SAKURA WOMEN CLIMBING TRIP. На Футзи в межсезонье. Немного истории
15 января заканчивается прием заявок на участие в женском фестивале в Японии для тех, кому нужна японская виза, так как 17 января мы отправляем данные в японскую федерацию альпинизма для того, чтобы они подготовили приглашения.
Здесь можно посмотреть программу мероприятия. А пока немного истории о межсезонных восхождениях на Футзияму, на которую мы отправимся после скалолазого района Огаваяма и Мизугаки-Ямы.
На фото: Fuji Shibazakura Festival (18 апреля – 31 мая 2015)
Несмотря на то, что Фудзияма зимой считается «закрытой» для массового паломничества, тем не менее восхождения на нее в середине зимы имеют долгую и богатую историю.
В 1964 году известный японский альпинист и писатель Фукада Кюя (Fukada Kyūya) опубликовал книгу под названием Nihon Hyakumeizan – собрание описывающее сто любимых гор автора, расположенных в Японии. Хотя изначально эта книга не подразумевала списка ста лучших гор Японии, она по сути стала целью для любого хайкера, интересующегося outdoor-ом. Например, в Европе есть проекты восхождений на сотню гор Японии Фукады Кюя. И даже наследный принц Нарухито стремится подняться на каждую вершину из списка Фукады, чтобы поднять популярность хайкинга среди людей различных возрастных групп Японии.
Ниже некоторые заметки одного британского блогера, участника проекта «Сотня гор Фукады» о знакомстве с величественным вулканом Японии в середине зимнего сезона.
Склоны Фудзи зимой
Я должен был понять правду, как только дружественный водитель грузовика высадил меня в конце дороги Subaru Line и Фудзияма открылась перед моим взором. С пятой станции в конце января гора Фудзи казалась неприступным алебастровым уступом, уходящим в стальное синее небо – ничто не намекало на тот воздушный элегантный конус, видимый издалека.
Предупреждением должны были стать и ледовые линзы, которые со звоном летели по склону из под моих кошек, хотя я еще даже не дошел до начала основного маршрута восхождения, а только понимался по лошадиной дороге, ведущей к началу трека. Конечно, в это время на ней не было ни лошадей, ни туристов, а дорога оказалась покрыта плотным фирном.
Я был здесь несколько месяцев назад. У иностранных студентов не много денег, поэтому чтобы сэкономить ¥ 2,000, которые стоит проезд на автобусе, я тогда прошел пешком с Фудзи-Ёсида до пятой станции через величественный лес криптомерия. После пятой станции деревья и облака оказались подо мной, а еще через несколько часов тропа, идущая зигзагами вверх по обуглено-красным лавовым склонам, привела меня к краю кратера.
Сейчас эта тропа исчезла под снегом. А хижины, которые я видел прошлой осенью, были похоронены по самые карнизы даже не под снегом, а подо льдом, как будто их поглотил миниатюрный ледник. Порывы ветра начали сбивать с ног как только я вышел из-за укрытия лавинных барьеров.
Это была не та летняя Фудзи со своими торговыми автоматами, выдающими непомерно дорогие баночки Кока-колы на вершине, и даже не та осенняя Фудзи, где я комфортно заночевал на высоте 3000 метров на сухой деревянной скамье снаружи запертой хижины. Сейчас это была совершенно другая гора.
Тем, кто отправляется в приключения самостоятельно, следовало бы заглянуть в гадбук «Mt. Фудзи» (富士 登山 ハ ン ド ブ ッ ク), который предупреждает, что каждую зиму кто-то из альпинистов теряет равновесие и из-за резких порывов ветра и, поскользнувшись, срывается на ледяном склоне. Маршрут Готемба как раз назван в память об одном из таких происшествий.
Иногда лед зимой на Футзияме настолько гладкий и блестящий, что можно увидеть в нем свое отражение.
Также нельзя забывать о холоде. Согласно гайдбуку, температура никогда не поднимается выше минус 20°С вплоть до марта. Что касается ветра, то, были зафиксированы случаи, когда его порыв достиг 300 километров в час. Правда, эта цифра была зафиксирована всего на мгновение во время тайфуна в сентябре, но ни один тропический шторм не может сравниться с зимней бурей по ее безжалостности.
Я порадовался тому, что взял с собой небольшой короткий инструмент для ледолазания, который купил после своего первого зимнего соло–восхождения прошлой весной на Бен-Невис (1344 м) в Шотландии.
Когда я увидел одинокого альпиниста, полностью спрятавшегося в лицевую маску и горнолыжные очки, осторожно спускающегося по склону ко мне навстречу, я помахал ему ледорубом в знак приветствия. Наши любезности были краткими, так как было слишком холодно, чтобы разбрасываться словами. Одинокий альпинист казалось удивился, встретив такого же одинокого иностранца на полпути к вершине Фудзи в последний день января. Он посмотрел на мое снаряжение будто оно было моим резюме альпиниста. Прочные кошки Grivel 2F, прочно закрепленные на пластиковых Кофлак-ах. Но ледоруб не прошел его тест. «Слишком короткий, – был верикт. «Лучше бы вам повернуть назад», – добавил он, прежде чем пойти дальше.
Одинокий альпинист, конечно же, был прав. Мой инструмент слишком короткий, чтобы использовать его как надежную опору или затормозить им при падении. Кроме того уже становилось слишком поздно, чтобы предпринимать серьезную попытку дойти до вершины. И все же ... этот белый склон все еще манил. Элегантные перистые облака, будто завитки морской пены распускались в невероятной глади ультрафиолетового неба. Каково это оказаться там – в этой вышине? Был только один способ выяснить – пойти дальше.
Снежные демоны налетели где-то чуть выше седьмой станции. Каждые несколько минут я видел еще один вихрь, подымающийся с наветренной стороны гребня и спускающийся кружась по склону. Я ловил момент, чтобы перед очередным порывом успеть вбить инструмент глубоко в снег и, оперявшись на него, устойчиво встать на кошка в ожидании удара ветра. Затем проходил столько, сколько мог успеть до того, как следующий вихрь вылетал будто злобный джин из своего логова на горизонте.
Важная глава в гайдбуке по восхождению на гору Фудзи озаглавлена: «Что делать, чтобы не сдуло порывами ветра». Она содержит диаграмму, которая показывает как господствующие ветра ударяют о передний край западного склона Фудзи, а затем разгоняются до ураганной силы, двигаясь по окружности всего конуса, после чего воцаряется хаос. Разделяясь на множество потоков, шторм закручивается в вихри, которые с обеих сторон движутся на восточную сторону Фудзи.
Однажды дикая турбулентность искрошила авиалайнер, осмелившийся пролететь слишком близко. Именно в этой зоне аэродинамической анархии, высоко на маршруте Ёсида, там где теперь очутился я сам.
Отважные головы десятилетиями пытались подняться на зимнюю Фудзи, хотя и не всегда успешно. Австрийский посол в Токио, граф Вюденбрук (Wydenbruck) отправился на нее в феврале 1897 года. Для восхождения он специально заказал за границей «превосходную пару высоких сапог». После того как они промокли в снегу еще у подножия горы, проводники стали сушить их слишком близко к огню, отчего они сильно усохли. Таким образом эта, возможно самая первая, попытка зимнего восхождения на Фудзи, предпринятая иностранцем, закончилась фиаско.
Что интересно, говорят, что Фредерик Кук также совершил попытку подняться на Фудзи в межсезонье. Это было в ноябре 1915 года. Чем бы ни увенчался его проект, было уже слишком поздно, чтобы Кук мог считаться первым гайдзином (так японцы называют иностранцев, – прим. И.М.) совершившим восхождение на Футзи зимой.
Эта честь, вероятно, падает на Фрэнсиса Лоу и г-на Гельта, членов итальянского альпийского клуба. Двойка поднялась на вершину со стороны Готэмба 1 февраля 1901 года. Это восхождение не обошлось без жертв. Один из членов экспедиции (не указано кто) поморозил пальцы обеих ног, хотя ему повезло и он избежал ампутации.
Самая же большая документально зафиксированная зимняя интернациональная экспедиция состоялась в 1905 году. Вместе с носильщиками и тремя полицейскими, ее состав включал сорок три человека, в том числе двух иностранцев: один испанец и мисс Sturzenegger из Швейцарии. У них с собой были почтовые голуби и собаки. Начинав путь от Takigahara по маршруту Готебма, 6 января в 2 часа ночи члены восхождения достигли третьей станции в 9 утра. В районе пятой станции у мисс Sturzenegger, которой в то время было 58 лет, началась горная болезнь и ей пришлось остаться. Голубей тоже выпустили здесь и все они благополучно долетели в тот же день до Токио. А затем началась метель и после 7-й станции им пришлось повернуть назад. Три дня спустя 11 членов экспедиции (все японцы) совершили вторую попытку, погода благоприятствовала им и чтобы дойти до вершины у них ушло чуть более 12 часов.
Участники SAKURA WOMEN CLIMBING TRIP станут очередной командой гадзинов, которые предпримут попытку подняться на священную Футзи в межсезонье. Но так как, начиная с марта, температура повышается, и будем надеяться, что погода нам будет благоприятствовать и что нас ждет не зимняя, а весенняя Футзи-сан.
Использованы фото с сайтов:
http://climbjapan.blogspot.com
http://onehundredmountains.blogspot.com
Sakura Women Climbing Fest проходит при поддержке Федерации альпинизма России и Japan Mountaineering Association.
Один из партнеров предоставляющих призовой фонд - компания Alpex дистрибьютор Julbo.
Компания Red Fox - ключевой парнер SAKURA WOMEN и женских фестивалей: Dolomites Women. Lofoten Women, Jordan Women, Zion Women
Все вопросы по почте: irina_©_ullutau.ru
или в Фэйсбуке: https://web.facebook.com/irina.morozova.142240