Талисман
У меня много горных напарников, после дюжины перестал считать. Так сложилось. У людей родятся дети, меняются жизненные ценности, появляется напряжённая работа, а то и всё разом. Пути сходятся, расходятся и снова сходятся.
Прошлой весной я искал напарника на клубном форуме. В двух местных клубах несколько тысяч человек, многие подходят. Откликнулся Михал. Полазили на скалодроме и на скалах, всё шло отлично. Михал оказался квалифицированным и шустрым альпинистом с должной долей здорового авантюризма. С ним было легко.
Незаметно пришли праздники. В Татрах лило ежедневно, ближайшая хорошая погода была в Восточных Альпах, Хёлленталь. К ужасу австрияков все двинули туда. У Михала на работе случился форс-мажёр и он ехать не мог. Перед самым отъездом я случайно встретил Мацека. С ним я никогда не лазил в одной связке, но регулярно виделся на болдерах. Мацек оказался грамотным и рассудительным скалолазом. Никаких приключений с ним не было, но сам выезд получился огненным: на бесплатном кемпинге на 100 человек в Австрии собралось 300 поляков, чехов, словаков и венгров, которые почему-то приводили местных в тихое бешенство.
Бесплатный кемпинг в Хёллентале - его "худшие" времена
Два часа ночи, гробовая тишина, кто-то бродит по кемпингу, валя палатки, невнятно зовёт каких-то людей. Шатуну изощрённо советуют из темноты, он красочно вызывает ораторов выйти. Наконец, шатун нашёл своих, начал их будить, свои только мычали. Разбуженный кемпинг узнал, что мужик потерял ключи от машины и она открыта. Ключи он потерял по дороге к реке. К реке шёл, потому что нужно было мыть трусы. А трусы нужно было мыть потому, что он так нажрался, что обосрался в отключке. В гробовой тишине в палатках содрогались от ужаса и отвращения триста человек. «Нет, ты представляешь, я обосрался!!!» Вынести накал идиотии по-Кустурице было невозможно, поэтому я заткнул уши аудиокнижкой и уснул. Утром история получила продолжение. На двери туалета появилось объявление о потере ключей. Палатка пострадальца оказалась рядом и случайно я узнал конец истории. Утром ключи нашлись… в палатке.
И вот в летние Татры пришло первое погодное окно. Мы потирали руки от нетерпения, но внезапно у Миши возник форс-мажёр на работе. За несколько дней до выезда он отказался. Я был в отчаянии, поди дождись ещё такой погоды! Перезвонил список своих напарников. К счастью, внезапно согласилась Роза (Róża). С Розой мы давно знакомы. Последний раз видел её годом раньше на лавинном курсе, где она светила ярчайшим фингалом после бурного празднования нового года в горном приюте. Роза была хороша, но несколько легкомысленна. В трезвом уме и здравой памяти я согласился лазить в другой долине с подходом через перевал в остром гребне при плохом прогнозе погоды. Начало лета традиционно изобилует грозами. Прогноз погоды намекал, что идти через перевал не следует.
Ждём пока пройдёт гроза. Зонтик в Татрах — признак опытного альпиниста
Чудо случилось ещё раз: снова погодное окно. Михала второй раз в работе и не может. Едем с Розой. Роза добирается с юга Польши и радует меня тем, что «я не против, чтобы с нами в тройке лазил её парень». Сдерживая эмоции говорю, что только рад :) Но, о чудо, парень оказался хозяином местной швейной фирмы, в чьей одежде лазит половина польских альпинистов. Кроме этого, он оказался альпинистом с 20-летним опытом экстремальных маршрутов. В общем, вписался хорошо.
Тадек ждёт страховку
Тадек интересный человек и полезное знакомство — было интересно. А ещё я пролез первым свой новый максимум в горах — маршрут с длинным ключём 6b.
К этому времени я твёрдо усвоил, что с Михалом каши не сварить, но каким-то образом он положительно влияет на исход восхождений.
Наконец, случилось третье погодное окно в Татрах. Между ними лило, как из ведра. Тут Михал меня обрадовал заранее, но я уже научился читать знаки судьбы. Напарники в Варшаве были заняты, я прибился к друзьям в тройку. Поехали на Мних, всё остальное не успело высохнуть. В палаточном городке под Морским Оком я услышал проклятья «по-нашему». Некий русскоговорящий альпинист клял судьбу за то, что напарник подвернул ногу пока была плохая погода и не может лезть, когда случилась хорошая. Разговорились. Ребята узнали, что я — это я, а на первой станции я узнал, что Вася — это Вася. Смеялись — мы друг друга читали в интернете.
Слева — я, справа — Василий, на Мнихе
Через год мы с Василием залезли на Ушбу по Габриэлю. Поймали массу приключений (со второго раза с интервалом в 4 дня!), т.к. это была для нас первая вершина в ледниковых горах, но успешно и без последствий.
После спуска с Габриэля, слегка не в себе
Я упорно продолжал приглашать Михала на восхождения. Когда, казалось, уже ничто не могло нас оградить от совместного восхождения, по дороге в Татры у нас сломалась машина и мы остались на Юрайских скалах. И что? Я повторил свой максимальный онсайт (второй раз) — в горных тапках и на сдвоенной верёвке :)
Осенью Михал пропал на работе, но нашлась новая напарница и погода удержалась в рамках приемлемого, благодаря чему я, наконец-то пролез что-то кроме Мниха в долине Сухой Воды. Было не скучно и немного страшно.
— Страховка готова.
— Как-то тут сложно, выход на трении.
— Если сорвёшься — мы оба умрём.
— Как?!
— Ты станцию хреновую сделала — эти крючья давно сгнили.
— Почему ты не сказал?!!
— Это видно, я думал ты осознаёшь риск (шатаю пальцами крюк).
— Я же теперь лезть не смогу! Я боюсь!!!
(Укрепляю станцию тремя хорошими точками).
— Вот теперь мы точно будем жить, иди давай.
Следующий раз я договорился лазить с Василием в Словакии зимой. К нам должен был присоединиться на большой маршрут Михал. Погода случилась катастрофическая, сначала +2, потом -20 при сумасшедшем ветре, который не даёт дышать. В Словакии мы получили от гор отлуп, т.к. к такой суровой зиме мы не были готовы, но опыт получился хороших и все пальцы на месте — хорошо, что не зимой в Шамони (шанс был). А что Михал? А он заболел перед выездом.
На Гребне Башен в Словакии, после маршрута на Первую Башню, -20, крепкий ветер
Дубак был такой, что камера не вытянула второго фото со вспышкой, а снимать перчатки для замены аккумулятора не хотелось.
Через неделю после возвращения я снова пригласил Михала в горы, он традиционно не смог, но внезапно согласились сразу три напарника: два проверенных и новый, на разные выходные. Несмотря на то, что количество отказов Михала перевалило за дюжину, я буду продолжать его звать в горы. Каждый раз, когда он не мог ехать, случалось что нибудь из ряда вон хорошее. Результатом я доволен.
Всем добра!
Он, кстати, любит солировать без верёвки лёгкие маршруты.