, а не за счет государства или спонсоров.
Все, кто шел своей дорогой и не изменял горам, в альпинистском сообществе относились и относятся с уважением друг к другу, даже при расходящихся мнениях, а не плюют под ноги своим коллегам.
Лично для меня 90-е тоже были ярким и насыщенным временем в альпинизме. Но это никак не отменяет того факта, что упадок российского альпинизма, в целом, был реальной данностью. Картинку не сложишь из нескольких пззлов.
А картинка была такой:
- в альплагере "Безенги" в середине сезона 94-го года было всего 4 клиента,
- альплагерь "Домбай" в тоже время весь зарос по пояс бурьяном, "сверкая" выбитыми окнами и дверьми",
- в "Алибеке" не было ни одного клиента,
- "Баксан" отдали пограничникам,
- шикарную альпбазу ростовской "Планеты" в Дигории забрали за долги местные,
- с середины 90-х альплагеря Кабардино-Балкарии стали использовать, как базы отдыха для чеченских детей, процветали воровство, драки с местными и с альпинистами, разгром жилых помещений; сталкивались когда нибудь с этими детьми?.. а я не раз..,
- накрылись МАЛы,
- с 90-го года ВЦСПС вообще прекратил продажу путевок в альплагеря,
- большинство региональных федераций просто исчезли,
- у нас в Петербурге - крупнейший альпинистский центр в СССР - остался один альпклуб, десятки ВУЗовских и заводских секций были закрыты (и это по всей стране),
- Правление ФА СПб, которое обычно собиралось раз в месяц, стало собираться два раза в год - просто нечего было обсуждать,
- Школа инструкторов прекратила существование с 1990 по 2007 г., т.е. 17 лет не работала,
- то же - жетон "Спасотряд",
- система спасательной службы в горах исчезла, и только в конце 90-х как то стала воссоздаваться в МЧС,
- про какой огромный сонм вы пишете, если к концу 90-х только с полсотни российских альпинистов имели в активе восхождения на восьмитысячники? (примерно столько же было по всему остальному СНГ), сонм был в 70-80-х, когда в первую гималайскую экспедицию - даже с учетом ограничений по возрасту и квалификации - на 20 мест было подано 250 заявок,
- все технари (кроме Шабалина, если не путаю), которых вы перечисляете, были участниками одного и того же проекта - одинцовского "Русского пути",
- именно в этой ментальности тогда воспринималось положение в альпинизме, а не с сегодняшних позиций.
Где вы вычитали опровержение тому, что - да - были яркие экспедиции и свершения? Почитайте книгу - там как раз много об этом написано.
Но Олег правильно образно заметил - это были отдельные дома, а не город. К тому же многие проекты осуществлялись, благодаря участию и финансированию иностранцев, которые охотно привлекали и использовали силы и опыт наших ребят. А без этих западных "вложений" и этих достижений могло бы не быть.
Стране не нужен был альпинизм. Он практически стал частным делом отдельных людей со всеми вытекающими.
И только в конце 90-х ситуация стала немного меняться.
Так что картину надо воспринимать в целом, а не фрагментами, судя по лично пройденным маршрутам.
Субъективно, мне в 90-е было хорошо - молодость, громадье планов, большинству из которых в конце концов не суждено было сбыться, именно потому, что мы смертны и внезапно уходим в горах, личные хорошие финансовые возможности для осуществления этих планов. У большинства альпинистов было, ясное дело, по другому....
В моем заглавном посте ни наезда ни хамства не было. За того же Шабалина как-то стремно что-ли стало. Он же в 90-е всю Аксу облазил, не в нулевые, а тут.....
А система разрушилась советская, здесь спору нет, ну.
Со всеми упомянутыми и неупомянутыми персонажами я много лет общался лично, написал сотни статей о них и их свершениях, видел эту картину со всех сторон - снизу, сверху, слева и справа, изнутри и снаружи.
И никто тогда не считал, что мы находимся в расцветном периоде. Даже те, кто совершал эпические - без сарказма - подвиги.
А за Шабалина беспокоиться не надо - он свое место в истории занял, как и другие, жившие в ту пору вопреки реалиям времени.
Ваш к ним вопрос Надеюсь, Вы не будете отрицать, что так оно и было. напрасен, ибо видно, что люди не из того времени и представление имеют о нем по принципу "слышал звон..."
Вы знатоку "прямого русского языка" разжевываете то, что любой грамотный человек и так поймет, так что это - не досадное недоразумение )
С этим согласен. Я был в "Дугобе" и "Варзобе" в конце 80-х. По моим впечатлениям, наряду с плюсами, были и существенные минусы у этой системы. Что-то мы потеряли, но что-то и нашли. Расписывать девяностые, как некую разруху и обвал в альпинизме, наряду с отдельными достижениями, на мой взгляд, не корректно. Возможно где-то так и было, а для кого-то это даже стало трагедией, но в целом (во всяком случае в нашем городе) 90-е открыли гораздо больше возможностей, чем 80-е.
Не понял последнего Вашего предложения, это видимо к Конфуцию: "Трудно найти черную кошку ..."
Не представляю, о каком городе вы, без малейшей конкретики, говорите - но в 90-е это было в порядке вещей вообще. По некой аналогии: десятки в момент наживали миллионные состояния и были в полном шоколаде, в то время как десятки и сотни тысяч нищали, теряли все и умирали.
Я не собираюсь что то доказывать - жили вы лично прекрасно, ну и ладно. Напишите свою книгу про это - потомки рассудят, кто прав.
(хотя уже давно все точки над I поставлены)