Девчачий норвежский бомж-велотрип завершился
Я всех люблю - и родных и друзей, и близких и далеких. Именно такое чувство после возвращения из Норвегии. Может именно в этом состоянии души кроется ответ на вопрос: зачем люди лезут в горы, уходят в дальние плавания, отправляются в автономные путешествия. Потому что возвращаешься оттуда с чувством наполненности энергией и позитивом - смехом, радостью, любовью. Всего этого так много, что хочется поделиться.
Как только мы добрались до дома, Лика тут же помчалась в магазин, чтобы купить ингредиенты для национальных норвежских вафель, рецепты которых она всю поездку собирала у хозяек газончиков, на которых мы останавливались на ночлег. Замесила тесто, распаковала новую вафельницу, купленную в Рохольде в последний день пути, и начала печь вафли. Мы их тут же ели - горячие, еще хрустящие, поливая медом и вареньем. Ели, пили вино, купленное в дьютифри, общались, смеялись, плакали от облегчения и восторга, испытывая одновременно и полный релакс от того, что мы это сделали, смогли, у нас получилось, и в то же время чувство сожаления, что все закончилось.
Пока релаксировали, пришло письмо от Кати, которая не смогла поехать, но следила через интернет за нашими приключениями. Пишет: "Как вы?" Отвечаю: "Супер. Здорово. Уже планируем следующую поездку - от Осло до Стокгольма". Она в ответ спрашивает: "Завтра вылетаете?".
Нет, конечно же, не завтра. К сожалению. Если бы можно было так вот ехать и ехать на велосипедах, - через поля, горы, холмы, города, разные страны, - как некогда делали странники. Ехать и работать в пути, так как в наше время даже странникам требуется зарабатывать помимо хлеба насущного еще на разные необходимые вещи.
Возможно, в будущем у нас это получится... А пока возвращаемся потихоньку в реальность будней. и делимся с друзьями, соседями, сослуживцами и просто знакомыми кусочком сердца Норвегии, угощая их традиционными норвежскими вафлями в виде сердечек. Ведь мы, как уже писали, проехали через Йотунхеймен, который считается сердцем Норвегии. Это места где родились скандинавские легенды, места где живут скандинавские боги.
Это места где родился Пер Гюнт, места которые вдохновляли норвежских поэтов, художников и музыкантов.
Странствие - привлекательная сторона
Чем привлекательно такое дикое путешествие? Возможностью погрузиться в атмосферу этой части мира, проехать через места, в которых живут и работают обычные люди, места которые, как правило, не видят «цивилизованные» туристы, так как там не проходят туристические маршруты.
Старая ферма. Вначале мы думали, что это старая церковь, так как наверху колокольня. Спросили. Оказалось, что это ферма, а с помощью колокола созывали работников на обед.
Такие столики стоят на поворотах к частным домам. На них раньше ставили бидоны с молоком. Эти столики были для того, чтобы развозчик молока не наклонялся каждый раз с тяжелым бидоном. Сейчас бидоны, тазики и столики используют для украшения – сажают в них цветы.
Платная грейдерная дорога, идущая через горную долину в Скобу. Этой дороги даже на Гугле-карте нет. Она отходит от трассы 51 около озера Vinstre. Нам про нее рассказали местные жители и даже Лена и Хенрик долго не могли найти на карте где же мы находимся и куда заехали :)
Гостевая книга, в которой и мы оставили свои записи
Старинный прядильный станок в фермерском доме
Мы побывали и даже ночевали на удаленных фермах, расположенных в холмах вдали от основных трасс и хайвеев. Мы видели тяжелый труд фермеров и разделяли с хозяевами их трапезу. А наши бивуаки и «дикие ночевки» поистине можно коллекционировать, как коллекционеры коллекционируют марки или дорогое вино, настолько они все были необычными, нестандартными и неординарными. Конечно, можно было, как говориться, «упасть», то есть поставить палатку в любом месте, хоть в кармане на трассе, но мы каждый раз старались выбрать самое красивое или необычное и удивительное место. Ведь остановка на ночь – это не просто сон, а еще и воспоминания. Иногда ради этого приходилось лезть с велосипедом в болото или взбираться на крутые обочины, съезжать на боковые дорожки, а не найдя хорошего места, возвращаться обратно к трассе и ехать дальше до следующего съезда. Поэтому в нашей коллекции два десятка самых дорогих ночевок, которые мы не променяли бы даже на пятизвездочные отели.
Место нашей первой и последней дикой ночевки – красивая бухточка у озера Хурдал. Нам она так понравилась. Что мы вернулись сюда на обратном пути. И
Это место теперь стало нашим родным местом, куда хочется вернуться в следующем путешествии по Норвегии.
Доехали мы к нему в первый день нашего пути, нагруженные ананасами, бананами, персиками, яблоками, клубникой, которые нам отдали в магазине KIWI милые норвежские мальчики.
На второй день мы впервые столкнулись с затяжными подъемами и спусками и крутыми поворотами, когда поехали вдоль озера Хурдал, а затем через холмы в Миннесунд. И к вечеру буквально «упали» на газончике частного дома, стоящего на берегу озера Мьёса.
Это самое большое и глубокое озеро Норвегии, напоминает фьорд. Здесь мы познакомились с первой норвежкой семьей из всех последующих встреч и знакомств, которые произошли за три недели.
К этому времени, кроме фруктов, которыми мы питались первые полтора дня, у нас появилась и другая «мусорная» еда :)
А э то следующий гостеприимный домик.
По пути в Евик мы остановились, чтобы заснять на камеру злаковые поля. Какая-то пожилая норвежка стала что-то громко говорить с другой стороны дороги. Так как я не говорю по-английски, то поначалу подумала, что она пытается узнать, что я делаю на чужом поле, и стала пытаться объяснить ей, что просто хочу сделать несколько фото. Но оказалось, что она, наоборот, позвала подняться к ее дому, так как от него сверху вид лучше. В итоге, нам не только показали все виды, но и угостили чаем и клубникой, которая растет в коммуне, через которую мы проезжали.
Так как хозяева попросили нас не снимать их на камеру, то в кадре только розы и клубника :)
Вообще многие норвежцы не любят, чтобы их снимали, поэтому мы все время спрашивали можно ли их заснять на камеру, чтобы потом смонтировать фильм. Так что не удивляйтесь, что во всех наших репортажах на фото кроме нас почти не было других людей.
Две самые экзотические ночевки в горной долине Valderesflye и в боковой долине после перевала. Во второй долине дуло так, как в когда-то в Ред Роксе около Лас-Вегаса. Сначала мы с трудом спустились с перевала – встречный ветер дул так, что изо всех сил приходилось удерживаться на колесах. Потом он же пытался сорвать палатку, пришлось привязать ее к колесам велосипеда, как когда-то в РедРоксе к колесам машины. А тент вообще не смогли натянуть, его вырывало из рук. Пришлось просто укрыться им внутри палатки. Но все равно всю ночь было жутко холодно, как при холодной ночевке.
Это первая теплая ночевка после спуска из зоны снега и холодных пустынных долин в зону леса.
По правде сказать, мы просто больше не смогли вкручивать в подъемы в этот день. Пришлось поставить палатку прямо рядом с дорогой под елкой рядом с муравейником. Но несмотря на это – одна из самых любимых ночевок в нашей коллекции. У нас там была анатомическая кровать из мха и кочек. А рядом с палаткой проходил великий «Муравьинный путь» - широченная муравьинная дорога.
Когда перед тобой два пути, выбери тот, который тяжелее
Когда нет спонтанности и разных неожиданностей на пути, то гораздо проще. Но чем жизнь или путь проще, тем они скучнее.
По правде сказать, отвечая на вопрос Лианы перед поездкой, представляют ли девушки во что они ввязались, я тоже хоть и была в Норвегии неоднократно, но только абстрактно представляла себе езду по ней на велосипеде. Доехать на машине до скалолазного района и пойти в гору с рюкзаком – это не то же самое, что три недели перемещаться по дорогам, холмам и горам на велике со всем грузом. Несмотря на то, что все удивлялись как мало у нас вещей, я считаю, что их было многовато для фаст-энд-лайта, но ровно столько, чтобы путешествовать с полным комфортом, ни в чем себе не отказывая. Странно, что когда мы ездили на машине, вещей было раза в три больше, даже если не считать железо и снарягу для лазания. Оказывается, можно полный комфорт уместить чуть больше, чем в 50 литров.
Например, горелку мы взяли одну и очень маленькую. Даже свой любимый джетбойл я в этот раз не брала, так как он тяжелый.
«Джентельменский» набор дамской подрамной сумочки – зубная паста и щетка, велоремнабор, лазермен, горелка и ключ на 15 для скручивания педалек :)
В другой такой же сумочке – запасные камеры, смазка для цепи, велоаптечка. Смазывать цепи приходилось часто. Стоит только раз проехать под дождем, как чувствуется, что пора смазывать.
Так вот про трудности велопутешествия по горным и холмистым дорогам Норвегии.
Сейчас, уже планируя новый маршрут, прочла информацию в интернете про какой-то маршрут по Америке в 6000 км, что там типа самый сложный участок – это 6 км непрерывного подъема. Меня это улыбнуло. Потому что у нас одна только дорога Valderesflye была труднее. Первые 6 километров, после поворота на нее с трассы, шел непрерывного подъем вверх под уклоном 8%, после которого более 40 км постоянного набора высоты до 1389 м.н.у.м. Только кажется поднялся на перевал, как смотришь это еще не конец - впереди очередные подъемы вверх.
Ну и не считая этой дороги постоянно каждый день вверх и вниз – по 2,5 км, 4 км или 5 км по 7% , 9%, 10 % и 11%.
Взлеты вверх бывают такие, что кажется дорога перед тобой встает, как стена Марчеки. Причем слезть с велосипеда и идти пешком оказывается гораздо легче. А когда спускаешься с крутяков вниз, чувство такое же, как если лошадь брыкает задом в попытках сбросить тебя со своей спины.
Иногда эти 6 км в гору приходилось крутить с двумя-тремя остановками на передышку. Но зачастую не было возможности остановиться потому, что на таком уклоне лично у меня не получалось стартовать с грузом вверх и приходилось из последних сил докатывать до какого-то менее наклонного места. Либо несколько раз, когда заболела нога, пришлось проходить метров по пятьсот пешком на особо крутых взлетах, которые даже процентами не обозначаются, потому что они короткие – меньше километра. Как потом рассказала Ольга, у которой мы ночевали на газончике рядом с Лилехамером, на этих подъемах у ее машины мотор с трудом тянет.
Что самое интересное, или у человека, в отличие от машины, безграничный запас прочности, или это какой-то подсознательный расчет, или везение, но каждый раз, когда казалось, что больше нет сил вкручивать в гору, то вдруг или подъем заканчивался или шло небольшое выполаживание или спуск перед очередным подъемом. И так же на спуске – когда пальцы уже немели на тормозах так, что не чувствовали зажимается ли тормоз или нет, начинался очередной подъем. И даже были несколько перегонов то по 15 км, а то и по 30-40 по ровной трассе, которые шли казалось бы именно тогда, когда требовался отдых. А может быть только мозг так воспринимает? Ему кажется, что выполаживание появляется вовремя, ведь даже если его не будет, организм все равно будет терпеть очередной трудный подъем и радоваться неожиданно ровному кусочку дороги, который вдруг появится.
И как бы я ни проклинала по пути все эти подъемы, спуски и серпантины, но когда все закончилось, то стало чего-то не хватать и захотелось новых подъемов и спусков. И свой следующий маршрут я буду планировать такой же трудный, а может даже труднее.
Норвежская погода
С погодой сильно повезло. Нам все время удавалось встать на ночевку или после того, как прошел дождь или до того, как он начнется. Утром мы старались успеть собраться и выехать до дождя, или наоборот дожидались, когда он утихнет, чтобы собрать вещи по суху. Если палатка была еще мокрая в момент сборов, то мы ее тщательно вытирали тряпочкой, когда сворачивали. В результате, все вещи у нас всегда оставались сухими. И вот один раз уже на обратном пути после Лилехамера дождь лил больше суток. Все утро ждали, когда он утихнет, с трудом поймали «окно», чтобы собрать вещи. Выехали уже после обеда под ливнем. Пока добрались до нашего маленького озера посреди болота, промокли так, что из накидок на велоштанах вылили по литру воды.
Ночью ливень усилился. Однослойная палатка начала моросить. Лика разбудила меня среди ночи с вопросами: «Что нам делать? Палатка полная воды». Полной воды она, конечно, не была. Палатка полная воды – это когда ты эту воду вычерпываешь миской. А у нас даже спальники не промокли, только под карематами было мокро и в «морду лица» неприятно моросило. Но так как я уже проснулась, то пришлось раздеваться (чтобы не мочить одежду), выскакивать на улицу и натягивать в темноте тент с помощью подручных средств.
Три недели в седле
В интервью перед поездкой Лиана задала мне вопрос насчет мягких мест, которые будут болеть от того, что каждый день в седле и как мы планируем их защищать, есть ли какие-то способы.
Теперь могу ответить на этот вопрос. Лика ехала всю дорогу в велошортах. Я же надела их всего четыре раза, да и то не на весь день. В основном задняя часть уставала от седла только на длинных ровных перегонах, а все остальное время мне лично велошорты мешали – под этим памперсом жутко потеешь, даже если на улице холодно. Самое лучшее я думаю – это подобрать удобное седло. Пере поездкой я заменила то седло, которое стояло при покупке велосипеда на более удобное для меня. Хотя старое седло было более мягкое и широкое, но я поняла, что оно мне жутко не комфортно. Для меня более удобно узкое седло, но когда оно анатомическое - с углублениями под кости. :) Седло, которое я купила, оказалось просто идеально. Я целый час примеряла в веломагазине все седла в попытках определить какое удобнее. Так что думаю, для таких длительных поездок очень важно подобрать седло лично под себя.
Подробнее про технические тонкости: еду, интернет, логистику и все, что сможет помочь тем, кто захочет попутешествовать, как мы, напишу в следующей части. А так же про нашу экипировку.
ПС. Домой мы вернулись усталые, счастливые, нагруженные вафельницей и норвежским сыром, :) а Питер встретил нас теплом и солнечной погодой.
IMG_3349
Спасибо всем, кто нас поддерживал: Лене и Хенрику Хенриксен, Лиане Даренской, Даше Репиной, всем норвежцам, которых мы встретили по пути, а так же все, кто нас ждал и верил в наши силы :)
Наши экипировочные спонсоры:
Red FoxO3Ozone
Deuter
Julbo
Inov8