Как улететь в трещину на открытом леднике. Пособие для неумеющих.
Случай произошедший со мной, думаю не типичный. Точнее трещина оказалось не «стандартной». В общем, я о такого рода происшествиях не слышал. Поэтому решил поделиться с аудиторией Риска своими впечатлениями. Дабы люди знали, что может вот и такое случиться, чего уж точно не ожидаешь.
Волей не случая, а шила в оппе, оказался в январе этого года на леднике Майли. Почему один, куда шел, зачем и о наличии или отсутствии у меня мозга, все это здесь не обсуждается, это тема другого рассказа. Исходная информация такая. Полностью открытый ледник, местами есть снег от 2-3 см до 10-15. Все трещины открыты, закрытых нет. Температура ночью -15-20, днем наверно -5-10. Ветер постоянно сильный. Погода хорошая. Время 2 часа дня, спустился из кулуара, в который заходят при начале подъема на контрфорс. Он первый от ледопада. В него заходил так - по ровному открытому леднику (трещин нет), параллельно скалам, дошел до кулуара, повернул на 90 гр, прошел еще 200 метров, перелез берг, и далее почапал уже по снегу и скалам. В кулуаре у меня ничего не получилось, провозился там больше 4 часов, и решил спуститься обратно на ледник, так как в это день уже никуда не успевал, поэтому вниз. При выходе с кулуара, решил идти не тем путем которым заходил, а вылезти на моренный вал, и по нему пройти вдоль скал, посмотреть поближе, может есть еще какие варианты. Хотя сидела какая то непонятная заноза, в том духе «ну че там ходить, иди как шел…» Но я не понял тонкого намека…
Вариантов не оказалось, и при спуске с вала на ледник попал на ледовый гребень, который подходил к моренному валу наискосок, был зачехлен небольшим количеством мелкого камня, и имел высоту над ледником метров 15, постепенно понижаясь до тела ледника, в длину продолжался метров на 70-100. Сначала шел по гребню, потом стал спускаться пологим траверсом на сторону ледника. Увидел трещину, которая он самого низа и до верха, наискосок пересекала весь этот гребень. Трещина шириной см 70, может чуть больше. Полностью открытая, то есть края трещины – не снег, а лед, с тонким каменным чехлом. Шел с ледорубом, хотя в таких условиях обычно хожу с палками, но в этот раз у палок были сильно изношены наконечники, и на голом льду от них не было никакого толку. Поэтому палки были в рюкзаке, ледоруб – в руке. Подхожу к трещине, обоими ногами встаю на край, мотыга в правой руке, держу за древко под башкой, мотыга пристегнута. Примериваюсь, левой ногой делаю широкий шаг, в это момент под правой лед ломается, и я лечу туда, куда в таких случаях и положено лететь – вниз. Трещина оказалась с нависающим ледовым козырьком с моей стороны. Его то я и проломил. А то, что подо льдом пустота я не увидел, потому что лед был присыпан мелким камнем. Такая вот засада. Ну вот мамой клянусь, выглядело все это так, как будто подо мной могут быть только десятки метров льда и ничего другого. Все равно что, стоял на асфальте, а он взял и проломился. Ну ладно, это все лирика. Внизу оказалось не все так плохо, как бывает очень часто в подобных ситуациях. Стена на том краю трещины, куда я хотел попасть, снаружи естественно, не внутри, оказалась с сильно положительным уклоном, градусов…. ну наверно 50-60… Короче хрен его знает, сколько там было градусов. Не замерял. Склон положительный и точка. Во время падения я инстинктивно наклонился вперед, так как уже делал шаг, и наверно еще и потому, что на ту сторону мне хотелось больше, чем вниз.)) Рукой я тоже махнул, попытавшись зацепиться кайлом за край. Не зацепилось, и я упал на наклонную стенку двумя метрами ниже края. Упал на грудь и колени. Левое не пострадало, правое отшиб очень сильно. Правая рука с мотыгой вытянута вверх, в момент самого начала скольжения вниз (хотя какие тут моменты, падение и затем скольжение, все было одновременно). Короче, я даже метра не проехал, как волшебный ледоруб – самоцеп клювом цепляется за какой то мелкий уступчик, его вырывает из руки, рука в защемленном виде между древком и льдом проезжает по древку 20-30 см, рывок и я повисаю на самострахе. Не успев даже обделаться путем, то есть как положено приличному человеку в такие моменты, вбиваю кошки, и не дыша прилипаю к склону. Прилипаю так, что наверно и кошки были не нужны..))) Спайдермен, блин…. Пару секунд прихожу в себя, понимаю что стою, и начинаю потихоньку оглядываться. Ситуация такая – я стою (варианты - лежу, висю) на ледовом склоне, верхний край трещины надо мной метрах в трех с небольшим. Противоположная стена от меня тоже метрах в трех, может меньше. Я ее не особо разглядывал. Вниз на пять-шесть-семь метров свободно, потом какие-то снежно-ледовые буераки, я так понял, что тот, кто устроил здесь эту трещину, предполагал, что об них граждане попадающие должны качественно сломать ноги. В буераках довольно большие черные дырки, опять же, наверно для того, чтобы долго в них не задерживаться, а сломав копыта ехать дальше, уже до конечной станции назначения и без остановок. Все логично. А я вопреки этой логике висю-лежу-стою. Правая нога болить, правая рука тоже болить. Думаю, надо валить отсюда, пока еще чего-нибудь внепланово не заболело. Очень аккуратно снимаю с пояса ледобур (парой часов раньше, я пытался забить его в трещину – такая вот универсальная штука), не дыша левой рукой закручиваю его в склон на уровне чуть выше головы, плавно отстегиваю петлю второго самостраха от системы и – щелк! Вот - я почти спасен! Позволяю себе немного расслабиться, и попробовать правую ногу – держит или нет. Несмотря на боль – держит. Рука вроде тоже шевелится, сжимается/разжимается. Понимаю что, точно ничего не сломано. Ну а остальное – не суть важно. Пробую вбивать кошки, поочередно правой и левой ногами, также несколько раз пробую кайло. Вроде все надежно. Лед не зимний совершенно, и очень хорошо держит любое железо. Пожелав на дорожку себе всяческих успехов, начинаю - повыше врубаю кайло, потом ножками…, да в общем что тут расписывать, вылез и вылез. Правда бур там оставил, на память тому кто здесь устроил эту подлянку, ну чтоб ему совсем не обидно было, что без добычи остался.
Вылез, отполз, лежу, дышу, пердю… на солнышко любуюсь. Думаю о том, что жить хорошо, а хорошо, это когда целый и невредимый, жить еще лучше. И о том думаю, что пойду ка я, наверно отсюда домой к маме. Потому как тот, кто устроил здесь мне такой «суурприииз», может на достигнутом и не остановиться. Кто его там знает, что у него еще для меня припасено. У этого товарища, я так понимаю, выдумок заподлянских тыща с лишним. Короче, подумал я, что это звонок. Тем более и в кулуаре еще можно было догадаться, что сейчас мне здесь не место и не время. Ну и так…. Еще пару причин наковырять можно… Пойду, в общем. Только, вот сначала из штанов вытряхну, а то идти шибко неудобно будет.
Ну вот в принципе и вся история, дорогие товарищи. Те, кто умеет летать по трещинам, сейчас вспомнит героическое былое, и вздрогнув, может быть пойдет «вздрогнуть» по сто грамм. Те, кто не умеет, учитесь. Учитесь на таких вот «матерых» летунах, чтобы никогда не оказаться на его месте. Для шибко вьедливых - фотографий трещины нет и не будет. Фотик замерз в предыдущий день до этого, и ожил только в Тменикау. Те фото что есть, сделал за день, на них видно состояние ледника. Примерный рисунок трещины сделал как смог, чтобы понятней было.
ледник Майли, слева в. Джимара
ледопад Майли, первый кулуар от него, с лавинным конусом - мой. Левее за краем фото, метров триста - трещина.
ну как смог, так изобразил, не обессудьте..
349
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
:D
Получилось!
"железобетонного" края. ну и голова была другим забита, чтобы такой край пристально разглядывать, все мы таких трещин десятки перешагнули.у меня тогда все мысли о проблемах в кулуаре были. как раз решал - че делать дальше? ну тут и подсказка...)
Особенно это:
"Волей не случая, а шила в оппе, оказался в январе этого года на леднике Майли. Почему один, куда шел, зачем и о наличии или отсутствии у меня мозга, все это здесь не обсуждается, это тема другого рассказа."
Почему то, что запрещено и неразумно, так привлекательно?!
Слишком художественно написано, аж возникает желание...
Боже, дай нам всем благоразумие не слишком восхищаться такими ...
идиотами.
...промолчать, когда нет ума ответить!
Сам так хожу.:) Правда при подходе к трещинам перебдеваю, и беру ледоруб двумя руками, настраиваясь на возможное зарубание. Ни разу не понадобилось, но бдеть не перестаю.:)
Лидабур жалко.:) Эх если бы второй бур... или шнурок для самовыкрута...
Удачи!
понравилось
Что вы предпримите в следующий раз, будете лупить ледорубом метра за 2? А по звуку можно как-то понять, что это карниз?
изза камней не было видно что подо льдом пустота.
Что вы предпримите в следующий раз,
на открытом леднике постараюсь трещину обойти. в моем случае это было возможно. если нет - предельно осторожен и аккуратен.
Наверное, главный вывод, который можно сделать - лучше по ледникам любой степени открытости в одиночестве не гулять!
Спасибо!
главный вывод, который можно сделать - лучше по ледникам любой степени открытости в одиночестве не гулять!
может показаться глупым, но нет. я люблю ходить один,и вряд ли смогу отказать себе в этом. но ледники всегда были главной засадой для одиночек, поэтому буду предельно внимателен на любом леднике.
Прочитала комментарии дальше - если надумаете ходить с каким-нибудь приспособлением - напишите, пожалуйста, о своем опыте, очень интересно
это даже не он придумал, так сваны еще за 200 лет до него ходили...
у дураков мысли сходятся....))))
серьезно, я у же думал над этим. профильная алюминевая труба 50 мм и крестовина. сборка на муфтах. крестовину сварить аргоном. думаю такая штука сильно задержит падение или вообще на даст рухнуть.
Я тогда аккурат левее зеркала запилил, чтобы побыстрее на косую полку выйти.
Никита, я ходил там зимой. и из кучи народу кто вышел на восхождение (чел 30 точно было) моя группа и Паша Трофимов с Элей были единственные кто сходили в тот день. Потому что сильно выиграли во времени. Остальные завязли на зеркале и потеряли кучу времени . Когда снег сдут, то там на самом деле не все так страшно, во в всяком случае намного лучше чем на зеркале.
Просто интересно.
***
давно про такую штуку думал, тк стремновато в одиночку по ледникам.
Если на такой разъемный титановый или дюралевый шест сделать краспицы с тросиком как на мачте,
можно заметно уменьшить диаметр трубки и вес снизить до приемлемого.
Эт важно- тяжелый в палатке останется- лень- мать наша.
Саш, если не в труд - обьясни для особо одаренных, краспицы это шо?)))
***
не в труд.
Хотел ссылку дать но там сплошь яхтенный сленг.
А я его сам ни бум бум.
Короче,примерно так.
Посреди мачты, или, в нашем случае, разборного шеста короткие распорки.
Через них пропущен идущий от обоих концов тросик или тонкий реп, например, кевлар.
Эта схема значительно повышает прочность тонкой мачты или шеста.
в центре шест, поперек- распорки, линии ромба- тросики, надеюсь, смысл понятен.
Сорри. не художник:(
Само собой понятно, что конструкция объемная,
в том и смысл.
Три или четыре краспицы, соответственно три или четыре тросика или репа.
Вот если б создать конструкцию на основе палаточных дуг...
Эх, обделил Господь талантом художника:( Посмотреть бы на это:-)))
*****
мечта солиста...:)