Пасанг Ламу Шерпа Акита: больше, чем альпинистка
Фото: CHIARA GOIA FOR THE NEW YORKER
В феврале объявили результаты голосования премии Adventurer of the Year 2016. National Georgaphic представил номинантов, отличившиеся в сфере outdoor: среди них как и спортсмены, устанавливающие невероятные рекорды, так и ученые-исследователи, посвятившие свою жизнь природе. Победителем стала Пасанг Ламу Шерпа Акита - горный гид, и альпинистка из Непала. За какие достижения она получила столь высокую награду и как ей удалось обойти Томми Колдвелла и Кевина Йоргесона с их нашумевшим восхождением на Dawn Wall - читаем ниже.
***
Приключения зачастую воспринимают как нечто эгоистичное, как то, что делается исключительно ради собственного удовольствия, как удел неких людей, имеющих привилегию свободного времени и достаточного количества средств. Однако, в National Geographic дают несколько иное определение слову Adventure: в их понимании оно охватывает исследование и охрану окружающей среды, расширение границ человеческих возможностей, преодоление культурных рамок и различий, общественно-значимые события и помощь людям.
Так, номинанты Adventurer of the Year 2016 - премии от National Georgaphic - отличаются разнообразием своей деятельности: от Томми Колдвелла и Кевина Йоргесона, которые запомнились прохождением сложнейшего скального маршрута the Dawn Wall свободным лазанием на Эль Капитане, защитника окружающей среды и биолога Стива Бойса, изучавшего территорию реки Окаванго в Южной Америке, до команды афганских женщин на велосипедах (Afghan Women’s Cycling Team), ударивших велопробегом по вековым устоям (полный список номинантов здесь). Но победителем, которого выбирали в течении несколько недель путем народного голосования, может быть только один. Этот выбор стал для многих неожиданным и разрушающим все сложившиеся стереотипы. “Приключенцем” года стала альпинистка из Непала Пасанг Ламу Шерпа Акита (Pasang Lhamu Sherpa Akita).
Пасанг Ламу выросла в Лукле, в тени Эвереста. В возрасте 15 лет она потеряла обоих родителей, оставшись одна с шестилетней сестрой. Сейчас ей 31 год, на ее счету - восхождения на высочайшие и сложнейшие пики, такие как К2 и Эверест. Однако, она была удостоена премии Adventurer of the Year не только за свои альпинистские заслуги: весной 2015 года Акита активно участвовала в устранении последствий сильнейшего землетрясения в Непале.
Свою альпинистскую карьеру Пасанг Ламу начала в 19 лет, когда начала проходить обучение в Горном Центре Кхумбу (Khumbu Climbing Center) - первой школе Непала, где обучают альпинистским основам самих непальцев. Так она стала первой высокогорной женщиной-инструктором в Непале.
“Когда я увидел ее в 2007 году после восхождения на Эверест по северному гребню, которое казалось не таким уж сложным для нее, я понял, что она обладает неимоверным потенциалом и что она себя еще проявит”, - вспоминает Конрад Анкер - сильнейший альпинист и основатель Горного Центра Кхумбу. “Но в ней также восхищает и ее преданность непальскому народу. От обучения безопасности в горах, до помощи в устранении последствий землетрясения в Непале, Акита - пример для подражания для всех: для женщин, альпинистов и всех жителей Непала”.
Фото: upaya.org
Пасанг Ламу стала представительницей нового поколения страны - целеустремленная, но при этом скромная и простая, талантливая и сосредоточенная. Новость о ее победе в Adventurer of the Year сразу попала на первые полосы нескольких непальских газет, и теперь о ней узнали тысячи женщин по всему Непалу, и для которых ее пример стал вдохновляющим.
В своем интервью Акита делится своими воспоминаниями о детстве в Гималаях, о лавине на Эвересте в 2014 году, о восхождении на К2, о цели раздать 11 тысяч одеял пострадавшим от землетрясения в апреле 2015 году и о планах сделать базовое образование более доступным для женщин Непала.
Расскажи о своем детстве в Непале?
Я выросла в Лукле - это своего рода главные врата на пути к Эвересту. К 15 годам я потеряла обоих родителей. В целом, детство шерпов в долине Кхумбу - очень простое и веселое детство.
Как в детстве ты представляла себе роль женщины в обществе?
По сравнению с другими народами в Непале, у шерпов женщины получают больше свободы и имеют больший авторитет в семье. Однако это не значит, что мужчины и женщины имеют равное положение в семье. Сыновья, как правило, в приоритете, а дочери получают меньше возможностей. Было много вещей, которые, как предполагалось, женщины не могли делать: они не могли заниматься экстремальной деятельностью и активными видами спорта. Когда я заявила, что хочу ходить в горы, то многие не одобрили это: говорили, что зарабатывать деньги горным инструктором - это мужское дело.
На вершине К2, 26 июля 2014 года. Фото: Mingma Dorje Sherpa
Кто познакомил тебя с альпинизмом? Как тебе удалось достичь таких успехов в этом деле?
Когда я была маленькой, я наблюдала как через Луклу, где я выросла, проходили иностранные альпинисты, в том числе и те, которые шли на восхождение на Эверест. Многие местные жители, в том числе мои двоюродные братья и дяди, тоже ходили в горы, зарабатывали деньги. Поэтому уже в детстве я училась каким-то основам альпинизма, и мне очень хотелось продолжать и преуспеть в этом. И когда мои родители ушли из жизни, я решила, что альпинизм станет моей профессией: со мной осталась сестра, которой было тогда шесть лет, мне нужно было обеспечивать нас двоих. И быть сильной, тоже сразу за двоих.
Как альпинизм изменил твою жизнь?
Все довольно просто - я всегда любила горы. Они очень просты, честны и беспристрастны: они не различают, мужчина ты, или женщина, богат ты или беден. Для меня горы дают невероятное чувство свободы; в обществе же навязываются слишком много правил, особенно женщинам. И, конечно, я встречаю много потрясающих людей, и у меня появилась возможность путешествовать в разные страны.
Есть ли у тебя гора, на которую ты мечтаешь взойти?
Такой горой в свое время была К2. Но на нее я взошла в 2014 году, и теперь мне просто хочется взойти на все непокоренные вершины. Но, конечно же, это невозможно.
Можешь ли ты вспомнить самый страшный момент во время экспедиций?
Конечно, мне было очень страшно во время восхождения на К2. Это ведь и “гора-убийца” и самая жестокая гора, как только ее не называют. Самым страшным моментом было прохождение Бутылочного Горлышка. Сначала я думала, что все относительно безопасно: нас было 17 человек, и все были в одной связке. Кто-то даже просто висел на веревке. А потом я заметила, что веревка, к которой мы все привязаны, крепится только на двух ледорубах по краям. Если они вдруг не выдержат, то мы сорвемся и пролетим сотню метров по склону, и даже найти тела будет невозможно. От этой мысли мне стало действительно страшно.
Треккинг в районе Эвереста. Фото: Jon Mancuso
Согласно непальским традициям и культуре, допустимо ли, чтобы женщина была горным гидом? Как коллеги-мужчины смотрят на это? Выполняете ли вы одинаковые функции в горах?
Все это довольно сложно. Даже в обществе шерпов, где женщинам дается больше свободы, все это принимается с трудом. Альпинизм все еще считается мужской профессией, а удел многих женщин - работать дома, если и зарабатывать деньги, то в качестве сиделки или няни. Мы живем в обществе, в котором все еще доминируют мужчины.
Те же мужчины, которые работают с нами в экспедициях, поддерживают и уважают нас. Но те, кто совсем нас не знают, сомневаются в наших силах и возможностях. А когда речь заходит о высотном альпинизме, то все мы делаем одну и ту же работу.
Что ты можешь сказать о новой конституции Непала, которая была принята?
Я не эксперт по части законов. Просто как женщина я могу сказать, что наша конституция не обеспечивает одинаковых прав для мужчин и для женщин. Например, человек не может получить гражданство по линии матери. То есть, если у непальской женщины родился ребенок, и отец при этом не гражданин Непала, то ребенок не может получить гражданство, и наоборот: если отец ребенка - непалец, то он автоматически становится гражданином страны, независимо от гражданства матери. Это просто несправедливо по отношению к женщинам. Конституция должна обеспечивать равные права для мужчин и женщин.
Также и этнические меньшинства считают, что их права не учитывают и что они не имеют достаточного веса в правительстве. Что же касается гор, включая Эверест, то местные шерпы тоже не особо могут влиять на юридическую сторону, касающуюся альпинизма, и мы вряд ли получим много - а может и вообще ничего - из тех миллионов долларов, которые взимаются в качестве разрешений и пермитов.
Откуда такое сильное желание участвовать в восстановительных работах, помогать людям после землетрясения?
Я была недалеко от базового лагеря Эвереста, когда случилась землетрясение. Я видела много смертей и разрушений. А за год до этого, прошлой весной, я была свидетелем трагедии (лавина, сошедшая на склоне Эвереста 18 апреля 2014 года - прим.), унесшей жизни 16 шерпов, включая одного моего близкого друга. Когда я вернулась в Катманду, я осознала весь масштаб трагедии: вокруг были сильнейшие разрушения. Я поняла, что тоже могла легко погибнуть. В тот момент я почувствовала, что Господь дал мне шанс продолжить мою жизнь, и я обязана была что-то сделать.
Пасанг Ламу участвует в раздаче продуктов и вещей первой необходимости после землетрясения. Фото: Torakichi Akita
Чем именно ты стремилась помочь людям, что для тебя важнее всего было сделать?
После многочисленных выездов на помощь людям я поняла, что больше всего пострадали пожилые, дети и беременные женщины. Сначала мы обеспечили кров, сделали некие укрытия для пожилых, затем сосредоточились на помощи беременным женщинам и маленьким детям. И именно оказание поддержки этой уязвимой группе людей приносило мне наибольшее удовлетворение.
Многие люди, которые живут не в Непале, наверняка не знают, что эта зима оказалась одной из самых холодных за последние годы. Как люди переживали эту зиму, ведь многие еще до сих пор не оправились от землетрясения?
К сожалению, многие до сих пор в тяжелом положении. Сейчас зима (на момент взятия интервью, прим.), и в высотных районах лежит снег. После восхождения на Ама-Даблам, мы спустились в деревню Сальянтар (Salyantar), это было 12 ноября. У нас были теплые спальники, мы ночевали в них, а ведь у местных не было ничего, кроме тех одеял, которые им выдали в качестве помощи после землетрясения. Утром было очень холодно, все было покрыто инеем. И тогда я сказала своему мужу: “Мы должны что-то сделать с этим!” Мы пообещали жителям деревни вернуться и обеспечить их теплыми одеялами и матрасами. И так все началось.
Мы раздали более 11 тысяч одеял в районах, наиболее пострадавших от бедствия: Горкха, Дхадинг, Синдхупалчок, Катманду и Долакха.
Проявляются ли остаточные толчки в Непале до сих пор? Безопасен ли Эверест для восхождений?
Повторные точки почти сошли на нет, но еще не полностью исчезли. После землетрясений в горах с большими сераками, как, например, на ледопаде Кхумбу на Эвересте, появляется больше трещин. Хотя, может быть и наоборот: когда мы ходили на Ама-Даблам в ноябре, мы обнаружили, что серак, который раньше нависал - обвалился из-за землетрясения, тем самым сделав маршрут безопаснее. Так что это, наверное, зависит от горы.
Доставка стройматериалов в наиболее пострадавшие районы. Фото: Cira Crowell
За твоими плечами восхождение на Эверест. Мечтала ли ты о нем, когда была маленькой? Могла ли ты себе представить, что взойдешь на него?
Да, когда я росла, у меня была мечта взойти на Эверест. Однако тогда это было очень опасной затеей. С другой стороны, тогда и людей было гораздо меньше.
Что ты думаешь о столпотворении людей и о “культуре восхождений” на Эверест?
Людей становится все больше, и уже люди совсем без опыта приезжают сюда в попытке взойти на Эверест. Кого здесь только не увидишь, все приезжают сюда! На мой взгляд, давно пора установить определенные стандарты и правила. Например, правительство может установить следующие требования: сначала взойти на определенное количество вершин в Непале и пройти обучение, прежде чем позволить идти на Эверест. Так будет безопаснее для всех.
Ты была свидетельницей лавины на Эвересте весной 2014 года. Что ты можешь рассказать об этом? Думала ли ты вернуться туда?
Да, я была тогда в базовом лагере. Я видела, как люди погибали, как эвакуировали пострадавших. Несколько близких мне людей тогда погибли. В тот момент я по-новому посмотрела на свою жизнь - ведь это такая ценность, стала еще больше дорожить ею. Я даже тогда думала оставить альпинизм.
Что ты думаешь о предстоящем сезоне? Захотят ли люди вернуться на Эверест?
В ближайшем будущем я думаю немногие решатся приехать в Непал. Однако в долгосрочной перспективе многие вернутся сюда, особенно на Эверест. Но должна признать, что это личное решение каждого, должен он приезжать или нет.
Как ты думаешь, что бы ты могла сделать для народа Непала? Как ты планируешь помогать женскому населению?
Я думаю, что больше всего в моей жизни мне помогло получение базового образования. Я уверена, что имея даже самое начальное образование, девушки могут достигать определенных целей в обществе, где доминируют мужчины. На данный момент я работаю над созданием организации, которая будет помогать девочкам и женщинам получать образование. Я верю, что образование может открыть дверь ко многим возможностям и помочь многим свершениям. Эта цель заставляет меня двигаться вперед. И самые прекрасные моменты в моей жизни - те, когда я получаю сообщения от девушек, где они пишут, как их вдохновляет моя работа и то, что я делаю.
Интервью: Gyanu Adhikari и Karsang Sherpa
Перевод: Оксана Наумчук