Печальное известие. Умер ПЭЭТ ПЭТЭРС
20 апреля не стало альпиниста, члена кинематографистов СССР, ученика Романа Кармена, высотного кинооператора.
Пээт Феликсович Пэтэрс Вяйнастру
09.07.1937, Таллин – 20.04. 2011, Москва
20 апреля скоропостижно скончался Пээт Пэтэрс - человек замечательный общительный с чувством юмора и кипучей энергией. Человек редкой профессии вообще, и тем более, в альпинизме – кинорежиссер.
Ученик Мастера документальной кинематографии – Романа Кармена. Осенью 1960 г. в первой мастерской Романа Лазаревича Кармена учатся 36 студентов десяти национальностей (по количеству - рекорд ВГИКа), среди них эстонец Пээт Пэтэрс. Среди педагогов курса были актер Владимир Вячеславович Белокуров (гл. роль в фильме «Валерий Чкалов»), актриса довоенного периода Гарри Львовна Полонская.
Член Союза кинематографистов СССР (1972)
Член Союза кинематографистов России (1992)
Режиссер:
«Киргизфильма» (1962)
Дальневосточной студии кинохроники (1963-1964)
Студии научно-популярных фильмов Узбекистана (1966-1967)
Украинской студии хроникально-документальных фильмов (1967, 1970, 1976 гг.)
Куйбышевской студии кинохроники (1968-1972)
«Центрнаучфильма» (1972)
Центральной студии детских фильмов (1972-1975, 1987-1995)
Восточно-сибирской студии кинохроники (1973, 1979)
Т/о «Экран» (1975-1982)
«Таджикфильма» (1977-1978, 1986)
Ростовской-на-Дону студии кинохроники (1981-1985)
«Таллинфильма» (1982-1985)
«Эстонского телефильма» (1983-1984)
«Фора-фильма» (Москва, с 2007 г.)
В творчестве много времени уделял спортивной тематике. Снимал фильмы по заданию Спорткомитета СССР, Олимпийского комитета страны, Союза кинематографистов СССР, Федерации альпинизма СССР. Очень любил горы, первым в истории провел съемку на профессиональную громоздкую кинокамеру (35-миллиметровая пленка) на вершинах пиков Ленина (1967) и Коммунизма (1970).
Пээт Пэтерс после удачной операции по снятию ректора МГУ Рема Хохлова с ПФП вертолетом Ми-4 (командир И. Иванов). 3 августа 1977 г.
Поляна Сулоева. Слева направо: третий Виталий Абалаков, четвертый - И. Иванов, пятый - Михаил Ануфриков, шестая - Галина Рожальская, крайний справа - Пээт Пэтерс.
1962 г. Первое восхождение – пик Электро.
В 1965 г. получает значок «Альпинист СССР» в лагере «Баксан» (Виатау, Ахсу).
1969 г. А/л «Алибек», выполняет 3 разряд.
1974-1986 гг. Работа в МАЛах, выполнение 2 спортивного разряда.
На тему альпинизма снял 13 фильмов и 10 киноочерков.
Альпинист-исследователь Владимир Рацек подарил Пээту Феликсовичу свою книгу «Пик Ленина» с дарственной надписью: «Первому киноработнику, достигшему вершины пика Ленина».
Мне посчастливилось работать с Пээтом Феликсовичом над его книгой – «ПЕРВОКАРМЕНОВЦЫ», которую он посвятил памяти Мастера – Романа Кармена. Книга увидела свет в 2009 г., она была напечатана пробным тиражом в 100 экз., работа над ней продолжалась и осталась до конца незаконченной…
141
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"Между небом и землей", 1976 г. Украинская студия.
"Прощайте горы великие", ЦСДФ, 1988 г. Призы и дипломы.
"Этот маленький мяч", Куйбышевская студия, 1971 г.
"Когда пешком в Австралию сходить можно будет", "Эстонский телефильм", 1983 г.
Эти фильмы отмечал Пээт Феликсович, как наиболее удавшиеся.
А Вам спасибо за публикации о таких интересных и выдающихся людях.
Длительные и приятные беседы.
С ним всегда было интересно.
Большая потеря.
Не хочется терять светлых людей.
Соболезнования родным и близким
Это было время, когда наши уже регулярно ездили в Гималаи, а вот постэкспедиционные фильмы только стали появляться. Профессиональных операторов в экспедициях не было, ребята снимали и монтировали сами, как умели. И фильмы были одинаково унылы, да еще похожи в своей неумелости один на другой, как близнецы. Катманду - ступа - йог - караван яков - базовый лагерь - гора - топтание следов - вершина - вымпелы-флаги - ура-ура: всё, как под копирку.
Для многих членов жюри участие в таких фестивалях было в новинку. И многие впервые так близко видели Гималаи, знакомые по книжкам поселки, легендарные вершины. После каждой показанной ленты шло короткое обсуждение, потом каждый ставил оценки в свой "кондуит" и просмотр продолжался... И Пээт в какой-то момент, когда очередной "блокбастер" получил высокие оценки большинства членов жюри, рассердился:
"Вы смотрите это кино, как альпинисты. И видите, как альпинисты. Вам важна сложность маршрута, сколько там было скал и льда. А как это снято, смонтировано, озвучено - вам уже не важно: фильм хорош уже тем, что все дошли до вершины. Так нельзя судить фильмы. Надо смотреть, как снято кино, как работает с камерой оператор... ".
Эта принципиальность, в итоге, повлияла на обстановку всеобщего дружеского соглашательства, и на оценки фестиваля.
Светлая память...
Лишь в памяти остается ДРУГ.
(на фото: В.Шатаев, Пэт, Э.Мысловский - 2007 год