СТО И ОДНА ВЕРЕВКА. Горный поход 6 к. с. по Терскею 6-31 августа 2013 г.

Пишет Георгий Сальников, 28.11.2013 19:55

Описание прохождения горного туристского маршрута 6 к. с. в хребте Терскей Алатоо в августе 2013 г. по маршруту:
р. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А,4200) - пер. Карбышева (3А*,4600,п/п) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б,4950) - пер. Траверс Каракола (3Б,5281) - пер. Металлург (3А*,4600) - пер. Онтор (1Б,3900) - пер. Эпюра (2А,4300) - пер. Каракольский Вост. (2А,4300) - пер. Туристов Татарии (2А,4300) - р. Арашан.

СТО И ОДНА ВЕРЕВКА. Горный поход 6 к. с. по Терскею 6-31 августа 2013 г. (Горный туризм, турклуб нгу, терскей, каракол, киргизия, новосибирск, горный туризм)

Справочные сведения

Сенченко Елена, завхоз
Палесский Федор, GPSник

Слева направо: Палесский, Науменко, Короленко, Сенченко, Мамонтов, Сальников

Место проведения: республика Кыргызстан, Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей Алатоо

Протяженность маршрута (с коэффициентом 1.2): около 160 км

Сроки: 6-31 августа 2013 г., 26 ходовых дней

Нитка маршрута: р. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А,4200) - пер. Карбышева (3А*,4600,п/п) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б,4950) - пер. Траверс Каракола (3Б,5281) - пер. Металлург (3А*,4600) - пер. Онтор (1Б,3900) - пер. Эпюра (2А,4300) - пер. Каракольский Вост. (2А,4300) - пер. Туристов Татарии (2А,4300) - р. Арашан

Схема маршрута (красным подписаны пройденные перевалы, коричневым - даты ночевок)

Схема основной части маршрута, нанесенная на гуглоснимок

Определяющие перевалы:
Карбышева, 3А*,4600, скалы, на подъем, 12 веревок
Терскей, 3Б,4950, скалы, на подъем, 45 веревок
Траверс Каракола, 3Б,5281, лед, двусторонний, 33 веревки
Металлург, 3А*,4600, лед, на спуск, 6 веревок

Описания прохождения определяющих перевалов: Карбышева, Терскей, Траверс Каракола + Металлург размещены на wiki.risk.ru. Информация на wiki впоследствии может уточняться и дополняться.

Видео с прохождения технически сложных перевалов и интервью с участниками можно посмотреть в этом посте.

Всего навешено перильных веревок (по 50 м): 101
Из них на подъем: 66; на спуск: 35; по скалам: 49; по льду: 52
Все перильные веревки были объективно необходимы. При движении с рюкзаком они реально нагружались.

Disclaimer

На всякий случай заранее сделаем следующую оговорку. Опытных альпинистов могут насмешить описываемые ниже "технические трудности", испытанные нами на маршруте. По сравнению с настоящими бигволлами, к описаниям которых привыкли посетители "Риска", туристские перевалы не представляют собой ничего особенного. Мы просим отнестись к нам со снисхождением. Горные туристы никогда не будут ходить такие стены, и в таком темпе, как это принято в современном экстремальном альпинизме. У нас, туристов, другая специфика. У нас внизу нет базы, и наверху тоже никто не ждет. Поднявшись, мы не возвращаемся туда, откуда начинали подъем, а идем дальше, к следующему перевалу, поднимая туда весь свой груз. Идем медленно и печально. Вешаем много веревок, чтобы безопасно подниматься по ним с тяжелыми рюкзаками, экономим силы так, чтобы хватило на весь поход. Потому что технически сложных перевалов должно быть несколько (в походе 6 к. с. - как минимум три), обязательно на линейном участке маршрута, и они не могут проходиться налегке - таковы правила в нашем виде спорта, который называется "горный туризм".
Мы будем описывать маршрут примерно так, как принято в горном туризме. Может быть, какие-то нюансы мы слегка приукрасили, но во всяком случае, не приврали. Абсолютные высоты приведены согласно классификатору, перепады высот и крутизну участков мы оценили не на глазок, а по данным GPS, фотографии скажут сами за себя. Что было, то было. Итак...

Техническое описание

6.08: заход по р. Джетыогуз. Маршрут с самого начала проявил свою уникальность. За всю нашу многолетнюю практику это единственный поход, где кошки понадобились уже в самый первый день - в данном случае при переправе через вздувшуюся реку по мокрому скользкому бревну, которое захлестывала вода.

Первое применение кошек в походе

Забегая вперед, отметим, что кошки чуть было не понадобились и в самый последний ходовой день примерно для того же самого.

7.08: подъем по долине р. Арчалытор под пер. Арчалытор Сев. Вечером погода испортилась, всю ночь конкретно поливало. С этого момента и практически до самого конца похода неслыханная для этого района ужасная погода терзала нас постоянно, еще более усугубляя маршрут, который был трудным и без того, и усложняя съемку красивых фотографий.

8.08: прохождение пер. Арчалытор Сев. (2А,4200). Перевал прошли традиционно. Здесь предлагается избегать излишних подробностей, чтобы оставить место для описания последующих более интересных мест.
На подъеме была навешена одна веревка, первая веревка похода. Обычно на Арчалыторе требуется 2-3 веревки. То, что мы обошлись одной, подтверждает, что наша группа не вешала ненужных веревок просто на всякий случай там, где можно было пройти без перильной страховки.
Погода весь этот день была плохая.

9.08: заход в цирк под стену пика Карбышева, откуда начинается путь на перевалы Маречека (3А) и Сказка (3А*). С утра погода была плохая, но во второй половине дня наладилась.

10.08: первопрохождение перевала Карбышева (3А*,4600). Здесь уже начинаются интересные вещи, есть о чем рассказать подробнее.
Цирк, в котором мы находимся, замыкается пиками Блюхера и Карбышева, перемычка между ними - это легендарный перевал Сказка (3А*). И Карбышева, и Блюхера, и пер. Сказка - все это одна общая скальная стена, там есть где вволю порезвиться, так, чтобы потом было о чем вспомнить. Все туристские группы, прошедшие Сказку (новосибирцы, томичи, ростовчане), были в восторге от этого потрясающего перевала. Мы думаем, что Сказка - это самый сложный перевал из всех классифицированных на сегодня туристских троек-А. Наверное, потому на него так стремятся группы, мотивированные на техническую сложность.
Но есть один недостаток. Летом пер. Сказка очень камнеопасен. Эту неприятную особенность отмечают все проходившие его группы. Да и пока мы сами наблюдали его в этом году, тихо на Сказке вообще не было.
Мы решили предложить альтернативный вариант прохождения - аналогичный по сложности Сказке, с препятствиями такого же характера, но безопасный - по скальному восточному гребню, выводящему на отрог чуть севернее вершины пика Карбышева. Поскольку и подъем, и спуск на другую сторону не совпали ни с одним участком "канонической" Сказки, по сути пройденный нами путь является новым отдельным перевалом. Мы его назвали пер. Карбышева.

Перевал Карбышева (3А*, 4600, первое сквозное прохождение)

Местонахождение: в северном отроге хребта Терскей Алатоо, разделяющем долины рек Арчалытор (приток р. Джетыогуз) и Онтор (приток р. Каракол), севернее пика Карбышева, южнее перевала Арчалытор Ю.
Ориентация: восток - запад
Характер: комбинированный (скалы - лед), преимущественно скальный
Определяющая сторона: восточная
Направление прохождения: с востока на запад, на подъем с определяющей стороны
Время подъема: 13 часов
Время спуска: 2 часа
Фактическое время прохождения: 10-12 августа 2013 г.; 2 ходовых дня, плюс один день отсидки в непогоду
Ночевки: на перевальной седловине; 2-я ночевка вынужденная из-за непогоды
Навешено перильных веревок: 12 по 50 м (все на подъем; из них 11 по скалам, 1 по льду)
Общий перепад высоты (по GPS): около 600 м
Перепад высоты скальных участков (по GPS): около 400 м
Средняя крутизна скальных участков (по GPS): около 45 градусов

Путь подъема на перевал примерно соответствует определяющей части альпинистского маршрута на пик Карбышева по восточному гребню; 3А в техническом классе.

Описание прохождения перевала Карбышева размещено на wiki.risk.ru. Информация на wiki впоследствии может уточняться и дополняться.

Подъем на перевал Карбышева (вид с Онторской поляны; красным подписано место начала соответствующей веревки)

Подъем на перевал Карбышева (вид с пика Каракол; красным подписано место начала соответствующей веревки)

Профиль подъема на перевал Карбышева (вид с перевальной седловины; красным подписано место начала соответствующей веревки)

Подъем начинается из цирка по одному из осыпных кулуаров. В верхней части кулуар становится скальным, там была навешена 1-я веревка, выводящая из кулуара на гребень. 2-я веревка шла по скальному гребню. Обе эти веревки были относительно несложными. Поскольку уже на первой веревке встретились участки натечного льда, мы обули кошки и уже не снимали их до самой седловины.
В районе 3-й веревки встретился первый жандарм, который пришлось обходить по правой стенке. Там были участки трудного лазания, местами скалы были заснежены, кошки были в тему.

Облаз первого жандарма; 3-я веревка

4-я и 5-я веревки шли в обход с левой стороны следующего - неудобного жандарма. Эти веревки были не слишком трудны для прохождения, но их было очень неудобно снимать. Поэтому мы назвали этот жандарм "Неудобным".

Стенка после "Неудобного" жандарма; 5-я веревка

В этот момент нас накрыл конкретный запердон ("Запердон" - резкое ухудшение погоды, препятствующее или сильно затрудняющее движение по маршруту, имеющее ярко выраженный задничный характер). Поливал снег с дождем, пришла гроза, пару раз электрические разряды сверкали аж на козырьках касок. К счастью, гроза прошла над нами быстро, задержав нас где-то на час на этом коротком горизонтальном участке гребня.
Дальше путь преградил серьезный жандарм с крутыми стенами, и было не сразу очевидно, что с ним делать. В результате удалось облезть его по правой стене - не вертикальной, но с очень мелким для горных ботинок рельефом. Это была 6-я веревка.
7-я веревка шла по внутреннему углу с натечным льдом. Где-то удалось в этот лед даже забуриться, а где-то он становился совсем тонким, и приходилось выходить на скалы.

Внутренний угол; 7-я веревка

На 8-й веревке после относительно несложного участка крупноблочных скал встретился новый жандарм - с "крутыми педагогами" ("педагогами" мы называем вертикально торчащие скальные выступы, напоминающие назидательно поднятый палец наставника). Попытки облезть "крутые педагоги" приводили в тупик, так что пришлось проходить их прямо в лоб. Пожалуй, это была самая трудная веревка на перевале Карбышева.

Крутые педагоги; 8-я веревка

9-я веревка по крутому внутреннему углу с разрушенными скалами выводила на участок горизонтального гребня. Часть этого гребня можно было пройти без страховки, но затем гребень сузился, на нем появились полупрозрачные карнизы с дырками на северную сторону. Там пришлось повесить 10-ю веревку.

Внутренний угол; 9-я веревка

Последний жандарм перед выходом на снежно-ледовый гребень главного отрога смотрелся очень внушительно. К счастью, его удалось обойти по крутому кулуару слева. Это была 11-я веревка.

Облаз финального жандарма; 11-я веревка

12-я, и последняя веревка на этом перевале выходила на главный гребень по ледовому склону и через небольшой карниз в верхней части.
Вершина пика Карбышева отсюда совсем рядом, но вечерело, и времени было мало. Да и погода была плохая, в тучах с вершины мы все равно ничего бы не увидели. Так что подниматься на пик мы не стали.
Отсюда мы в связках сошли по снежно-ледовому склону на север до седловины, на которой заночевали.

11.08: с утра погода была безобразная, туман, не было видно, куда спускаться, и сколько там понадобится веревок. Мы попытались обойти выкручивающийся в туман ледовый спуск справа по осыпям. Этот путь оказался тупиковым, однако удалось просмотреть ледовый вариант спуска. Когда мы вернулись назад на седловину, пришел совсем уж конкретный запердон, мы оперативно поставили палатку на старом месте и запурговали. Во время обеда мы испытали еще одно неприятное приключение. Началась ужасная гроза, один раз нашу палатку прошил такой чувствительный электрический разряд, что дежурный даже выронил из рук миску с разведенным молоком, а остальные участники произнесли слова, которые мы здесь во избежание санкций цитировать не станем...

Буран на седловине Карбышева

12.08: с утра по-прежнему запердон, видимости нет. Но мы уже знали правильное направление спуска с перевала и уверенно направились вниз в туман. Спуститься до морен удалось, не повесив ни одной веревки.
Обедали мы на первой траве. На время обеда нам "включили" погоду, однако вечером дождяра зарядил с новой силой. С подпорченным непогодой настроением мы спустились в лес, снова воспользовались кошками для перехода через реку, нашли в лесу самую развесистую елку, и под этой Елкой запурговали (за особую роль в нашем спасении от запердона мы будем писать эту Елку с большой буквы).

Таким образом, при подъеме на пер. Карбышева мы навесили 12 веревок, из них 11 по скалам и одну по льду. Половина из них требовала замысловатого лазания: 3-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я и 11-я веревки. Такой подъем заслуживает честной, полноценной 3А*. Спуск с перевала сам по себе потянул бы, наверное, на 2А*. Нам удалось спуститься без веревок, но в других условиях, или другой группе, они могли бы потребоваться.
По характеру препятствий пер. Карбышева очень напоминает пер. Сказка, с той только разницей, что у Сказки технически сложны обе стороны, а Карбышева - практически односторонний. Оба перевала - супер-3А, на грани 3Б. По совокупности подъем на Карбышева, наверное, чуток попроще, чем вся Сказка целиком, но сложнее, чем любая из сторон Сказки, взятая по отдельности. Веревок, которые пролазятся "с прецизией", на Карбышева больше, чем на Сказке.
Но, в отличие от Сказки, пер. Карбышева идется по контрфорсу, и потому совершенно безопасен! Цель прохождения - "проткнуть" безопасную альтернативу Сказке - достигнута! Это первая "изюминка" нашего похода! Классный перевал для сильной мотивированной группы!

13.08 и 14.08 дождь не прекращался ни на минуту. При этом под Елкой, под которой с одной стороны целиком помещалась палатка, а с другой - кухня, не упало ни капли. Время от времени мы делали вылазки из-под Елки за грибами. Грибов было много. Мы их варили, жарили, тушили, солили, при этом удалось ни разу не повториться. Хотелось, конечно, на гору, но в такую погоду выходить из-под спасительной Елки под дождь было нецелесообразно.

Разногрибье

15.08: наконец, большой запердон прекратился, мы покинули разногрибье и спасительницу-Елку и поднялись вверх по долине Айланыша к очередному перевалу, на котором нам предстояло провести следующие 5 дней. Вечером снова был легкий запердончик, в качестве средства ПВО мы применили полиэтилен.

Перевал Терскей (3Б, 4950, второе прохождение, по новой линии)

Местонахождение: в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Огуз-Баши и Каракол; разделяет долины рек Айланыш (приток р. Джетыогуз) и Кичеборду (приток р. Сарычат)
Ориентация: север - юг
Характер: комбинированный (скалы - лед), преимущественно скальный
Определяющая сторона: северная
Направление прохождения: с севера на юг, на подъем с определяющей стороны
Время подъема: 5 дней
Время спуска: 1 час
Фактическое время прохождения: 16-20 августа 2013 г.; 5 ходовых дней
Ночевки: в локальном цирке под стеной; на первом бастионе; на жандарме "Забор"; на жандарме "Зуб"
Навешено перильных веревок: 45 по 50 м (44 на подъем, из них 36 по скалам и 8 по льду; 1 на спуск по снегу)
Общий перепад высоты (по GPS): около 1150 м
Перепад высоты всего скального участка (по GPS): около 800 м
Средняя крутизна всего скального участка (по GPS): около 45 градусов
Перепад высоты 1-го и 2-го бастионов (по GPS): около 300 м
Средняя крутизна 1-го и 2-го бастионов (по GPS): около 65 градусов
Впервые пройден: группой т/к "Планета", г. Ростов, под рук. Елены Таранцевой 7 августа 2006 г.

Подъем на перевал фактически является Джетыогузской стеной. Путь проходит по контрфорсу в самой низкой части стены, находящемуся посередине между пиками Огуз-Баши (5168) и Каракол (5281). Подъем почти чисто скальный. Пройден был один раз - группой т/к "Планета", г. Ростов, под рук. Елены Таранцевой в 2006 г. Наша группа проложила для подъема в основном новую линию; ростовчане в 2006 г., по имеющимся сведениям, шли правее по соседнему контрфорсу. По-видимому, где-то в верхней части стены наша и ростовская линии соединяются. Классифицированные альпинистские маршруты на Джетыогузской стене имеют категорию не ниже 5Б. Каким именно локальным вершинкам в массиве Огуз-Баши какие поименованные в альпинистской классификации маршруты соответствуют, разобраться достаточно мудрено. Вроде бы вершина, на которую выводит контрфорс перевала Терскей, называется пик Челябинец, и на нее нет классифицированных маршрутов. Ближайшая, на которую имеется известный маршрут, называется пик Единства Народов (4850); он находится по другую сторону характерного большого ледового кулуара, который мы неофициально называем "Кулуар Гор". Этот маршрут оценивается как 5Б в описании первопроходцев и 5А в классификаторе (по-видимому, его "раздели" позже). По характеру пути подъема он очень похож на контрфорс, по которому шли мы. Другой возможный объект для сравнения - это Огуз-Баши 2-я Вост. (4780), 5Б. Известный новосибирский альпинист Глеб Соколов утверждает, что их группа в свое время восходила на эту вершину по кулуару Гор. Поскольку наш маршрут не выглядит явно более простым, чем упомянутые соседние, мы полагаем, что альпинистскую категорию 5А он вполне мог бы заслуживать. Во всяком случае, на туристскую 3Б этого уж точно хватит за глаза!

Описание прохождения перевала Терскей размещено на wiki.risk.ru. Информация на wiki впоследствии может уточняться и дополняться.

Подъем на перевал Терскей (вид снизу с ледниковых морен; красным подписаны характерные фичи на маршруте; цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок). Схему в более высоком разрешении можно посмотреть на wiki.risk.ru

16.08: повесив 3 веревки по льду, мы вошли в локальный цирк непосредственно под стену. Там поставили палатку и после обеда сделали предпровес на 5 веревок. Предполагалось на следующий день максимально быстро подняться на первый бастион контрфорса перевала Терскей, устроить там площадку для ночевки и сделать предпровес на втором бастионе - как мы предполагали, ключевом участке подъема.

Подъем на перевал Терскей (вид из локального цирка у подножия скальной стены; красным подписаны характерные фичи на маршруте; цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок)

Предпровес на пер. Терскей; 4-я и 5-я веревки

17.08: в этот день мы прошли 10 веревок (с 4-й по 13-ю). Трудным был короткий участок перехода с 4-й на 5-ю веревку (там даже пришлось вытягивать рюкзаки через локальное нависание), а также первая крутая щель - на всю длину 8-й веревки, с проблематичными промежуточными точками страховки. Кроме того, пришлось немного покорячиться через жандарм "Горбатый", 10-я веревка (запомнившимся жандармам мы дали собственные имена). Остальные веревки в этот день были не такие сложные. Площадка для ночевки на вершине первого бастиона получилась вполне горизонтальная и достаточно просторная, хоть и пришлось на всякий случай пристраховать палатку веревкой.

Выход из первой крутой щели; 8-я веревка

Подход к первому бастиону

Жандарм "Горбатый"; 10-я веревка

Обход первого бастиона; 12-я веревка

Ночевка на первом бастионе

После обеда в кулуаре правее первого бастиона "включили клоаку". Поскольку мелкие, но быстрые рикошеты могли простреливать полку, ведущую к подножию второго бастиона, выходить на предпровес оказалось небезопасно, и мы перенесли это мероприятие на следующее утро.

18.08: перед завтраком отважные разведчики сделали предпровес 4-х веревок на втором бастионе, и затем по подготовленным перилам пошла вся группа. В этот день мы прошли 12 веревок (с 14-й по 25-ю).

Второй бастион (вид с места ночевки на первом бастионе; красным подписаны характерные фичи на маршруте; цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок)

Вторая крутая щель; 15-я веревка

Второй бастион - это самый сложный участок, и в тоже время самый протяженный из технически сложных участков всего контрфорса. На нем четыре веревки подряд трудного лазания. Сначала вторая крутая щель (15-я веревка), с проблематичными промежуточными точками, выводящая на очень ограниченное узкое плечо гребня с обрывами на все стороны. Сразу же с этого плеча - почти вертикальная стенка на полверевки, промежуток на полке, и еще вертикальная стенка (16-я веревка). Там надежная станция, на полочке могут разместиться аж целых два человека, и с нее - снова вертикальная стенка (17-я веревка), после которой участок сужающегося гребня подводит к жандарму "Плита". Перед "Плитой" забивается надежный швеллер, страховка хорошая, но лазание здесь с прецизией... Справа и слева обрывы, обойти жандарм нельзя. Лезть прямо посередине - нависание, чуть правее - гладкая плита градусов 70. В плите узенькая вертикальная трещинка, можно загнать туда якорь и повесить лесенку, и так до верха плиты раза три. Лесенки и крюконоги у нас были, однако после некоторой медитации плиту удалось пройти свободным лазанием, используя боковые микрозацепы, трение (подошвы пластиков "Asolo" хорошо держат), а также придерживаясь зубами за воздух и время от времени приговаривая подходящие слова. На верху "Плиты" надежная станция, но с рюкзаками туда пришлось жумарить на стременах. Вторая половина этой веревки (18-й) уже простая и позволяет расслабиться. Достойный бастион, без халтуры!

Второй бастион; 16-я веревка

Жандарм "Плита"; 18-я веревка

Подход к жандарму "Плита"; 17-я веревка

Прохождение жандарма "Плита"; 18-я веревка

Следующие 4 веревки после "Плиты" были относительно простыми. Очередной жандарм, напоминающий высокий гладкий забор, смотрелся внушительно еще издалека. Попытка обойти "Забор" справа оказалась тупиковой, так что пришлось взлезть на него в лоб (23-я веревка). К счастью, наверху забор оказался совсем не такой узкий, каким смотрелся снизу. На нем у нас получилась очень удобная вторая стенная ночевка.

Подход к жандарму "Забор"; 20-я веревка

Жандарм "Забор"; 24-я веревка

Ночевка на "Заборе"

19.08: практически сразу за "Забором" начинался следующий большой жандарм, мы его назвали "Ледовым". На него мы поднялись слева по натечному льду (27-я и 28-я веревки). Еще одна веревка после очень неудобного перелаза через вершину "Ледового" выводила на полку на правой стороне. Дальше трудные веревки чередовались с простыми. 30-я веревка - через оправдывающий свое название жандарм "Трухлявый". 32-я веревка привела нас в забавное "Гнездо". Довольно удобно сидишь в "Гнезде" между здоровенными камнями, а сквозь дырки прямо под ногами видна ну просто офигенная пропасть!

Жандарм "Ледовый"; 27-я веревка

Жандарм "Ледовый"; 28-я веревка

Облаз вершины жандарма "Ледовый"; 29-я веревка

Жандарм "Трухлявый"; 30-я веревка

Жандарм "Гнездо"; 32-я веревка

Мы постепенно приближались к огромному "Зубу" на контрфорсе, который уж точно надо было обходить справа. Но до сих пор все попытки отклониться от гребневой линии приводили к большим провалам - веревок так на 5 вниз и потом столько же вверх. Наконец, уже под самым "Зубом" появился вариант обхода с небольшим (всего одна веревка, 34-я) провальчиком. Еще 3 веревки вверх по относительно несложному миксту. Там специфический очень тесный ледовый грот под скалой; каской упираешься в свисающие сверху сосульки. Отсюда надо траверсировать направо по скальной с натечным льдом полке под вершинную башню. Но до перевала еще далеко, а сегодня уже довольно поздно, проходить траверс под вершиной с утра будет явно безопаснее. Надо где-то ночевать, в гроте нет места, да и с потолка каплет. Решаем подняться налево на выступ - как оказалось, являющийся вершиной жандарма "Зуб". Ожидание, что там должно быть место для ночевки, оправдалось. Туда как раз удалось втиснуть нашу палатку, целиком и почти горизонтально. Но обойти палатку было уже никак невозможно; попасть на другую сторону можно было только пройдя сквозь нее по натянутым перилам. Изнутри палатки пропасть справа и слева не видна. Почти полное ощущение комфорта портил только вид пристегнутых к натянутой сквозь палатку веревке жумаров. Впрочем, сладко спать ночью жумары не мешали, только чуть добавляли пикантность. Поскольку веревка внутри палатки всю ночь нагружалась жумарами, мы эту веревку тоже сосчитали: 38-я!

Ночевка на жандарме "Зуб"

Лежа в палатке на жумарах - 38-я веревка

20.08: с самого утра погода плохая, сыплет мокрый снег, видимость ограниченная. Снег под ногами не держит, а только мешает кошкам. 2 веревки (39-я и 40-я) по заснеженным скалам полки, выводят в ледовый кулуар. Еще 3 веревки по довольно крутому льду со скальными выходами приводят на перемычку в локальном гребне. Оттуда еще одна веревка (44-я) почти горизонтальных перил по простым скалам, и мы на седловине.

Обход вершинной башни; 40-я веревка

Ледовый кулуар в обход вершинной башни; 41-я веревка

Погода из вообще плохой становится еще более худшей. Для ночевки надо приспуститься вниз на плато, но там ничего не видно. Записка первопроходцев-ростовчан в туре напоминает смерзшуюся жеваную бумажку, развернуть ее есть шанс только после высушивания. Свою такую же жеваную класть в мокрый снег не хотим. Лучше напишем ее вечером в палатке, а в тур положим завтра с утра. На спуск мы повесили одну веревку (45-ю), уходящую в туман по довольно крутому снегу. Там, в тумане, как раз оказалось ровное место для ночевки.

Таким образом, на пер. Терскей было навешено всего 45 веревок, из них 44 на подъеме (почти все скальные) и 1 на спуске. Многие веревки "с прецизией" и требуют замысловатого лазания. Это супер-3Б, в духе лучших традиций, настоящая "изюминка" для мотивированной группы! Одна из наиболее сложных классифицированных троек-Б, но при этом, благодаря гребневому характеру, совершенно безопасная.

21.08: с утра сходили на седловину положить записку. К обеду поднялись к подножию пика Каракол. С вечера предпровесили 4 веревки: одну через бергшрунд на седло и три по ледовому гребню. Во время предпровеса пришел запердон, но все равно мы довели дело до конца.

Перевал Траверс Каракола (3Б, 5281)

Местонахождение: траверс главного хребта Терскей Алатоо с запада на восток от Западного плеча Каракола до седловины перевала Металлург непосредственно через вершину пика Каракол; в зависимости от конкретного варианта прохождения может связывать долины рек Айланыш (приток р. Джетыогуз), Онтор (приток р. Каракол), Кичеборду или Чонборду (притоки р. Сарычат)
Ориентация: запад - восток
Характер: комбинированный (лед - скалы), преимущественно ледовый
Определяющая сторона: перевал двусторонний; восточная сторона более сложная и ближе к 3Б, западная соответствует 3А
Направление прохождения: с запада на восток, на спуск (фактически траверс) по более сложной стороне
Время подъема: 5 часов
Время спуска: 3 дня
Фактическое время прохождения: 22-25 августа 2013 г.; 3 ходовых дня, плюс один день отсидки в непогоду
Ночевки: в локальных мульдах на восточном гребне Каракола
Навешено перильных веревок: 33 по 50 м (8 на подъем, из них 6 по льду и 2 по скалам; 25 на спуск, фактически траверс, по льду)
Перепад высоты (по GPS): подъем 400 м, спуск 800 м
Первое туристское прохождение: группой туристов НГУ, г. Новосибирск, под рук. Георгия Сальникова 7 октября 1996 г.

По альпинистской классификации и западный, и восточный гребни Каракола имеют категорию 4Б. Пройденный нами участок по западному гребню представляет собой примерно половину всего пути до вершины от подножия. Пройденный участок по восточному гребню соответствует определяющей части, а вместе с перевалом Металлург - и полному альпинистскому маршруту по восточному гребню.

Описание прохождения траверса Каракола с запада на восток со спуском по северному склону перевала Металлург размещено на wiki.risk.ru. Информация на wiki впоследствии может уточняться и дополняться.

Пик Каракол, вид с западного плато

Предстоящий нам перевал "Траверс пика Каракол" проходился туристами первый раз в октябре 1996 г. группой нашего же турклуба. С тех пор на вершину Каракола с запада поднимались многие, но о фактах повторного прохождения восточного гребня у нас перед походом информации не было. Мы полагали, что хорошо забытое старое - это тоже новое, и решили снова пройти полный траверс, а заодно посмотреть, как он выглядит в августе.

22.08: прошли навешенные с вечера 4 веревки, и до вершины пика Каракол провесили еще 4 (2 по льду, 2 по скальным выходам). Погода на вершине в этот день была приемлемая, хотя и облачная. Дальше путь к востоку идет сначала по фирновым буграм вершинного массива Каракола. Затем гребень сужается. Перед участком, где надо начинать вешать веревки, есть удобное место для ночевки, мы им воспользовались.

Подъем на пик Каракол

Выход на вершину пика Каракол

Вид на запад с вершины пика Каракол

Группа на вершине пика Каракол

Восход на восточном гребне; виден пик Джигит

23.08: с самого утра начали навеску перил по гребню. Одна веревка на снежном щите-самосбросе через ледовый сброс, затем 5 веревок на ледобурах по узкому гребню, потом еще одна на щите. Здесь гребень ненадолго расширяется. В этом удобном месте мы пообедали и продолжили работу. После обеда навесили еще 15 веревок (из них 2 на снегосбросах). Восточный гребень Каракола узкий. На северную сторону свисают карнизы. Ни по линии гребня, ни траверсом крутого северного склона идти нельзя, опасно. С южной стороны узкая полоска крутого заснеженного ледового склона, а дальше вертикальные скальные сбросы. Так и приходится траверсировать ледовый косогор, балансируя между карнизами и скальными сбросами. Снег на льду мокрый, держит плохо, больше мешает. Чтобы забуриться, приходится глубоко копать. Погода все время ухудшается, видимость пропадает. Хочется запурговать, но на узком гребне негде, а далеко ли до седловины пер. Металлург, сквозь снегопад не видно. Наконец, уже поздно вечером, попалась подходящая мульдочка, мы занырнули в нее и молниеносно запурговали. В этот день мы повесили ни много, ни мало, 22 веревки.

Восточный гребень пика Каракол; 1-я веревка на спуске

Предстоящий путь по восточному гребню

Восточный гребень пика Каракол; вид назад в сторону вершины

Восточный гребень пика Каракол; вид вперед в направлении пер. Металлург

Восточный гребень Каракола; видны пики Джигит и Слоненок

Восточный гребень пика Каракол

Путь по гребню пика Каракол (фото 2010 г. с вершины Джигита)

24.08: утром погода плохая. Тем не менее, мы собираемся выходить, снимаем палатку. Перед самым выходом снова налетает запердон. Через пару часов безнадежного отсиживания под полиэтиленом мы ставим палатку на старом месте. Весь день погода только портится, видимость не появляется.

Пургуем под полиэтиленом на гребне Каракола

25.08: с утра погода неустойчивая, но что-то впереди стало видно. Мы успеваем выйти на гребень и провесить полторы веревки, как нас снова накрывает запердон. Видимость "выключается", но мы уже на перилах, деваться некуда. Через 3 веревки в ужасных условиях мы достигаем седловины пер. Металлург и опять пургуем. Поднимается бешеный ветер, наша палатка "Канченджанга" чуть не подпрыгивает, хотя внутри сидят 6 человек. Устав держать торец палатки спинами, выстраиваем внутри баррикаду из мешков со шмотками. Построить снежную стенку здесь не получится: снег неподходящий.

Восточный гребень пика Каракол; 24-я веревка на спуске

Буран на перевале Металлург

Перевал Металлург (3А*, 4600)

Местонахождение: в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Каракол и Слоненок; разделяет долины рек Онтор (приток р. Каракол) и Чонборду (приток р. Сарычат)
Ориентация: север - юг
Характер: лед
Определяющая сторона: перевал двусторонний; северная сторона более сложная и является определяющей
Направление прохождения: на север, на спуск по определяющей стороне
Время спуска: 5 часов
Фактическое время прохождения: 26 августа 2013 г.
Навешено перильных веревок: 6 по 50 м (все на спуск по льду)
Перепад высоты (по GPS): около 800 м на спуск

26.08: позади уже три дня подряд плохой погоды на восточном гребне Каракола, двое суток пургования. Если не считать позавчерашнюю пурговку, то уже десятый день, как мы непрерывно вешаем веревки, ни дня без веревки, с момента начала подъема на пер. Терскей мы их повесили уже 78 штук. Подходит к концу жратва. Пора уже делать отсюда ноги, и чем скорее, тем лучше. Ветер по-прежнему сильный, но погода ясная, видимость хорошая. Как только свалим с хребта, ветер должен стихнуть. Но в какую сторону лучше спускаться: на юг или на север? Южная сторона проще, но обе считаются лавиноопасными, тем более после трех дней снегопада... Рассуждаем так: сильный ветер целые сутки дул с севера. Значит, северный склон перевала мог зафирноваться, либо свежий снег мог сдуваться с него. На севере должно быть безопаснее, чем на юге, хотя и технически сложнее.
Так и оказалось. С самых крутых участков северного склона пер. Металлург (под скалами пика Слоненок) лавины сошли, обнажился голый лед, и мы оперативно спустились с перевала, обойдясь всего шестью перильными веревками. Большую часть склона удалось проскочить с одновременной страховкой.

Спуск с перевала Металлург

К вечеру мы пришли на живописную поляну перед перевалом Онтор. Опупея с траверсом Каракола закончилась. 8 веревок на подъем, 25 на спуск, да еще 6 веревок на спуск с Металлурга. Считать ли Траверс Каракола + Металлург в данном случае связкой или двумя разными перевалами - вопрос открытый. Все-таки справедливо было бы считать их по отдельности, так как мы полностью прошли участки, определяющие сложность и того, и другого.

27.08: дневка на Онторской поляне. Второй день полностью хорошей погоды за весь поход. Мы сходили за своей заброской на ту сторону ледника, посушились, починились, отдохнули, обожрались плова, и всем было хорошо. Пловный фактор сыграл свою важную роль еще на следующий день.

Пик Каракол

Пик Джигит

28.08: в этот день мы планировали пройти сразу два перевала: Онтор (1Б,3900) и Эпюру (2А,4300). Это нормальный хороший темп, так делают. Но вчерашняя пловная обжираловка придала участникам столько сил, что мы проскочили оба перевала еще до обеда. Это было большой удачей. Снега было все еще много, он как раз начинал активно раскисать, когда мы уже торопились спускаться с ледника по другую сторону пер. Эпюра.
На пер. Эпюра мы обошлись одной перильной веревкой - для подъема по льду на гребень, по которому ходится перевал.

Гребень перевала Эпюра

29.08: подход по леднику Караколтор Вост. под пер. Украина. Под перевал мы подошли быстро, но погода была совсем плохая, так что мы снова полдня пурговали.

30.08: с утра погода не улучшилась. В туман и снегопад мы вышли на пер. Украина, оценили обстановку и пришли к выводу, что спускаться с него на север в таких условиях небезопасно. Запердон только усиливался, крепчал ветер, ухудшалась видимость. Мы отползли огородами через перевалы Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А,4300). На ледовом спуске с Туристов Татарии мы навесили 3 веревки: 99-ю, 100-ю и 101-ю веревки похода.
К вечеру мы дошли до леса и, поскольку весь день погода была неустойчивая, постарались поставить палатку снова под елкой. К счастью, наш последний походный вечер выдался погожий.

31.08: спуск по р. Арашан, где наш маршрут закончился. Кстати, это был третий день без дождя за весь поход.

Выводы

Пройденный горный маршрут соответствует 6 к. с. Сколько-нибудь значительный километраж сознательно не планировался в пользу высокой технической сложности. Сложность маршрута определяется двумя перевалами 3А (одна - просто 3А, другая - супер-3А, первопрохождение) и двумя 3Б (также одна - просто хорошая 3Б, другая - супер-3Б, пройденная по новой линии). При не слишком большом количестве отдельных перевалов как таковых, сложность некоторых значительно превосходит эталонную для данной категории. В этом смысле показательно трехзначное количество перильных веревок, которые группе пришлось навесить при прохождении маршрута: 101*50м - 5км перил! Половина всех веревок навешивалась на скалах на подъем с определяющей стороны. Такой поход не очень вписывается в типичные рамки протяженных маршрутов. Это скорее "вертикальная" горная шестерка с отдельными пологими прогонами, чем "горизонтальная" с отдельными локальными препятствиями.

Косвенно нетипичность данного маршрута подчеркивает факт, что в таком популярном районе, как Терскей, в августе месяце, мы за весь поход не встретили ни одной группы! Туда, где мы ходили сейчас, другие заходят редко!

Несмотря на скромный километраж и несколько дней отсидок в непогоду, совсем уж ненапряженным маршрут не назовешь. Ведь одно дело - пережидать непогоду где-нибудь в домике или на поляне, совсем другое - держать спинами подпрыгивающую палатку на гребне на высоте 4500-5000 м, где фразеологический оборот "выйти до ветру" приобретает зловещий буквальный смысл. По технической работе самыми напряженными были дни с 16 по 26 августа - последовательное прохождение перевалов Терскей (де факто Джетыогузская стена), Траверс Каракола, Металлург. За исключением отсидки в запердон 24.08, мы вешали здесь перила каждый день, всего навесив за эти 10 дней 84 веревки. Почти весь маршрут проходил в условиях плохой, временами крайне плохой погоды. Без дождя было всего 3 дня из 26: первый, последний, и один день во время дневки на Онторской поляне. Такая безнадежно плохая погода, по нашему многолетнему опыту, нехарактерна для Терскея, и никак не могла быть нами предусмотрена заранее. Она досаждала не только нам; из-за необычайно плохой погоды в этом сезоне, по нашим сведениям, "обломились" многие группы.

Поход проведен при организационной поддержке Гранта на развитие молодежных студенческих организаций НГУ.

Сильный маршрут и хороший отчет. Молодцы!

Впечатляет! За кропотливый труд при составлении этого материала -отдельный плюс. Фотографиии и видео очень живы и замечательно документальны. Чуствуется как-буд-то бы сам оказался рядом. Очень колоритны фото на гребне пер. Каракол. И видео в палатке. Такие склоны -при срыве, наверно, уже никакя бы стразовка через ледоруб не помогла. А идти надо. Да ещё и с грузом. Сработано на совесть!

На гребне Каракола был теплый, очень ненадежный снег. Через ледоруб мало где можно было страховаться. Обычно приходилось рыть до льда и буриться - лидеру по локти в снежной чаче.
Спасибо за доброе слово. Мы старались...

А-а-а! Почему ты мне не сообщил раньше о первопроходе? И информация о траверсе Каракола в 96-м почему-то мимо меня прошла, и ты не подсказал, что его нет в черновике! А теперь могу уже не успеть вставить, если до съезда утвердят. Но на всякий случай пришли мне данные в классификатор по Карбышеву и Караколу! Постараюсь успеть вставить.

По-моему, траверс Каракола был у тебя в черновике, я был в этом уверен! Ну на днях посмотрю, проверю, пришлю данные. Про первопроход я собирался давать инфу для классификации, как только сам свои данные окучу, а это только вот произошло.

Молодцы ребята!!! Сильно сходили. С погодой вам конечно жестко не повезло.
Фото отличные, как еще раз прошел по этим местам! Спасибо!
По поводу второго прохождения траверса Каракола, это у Вас ошибка из-за отсутствия информации. В 2006 ходили вчетвером этот траверс, только чуть длинее п. Джыты-Огуз - зап. Плечо Каракола - п. Каракол.- пер. Металлург - п. Слоненок - пер. Слоненок (кажется так, уже не помню) - п. Джигит (радиально) - ну и ушли на Эпюру,
полагю, что туристы там ходили еще пару раз - место все-таки очень интересное. пара фото как раз с этого травверса

Скажите, а это был поход или альпмероприятие? Если поход и есть описание - можем внести его в классификатор.

Действительно, не было информации. Откуда ж ее взять, как не с популярных сайтов? Вот и ниже в одном комменте пишут: 3 года назад тот же траверс ходили. И тоже не знали мы.
Впрочем нас-то только радует, что люди ходят и получают от маршрута кайф. Буду делать отчет - уточню. Только вот как о вас писать? Что траверс пройден неизвестной группой туристов под руководством человека с ником "abrikos"? Несерьезно как-то так обзывать достойных горников, не сочтите за обиду...
Спасибо.

Молодцы.сильный маршрут. Километраж не главное

Можно узнать стартовый вес рюкзаков ,сколько и какие веревки использовались?

У нас на 6 чел. было 3 полтинника 10мм Коломна и одна 9мм статика получше, навскидку не скажу какой фирмы. И расходняк 8-ка метров 30. Много веревок нужно, чтобы без остановок "крутить карусель", передавать наверх снаряж. И еще чтобы было чем предпровесы делать.
Если 101 веревку поделить на 4, то получится, что каждая была навешена, и по ней прожумарили 5 участников, в среднем по 25 раз. Все веревки были новые, но к концу похода все заметно поистрепались, после этого - сгодятся уже только на тренировки. Хорошо, что мы не стали "экономить на спичках" и не набрали тонких веревок.
Буры и крючья были в основном титановые.
Рюкзаки на старте похода где-то под 40кг. На Карбышева (благодаря заброске) не сильно тяжелые - может, по двадцатнику, если учесть, что все веревки и железо в работе. На пер. Терскей (линейный участок маршрута) заметно тяжелее - наверное и все 30, если учесть, что лидировать надо было без рюкзака, т.ч. груз делился не на 6, а на 5 чел.

Молодцы!!! Хорошая пахота на отличном маршруте.

А как в этом варианте проходила навеска - лидер выходил на статике?

Очень круто!!
Молодцы!
Поздравляю с отличным красивым маршрутом))
на Металлурге не было записки? хотя у вас такая погода там была...
ходили траверс Каракол-Джигит 3 года назад, аж ностальгия видя ваши фотки)
спасибо)

На Металлурге седловина снежная. Тур мог быть, наверное, только на скалах склона Слоненка. Именно с этих скал мы начинали спуск, и видели там старые следы спусковых петель. Тур нам на глаза не попался, правда, мы и не искали его целенаправленно. Был жуткий ветрюган, да мы еще торопились скорее "спрыгнуть" на ледник - боялись, что может выйти солнце, и со стены Слоненка после снегопада начнет оттаивать и сыпать.
В планах мы хотели и Слоненка захватить в траверс, но после 3-дневного снегопада решили, что там нечего ловить, надо самим уносить ноги.
Да, там красиво, конечно, даже в непогоду! Я не знал, что вы тоже ходили траверс.

Траверс Слоненка - это минитраверс Каракола) Только гребень узкий везде и стать на стоянку очень затруднительно, виды там такие же шикарные как и с гребня каракола. С точки зрения "много снега" траверс не опасен, только спуск по снежному гребню на пер. Слоненок. но там можно очень быстро пройти.В условиях Вашей погоды очень правильно поступили, уйдя вниз, в непогоду там было бы совсем печально.

Мощный маршрут, молодцы! По количеству верёвок первый пер. 3Б тянет на конкретную 3Б*, а связка траверса со вторым перевалом на вторую 3Б*. Очень редко сейчас ходят настолько технически нагруженные горные походы. Спасибо за пост!

Восхитительно!

Нравится мне экспертные оценки товарищей-фанкав-человек прошел одну 3 а, а может оценить хорошую 6 - ку

Что Фанкава не любите, мы уже давно поняли. А новосибирцы-то чем не устроили? Плохая 6-ка? Обоснуйте, чем она плоха. Тем, что он ее похвалил?

класс

Новосибирск верен традициям мощных горных походов, с технически насыщенными первопроходами! Маршрут великолепен! Реальный претендент на Чемпионство!! Руководителю отдельный респект!

новосибирская школа - это бренд, что тут еще скажешь. Хорошим танцорам даже непогода не мешает.

Ну просто лоси!

Спуск с перевала Металлург выглядит со стороны страшным

Да, этот перевал славится лавиноопасностью. Нам повезло, что снегопад сопровождался очень сильным ветром с северной стороны. Видимо, большая часть снега сдувалась, а часть, которая лежала на более крутой части склона под стеной Слоненка, съехала еще до спуска. Так что мы вешали все веревки по голому льду на ледосбросах. А в нижней части двигались одновременно (для скорости) по спрессованным лавинным выносам.
Во второй половине дня со всех склонов поехало и посыпалось, но мы-то уже были внизу на безопасном леднике.

Были в тех же краях первые две недели августа, погода и правда жесть была, дождь иногда лил целые сутки...

Георгий, спасибо тебе и ребятам за то, что ходите такие красивые маршруты в "наших" горах !!
Пусть Горы будут к Вам благосклонны еще долгие-долгие годы.
С уважением.

А не могли бы вы выложить хребтовку (с третьей фото) чистую и в высоком разрешении? А то не встречал её в интернете.

Честно говоря, я сам не помню, откуда эта хребтовка. Кто-то когда-то дал.
На самом деле я не советую эту карту. В ней много ошибок, перевалы не там обозначены. Гораздо лучше карта Завьялова, там на первый взгляд все корректно.

Спасибо, карта неплохая, только на ней категории перевалов и ледники не обозначены. А ту хребтовку, я например в бумажнов виде видел у Игоря Ханина в Караколе, но он ей предлагал только бумажную и за деньги.

круть!

Перевал Карбышева полностью совпадает с маршрутом Сердюкова 3а по В. гребню. Надо сказать самая сложная 3а из всех что мне доводилось ходить...

Я пялился на описание Сердюкова и перед, и после похода. Мне показалось, что у нас был заход на гребень по другому кулуару. Впрочем, это детали. Вся сложность там на гребневой части, а она совпадает. По пути мы встречали многочисленные следы старых спусковых петель, и даже маленькую площадку для палатки посреди гребня (как раз на этой площадке нас застала гроза, мы сидели под полиэтиленом, а на козырьках касок сверкали разряды).
На Терскее традиционно очень сложные категории, и туристские тоже. Многие 3Б в других районах проще, чем терскейские 3А.

Оценка альп. маршрута зависит от его состояния.
А в Терскее погода еше та, и один и тот-же маршрут может быть оценен от халявы до задницы.
Причем в течении нескольких часов эта смена оценок может быть.
Вопрос. На Карбышеве вы как снежный карниз проходили?

Круто!

На фото "Пик Каракол, вид с западного плато" ближняя (левая) седловина - это ВГУ-400?

Самая-самая левая седловина (на границе кадра) - это непройденный перевал, туда выходит так называемый Кулуар Гор. ВГУ-400 - это седловина примерно в середине кадра.
Кулуар Гор тоже обязательно надо когда-нибудь кому-нибудь пройти. Это ж километр такого классного льда! Желательно зимой. Такие вещи безопаснее зимой ходить.

Отличный мощный маршрут! Новосибирцы молодцы!

Безумно круто!

Жора, от всей души поздравляю тебя и твою команду! :)

А где ссылка на отчет на твоем сервере?

Спасибо, Андрей !
Полного отчета по всей форме пока нет. Изваяю - непременно отправлю ссылку. Андер констракшн...

Георгий Ефимыч, так держать!
Даешь переход эстафетной палочки в чемпионате России по горному туризму от МАИ к НГУ!

Эх, жаль я не успел посмотреть вчера видео этого чудесного похода.

Видео вернем, там маленький косячок был...

Видео поправили, они все теперь здесь.

Круто! "Запердон" и "опупею" упер в личный словарный запас :)

Здорово, молодцы!
Здоровья и удачи в будущих походах!

Поход отличный.
Однако не совсем был сплошной «запердон». и «пурговали» - хороший термин.
4 веревки предпродвес на Каракол - это на гребень что-ли ?
Оригинальное фото Джигита - вероятно снимал Сергей Науменко ?

Толян, я много раз был на Терскее, в том числе летом, и ни разу не приходилось пурговать больше одного дня за весь поход. Никогда не было такой устойчиво плохой погоды, как в этом году.
На Каракол мы шли траверс. Был план быстро взлезть, чтобы в тот же день пробежать на ту сторону до начала узкого гребня, чтобы назавтра успеть за день весь этот гребень пройти. Все было "расписано". Поэтому при наличии времени было целесообразно сделать провес с вечера.
Всего на западном склоне Каракола мы навесили 8 веревок. 1 на седловину через шрунд, по седловине пешком, потом 4 веревки голого льда по гребню, потом 2 веревки микст, последняя - до вершины - большей частью снежная, но первые метров 7-8 были сыкотные. Первые 4 веревки (на седло и 3 по гребню) провесили с вечера.
Фото стены Джигита - от Науменко.
Я снимал стену Джигита панорамой в большом разрешении - там видно вплоть до отдельных трещин, но, к сожалению, мои панорамы не везде стыкуются, разрезы есть. Снимал недостаточно аккуратно.

Класс!!! Слов нет

Лихо! Да ещё в такую срань гсподню! Впрочем, непогода на Терскее-вещь непременная...Молодцы..В лучших былых традициях сибирских горников!

Молодцы!

Молодцы! Поздравляю с хорошим походом. В лучших традициях НГУ:)

Жора, большой респект и уважуха от всех ветеранов спортклуба СО РАН СССР! "Значит нужные книжки ты в детстве читал".

Спасибо, дядя Коля! Стараемся поддерживать традиции, в том числе заложенные твоим личным примером.

Готовы три коротких видеоклипа с этого похода, их можно посмотреть здесь.

Вот это да, вот это перевалы! Прямо альпинистские экспедиции в одном походе!
А на скалах кто-то один лидировал?

Конечно, не один везде работал лидером, на таких перевалах всем дела хватит. Но люди не созданы одинаковыми. Кому-то больше нравится одно, кому-то другое. Так вышло, что кто-то работал на скалах больше других, кто-то другой - на льду или миксте. Кто-то чаще других дергал веревку, а кому-то досталось рыть карниз. Трудиться пришлось всем. Иначе не получилось бы делать быстро. Тут вся команда должна слаженно работать, как один механизм.
Участников со спортивными разрядами по альпинизму в группе не было.

Замечательный поход! Рад за вас, что у вас все получилось !
Наша группа могла бы вас чаем напоить после первого вашего перевала, если бы вечером вы спустились ниже зеленых площадок - мы как раз стояли внизу у ручья. Утром следующего дня на подъеме к леднику и пер.Арчалытор Сев. видели ваш лагерь. Вы на этом перевале проходили нижнюю седловину
, а мы верхнюю, самую ближнюю к вершине и на спуске уходили вниз по вашим следам

Мы вас увидели, поднимающихся вверх, когда закапывали свою заброску. Но вы были далеко, не докричаться.
Спускаться вечером ниже нам было не с руки, мы от зеленого болотца, где ночевали, перешли сразу в цирк Карбышева без потери высоты.
А какой был у вас маршрут?

Мы начинали с озера Алакель - пер.Панорамный, потом Такыртор(1Б) - пер.Труд(2А). Дальше вынуждены были сократить маршрут и, пропустив два перевала, прошли сразу Онтор. Когда мы вас увидали - поднимались на наш последний перевал. Простая троечка - подрастающей смене хотели показать Терскей, всего лишь.

Прочитал еще раз. Однако на "супер-3Б" стенную с рюкзаками под 30 !? Не берегёти, вы себя ребята ! Думается, с более легкими рюкзаками - веревок пришлось бы меньше вешать ?

Ну, может, не 30, может, чуток поменьше могло быть... Точно больше 20.
А куда с более легкими, где их взять? Потом же надо еще дальше по маршруту. Мы себя берегли, шли не спеша, где надо пользовались стременами... Все равно спасибо за сочувствие.
Меньше вешать не получилось бы. Там везде далеко падать, хоть с каким рюкзаком одна каска доедет...

Большое спасибо всем, кто не поленился высказаться в комментариях.
Нам было очень небезразлично, интересен ли наш поход для сообщества!

Вы однозначно молодцы, вдвойне: и маршрут крутой, и отчёт классный.
Фото перевала Эпюра понравилось особо, решпект!

Жора, поздравляю с отличным маршрутом!

СПАСИБО !!

Георгий, а вы случайно не обратили внимание, что в районе вашего акклиматизационного кольца карта-схема очень сильно отличается от реального рельефа ?
На карта-схеме от ребра, разделяющего перевалы Джетыогуз(2Б) и Новосибирцев(3А) сплошной ледник на север аж до пер.Рижан(1Б), в то время как на спутниковом снимке на этом же промежутке насчитывается 4 ледника и 3 мелких отрога между ними. При этом ледник Арчалытор Зап. , на промежутке от пер.Арчалытор Юж.(2Б) круто падает к окончанию своего языка, который сейчас заканчивается озером, которого тоже нет на карте.
С восточной стороны между пер.Арчалытор Юж. и Сев. нет сплошного ледника - там два отдельных ледника, каждый в своем цирке. Их разделяет плато вершины Дюкло, на котором лежит еще один маленький ледник, втрое меньший, чем соседних его окружающих.
В этом месте карта похоже требует очень серьезной корректировки.

Я не обратил, я это давно знаю. Мы в этом узле проходили ВСЕ перевалы.
На всех схемах, которые до сих пор приходилось видеть, этот узел изображен схематично до абсурда. На некоторых там еще и путаница с местонахождением перевалов, что, впрочем, не удивительно, когда линии отрогов отсутствуют или далеки от истинного их расположения. Вадим Ляпин обещает, что у него практически готовы к изданию листы по Терскею, ждем с нетерпением. У Ляпина обычно на его картах все очень аккуратно прорисовано и на несколько раз проверено.
Это не единственный участок, где схемы неинформативны. Но, наверное, самый вопиющий.
К счастью, участок где-то от западнее Огузбаши до Джигита у Гугла в высоком разрешении. Последнее время я в своих описаниях привожу маршрут не только на схеме, но и на гуглоснимке. А реально на местности хожу без карты, там уже с закрытыми глазами можно.
По перевалам.
Пер. Новосибирцев уже давно классифицирован 2Б. Он и по факту 2Б, хотя и довольно приличная, сложнее, чем Джетыогуз.
На ледничке, который перед пер. Арчалытор Сев., не всегда было озеро. Я еще помню, когда ледник был длинный. Потом он отступил, растаял, на месте бывшего языка осталось углубление, наполненное озером. Мне кажется, что этот ледник продолжает потихоньку отступать, а озеро расти. Особенно его левый (орогр.) берег, он приблизился к скальному отрогу, с которого теперь сыпет. Раньше этот берег был шире.
На перевалы Маречека и Арчалытор Юж. заходы с западной стороны не оттуда, откуда можно было бы предположить, глядя на схему. Оба - из цирка Сказки.
С востока с местонахождением пер. Маречека тоже большие непонятки, если ориентироваться по схеме.
Ничего, прорвемся...

Жора! На Маречека с запада 2 совершенно разных захода. Они сходятся только на седловине. Условно можно назвать их моим :-) и Таранцевой (по первым пришедшим в голову отчетам). Из них только так называемый "мой" - из цирка Сказки. У них и сложность совсем разная - 2Б и 3А (возможно, с бааальшой звездой). И опасность разная - первый весьма лавиноопасен, второй - весьма камнеопасен. :-)
На Новосибирцев - тоже 2 разных захода с запада. Правда, похоже, на южный вариант уже забили все.

Член МКК должен рассуждать так.
Вот ты переквалифицируешь Маречека в 2А*.
Молодые студенты, пройдя летом двоечку на какой-нибудь Заилийке, захотят зимой сделать троечку, чтобы летом пойти в... ну, понятно.
Увидят: О! А пройдем-ка Маречека - красивый перевал, и как раз 2А!
А там развесистый подъем на 11 веревок, который обходится по другому, еще худшему варианту...
Может, я малость и утрирую, но на самом деле так оно в результате и будет.

Неее, не так. Вот приходят они заявляться к злобному мне в МКК с этой, ну скажем, 2А*. А я им и говорю: "Там же звезда. Значит, опыт для нее вам нужен как для 2Б. То есть опыт прохождения 2А. И еще вы в межсезонье идете. Значит, нужен опыт 2А в межсезонье или 2Б в сезон."
Нет, конечно, они могут и не ходить в МКК, и не знать про звезды, межсезонье и прочие заморочки. Но тогда их и простановка "чистой" не отпугнет. Им что 1А, что 3Б - все равно будет.
Все-таки статистика. Два прохождения летом - почти пешком, одно зимой - тянет на 3А. Правильно ли ставить 3А в такой ситуации?