Московская Школа Инструкторов – Взгляд изнутри (часть вторая, учебно-домашняя)
3
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
А. де Сент-Экзюпери, «Земля людей»
Итак, как было уже сказано, в Москве и ее окрестностях должны мы были отработать все, что только отрабатывается, и изучить все, что только изучается без выезда в горы.
Собственно, с первых же выходных после открытия Школы, мы самозабвенно окунулись с головой в учебу.
Первые «тренировки выходного дня», а точнее «обоих выходных дней», были в Москве – на небезызвестных вышках МГУ.
Лично меня с самого начала не покидало впечатление, что все, что я использовала до этого - при хождении в горы, лазании на стены, да и вообще просто снаряга – это все как-то не так, неправильно, поскольку не укладывается в единственно правильную «идеологию», где-то на ней нету знака "сертификации", и надо переучиваться, да здравствует когнитивный диссонанс...
Но потом я поняла, что тут скорее было противоречие техники с точки зрения спортсмена и техники с точки зрения инструктора – инструктор как раз и должен учить той из них, которая наиболее безопасна и проста для освоения начинающими.
Так что все же переучиваемся, а точнее - учимся вновь, чтобы потом учить правильно. В борьбе с когнитивным диссонансом одержан верх, йес.
Вот оно. С утра в субботу в 9 утра праздник жизни начался.
После входных тестов – работы связок - первым делом мы научились отбраковывать снарягу, узнали критерии снаряжения, годного к использованию, критерии правильности и использования различных узлов, спуска и подъема по закрепленной веревке и еще кучу разных критериев для всего, что только встречается при этом.
О, это сладкое слово «критерий»! сколько раз помянем мы его всуе на Школе инструкторов, да и дальше… прямо так и кажется, что на мозгу теперь просто высечено «критерий».
И теперь, у нас, как в фильме про разговоры мужчин - немцы бы спрашивали не «Кого ты больше любишь Марину Штурманову из 8 «В» или Яну Мищенко из 9 «Б»?», а «Гафари, прафый русски альпинист, какофы критерии праффильного узла, м?», например. И в лицо светят...
На лицо явное изменение сознания..
На следующий день, там же, те же, во столько же. Нас ждал рабочий день с 9 до 18, полный множества новых знаний, все в лучших традициях. На этот раз это был перенос нагрузки на станцию при аварийной ситуации, переход от верхней страховки к спуску, спуски пострадавшего - тяжело и не очень тяжело, полиспасты и подъем пострадавшего, а также просто множество, стремящееся к бесконечности, всяческих деталей и нюансов в, казалось бы, простых приемах. Наши неокрепшие пока мозги припухали от их обилия (по крайней мере, так казалось).
Ну а потом, чтоб жизнь медом не казалась – поехали мы в Дюкинский карьер.
Во-первых, посмотреть на будущую площадку для проведения занятий для новичков. Ну и, конечно, самим поучиться. Заодно выгулять наши молодые растущие организмы, благо было, где разгуляться. Хотя жизнь там как раз оказалась не такой плохой, с погодой нам очень повезло, рассказывают-показывают все нужное и интересное, если бы не недосыпание, жизнь бы казалась чистым медом…
Все потаскали друг друга подручными средствами, поспасали, посмотрели, как проводится урок по страховке, скалолазанию, натуральной страховке… Выходные были насыщенными и познавательными.
Ну и вообще приятно пообщаться с компанией единомышленников, кроме того, это еще и полезно – поскольку все из разных клубов, у каждого из которых – свой опыт, видение, традиции – есть чем обменяться.
Как известно – «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», так вот мы себе эту роскошь и позволяли – благо вечером было время на посиделки у костра.
Наши инструкторы учили нас во многом своим примером, тратили на нас свои силы, время, эмоции. Они не просто учили, а общались. Обсуждали варианты, отвечали на вопросы, причем не формально подходили, а объясняли, пока не станет ясно - пытались быть настоящими Наставниками, за что им огромное спасибо. Причем, занятия у каждого отделения проводил каждый раз новый инструктор - это полезно и для расширения опыта, и для объективности оценки каждого курсанта (да-да, за каждое занятие мы получали оценки, с каждым из нас обсуждали наши проблемы - ошибки - удачные идеи - успехи).
Потом снова были у нас тренировки на вышках, и мы постепенно начали входить в роль инструктора - начали проводить занятия сами. Сначала, откровенно говоря, шло довольно тяжело – явно не хватало опыта. Зато сразу стало понятно, сколько усилий и тренировок требует «непринужденное» проведение занятия. Погода не баловала – так что занятия проходили во вполне реальных условиях.
В итоге мы подошли к финальному занятию Московской части в Полушкино, которое проводил каждый из нас. При этом для некоторых Полушкино было не супер знакомым местом – в том была и задумка, чтобы курсанты смогли сами найти себе место для занятия, а потом его еще и провести.
План к занятию готовили мы заранее, т.к. темы были высланы в среду вечером, но тем интереснее было его наложить затем на реалии Полушкино, погоды, состояния рельефа и тд. С погодой, несмотря на пугающие прогнозы метеорологов, нам все же повезло – по крайней мере не было сильного дождя, который все карьеры превратил бы в скользкие грязевые стенки. В промежутке между днями занятий – большая часть народу поехала к Оле на дачу, дабы вполне предаться общению, и, заодно, чтобы было поближе ехать на следующий день. Задача была выполнена – и пообщались, и поужинали, и выспались, и даже пообщались с Олиной бдительной соседкой. Пожалуй, нет ничего приятнее ужина в компании друзей у камина, и по совместительству деления плиты с дружественным соседним отделением для приготовления этого самого ужина.
На следующий день мы продолжили в том же духе – проводили занятия, но закончили раньше, чем накануне, дабы миновать никого не щадящие пробки и попасть пораньше домой.
Мне кажется, идея частично провести школу именно в таких, немного "домашних" условиях - довольно хороша как в образовательном, так и культурно-воспитательном плане (эк завернула-то...). То есть - мы не тратили много времени на "доезд" до места занятий, с одной стороны, с другой стороны - заодно узнали много мест относительно рядом, где можно и нужно проводить тренировки для новичков и разрядников своих клубов. Оказалось, что не слишком далеко есть много интересных и подходящих для этого мест...
И, наконец, поскольку у нас усвоение материала проходило более плавно, растянуто было на более протяженном отрезке времени - он лучше усваивался, мы успевали сформулировать и задать нужные и в любом случае возникающие потом вопросы, для себя уяснить и разложить все по полочкам.
Причем, это касалось скорее методики проведения занятий, чем непосредственно технических приемов - прием усваивается гораздо легче, чем знание того, как этот прием надо показать и объяснить...
Итак, техническая и методическая базы у нас появились, уложились в голове - теперь морально мы были готовы к Безенгийской части обучения.
Отделения, правда, по итогам Московской части перетасовали - новый челлендж за неделю до отъезда. но, в принципе, мы к ним уже привыкли, так что нам было не страшно)
ну и там нас ждет вторая часть инструкторского состава Школы -опять же, новый опыт.
Осталось раскидать по участникам отделения снарягу, составить раскладку (лекция по питанию не прошла даром) - и вперед, заре на встречу.
И, как обычно - спасибо спонсорам нашей Школы: