Снаряжение для скитура. 10 лет выбора и борьбы.
Это не обзор снаряжения – это выдержки из ненаписанного романа «Я и мои лыжи», в которых я попробую поделиться только собственным опытом и ошибками, совершенными во время выбора снаряжения для скитура.
Изначально я - сноубордист. Кататься начал давно или очень давно - году примерно в 1996. (Кошмар… Я катаюсь уже почти 20 лет!) И как только я научился прилично ехать, так начал ходить беккантри – сначала пешком, а потом и в снегоступах. Иногда на маршрутах мне попадались странные люди, идущие в гору на лыжах, но почти все они не говорили по-русски и шли слишком быстро.
Расписание наших скитурных и образовательных программ доступно по ссылке.
Поэтому ко дню обращения я знал, что скитур в принципе существует, но без лишних подробностей. О существовании сплитбордов в то время говорили, но скорее, как об анекдотах – «распилил доску».
Обращение случилось зимой 2006 года, когда я уехал из Москвы, и начал работать спасателем на Кавказе в Эльбрусском поисково-спасательном отряде МЧС РФ.
Начальник посмотрел на толстую пачку сноубордов, которые я привез с собой, и повел меня на склад, где и произвел таинство обращения сноубордиста в лыжника, выдав мне мои первые лыжи с креплениями и ботинки. Потому что работать спасателем МЧС в Приэльбрусье на сноуборде и правда практически невозможно. Подходы к местам, где приходится работать, без лыж превращаются или в двухдневное плавание по шею в снегах, или в крайне небезопасное путешествие в гордом одиночестве. Вот я и начал учиться.
Отсюда становится понятно, что свои первые лыжи, крепления и ботинки я не выбирал, а пытался приспособится и использовать выданное.
Мой первый комплект.
Лыжи Сильвретта, крепления Сильвретта 500-й серии и раритетные ботинки Кофлач размера примерно 44.
Снаряжение все было не новым, прилично подушатанным, но вполне рабочим. В основном потому, что крепеж 500-й серии нормально работает даже если отломать половину пластика с фиксатора пятки, а больше там ломаться нечему.
Лыжи были специально скитурные, но уже с карвинговой геометрией. Правда, внутри была пена, и жесткости у этих лыж не было вообще никакой – ни продольной, ни торсионной.
Крепления – классические платформенные крепления под обычный ботинок. Носок не регулировался и не открывался – он был выполнен просто из стальной скобы. Но и это было плюсом – в эти крепления нормально вставали обычные альпинистские ботинки, и в них даже получалось ехать.
А вот покататься в легендарных кофлачах мне была не судьба – все-таки ТРИ размера в плюс делают катание если не невозможным, то очень некомфортным и небезопасным.Путем махинаций и обменов мне удалось выменять на две пары кофлачей пару, подходящую мне по размеру.
Так что первые ботинки - GarmontAdrenalin.
В них я прокатался следующие 5 лет, и они все еще продолжают катать у кого-то из друзей. Отличные ботинки с хорошей жёсткостью, удобным внутренником и нормальной фиксацией. Одно «но» - они всё-таки были не скитурными, а фрирайд-скитур – угол качания голенища был градусов 25 не больше. Ходить в них было тяжеловато, но ехать - отлично.
Итого, из первого комплекта добрым словом можно упомянуть ботинки и крепления, но крепления только в том случае, если для вас важно использование альпинистской или сильно утепленной обуви, что характерно скорее для зимнего и лыжного туризма. Эти крепления давно не производятся, но в силу своей живучести по-прежнему есть в продаже на вторичном рынке. Альтернативой креплениям с углепластиковой платформой 500-й серии остаются еще более заслуженные крепления 400-й серии – они вообще цельнометаллические.
Первый опыт использования» настоящих «скитурных лыж» вырастил во мне глубокую неприязнь к легким «скитурным» лыжам.
Второй комплект я уже покупал и выбирал сам, но поскольку в лыжах я понимал тогда совсем не много, то я «достал» всех окружающих сомнениями и вопросами. Основной проблемой стала попытка купить универсальный комплект на все случаи жизни. Эту ошибку совершают почти все начинающие, и меня она тоже не миновала….
Путем допроса с пристрастием всех друзей, знакомых и знакомых знакомых с попеременным изучением фирменных каталогов, выбор пал на лыжи Hippy Stinx от K2 длинной 179 см. Это были по-своему уникальные лыжи – в них были вклеены закладные для установки крепления для телемарка. А поскольку этих сильных духом и ногами людей и тогда, и сейчас мало, то эти лыжи лежали в магазинах мертвым грузом, и цена на них была абсолютно подарочной. Но если не обращать внимания на закладные, то это были K2 Sett – классика фрирайда: твинтип с талией 100 мм и весом почти 2500 граммов на одну лыжу.
Ехали вниз они отлично – практически сами, однако, видимо, комбинации супермягкой Сильвретты и очень простых в управлении Hippy Stinx я и обязан всем проблемам в технике катания, с которыми борюсь с переменным успехом все время после обращения.
Для новых лыж были куплены и новые крепления NAXO (также по совету друзей).
Крепления на платформе и с интересной идеей – двойной шарнир в носке позволял идти «естественным шагом», а не шаркающей походкой скитуриста. Идея была отличная, а вот исполнение подкачало, ну или мне так не повезло. Я несколько раз ломал различные детали от этого крепежа, причем ломал в самые странные моменты – на всегивании и на выстегивании, но ни разу не на катании. Дилеры Naxoкаждый раз меняли мне сломанные части, но ломал-то я крепления в горах, а ремонтировали мне их в Москве…. Так что на этих креплениях я тоже катался мало – больше ждал запасные части.
Итак, второй набор был куплен по совету друзей и в попытке завести универсальный комплект. Оказалось, - НЕ БЫВАЕТ!!!
Тяжелые лыжи в комплекте с тяжелыми креплениями и не самыми легкими и удобными для ходьбы ботинками серьезно продвинули мою физическую форму и добавили еще немного опыта в копилку, но это был точно не был комплект моей мечты.
Я вернулся в Москву, вернулся к сноуборду и даже купил сплитборд. Сплитборд, кстати, прижился и по-прежнему иногда радует и не только яркой расцветкой.
Второе пришествие.
А потом коллеги придумали Ассоциацию Горных Гидов и Школу Горных Гидов, и пришлось опять учиться. Сначала я был уверен, что нам повезло – школа в канадском формате, а это значит, что учиться можно на сплитборде. Благо сплит у меня есть, опыт тоже, и проблем не ожидается.
Но разочарование наступило быстро, сразу после первого скитурного курса. Один из наших преподавателей (после окончания курса и объявления оценок) поинтересовался, почему я участвовал в курсе на сплитборде. Мой ответ: «нам сказали, что можно…» был прерван однозначным вердиктом – лыжный гид может кататься или на лыжах, или на сплитборде, а горный гид – должен кататься и сдавать экзамен на лыжах. Я вернулся в Москву и купил новый комплект.
К этому моменту я стал гораздо лучше понимать, чего я хочу, но т.к. далеко не все, что хочется, можно купить в России, то покупка очередного скитурного комплекта - это опять трудности с выбором и компромиссы.
Третий комплект.
Лыжи ZagSlapс талией 110 и длиной 185, рокер. Опять классика фрирайда, но вес всего 2180 граммов на лыжу.
Крепления G3 ONIX –крепления, совместимые с ботинками стандарта TLT. Далеко не самый легкий крепеж из TLT, но удобство управления, возможность регулировки и устойчивость к забиванию снегом у него выше среднего.
Ботинки ScarpaPegasus- классические скитурные ботинки с большим диапазоном качания голенища.
Не самая верхняя и не самая жесткая/легкая модель в линейке. Жёсткость около 90, но т.к. я не очень агрессивный лыжник, то мне хватает. Плюс, выбирая скитурные ботинки, надо помнить, что 90% времени в них придется идти, и то, насколько они будут удобны при ходьбе, определяет во многом общий комфорт и воспоминания о маршруте. Небольшой дискомфорт при катании - из-за нехватки жесткости приходилось затягивать клипсы «до упора», и поэтому довольно быстро немели ноги, можно пережить, а для катания по трассам - взять другие ботинки и лыжи. В целине никаких проблем с жесткостью ботинок не наблюдалось. После изготовления кастомных стелек и замены внутреников на термоформируемые, – все стало еще лучше и комфортнее. Стельки и внутреники делал у Михаила Ковнацкого.
Этот комплект радовал меня пару лет: и весом, и качеством катания, лыжи и крепления я и сейчас использую, - но скорее для фрирайда, а не для скитура. Все-таки большой радиус бокового выреза и геометрия твинтип с полным рокером не совсем идеальны для скитура.
Но нет предела совершенству, и, глядя на коллег-гидов, мне захотелось второй - легкий комплект лыж с креплениями. Как оказалось, не надо было сравнивать мои навыки катания с навыками Алексея Шустрова или Ани Ханкевич... Но, глядя на то, как Алексей красиво едет по целине в своих легких лыжах, я совершил очередную ошибку в выборе снаряжения.
Четвертый комплект.
Ботинки я не менял, просто купил новые лыжи и крепления. ЛыжиSki Trab Stelvio FreeRide Light XL Alpine Ski- ростовка 178, талия 90 мм.
Крепления Dynafit TLTVerticalSTAlpineTouringBinding.
Крепления известные, проверенные и хорошие, но после использования креплений G3, очень неприятным сюрпризом стало то, как они забиваются снегом. Снег, особенно если он липкий, забивается под пружины крепления носка ботинка, при этом крепление срабатывает и защелкивается, но не до конца, и при катании происходит неожиданное освобождение от одной из лыж. Это известная особенность данных креплений, все легко прочищается и контролируется, но те 5 падений, которые мне понадобились для осознания проблемы, оставили очень неприятный осадок.
А вот с лыжами все оказалось совсем не просто. Нормальный рост, широкая талия, небольшой вес и приличная жесткость… Вроде бы все отлично, но ехать у меня на них не получилось. Даже спуститься по трассе с Эльбруса было сложно, и я в очередной раз убедился, что легкие лыжи для скитура - это не для меня. Возможно, я уже привык к рокерам, и для катания на лыжах классической геометрии нужно переучиваться и менять технику. Комплект был продан после трех спусков дешевле, чем покупал.
Всякое разное.
После неудачной попытки восхождения в мае на Маттерхорн в оставшиеся пару дней решено было сходить несколько скитурных маршрутов. Снаряжение собирали в Червиньи по разным прокатам, выбор был невелик, но снаряжение оказалось качественным.
Полный комплект от Dynafit – лыжи Grand Teton, крепления Radical и ботинки Dynafit One PU.
Про крепления все было уже известно – они очень мало отличаются от модели Vertical, и если заранее знать об их особенностях, то проблемы с забиванием снегом перестают быть проблемой, а становятся просто особенностью.
Самые большие сомнения вызывали ботинки, т.к. это самая простая, дешёвая и незамысловатая модель в линейке. Но случилось чудо: ботинок идеально сел на ногу. Идеально настолько, что я по возвращении в Москву купил аналогичную модель. Кастомные стельки и внутреники, правда, переставил из скарпы.
Надо еще добавить, что термоформируемые внутреники значительно теплее обычных, что для меня является важным плюсом. Во время лавинных занятий или тренировок по спасательным работам, когда гид много стоит и активно не двигается, тепло в ногах - это очень важно.
Ботинки чуть мягковаты, но катаюсь я в них с удовольствием.
Следующим пунктом в списке сомнений были лыжи, т.к. к этому моменту я уже несколько раз обжигался на них. Но и здесь случилось чудо! Оказались легкие, контролируемые лыжи с понятным поведением на разном покрытии. Конечно, два дня катания - это маловато для того, чтобы сделать выводы, но впечатление лыжи оставили самое приятное.
Также пришлось около 10 дней покататься на лыжах HaganArmy с креплениями SilvrettaPure. Ничего хорошего об этом комплекте сказать нельзя – лыжи скорее подходят для многодневных походов, а не для катания. Крепления работоспособные, но очень хлипкие и часто ломались – никакого сравнения с легендарными 400-ками и 500-ками.
Пятый комплект.
Лыжи Movement Shift ростовка 185 талия 98 и отличный вес 1550 грамов.
На этих лыжах катается значительная часть курсантов Школы Горных гидов, и рекомендации были самые хорошие.
Крепления PlumGuide- отличный внешний вид, цельно металлическая конструкция и разумная цена определили этот выбор.
Ботинки я не менял – в них практически все устраивало.
Лыжи преподнесли сюрприз (приятный) – отличное поведение в целине и на мягком снегу и приемлемое - на жестком, льду и расколбасе. Небольшой рокер впереди и слегка зауженная пятка очень облегчают ведение дуги по корке или кислому снегу.
Крепления тоже преподнесли сюрприз, но уже не столь приятный. Они еще более, чем Dynafit склонны к забиванию снегом, но вот процесс прочистки не столь очевиден и получается далеко не всегда. Второй сюрприз преподнесли скистопы – они объективно плохо и не всегда срабатывают и на закрывание, и на открывание, а уж их расположение под носком ботинка и направление «рогами» вперед – просто опасно, особенно при катании по лесу и/или кустам.
После нескольких дней катания крепления были сняты с лыж и ждут совсем легких лыж, на которых будут использоваться без скистопов.
В середине сезона PlumGuide я заменил на Fritschi Vipec 12. На сегодня это единственные крепления стандарта TLT, в которых регулируется затяжка носка ботинка.
Крепления подтвердили репутацию фирмы производителя: все работает, управляется и настраивается, как и положено. За год интенсивной эксплуатации проблем не выявлено. Но есть и одно замечание: при перевозке надо тщательно упаковывать и защищать крепления от ударов. Мне в одном из аэропортов слегка погнули защитную планку на передней части крепления. На функциональности это не сказалось, но могло и не так повезти.
Комплект мечты.
Не то, чтобы меня чем-то не устраивал современный комплект – но всегда хочется нового.
Хочется попробовать чуть более жесткие ботинки – думаю про Dynafit Vulcan или KHIÔN.
Отлично выглядят крепления Marker KINGPIN 13.
Лыжи Movement CONQUEST – судя по описанию должны летать.
Не уверен, что буду его собирать в этом году, но чем черт не шутит.
Камус.
Вне этого обзора остались камуса. Их у меня тоже было много и разных, но особой разницы я не обнаружил, при условии, что они правильно обрезаны, и за клеем следить и ухаживать. Опыта эксплуатации бесклеевых камусов у меня нет, а мнения и оценки в сообществе пока очень разные.
Система закрепления камусов: безусловно удобнее, когда на носок крепятся дуга или крючки, а регулировка и натяжения на пятке.
Кошки для скитурных лыж долгое время выглядели экзотикой и их полезность мне казалась неочевидной. Но чем дальше, тем больше крепнет уверенность в том, что кошки - это обязательная часть снаряжения для скитура в больших горах.
Надеюсь, что описание моего опыта использования снаряжения для скитура поможет вам в выборе.
Расписание наших скитурных и образовательных программ доступно по ссылке.
Знакомые грабли: и про идеальный комплект, и про Хиппи Стинксы. В моем случае роль малосерийного "гаражного хэндмейда", а-ля ZAG, выполнял шведский Extrem Patriot.
Или сделать самоделку с металическими пластинами в обхват.
В кошках можно ходить по голому льду, главное что бы не совсем штамповка.
Иначе зубья сразу гнутся
Как то так