Эльбрус с Севера. Фрирайдеру на заметку
Северный Эльбрус — отличный скитурный район. Странно, что так мало бэккантристов посещают его. И еще меньше пишут об этом. Так что, решили сделать небольшой практический пост о том когда, как и зачем ехать на Северный Эльбрус фрирайдеру.
Сезон и погода
Зимой выше 3500-4000 сурово, ветры и холод, и мало снега, его попросту сдувает. Поэтому, зимой катание в Больших горах происходит на умеренных высотах — до 3500-3900, а альпинизмом вообще занимаются немногие. И это не только в нашем Северном Полушарии, в Южном все тоже самое, даже в еще большей степени, поскольку ветры сильнее. Эльбрус в этом отношении не исключение. Все кто хотят на него взойти, приезжают сюда летом, в основном в июле-августе.
Летом тепло, много хорошей погоды, мало снега и лед уже не зимний «бутылочный», а более комфортный и безопасный для восхождения.
Но, между суровой зимой и малоснежным теплым летом есть волшебный зазор, когда уже не так холодно и ветрено, еще достаточно много снега и можно не только скитурить и катать выше 4000 м, но и, при удачном раскладе, совершить восхождение и спуск с самой вершины. В разных районах Северного Полушария этот период разный, но, если грубо, то это апрель-май-июнь. И чем выше средние высоты, тем дольше можно скитурить в районе. На пике Ленина, например, скитурный сезон это июль.
Если говорить про северные склоны Эльбруса, то скитурный сезон здесь — апрель-май. Чем раньше планировать поездку, тем ниже уровень снега и его больше, можно начинать скитурить прямо от поляны Эмануэля (2500). Но и погода более суровая (еще ощущается дыхание зимы). А чем позже, тем теплее, зеленее, веселее, но и выше уровень снега. От базового лагеря придется часик-другой нести снаряды на себе.
Конечно же, необходимо учитывать и общую снежность сезона и насколько теплая конкретная весна (иногда сезон снежный, но весна очень форсированная). Год на год не приходится. Может быть в апреле все еще в снегу, а в другой год — на высотах ниже 3-х снега уже нет и в помине.
Но, в любом случае (и чем хорош Эльбрус), выше определенного уровня снег лежит круглый год и осадки выпадают только в виде снега. Так что, все равно можно скитурить и кататься. В гляциологии / географии эту границу называют «снеговой линией». На северных склонах Эльбруса она проходит на 3850-3900 м. На южных склонах — на 250-300 метров выше, по понятным причинам.
Чего ожидать
Здесь много пространства и очень-очень мало людей. Северные склоны Эльбруса — совершенно иной мир, нежели южные склоны этой горы, с ее подъемникам, ратраками и проч.
Тут на севере много свободы, творчества, воздуха, ощущения времени и того что ты живешь, правильно живешь. Отсутствие устойчивой телефонной связи и интернета способствуют этому в полной мере. День за днем ты встаешь с Солнцем и ложишься с его заходом.
Тебя волнуют простые вещи, просушен ли камус, сложен ли рюкзак для завтрашнего выхода и что будет на ужин. И самые лучшие моменты — когда ты выходишь из приюта на 3800, с чашечкой дымящегося кофе и смотришь на то, как восходящее солнце освещает окружающий лунный пейзаж лавовых и ледовых полей. Или когда вщелкиваешься в снаряд на 4000+ и впереди тебя ждет отменный спуск по секретному проезду по любимому леднику.
Логистика попадания
От Минеральных Вод или Кисловодска на машине нужно доехать до источников Джилису (2.5-4 часа езды по асфальтовой дороге, в зависимости откуда ехать). Доехав до источников (это конец дороги), нужно будет перейти в походный режим (чехол от снаряда нужно оставлять внизу) и дальше двигаться пешком, в сторону поляны Эмануэля. 3 километра с набором в 250 метров, по грунтовой дороге, можно пройти очень за разное время, в зависимости от исходной акклиматизации и веса груза за плечами. В среднем, уходит около часа времени. У особо бодрых — минут 45-50.
В конце поляны Эмануэля располагаются местные базы («Лакколит», «Ослик» и др.), которые предоставляют восходителям свои услуги. Это место называют «Базовый лагерь». У них же есть свои приюты и в «Штурмовом лагере», на 3800. Если в восходительский сезон (май-август) необходимость в домиках и готовом питании не железобетонная (в палатке порой атмосфернее и приятнее), то вот в самом начале сезона, когда еще лежит снег и погода нестабильна, они очень актуальны. Особенно в формате скитура или скитур-восхождения.
Кстати, летом в базовый лагерь можно заехать на ГАЗ-66 и завести все необходимое, но в начале сезона (апрель-май), это еще проблематично и все заносится на своих плечах. Поэтому нужно очень грамотно подходить к подбору снаряжения и экипировки, дабы не тащить лишку. Ведь большую часть придется нести как вверх, так и вниз.
Быт
Все базы довольно похожи — неотапливаемые, но удобные жилые модули с палатями и ковриками. У каждой базы есть общая кают-компания, она же столовая, а так же туалет. Помывка возможна, но о ней нужно договариваться отдельно, поскольку для этого нужно нагревать воду на газу. Летом помыться в речке не проблема, но в апреле это напоминает скорее моржевание, так что момент душа актуален, особенно для тех кто не привык обливаться ледяной водой.
Основное времяпровождение после катания проходит в кают-компании, там же происходит сушка вещей.
Электричество от генератора — пару-тройку часов каждый вечер, можно подзаряжать любые электронные устройства в жилых домиках либо в кают-компании. И да, устойчивой телефонной связи на поляне нет! Иногда ловиться Мегафон, но редко и далеко не везде.
Питание на базах 3-х разовое, довольно хорошее и тогда, когда вам удобно и нужно, а не по графику. Если ранний выход и нужно позавтракать в 5 утра, значит сделают в 4:30, без проблем. Если группа уходит «на гору», то выдают перекус (фрукт, шоколадка, бутерброд и т.п.). Но, если любишь какие-то определенные вещи, как в еде, так и в перекусах, то конечно стоит этим озаботиться отдельно. Там уже достать ничего будет нельзя, магазинов нет.
Экипировка
По большому счету, если не брать в расчет альпснаряжение, необходимое для катания в ледниковой зоне, то комплект экипировки стандартный, но все-таки, есть некоторые моменты, которые стоит учесть.
Хорошо бы иметь увеличенный фрирайдерный рюкзак, объемом 36-45 литров. Ведь помимо обычного катального снаряжения нужно будет носить альпснарягу, да и для заброски из базового лагеря в штурмовой дополнительный объем очень пригодится. Всякие SnowPulse и ABS тоже не актуальны. КПД их объема невелик.
Но, помимо этого рюкзака желательно взять большой рюкзак 65-90 литров, который использовать на заброске-выброске и, может быть, на заброске в штурмовой лагерь. Катальный рюкзак вешается либо поверх него, либо убирается внутрь. А лыжи или сноуборд крепятся снаружи. Очень неплоха модель BASK Ul 65-75 литров, или подобные аналоги. Они компактны, легки и для таких использований — самое то.
Традиционно такие вещи как балаклава, запасные перчатки, пуховка и т.п. тоже нужны. Используются они «редко, но метко».
Рекомендуется взять сменный комплкт термобелья и катальных носков, в том числе и в штурмовой лагерь. Со стиркой проблемы, так что полезно менять комплекты. Да и не всегда успевает один просыхать, до следующего утра, особенно носки. Если ноги мерзнут, то стоит подумать о комплекте термостелек — все-таки катание происходит на высоте, выходы долгие, погода бывает разная.
Бивачное снаряжение
Спальник нужен теплый, с температурой комфорта -5-9, и чем теплее, тем лучшее. Оптимально -9-10. Туристический коврик («каремат») не требуется, в базовом и штурмовом лагере они есть.
Для вечернего досуга и общего комфорта полезно захватить 1-2 компактных газовых лампы на группу (а также запасные сеточки и газ к ним), плюс настольные игры. Электронная книга, а также USB-аккумуляторы большой емкости (6-12.000 мАм) для подзарядки различных девайсов тоже актуальны, по вечерам и особенно в непогоду.
Очень полезно взять сушилку для обуви, поскольку электричество пару часов в день, но есть. А просушка катальных ботинок — одна из насущнейших проблем на скитуре. Печи на некоторых приютах есть, но они небольшие и просушить на них сразу много пар внутренников проблематично.
Из гигиенического набора, отдельно стоит отметить влажные салфетки. Пара больших пачек по 40-50 штук в каждой. Отчасти решают вопрос с помывкой. Очень хорошо если биоразлагаемые (бережем природу).
Альпнаряжение
Для катания по ледникам с более опытными товарищами, если грамотно выбирать рельеф и не лезть в ледопады, нужно не так уж и много альпснаряжения. Из общего — одна веревка на 3-5 райдеров.
Из личного:
— страховочная система (желательно облегченная);
— ледоруб 50-55 см (классический, желательно облегченный, весом до 400-480 г.);
— самостраховка к ледорубу (готовая, или самодельная из репшнура 4-5 мм);
— 1 ледобур (16-18 см);
— 4-5 муфтованных карабина (предпочтение за трилоками);
— 2 кордалета (репшнур 6-7 мм, 5 метров длиной);
— 1 прусик (репшнур 6-7 мм, 1 метр длиной);
— облегченные кошки на катальные ботинки;
Набор обсуждаемый. Он сильно зависит от многоснежности года, от опыта команды, а также от принятыхв группе паттернов работы со снаряжением (указанный набор — хороший ориентир, основанный на современных подходах в альпинизме).
У более опытных товарищей, которые обеспечивают общую безопасность группы, конечно же, должно быть дополнительное оборудование. В первую очередь для проведения потенциальных спасаработ в случае падения кого-нибудь в трещину (АТС и ролики).
Отдельно стоит обратить внимание на такой элемент лавинного снаряжения, как лавинный щуп. Для катания по ледникам стоит иметь максимально длинный щуп (3.0-3.6 метра). Если есть возможность, стоит брать с собой именно такой. Дело в том что щуп на ледниковом катании используется в первую очередь для зондирования глубины снежного покрова, ширины трещин и мощности снежных мостов. Для лидеров связок длинный щуп обязателен.
На сколько ехать и что делать (как и где катать)
Оптимальный срок на который стоит планировать поездку, если нет предварительной акклиматизации — 9-10 дней из Минвод в Минводы. Если есть побольше времени, то конечно стоит подумать о 10-12 днях. А если хочется еще помимо катания, сходить на вершину, то стоит накинуть еще 3-5 дней на это.
9-дневная сктурная программа (пример)
«Единых решений» не бывает, надеюсь эту аксиому жизни все читающие данный текст понимают. Так что, приведенный ниже график — некий условный пример. Ведь у каждой группы свой уровень, а также цели и задачи.
1 день — Кисловодск — Джилису — поляна Эмануэля
2 день — акклиматизационный выход на 3800 (заброска) через «грибы», спуск по леднику Уллукол
3 день — выход на 3800
4 день — маршрут №1, л-к Микельчиран (разминка)
5 день — маршрут №2, л-к Уллумалиендерку (№566, это левая ветвь Уллукола)
6 день — маршрут №3, Сикрет-valley (на случай непогоды)
7 день — маршрут №4, к пику Калицкого, вокруг него
8 день — маршрут №5, спуск на поляну Эмануэля через ледник Карачаул и плато Иахиксырт
9 день — Джилису — Кисловодск
Стандартный план восхождения на Эльбрус
1 день — Кисловодск — Джилису — Поляна Эмануэля — заброска на 3800
2 день — акклиматизационный выход на 4600
3-5 день — восхождение (с запасом на непогоду)
6 день — 3800 — поляна Эмануэля
7 день — поляна Эмануэля — Джилису — Кисловодск
Это если кратко. В следующем апреле-мае мы снова туда)).
Фото и тест - Алекс Кузмицкий
P.S. Эльбрус с Севера — Google Карта с прорисовкой линий фрирайд-спусков
<2 день — акклиматизационный выход на 4600
Лихой больно стандартный план-то, если не катать перед этим.
НО, ваша правда, план бодрый. Мы обычно так и ходим. С поправкой на средний уровень участников.
Ну хоть одну фото с проездом все же поставили. В отличии от Туюксу.
Да, потихонечку и каталку начали выкладывать)). Просто ее снимать намного более трудоемко. А всяко хочется катать, а не снимать, сам понимаешь.