КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ В ШКОЛЕ
Хотелось бы сказать несколько слов о том, как я провел первые две недели нового года. Впервые я приехал в Горную школу имени А.М. Ставницера под руководством Михаила Александровича Ситника в январе прошлого, 2014 года, с легкой руки одного нашего знакомого из Минска. Тогда я прошел курс ИТО первого уровня по версии Михаила Александровича. К сожалению, я так и не нашел времени рассказать об этом событии. Теперь вот постараюсь по горячим следам рассказать о январской Школе 2015 года.
Школа в этом году проходила, как и в прошлом, со 2 по 10 января включительно. Проживание предусматривалось в лагере (и, надо сказать, лагерь функционировал исправно даже в самые лютые, до -15 по Цельсию, морозы). Наша компания из Беларуси сразу ориентировалась на жилье в Форосе, так как мы приехали на машине и хотели совместить комфортные каникулы на черноморском побережье с обучением в Школе.
В этом году этот курс собрал много народа (больше 25 человек) разной квалификации и направленности из России, Украины и Беларуси.
Ребята и девушки собирались заниматься разным: от трэда и восхождений 1-2 к.с до ИТО и драйтулинга. Я лично приехал на ИТО второго уровня, так как первый уровень был мною пройден в прошлом году. Но, честно говоря, больше я приехал послушать и посмотреть на всякие- разные штучки-хитрости, которыми щедро делится Михаил Александрович и его инструктора, такие как Алексей Шелхаков и жена Михаила Саныча, Любовь Алексеевна, прекрасная скалолазка и альпинист. В Беларуси достаточно сложно найти людей в теме, еще сложнее «совпасть» с ними на скалах или в больших горах. Да и учиться все же лучше сознательно и планово, а не по ходу дела, болтаясь вторым на страховке и наблюдая спину «аса».
Так как погода внесла коррективы в расписание занятий, тред автоматически отпал, когда температура опустилась ниже нуля, хотя и тут нам открыли «секретик» как лазать по холодным скалам без перчаток. Поэтому нас все время перемешивали, перетасовывали и перераспределяли для решения каких-то определенных задач так, чтобы все смогли взять от времени, проведенном в Школе, как можно больше.
Я могу рассказать только о том, в чем сам принимал участие. Практически мимо меня пошел трэд и драйтулинг, успешное восхождение по «Сюрпризу», вскользь задела организация спасработ в двойке, а ведь все это было!
Как я уже писал, мне очень нравится отношение Михаила Александровича к делу, его просто энциклопедические знания практически по всем аспектам альпинистской и скалолазной жизни. В прошлый раз я получил массу практического опыта и теоретических знаний, причем, не только относительно ИТО, но и по скалолазанию, треду, умению располагаться для постановки точек, да всего и не перечислишь... Приехавшая в нашей беларуской компании Оля Желудок ездила к Михаилу Александровичу в Школу сначала на сборы в Безенги, потом в сентябре прошлого года на курс скалолазания. Она вместе с Ирой Шеверневой, моей напарницей по связке в больших горах, хотели позаниматься корректировкой лазания и тредом.
Расписание занятий у нас было простое до банальности: с утра и до темноты практические на скалах, с сумерками мы перемещались в кают-компанию лагеря под скалой Хергиани и слушали лекции по различным аспектам альпинистской жизни.
Во второй половине цикла заканчивать практические занятия стали пораньше, потому что не хватало уже сил находиться на теплом крымском пленере, когда градусник показывал в районе лагеря по утрам до -15 по Цельсию, а в Форосе до -11 по Цельсию. Наша троица спускалась на машине в Форос и там отогревалась в отдельных нумерах, а вот как жил основной состав сборов – для меня загадка. Но, судя по активности народа на скалах, с ними все было в порядке –наверное хватало тепла от «буржуйки» в кают-компании для обогрева и для сушки одежды.
Первые дни погода стояла хорошая, было тепло и мы практически три дня занимались корректировкой лазания, так как свободное лазание – один из главных элементов при прохождении даже самых сложных маршрутов. Поэтому обучение переходу с ИТО на трэд и обратно также входило в программу обучения.
Занимались неподалеку от домика лесника, затем планировался переход на специально оборудованные скалы-тренажеры за лагерем. При лазании ориентировались не на конечный результат, а на сам процесс (как лезешь, насколько расслаблен, как стоят ноги и как делаешь перехваты), особое внимание уделялось упорам и контрупорам, технике, которая очень помогает в горах, но на искусственных скалодромах практически не отрабатывается.
Затем погода начала портиться, пошли дожди и мы были вынуждены остаться на тех же скалах, мощные нависания которых обеспечивали достаточно комфортное состояние, даже когда дождь и снег шли стеной.
На этом этапе Михаил Саныч передал меня в распоряжение Маши Алешиной, девушки серьезной и очень сильной, которая также прошла первый этап ИТО осенью и теперь была готова продолжать обучение в этом направлении. Тем временем Ира с Олей осваивали ИТО первого уровня с использованием фиф, якорей, закладных элементов разного типа и на разном рельефе.
И начали мы лазить ИТО –маршруты. Сначала с нижней страховкой по имеющимся шлямбурам.
Легко и практически бесстрашно я вставал в топ-степ и спокойно доставал до следующего шлямбура. Дальше, видя, что мы вспомнили технику передвижения на ИТО, Михаил Саныч предложил нам лазание с нижней страховкой через стационарные анкера, но с использованием своих ИТО для перемещения. Причем, основной упор делался на использование фиф без добивки, закладок и френдов, чтобы не разрушать рельеф спортивных маршрутов. Тут конечно пришло время напрячься, потому что воображение – дело такое, не сразу его начинаешь контролировать и образ проворачивающегося френда, выскочившей фифы или выпавшей закладки начинает преследовать неотвязно.
Частично помог совет Ситника петь песни, продолжения которых не знаешь, чтобы отвлекаться. Это у меня получалось очень хорошо, потому что я вообще ни одной песни до конца не знаю, так что дело продвигалось, хотя и не так быстро как хотелось бы инструктору. Теперь я вышагивал в верхние кольца не так часто и не столь уверенно, как раньше, все время приходилось бороться с желанием поставить сразу три точки на метре, чтобы было очень-очень надежно и безопасно. В итоге, на одном из маршрутов, где-то далеко вверху, когда я уже подумал, что спасение близко и вон впереди маячит анкер с которого, собственно, уже и вниз можно ехать и вышел в топ-степ на фифу, эта фифа предательски выскочила и я солдатиком, с фифой много ниже пояса, посвистел вниз к Маше, которая увлеченно давала советы своим знакомым и видимо совсем не ожидала меня так скоро. Хотя в этом секторе мы с Машей были практически одни, мои полеты были замечены и оценены окружающими. Пришел Леша Шелхаков, инструктор школы, посмотрел как я бодро подтягиваю себя к крайней точке страховки и пошел дальше заниматься своими подопечными. Я долез задание, спустился вниз, а Маша мне говорит: «А я стою такая и думаю, зачем ты вдруг так быстро стал веревку выбирать!?» А я про себя подумал: «Хорошо, что выдавать не начала…». А Михаил Саныч сказал ожидаемое: «Вылетела? Ну, бывает…»
Но все проходит, прошло и это. Когда мы с Машей вылезли маршрут целиком до спусковой цепи, добрый Михаил Саныч отправил нас на нависающий грот со своими точками и нижней страховкой. Шелхаков, глянув на наше задание, сказал, что «беговуха» и мы приступили….
Лезлось как-то действительно достаточно просто, вроде бы даже какое-то солнышко нам в тот момент способствовало, в общем, маршрут порадовал.
Вся наша с Машей деятельность проходила на фоне постоянных миграций народа вдоль стены. Все что-то делали, постоянно искали и добирали из общественного снаряжения железяки под определенный маршрут, что-то уточняли, куда-то лезли, в общем, энергетика процесса захватывала и заряжала, несмотря на то, что становилось все холоднее и мокрее, крымский альпинизм стремительно перерастал в зимний.
Хочется сказать несколько слов о материальной базе Школы, а именно: с ней все хорошо. У Михаила Александровича есть все: от касок и разнообразных крючьев-закладок до скальных фиф, коперхедов и разнообразных лесенок-крюконог. Все это хранится в нескольких ящиках и каждый мог добрать необходимое снаряжение в зависимости от поставленной на сегодня задачи. Есть так же «Газель» на которой участники добирались к месту проведения тренировок. Правда, когда погода вместе с дорогой испортились, на машине перевозили только снаряжение и погрузо-разгрузочную команду.
На следующий день мы с Машей учились бить дырки под скайхуки и ставить их. Научились быстро, потому что дурное дело не очень хитрое, и получили задание на прохождение двух трасс с пробивкой дырок и страховкой через попадающиеся шлямбура. К этому времени уже вовсю нападал снег, везде наросли сосульки, которые в предыдущие дни к полудню разогревались на солнце и падали вниз, так что все перемещались под скалами в касках с опаской поглядывая вверх. В тот день, когда мы поскайхучили с Машей наши нависающие линии, сосульки даже не думали падать – был мороз, просто мороз. Пока собирались, я как-то основательно подмерз, но первая же пробитая дырка согрела меня, дальше я уже просто лез по маршруту, не обращая особого внимания на окружающее. Маше, кстати, тоже пришлось побить дырки, потому что она не везде доставала в мои, так что опыт такого рода получили оба.
И, повторяя слова Леши Шелхакова, подтверждаю: «Дырки – это надега!»
На пятницу, 9 января, Михаил Александрович запланировал нам с Машей подвиг – прохождение первых трех веревок маршрута, расположенного над лагерем альпинистского маршрута «по белым потекам». Веревки, по словам Ситника, были ключевыми, дальше уже было проще и нам надо было спуститься по пути подъема. Типа, зачет.
С утра погода ничем не порадовала – мороз, сильный ветер.
Пока подошли под маршрут и полезли, начался легкий снежок, по «нашей» щели побежали снежные водопадики. Я брал с собой RockJock, но так и не собрался их надеть – совершенно не подходящая погода была для них. Поэтому первую веревку лез в своих треккинговых кроссовках на два носка, потому что ИТО – оно и есть ИТО – хоть в валенках его лезь. Не совсем ожидаемо для меня в конце веревки пришлось перейти в лазание – щель закончилась и пошел подлаз, который в этой обуви я вылез только на контрупорах и вере в себя… Часа через полтора я был на первой станции и принимал Машу, которая выбивала мои точки (в основном якоря и крючья). Пока она до меня дожумарила, я понял, что совсем замерз и вверх совершенно мне не хочется. Маша подошла и сказала, что, похоже, потянула кисть на выбивке, замерзла до полусмерти и тоже вверх не хочет.
Позвонили МихСанычу, сдали рапорт и поехали вниз. За 10 минут спустились в лагерь, а там Любовь Алексеевна, наблюдавшая за нами на маршруте, угостила вкуснейшей жареной картошкой у раскаленной печки.
Маша морально разоружилась и осталась у сковородки, а я, понимая, что завтра уже в дорогу и надо хватать, что успею, сел в машину и поехал вниз к месту занятий, где было основное ядро школы. И не пожалел.
Как раз успел к разбору спасения в двойке. Прояснил некоторые важные для себя моменты, посмотрел на новую для меня схему вытаскивания пострадавшего. На этом моя программа учебная завершилась, а остающиеся ребята еще в субботу должны были отрабатывать то, что инструктор показал по спасам.
Оля с Ирой в последние дни приболели и на занятия не ездили, но на подведение итогов мы втроем вновь поднялись на машине в лагерь Школы. Михаил Саныч для каждого нашел свое слово, каждому что-то посоветовал и подбодрил. В общем-то, больше хвалил, чем журил .
Вот так закончились наше январское обучение. Впереди была только дорога домой через крымско-украинскую границу.
Еще раз хочется сказать большое спасибо всему инструкторскому составу во главе с Михаилом Александровичем. Думаю, это не последняя наша встреча в рамках обучения в Школе. Очень жаль, что мы не сможем присоединиться к выезду Школы на Кавказ в марте этого года. Будем завидовать курсантам!
Еще было бы неплохо добавить меток кроме "школа".
Спасибо.
Там где бьете дырки под скай-хуки проходят скалолазные маршруты "Годзила", "Терминатор", "Акробат".
Подготавливал их Олег Морозкин и компания при финансовой поддержке Евгения Мухитова и других достойных лиц.
А вот как назвать то, что вы там делаете своими пробойниками?!
раз два три
Организаторы школы, ну кто вы после этого?!
спалил контору)))
на самом деле Михаил Александрович разрешал лазить с фифами только по некоторым скалолазным дорожкам (наверное, только по самым прочным). Мы там ничего не откололи, фифы не подбивали, маршруты вроде-бы не портили.
Ну если что не так, извините...
Я был лучшего мнения об этом человеке
Дырки долбили неглубокие, так что использовать их как зацепки вряд ли получится.
Так что ни один маршрут не пострадал.
Да они не натуральные, но все же не стоит их уродовать
Уарчкая - мой любимый скалолазный район. Лазал там еще до глобальной пробивки, пробивку нескольких маршрутов сам спонсировал. Считаю многие маршруты ("Эксцентрик" 7b, "Кэмэл-трофи" 7с, "Адреналин" 7b+ и др. - красивейшими в своей категории в Крыму и с удовольствием ежегодно прохожу их, они не надоедают!
Неужели Вы могли подумать, что я могу допустить в любимом и родном мне районе что-либо, наносящее ему вред! Участники многократно предупреждались о недопустимости этого, фифа использовалась только как закладной элемент. Три дырки под скай диаметром 6 мм и глубиною 4 мм на Годзиле и Терминаторе - на нависании, использоваться при лазании никак не могут, маршрут не изменили ни по трудности, ни по внешнему виду. Они не только с низу не видны, но и не различимы при прохождении маршрута: Маша, повторяя маршрут с использованием пробитой ранее дырки так её и не отыскала, её не заметно.
Да, минусовал я, для того и создана возможность нажатием на + или - выразить свое отношение к комментарию.
Будет хорошо, если вы опубликуете описание. Чтобы знать, куда можно лезть со своими точками и молотками. Видел в Интернете, что вы там даже трэд-маршрут сделали. Будет информация о том, где с молотками можно, будут меньше лазать там, где нельзя.
Маршрутов много. Сектор ИТО и драйтулинга- между Чертовой лестницей и скалою Хергиани. Сектор трэда - правее ск.Хергиани.
М.А. заявляет о своей любви к данному району и любимых маршрутах - а вы их лазаньем проходите или тоже ИТОшите? Скорее всего второе.
Про спонсирование это вообще вечная песня. Мне известно, М.А. пробил маршрут под ИТО в основном секторе (скалолазы его не лазают) и несколько в районе лагеря (скалолазы его тоже не лазают виду отдаленности и наличия хозяев) - поправьте, если ошибаюсь. Т.е. маршруты пробиты для собственных нужд.
Женя Мухитов и Ко (а также те, кто бил район, но не назван сейчас) - огромное вам человеческое спасибо за то, что вы бьете, а не рассказываете о "своем вкладе в развитие крымского скалолазания". Кстати, этим летом основной сектор пополнился маршрутом "Катькина радость" 7а+/7б - спасибо тем же Жене и Паше. Пламенный привет вам из Крыма!