Мария Толоконина, в девичестве Шабалина, родилась в семье альпинистов. Её отец, Павел Шабалин, легендарный альпинист и тренер сборной России по ледолазанию. Мария росла и формировалась в профессиональной среде: с детства родители брали дочь с собой на сборы и соревнования. Сначала она ездила на соревнования просто как зритель, а потом, с семи лет, стала и сама участвовать в стартах. Но несмотря на успехи в скалолазании и ледолазании, Мария параллельно занималась плаванием, и танцами, и спортивной гимнастикой. Родители спортсменки давали дочери возможность попробовать себя в разных видах спорта и решить самой, чем заниматься в будущем.
В девять лет Мария приняла участие в своих первых международных соревнованиях по скалолазанию, которые проходили в Италии, и заняла там второе место в Скорости. В четырнадцать лет Мария вошла в тройку по ледолазанию, а уже в пятнадцать заняла призовые места на международных соревнованиях по ледолазанию в трёх этапах Кубка Мира.
Маша Толоконина о себе:
«Я начинала именно со скалолазания, так как ледолазание – это вид спорта не для маленьких детей. Лет в 10-12 можно начинать, не раньше. Освоение первого вида желательно начинать лет в 7, если прийти позже, будет сложнее. Именно в этом возрасте развиваются необходимые качества, закладывается база. Можно сказать, что в скалолазании закладывается база для ледолазания, но ведь не все переключаются – кто-то и остается. А достигать высоких результатах в двух видах спорта предельно сложно или даже невозможно – где-то старты параллельно, да и отдыхать надо – выложившись в одном виде на чемпионат второго уже не поедешь. Сложно объединять, поэтому приходится выбирать. ледолазание – как основной вид.
Дважды уходила в вынужденный отпуск по рождению двух сыновей. Пауза повлияла очень сильно, было сложно. Но всем мамам, которые восстановились после рождения ребенка, так же тяжело. Но реально!
В детстве все упиралось в интерес – было любопытно ездить по разным городам, с друзьями встречаться и общаться. Большинство отправляется погулять на улице летом, а ты идешь на тренировку. Но мне и здесь хватало эмоций и интересной жизни. Все компенсировалось. Осознание необходимости пахать на тренировках для достижения результата появилось лет с 14. Приходилось самостоятельно себя заставлять. Вообще, единицы таких детей, которые это могут. У меня получалось. Приходилось терпеть, было сложно, но все не напрасно.
Классе в девятом (когда мне было лет 14-15) уже стало понятно, что после окончания школы буду поступать в университет физкультуры, именно на заочный и в другой город. Поехала в Питер, поступила в Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, чтобы параллельно работать. И чтобы имелась возможность не заканчивать спортивную карьеру, потому что большинство спортсменов окончив школу и поступив в университет на очное, бросают спорт – сложно совместить. А раз заочное, то нахожусь большую часть времени дома, в Кирове, так почему бы не поработать тренером. Сейчас работаю от Спортивной школы олимпийского резевра.
Очень нравится работать с детьми. Единственное, совмещать сложно в том плане, что я к ним привыкаю, я с ними на соревнования выезжаю, а есть старты, которые идут параллельно – мои и их. Приходится отправлять детей с другими тренерами. И они зависят от меня, и я к ним привыкла. И если честно, когда я рядом, они выступают лучше – проверено временем! Но ничего не поделать. Прежде всего, я им друг. Общаемся на равных, называют они меня по имени, только малыши, которые только что пришли, и старшие в присутствии других тренеров, обращаются по имени и отчеству. Больше, конечно, дружеские отношения. И мне в этом плане легче – своими проблемами и секретами они делятся со мной. Общение происходит и за пределами спортивных мероприятий. Поддерживаю со всеми очень тесную связь, так как с некоторыми у меня разница в возрасте всего пять лет. Фактически, она отсутствует.
Моя первая группа. Мне было тогда 17, а им 7 лет. На моих глазах выросли! Было очень интересно, мама помогала первое время, учила чему-то, подсказывала, как лучше сделать в той или иной ситуации, как лучше общаться. Потом начали подходить детки постарше, из каких-то других групп ко мне перевели. Тренирую детскую сборную Кировской области, поэтому мне отдают детей способных, которые в перспективе могут куда-то поехать.
Вообще, значимость личности тренера – это очень важно. Тренер в первую очередь должен быть другом, потому что без контакта с человеком сложно тренировать».