Как мы на Сокол ходили
И.Азарьев
В молодости, когда Крым был ещё наш, ездить на октябрьские туда – святое дело. В 1975 году мы с Валерой Паламарчуком вывезли команду Темп-Антей на скалы под Сокол, что в районе Судака. Мекка для скалолазов, маршруты любой сложности, особенно хороши для новичков. У меня была замечательная книжка: «Альпы в Крыму», изданная в конце 60-десятых. В ней в увлекательной форме описывались скалы, подъезды к ним, а также уже пройденные маршруты. Мы по ней сделали много скальных маршрутов в Крыму и считали себя опытными скалолазами. В этой книжке были описаны маршруты на Западной и Юго-Западной стенах Сокола. Эта часть Сокола была сильно разрушена и не так крута, поэтому там были, в основном, простые маршруты.
Мы сводили группу на маршруты 2 и 3 к.с., сами сходили на сложный маршрут, он тогда считался 5 к.т. (сейчас он 3 к.т.). У нас оставалось ещё пару дней в запасе, и мы бездельничали в лагере, а лагерь наш стоял на поляне под Соколом, и его южная отвесная и гладкая стена просматривалась хорошо.
Я давно посматривал на эту стену Сокола, так называемое зеркало. Меня притягивала эта стена, и я мылился пройти её. Пару раз я подходил и смотрел снизу. Если с дороги смотреть на неё или сбоку, с поляны, где мы остановились – это очень крутое зеркало, когда подходишь под скалу, она немного ложится, но всё равно отвесная и гладкая.
Я говорю Валере:
- Пошли на зеркало.
- Не хочу.
- Давай, есть ещё день.
- Хватит, находился.
Тогда я достал книгу и начал, как сейчас помню, громко читать,:
«Правая стена Сокола – представляет собой зеркало и до сих пор не пройдена скалолазами».
Валера встрепенулся:
- Там что, так и написано, а ну покажи.
- Вот смотри.
- Так бы сразу и сказал, пошли.
Мы подготовили всё наше снаряжение: два молотка, веревка 40м (сейчас на таких уже не ходят), десятка полтора скальных крючьев и несколько швеллеров, которые Валера сделал из алюминиевых профилей, и две лесенки. У нас были две грудные обвязки и шапочки. Ни о кулачках, тем более о френдах, тогда не могло быть и речи. Да, ещё у нас были замечательные азиатские калоши, предмет зависти нашего молодняка.
Утром, часам к 9 мы подошли к центральной части стены. Я выбрал маршрут по центру стены по небольшой трещине, которая уходила вверх, мне показалось, что здесь можно пройти, и мы пошли. Он проходил между маршрутами по принятой классификации между маршрутами "Бодун" и " No pas a run". Я начал проходить первую верёвку. Первые 5м я прошёл довольно легко, а потом заскучал: стена стоит вертикально, а зацепок нет. Забил крюк, отдышался, всё-таки на страховке, потом прошёл ещё 1м и кое-как забил ещё крюк, повесил лесенку и основную верёвку:
- Закрепи, выбери с натягом, закрепи.
Потом встал на лесенку и забил третий крюк повыше, повесил лесенку и основную верёвку и повис на грудной обвязке. Старые альпинисты помнят, что грудная обвязка хороша пока не висишь на ней, а если висишь, то сильно давит. Так я прошёл около 20м, карабины без оттяжек тормозили верёвку, да и устал я висеть на ней.
Как проходишь такие маршруты первым? Одна рука крепко держится за малозаметный бугорок, вторая ищет зацепку для руки (ну должна же быть хотя бы какая-нибудь, что они все там обалдели), ощупывая поверхность стены куда достаёт рука. Если нахожу что-то удобоцепляемое, то я обычно бью основанием ладони по зацепке – проверяю её на вшивость, потом только нагружаю. Здесь же монолит и проверять не надо. Главное найти что-нибудь. Если нет зацепок, тогда, держась рукой за зацепку, ищу трещину для крюка, потом осторожно снимаю крюк с пояса, вставляю в щёлочку, затем также осторожно достаю молоток и начинаю бить по крюку. Если он зашёл нормально, я прощёлкиваю карабин, вставляю связочную верёвку и:
- Уф, закрепи, - отдыхаю.
Но бывает, что крюк не лезет, ну никак. Тогда я бью, пока лезет, цепляю за него самостраховку (для поддержки штанов) и начинаю искать место для другого крюка. Какие мысли были у меня при этом: идиот, куда ты лезешь, друзья лежат в палатках брюхом вверх, а ты карячишься, чёрти где, висишь на соплях.
Таким образом я проходил свою часть стены. Верёвка, проходя через карабины (оттяжек ещё не было и в помине) тёрлась и заклинивала, и, когда её совсем уж трудно выбирать, делал пункт для смены ведущего. Потом шёл Валера. Он легко или с трудом выбивал мои крючья, подходил ко мне, я передавал ему две лесенки и остальное железо, и он выходил вперёд. Стена продолжала нависать над нами, и смотрелась мрачно.
- Выбери, закрепи, выдай, - только и слышно было.
С большим трудом Валера на лесенках прошёл ещё метров 20 и принял меня. Так, меняясь, мы прошли около 50м, затем стена немного легла, и дальше идти стало чуть легче. На первые 70м мы затратили около трёх часов и подустали.
Когда мы уже прошли самую трудную часть стены, Валера вдруг воскликнул:
- Смотри, шлямбура.
И, правда, оказалось, мы не первые на зеркале. Левее от нашего маршрута метрах в тридцати по абсолютно гладкой стене была пробита шлямбурная дорога. Только потом я узнал, что на шлямбурах прошла соседний маршрут связка Пантюхин и Гавриленко в 1969 г. Пантюхин был рослым, под два метра скалолазом, это позволяло ему бить шлямбура не так часто. Тогда было модно использовать шлямбура.
Далее лазанье по сравнению с пройденным участком нам показалось не таким сложным, по крайней мере, лесенок мы не использовали. Мы прошли среднюю часть, потом вышли на шлямбура и по неявно выраженной расщелине поднялись наверх.
Только наш брат может понять наши чувства на вершине:
- Мы сделали её, ай да молодцы.
Оглядываясь назад, а я прошёл достаточно много разных стен, я оцениваю первую часть маршрута как хорошую 7 к.т. – это как первопроход. Если пробить её крючьями, то 5Б к.т. Мы его никак не оформляли и не заявляли, прошли для себя.
Через 37 лет я показал Терре в Судакском КСС этот наш маршрут. Он сказал, что несколько лет назад его прошла связка и заняла призовое место на каком-то чемпионате. А он как раз и был судьёй там.
Насколько я знаю, наш маршрут больше никто не ходил.
Я бы назвал этот маршрут: «Сопли и вопли» (Шутка).
нитку бы.
"я оцениваю первую часть маршрута как хорошую 7 к.т. – это как первопроход. Если пробить её крючьями, то 5Б к.т." не поняла, 7 - это скалолазная, а 5б - альпинистская?