Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении»

Пишет AnBoo, 24.11.2021 10:07

Две недели назад украинцы Вячеслав Полежайко, Никита Балабанов и Михаил Фомин разрешили одну из классических проблем Гималаев в Непале: прошли Юго-Восточный гребень Аннапурны III (7 555 м).

В течение последних 40 лет экспедиции безуспешно пытались преодолеть почти 3000-метровый гребень. Сами украинцы пытались сделать это в 2019 году, но вынуждены были повернуть назад на 6 300 м из-за глубокого, нестабильного снега. На этот раз им повезло больше. Тем не менее, проход был намного труднее ожиданий. Каждый из них потерял в весе от 12 до 15 кг.

Команда взяла на себя огромные риски. Штурм горы продолжался 18 дней. У них был запас еды и топливо на 12 дней. Несмотря на оптимистичные прогнозы, сильные ветра преследовали их практически каждый день. Оказавшись на вершине, команда спустилась по другой стороне горы, не имея ни информации, ни карт местности.

Это был трехдневный кошмар на спуске при сильном ветре. В конце концов они успешно спустились к основанию хребта (5 000 м). Там, измученных и страдающих обморожениями пальцев, их подобрал вертолёт и доставил в Катманду.

По дороге домой всё, о чем мог думать Михаил Фомин - это желание вновь обнять свою семью. Он провел в Киеве всего несколько часов, достаточно, чтобы забрать жену, сына и дочь и отвести их на отдых в солнечную Турцию.

Тем не менее, ему удалось найти время, чтобы ответить на вопросы ExplorersWeb.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Фомин обнмает жену в аэропорту Киева Photo: Elisabeth Servatynska/Facebook

«Все в мире альпинистов знают о вызове Аннапурны III», - сказал Фомин. «Нам всем пришлось прийти к осознанию, что мы готовы к этому. По какой-то причине это произошло в мой День Рождения, на кухне, после того, как все гости ушли спать ».

Большие планы и выученные уроки.

Когда альпинисты встретились в декабре 2018 года, процесс был таким же, как раньше. «У нас было несколько вариантов на выбор, но для нас троих Аннапурна III выглядела самым привлекательным и логичным следующим шагом в нашей альпинистской карьере», - сказал Фомин. «Мы хотели встретиться с настоящим вызовом и настоящим приключением после нескольких лет неудач».

Здесь он имеет в виду их неудачную попытку на новом маршруте на Гашербруме I в 2017 году и их просто классический успех на Броуд-Пике в 2018 году.

Вечер за столом на кухне стал началом длительных отношений с Аннапурной III. Первая попытка была в 2019 году. Хотя она прошла не слишком удачно из-за тяжёлых условий. Они рассматривали это как первый раунд в долгосрочном квесте.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Выносливость, совершенство технической подготовки и груз терпения привели украинцев к Аннапурне III: Photo: Ukrainian Annapurna III team

«Гребень Аннапурна III - настолько тактически сложный маршрут, что любая команда должна считать свою первую экспедицию там только разведкой», - сказал Фомин.

Он отметил, что огромная часть их успеха в этом году пришлась на усвоенные уроки, извлечённые из первой попытки штурма.. Так чему же они научились? Фомин перечислил три ключевые вещи:

"Во-первых, мы узнали, как и где акклиматизироваться. В этом году мы акклиматизировались на склонах Аннапурны 4. Мы также провели две ночи на 6.900 м, что позволило нам эффективно работать на большой высоте на Аннапурне 3 в течение двух недель, которые занял подъем.

Во-вторых, мы проработали все возможные маршруты и условия на нижней, заснеженной части маршрута. Речь идет о вертикали в 1400 м до 6000 метров. Весь этот участок представляет собой вид «снежной подушки», составляющий тактическую суть маршрута.

В итоге, мы смогли оценить нашу скорость и то, сколько еды и топлива нам нужно. Мы также продумали, как оптимизировать наше альпинистское снаряжение его количество и вес."

Соблюдение правил альпийского стиля

В Непале этой осенью команда акклиматизировалась в два этапа, один до 5 750 м на хребте между Аннапурной III и Аннапурной IV, и второй выход на Аннапурну IV, с двумя ночами на 6 900 м. Эти выходы подготовили их к главному подъёму, что они и сделали в едином, альпийском стиле.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Annapurna III ЮВ гребень. Photo: Ukrainian Annapurna III team

«Заранее на маршруте мы не делали никаких продуктовых или топливных забросок», - сказал Фомин. «И предварительной разведки не было, кроме нашей попытки 2019 года».

Они хотели подняться в «максимально чистом стиле по красивому маршруту, как просил Конрад Анкер в своей статье об Аннапурне III», - пояснил Фомин.

Украинцы чувствуют, что они хорошо сбалансированная команда. «Все мы имеем довольно сопоставимый опыт и навыки, поэтому предпочитаем принимать решения совместно», - сказал Фомин. «Но действительно хорошо то, что наши характеры дополняют друг друга, когда нам нужно принимать решения».

Экс-cоветская стойкость и «ощущение снега»

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Cразу после возвращения в цивилизацию Photo: Ukrainian Annapurna III team

«Например, у Никиты [Балабанова] более взвешенный и консервативный подход к решениям. Я более напорист, а иногда даже настойчив в своем мнении. Слава [Полежайко] видит обе точки зрения и помогает вести дискуссии. А взаимное уважение друг к другу позволяет нам принимать сильные тактические решения. Считаю это одним из самых сильных сторон нашей команды.

«Другая наша основная сила - довольно распространенная у альпинистов бывшего СССР - способность молча терпеть трудности долгое время. И на маршруте это было критически важно. Мы должны были сохранять терпение, постоянно бороться с неуверенностью, есть мало, но быстро лазать и т. д. ».

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Вертикальная ледяная стена Annapurna III. Photo: Ukrainian Annapurna III team

Последнее качество, которое хотел выделить Фомин - это особенное «ощущение снега» Славы Полежайко.

«Я не видел другого альпиниста, который бы так хорошо чувствовал разные снежные условия, как он», - сказал Фомин. «Когда он шёл впереди на Аннапурне III, в одной руке у него всегда был ледоруб, а в другой - лопата для снега. Это был его главный инструмент для прохождения всевозможных снежных форм - острые, как ножи снежные гребни, грибы, карнизы и другие дерьмовые и пугающие вещи. На этом маршруте ваша скорость действительно определяется тем, насколько быстро и эффективно вы преодолеваете снежные препятствия ».

Штурм

Михаил описал восхождение шаг за шагом.

Нижний снежно-ледовый участок - от 4600 м до 6100 м.

Сравнительно легкое восхождение по снегу в начале, сменилось серией снежных желобов и короткие участки трудного смешанного скалолазания, которые привели к снежному гребню. Здесь мы встретились с участками выветрелых обломочных скал, покрытых снегом, где сложно закрепить страховку, очень опасный подъем. Мы провели здесь четыре дня и, в основном, поднимались ночью, когда снег крепче.

На нижних заснеженных склонах Annapurna III. Photo: Ukrainian Annapurna III team

Этот участок был в гораздо худшем состоянии, чем во время нашей попытки в 2019 году: меньше снега, гораздо больше открытых и крутых участков для сложного смешанного скалолазания и те же снежные грибы, что в 2019 в средней части снежного гребня.

Как я уже упоминал, это был вопрос тактики прохождения маршрута, потому что вам нужны более или менее хорошие снежные условия. Главное - потратить здесь как можно меньше усилий и времени.

Скальный контрфорс - от 6100 м до 7100 м

Теперь мы вышли на технически трудную часть маршрута. На высоте 6250 метров находится легендарный дымоход, который вы можете ясно видеть на видео Дэвида Ламы. Это был один из самых гнилых технических участков, которые я когда-либо проходил. Почти каждый камень, которого вы касаетесь, отламывается, поэтому нужно было очень осторожно подниматься и касатьсься таких камней.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)омин пробирается по "дымоходу" на Annapurna III: Photo: Ukrainian Annapurna III team

В целом, с 6100 м до 6500 м структура камней очень плохая. Только на нескольких участках встречается твердый камень. Всё остальное очень рыхлое.

На высоте 6500 м есть «нож»: огромный заснеженный уступ, видимый даже из Покхары.

Это самая высокая точка, ранее достигавшаяся другими альпинистами на этом маршруте. Ночевали на снежном грибе поверх этого ножа. На следующий день мы подошли к скальному контрфорсу над ним и продолжили восхождение на эту терра инкогнита. Два дня потребовалось для восхождения на скальный участок (около 200 м) и еще два дня на восхождение на 400-метровый смешанный участок. Наконец, мы поднялись на контрфорс и достигли гребня, ведущего к вершине.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Бивак на "ноже" Photo: Ukrainian Annapurna III team

До этого места нам удавалось найти приличные места для ночлега, где мы могли бы использовать выступы для палатки. Все трое могли спать лежа. Но последняя ночь перед гребнем была действительно плохой. На 50-градусном ледяном склоне пришлось вырубить уступ и поставить там гамак. В конце концов, у нас было место только для сидения, поэтому на следующий день мы все были полусонными. На прохождение этого отрезка у нас ушло девять дней.

От снежного гребеня до вершины - от 6 100 до 7 555 м.

Здесь не было никаких технических сложностей. Просто было очень холодно и ветренно. Прогноз сообщал, что в те дни скорость ветра составляла 100 км / ч, но мы думаем, что он был меньше: около 70 км / ч. Тем не менее, двигаться было очень сложно, поэтому нам потребовалось 1,5 дня, чтобы подняться на вершину с высоты 7 100 м.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)На вершине.: Вячеслав Полежайко (л) и Михаил Фомин (пр), держит игрушку своей дочери - единорога в зубах. Photo: Ukrainian Annapurna III team

Начиная, примерно, с 6300 м (это был день 7 или около того), мы поняли, что движемся не с предполагавшейся скоростью, и начали нормировать наши припасы. Это было правильное решение, потому что к тому времени, когда мы спустились к плоскому леднику под западной стеной Аннапурны 3, на высоте 5400 метров, у нас полностью закончились продукты и топливо. Оттуда мы просто спустились на 5000 метров, где нас подобрал вертолет.

Размышления

Сейчас, вернувшись домой на Украину, Фомин делает вывод, что подъем занял больше времени, чем ожидалось, в основном, из-за сложности и разнообразия гряды.

«Такой выветрелый камень требовал очень аккуратного подъёма. Иногда мы боялись убить наших партнеров, страхуя друг друга от падающих камней », - сказал он. «В снежной местности вам необходимо брать лопату, чтобы идти вперед, потому что, в противном случае, под ногами не будет твёрдой опоры для движения. А на смешанном участке вы имеете дело с множеством рыхлых выветрелых камней, покрытых свежим снегом, поэтому вам нужно проявить изобретательность в поисках путей движения вперед.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Участок выветрелых трещиноватых обломочных пород. Annapurna III: Photo: Ukrainian Annapurna III team

«Казалось, что каждый день гора задаёт нам новые замысловатые головоломки, которые мы должны решать тщательно, одину за другой», - сказал Фомин. "Более того, каждая новая головоломка увеличивала путешествие ещё на день. Необходимо было набраться терпения и искать внутренние ресурсы, чтобы двигаться дальше. Так что наша первоначальная оценка в 12 дней, в оба конца, вылилась в 18 дней.

"Мы считаем терпение одним из главных качеств альпиниста, и без сомнения, Аннапурна III развила это качество до высшей степени. Поэтому мы решили назвать маршрут "Терпение".

Удивительно, учитывая такую профессиональную команду, что никто из трех украинцев не являются профессиональными спортсменами. Объясняет Фомин:
"Никита горный гид и его поддерживает компания "Горное снаряжение ", Слава иногда работает горным гидом, но в основном тренирует детей и взрослых альпинистов в качестве руководителя федерации альпинизма в Черкассах, а я работаю в качестве бизнес-аналитика в IT. Меня поддерживает компания Fram Equipment.

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Вид в вершины. Photo: Ukrainian Annapurna III expedition

На самом деле, очень трудные восхождения на 6-тысячники и 7-тысячники обычно не так привлекательны для спонсоров и более широкой аудитории, как на 8-тысячники, особенно на Эверест и K2. Тем ни менее, альпинистская общественность всё чаще критикуют коммерциализацию восхождений на 8-тысячники и аплодируют небольшим командам, покоряющих несколько меньшие, но технически сложные горы. Говорит Фомин:

"Как сказал Денис Урубко, восхождение на 6Б на 8 000 м всегда тяжелее, чем восхождение на 6Б на уровне моря, и всегда тяжелее, чем восхождение на 6Б на 7 000 м. Так что восхождение по новому технически сложному маршруту на высоте 8000 метров всегда гораздо сложнее, чем на подобную высоту пика в 6000 м или 7000 м."

"Я ставлю коммерческие восхождения на другую сторону Вселенной. Это вовсе не альпинизм. Это дорогой высотный аттракцион для людей, которые любят публиковать селфи в Instagram. Но когда кто-то поднимается на новый маршрут на высоте 8 000 м в альпийском стиле, как Марек Холечек на Гашербруме I в 2017 году, это настоящее достижение и исследовательский альпинизм высочайшего качества ".

Что дальше?

Три альпиниста уже раздумывают над дальнейшими планами.

«У нас всегда есть список целей, которые потенциально интересны для нас, но поскольку спонсоров у нас обычно нет, мы никогда не объявляем о своих планах до экспедиции», - говорит Фомин. «Вместо этого мы идем, поднимаемся на вершину, и только потом делаем объявление, как мы это сделали на Аннапурне III».

Следующей экспедицией украинцы держат в голве 8-тычячный пик. Photo: Ukrainian Annapurna III team

Однако Фомин оставил нам подсказку об их следующей экспедиции. «Есть два кандидата, оба 8-тысячники, но мы все склоняемся к одному из них».

В следующем месяце у Фомина День Рождения. Похоже, подходящее время для новых посиделок на кухне!

Аннапурна III - Интервью Angela Benavides с Михаилом Фоминым: «Дело в терпении» (Альпинизм)Photo ©: Nikita Balabanov.