Зимний Ленина 1996

Пишет Katemon, 07.04.2021 13:28
07.04.2021 15:24 – 08.04.2021 15:24

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)

Пик Ленина

Поздней осенью 96 года сборная Узбекистана выехала из Ташкента на пик Ленина. Цель – первый отбор участников в экспедицию на Эверест. То, что эта экспедиция будет, верилось с трудом, но надежда всегда умирает последней. Мы не поехали в Ачикташ, Шабанов решил совершить восхождение из Ташкунгея, из урочища, хорошо освоенного узбеками.

В середине октября я вернулся из Москвы, где весь сезон занимался промальпом. Мне позвонил Григорьев, сказал, что сборная едет на Ленина, и пригласил на встречу в клубе. Когда я приехал, в клубе уже не было ни Григорьева, ни Шабанова. Но была куча моих друзей! Встреча была теплой, хорошо посидели тогда! Я притащил бутылку, Паша Петров принес «Кремлевскую де Люкс», В то время этот сорт водки был очень модным, колбаса у нас была… Удивил выбор Шабановым маршрута, из ущелья Ташкунгей. Маршрут полностью гребневой, начиная с 5100м. Я сразу вслух сказал, что нас оттуда сдует…Но начальство переубедить не удалось.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Бойцов, Лябин, Путинцев

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)

Петров,Федоров,Балмагамбетов,БойцовЗимний Ленина 1996 (Альпинизм)Гизатулин,Петров,Федоров,Балмагамбетов,Усаев

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Мац,Раджапов,Гизатулин

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Петров,Федоров,Балмагамбетов

Решили ехать в последних числах октября. Отъезд почему - то был назначен на поздний вечер. Быстро собрав рюкзак, я был готов выехать днем, но были какие - то семейные посиделки у родственников, меня попросили задержаться, обещав, что доставят в Ташкент с ветерком на «Тике». Усеин, водитель, летел 130 – 140, и мы к назначенному времени были на месте. Только вылез из машины, а с тротуара слышу, мол, не спеши Костя, машины сегодня не будет. Это Инесса Стародумова, как - то разглядела меня в темноте. Усеин удивился, надо же, только приехал, а тебя уже встречают…

Переночевав в клубе, назавтра по светлому времени выехали на двух машинах, ПАЗ, с двумя ведущими мостами, и «шишига». Водителями были братья Маркины, Игорь и Владимир. Машины клубу предоставил Радий Бакаев, шеф туристической фирмы «Азия Тревел». Он сразу с нами не поехал, но затем добрался до нас вместе с Георгием Рахимовым на УАЗике.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Наш лагерь

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Докукин,Матхаликов,Федоров,Бойцов,Заикин,Газетдинов, водители Игорь и Владимир Маркины, сидит Балмагамбетов

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Матхаликов,, Балмагамбетов,Шабанов,Федоров,Докукин

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Шабаанов

Начальником экспедиции был А.В.Шабанов, на тот момент руководящий всем узбекским альпинизмом, старшим тренером Олег Григорьев, врачом поехал Аваз Матхаликов, поваром – Наталья Микушкина. Участники – от «Альпвостока» Ханиф Балмагамбетов, Андрей Федоров, Марат Усаев, Роман Мац, Юрий Лябин, Алексей Путинцев и я. Света Баскакова и Рустам Раджапов тоже бывшие «альпвостоковцы». Инесса Стародумова из "своего" "Буревестника"( бывший Александровский), привезла с собой Анвара Каримова и Игоря Сидорова. Так же поехали с нами Петров Павел, Канонеров Виктор, Докукин Алексей с женой Зулей. «Поповский» «Буревестник» отправил Заикина Андрея и Эдуарда Газетдинова. Все альпинисты из Ташкента, один я из Бекабада. Проигнорировали этот сбор ряд сильных альпинистов, включая Тишкова, Кузнецова, Комарова. От «Буревестника» Поповой не поехали ни Ан, ни Селяев, ни Тухватуллин. Цой и Котельников спортивную карьеру завершили. У всех у них были большие сомнения в том, что экспедиция на Эверест состоится.

За день добрались до Гульчи, там в столовой поужинали и перекантовались ночь. Назавтра доехали до места, ровная поляна на 3600, снега немного. Установили две армейские шатровые палатки, тамбурами их состыковали. В одной была кают-компания, кухня, там царила Наталья, прекрасный повар, и треть пола заняли участники. Вторая была просто спальней. Вот в ней в углу мы и разместились всем кагалом от «Альпвостока». Я уже четвертый раз в этом районе, мне все знакомо. День утрясали бытовые вопросы. Потом сходили на разведку, выход на перемычку оказался весь во льду, чего мы не ожидали Столько буров и веревок мы с собой не взяли. Решили выйти на гребень по снежному склону уходя вправо, маршрут удлинялся, но ненамного. Впереди работали я и Света Баскакова. На гребень мы и вышли вдвоем, последние метры Света ускорилась, и я ее темп выдержал с трудом. Остальные повернули назад с середины склона.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)На перевале Света Баскакова

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Там же и я

Назавтра подготовка к первому выходу. Разбились по палаткам, с учетом интересов секций. После долгого обсуждения создали три группы. Руководителями назначили Григорьева, Балмагамбетова и Бойцова. Мне достались не самые сильные альпинисты, Газетдинов, Канонеров, Каримов, Сидоров, Стародумова. Ни один из них в команду на Эверест не попал…Еще у меня был в группе Аваз Матхаликов, он приехал с простудой и был не в форме. Ханиф взял «Альпвосток». У Григорьева были чета Докукиных, Петров, Баскакова, Рустам Раджапов с Андреем Заикиным решили действовать в двойке. Вышли вразнобой. За несколько часов поднялись на перемычку, поставили палатки. Кто - то уже приготовил обед, а некоторые еще ползут к перемычке. Когда уже начинало темнеть, появилась Инесса Стародумова. Пришла на волевых, ее по дороге сильно прибило, у женщин бывает спад формы, но лучше в это время сидеть в базе. Мы втащили ее в свою палатку, Аваз Матхаликов дал ей что - то укрепляющего, главное, ей надо отдохнуть. Напоили, накормили…Спать она ушла в свою палатку.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Взлет к 5100

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Вид сверху

Утром поперлись на 5100, ребро, ведущее к гребню простое, только в одном месте взлет, повесили на льду веревку. К обеду были там. Плечо широкое и некрутое. Без проблем поставили лагерь. К вершине Раздельная ведет длинный гребень, с плавным набором высоты. Надо по идее подняться по гребню еще на один день, для полной акклиматизации, но Григорьев посчитал, что ее хватит и следующий выход будет штурмовым. Переночевав, ссыпались на базу, ничего наверху не оставив. Только Федоров оставил канистру с бензином, и я закопал несколько банок консервов.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)На 5100

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Я в шапке...

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм) Лагерь на 5100

Пока мы бороздили гребень, приехали Радий Бакаев и Гарик Рахимов, два мастера спорта по горному туризму. Время у них особо не было, и они сразу ушли на перевал, там переночевали и пошли вниз. Уже темнело, Шабанов и Раджапов пошли их встречать. Рустам взял с собой фляжку кипятка, на всякий случай. Встретили их уже в темноте Кипяток от Рустама пригодился, они были сильно обезвожены, фляжку выпили враз. Реально оценив свою форму, Бакаев и Рахимов на штурм не пошл

К штурму провели совещание, снова распределили участников по палаткам. Наверх, по физическим кондициям, отсеялись Путинцев, Лябин, Стародумова, Газетдинов. Итак, идут наверх группы, Григорьев, руководитель, с ним Докукины, Матхаликов, Каримов и Сидоров. Группа Балмагамбетова – Бойцов, Усаев, Федоров и Мац. Раджапов и Заикин решили идти в двойке автономно. Еще одна тройка - Петров, Баскакова и Канонеров. В двух шестиместных палатках они на помещались и взяли какую то пляжную палатку. У Раджапова с Заикиным была палатка - малютка двухместная, тоже из разряда не для высоты. Рация была одна на всех, «Карат», и она была у Григорьева. План был такой – первый день на 5100, второй по максимуму по гребню, на третий день Раздельная. Дальше по ситуации.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Пик Дзержинского 6717

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Пики Цурюпы 5842 и Красина 5763

Вышли где - то четвертого ноября. План начал трещать по швам уже в начале. На 5100 выйти не успели, ночевали на 4500. Раджапов и Заикин вышли на следующий день налегке, так как они оставили заброску на гребне, и спокойно вышли на 5100. Мы к обеду поднялись на гребень. Идти дальше время есть, но Канонеров на выходе упустил веревку и мне с Пашей Петровым пришлось спускаться, доставать ее, вдруг она пригодится? Потеря времени и Олег принимает решение ночевать опять на 5100. Рустам и Андрей вышли рано утром и за день упилили за пик 5880 и ночуют там. Утром выходим большой толпой, прем по гребню. С нами Канонеров, а Петров и Баскакова решили выйти позже, и правильно сделали. Местами под снегом лед, идти надо аккуратно. В одном месте наш герой Каримов блызнул, но задержался, из - за чего мы не поняли, это выяснилось на спуске. Решили дальше идти в связках. Поднявшись на очередной взлет, мы с Ханифом остановились, не понимая в чем дело. Гребень шириной метра два, наклон небольшой. Но первые связки делают перила! На всю жизнь запомню, на гребне можно танцевать, а мы идем по перилам. Время утекает в никуда. Ровное место кончилось, впереди взлет к вершине 5880, в дальнейшем названным пиком Амира Тимура. Но здесь все наоборот, развязались и пошли одновременно. Где -то в районе 5400 вышли на плечо, остановились на ночевку. Пока ставили палатки появилась двойка Петров – Баскакова. Из – за наших косяков они свое отставание ликвидировали в легкую. Место, где мы вешали перила, и шли пару часов, они прошли за 15 минут. Они поднялись на 100 метров выше и там поставили свою палатку. К ним и поднялся Канонеров.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Палатки на 4500

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Поперлись вверх

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)По гребню...

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)На 5300

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Я с Ханифом

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)На гребне

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Федоров

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Связка Петров - Баскакова

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Вот они и пришли...

Ночью поднялся очень сильный ветер, но не ураган. Внутри палатки можно было разговаривать только криком. От этого грохота атмосферы можно оглохнуть...Решили отсидеться. День прошел в скуке. К вечеру пляжная палатка у тройки порвалась, и они спустились к нам. Паша в нашу палатку, Света и Виктор в соседнюю. Во вторую ночь лопнул тент у соседей. Подручными средствами его как – то сшили. Олег перебрался к нам вместе с рацией. От нечего делать каждый демонстрировал свои кулинарные изыски, у кого - то получалось, у кого - то нет... 7 ноября, в памяти сидит как старый праздник. Олег на связи спрашивает с раздражением у базы, празднуете наверное? Ситуация стала непонятной, вниз идти, оставив передовую связку без поддержки, как - то некрасиво, сидеть три дня на месте, на этом ветрогане тоже радости мало. Но связи в ребятами у нас не было. На третий день связка спустилась к нам, и ситуация разъяснилась. Оторвавшись на два перехода, и увидев, что сзади никого нет, а гребень просматривается далеко, ребята приняли верное решение. Была бы связь, можно было бы попытаться штурмовать…

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Тесно в палатке

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Олег на связи. Петров, Раджапов Усаев.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Усаев и я с "жучком"

На третью ночь порвало тент и у нас. Утром на ветру собрались и посыпались вниз. Опять учудил Каримов, снова срыв на некрутом льду. Хорошо, были в связках, Канонеров его поймал. Не от большого ума переделывать кошки! Он зачем - то сточил передние зубья! К ночеру все вернулись на базу. На спуске мы растянулись, и в этот день не все засветло дошли до лагеря. Часть альпинистов заночевала на 4200, Инесса Стародумова выходила их встречать, помочь с грузами...Много было допущено ошибок, были нестыковки, и вот результат…

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Срыв Каримова,Канонеров залег...

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Перед спуском

На следующий день собраться не успели, отложили отъезд еще на один день. Рахимов притащил спирта, и к вечеру часть альпинистов была, мягко говоря, навеселе. Григорьев с собой привез музыкальный центр, и мы слушали его днями и ночами, но кассет было всего две и обе группы «Любэ». Уже сколько лет прошло, а у меня от этой группы до сих пор идиосинкразия. Наталья, наш замечательный повар, испекла торт, веселье продолжалось и закончилось армрестлингом. Упертые Григорьев и Заикин никак не хотели сдаваться, но проиграв мне по два раза успокоились. Так закончилась наша неудачная попытка зимнего штурма.

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Рахимов,Стародумова, Матхаликов.Спиной наш повар Наталья Микушкина

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Петров Павел

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Докукин Алексей

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Каримов Анвар

Зимний Ленина 1996 (Альпинизм)Бакаев Радий

Позже Шабанов предложил Раджапову капитанство сборной, но он был согласен только при условии представлении ему полной свободы действий. Подумав, Шабанов все спустил на тормозах…Но предложение Рустама провести еще один отбор на Иныльчеке, было принято, и в 1997 году, в августе мы съездили туда, хотя для этого экспедицию на Эверест пришлось перенести еще на один год. Но это уже совсем другая история…

Р.С. Из участников этой экспедиции в сборную на Эверест поехало 10 альпинистов и сам Шабанов. Большинство отсеялись по мотивам физической неготовности. Добавились только Ильяс Тухватуллин, Сергей Соколов, Рафаэль Мусин и врач Олег Карабаев. На выбор врача повлияли профсоюзы, поэтому классный врач и сильный альпинист Аваз Матхаликов на Эверест не попал. Как ему было обидно!

С нами уже нет «эверестовцев» Тухватуллина, погиб на Аннапурне в ледовом обвале, Баскаковой, сорвалась с гребня Победы. Шабанов умер от онкологии. Умер Радий Бакаев, погибла Зуля Докукина. Остальные находятся в добром здравии..

Пойдет 0 человек

Прочитал с большим интересом.
За фотографии отдельное спасибо.

Поправьте последний абзац. При наборе курсор перескакивал. И не вычитали перед отсылкой.

Ноябрь, это тоже зима?

По календарю осень, а по погоде зима. А вы против?

Даже если вы в ушанках, это не зима. Это осень, тем более в Киргизии.
Писать надо так, как есть!

Кто бы спорил. Пишу как есть. А Киргизия, она большая, 200 тысяч квадратных километров. И вся разная. Вы какую часть имели ввиду? Я то про Памир писал. А на больших высотах хоть Киргизия, хоть Китай...Холодно, блин!

**Даже если вы в ушанках, это не зима. Это осень, тем более в Киргизии.

Писать надо так, как есть!**

Ой какие милые, детские обидки... :)

А что скажете про широко известное, в определённых кругах выражение - "Как правильно перезимовать лето?"© Когнитивный диссонанс не наступает, нет?

2Katemon. Костя, это тебе жоосткая ответка прилетела, за критику корявого перевода этого автора... Даже не знаю, как ты дальше с этим будешь жить... ;)

Я без подвоха. Просто интересно, как считать. Многие спорят, календарная или астрономическая. И считать ли начало декабря или марта зимой. Погода и летом бывает зимней. И, если сравнить ваши фотографии с теми, что тут постили про первое туристское (и параллельно альпинистское) зимнее восхождение, то различие в погоде очень бросается. Но я нисколько не против. Удивился просто, Зима и конец октября...

Мы даже на ледорубы полиуретан приматывали, настолько металл остывал. И без шапок в это время на горе делать нечего...

Спасибо, Костя! Как всегда хорошие фото и чеканный слог хроники :)

..Светлая Память ушедшим...

Спасибо, Костя. Знакомые лица на фото. Светлая память тем, кого уже нет..

Спасибо Константин за воспоминания!

Не поверишь, но на Эверест не тянуло...что-то выгорело в душе,

поэтому не стал дальше играть в эти игры...

Сергей, в те депрессивные времена , насколько я помню ты не верил, что Эверест может состояться, как и многие другие в том числе и я тоже.

Прекрасно!

Спасибо, как всегда в избранное!

Очумевшие Аваз с Эдиком поднялись на 5100. Палатка уже ждала их...

С Пашей Петровым в базовом лагере.

Раннее утро на 5100. Пора выходить

Пик XIX партсъезда 5920м.

С Ромой Мац. Мы преломили хлеб...

Лагерь на 5100

Э-хе-хе! Зима! Когда мы были в первой успешной зимней экспедиции в январе 1988 года были такие расклады: температура -40 в Сары-Моголе, Дараут-Кургане, вся живность ночью в домах, кроме яков. Вода в реке чистая, пешком перейдешь. После первого выхода на скалы Липкина, человек 6 поморозились, некоторые серьезно. Ледобуры из пулеметных стволов, закручиваются на 1/3 - !/2 длины. Палатки, какие к черту палатки: нарыли кучу пещер. В последней пещере на 6500 мой рычажный термометр уперся на -35,дальше шкалы не было. Я не знаю, кто бы сделал фото во время восхождения! Техника отказывала. Команда была довольно мощная В.Балыбердин,В.Хришатый, С.Трощиненко, Ю.Моисеев и др. Кого-то опознать на подъеме, можно было только по одежде. Все закрыто, кроме рта и носа подмороженных!

Получается, если октябрь зима, которая кончается в январе или декабре, то что же я делал весной в феврале на п.Щуровского и Сев. стене Эйгера, получая на Зимних чемпионатах побрякущки!

Минус 35 в пещере ...

Черт с ним, пусть будет осенний Ленина. В Сары -Моголе рекорд минусовой температуры - 32. Чем зима в горах от лета отличается? Другой структурой снега, не формируются следы, лед перемороженный, в него не крутятся до конца буры, металл остывает сильно, короткий световой день, долго дуют ветра. Все это у нас было. Не было сильных морозов, ниже 25 не было и пещеры рыть было негде, шли по гребню. Поэтому нас гора выше 5900 не пустила. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...

А где сейчас Эдик Газетдинов? Мы с ним на одном факультете вместе учились и в один год закончили. Что-то я его нигде не могу найти.

До моего отъезда в 2001, мы с ним виделись несколько раз на

До моего отъезда в 2001, мы с ним виделись несколько раз на Ю-Абад 10. Он увлёкся скитуром... снаряж, поездки и тд... После трагедии в Гаумыше в 1989, он как-то замкнулся в себе, что-ли, стал малообщительным. Эдик был там в тот роковой день. Всё произошло на его глазах... видимо перенесённый стресс повлиял на его характер в дальнейшей жизни.

После 1997 года я его в горах не видел...

Это ты имеешь в виду, когда Артем Франкенберг погиб? Других не знаю, с Артемом в одном отделе КБ работали. Тогда я его звал сходить с нами на Корженевскую. Он отказался.

Да, Рамиль, именно эту трагедию...

...Артём Франкенберг, Софья Тухватуллина и Батыр Байходжаев... Светлая вам память, ребята. Покойтесь с миром...

Земля им пухом...

Помню в клубе после приезда Эдик молча собрал рюкзак попрощался и ушел, может насмотревшись как прошла экспедиция он тогда и решил завязать совсем. В 2010 или 2011 я смотрел объект на Соцгородке ,когда уезжал подъехала бригада алюпанщиков, один из парней показался мне очень знакомым и уже дома я вспомнил- это был Газетдинов Эдуард.

Добавлю мои 5 копеек

Разговоры о Гималаях и раньше были начиная где то с 93г, но все оставалось на уровне трепа, а осенью 96г инфа от рук-ва республиканского клуба,типа запланирована экспедиция на Эверест на весну 97года и спонсоры есть и ехать надо желательно на 7ми тысячник, людей посмотреть, команду отобрать, подготовить и все это прямо сейчас так,как времени в обрез. С одной стороны я Фома неверующий в разные байки, мое убеждение "в горы надо ходить летом и для кайфа", плюс непростые отношения с директором клуба, а с другой пролетный сезон 96 из за того что разосрался со своим родным АльпВостоком и чувство начинаю ржаветь и я дурак поехал искать на жопу приключений и морозить яйца.....

Продолжение завтра...

...

Дубль.....

Приветствую, Рустам!
Народ притих в ожидании продолжения твоего рассказа... И тут такая "интрига" :)

Вот, умеешь ты грамотно подогреть интерес слушателей ;)

...Ждём, ждём продолжения!

Олег, вчера поздно приехал, а сегодня написал, отправил,а коммент куда то исчез, пришлось заново писать, но уже вкратце. Не люблю я эти таблеты.

Это была шутка (вот жеж я, блин, шутник ;)) Уж извиняй! :)
Да, сам попадал несколько раз, когда слетает уже написанный(на балалайке-смарте) большой текст... Обидно(((

+++При всех минусах, думаю, был огромный плюс - то, что об этих минусах, пусть и не всех, стало известно практически, а не умозрительно.+++

Да Алишер, так оно и есть. Основная группа на первом выходе выйдя на 5100, после ночевки решила спускаться вниз в базовый лагерь со всем барахлом с намерением подниматься по другому пути.

Мы , Андрей Заикин и я уходя вниз оставили на 5100 все, что занесли для заброски , кроме спальных мешков, с твердой уверенностью подниматься после отдыха по этому же пути.

Добавлю немного подробности в рассказ Катемона. На втором выходе наша связка оторвалась от основной группы, боролись с ветром, что бы не сдуло с гребня, заночевали под Раздельной, не раздевались, не разувались, всю ночь держали палатку спинами. Утром я вслух подумал - "Bleat', два дня на гребне никого не видно, а если кто то навернулся и мужики корячатся, тащат его, а мы здесь гуляем", "значит надо валить вниз"- ответил Андрей. Вечером встретились с группой Григорьева, а еще через день базовый лагерь, чай, спирт, горячий ужин- курорт.

P.S Разбора этого мероприятия не было, это тоже минус.

Спасибо, Рустам! :)

PPS, молодежь клуба АльпВосток на то время имела хороший опыт по семитысячникам и неплохой по зимним восхождениям, но пассивное поведение ребят меня очень удивило, ожидал от них большего. Это я о минусах.