Севастопольская путешественница прокатилась по Байкалу
Как Галя Юрасова на Байкале зимовала
Родилась Галя Юрасова в семье далекой от туризма, в которой даже прогулка на Ближний пляж в Балаклаве была походом. В пятом классе записалась в кружок археологии и краеведения. Тогда совершила свои первые походы с ночевками. Но настоящим туризмом Галина увлеклась только на первом курсе института. В 2003 году купила велосипед и с группой ребят проехала Арабатскую стрелку. За три года исколесила весь Крым и отправилась в Карпаты. Первое заграничное велопутешествие совершила в Польше. В 2007 – первый горный поход в Приэльбрусье. В 2009 году Юрасова организовала первый велопоход по Центральной Турции. Этот маршрут стал очень популярным, но первой его прошла Галина. В тот же год посетила Черногорию. В 2010 два месяца ехала через Болгарию, Турцию, Иорданию, Сирию. В 2011 – велопоход по Норвегии. Затем снова Турция. В горах Тянь-Шаня совершила велопоход в 2012 году. Киргизия потрясла масштабами. В 2013 два сложных пеших похода с элементами автостопа по Иордании и Южной Норвегии. В 2014 – зимний поход на коньках по Байкалу. Галина имеет богатый опыт в скалолазание и в каякинге.
В середине марта пятерка отважных путешественников прошла по Западному берегу Байкала 300 км. От Листвянки до Ольхона. Покатались по островам в Малом Море. В компании участвовали Константин из Йошкар-олы, Василий и Андрей из Чебоксар, Галина из Севастополя и руководитель группы Евгений из Йошкар-олы. До похода знала Галина только Женю, организатора и руководителя. Как-то с ним одновременно совпали в желании поехать на Байкал зимой, хотя в начале это казалось шуткой. Про остальных участников за неделю до выезда Галя спросила у Жени: «А что за ребята там с нами?», - «Ребята просто отличные!» На том и порешили.
А началось все очень просто. Увидела Галя фотографии байкальского льда в интернете. Красивые картинки. Прочитала удивительный отчет Данила Коржонова «Тонкие струны Байкала». И как-то впечатление запомнилось. В голове зародилась мысль – при первой возможности – обязательно нужно ехать. А как можно познакомиться с таким шикарным льдом, как не на коньках. Очень логично – есть лед, есть коньки. Сейчас Галя утверждает, что это самый идеальный способ передвижения по Байкалу. Потрясающая динамика. Скольжение по льду физически очень приятно. Можно сравнить с ездой на велосипеде по ровной дороге с попутным ветром и красивыми видами за бортом, только еще приятней. Даже естественней. На коньках можно преодолевать большие расстояния, чем пешком, или такие же, но с гораздо меньшими энергозатратами. При штиле или попутном ветре с грузом – почти как на велосипеде – 15-17 км/ч. Это конечно при условии, что лед идеально гладкий без снежных сугробов, которые очень мешают передвижению. Байкал - единственное озеро в мире, которое зимой замерзает и остается свободным от снега. И то не все. Только западный берег и не по всей длине. Получается, что Байкал – самый большой в мире каток. И сюда приезжают люди не только из России, но со всего мира.
Желательно и необходимо узнавать ледовую обстановку по специальным спутниковым снимках. Можно заранее оценить, какие участки льда свободны от снега, и соответственно планировать свой маршрут. Обычно это делается за несколько дней до выезда на озеро. Добирались до Иркутска из Москвы самолетом Уральских авиалиний. 6 часов лета.
Группа готовилась к морозам в 20 градусов. А по факту – ночью было -8, а днем – до 10 тепла. Может это и хорошо с одной стороны. Было очень комфортно все время. Но, с другой стороны и не очень. Лед тает и мутнеет. К середине похода лед перестал быть прозрачным. И еще один раз ночью поставили палатку на льду, а на утро оказались все в воде. Буквально плавали, растопив своим теплом лед под палаткой. Ну и некоторые теплые вещи просто не пригодились. Коньки у всех были одинаковые, но разного размера. От 45 до 55 см. Лезвие узкое 1,2 мм, как на беговых. Крепятся на любой ботинок креплениями как на сноуборде. Коньки отличные! Надо приспособиться, толкаться не носком, а всей длиной лезвия и отталкиваться палками. Легко и быстро снимаются, когда надо перейти торос. Нога легко сама выскакивает, когда конек застревает в трещине при езде. Пару раз такое приключилось, не очень приятно.
Груз везли на саночках. Обычные пластиковые рыбацкие санки, пристегнутые к поясу 5-ти метровой веревкой. Поэтому вес не был критичен. С санками отдельная история. Иногда Галина была готова сбросить их в пропасть, если бы таковая имелась. Они совершено не контролируемы. Едут то справа, то слева от тебя, то неожиданно наталкиваются на снежный сугроб, который на коньках легко и незаметно объезжается. И тогда санки резко тормозят и падение неизбежно. Или переворачиваются на сугробе, приходится возвращаться и переворачивать обратно. При попутном ветре санки вообще обгоняют наездника. Еще они путаются с соседними санками, падают в трещины. Ночевали на берегу, на пляжах, на островах и 2 раза на турбазах. На льду один раз ночевали, и Галя проснулась с мыслью, что это самая противная ночевка в жизни. Потом успокоилась, и вспомнила, что было и похуже.
Перед поездкой на Байкал Галя ходила в Севастополе на каток тренироваться. Но как бы вы не тренировались на катке, на открытом льду и с необычными (не хоккейными или фигурными) коньками и палками надо снова учиться. Хотя бы первые несколько дней.
Галя вышла на лед в Листвянке, увидела под собой бездну, когда дул встречный ветер, пятка выскакивала из крепления, правая нога подворачивалась, и громко так Галя подумала: «А нафига оно мне надо? Женя, идите без меня». Вот такие первые впечатления на льду. Но ничего. Ко всему привыкаешь. На третий день болит все тело. Работает все мышцы. Бедра, пресс, руки, спина. Плюс еще боль от падений. Падать приходится постоянно. И не потому, что не умеешь кататься. Но застрявшие в сугробе санки или попавший в трещину конек заставляет сразу оказаться на спине или на боку. Защита коленей и локтей обязательна! После третьего дня становится легче. К вечеру уже не так устаешь. И боль в мышцах постепенно уходит. о только на 11-ый день Галина поняла, что катается лучше, чем ходит пешком.
Нужно специальное снаряжение. Коньки и саночки, веревка, пояс, карабин, за который будут цепляться саночки. Пояс должен быть быстросъемный. Нужен большой рюкзак. Желательно 100 литровый и больше. Сменная теплая обувь. Например, резиновые сапожки с внутренним утеплителем. Теплый спальник – это залог комфортного ночного сна.
Байкал не был мечтой Галины. Это путешествие обещало быть просто необычным. И этого было бы достаточно. А как же – на коньках, по льду, это должно быть весело, а остальное уже и не важно. И как всегда, ничего не ожидая, можно получить очень много. Главное, не ждать, не предвидеть. А просто наслаждаться настоящим.
Вернувшись из похода, Галина написала в своем отчете следующее: «И, казалось бы, да что тут такого – под ногами лед, слева – невысокий берег иногда даже с деревьями, иногда его совсем не видно издалека. Справа – белое пространство. И так каждый день. Но какой этот лед – это не передать никакими картинками, фотографиями, этот космос можно увидеть только стоя на прозрачном льду, изрисованным фантастическими узорами. Паутины, спирали, полосы, пузыри, сердца. Весь день можно провести, скользя по льду, и глядя под ноги. Это же настоящий космический полет сквозь пространство. Каждый день утром я ждала, когда можно будет сойти с берега, оттолкнуться, разогнаться, и лететь над бездной. Динамика удивительная. И вроде да, все одинаковое, но одновременно и такое разное. Невероятное количество форм, цветов, размеров. Байкал удивлял каждый день. Приходилось преодолевать трещины с водой, стоять на плавучей льдине, переходить длинные ноголомные торосы, бороться с непослушными саночками, которые иногда даже начинали бесить, лавировать среди снежных сугробов, идти против сильнейших порывов ветров, которые в прямом смысле сбивают с ног. Или наоборот, катиться с попутным ветром, не совершая при этом никаких движений. А вечером с берега возле жаркого костра наблюдать очередной розовый закат, или выскочить утром из уютной палатки, чтобы увидеть, как восходит багряное солнце. И тогда весь лед вокруг играет огненными цветами. Непременно есть в Байкале что-то магическое, притягивающее, завораживающее, какая-то волшебная энергия льется из этого озера. Здесь осталось мое сердце, в прозрачном глубоком льду. И я за ним обязательно вернусь»
Беседовал с Галиной Владимир Илларионов