Тесты снаряжения. Отчет по использованию Garmin Epix.
Небольшой отчет о месяце использования новых часов с GPS и пульсометром в течение которого они тестировались в качестве прибора для треккинга, тренировок в горах и, что не совсем привычно, для полетов на параплане.
За это время они прошли с нами трек по неизведанным и диким местам, через снежные перевалы, длинною более 100 км в Индийских Гималаях, Штате Химчал Прадеш, помогали освоится с воздушной стихией и нервами в полете над хребтом Дауладар в Бире, тибетской колонии на Севере Индии.
Пару дней ушло на освоение прибора. Все умные вещи требуют тщательного изучения, к тому же в этом маленьком девайсе уместилось такое количество функций, что о некоторых я даже и не догадывалась какое-то время. Расскажу о некоторых из них подробнее, так как думаю что для многих эти возможности будут полезны.
Итак, основное меню состоит из списка различных видов активностей от бега до триатлона и включает альпинизм и треккинг. Выбрав одно из них или добавив свою активность, можно настроить список функций, которые будут отображаться во время тренировки. Так, например, для треккинга я выбрала параметры: высота по GPS, средняя скорость движения, вертикальная скорость ( набор высоты), время. Все это умещается на одном экране.
Если это была тренировка, то в дополнение к этому я одевала пульсометр и вместо средней скорости выводила на экран пульс. Кстати, пульсометр именно внешний, потому что в этом случае часы можно одеть поверх куртки или закрепить на рюкзак и при этом не волноваться за точность показаний.
На каждый из параметров можно установить сигнал и вибрацию, которая сообщит о том, что скорость снизилась до минимальной, либо пульс превысил заданные границы. Учитывая размер прибора, он всегда под рукой, и даже если вдруг тропа где-то пропала, всегда можно быстро выйти в режим карты и посмотреть как далеко ты сбился с пути. Чтобы экран не переключился, его лучше заблокировать.
Самым сложным испытанием для часов на треке стало пожалуй отсутствие электричества. Мы перемещались более 10 дней без возможности заряжать приборы, и до завершающего дня часы примерно показывали мне время и где мы находимся, что согласитесь, немаловажно, когда ты находишься так далеко от цивилизации и людей, в больших горах, где нередки туманы.
И если с треккингом и бегом все понятно, то как их можно использовать для полетов?!
Пилоты парапланов постоянно применяют различные приборы не только для навигации в воздухе, но и для нахождения потоков, которые помогают им не терять высоту и двигаться по маршруту. Но кроме этого для полетов важно уметь сохранять спокойствие, даже когда в воздухе происходит болтанка, а мягкое крыло подскладывается. Это бывает на часто, но бывает однажды у всех. Есть небольшая теория о том, что страх и волнение, которые неизбежны в воздухе, можно контролировать с помощью контроля за пульсом. И мне хотелось проверить на практике на сколько эта теория работает.
Бывают ситуации, когда ты приземлился и думаешь почему так получилось. А ситуация в целом проста. Ты допустил ошибку, занервничал, допустил еще одну ошибку, а в результате полетел не туда, не нашел следующий поток или что еще хуже начал паниковать, и, как результат не справился с задачей. Все дело в том, что когда мы начинаем нервничать, наш пульс начинает расти и в какой-то момент наступает что-то вроде «туннельного мышления», когда мы уже не способны принимать взвешенные решения. Отследить этот момент иногда бывает крайне сложно, ведь мозг занят другим.
И тут на помощь приходит прибор, который сообщает о том, что ты начал волноваться, помогает осознать ситуацию, взять себя в руки, подышать, успокоится и начать действовать. Это дает возможность не только принимать более взвешенные решения, но и меньше уставать во время многочасовых полетов, отслеживать по треку GPS когда возникает страх и чему нужно уделить побольше внимания.
Так, например, в первые дни я заметила, что мой пульс сильно «зашкаливает» на старте. Поняв это, было необходимо сделать несколько дополнительных тренировок на земле и проблема ушла.
И даже в крене крутой термической спирали, когда приходится практически вываливаться из подвески, чтобы эффективно работать весом, всегда можно видеть показатели на руке, которая держит клеванту.
Результаты не заставили себя долго ждать. Спустя две недели, наградой за мои тренировки стал потрясающий полет длинною в 113 км и протяженностью 5 часов из Бира в Драмсалу с возвращением!
"Как отличить, по пульсу, панику от нормальной повышенной активности?"
Я конечно не эксперт пока что в этом вопросе и только занялась изучением темы. Но по моему это сделать не сложно. На обычной тренировке - например, подъем на старт- если мой пульс разгоняется до 160 ударов то для меня это означает, что надо немного притормозить, потому что в противном случае мне придется останавливаться на передышку максимум через 10 минут, а подъем занимает около 2-х часов. После этой отметки мне становиться сложно думать о чем-то, кроме правильного дыхания и того куда идти. Именно этот предел я и ставила в полете как максимальную границу, чисто опытным путем. И, даже несмотря на то, что полеты и треккинг совершенно разные вещи- как минимум, на параплане я просто сижу и никуда не бегу- максимальный пульс и там и там у меня был примерно одинаковый -174-176 удара. И в целом "активность в полете" была примерно такая же, как от подъема в гору. Вот такой вот парадокс. Иногда смотришь на часы, а ты потратил за полет больше калорий, чем за тренировку :)
В прошлом году, был забавный случай, который меня заставил задуматься. Есть где-то даже запись с гоупро. Мы летали на Сиркоте, в Покхаре. Погода была низкой, чтобы куда-то улететь и мы немного соревновались. Я на радостях, что обгоняю парней выкручиваю на самый верх стартового потока. Тогда я летала с другими часами ( без GPS), но они также показывали мне мой пульс. Граница пульса стояла на 174 ударах. Так вот, в этот момент мои часа пропищали ( достигли максимального значения), при том что я четко помню, что никакого страха или чего-то подобного не было даже рядом. А еще через секунду я вкрутилась в облака с еще 3-мя парапланами. Было мягко говоря не по себе. Но, после этого, я всерьез задумалась о том, что возможно мой пульс может мне подсказать что-то, и я стала отслеживать его и учится снижать. В полете это помогает.