Одиночный поход на Рыбачий летом 2015
Отчет я написал еще в сентябре, но до сих пор делился им только с друзьями. Теперь стало интересно, как он будет воспринят на Риске.
От большинства отчетов мой поход отличается маршрутом - я объехал полуострова по кругу, а чаще всего в восточную часть Рыбачьего не ездят. По сути, ничего выдающегося в этой поездке не было, но у меня она оставила много ярких впечатлений, которыми и хочу поделиться.
Трек разбит по дням (24.08-30.08). Последнего дня (Титовка-Мурманск) нет - не заметил, что разрядился навигатор.
Фотографии
Почему один?
В кои-то веки я взял весь отпуск (28 дней) одним куском под две поездки. Но получилось так, что обе поездки для меня обломались и надо было срочно что-то придумывать взамен. Все друзья либо уже имели планы на отпуск, либо работали... Думаю, желание сходить в поход одному тихо жило во мне давно, и вот представилась замечательная возможность этому желанию заявить о себе во весь голос. В какой-то момент я совершенно ясно понял, что не просто хочу это сделать, а точно сделаю.
Про поезд
Про перевозку велосипеда в поезде много где написано, но на всякий случай повторюсь. Чтобы у проводников не возникало вопросов:
а) велосипед лучше перевозить в чехле;
б) купить багажную квитанцию на вокзале (обязательно). Это можно сделать заранее, а не откладывать до дня отъезда. Как я понял, обычно багажная квитанция покупается в отдельных кассах и поэтому нет необходимости стоять в общих очередях. Моя квитанция стоила около 140 р.
В плацкартном вагоне велик со снятым передним колесом отлично ложится поперек двух багажных полок. В новых плацкартных вагонах на торцах багажных полок стоят перегородки, что усложняет подъем велосипеда наверх, но это все же вызывает особенных проблем. Думаю, при наличии перегородок в один отсек реально убрать только 2 велосипеда. Да и то может придется помучиться.
Уже после поездки я узнал, что в поезде в штабном вагоне обычно есть багажное купе, в котором по багажной квитанции можно перевозить велосипед. Поскольку сам я такой вариант не пробовал, могу не знать каких-то нюансов о таком варианте перевозки велосипеда.
Про заброску и выброску
Благодаря тому, что я был один, от Мурманска до Титовки я доехал на маршрутке, которая идет до Никеля. Велосипед в маршрутке занимает всю ширину прохода, а убрать его больше некуда. Хорошо, что Титовка - это первая остановка после Мурманска и велик никому особенно не мешает. Но все же нет никаких гарантий, что такой вариант прокатит второй раз - водитель может на это не согласиться.
Обратно, от Титовки до Мурманска, доехал по шоссе. Соглашусь с мнением, которое встречал не раз. По шоссе можно проехаться разочек ради интереса, но в целом это долгая, скучная и нудная дорога. Лучше ехать объездными грунтовыми дорогами в два дня или заказывать такси.
Ввеееерх-вниз-ввеееерх-вниз. Хорошо хоть перед
Мурманском длинный спуск. Но потом опять вверх))
Про маршрут
Как велосипедисты, так и автомобилисты чаще всего по ездят по западной половине Рыбачего, но такие маршруты выглядят незавершенными. Смотря на карты Рыбачего, которые попадаются в интернете, можно подумать, что круговой дороги по побережью вокруг Рыбачьего нет. Но оказалось, что все не так плохо! Очередным расказом о поездке на Рыбачий, который попался мне на глаза, оказался отчет Татьяны Воробьевой об их с мужем велопоходе вокруг Среднего и Рыбачьего в 2014 году и понял, что именно их маршрут я хочу повторить. Для меня их перегоны выглядели непосильными еще из Москвы, поэтому я планировал потратить на их маршрут больше времени. Но чудесным образом, пусть и уставший, каждый день я успевал приехать на очередное место ночевки ребят. А места ночевок оказывались все как на подбор замечательными, так что спасибо огромное ребятам за наводку.
В итоге я почти полностью повторил их маршрут за исключением некоторых оптимизаций на мой вкус и исправлений пары ошибок ребят. Ну и в конце я ночевал не на Среднем, а уже на перешейке между Средним и материком (о чем пожалел - место оказалось каменистым и ветренным). Также я не поехал по Немецкой дороге в конце, во-первых, из-за того что, я ее частично посмотрел в первый день похода из-за ошибки ориентирования, во-вторых, потому что думал, что в Печенге может понадобиться пропуск в погранзону, которого у меня не было. Как я понял потом, в погранзону по Немецкой дороге заезжать не приходится.
Считаю именно такое направление объезда полуостровов наилучшим, т.к. сложность нарастает к концу маршрута, когда ты уже психологически к этому готов. Да и рюкзак к тому времени становится полегче.
Как и у ребят, мои два дня по самой плохой дороге в юго-восточной части Рыбачьего оказались самыми богатыми на впечатления и позитивные эмоции. Конечно, во многом этому способствовала идеальная погода, которая установилсь к тому времени.
Цифры про маршрут решил для удобства свести в одну таблицу, чтобы не приходилось искать эту информацию по всему тексту, если она кому-то понадобится.
В первый день проехал лишних 11+19,2=30 км, 1+1,47=3 часа, 420 метров набора.
Про одиночество
Всегда думал, что такие поездки - это скучное занятие, потому что не с кем поделиться впечатлениями и обсудить происходящее. Удивительно, но я ни разу не подумал о том, что хорошо было бы, чтобы рядом был кто-то еще. Мне вполне хватало мыслей, которые то перетекают одна в другую, то зацикливаются, и мысленного общения с друзьями и близкими, для каждого из которых в моем сознании всегда найдется местечко))
В связи с одиночеством я не испытал никаких новых сильных эмоций. Я просто катался на велосипеде, мне просто было физически тяжело, я просто был один. Все эти чувства я так или иначе испытываю и в Москве, когда катаюсь на велосипеде, бегаю, просто живу.
Тем не менее, такой формат имел некоторые особенности.
Во-первых, пока была хорошая погода, я хотел побольше проехать, чтобы поменьше мучиться во время будущих дождей и ветров. В связи с этим мне лень было тратить время на посещение многих местных достопримечательностей. Я не подошел ни к одному бункеру, не съездил посмотреть на Двух Братьев, не пытался искать точки геокэшинга, не был слишком уж упорен в поисках наскальной живописи. Короче говоря, из-за того, что все время была хорошая погода, я только и делал, что ехал. Вообще-то памятники войны мне не очень-то интересны и из всего, что я пропустил, немного жалею лишь о наскальной живописи. Ну и к Двум Братьям можно было свернуть, хотя вряд ли они меня впечатлили бы. Таким образом, моя поездка получилась скорее спортивной, чем рекреационной.
Во-вторых, когда ты один, проблема скорее всего будет не в том, что вокруг “страшная и ужасная природа” и скука смертная, а в том, что в твоей голове могут обнаружиться какие-то навязчивые зацикленные мысли, с которых в городе ты можешь переключиться на общение с другими людьми. А тут ты от этих мыслей никуда не денешься. Но в моем случае если что-то такое и было, то быстро прошло.
Про велопоходы
Никому не рекомендую велопоходы. Особенно на Север. Особенно по дорогам, где ездят только джипы. Я хотел донести эту мысль до всех знакомых и незнакомых почти всю дорогу. Когда едешь по очень плохой дороге или тяжелому подъему, кажется, что никогда больше в велопоходы не пойдешь. Но стоит только начаться хорошей дороге, сразу все забываешь. А когда велопоход заканчивается и ты приезжаешь домой, тут же начинаешь думать, куда бы поехать в следующий раз.
Один мой друг - заядлый велосипедист - говорит, что в велосипедном спорте самый кайф - это подъемы. В этом и правда что-то есть. Например, во время велопохода на подъемах ты больше смотришь по сторонам и больше замечаешь. Едешь-то еле-еле, нет необходимости пристально следить за дорогой.
Очень большое значение имеет психологическое состояние. Много раз в этом походе я ехал, казалось, уже на пределе сил, но разные приятные неожиданности, как то выглянувшее солнце, впечатляющий вид, находка рогов, вновь наполняли меня энергией. Конечно, когда ты едешь с кем-то, возможность поддержать друг друга существенно отодвигает границы возможного.
Очень много зависит от опыта подобных путешествий. В некоторые сложные моменты в этой поездке мне придавали сил и уверенности в себе воспоминания об Исландии: о той самой погоде, о той самой ночевке и о той самой дороге вдоль ЛЭП.
Про еду
Брал с собой в качестве основной еды сублиматы от Гала-Гала. Не пожалел. Вполне годные у них всякие гречки с говядиной/курицей, супы, омлеты и каши. Понятия не имею, какой выигрыш в весе дают сублиматы, но у них есть два очевидных плюса:
-- они надежно упакованы и не боятся влаги и механических воздействий;
-- для приготовления достаточно залить их горячей водой (думаю, на крайний случай можно и холодной, но не пробовал)
То есть экономится топливо (а это дополнительный выигрыш в весе) и время. При этом на выходе получаешь вполне сносную еду, куда лучше всяких дошираков.
Меню дня (иногда было побольше)
Завтрак
Каша овсяная с ягодами (субл) - 2 пак по 40 гр (320 ккал)
Сыр (небольшой кусочек)
Сухарик + овсяная печенька (небольшие, потому печенька с сухариком)
Сладкий чай
Перекус
Сникерс (198 ккал)
Corny (194 ккал)
Чуток орехов
Иногда сладкий чай
Ужин
Гречка (субл) (150 ккал)
Сыр (небольшой кусочек)
Колбаса иногда
Сухарик + овсяная печенька
Сладкий чай
Посчитанное 860 ккал, но было чуть больше
Завтрак. Сыр в кадр не попал)
Несмотря на небольшое количество еды, чувством голода не мучился, от бессилия не падал. Но похудел на 4-5 кг за 7 дней, что для моей комплекции немало.
Про снаряжение
Тут хотел бы отметить несколько моментов.
1. Сначала я планировал брать с собой бумажные карты и иметь телефон на крайний случай, как навигатор. Но когда я понял, что вполне реально объехать Рыбачий по кругу, а на бумажных картах дорог в юго-восточной его части нет, понял, что не обойтись без навигатора. Основное преимущество навигатора - это его относительная энергонезависимость, т.к. он работает от батареек. Ну и конечно, поскольку он спроектирован для работы в полевых условиях, имеет много других преимуществ типа особой эргономики и влаго- и ударозащищенности. В итоге я ездил с навигатором Garmin Etrex 20 и остался им доволен.
2. Поскольку я собрался ехать один, а это было необычно не только для меня, но и для моих близких и друзей, ради пущего спокойствия я взял с собой SPOT Gen3. У нас в стране он не очень популярен, хотя может оказаться полезным во многих случаях. Благодаря Spot интересующиеся могут, сидя дома и попивая кофе, следить за вашим местоположением даже если у вас нет доступа к мобильной связи. Главное не залезать в пещеры, не нырять под воду и держать Spot включенным ;)
3. Все убирать в гермомешки. Важность этого я прочувствовал еще в Исландии. Некоторые обходятся пакетами для мусора, но с гермомешками надежнее и спокойнее. Можно хоть целиком искупать рюкзак в речке, которую переходишь вброд.
4. Купил себе куртку с виндстоппером. Все время в ней проездил и был доволен как слон. И правда держит несильный дождь, а от ветра спасает идеально и при этом в ней не ощущаешь себя как в полиэтилене.
5. Ездил с Jetboil Flash. Вещь удобная, но для такого применения смысла тратить столько денег нет. Разве только из эстетических соображений. Для самых эстетичных существует кофе-пресс для джета =))
6. Палатка Marmot Limelight 2P - очень приятная, отлично вентилируемая (порой чересчур), легкая, но занимает много места в сложенном состоянии для багажа одного человека. Тамбур маленький, но внутри вполне просторная. Для одного места предостаточно, для двоих с вещами может показаться тесноватой из-за маленького тамбура. У меня вариант с дополнительным дном, что оказалось очень удобной опцией. В числе прочего, благодаря дополнительному дну можно в дождь сначала поставить тент, а потом повесить внутреннюю палатку. В целом палаткой доволен.
7. Трекинговые ботинки или контакты? Хотя уже давно пора, я никак не перейду на контакты, так что для меня не стоял вопрос в чем ехать. Трекинговые ботинки с большой вероятностью сохранят ноги сухми, что для той погоды очень важно. Мокрая обувь при тех температурах и влажности ночью точно не сохнет. А влезать в мокрые ботинки утром… Этого мне хватило в Исландии (на крайний случай всегда есть опция “высуши ботикнки в спальнике за ночь”, правда я пока не пробовал). С другой стороны, колени не казенные и для езды по пересеченной метности в больших объемах контакты очень полезны. Короче говоря, для таких велопоходов надо покупать трекинговые ботинки с креплениями под контакты =)
8. Велорюкзак. Ездил с большими велоштанами и задумался о том, что все-таки надо в следующий раз постараться распределить вес вдоль велосипеда. Очень неудобно таскать велосипед со всем грузом на заднем багажнике.
Как это было
Каждый день на полуостровах проходил примерно одинаково. Я просыпался, мне было холодно. Продолжал спать до то того момента пока на улице не становилось теплее и было уже не так лениво вылезать из спальника. Одевался, шел за водой. Готовил завтрак в тамбуре палатки. Неспеша завтракал. Собирал рюкзак, крепил его на велосипед, включал навигатор и спот и ехал. Смотрел по сторонам, иногда фотографировал, думал о чем попало. Через каждые 3 часа или 20 км съедал сникерс или батончик мюсли. В совсем тяжелые моменты останавливался и пил сладкий чай с батончиком. В середине дневного перегона офигевал от того, что еще столько же ехать и думал, что это нереально. За пару-тройку часов до заката думал, может сегодня не гнаться за треком и встать на ночевку пораньше. Думал, заеду вот на тот холм/доеду до речки/ озера и там буду искать место для ночевки. Потом был следующий холм/../.. Потом оставалось пару километров, которые я точно успевал доехать до заката. Закат, конечно, там условный был, темнело медленно. Приезжал на место ночевки ребят, понимал, что лучшего места до сих пор не встречал и хорошо, что доехал. С чувством, будто я доехал до дома, неторопясь разбирал рюкзак, переодевался в бивачную одежду, выключал спот и навигатор, готовил ужин, ел, ложился спать.
Дом родной
Селфи на перекусе
Что встречается по пути следования на полуостровах, отлично описано в отчете Татьяны. Так что я не буду подробно описывать, что я видел каждый день, а просто расскажу несколько запомнившихся мне моментов.
Про ошибки
Вышел я довольный из маршрутки в Титовке, собрал неспеша велосипед, прикрепил на него рюкзак и пошел осматривать ‘random place’ Титовка. Зашел в кафе, съел булочку с чаем. Мммм...какие же вкусные там были булочки с творогом… Сходил в музей. Съел еще булочку с чаем. Ну все, вроде настроился… Поехали… Как только сел на велосипед, все волнения исчезли и мир стал совсем дружелюбным и мягким. Отличная дорога, прелестные виды, солнце проглядывает. Но где же съезд с трассы на Рыбачий? Вроде должен быть где-то рядом с Титовкой. Через 6 км понял, что еду не в ту сторону. Ехал по треку, но по той части, где ребята возвращались из Печенги. Ну не беда! Сегодня же первый день, главная задача - добраться до Титовки, - уже выполнена, я один и ни перед кем краснеть за свою ошибку не надо. Подумаешь, 6 км по шоссе. Вернулся в Титовку почти мгновенно, быстро нашел съезд на Рыбачий и, наученный ошибкой, начал внимательно следить за картой.
Вот сейчас доеду до перевала через Муста-Тунтури и там на Среднем развилка и поворот налево. Красивые виды, отличная грунтовка. Через некоторое время начались посильные подъемы. Энергии полно, вспоминаю слова Паши про то, что подъемы в велосипедном спорте - это самый кайф. Вскоре трек раздваивается и я еду налево. Дорога становится еще лучше и еще живописнее. По-прежнему забирается в гору. Странно, вроде после поворота на Среднем должна быть равнина… Ну я не очень тщательно изучал карту, у меня же есть трек. Наверное, гористая местность еще продолжается на Среднем. А дорога-то отличная. Я читал восторженные отзывы о качестве Немецкой дороги. Если на Среднем такая дорога, что же на Немецкой дороге? Еду, восхищаюсь видами, частично попадаю в облако. Выезжаю на перевал. Восторг! Красота неописуемая. Ощущение нереальности усугубляется тем, что несмотря на высоту, вокруг абсолютный штиль. Минут 10 постоял, порассматривал в бинокль окрестности и помчал вниз. Помню, что вскоре после поворота на Среднем налево ребята останавливались на ночевку, а я все еду и еду. В какой-то момент отдаляю карту, чтобы найти место ночевки, и… Оказывается я второй раз за день наступил на те же грабли. Я не доехал до Среднего и свернул на Немецкую дорогу. И проехал по ней в сумме лишних 18 км. И набрал лишних 420 метров. И потерял 3 часа. Но я один, поэтому всего минуту ругаюсь на себя и спокойно еду в обратную сторону. Ну а что переживать. В конце концов, посмотрел знаменитую Немецкую дорогу. Это же замечательно, я ведь не собирался заезжать на нее на обратном пути в отличие от ребят.
Один из шикарных видов с Немецкой дороги
Больше в этой поездке ошибок ориентирования не было, да и особенно поводов для них не находилось. Кое-где я даже выбирал вариант дороги лучше, чем у ребят.
В очередной раз убедился, что наличие навигатора расслабляет, а это благотворная почва для нелепейших ошибок в ориентировании. Все-таки надо учиться работать с навигатором - стиль его использования отличается от стиля работы с картой и требует пусть и небольшой, но практики.
Про военных
Военных я там встречал столько же, сколько и гражданских, а то и больше.
Эпизод первый
Утро второго дня. Я только выехал, причем теперь в правильную сторону. Походный процесс вошел в нужное русло. Но не тут-то было! Неожиданно навстречу мне из-за поворота вырулил БТР и остановился рядом.
Военный: “Туда нельзя, там сейчас будут стрельбы” (а, так это тот самый полигон на Среднем, про который я читал. Вот мне “повезло”...)
Я: “А что, я не успею проехать?”
Военный (посмотрев на часы): “Нет”
Я: “А может можно это как-то объехать?”
Военный: “Нет”
Я: “И до скольки это будет происходить?”
Военный: “До 7 часов”
БЛИН! До 7 часов! Это мне целый день терять или менять маршрут и объезжать Средний по другой стороне. И какой вариант лучше? Оба не нравятся.
Пока я так думал, БТР уехал дальше. Значит слова военного имели скорее информационный характер, чем директивный. Значит можно попробовать доехать до тех военных, которые уже не пустят меня дальше и либо остановиться на дневку неподалеку от них, либо узнать возможные пути объезда. Да и вообще, парень, который сказал мне, что я не успею проскочить говорил это не очень уверенно. Значит надо пробовать!
Следующие несколько километров я останавливался на каждом пригорке, рассматривал в бинокль окрестности в поисках военных, вслушивался, не догоняет ли меня кто-то сзади, не едет ли навстречу. Старался ехать побыстрее, чтобы в тот момент, когда меня остановят, мне былиже было бы проехать район стрельб вперед, чем возвращаться назад. В какой-то момент услышал шум двигателей со стороны моря, ниже меня по склону. Подумал, что почти проскочил. Но в тот же момент понял, что цели танков должны находиться где-то на склоне. Сначала напрягся, но потом решил, что пока не вижу воронок на дороге, все в порядке. Едем дальше...
До сих пор ехал среди кустарника в человеческий рост и вдруг выехал на открытую местность. Ну все, теперь меня заметят и погонят обратно. Впереди на холме рядом с дорогой увидел военных - там у них то ли наблюдательно-командный пункт, то ли просто пост охраны. От группы военных отделился кто-то и побежал мне наперез. Что же будет???
Но запыхавшийся солдат лишь сказал мне, что сейчас начнутся стрельбы и мне надо покинуть квадрат либо назад, либо вперед. Не веря своей удаче уточнил, действительно ли я могу проехать дальше? Можно! Отлично! День уже удался!
Почти сразу мне вдогонку выехал БТР и оставил пост из двух солдат, чтобы не пускать никого оттуда, куда я уехал. Повезло так повезло...
Эпизод второй
Первая половина четвертого дня. Цып-Наволок. Выехав к долине реки Аникиева, увидел на противоположном склоне какое-то движение. Посмотрел в бинокль - стоит военный лагерь, а на моем предполагаемом пути установлен шлагбаум и какие-то запрещающие знаки. Ну а что делать - надо пробовать проехать дальше, возвращаться уже слишком далеко, а объездов по дорогам тут не найдется. Перешел реку и, не доезжая до шлагбаума, в раздумьях простоял несколько минут у знака “Проезд только для транспорта МО”. И спросить не у кого, что мне с этим делать… Но на моей стороне наивность и праведный гнев =)) На схеме заповедника ничего не написано про то, что здесь нельзя ездить! Озираясь по сторонам, потихоньку поехал в сторону шлагбаума.
Там картина маслом: на камне, подперев голову, боком ко мне сидит солдат с автоматом в руках. То ли дремлет, то ли копается в мобильном телефоне. Меня не замечает. Загодя, слез с велосипеда и потихоньку окликнул его. Солдат встрепенулся. Говорит, нельзя здесь ехать. Я возмущаюсь. Он зовет своего командира. Командир говорит, будто немного извиняясь, что здесь нельзя проехать. Мирно договариваемся, что я обойду вокруг.
Когда уже обошел территорию лагеря и поехал по дороге от него, сзади раздался крик “Остановитесь!”, а потом топот и сопенье. “Вы как здесь оказались?” “Обошел ваш лагерь кругом” “То есть вы не через территорию прошли” “Нет, меня там не пустили” “Хорошо”. Странный и забавный диалог.
А еще я видел много военных грузовиков, водители которых, в отличие от джипперов, не здоровались со мной и возможно даже смотрели недружелюбно. Мне всегда казалось, что военные думают, мол, че он здесь забыл. Служить в том климате, наверное, тяжко.
В Мотовском заливе видел подводные лодки. Две сразу.
Вторая подлодлодка была далековато
Про природу
Стадо оленей увидел первый раз неподалеку от Вайда-губы. Потом видел их почти каждый день до реки Эйна и один раз даже смог подойти метров на 100 и порассматривать их в бинокль. Но в целом они очень пугливые и убегают сразу. Тем не менее, когда мы с ними смотрели друг на друга, я понимал, что при желании они могут сделать из меня котлету и от этого мне было не очень уютно. =)
Подобрался с подветренной стороны
Самих оленей рассмотреть ближе не удалось, но зато я нашел рога! Мечтал об этом и был счастлив, когда так повезло.
Любимая фотография из этой поездки.
Нашел несколько рогов и самый красивый привез домой.
Один раз метрах в 50 на дороге передо мной кувыркались два очень красивых лисенка. Но я успел только рассмотреть их в бинокль - они быстро меня заметили и убежали за ближайший пригорок. Я поднялся на него и еще раз успел увидеть в бинокль, как лисята настороженно смотрят на меня.
А еще там бегали толпами, как я их называл поначалу, мышки. Потом оказалось, что это те самые миллионы леммингов, которые не могут ошибаться))
Как я уже писал, я проезжал мимо почти все достопримечательности про которые читал при подготовке. Но было одно место, куда я очень хотел попасть. М. Орешета в своей книге описывал живописный ручей, который выше по течению от дороги имеет водопад и красивый каньон. Нашел я тот ручей и пошел вверх по течению. Камни скользкие, пробирался еле-еле. Но оно того стоило! В какой-то момент пологие берега резко превращаются в каньон с высокими отвесными стенами. В том месте я разулся и попробовал идти дальше по руслу ручья. Глубина увеличивалась, стала выше колена и я начал пробираться по уступам на стенке. Уступы были скользкими, но я шел босиком, поэтому было вполне удобно. Если бы знал, что там будет, взял бы сразу сандали и снял бы штаны, чтобы удобно было идти по воде. В какой-то момент мне надоело траверсировать стенку каньона, поэтому я не дошел до водопада. И тем не менее я получил те впечатления, за которыми шел! Это было, наверное, самое живописное место за всю поездку.
Каньон. Ощущение, что ты оказался где-то на юге.
Грибов и ягод там растет невообразимое количество. По большей части из ягод встречается водяника - ей устлана вся земля. Еще часто встречаются какие-то красные ягоды, но это не брусника. Голубика попадается реже, но помногу. Надеялся поесть морошки, но у дороги она мне почти не встречалась.
А так растут грибы. Есть пара поближе, пара подальше справа.
Кое-где за грибами можно ходить с косой.
Про броды
Броды - это дикий фан! Ты подъезжаешь к очередному ручью и пытаешься понять, можно ли переехать его с ходу. Если просматривается линия проезда, ручей не очень глубокий и камни на дне не очень крупные и не очень мелко-рыхлые, едешь вперед. А там уже как повезет. Главное ни при каких обстоятельствах не переставать крутить педали и покрепче держать руль. Иногда заднее колесо пробуксовывает, иногда большие камни меняют направление движения. Порой ты так едешь и тебя разворачивает по течению или против течения. Главное продолжать крутить педали и стремиться к противоположному берегу. Иногда ты совсем останавливаешься, но и в этом случае нельзя терять надежду выйти сухим из воды. Когда все заканчивается, испытываешь огромное удовлетворение. =))
Есть, конечно, более скучные броды, которые можно обойти по камушкам. Есть и совсем скучные броды, которые приходится переходить по воде пешком. В этой поездке разувался перед бродом только один раз.
Про людей
От Титовки до Титовки людей, проезжающих навстречу, встречал, но пообщаться случилось только с военными из-за необходимости.
Велосипедистов встретил только на въеде на перевал через Муста-Тунтури. Мне навстречу проехала огромная группа велосипедистов из Ярославля. Они растянулись по дороге и их было до того много, что под конец мне уже было смешно с ними здороваться (может кто-то поймет, о чем я =) ).
На обратном пути в Титовке я встретил ребят, которые собирались объехать Рыбачий в противоположном направлении. Интересно было бы узнать, как у них все прошло. С погодой им по идее очень повезло.
По дороге в Мурманск произошла самая интересная встреча - я познакомился с канадкой, которая ехала на велосипеде из Питера через Мурманск в Киркенес, в Норвегию собиралась потусить с друзьями и дальше в путешествие по Польше. В момент встречи до Питера было 1368 км, чтоб вы понимали. Путешествует она по всей Европе, останавливается в отелях. В день проезжает на своем обычном дорожном велосипеде не в контактах 150-170 км. Если посещает достопримечательности по 80-100. Вот такая незатейливая путешественница. Ездит одна и говорит, что это лучший способ для путешествий. Когда видишь таких людей (а я потом почитал про других подобных путешественников), твои представления о границах возможного (доступного?) для среднестатистического человека ооочень сильно расширяются.
Заключение
Там не было никакой романтики, получилось все как-то буднично.
В отличие от Исландии, которая, без прикрас, великолепна в любую погоду, там хоть и красиво, но нет таких сногсшибательных видов. Тем не менее в природе Севера есть что-то такое, что не бросается в глаза, но западает в душу и туда хочется возвращаться еще и еще. Она спокойна, грациозна, в меру красочна и разнообразна. В хорошую погоду мне там очень нравится находиться.
Первые дни я крутил педали и все думал, зачем же я туда поехал, причем один. Но в итоге съездил на неделю, а впечатлений осталось как за месяц. Эта поездка определенно прошла не зря! Теперь она в топ-5 моих лучших отпусков за все времена.
Удовольствие “здесь и сейчас” в первые 4 дня поездки я испытывал только в отдельные моменты, а в 3 завершающих дня постоянно от хорошей погоды и приближения окончания похода. Все же на Рыбачий я бы рекомендовал ездить только в хорошую погоду (хотя бы без дождей).
Самым сильным чувством в этой поездке стало удовлетворение от успешного воплощения в жизнь таких необычных для меня планов. Но это накатило уже в поезде.
Когда поднимал велосипед на багажную полку, пожилая женщина-попутчица с оттенком брезгливости на лице спросила меня: “Турист?” “Турист”, - с подтекстом “Ну и че?” ответил я. “Я и сам знаю, что от меня неприятно пахнет, ща будем с этим бороться”, - это я уже подумал. Благо я предусмотрительно оставил полный комплект чистой одежды для поезда.
Такой мелочной показалась эта брезгливость по сравнению с теми ощущениями и эмоциями, что наполняли меня всю прошедшую неделю… Наверное она всю жизнь отгораживалась от природы стенкой комфорта и контроля.
Я получил очень ценный опыт, потому что впервые полностью сам готовился к такой поездке. В следующих походах я хотел бы ездить более размеренно, сам планировать маршрут, больше внимания уделять походному быту. Также хотелось бы более вдумчиво подойти к подбору снаряжения и постараться существенно облегчить рюкзак, чтобы иметь бОльшую свободу передвижения.
Мне понравилось ездить одному. Но это не тот самый формат, в котором я хотел бы ездить всегда. Просто иногда хотел бы делать такие вылазки для того, чтобы ничто не отгораживало тебя от самого себя и природы.
Там рельеф такой, что за 10 км не прилетит - полигон в низине у моря, вся окружающая местность намного выше и поэтому безопасна. Они только перекрывают дорогу по верху этого участка.
В Рыбачий и Средний влюбился с июня 2014. Надо повторить)
Есть ли уже планы на будущее лето?