Организаторы о Elbrus Trail и Elbrus Mountaun Marathon
К Новому году мы решили подготовить специальный материал, вспомнить, как проходил Elbrus World Race by adidas Outdoor 2015, попросив директора соревнований, дистанций, судей и других членов оргкомитета рассказать об этом подробно. В этот раз речь пойдёт о Elbrus Trail и Elbrus Mountain Marathon, в следующий – вас ждёт рассказ о том, как организовать старт длиной в 112 км в Приэльбрусье, о Elbrus Mountain Race.
1 августа стартовали участники на дистанциях Elbrus Mountain Marathon и Elbrus Trail. в этом году, в отличие от предыдущих, их старт и финиш были в одном месте - селе Верхний Баксан, где также финишировали команды Elbrus Mountain Race. Победители в этой дисциплине, Ирина Сафронова и Яков Френклах, прибежали рано утром 31 августа, а ещё накануне здесь был размещен стартово-финишный городок.
- Когда пришли машины с оборудованием, мы всё установили на местности - палатки, стартово-финишный блок, на ночь здесь также оставались организаторы,
- рассказывает главный судья старта и финиша, мастер спорта, тренер по спортивному ориентированию Виталий Тетиков. - Вообще мы приехали за несколько дней до соревнований, вместе с Иваном (Кузьминым - Прим. Ред.) обсудили всё что необходимо сделать по оборудованию, потом выехали на место, определили точку, где размещаемся. У себя в голове, а потом на бумаге, составил схемы городка, вместе рассмотрели их, утвердили.
Проверка трассы
Помимо зоны финиша и старта, одной из самых главных задач организаторов была работа с трассой.
- Подготовка Elbrus Trail и Elbrus Mountain Race началась с работы над дистанцией, мои коллеги вышли на трассу, проверили состояние тропы, моста через реку. Этот мост нам строили местные чабаны, у нас хорошие отношения, мне повезло, что есть отличная команда, - отмечает директор Elbrus World Race by adidas Outdoor Иван Кузьмин.
Екатерина Митяева, победительница Elbrus Trail, бежит по специально построенному мосту через реку Кыртык, один из главных притоков Баксана
По словам Ивана, на трассе можно отметить несколько сложных мест: «крутой сброс под скалами после перевала Сылтран – там нужно чистить скалы, чтобы на участников ничего не сыпалось, подъем на второй перевал - участок непростой с точки зрения разметки - здесь её нужно было восстановить».
Директор по дистанциям Elbrus World Race by adidas Outdoor, чемпион мира по рогейну, Павел Сысоев рассказывает, как именно размечались трассы Elbrus Trail и Elbrus Mountain Marathon:
- После того, как на дистанцию отправились участники 112-километровой Elbrus Mountain Race (в четверг, за два дня до старта Elbrus Trail и Elbrus Mountain Marathon), я пробежал трассу трейла (34км), расставил километровые таблички. Кроме того, заранее была обновлена вся разметка на обоих треках Зупаром Соттаевым и другими членами оргкомитета - она оставалась с прошлого года, но многое стерлось за зиму, какие-то камни перевернулись. На следующий день (уже накануне старта трейла и марафона) я расставлял километровые таблички на петле Elbrus Mountain Marathon.
Желтыми табличками была промаркирована трасса Elbrus Mountain Marathon, синими - Elbrus Trail, на фото - Варвара Ушакова, специалист оргкомитета по общим вопросам, и Иван Кузьмин, директор соревнований
Павел Сысоев сначала обсуждает со своим коллегой Дмитрием Сомовым детали переправы участников Elbrus Mountain Race через Баксан, чтобы потом отправиться размечать табличками дистанции Elbrus Trail и Elbrus Mountain Marathon
Трансферы
Кроме трассы, сотрудники оргкомитета также занимались подготовкой трансферов: за несколько дней до старта из аэропорта и от вокзала Минеральных Вод и обратно после окончания соревнований, а также от мест проживания на старт и финиш Elbrus World Race by adidas Outdoor. Ответственной за междугородний трансфер из команды оргкомитета была Инна Сомова.
- Вместе с заявкой участники могли заказать трансфер, на основе заказов формировалась база по прибытию и отправлению (уезжали в основном в один день, и поэтому был большой автобус), - делится Инна Сомова. - Мы работали с местной транспортной компанией, которая определяла место посадки: в аэропорту напротив выхода, у фонтана, на железнодорожном вокзале напротив сквера; координацией занималась представительница этой фирмы. Максимально у нас был 22-местный автобус, минимально – легковая машина, “универсал”, ведь у многих спортсменов были большие сумки, поэтому с “универсалом” удобнее. Оформило заявку на трансфер не меньше половины принимавших участие в соревнованиях, водителям также раздали наши футболки с символикой Elbrus World Race by adidas Outdoor, наклейки на машины. Небольшой процент участников, заказавших трансфер, добавился на месте, но совсем немного, потому что количество мест рассчитывается заранее и найти дополнительные достаточно сложно.
Фирменный транспорт
Для того, чтобы организовать трансфер на старт и после финиша по пути к Верхнему Баксану членами оргкомитета были “созданы” несколько остановок, задачей было разместить эти остановки так, чтобы они находились не дальше, чем в километре от возможного жилья спортсменов. Перед тем, как осуществить трансфер, сотрудницы оргкомитета, Варвара Ушакова и Кристина Лекова, сделали пробный заезд с хронометражом, по которому составили расписание движения автобуса, а также разместили знаки остановок.
- Мы с Инной Сомовой и Варварой занимались организацией трансфера на соревнованиях: на мой взгляд, одно из самых ответственных занятий. Необходимо было заранее определить, самые «густонаселенные» точки, выбрать остановочные пункты так, чтобы всем было удобно до них добраться - ведь для участников очень важно не переутомиться еще до начала соревнований, - описывает Кристина Лекова. - После того, как маршрут был выбран, остановочные пункты определены, оставалось проехаться по поселку и обозначить остановки автобуса. В этом нелегком деле нам помогал замечательный ослик. За таким увлекательным занятием утро подошло незаметно - надо было собирать наших героев и мчать вперед, навстречу новым свершениям!
Так проходила разметка остановочных пунктов для трансфера участников на старт
На пункте питания
Одной из задач также было доставить фрукты и воду на пункт питания, путь туда лежал по горному серпантину, всё привезли на внедорожнике.
Доставка оборудования и питания происходит на машинах по таким каменистым горным дорогам, слева - обрыв; к некоторым участкам подъезда вообще нет, туда ведёт лишь горная тропа, которая иногда прерывается и существует лишь благодаря разметке
- Помню, в субботу, 1 августа, мы приехали на старт в районе 6 утра, за два часа до начала. Проверили натяжку палаток, подвели электричество, где-то за час до стартового сигнала мы с Анатолием Зузовым и Иваном Захаровым уехали на машине на пункт питания, - вспоминает Виталий Тетиков. – Добрались туда рано, поставили столы, порезали фрукты для удобства участников.
Виталий Тетиков за работой, на пункт питания спортсмены, преодолевавшие Elbrus Trail, забегали один раз, а участник Elbrus Mountain Marathon - дважды
Также сотрудники оргкомитета установили флаги, сделали улавливающий коридор, чтобы спортсмены забегали именно на пункт питания, проходили электронную отсечку.
- Потом мы дождались первых участников, фотографировали, смотрели, передавали информацию об их прохождении по спутниковому телефону (обычная связь там не ловит - Прим. Ред.) судьям и нашему редактору новостей для он-лайн освещения соревнований, контролировали систему электронной отметки - так в принципе и прошёл день, - подытоживает Виталий.
«Заход» на пункт питания и коридор с электронной отсечкой
Виталий Тетиков вместе со своими коллегами, Анатолием Зузовым и Иваном Захаровым, находились на пункте весь день, встречая и провожая спортсменов
Пока Виталий, Иван и Анатолий трудились на пункте питания, участники преодолевали дистанцию: кто-то был только в середине или даже начале (за последними спортсменами шёл замыкающий, контролировавший, чтобы никто не остался на трассе), другие участники Elbrus Trail уже финишировали, и на поляне в Верхнем Баксане активно велась подготовка к цветочной церемонии.
Спортсмены, сотрудники оргкомитета, компании adidas Outdoor, фотографы и видеооператоры на цветочной церемонии Elbrus Trail
Работа судей в финишной зоне
На финише судьи печатали предварительный протоколы, снимали информацию с чипов спортсменов.
- В этот раз было жарко, мы переживали, как всё будет. Из-за этого времена поменялись, плюс дистанция была чуть длиннее, и многим это добавило минимум полчаса – час, - объясняет старший судья Дмитрий Налетов. - Мы видели, как спортсмены с того берега переходили реку и спускались, бежали сюда, на финиш. Мы всё время находились в стартово-финишном городке, следили, по ходу соревнования печатали результаты для награждения.
Сотрудники оргкомитета помогают снимать чипы
После финиша шла проверка обязательного снаряжения, которое должны иметь на дистанции все участники Elbrus Trail и Elbrus Mountain Marathon, ответственным был Дмитрий Сомов.
- Я проверял экипировку у каждого финишировавшего подробно, каждую вещь по списку, - рассказывает Дмитрий. - У нас есть возможность проверять досконально, а вот на мероприятиях, где огромное количество участников, например, на Ultra-Trail du Mont-Blanc, обязательно проверяют только призеров, остальных - выборочно, то есть любого после финиша могут попросить показать обязательное снаряжение. Я проверяю один, и это помогает сохранить объективность, потому что каждый человек может по-разному оценить одни и те же вещи. В экипировке есть свои тонкости: например, куртка может быть непромокаемой, но нет проклеенных швов, я это сразу вижу, а кто-то может не заметить. На этой должности нужно быть честным и непредвзятым, есть положение соревнований, там список обязательного снаряжения, а вот какую взять куртку – весом 250гр или 10 кг - выбор участника.
Ирина Сафронова на послефинишной проверке снаряжения
Работа на вертолёте
Помимо судей, на финише спортсменов ждали фотографы и видеооператоры, кроме того в этом году велась съёмка с воздуха, для этого на соревнования была приглашена вертолетная компания Heliaction, занимающаяся в том числе воздушными съёмками.
- Вертолет - это уникальное средство передвижения в горной местности, поэтому на Elbrus World Race by adidas Outdoor мы выполняли сразу несколько задач: во-первых, занимались съемкой соревнований с воздуха и с земли, быстро перемещая операторов в самые красивые точки дистанции – высокогорное озеро Сылтран, одноименный перевал, каньон реки Кыртык, во-вторых, наша задача заключалась в обеспечении безопасности соревнований – в случае необходимости мы были готовы выполнить эвакуацию пострадавшего с любой точки трассы в стартово-финишный городок (или больницу), и третья наша задача заключалась в вывозе мусора с озера Сылтран, сбор которого организовали организаторы соревнований накануне, - делится сотрудник Heliaction Арсений Болдырев, который работал на Elbrus World Race by adidas Outdoor 2015. - Было задействовано два наших горных вертолета: AS350 и Lama. Полеты на съемку в горах - это всегда сложно и интересно, поскольку вертолету необходимо летать в очень необычных режимах, близко с рельефом, чтобы операторы по максимуму могли использовать уникальную динамику съемки с воздуха.
Как рассказывает Арсений, полеты проходили на высоте от 2000 до 4000м, “для лучшего обзора съемочной команды полностью снимали дверь с левой стороны вертолета и все полеты на съемку в ущельях, над рельефом выполняли боком, всегда ориентируя вертолет таким образом, чтобы спортивный “экшн,” “проводка” спортсменов проходила со стороны операторов.
- Поэтому хотя в этот день светило яркое жаркое солнце, никто из операторов в кабине вертолета не жаловался на жару, - вспоминает Арсений. - Съемочная команда состояла из молодых и увлеченных своей работой ребят, неравнодушных к спорту и горам, поэтому нам удалось получить фан от полетов, снять красивейшие горы Кавказа и зажигательные спортивные кадры!
Съёмки с вертолета позволили сделать уникальные кадры
Местная кухня на финише
Также на финише велась и другая работа: медики оказывали первую помощь кому необходимо; шло награждения памятными медалями всех финишировавших; ведущий, Андрей Арих, комментировал происходящее, отсюда же, из палатки на поляне, велось новостное он-лайн освещение; приезжали автобусы для трансфера; было организовано питание спортсменов на финише.
Андрей Арих берет интервью у победительницы трейла Оксаны Ахмедовой
Как объясняет Иван Кузьмин, работа с “нововведениями”, такими, как, например, послефинишное питание в этом году, и есть одна из тех задач, с которыми он должен работать в первую очередь. Правда, помимо этого Иван решает разнообразные задачи: начиная с самых общих и заканчивая очень конкретными: переговорами с представителями местной администрации, сотрудниками пограничной службы, отелей, медицинских служб, организаций, занимающихся арендой оборудования и транспорта, доставкой питания и многими другими.
- Моя работа связана во многом с тем новым, что надо было делать. Например, в этом году мы впервые организовывали питание участников на финише: было решено угостить их местной кухней и поэтому было много внимание уделено разработке меню, смете, тому, чтобы команде поваров из Верхнего Баксана было удобно работать, а спортсмены, оргкомитет, наши партнёры - смогли покушать. А в следующем году, уже зная детали, эти задачи можно будет поручить кому-то другому, - считает Иван. - Ещё, например, я взаимодействовал с командой генерального партнера, компании adidas Outdoor, чтобы у их фотографов, операторов, приглашенной прессы всё прошло успешно.
Послефинишное питание: за столом встретились участники Elbrus Mountain Race, Elbrus Trail, Elbrus Mountain Marathon и организаторы; в меню не обошлось без традиционных для Кавказа хычинов
Награждение и банкет
Когда через восемь часов после старта первые мужчины-участники Elbrus Mountain Marathon финишировали, пошёл дождь, время было больше 5 часов вечера. Как ожидалось, многие спортсмены будут заканчивать дистанцию не только в сумерках, но уже практически ночью, в темноте.
Финиш марафонцев под дождем
- Помню, мы долго ждали спортсменов с марафонской петли (оттуда до финиша еще около 17км - Прим. Ред.), последние участники появились уже когда стало смеркаться, мы их немножко “отпустили”, загрузили машину, потом на ней их догнали, и я пошёл замыкающим вместе с последними участницами до финиша, - рассказывает Виталий Тетиков. - Прошёл около 8 км примерно.
На финише спортсменок уже ждали, туда специально приехали многие сотрудники оргкомитета, чтобы торжественно встретить девушек. А еще до того, как они финишировали, прошло официальное награждение всех победителей и призёров в центре соревнований.
- После награждения была задача провести встречу последних участников и закрыть финиш, затем "выиграть банкет", а рано утром встать и поехать в зону старта-финиша, чтобы собрать и погрузить в машины оставшееся оборудование (часть собрали еще вечером) и мусор до последней соринки, чтобы всё стало еще лучше, чище, чем было до нас.
Стартово-финишная поляна в селе Верхний Баксан
Соревнования Elbrus World Race ежегодно проводятся в первую неделю августа и включают в себя три дистанции:Elbrus Mountain Race, Elbrus Mountain Marathon и Elbrus Trail.
Партнеры Elbrus World Race by adidas Outdoor 2015
Генеральный партнер adidas Outdoor
Организатор соревнований компания Альпиндустрия
Соревнования проходят при поддержке Министерства Спорта КБР, регионального МЧС, районной и местной администрации.
Официальный сайт Elbrus World Race by adidas Outdoor
Ссылка на Youtube
Ссылка на Facebook
Материал подготовила Мария Кулаева. Фото Elbrus World Race by adidas Outdoor