Саук-Джайляу часть 2. Заброски, подходы, маршруты.
В сезоне 2015 года состоялись две экспедиции на пик Саук-Джайляу. В первый раз, в июле мы заехали снизу на машине, во второй – зашли из альплагеря Дугоба, через перевал Акташ. В целом, район достаточно интересен для выездов спортивных групп от первого разряда, поэтому я наконец собрался рассказать о том, как туда заезжать или заходить, сколько это может стоить, отвечу на некоторые вопросы, заданные в комментариях к статье по первой экспедиции http://www.risk.ru/blog/205615.
Общее описание района
Из отчета команды Ковтуна В.Г. 1978 года, маршрут на Саук-Джайляу Главный, через Центральную вершину:
Массив вершины Саук-Джайляу находится в северном отроге Алайского хребта. По высоте массив почти на 1 км превосходит хребет. Цирк, образованный массивом Саук-Джайляу имеет вид открытой на север подковы. Внутри цирка большое оледенение. Площадь ледника около 5 квадратных километров.
Из ледника вытекает река Джинды-су, которая по глубокому каньону стекает в ущелье Сурметаш.
Собираясь в первый выезд, я очень мучился вопросом, насколько перспективен район, не стоило ли поехать, скажем, в Аксу… После возвращения в альплагерь со второго, сентябрьского выхода, отношение к району несколько прояснилось. Поделюсь своими субъективными ощущениями.
Заброски в цирк Саук-Джайляу неблизкие – даже если заезжать через Исфайрам-сай, а уж через Дугобу – это настоящий горный поход. Лично для меня Саук-Джайляу оказался отличным учебным районом – во-первых, в плане понимания тактики восхождения, осложненного двухдневным треком на подходе и таким же выходом. Даже в психологическом плане, ощущение полной изолированности на сложном восхождении, особенно в двойке – что ни говори, к этому надо привыкать. Плюс, приходится намного более серьезно относиться к оптимизации снаряжения на восхождения, к раскладке на подход и на гору.
Во-вторых, характер самых интересных стен подковы очень напоминает стены на вершины 6-7 тысяч в Непале – те самые высотно-технические восхождения, которые мне очень давно хочется походить. Саук-Джайляу – во всяком случае, Центральная вершина – это что-то среднее между Ала-Арчой и высотно-техническим классом. Перепад высот чуть меньше полутора километров, не слишком сложный микстовый рельеф, много возможностей для первопрохода. В общем, отличный район, чтобы отучиться думать масштабами Ала-Арчи, на собственной шкуре понять, что это такое – большая микстовая стена, – причем, за относительно небольшие деньги. Повторюсь, это - сугубо личное предпочтение.
Залитый льдом угол на вершинной башне Саук-Джайляу Западный I. Очень приятно было пролезть эти полторы веревки - даже в июле
Есть подозрение, что такие уголки встречаются не только на Западной I вершине, и эти инструменты были бы очень уместны на вершинных башнях на заднем плане (Саук-Джайляу Центральная и Западная II)
Конечно, есть там и другие интересные объекты.
Стена Саук-Джайляу Главной (неявно выраженная вершина слева) – настоящий бигвол. (Хотя, по осени можно, наверное, попробовать пройти микстовую линию в альпийском стиле.
Еще один объект для любителей пожить на стене - Саук-Джайляу Западная I. Этим летом пройден маршрут по ребру, а на фото - восточная стена. Она действительно такая крутая.
Саук-Джайляу Восточный
Саук-Джайляу Юго-восточный. Слева перевал
На периферийные вершины подковы (восточные и I западную башни) можно ходить скальные маршруты летом и микст осенью. Хотя, скалы здесь не слишком интересные – пройденная этим летом 5Б смотрелась самой монолитной линией в районе, но вблизи все оказалось достаточно разрушено и просто.
Общий вид основных вершин подковы
Схема всех вершин подковы
Время для восхождений.
Большая часть маршрутов пройдена на стены подковы Саук-Джайляу в разгар сезона, летом. Быть может, четверть века назад климат был попрохладней, но только в этом году в июле было страшно находиться в километре под основной стеной с ледопадом – не то что лезть на нее.
Саук-Джайляу Центральная в сентябре. Левее большого внутреннего угла проходит маршрут Москальцова, правее - маршрут Ковтуна
С другой стороны, шестерки Ковтуна и Москальцова по красивейшему бастиону Саук Центральной лезть осенью будет не очень приятно – маршруты чисто скальные, а осенью уже достаточно холодно – может прийтись ИТОшить даже простые участки. Вероятно, для их прохождения нужно забрасываться в район до 10 августа, акклиматизироваться и ждать похолодания – в Дугобе с середины августа среднесуточная температура начинает резко снижаться. Конечно, это еще совсем не осень, но дождь на 4600 уже не пойдет (как было у нас в июле на Саук Западной – можно себе представить, что при этом творилось на ледопаде)
Непогода на вершине Саук Западной I. Не мерзнем.
В общем, на мой взгляд, наиболее интересно ходить здесь микстовые маршруты осенью. Сам я имел возможность наблюдать за погодой в окрестностях альплагеря Дугоба в сезонах 2013, 2014 и 2015 (климат тот же, что и на Саук Джайляу – на этом выходе сверяли наблюдения, все очень похоже, в том числе и высота снеговой линии). До конца сентября вполне можно рассчитывать на хорошую погоду – во всяком случае, дождливых дней не больше, чем летом. В этом году отличная погода стояла до середины октября. Числа 14 октября снег лежал тонким слоем тысяч с трех, и то не везде. Но старожилы говорят, что октябрь бывает очень разный. По поводу снежного покрова, можно еще сказать, что поскольку цирк Саук-Джайляу очень далеко отстоит от других ледников, то там и несколько теплее, чем, скажем, на леднике Дугоба под Узбекистаном.
Что же касается нашего последнего выхода, он состоялся в начале двадцатых чисел сентября. На подходе был один день непогоды. Начиная с середины подъема в цирк Саук-Джайляу от Тополиной рощи, лежал свежий снег. На леднике под стеной его было до середины голени. При прохождении ледника на Северной стене под Центральной башней, приходилось тропить более основательно – на участках средней крутизны даже рыли траншею. В результате, метров на восемьсот перепада по рельефу II-V категории ушло часов десять.
День просмотра маршрута, подготовки к восхождению
Отдельно нужно сказать про уровень воды в речках. Поскольку мосты этим летом смыло, и вряд ли их теперь восстановят, этот вопрос имеет первостепенную важность. В разгар лета переправа при заброске снизу скорее всего окажется невозможной – если, конечно, нет желания построить полноценный мост. При заходе сверху, через альплагерь Дугоба, все не так однозначно. Единственная переправа через Сурметаш проходит в Тополиной роще, на очень широком разливе. Вполне вероятно, что ее получится преодолеть даже по очень высокой воде.
Начиная с середины августа вода начинает резко спадать. При переправе через Сурметаш в Тополиной роще, в середине сентября не возникло вообще никаких проблем.
Переправа в Тополиной роще, середина сентября.
Скорее всего, при заезде снизу, через Исфайрам-Сай, придется придумать что-нибудь с веревками, но переправиться удастся достаточно просто.
Логистика: восхождения на вершины массива и спуск
Про подход начну рассказывать с конца, поскольку вариантов заброски два, а от базового лагеря до вершины все более однозначно.
Но еще раньше нужно разобраться в названиях. Ущелье под цирком Саук-Джайляу имеет два названия – Арча-Каныш и Сурметаш. Местным оно известно как Сурметаш, но таких ущелий в Киргизии полно, поэтому на многих картах используется название Арча-Каныш.
Итак, большинство старых описаний маршрутов на Саук-Джайляу начинаются из базового лагеря в Тополиной роще (высота 2600). Стоянка очень приятная – есть лес, и даже река несколько теплее, чем можно ожидать – видимо потому, что основные ледники, питающие реку, располагаются достаточно далеко, за несколькими широкими разливами.
В Тополиной роще
Стоянки расположены метров на 500 выше слияния рек Джинды-су (которая питается ледником в цирке Саук-Джайляу) и Арча-Каныш. Спускаться к слиянию нужно не отходя далеко от берега. Далее, не доходя метров 100 до слияния, нужно начать набирать высоту.
Здесь возможны два варианта. Первый – продолжать подниматься по курумнику, вдоль левого (орографически) берега р. Джинды-су, почти до каньона. Дальнейший путь по левому берегу невозможен – курумник заканчивается крутыми бараньими лбами. Поэтому, нужно перейти реку и подняться по коротким и простым бараньим лбам на ПРАВОМ берегу реки. Осенью переправа достаточно простая, но летом ее можно и не пройти.
В этом случае, нужно найти мост через Джинды-су (примерно на пол-пути между слиянием рек и бараньими лбами на правом берегу), перейти по нему на правый берег и подняться на площадку над теми же бараньими лбами с другой стороны (с рюкзаками нужна веревка).
Спуск по второму варианту
Далее -подъем по крутому травянистому склону, который иногда прерывается простыми скальными выходами (даже в непогоду обходились без снаряжения). Затем путь продолжается по гребню моренного вала, который в конце концов упирается в прижимы (верхняя часть этого гребня видна в заглавной картинке поста). Там можно пройти, но с рюкзаками, особенно в непогоду, это будет очень неприятно, а потом все равно приходится спускаться на морену – опять же, по крутой осыпи. Поэтому, имеет смысл просмотреть путь через ледник и спуститься на него – примерно с середины гребня моренного вала.
В июле мы нашли только одно хорошее место под лагерь на боковой морене (и места там – только под 2-3 палатки) на высоте 3700. Координаты: N 39°46.910` E 071°57.210`
В общей сложности, подъем от Тополиной Рощи, с тяжелыми рюкзаками – порядка 5 часов.
Вероятно, выше можно развернуть лагерь только на леднике – места там много, главное не встать сильно близко – обвалы с ледопада могут очень далеко доставать.
К выбору линии подъема через ледопад тоже стоит подойти ответственно)))
Простых путей спуска с вершин подковы нет. Летом мы спускались с 5Б на п. Саук Западный II по линии, близкой к пути подъема. Осенью планировали спускаться тоже по пути подъема и закладывали на это полный день. Причем, летом такой вариант может не сработать, т.к. находиться без укрытия на ледопаде можно будет только ночью или рано утром.
Большинство команд, совершавших первопроходы на главные вершины подковы, спускались через Саук-Джайляу Главный, по Южному склону – в цирк под склонами Центральной башни. Дальнейший спуск совсем не так прост, как это выглядит на схеме. Надеюсь, в комментариях кто-нибудь сможет его описать, поскольку в ущелье Саук-Джайляу я заходил только снизу и до южных склонов основных башен массива так и не добрался. Но для того, чтобы понять, что спуск этот весьма запаристый, ходить его не обязательно. Если высота вершин – пять с лишним тысяч, а река Саук-Джайляу сливается с рекой Арча-Каныш на высоте 2000… И оттуда до лагеря в Тополиной роще нужно еще добраться, а мост смыло этим летом. Получается, теперь этот вариант спуска пригоден только для осенних восхождений, после предварительной разведки переправы.
Мост на полтора километра ниже слияния рек Саук-Джайляу и Арча-Каныш. Достаточно высокий и в хорошем состоянии. Еще какое-то время простоит.
С восточных вершин подковы спуск проще – на невысокий перевал между Восточной и Юго-восточной вершинами, и дальше по льду.
Логистика: Заезд Уч-Коргон – Исфайрамсай – чайхана – Тополиная Роща.
Для того, чтобы максимально близко подъехать к Саук-Джайляу, нужно оформить не только загранпропуск (его может сделать администрация альплагеря Дугоба – оба ущелья относятся к одному погранотряду), но и пропуском в заповедник. Шлагбаум поставили там недавно, и теперь собирают по 140 сом с человека – просто за пребывание на территории заповедника и, что еще более печально, не пускают в ущелье пастухов, а значит, надеяться на восстановление мостов не приходится. Офис лесничества находится в поселке Майдан, напротив школы. Там иногда бывает начальство заповедника. Сам пост находится намного выше по ущелью. Наверное, можно заплатить и там, но в этом году сторож настаивал, что предварительно нужно обязательно поговорить с его начальником. Дорога к Саук-Джайляу начинается с трассы Ош-Кадамжай. Проезжая через поселок Уч-Коргон, нужно свернуть с трассы на юг, в ущелье Исфайрамсай. Следующие километров 25 дороги проходят через маленькие поселки. Последний из них – Майдан. Дальше дорога тоже достаточно неплохая, до ворот заповедника можно доехать на легковой машине (еще 25 км. Где-то посередине расположен погранпост). Дорога за воротами заповедника чуть похуже, но еще 10 км точно можно проехать на одноприводной машине с большим дорожным просветом.
Этим летом нас довезли до конца дороги (прямо в Арча-Каныш) на микроавтобусах Damas. Конец дороги определили эмпирическим путем. После селей она стала еще на километр короче
Для того, чтобы проехать последние 7-8 км – уже по ущелью Арча-Каныш, свернув из Исфайрамсая, - может понадобиться полноприводный автомобиль. На всякий случай, стоит попросить водителя захватить с собой лопату и какую-нибудь кирку, или ломик – вряд ли теперь кто-то станет поддерживать дорогу в хорошем состоянии. В этом году дорога по ущелью сократилась еще на километр из-за селя. От конца дороги до моста, по которому можно перейти на правый (орографически) берег реки Арча-Каныш, чтобы попасть в ущелье Саук-Джайляу, 2 км. Для того, чтобы попасть в цирк Саук-Джайляу, нужно продолжать двигаться по левому (орографически) берегу реки, почти до Тополиной рощи (еще километров 8, с набором высоты всего полкилометра).
После крутого взлета через лес, тропа упирается в прижимы. Раньше здесь был мост. Летом нам удалось переправиться по его остаткам и сделать навесную переправу (на одном берегу – дерево, на другом – два шлямбура высоко на скале (шпильки короткие, порядка 20мм. Диаметр 10мм).
Переправа
Потом мост смыло окончательно, и переправу, скорее всего, лучше искать ниже по течению.
После переправы тропа приводит к мосту над Джинды-су. Отсюда начинается подъем в цирк Саук-Джайляу, или можно дойти полкилометра до Тополиной рощи и поставить лагерь. До этого моста мы ходили с рюкзаками часа за три.
Логистика: Трек альплагерь Дугоба – ущелье Акташ – перевал Акташ – ледник Дугоба (под п. Узбекистан) – ущелье Арча-Каныш - поворот в ущелье Трум – Тополиная роща.
Заход из Дугобы хорош тем, что не нужно платить за посещение заповедника. При этом, можно рекомендовать все же сделать погранпропуска для прохода через погранпост на Исфайрамсае, поскольку в случае травм или еще каких ЧП, эвакуироваться все же удобней вниз, чем пилить пару дней вверх по Арча-Канышу и через перевал. Разумеется, заезд через альплагерь намного дешевле, плюс там можно хорошо акклиматизироваться, отдохнуть в комфортных условиях, и только потом двинуться на Саук-Джайляу.
Рекреационная зона альплагеря Дугоба
На сайте альплагеря есть отличное описание с фотографиями по треку почти до Саук-Джайляу: http://dugoba.com/ru/tourism/1.html («245 маршрут или Арча-Каныш»). Маршрут поворачивает в ущелье Трум, откуда до Тополиной рощи остается спуститься еще километра четыре по хорошей тропе. Остается только добавить, что у нас ушло три неполных дня на подход. Первая ночевка была на леднике Дугоба, под п. Узбекистан
вторая – в Тополиной роще, из-за непогоды. Вернуться получилось за два дня (ночевка посередине ущеля Арча-Каныш, на разливе «Айлама»), причем из-под стены мы выдвинулись часов в 11 дня.
Утро на разливе Айлама
А еще в верховьях ущелья действительно очень красиво. Лично мне это несколько помогло смириться с продолжительностью подхода к горе.
Слева направо: ленинградец, п. Москвич, северный отрог пика Ленинградец
Там же встречаются всякие разные животные.
И походить в Арча-Каныше интересно не только на Саук-Джайляу.
Северная стена пика Ленинградец - наверное, один из самых интересных объектов в ущелье.
Если выбираться под Саук-Джайляу надолго, можно размяться прямо над Тополиной рощей.
Стенка над Тополиной рощей. Высота метров 200. Вид с подъема в цирк Саук-Джайляу.
Профиль той же стенки
Место: Памиро-Алай
52
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
На Саук-Джайляу центральную в сентябре не залезли. Потеряли два дня на подходе (который включал в себя первопроход 5Б на Узбекистан). В результате, продуктов осталось на два дня восхождения и с очень голодной раскладкой на обратном пути. Подлезли под бастион, потеряв еще несколько часов на тропежке. Прикинули, что с одной ночевкой пролезть и спуститься никак не успеваем и развернулись.
И описания с пояснениями классные! Спасибо!!!