Восхождение по СОБРовски
Восхождение по СОБРовски
5 октября два сотрудника СОБР Крымской таможни Виталий Никитин и Николай Белицкий, совершили «марш бросок» на высшую тачку России и Европы – западную вершину Эльбруса, которая возвышается на 5642м над уровнем моря.
2015 год очень насыщен историческими событиями, не оставляющими равнодушным ни одного русского человека. В первую очередь это 70-ти летие Победы в Великой Отечественной войне. Многие события были приурочены к этой памятной дате. Вот и СОБР Крымской таможни, в год своего образования, а также в год 20-ти летия образования СОБР таможенных органов, решил оставить памятную веху, посвященную этому, исторически важному, событию. Мысль, о восхождении на Эльбрус, возникла на занятиях по горной подготовке, и решение покорить эту культовую гору было принято.
2 октября, после отработанной смены, час на сборы, точно по тревоге, и в путь… Выехали из Симферополя в восемь часов вечера, первым испытанием был автомобильный рывок на тысячу сто километров на Кавказ, Эльбрусский район, поляна Азау. Ехали без остановок, меняя друг друга за рулем, основной задачей было - экономия времени для восхождения. Отдохнуть получилось только на пароме, который мы прошли за 2 часа в районе полуночи. Далее Краснодар, Кропоткин, Пятигорск… час за часом мы приближались к заветному Баксанскому ущелью. В Пятигорске сделали часовую остановку, закупились необходимым продовольствием для восхождения и не устояв перед запахами словно домашней еды, доносившимися из местной столовой, зашли в нее пообедать. Вкуснейший суп-харчо с щедрым куском баранины добавил нам сил и настроения для дальнейшего следования. В 15.30 мы добрались до долгожданной поляны Азау, небольшой поселок в глубине Баксанского ущелья, Кабардино-балкарской республики, расположенный на высоте 2350м над у.м. Перед выходом на маршрут зарегистрировались в поисково-спасательном отряде в поселке Терскол, группой под номером 1688. И снова сборы по СОБРовски. До станции Мир, которая находится на отметке 3500м над у.м., мы планировали подняться на маятниковой канатной дороге, а она прекращает работать на подъем в 16 часов, поэтому времени на раздумья у нас небыло. Схватив неупакованные рюкзаки, пакеты с продуктами и снаряжение, бросив машину на парковке, мы едва успели на последний уходящий вагончик канатной дороги. Погода встречала нас мокрым снегом с дождем, с набором высоты переходящим в совершенно зимний снегопад. Следующие 280 метров высоты получилось преодолеть на «броне» попутного бульдозера, миновав раскисший от снега и растоптанный гусеницами тяжелой техники, участок дороги. Лишь на станции Гарабаши получилось сделать паузу, укрыться от погодного ненастья, переодеться из крымской летней одежды в альпинистские куртки и упаковать рюкзаки к предстоящему восхождению. В половину седьмого вечера, навьючившись двадцати килограммовыми рюкзаками, наша группа выдвинулась до «приюта 11» стоящего на высоте 4050 м над уровнем моря. Дорога оказалась не легкой. Стояла совершенная темнота, шел плотный снег, который пробивался лучом фонаря буквально на несколько метров, можно сказать двигались по интуитивному ориентиру. Столь быстрый набор высоты и бессонные сутки дороги не остались не замеченными, проявились признаки «горняшки» - начала кружиться голова, появилась отдышка, участилось сердцебеение. Тропили снег, сквозь пургу, больше двух часов, пока не добрались до долгожданного места ночевки. «Приют одиннадцати» представляет собой несколько контейнеров адаптированных для ночлега, хаотично «раскиданных» по склону и деревянная хижина в которой мы и разместились. В хижине уже жила группа из четырех альпинистов из Москвы, проходящих акклиматизацию перед восхождением, которые нас любезно встретили, показали что, где, как. Сил хватило лишь приготовить ужин и рухнуться на нары спать. То состояние организма в котором он находился в ту ночь, сном можно назвать с большой натяжкой. Голова ощущалась переспелым арбузом, который вот-вот лопнет, в висках стучал пульс, а лежа на неподвижных нарах, укачивало так, будто лежишь на плоту, на морских волнах. В сон удалось провалиться только под утро.
Утро выдалось на удивление тихим и солнечным. Проснувшись в районе девяти часов утра, выйдя на веранду хижины, мы были поражены окружающей красотой. Снег искрился на солнце, сквозь зависшие облака, гордо поднимались вершины Предэльбрусья, а позади хижины величаво возвышался двуглавый красавец Эльбрус. Сварив на завтрак овсянки, залив термоса чаем, воспользовавшись окном в погоде мы выдвинулись на акклиматизационный выход. За два часа, довольно бодрым темпом наша двойка достигла верхнего уровня скал Пастухова (4700м над у.м.), где нас опять начала накрывать горная болезнь. Немного переведя дух, облегчив свою ношу выпитым чаем, для лучшей акклиматизации мы решили подняться еще, на сколько хватит силы. Следующие два часа подъема потребовали гораздо большей выносливости и сил. Погода испортилась, началась пурга, видимость исчезла. Шагая вперед казалось что топчешься на месте, но запланированная высота 5000 метров была достигнута. Спустились в хижину достаточно быстро, еще до наступления темноты. «Горняшка» уже стала нашей постоянной спутницей, которая то немного отходила, то возвращалась вновь, докучая тошнотой и головной болью.
Заканчивались первые сутки нашего пребывания на высоте, на улице мело. На тот момент меня как руководителя восхождения мучил один вопрос, штурмовать гору в ближайшую ночь, не взирая на непогоду, или отложить восхождение на сутки, дав организму еще день для акклиматизации? В октябре на Эльбрусе погода очень не стабильная, прогноз менялся несколько раз в сутки. В непогоду на вершину не зайти. Да и время выделенное на совершение восхождения было ограниченно, заканчивающимися выходными. Поужинав, проанализировав прогноз погоды и состояние организма, приготовив вещи, снаряжение и продукты на штурм главной вершины, мы легли спать.
Штурм. Будильник прозвенел в полночь. Еще минут пятнадцать собирались с мыслями. Подъем на высоте это целое дело. В душе хотелось все отложить, и еще поспать, к тому же на улице погоды не было, шел небольшой снег, но решение было принято. Идем на штурм. Сварив завтрак, заправив термоса, одевшись потеплее вышли на маршрут в 2 часа ночи. На улице давил мороз около 20 градусов, дул ветер порывами 7-9 метров в секунду, на фоне звездного неба отчетливо читался контур Эльбруса. За первые два часа, с привычной скоростью мы дошли до верха скал Пастухова, шлось достаточно легко, однако из-за ветра очень мерзли руки, приходилось постоянно приводить их в чувство, оттирая и отмахивая. Чуть выше погода испортилась, началась метель, которая еще больше усугубила наше и без того замерзшее состояние. К половине шестого мы дошли до брошенного горнолыжного ратрака, стоящего на высоте около 5000 метров. К нашему спасению его дверь оказалась открытой. Укрывшись от ветра и снега, выпив по несколько глотков горячего чая, удалось согреться и немного отдохнуть. К шести часам начало светать, закончился снег. Окончательно согревшись, одев альпинистские кошки, мы выдвинулись дальше. Началась «косая полка» - траверс восточной вершины по наклонному льду. С низу, казалось, что этот участок восхождения очень короткий и мы его «проскочим» очень быстро, но на самом деле он у нас отнял массу времени и сил. Продолжался весьма крутой подъем, за каждым новым горизонтом или поворотом виднелся новый. От высоты кружилась голова, одышка не давала держать темп. У Коли, несмотря на теплые варежки, постоянно замерзали руки, приходилось останавливаться и оттирать их. «Седловины» Эльбруса достигли в районе девяти часов утра. Наконец, вышло солнце, стало заметно теплее. Открывшаяся в полном объеме западная вершина, на фоне уже накопившейся усталости, пугала своей высотой и крутизной склона. Но без вершины назад пути не было. Не много перекусив, собравшись силами, мы вышли на штурм итогового склона. К моему удивлению, высоту набрали очень быстро, подгоняло внутреннее рвение к вершине и облачный фронт поднимавшийся из долины. Пред выходом на перевал склон стал обледенелым и очень крутым, пришлось крутить ледобуры, организовывать страховку и передвигаться по перилам. На верху нас ждали необъятные, ослепляющие своей белизной снежные поля, а вдалеке на горизонте, на финишной прямой красовалась вершина. Финишный рывок на буквально плетущихся от усталости ногах и вершина взята. Итак, 5 октября в 11.30 два сотрудника специального отряда быстрого реагирования Крымской таможни Никитин Виталий и Николай Белицкий, без прохождения акклиматизации, совершили восхождение на высшую точку России и Европы Западную вершину Эльбруса высотой 5642 метра над уровнем моря. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем» - точнее слов не подобрать. Вершина взята, задача выполнена, мечта исполнена.
Насладившись видом, сделав несколько памятных фото, с чувством выполненного долга, спускаемся в низ. Минут за сорок спустились в «седловину», где нас ждали наши рюкзаки с чаем и перекусом. Еще через час мы уже были у ратрака, преодолев бесконечную «косую полку», где закончилось окно в погоде и началась пурга, но для нас это уже не имело никакого значения. К началу третьего мы спустились в приют. И снова об отдыхе приходилось только мечтать… Канатно-кресельная дорога прекращала работу в 16.30, а нам до нее еще необходимо было добраться. Пол часа на сборы, пять минут на чай и, навьючившись рюкзаками, бегом вниз. Полутора часовой марш бросок, сначала по снегу, ниже по грязи, под мокрым снегом с дождем, отнял последние силы. И уже по сложившейся традиции, последний вагончик канатной дороги наш. Наконец, можно было сбросить ношу и отдохнуть. Силовая часть нашей экспедиции подошла к логическому завершению. Оставалось добраться до машины, бросить скарб, переодеться в сухую одежду и поужинав остатками продуктов с горы, выехать в сторону дома. В дороге приходилось часто останавливаться для сна, сказывалась накопившаяся усталость. И лишь к полуночи следующих суток, уставшие, но счастливые мы вернулись в Симферополь. Оставалось отрапортовать: «Задача выполнена в полном объеме, потерь нет!».
А 9,5 часов от приюта до западной многовато.