Целина. Катя Коровина: "Сердце должно колотиться, а глаза - гореть!"
В Приэльбрусье
Катя Коровина - человек страстный. Все, что ей интересно, она старается изучить досконально. Постичь суть. А мы попробуем если не постичь её суть, то хотя бы заглянуть в глубины Катиной души. Продолжаем разговор о нашем специальном проекте "Целина".
В Курмайоре. Фото Андрея Британишского
Катя Коровина (The North Face, Julbo, Deuter) – фрирайдер (горные лыжи), альпинист и горный гид, 34 года, Москва. На горных лыжах катается с 1998 года. Первые спуски вне трасс совершила в 2005 году.
Победитель второго Этапа Кубка России по Фрирайду 2011 (FWQ). Серебряный призер Кубка России по Фрирайду 2011. Призер Russian Bigmountain Freeride by Rossignol 2013. Призер нескольких Кубков Хибин, в т.ч. и FWQ. Участник европейских соревнований серии FWQ.
Катя из тех, кто сделал фрирайд своим образом жизни. Большие ли горы или маленькие, бэккантри ли, катание от подъемника или ски-тур.
Но это не единственное ее увлечение. Катя КМС по альпинизму, обладатель жетона «Спасение в горах», горный гид, увлекается скалолазанием, конным спортом, дайвингом и фридайвингом.
«Горная география» Кати охватывает множество горных районов: Хибины, Кавказ, Урал, Алтай, Прибайкалье, Памир, Терскей-Алатау, Фаны, Тянь-Шань, Кичик-Алай, Альпы, горы Норвегии и Швеции, горы Турции, Индийские Гималаи.
День рождения отмечает 5 апреля.
В твоем расписании в этом году много путешествий. Я вижу, что ты ездишь работать с группами, но стараешься зацепить и что-то для души. Вот как в Индии в этом году. По какому принципу строишь обычно свой график на сезон?
На самом деле с группами, с людьми я начала работать совсем недавно. До этого каталась и путешествовала исключительно для себя. С прицелом на личное спортивное развитие. Теперь жизненная необходимость заставляет меня пересмотреть отношение к катанию и делиться своим опытом с другими. Но кататься только в рамках работы я не могу и не хочу. Это значит вообще остановить мое развитие как райдера. Поэтому я в любом случае буду делать все, чтобы катать и для себя тоже.
График сезона строю обычно так, чтобы сделать его как можно более долгим, бюджетным и эффективным. Например, начинать стандартно в Сибири, где снег выпадает раньше всего, а завершать в больших горах, где снег лежит дольше всего. Прошлый сезон у меня длился с середины ноября по 28 июня. Это был мой самый длительный сезон. Я бы даже уже не называла это сезоном. Это был переломный год, когда я смогла наконец сказать, что живу и работаю в горах. Потому что суммарно провела в горах почти 11 месяцев, из которых 8 на лыжах.
Каким ты видишь свой путь во фрирайде?
Я вижу, что фрирайд для меня перестает быть спортивным, что грустно, но становится образом жизни, что очень круто. К этому я шла сначала неосознанно, а в последние несколько лет уже и вполне осознанно. И очень этим горжусь. Потому что мало кто может себе это позволить и этого добиться.
Больших соревновательных успехов во фрирайде я не достигла. Участвовала в европейских соревнованиях FWQ. Но начинать надо было раньше. А сейчас уже конкуренция бешеная, нужно биться и страшно получить травму. Ну и очень дорого в связи с падением курса рубля. К тому же я, наконец, призналась самой себе, что именно в этом виде спорта я соревнования не люблю. Я как-то успокоилась и решила оставить эту тему.
В Шамони
Ты – человек, который находит всегда, чем заняться. У тебя много увлечений в аутдоре. Тебе удается приносить что-то полезное из одного спорта в другой? Чем тебе помогли занятия альпинизмом во фрирайде? А наоборот?
О, да! У меня много увлечений. Как в анекдоте с таблетками от жадности! Помимо альпинизма и фрирайда я очень долго фанатела от скалолазания, потом добавила еще дайвинг, потом фридайвинг. А еще у меня есть моя самая первая страсть – конный спорт.
Но чтобы прогрессировать в чем-то, нужно концентрироваться, отдавать силы и время чему-то одному. На данном этапе жизни для меня это фрирайд и альпинизм. Поскольку дисциплины для меня смежные. Я уверена, что нельзя стать хорошим фрирайдером без навыков альпинизма. Именно альпинизм дал мне понимание того, что такое горы, чем опасны, как преодолевать тот или иной вид рельефа, научил переносить холод, голод, усталость, мышечную работу на износ, в общем, научил физической и, главное, психологической выносливости. А альпинистам может быть очень полезен фрирайд – для лучшего понимания и чувства снега. В общем, это для меня идеальное сочетание.
Но все мои занятия меня обогащают, и дополняют друг друга. Например, я уверена, что я единственный гид на Эльбрусе, который занимается с клиентами дыхательными упражнениями из йоги, а также объясняет азы техники деконцентрации внимания, взятой из фридайвинга. И это работает!
Современный фрирайд. На кого из райдеров ты ориентируешься? Чей образ жизни тебе импонирует, вызывает уважение? Нужны ли современному поколению кумиры?
Слово «кумир» мне не нравится. Но, безусловно, есть люди, которые меня восхищают. Это и Кандид Тове, уникальный талант, да еще и победивший всех после тяжелейшей травмы спины. Это и Самюэль Антаматтен, являющий собой идеальное сочетания крутого альпиниста, гида, ведущего спортивного райдера и неплохого паркового лыжника. Это и Аня Ханкевич, которая многому меня научила собственным примером. В первую очередь не бояться встать на этот, мягко говоря, нетривиальный и непростой путь и, вопреки всему, идти за своей мечтой. Пусть даже придется питаться дошираком, не иметь постоянного дома, скитаться и выслушивать критику этого «дауншифтинга». И Ваня Мэд, одаренный от природы, но и супер упертый, невероятно четко знающий, чего он хочет и куда идет, а такое понимание своего пути – редкость! Вопреки мнению многих, не чувак без башки с железными коленями, а профессиональный спортсмен очень высокого уровня, сочетающий прекрасную физическую форму, технику, психику, аналитический ум и огромный опыт.
Именно такие люди развивают фрирайд, раздвигают его границы и делают его таким привлекательным. И именно на таких людей я стараюсь ориентироваться. На профессионалов.
Что касается медиа и участия в них. Какими бы ты назвала современные отношения между райдерами и спонсорами? И между райдерами и широкой публикой?
Хороший вопрос. Я помню, что на подъеме, опять же в середине двухтысячных, быть спонсируемым райдером было супер-престижно и выгодно. Спонсоры давали снарягу, платили зарплату, оплачивали билеты на соревнования, проводили фотосессии со своим райдером, сами публиковали его фото и готовили материалы о нем, печатали постеры и т.д. Получив спонсорство, райдеру оставалось только катать и блистать в лучах славы.
Но роли сменились. Больше нет команд маркетологов, которые всё это делали.
Сейчас райдер полностью сам себе режиссер и пиарщик в одном флаконе. Сам себе организуй поездку, сам себе найди информационный повод и придумай интересный проект, сам все это реализуй, напиши текст, сам себя сфоткай, сними на видео, смонтируй ролик, сам размести все это на всех доступных сайтах, в соцсетях и инстаграмме, добейся, чтобы твой материал напечатали в журнале. И напиши спонсору полный отчет со ссылками. Это все называется медиа-активностью и является обязательным требованием, предъявляемым спонсором к райдеру. Это значит, что сегодня райдер должен, помимо высокого уровня катания, обладать грамотным слогом, владеть иностранным языком хотя бы на базовом уровне, различными фото и видео редакторами и вообще быть хорошим менеджером самому себе. Даже если ты крут, но молчалив и безграмотен, то отношения со спонсорами не сложатся.
А если ты можешь быть сам себе спонсором, то сто раз подумай, нужна ли тебе эта морока и пахота. Это, конечно, не грузчиком работать, но, к примеру, сделать публикации на нескольких сайтах – это почти полный рабочий день, а не пару раз в клавиатуру тыкнуть.
А живые истории и прикладные материалы по-прежнему ценятся широкой публикой. Прорайдеры – это те же увлеченные люди, только имеющие гораздо больший уровень и опыт, которым они делятся со всеми интересующимися. Это так называемые «лидеры мнений», за которыми тянутся и на кого ориентируются все остальные. И райдеры национального уровня не менее важны, чем мировые звезды. Потому что они свои и доступные, их можно увидеть вживую, поговорить, покатать с ними, увидеть, что все реально, задать вопросы и получить грамотные ответы. Если человек искренне заинтересован и спрашивает по существу, ему обязательно ответят, посоветуют, подскажут.
Фрирайдеры – обычно люди здоровые, но недолго! Как заботишься о своем здоровье? Что делаешь, чтобы его сохранить?
А я вот считаю, что и во фрирайде можно долго оставаться относительно здоровым. Если к этому занятию подходить с умом, профессионально, а не с позиции долборайда. Могу сказать, что ведущие фрирайдеры России – настоящие спортсмены. Не курящие, мало пьющие, соблюдающие режим, уделяющие много времени физической подготовке, думающие, хорошо понимающие, что они делают и чем рискуют. Они не любят и боятся травм, закачивают мышцы, бегают, пьют витамины и используют брейсы. Меня всегда передергивает, когда я слышу что-то типа: да они без башни, укурки, экстремалы, самоубийцы. Хотя такие тоже есть. Но они стремительно уходят на пенсию или куда похуже. Поверьте, если человек ведет образ жизни прорайдера, это означает, что он очень любит свое дело и хочет заниматься им как можно дольше. Поэтому всеми силами мы стараемся свести риск к минимуму. Насколько это возможно.
Что касается моего собственного рецепта, то он очень плох. Я не рискую. Почти никогда. И это путь медленного прогресса. Но я это выбрала для себя сама. Если я что-то делаю, то я делаю это с большим запасом прочности (возможно, это наследие моих занятий альпинизмом, где срыв – это плохо и опасно). И плавно прогрессирую с каждым годом. Меня это устраивает больше, чем пропустить сезон. Я и так слишком поздно пришла во фрирайд, чтобы позволить себе терять драгоценное время и здоровье.
Работая с людьми, ты не просто катаешься с ними в горах. Ты передаешь опыт. Чем ты считаешь необходимым поделиться в первую очередь?
Не устану повторять, что фрирайд – это не «долборайд», не тупая адреналиновая зависимость и не глупый риск. Это опасный спорт и искусство, основанное на технике, практике, физической подготовке и знаниях теории. И главное – это получать удовольствие. А для этого нужна безопасность и отсутствие страха. Я уверена, что страх не позволяет получать удовольствие в полной мере. Поэтому в первую очередь я пытаюсь донести до людей понятия безопасности, осознанного риска и разумного, вдумчивого подхода к катанию.
В качестве гидов сейчас работают многие. Спрос есть – есть предложение. Как отличить гида, на которого можно положиться, от ненадежного дельца?
В советском союзе такой профессии как «гид» не существовало. Официально ее нет и сейчас. Хотя у нас уже есть Ассоциация горных гидов России, и вроде бы она работает над тем, чтобы эту профессию внесли в официальный реестр.
Вместе с этим была организована и Школа горных гидов России на основе канадских методик, при участии канадских преподавателей и в соответствии с международными стандартами. Со временем на этой базе должна сформировать самостоятельная российская школа со своими преподавателями и методиками. Но люди, которые начали обучение в 2011 году, только весной 2015 дошли до финального экзамена, который сдали далеко не все из них. А полному международному стандарту горного гида смогли соответствовать вообще единицы. Поскольку международный стандарт горного гида подразумевает, что гид является и сильным и альпинистом, и фрирайдером одновременно.
В общем, сертифицированных гидов у нас по-прежнему почти нет. Но есть люди, прошедшие обучение в том или ином объеме. Их имена есть на сайте ассоциации. И параллельно есть люди, самостоятельно наработавшие себе уже довольно большой опыт и хорошую репутацию. Все эти имена также известны. О них можно найти информацию в сети, прочитать отзывы, узнать впечатления их клиентов. На это и стоит ориентироваться при выборе. Обычно гиды, оказывающие качественные услуги, имеют свои сайты или работают на известные компании.
Я рекомендую всегда выбирать себе гида заранее, посвятить этому время, поискать информацию в интернете. И загодя с ним договориться.
Потому что в последний момент на месте окажется, что все хорошие гиды уже давно и плотно заняты. А идти кататься с кем-то, чья репутация неизвестна и кто предлагает свои услуги прямо у подъемника – точно плохой вариант.
На просторах Эльбруса
Ты пока что в первую очередь райдер или гидская сущность постепенно поглощает тебя? Или фрирайдер всегда в первую очередь райдер – счастливый ребенок, получивший мороженку в виде пушистого снега на окрестных склонах?
Фрирайдер я давно и, видимо, уже на всю жизнь. Но да, райдерство как таковое, как катание исключительно с целью повышения своего уровня постепенно дополняется у меня гидской сущностью. Не могу сказать, что это мое призвание. Отчасти это просто вариант выживания, который позволяет мне катать и проводить в горах максимальное время.
Но я с удивлением и радостью обнаруживаю у себя определенные склонности и способности к этому делу. Я счастлива, что работа в качестве гида приносит мне по-своему большое удовольствие и чувство самореализации. Увидеть довольные лица и услышать слова благодарности – это большая награда, стимул и огромный заряд энергии. Осознание, что ты на своем месте, востребован и делаешь что-то хорошее и нужное – это крайне важно для меня. Да, я теперь зарабатываю намного скромнее, чем в офисе, но сожалений нет!
Впрочем, любой райдер – это ребенок, постоянно охотящийся на свое паудерное мороженое. В этой мороженке вся суть и всё счастье! И я честно признаюсь, что готова легко отказаться от заработка ради супер-катания, супер-снега и рельефа, который будет только моим!
Я верю, что гидство никогда не задушит во мне райдера, спортсмена, путешественника и никогда не превратит мое катание в рутину. Сердце должно колотиться, а глаза - гореть. Иначе всё бессмысленно.
Фото: Андрей Абрамов, Сергей Шестихин, Андрей Британишский