В память об Анатолии Букрееве
16 января 2016 года Анатолию Букрееву исполнилось бы 58 лет. В этот день прошел вечер памяти в его родном городе в Челябинской области. Дом культуры г. Коркино встречал гостей большой новогодней елкой и праздничными украшениями вокруг. Зал вместил в себя более 300 человек, но оказался переполненным, и некоторые желающие присутствовали на вечере памяти стоя.
Открылся вечер с выступления брата Анатолия - Александра Букреева, который в конце рассказа выразил свое глубокое ощущение, что "Толяй воскрес. В Интернете. И не только".
Вот друг детства Анатолия Букреева, мастер спорта по альпинизму, чемпион СССР, чемпион России, заслуженный тренер РФ по скалолазанию Сергей Сигов рассказывает: "Анатолия почти нельзя было застать дома, когда он приезжал в родной Коркино, потому как он постоянно был на встречах, у своих друзей, знакомых". Также вспоминает, как вместе сидели на кухне после возвращения Букреева из той трагической экспедиции на Эверест в мае 1996 года и Анатолий рассказывал ему обо всем, что происходило под Южной вершиной: как зашел в палатку и звал Джона Кракауэра на помощь оставшимся на Южном седле, как просил у него кислород каждый раз после спуска со спасенным альпинистом, но каждый раз получал отказ; как принимал тяжелейшее в своей жизни решение, кого из троих лежавших на Эвересте в урагане на пути к штурмовому лагерю спасать первым и сколь долго потом жил с этим мучительным чувством.
А вот второй такой же друг детства Василий Леонтьев, КМС по альпинизму, инструктор, с улыбкой вспоминает, как вместе долгие часы "нарезали" круги вдоль Коркино на лыжах, а потом как раз успевали в гости к маме Анатолия, где всегда были готовы вкусные булочки к чаю и теплый прием. "Нет, Анатолий никогда не был замкнутым или закрытым", - говорит он. - "Просто он всегда выбирал. Выбирал своих друзей раз и на все время". Следом подруга детства, напарница Анатолия по альпклубу, рассказывает, как они вместе тренировались в Безенги и Анатолий убеждал, изо всех сил подбадривал ее дойти до вершины на последних десятках метров Гестолы, отпаивая горячим чаем.
Мастер спорта по альпинизму, заслуженный учитель России, первый тренер Анатолия, Татьяна Ретюнская в очередной раз поведала всем что-то новое и малоизвестное о нем: "Толя был очень увлекающимся. Любил науку. Физику. Часто рассуждал со мной на тему выбора своей будущей профессии. Любил читать, выписывал себе "Наука и жизнь", "Техника молодежи", "Юный техник", "Вокруг света", "Квант", что-то брал в библиотеке. Читал научную фантастику и делился со мной своими мыслями". Кстати именно она помогла Анатолию Букрееву восстановиться от перенесенного менингита, и после того, как Анатолия списали из сборной Казахстана для участия в Гималайской экспедиции из-за этого диагноза, Татьяна Ретюнская взяла его на Кавказ, где они вместе прошли вершину 4Б (Центральный Доломит по западной стене) в Узунколе.
Много воспоминаний звучало в тот вечер об Анатолии Букрееве. Запомнились и слова Юрия Масленникова, в прошлом альпиниста, ныне отца Георгия из Екатеринбурга, с которым они также росли вместе и занимались альпинизмом: "Я часто вижу надпись в Екатеринбурге - "Один в поле воин, если он по-русски скроен". Только сейчас я понимаю, о ком она".
В г. Коркино решено открыть Музей им. Анатолия Букреева. Возле школы, где он учился, планируют установить мемориальную доску.
Зимнее восхождение на Манаслу. 6500 метров. Фото из архива Линды Уайли
Аннапурна. Декабрь 1997 г. Фото из архива Линды Уайли
"Анатолий Букреев в "сердце" Аннапурны". 22 декабря 1997 года. Фото из архива Линды Уайли.