Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть первая
В этом году я вместе с замечательными ребятами из турклуба "Глобус" (КПИ, Киев) прошли очень интересный маршрут.
Я наконец попал в район о котором так долго мечтал - район ледников Федченко и Бивачного, район пиков Коммунизма, Корженевской, КомАкадемии, Россия, Гармо и других красивых высоких гор. Побывал на ГМС и ПФП. В общем получил даже больше чем ожидал. Об этом и будет мой фото рассказ...
Команда
Сначала была уже знакомая дорога по Памирскому ТРАКТу вдоль Пянжа, разлился он в этом году знатно.
Потом была переправа через Абдукагор, что собственно и стало первыми метрами нашего долгого пути.
Первый подъем - ледник ЛГО, Кашал-Аяк
Ну и конечно моя детская мечта - побывать на ГМС
Началось акклиматизационное разминочное кольцо
Ледник Медвежий полностью оправдал свое название)
И тут началась наша основная часть маршрута. Это было третье прохождение перевала Гармо насквозь. И началось оно с повтороного преодоления ЛГО, только тепрь еще добавились 3 ледопада и еще целая куча приключений.
По дороге открывались замечательные виды на редко посещаемые вершины.
КомАкадемии:
И даже очень мало хоженный Борющийся Вьетнам над перевалом Отрада и единожды пройденный перевал Туполева
Была и непогода на перемычке пика Вооруженных сил, но она же вознаградила нас просто прекраснейшими видами
По пути сбегали на пик Вооруженных сил. Кстати сняли от туда записку 75 года, тех самых, которые и предложили назвать эту вершину таким названием.
Ну и конечно сам перевал Гармо с видами на одновременно очаровательный и срашный пик Гармо
Продолжение следует...
На конкурсе "Хрустальный пик" поддержим )
Местные говорят, что достаточно активно там мишки, поэтому заброски закапывали очень старательно)
Были у нас и дожди в низовьях и шатер хорошо себя проявил - не мокли.
Как минимум в плане веса - очень оправдано брать шатер.
В следующий раз постараюсь сделать больше подписей.
Нет, это не на Размирович с Наукой, но совсем рядом. Это на Красноармейском под перевалом Сюрприз.
С Майоровым к сожалению сейчас нет пересечений, по крайней мере у меня...
Я не совсем понял про какой ригель идет речь... Имеется ввиду верхний цирк ЛГО (единсвенное общее для перевалов Отрада-Ланжерон-Гармо) и обход нижнего ледопада через левобережный ригель, который спускается с безимянной вершины расположенной чуть юго-восточней перевала Ланжерон?
И где сопля тоже не понял)
Мы проходили так же как и Сальников, используя его описания.
Если речь все таки о том ригеле, котором я думаю, то все равно не совсем сходится) Моста там вроде и не было... Там ранклюфт проблемный (это мягко сказано). Но у меня фото этого ранклюфта нету - мы его проходили ночью, так как он очень опасный (сыпучий). Целый день потратили на разведку ледопада и подхода к ранклюфту. Я предполагаю, что про мост и выход на ригель - это про этот ранклюфт, кулуар из него и полка со стоянками. Но с него спуск не во второй ледопад, а все еще в первый (нижний). Это явно видно на фото
У Сальникова кстати так же в Описании перепутана нумерация ледопадов:
"За три ходки, двигаясь в кошках, мы прошли весь кулуар и поднялись на скальное плечо п. 5410. На этом этапе третью ступень ледопада можно считать пройденной.
Пообедав на плече п. 5410, мы продолжили движение дальше ко второй ступени ледопада"
У меня конечно нет опыта прохождения такого колоссального количества походов и я не буду спорить по поводу 3А-3Б. Все таки считаю Вас более объективным и компетентным в этом вопросе. Но мое личное мнение, что во первых после того, что я там увидел состояние ледопада, я не представляю при каких условиях может быть безопасный и простой проход ранклюфта на входе кулуара (наличие моста), по крайней мере в ближайшее десятилетие. А во вторых даже если и будет мост, он по сути упрощает только Ланжерон. У Гармо там еще 2-е ступени ледопада, подъем на плечо Вооруженных сил и прочие стратегическо-тактические сложные задачи (наверно тянущие на 3Б), хотя перевал технически далеко не самый сложный (даже без наличия моста), хотя и 6К, и 6 дней прохождения по сути. У Отрады есть еще ледопад со стороны Бивачного у которого нет такого удобного обхода и в современном состоянии он если похож на 3А, то на очень-очень "мужественную"))
Ну, соответственно МКК я тогда убедил, что прохождение на спуск - это 3А, вот и выпустился в 5-ке. По дням - по-моему, шли 3 дня, но это в отчете можно глянуть. С ригеля - ну да, можно считать, что слазишь выше 3-й ступени, можно - в низ второй... Плато же там между ними практически отсутствует. До Лонжерона проходишь где-то половину 2-й ступени, на вид наиболее сложную.
Я считал, что у Гармо и Отрады с той стороны - общий цирк. Мы когда с траверса спускались в1992-м, вроде никаких там сложностей не видели...
На фото видно только нижнюю часть и кусочек перевального взлета с Бивачного:
На мой взгляд не проще Крумкольского провала)
а кто его крайний ходил, не знаете случайно?
На спуске со взлета Отрады на Бивачный мы кинули в двух местах по веревке, большую часть можно было пройти пешком. Ледопад со стороны Бивачного по сравнению с пройденным непосредственно перед тем РГО - совершенно не впечатляет. Мы его на спуск распутали всего за 2 ходки, кинув еще в двух местах простые веревки.
Хотя если спускаться с Гармо - там ниже самого взлета (3 веревки) по леднику вовсе ничего кидать не надо.
А в каком состоянии тогда был сам Бивачный?
Потому, что те кто из Одессы там были в 70-80-х рассказывали, что там все было просто и логично. А последние годы многие и мы в том числе упирались и довольно серьезно. Сейчас же там сплошное рванье)) Местами поинтересней многих ледопадов)
Теперь стало понятно почему так.
В следующем посте выложу что там теперь))
А можно где-то посмотреть эти космоснимки?
пик Комакадемии
Вооруженных сил, Гармо
Ледник Ошанина. Слева пик Коммунизма
Теперь морен выше слияния с МГУ практически нет, есть разломы каждые 15 метров и большая депрессия в верхнем слиянии. В следуйщем посту обязательно выложу фотки...
То сразу видно, что сейчас ледник поменялся очень сильно. На фото Бивачный уже после подвижки http://www.risk.ru/u/img/172/171577-670.jpeg
Причем, если напротив ОГПУ он просел, то ниже наоборот вспучился и торчит над карманом http://www.risk.ru/u/img/172/171593-670.jpeg
Произошел забавный случай. В 1986 в "поясе белых сераков" нам встретился один необычный серак с двумя промытыми водой туннелями один над другим, нижний был наполовину в воде, верхний сухой. Мы тогда долго фотографировались рядом с этим сераком. В 2004 (через 18 лет!) идем после Гармо сверху. Видим из-за перегиба серак с горизонтальной дыркой. Димка (не был в 1986) говорит: "О, смотри, серак с дыркой". Я, вспомнив 1986, отвечаю в шутку: "Сейчас ближе подойдем, вот увидишь, там внизу еще вторая дырка есть". Подходим - и правда, две дырки. Сфотографировали, я дома потом нашел старую фотку 1986 года - абсолютно идентичный серак, и даже форма дырок совпадает, как будто вообще ничего не изменилось!
В 1986 мы прошли весь ледник снизу вверх неакклиматизированные за полтора дня. В 2004 сразу после спуска с Гармо пообедали и потом спустились к вечеру почти до низа, ночевали в ходке от слияния с Федченко. В 2008 пересекли поперек от Пыльного лагеря около Ахмади до правого борта за час.
Конечно, когда случается катастрофическая подвижка - против таких сил природы не попрешь...
И за траверс Гармо с Коммунизма в 91 году в составе группы Будникова 1991, и за траверс ТуркВО-5917-5505 (по вашему отчету мы ходили в 2008), и за траверс Ленина с пер. Корженевского (по вашему отчету мы ходили в 2012г радиально)
И вместе с его группой параллельно выходили в Депшар. хехе
Он рассказывал в общих чертах про выход с Одессой. И немного про поход 91.
Они в этом году ходили по нашему отчету 13 года - пер. Дзержинского, Шини-Бини, Корженевская.
А вообще у нас с ними сложилась отличная компания.
Шини-Бини они прошли по соседнему от нашего бастиону. И вроде как даже сидя поночевали :)
И поом Корженевская.
Это действительно было бы круто прочитать! Анатолий - мировой мужик.
Кстати, на обеих фотографиях именно ледопады РГО. Из всего похода немец, который афишу компоновал, именно эти слайды выбрал.
Ну, немцы-то, известно, логику хорошо понимают. Я и говорю на их родном языке: дескать, мы пойдем на Гармо, а вы, если хотите, можете на Кашалаяк - путь назад через ледопады хорошо запомнили?
Вопрос был снят, инцидент исчерпан. Всей группой через Гармо пошли. В Альпах такие ледопады считаются непроходимыми...
Кстати эти фотографии мы тоже честно проносили с собой вместе с описанием.
Спасибо Вам!
Я конечно понимаю, что в Одессе все прогуливаются по Ланжерону.
Но здесь все таки название перевала - основной элемент силовой конструкции инженерного сооружения.
Шатер растягивается через трекинговые палки участников, и если грунт не поволяет их нормально воткнуть и при этом поднимается сильный ветер - трекинговые палки вылетают из оттяжек с характерным бздынь!
Интересно как такое решается?
Вообще, если хорошо растянута оттяжка, то она никуда не девается, а наоборот вдавливает палку. + стеночка конечно.
В стиле 70-80-х годов
Типа пленка ORWO CHROM
Спасибо!
И Вам спасибо.
Спасибо)
Еще в походе вышел забавный спор на эту тему. Все "старожили" нашего клуба и мои учителя, которые и делали там первопроходы и просто много там ходили (включая моего отца) называли его "ЛГО". После похода я приехал домой и специально поинтересовался именно на эту тему. Так вот - в некоторых отчетах действительно фигурирует РГО, но все карты и все словари говорят о том, что он называется Ледник Географического Общества (абревиатура ЛГО), так что теперь я могу смело спорить на эту тему)
*никакого негатива к России в названии ЛГО не несется...
Пример с похода: День Независимости Украины отпраздновали вместе с Томичами на выходе к Муксу. По сути вместе шли 4 дня + 2 дня в МАЛе. Так вот - был замечательный вечер, замечательная компания, дружные разговоры... Все были довольны. Классне ребята, думаю подружились мы с ними на долго.
Политическая ситуация сказывается только для тех, кто сам хочет, что б она сказывалась на нем.
Для гор все равно какой ты национальности и политических взглядов, берите с них пример...
Уже после похода познакомился и общаюсь с некоторыми участниками через интернет. Жаль, что им не повезло с погодой после Гармо...
Я всегда говорил,что Эверест-это просто вершина на пути горного туриста!!!!