90 год.
После нашего похода 89 года, даже не были подведены итоги чемпионата. В.А Юдин уже в октябре провел предварительный сбор потенциальных кандидатов на 90 год и обьявил, план мероприятия. Вполне логичным был район Центрального Тянь-Шаня с траверсом Хан-Тенгри и траверсом Победы.
Костяк команды остался прежним -В.А. Юдин, С.Е. Науменко, Олег Мешков, Стас Вибе, С.Миронов ( участники траверсов Коммунизма и Корженевы 89 г.). К нам присоединились-Александр Торощин из Барнаула( зам. руководителя- опытный участник с руководством 5-ками), Владимир Жираковский(участник 6-к и руководитель 5-к) из нашей секции и Володя Самсонов (КМС по альпинизму) из команды СКА СибВО (тогда ею руководил Николай Шевченко). В общем и целом это уже была более сбалансированная команда -в ней был высотный опыт , техническая готовность и энергия. К слову сказать, самым молодым был я- самым старшим Володя Самсонов-26 и 44 года –возрастные полюса.
Конечно, после прошлого года прибавилось уверенности, но расхолаживания не было -Победа-это Победа- и репутация у нее грозная. Поэтому подготовка самая серьезная- те же кроссы.те же зимние походы(мне кажется- один из самых отличных методов подготовки к высоте-это зима).
Маршрут примерно такой- заезд с Баянкола- акклиматизационное кольцо( кажется там была пара перевалов типа 2а, 2 б)- затем пер. Мраморная Стена 3А(рад. выход на Пик Мраморная Стена-пик Хан-Тенгри (подъем по Кузьмина (6А) и спуск по классике) и подъем по Абалакова на Победу и спуск через пик Важа Пшавела. В целом, маршрут очень сильный и серьезный.
Отдельно во время подготовки отметил бы оформление пропусков- тогда это было очень нетривиально, заняло по времени месяцев семь. Подготовка снаряжения- отдельная песня-все можно было сделать. кроме обув, но и обувь старались делать, т.к. купить возможности не было.. В. Жираковский на «безрыбье»- попытался переделать старые горнолыжные ботинки под ходовые. О результате чуть позже. Палатки у нас были сшитые под полусферу, модель подсмотрели у буржуев, стойки сами делали из трубок ( в мастерских СО РАН). Примуса были сделаны на три головки- зимние походы показали бОльшую эффективность этой конструкции (авторы Витя Сероглазов и Жираковский) (так называемый «Горыныч»-Жора Сальников ,по-моему, до сих пор с таким ходит).В общем фантазия у нас была богатая. Палатки тоже дело рук Вити и Вовы.
В этом году у нас было немного бонусов -после присуждения 1 места в ЧСССР, проще стало общаться со спортивными и университетскими начальниками. В результате, нам оплачивали доставку грузов вертолетом (Новосибирский Государственный Университет-альма-матер, и еще неплохие деньги достались в руки)
В июле(дат не помню) приехали мы на погранзаставу в Баянкол- а нас не пускают- пришлось ждать подтверждения из Москвы. Ночевка дала возможность пообщаться с Сергеем Чепчевым-змс, участником первой гималайской экспедиции в неформальной и доверительной обстановке. В основном задавали ему вопросы- он вполне откровенно отвечал. Меня всегда интересовало как бы рюкзак полегче сделать. В 89 году мы начинали примерно с 40+ за плечами( мобильность теряется. техничность и пр.),да через Коммунизма шли за плечами прилично было, мне кажется в районе 30 кг. Он рассказывал, что вышли на южную стену Коммунизма в 80 г с рюкзаками примерно-17 кг, лезли 12 дней. Понятно, что на веревках и снаряжении не сэкономишь- надо меньше жрать )Рассказывал и о восхождении на Эверест, о некоторых перипетиях восхождения.
Акклиматизационное кольцо помню плохо (пара каких-то перевалов 2а-2б.что ли). В памяти осталось- каждый день по полдня дождь. Тогда у нас, только у одного был гортексовый костюм-у Шуры Торощина( снял с какого-то иностранца по случаю)А тут подходишь весь мокрый к ледовой зоне и такая тоска- надо ведь еще на наверх идти- Мраморная Стена-6400 все-таки.
Отдельная песня у Жираковского-ботинки горнолыжные-это же колодки жесткие-идти в таких как в испанском сапогах- в общем горя он хапнул прилично. Перед Мраморной Стеной была у нас дневка- подсушились немного- по надобностям всяким на улицу ходили в шурином костюме-Gore-tex рулит- как говорится. Горе-тех –у кого его нет.
На Мраморной стене- сама стена очень занятная- полностью нависающая- спрашивал у Самсонова- кто ходил или нет- он отвечал, вроде никто не ходил, но народ оборзел-ходит такое, что вчера и не снилось. Позже уже в 90-е ее прошли В.Шамало и Корабельников.
Далее через Китайский перевал пошли на Мраморную стену-по традиции снега много, не доходя ледопада повесили веревку-и тут В.А.Юдин спрашивает- все пристегнулись?- вроде все- он топает ногой и от него уходит лавина- мы стояли в самом ее начале- вниз она далеко ушла. Чутье не подвело, однако.
Дошли до перевала- сходили в радиалку на вершину , хотя мы с С.Е.Науменко не ходили. т.к были дежурными, ну да это дело непринципиальное.
А дальше начались приколы- спуск в сторону Хана- короче, ни до ни после я таких трещин не видел, но распутали ледопады достаточно удачно.
Пришли мы в базовый лагерь под Хан-Тенгри ,на ледник Северный Иныльчек. А там никого и ничего. Мы оплатили вертолетную доставку продуктов компании В.Бирюкова и нам должны были доставить заброску для траверса Хана -а ее нет и никого нет –пустыня Сахара. Нашли какую-то старую свалку, там выброшенные супные пакетики- видимо, никто уже их есть не мог. В довершение –пока сидели и рядили чего делать - со стены сошел обвал-и хотя мы сидели через ледник - нас обдало брызгами льда. Давай вспоминать , кто и чего читал про озеро Мерцбахера и как оно ходится.
И пошли в обход, на стену не полезешь- продуктов нет вообще, бензина крохи- здесь хоть вода есть.
И надо же, прошли пол первого озера и наткнулись на экспедицию Москвы (у них за год до этого пропал в лавине участник и они его искали).Они нас немного продуктами снабдили-но у них и у самих не очень. И тут Вова Жираковский- который уже заманался в своих колодках- поменялся с парнем на кожаные ботинки(нынче бы их назвали треккинговыми- но все равно в них было намного удобнее. Далее через перевал Броненосец(2а что ли) перевалили на Южный Иныльчек и побрели к МАЛу. Кого-то даже вперед отправили, чтобы сгоношил чего-нить. Приходим а заброски и здесь нет. А ответственная за транспортировку компания Бирюкова и Комиссарова(Тянь-Шань трэвел, что ли?)тоже ни сном ,ни духом.
Ну да здесь народ был и вертаки летали- закинули нам продукты из Пржевальска быстро.
Теперь начались проблемы с местом- народу было- вся морена почти до озера (с комиссаровской стороны)занята. Приютили нас –благо вещей у нас мало- экспедиция тольяттинцев- у них в планах первопроход на Победу (ныне маршрут Журавлева). Ребята гостеприимные, веселые, контактные-помню нынешнего президента ФАР Андрея Волкова- рассказывал про серпы на Хан и ходил в кофлаках-арктик экспедишн- предел альпмоды тех времен.
А на леднике жизнь кипела- Сборная России(в этом году она была на базе СКА СибВО) во главе с Н.Шевченко( говорят, узнав , что Володя Самсонов с нами пошел- он сказал, а что? Вова Самсонов ходит и я пойду- на траверс) готовилась идти траверс Горького-Хан-тенгри (6Б) на Чемпионат Союза (в ней шел наш друг Глеб Соколов, а член этой команды В.Самсонов шел с нами), про Тольятти я уже говорил ,еще и ходили слухи о Хрищатом и пр.
На леднике Вова Жираковский( при помощи наших маловских друзей) договорился В МАЛе с Андреем Афанасьевым(Андю), что тот даст боты сгонять на Хана. Ботинки в ту пору –это самое дорогое в инвентаре- все можно было пошить или изготовить, а вот ботинки не сделаешь. Для зимы- мы делали валенки, но зимой холодно постоянно ,а летом в валенках не порассекаешь.
Оклемались пару дней и пошли на Хан, пошли с обеда и до поворота. После обеда меня прополоскало- но ничего никому не сказал- думал оклемаюсь.
С поворота дошли на след. день до 6100-заночевали, далее с утра до обеда вышли на 6700-поставили одну палатку и пошли на гору- в общем, кое-как я зашел, народ уже вниз идет, а я еле ползу- на вершине Вова Жираковский меня дождался. Никогда более такого со мной не было, чуть не ползком взгромоздился.
Спускаться –не подниматься- еще часов в 6 спустились, а там на второй площадке уже палатка стоит- казахи из СКА САВО(Хрищатый перед траверсом Хан-Победа шел ночевать на гору).Мужики взяли нашу лопату- подровняли площадку и случайно выкинули ее на Северный Иныльчек.
Ладно, начали мы чаек готовить. попить и пр. поставили скороварку перед палаткой и давай варить и тут в самое действо вмешивается чья-то (так и неустановленная) нога и скороварка улетает вниз по склону, но бдительный Вова Самсонов прыгает за ней и хватает ее- мы наблюдаем-смотрим, как-то они уже быстро летят и расстояние уже метров 100 от старта, наконец-то Володя понимая, что одно из двух- или он или скороварка- делает правильный выбор - выкидывает ее и тормозит. Как обычно , эмоций много,ладно, господь с ней- у нас еще кастрюля есть. Все предупреждены, все ходят с повышенной аккуратностью. но в момент закипания кто-то дернулся и кастрюля улетает за скороваркой- за ней уже никто не прыгал .В общем нет слов.
Палатку вторую ставить некуда- все в камнях, толком не попили, ладно хоть на гору сходили и завтра вниз. Казахи дали нам свою баночку литровую- попили чуток. а потом предложили двое могут и у нас переночевать. Пошел я с кем-то (не помню) к казахам .Зиннур Халитов и Григорий Луняков там были.
Утром собрались моментально побежали вниз и уже спустились с перемычки(5900) и вдоль тропы лежит кастрюля ,а метрах в ста- скороварка. Сели чай пить- хоть попили нормально. Конечно, скороварка, потеряла свой первозданный вид и была порядком перекошена, но благодаря умельцам свою функцию исполняла- давление держала.
Спустились вниз- отдохнули, Журавлев и ко, уже был недалеко от вершины- состояние маршрута хорошее(спускались по Абалакова). Начали подробнее собирать инфу , у тех.кто был на этом маршруте- повстречалась нам известная Эльвира Насонова-консультация ее была шокирующей, там говорит сильно не промахнешься- типа там двое лежат, там один сидит ( такие ориентиры) - не по себе становилось от ее рассказа.
Отказался от горы Олег Мешков, стала давать знать о себе печень- похоже последствия ядовитых супчиков ,а я наоборот как бы горой выгнал из себя хворь.
Пару дней отдохнули, потом решили с Жираковским сходить к Хрищатому- может лопату отдадут, - вдруг придется пещеры рыть, все-таки Абалаков там пещерами спасался.
Пошли на другую сторону ледника (ближе к Победе) где и был их лагерь.
И на этой стороне ледника народу было очень много. десяток лагерей ,не считая МАЛа. Некоторые были гостеприимны. некоторые и не здоровались даже, помню кооператив Йети- милая девушка –напоив чаем , передавала привет Худому. А самый душевный прием встретил нас в лагере у Юрия Федоровича Голодова (ЗМС, участника Первой Гималайской Экспедиции 1982)-ребята, вы кто –туристы ,да еще и на Хана зашли- заходите- заходите- накормили- напоили, еще в дорогу дали –спасибо большое. Спасибо и его завхозу- Валера из Уфы.
В этом лагере встретили Германа Германовича Андреева из Ленинграда.в прошлом году пересекались на Москвина.
Пришли мы к Хрищатому- сидит коллектив- здрасьте- здрасьте- вот ребята так и так лопату отдайте
-вы нашу лопату выкинули на Север. Сначала с их стороны наезд и обвинение- типа мы кого-то обокрали(стандартное мышление- какие-то клиенты чего-то не досчитались) понятно туристы свистнули. На это ответ простой-пошли с нами, у нас вещей мало- если чего найдете, тогда и поговорим. В целом , хоть и без повышенных тонов , но недружелюбно, тут на шум выходит Хрищатый- в чем дело? так и так- у кого-то чего-то пропало..Он к своим обращается- они с вами ночевали –да- у вас что-то пропало?- Нет.- Тогда чего до парней докопались. Атмосфера разрядилась моментально, давайте парни к нам чаю и пр.Я к Хрищатому, так и так- лопату отдай-знаешь, нету лопаты у нас- палатка хорошая, не будем с собой брать. А вы как собрались?- по Абалакова- он тогда шутканул –я зимой ходил , там много чего осталось, чего найдешь- все твое.
Да еще и палки раскладные хотели купить, но к МАЛу не моги подкрасться- гиды буржуев без внимания, как овечек, не оставляли- не дай бог заговоришь с кем- мигом обьяснят , что неправ- своих мы сами раздеваем. Такие времена.
Пошли на Гору-начало августа. Первое критическое место-подъем на пьедестал, снега было немного, ничего запомнилось ,вылезал какой-то снежно-ледовый участок, метров пять-шесть, снег такой зернистый- никаких ни ступеней. ни чего сформируешь, как-то вылез.С пьедестала, поднялись на гребень по левому гребешочку, там такой узкий переход(гребешок) и стеночка-на ней висела веревка(она уже конечно никакая ).Маршрут прошли практически в связках.
В целом все шло нормально, пока не дошли до ледопада верхнего под «Змейкой» 6900 примерно. Подошли к нему уже вечером поставили палатки и пошел снег. Палатки поставили под сераками , хоть какая-то защита. С утра снег не перестает-нас начинает засыпать лавинками, но когда уже масса перешла критическую –засыпало одну палатку с Жираковским. Откопали его, дуги погнулись, потом их кое-как выправили. Тогда стало понятно, пора линять с этого места и Шура Торощин, угадав момент между лавинами- быстро метнулся к скалам(100м)и зацепился за них, мы уже поднялись по перилам. Только поднялись к скале –через голову ,через скальный барьер пошли лавины- момент хорошо помню- первый раз надел пуховку- так стояли часа два. Потом все закончилось- поставили одну кривую палатку и вырыли пещерку-фирн был жесткий и буквально вгрызались в него, пещерка узкая получилась.
С утра погода нормальная двинулись в сторону вершины. Особенность маршрута- вершина кажется недалеко, в принципе, так и есть, только не так быстро все идется.
Перелезли «Змейку» и тут наш руководитель и говорит- все, мужики, не могу больше идти. Володя отдал много сил этому маршруту и переработал ( он старался все время идти впереди и немного не подрассчитал силы).Да и ответственность на таком маршруте. Показатель в 89 он потерял больше веса среди нас, участником ходить намного проще, сам руководил достаточно и знаю об этом.
Время около 12 высота где-то 7100 (по памяти)тут мы и разделились- Стас Вибе, доктор Науменко С.Е.и В.А.Юдин пошли вниз к пещере , а мы двумя двойками- Шура Торощин с Вовой Самсоновым и мы с Жираковским пошли на гору.
Сходили довольно быстро, хотя и тропили всю дорогу-на самом ребре(Змейке-дул приличный ветер- как ушли на снежный склон с гребня- ветер перестал донимать) около 16 ч были на горе. На гребне мнения разделились- мне казалось, что надо налево идти- там выше и там искать вершину, но мужики сказали, что вершина в стороне Важи. Дошли, сфотались, забрали Коршуновкую записку и часам к 6 уже были рядом с пещерой.
Ночевка была не самая лучшая - все ночевали в пещере, а места мало, носом повернешь и упираешься в ледовую стену- еще и моя очередь с краю спать.
На спуске все и началось, снега выпало много, да и роза ветров -ветер дует всегда с запада на восток-весь снег сдувает на эту сторону) еще и сверху сдуло вниз, гребень очень широкий и мы постоянно катались в лавинках. Мы попали в « мешок» ,осторожно пробираясь, катясь в лавинах за пару дней спустились и только на леднике, стоя на ровном -перевели дух .
В целом, второй раз туда ни ногой. Маршрут технически не сложный. но можно попасть- мы «попали»,но повезло и мы боролись.
График подъема-1 день-лагерь –пьедестал 5300
2-пьедестал 5300-6200
3-6200-6800 ледопад
4 ледопад 6800-6900-нижняя грань «Змейки»-7000
5.выход на вершину .
6.Спуск-6200
7-6200-лагерь.
Пришли в альплагерь, на слиянии со Звездочкой- места переночевать нету- только прибалты приютили .Напоили чаем и дали место для ночлега. Спасибо им.
На след. день перешли через ледник и на месте где стояли тольяттинцы уже расположилась сборная Ала-Арчи во главе с Никитой Ганжуровым, приехавшая для восхождения на Хан-Тенгри. Проходя мимо лагеря Ю.Ф.Голодова- заглянули и поздоровались. Ю.Ф. -чуть ли не единственный поздравил с горой.
Н.Шевченко и ко закончили удачно свой маршрут- шли они 8 дней (первопроходители окола 20), Хрищатый за нами поднялся на вершину и прошел свой легендарный траверс.
У нас был банкет со сборной России в большой армейской палатке. которую любезно нам оставили ала-арчинцы(Спасибо).
Директор фирмы Бирюков. в качестве компенсации за не заброшенный груз на Северный Иныльчек вывез нас на вертолете до Пржевальска.
Маршрут не получился. НО ПОЛУЧИЛОСЬ СВИДАНИЕ С ПОБЕДОЙ И ХАНОМ.ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.
P.S.В 97 г. при восхождении на Эверест погибли Александр Торощин, Николай Шевченко, Иван Плотников(Барнаул).Вечная память вам.
счас немного времени появилось-тренирую пальцы:))
Правда и огорода у меня нет :))
Палатка была стандартная Иркутская кухня столовая на 40 человек. На банкете горячее подавали мастера спорта и кмсы из Ангарска, Балаково( Иван Калюжный( К-700), Мирослав Шмид из Чехии и другие.
Никита ,привет. Вас- то не было - вы на гору ушли- только врачица вернулась-альфия,если не ошибаюсь.
Как- то с грековым вспоминали 90 -й.хорошее время
Молодежь да есть, но конечно, тогда их больше было
Спасибо что не забываете о замечательных мужиках.