Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри

Пишет Редакция сайта, 14.02.2020 13:52

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
На верхнем поле ледника Южный Иныльчек после восхождения на вершину. На заднем плане перевал Высокий и массив Победы. Фото автора - Дмитрия Бочкова.

"Информация для желающих повторить.

Ветреный день 6 августа 1990 года застал нас на перевале Дикий. Мой друг Коля Щетников, Эля Насонова и я, вместе с группой клиентов из Чехословакии, пережидая непогоду, расширяли тесную снежную пещеру. Таких «пережидальщиков» на перевале скопилось десятка три. В редких разрывах облаков проглядывался ледник Звездочка, по уходящему вверх широкому снежному гребню бодро мела позёмка. Наверху, видимо, пуржило. Вершины гор были скрыты сплошной серой пеленой...

Расслабленная атмосфера всеобщей неги была нарушена шестеркой альпинистов, поднявшихся на перевал. Присев на рюкзаки и хлебнув предложенного чаю они, не мешкая, новь подлезли под рюкзаки и пошли вверх. Через полчаса их плотная цепочка уже едва проглядывалась в снежной пурге. Всё посрамлённое народонаселение перевального лагеря повылазило из пещер и палаток и с удивлением смотрело вслед уходящей вверх группе. Было что-то неукротимое в их медленном движении, чувствовалась внутренняя неодолимая сила. Через минуты мы уже знали, что это казахстанские альпинисты и идут они на траверс Победа-Хан-Тенгри. Сама цель казалась недостижимой, но нет же! Идут люди!

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)

Траверс был пройден за 15 дней, о нём тогда много говорили и писали в альпинистской среде, выражали восхищение. Трудно не согласиться с этими восторженными оценками, и я к ним присоединяюсь. Не так давно мне в руки попала книга Валерия Хрищатого «Мы растворяемся в стихии». Едва просмотрев главу «Пятнадцать дней в поднебесье», посвященную описанию траверса, я понял, что траверсанты не восходили на пик Рапасова 6814 м, а обошли его. Возможно, в будущем кто-то решит повторить траверс. Для них я и пишу эти строки, поскольку их задача, с учётом нового обстоятельства, существенно упрощается.

Для тех, кто был у подножия пика Рапасова и читал книгу Хрищатого, моё утверждение совершенно очевидно. Только вот людей, там побывавших, можно пересчитать по пальцам. Все, известные мне схемы хребтов того района, содержат неточности. Фотографий также мало. Поэтому, любезный читатель, я вам расскажу и покажу то, что знаю я.

Повествование я начну с событий 1988 года. Ранним утром 6 августа года группа альпинистов Киргизского ДСО «Спартак» собралась на импровизированной вертолётной площадке посредине ледника Южный Иныльчек, напротив пика М.Горького.

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
Альпинисты Киргизского Спартака на вертолётной площадке. Фото Вячеслава Александрова.

Упакованные для восхождения рюкзаки были, в ожидании вертолёта, брошены на коробки и ящики, ещё не перенесённые в базовый лагерь. Целью альпинистов был пик Рапасова 6814 м, никем дотоле не пройденный. Идеологом восхождения был, несомненно, Женя Стрельцов. Много лет он вынашивал эту идею, пытался воплотить её в жизнь, однако очарованию таких гигантов, как Победа и Хан-Тенгри, пик Рапасова противостоять не мог, несмотря на то, что высота его лишь немного не дотягивала до 7 тысяч метров и на то, что там ещё никто не был. Идея реализовалась только тогда, когда весь основной состав команды побывал и на Победе и на Хан-Тенгри, а некоторые и не по одному разу. Именно тогда наш мудрый и демократичный вождь Володя Бирюков решил, что время пришло. Кроме Евгения Стрельцова в группу вошли Николай Щетников, Юрий Утешев, Александр Поташов, Александр Новиков и я, Дмитрий Бочков.

В мои задачи, кроме прочего, входила фотосъёмка в процессе восхождения. Я взял с собой два фотоаппарата: Зенит–Е с цветной слайдовской плёнкой и дореволюционную широкоплёночную гармошку с размером кадра 60х40. С одной стороны мне нужны были негативы для печати фотографий в отчёт о восхождении, с другой хотелось пополнить свою, уже солидную на то время, слайдотеку. О цифровых камерах и фотошопах мы тогда ещё не слышали.

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
Верхнее поле ледника Южный Иныльчек. На заднем плане пик Военных топографов. Фото автора (Дмитрия Бочкова -прим. ред).

Вертолёт должен был забросить нас за поворот ледника Южный Иныльчек. Помимо сокращения времени на подходы эта заброска помогала нам избежать проблемного места, которое могло свести на нет все наши планы.

Поворот ледника даже в середине лета покрыт снегом. Правая, по ходу, его часть изобилует трещинами, на левой множество луж с ледяной водой. Определить визуально наличие того или другого под снегом невозможно. На спуске с горы мы набродились там изрядно по ледяной воде, однако тогда впереди нас уже ждал ночлег в палатках базового лагеря.

В первый же день со свежими силами мы, преодолев ледопад, прошли верхнее поле ледника Южный Иныльчек и встали на ночлег под снежным склоном северо-западного ребра пика Рапасова. На следующий день 7 августа при отличной погоде поднялись на гребень и прошли до самого бергшрунда, где и заночевали. Именно в этот день мне удалось сделать панораму на 190 градусов, которую вы можете увидеть в конце публикации...

Глубокий снег, особенно при подъёме на ребро, нас сильно измотал. Вечером погода испортилась, началась пурга, которая к утру усилилась . Была мысль пересидеть непогоду, но мы решили выйти. Во-первых, никогда не знаешь, сколько дней непогода в этом районе продлится, во-вторых, дальнейший путь, который мы хорошо просмотрели, не сулил особых технических трудностей. "Повыпендриваться" пришлось только на бергшрунде, остальную часть пути мы боролись только с ветром и морозом. На гребень вылезли сразу после полудня.

Видимость не превышала 20 метров. Дуло очень сильно. Фотоплёнка, предназначенная для съёмки панорамы с вершины, так и осталась неиспользованной. Определить высшую точку гребня не смогли, поэтому солидный тур поставили на локальном возвышении, не факт, что на вершине. В тур заложили записку и вымпел Киргизского Спартака. До темноты успели вернуться к оставленной под бергшрундом палатке. На фотографии, сделанные в эти дни, я буду опираться в дальнейшем.

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
Глубокий снег при подъеме на Северо – Западное ребро. Фото автора.

Пик Рапасова по форме напоминает лопату, ориентированную по направлению юг-север с некоторым отклонениеи на запад. С юга через высокую перемычку он соединяется с хребтом Кокшаал-Тоо, северная грань заканчивается крутым скальным гребнем, который опускается почти до уровня ледника. Гребешок, соединяющий северный гребень с Меридианальным хребтом едва выступает над уровнем ледника. На запад «лопата» обрывается крутой стеной. От северной оконечности «лопаты» отходит северо-западное ребро, которое падает на ледник и является самым доступным путём на вершину. На панораме в конце статьи видно, что гребень, спускающийся с пика Нагела и являющийся продолжением Меридианального хребта полностью вырождается в ледник, а скальная змейка, соединяющая его с пиком Рапасова, подходит справа, с юго-востока. Учитывая изложенное выше, а также то, что пик Рапасова располагается приблизительно на 2 километра восточнее линии Меридианального хребта, спускающегося с пика Нагела, не лишено смысла утверждение, что Меридианальный хребет и заканчивается пиком Нагела, пик же Рапасова является горой-отторженцем. Впрочем, это дело геологов и географов. Мы же вернёмся к описанию событий траверса 1990 года, приведённому в книге.

Пик Рапасова 6814. Фото автора.

Нас интересует дата 13 августа, а именно, момент спуска группы на перемычку. «К обеду спустились на перемычку. Только сверху она смотрелась небольшой, на самом же деле это был огромный конус, на пересечение которого по глубокому снегу мы затратили четыре часа. Отсюда начинается самый боль-шой на Тянь-Шане ледник Иныльчек.

Пока ребята готовили чай, мы с Муратом Галиевым сходили за палаткой». Напомню, что за несколько часов до спуска на перемычку траверсанты упустили палатку и потом увидели в полутора километрах ниже на ярком плато ледника маленькую соринку. Она могла быть упущенной палаткой, но могла и не быть. Взгляните на фотографию пика Рапасова. Справа от него видна та самая перемычка с которой Хрищатый и Галиев сходили за палаткой, пока ребята готовили чай. Учитывая глубокий снег, такой поход для двойки даже очень сильных альпинистов занял бы до половины ходового дня и никак не мог быть совершен за время «пока ребята готовили чай».

Вот как оценивали альпинисты своё положение этим же днём чуть раньше, при потере палатки: «…ейчас мы оказались без палатки в сердце оледенения Центрального Тянь-Шаня. На ближайшую помощь можем рассчитывать в лучшем случае через два дня. Но что останется от нас после двух холодных ночёвок ?!» .

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
Альпинисты Киргизского Спартака на вершине пика Рапасова. Фото автора.

Угроза двух холодных ночёвок была ещё вполне реальной, когда ребята, по версии автора книги, стали кипятить чай, а Хрищатый и Галиев пошли за палаткой, которая палаткой могла и не быть. Мне кажется, что реализм в описании событий в книге заканчивается спуском на перемычку в сторону пика Рапасова. Далее вся группа спустилась на ледник к палатке. Сторона перемычки, прилегающая к пику Военных Топографов наиболее удобна и безопасна для спуска.

Сильно заснеженный гребень с выходами скал и обнаженными осыпными участками между пиком Рапасова и пиком Нагела. Стр.284. книги В. Хрищатого «Мы растворяемся в стихии».

Именно тогда, когда была обнаружена палатка, невредимой долетевшая до ледника, тогда, я думаю, и было принято судьбоносное решение обойти пик Рапасова. К двум дням отставания от графика добавилась ещё половина дня. Им надо было с ледника забраться на вершину почти семитысячник, затем спуститься на этот же самый ледник. Выход был один – пик Рапасова обойти по леднику. Оставалось ещё несколько часов светлого времени. Альпинисты обогнули северо-западное ребро и заночевали где-то перед началом подъёма на пик Нагела. Взгляните на фотографию гребня между пиком Рапасова и пиком Нагела, взятую из книги. Она сделана с верхнего поля ледника и могла появиться только в случае, если события развивались именно так, как я их описываю. Чтобы сделать этот снимок надо по леднику обогнуть слева северо-западное ребро пика Рапасова. Снимок (судя по теням) сделан за полтора-два часа до сумерек. Невысокий снежно-скальный гребень, пересекающий фотографию – это тот самый гребень, где траверсанты, следуя версии даваемой в книге, должны были идти после спуска с пика Рапасова. Снимок пика Нагела на странице 285 сделан на следующий день ранним утром (опять же судя по теням) 14 августа с места ночёвки, или сразу после выхода с ночёвки.

Траверсанты ещё перед пиком Военных топографов находились в глубоком цейтноте. Вот выдержка из книги к событиям 12 августа: «…затрачена почти половина отведенного времени, а пройдена лишь треть пути. Неужели не удастся выполнить задуманное в срок?! Подсознательно мы чувствовали, что дополнительно потребуется ещё два дня. Как бичом стегали видения снисходительных улыбок знакомых людей и радость наших соперников. Не хотелось видеть это наяву. Оправдывать свой провал только тем, что ты всё же прошел траверс? Увидеть в глазах людей состраданье, когда ты придёшь в базовый лагерь двумя днями позже с опущенной головой, ссылаясь на непогоду, слишком глубокий снег в районе хребта Тенгри-Таг и так далее. Это не утешение и не оправдание. С этим придётся жить дальше. Хотелось закричать в отчаянии: «Нет! Не хочу!» Ещё 12 августа альпинисты сознавали, что пройти траверс за отведённые для участников чемпионата СССР по альпинизму 15 дней они не успевают. Упущенная палатка должна была к двухдневному отставанию от графика добавить минимум полдня, однако этого не случилось. Напротив, цейтнот рассосался как-то сам собой, и упоминаний о нём больше не было.

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
Пик Нагела (6565 м). карнизный гребень со скальными выходами. Стр. 285 книги В. Хрищатого «Мы растворяемся в стихии».

Добавлю ещё три бесспорных факта:

- В книге не представлены фотографии с пика Рапасова, хотя погода 13-14 августа была отличная..

- Траверсанты не принесли записку и вымпел команды Киргизского Спартака с пика Рапасова, хотя там стоял свеженький солидный тур.

- В описании траверса отсутствует хронология с середины дня 13 августа, когда траверсанты спустились на перемычку к пику Рапасова, до ночёвки на перевале Иныльчекский в ночь с 17 на 18 августа, хотя начало и конец траверса хронологически описаны подробно.

Строки мои не в осуждение траверсантов. Я думаю, что ситуация эта из разряда: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно падение палатки на ледник заставило их спуститься на ледник и обнажило бесспорную истину – пройти траверс за 15 дней можно только обойдя пик Рапасова.

Пишу для молодых, сильных и дерзких. Если вы задумаете пройти траверс Победа – Хан-Тенгри с заходом на пик Рапасова, знайте - вы будете первыми. Здесь же привожу панораму 190 градусов от 7 августа 1988 года, снятую с северо-западного ребра пика Рапасова. С такого ракурса район ещё никто не снимал".

Письмо в Редакцию: Траверс Победа-Хан-Тенгри (Альпинизм)
Для лучшего отображения нажмите на изображение.

Объекты панорамы:

9 – пик Хан –Тенгри;
10 – пик Нагела;
11 – пик Дружба;
12, 13 – вершины хребта Тегри-Таг на территории Китая.

Дмитрий Бочков,
Томск.

Родился в г. Бодайбо Иркутской области.
Альпинизмом занялся в 1968 году. С 1974 до конца СССР ходил в команде
Киргизского ДСО «Спартак». Руководитель и тренер Владимир Бирюков.
Покоритель высочайших вершин СССР (1987).
Инструктор альпинизма.

Восхождения:
1975, первопрохождение 5Б пик Каракольский 5281 м по СЗ контрфорсу;
1976 , траверс 26 бакинских комиссаров – Революции
1978, первопрохождение 5Б, пик 4909м (Нейла Армстронга) по С ребру;
1988, первовосхождение 5а на пик Рапасова 6814 м по СЗ ребру;
1995, Дхаулагири, 8168м;
1996, Музтаг-Ата, 7556 м;
2001, Эверест , 8848м с севера.
Организатор и руководитель сибирских экспедиций на Дхаулагири (1995) и
Эверест (2001).

Здорово! Раньше такие рассказы попадали в сборник "Побеждённые вершины, альманах "Ветер странствий" Хорошо, что сейчас они периодически появляются на Риске. Отличный материал!

8 августа 90 г. Мы поднялись по на победу по абалакова, это чтобы не было лишнего.
Мне кажется, так нельзя умозрительно говорить ,что могло или не могло быть. К сожалению, только один человек остался в живых из той команды.попробуйте спросите у него - Андрей целищев,но говорить о подлоге , что хрищатый обманул,это просто не укладывается в голове.

Ваш мудрый вождь Бирюков том же 90 году не сделал заброску на северный иныльчек,сорвал нам траверс Хана и когда мы ,пришли на южный и тогда день ждали наши продукты, правда, справедливости ради,вертолетом после победы вывез до пржевальска

почти 30 лет такое в себе держать.
сочувствую

История известная. Бочков много раз об этом говорил. И человек он ответственный и авторитетный.

ну здесь-то второй.
а записки в турах да и сами туры частенько не находили.
ему бы, вместо этого "много раз об этом говорил" - сходить самому за своей запиской, со свидетелями, и показать: где они там тур сложили, и окрестности вокруг, чтобы видно было что это высшая локальная точка.

Этот вопрос поднимался ранее на Риске.
И был закрыт.

значит не 30 а 25 и теперь каждую пятилетку?
всё равно сочувствую )

Отчет о первовосхождении интересный, но очевидно, что происходит путаница с пиком Рапасова- уже обсуждалось 5 лет назад. Мне лично читать это больно. Невозможно себе представить, чтобы Хрищатый, Халитов и остальные обманули. Автор просто не был знаком с этими людьми.

Мне кажется, нельзя даже сомнению подвергнуть слово ,иначе теряет смысл все

Автор письма делает неверные выводы. Вот почему:
1) Он приводит фото пика Рапасова (второе цветное фото в посте) с нижнего плато. Уронить туда палатку с восточного спускового гребня Военных Топографов невозможно. Так как это плато после прохождения вершины Топографов остается западнее. А прямо под гребнем ледник и ледопад к верхнему плато Южного Иныльчека. Выход туда вполне укладывается во время обеда с кипячением чая.
Ссылка на КАРТУ
Пик Военных Топографов и его восточный (левый на фото) гребень

2) Снимок гребня между Рапасова и Нагела сделан не как утверждает автор письма с нижнего плато Южного Иныльчека, а во время траверса пика Военных Топографов. Так как при средней высоте гребня в 6100 он снят сверху. Плато Иныльчека же имеет высоту 5600 и такого ракурса не получилось бы. Единственное в чем автор прав, это то, что фото сделано перед закатом. Траверсанты ночевали под Западной вершиной пика Военных Топографов.
У меня есть очень похожее вечернее фото. Справа виден пик Рапасова.

Как-то так оно, похоже, и есть, как ты, Серега, истолковал. И путаница в том, которая из вершин там, на верхнем плато, считается пиком Рапасова, а также в том, которая из перемычек имеется в виду в каком контексте.
Вот еще ракурс на объекты спора, мое фото 2000 года:

С одной стороны обидно читать такие пасквили, а с другой смешно. Не знаю что больше.

Не хотел оправдываться перед уважаемым автором письма, но надо восстановить справедливость.
Про утерянную на время палатку. После того как Гриша каким то непонятным образом пустил палатку вниз по леднику, все какое то время молча материли Гришу, погоду, себя, но скоро оправились и начали думать как выправить ситуацию. Подойдя к краю обрыва все увидели след от палатки, а глазастый Зинур и саму палатку. Он с Валерой тут же предложили спускаться по следу палатки, а Гриша, Мурат и я нашли более простой спуск по гребню и начали его под недовольное командирское ворчание. Через час, два, нашли удобную для кашеваринья площадку на гребне, а Валера с Муратом траверснули с небольшим спуском до палатки. Вернулись они где то через час, поели, попили и продолжили спуск по гребню. Потратили на все проблемы с палаткой в результате меньше часа, так как все равно спускались по гребню и кашеварили. Бредовых мыслей о спуске на ледник и обходе п. Рапасова и близко ни у кого не было. На п. Рапасова поднялась вся группа. Допускаю, что это была не та вершина, на которой был автор письма, но зная пунктуальность Валеры в таких вещах, можно лишь предположить, что он об этом тоже не знал. То что главная вершина немного в стороне от основного хребта наводят на мысли, но точно помню, что на пару вершин мы ходили именно таким образом. Оставляли рюкзаки и шли на вершину, возвращались по своим следам и продолжали траверс. Правда тратили на это не очень много времени, то ли очень сильные и замотивированные были, то ли вершина была не очень далеко. На какие именно вершины ходили таким образом не помню и утверждать не могу. Но траверс пройден полностью, а то что автор письма считает его непройденным, а нас жуликами, пусть останется на его совести.

Не принесли записку и вымпел предыдущей группы. Вымпел возможно сдуло или замело, с запиской то же самое. Хотя , повторюсь, возможно мы были на вершине, которую автор считает неправильной. Фото с вершины, тоже не знаю, почему Валера его не сделал? И насколько это важно?
То что с 13 по 17 хронология не соблюдена, так это же книга, что автор считает нужным, то и пишет. Ну и на самом деле, в эти дни особо ярких впечатлений не было. В основном тропежка, немного спусков по заснеженным скалам, дюльферов пара, тройка. Главные враги отсутствие времени и видимости. Короче, писать особо нечего.
Цейтнот у нас был от первого шага до последних минут, пока не пришли в базовый лагерь и , если Вы внимательно читали книгу, то можно увидеть, что об этом кричит каждая строка.
Для молодых и дерзких. Ребята, в мире много новых интересных и сложных вершин и маршрутов , чтобы проверить свои возможности. Но этот траверс, увы, уже пройден. Как это не печально для автора письма. А пройти его вторыми уж сильно трудозатратно и надо ли? Хотя можно пройти в обратную сторону, но оно того тоже не стоит. Технически это будет не намного сложнее, здесь я с Валерой не соглашусь. Хотя, если есть желающие повторить, дерзайте. Пройти его можно, нужны лишь удача и огромное желание. Ну и подготовленная команда , хотя бы в 4 человека.

У меня будет в 22-ом свободное окно после Хана. Попробую на Рапасова поискать вашу записку. На всех вершинах. В память о Валере.

Извиняюсь, если кого то обидел. Это я не со зла. Но , е мое, 5 лет назад Дмитрий Бочков выразил сомнения, сейчас опять, уже с более смелыми заявлениями, пытаясь выставить нас жуликами. Угомонитесь уже, честные мы. Если по прежнему сомневаетесь, есть еще вариант убедиться, повторить траверс или часть его и собрать на вершинах наши записки.

Будучи знаком с Хрищатым, Халитовым и зная что и как эти парни ходили не сомневаюсь в этом траверсе и не сомневался, да хрена там и мыслей не было таких. К чему это?

У меня такое впечатление, что кроме Дмитрия Бочкова никто и не сомневается...
Тем более, что Чемпионат был очный, и судья сидел в базлаге - какие претензии?
И помимо авторитета Хрищатого - Присутствуют Халитов, Луняков, вроде этого хватит...

Дело в том, что кроме Бочкова на Рапасова никто не был. Даже Целищев толком не знает, вершина ли это была?

Хрищатый действительно был суперпунктуальным, и даже через пару лет после траверса "болел" им. Карта, высоты, постоянные рассказы... Даже если пик неоднозначен - это ничего не изменит. Ло сих пор мало кто может это не то чтобы примерить на себя - а просто оценить.

*кроме Бочкова на Рапасова никто не был...*

Вот - от самого Бочкова Д., выше: "Определить высшую точку гребня не смогли, поэтому солидный тур поставили на локальном возвышении, не факт, что на вершине. В тур заложили записку и вымпел Киргизского Спартака". Вполне условно, получается, - у самих.

"Даже Целищев толком не знает, вершина ли это была?"

Я бы изменил формулировку :) Даже Целищев толком не ПОМНИТ, ЭТА ли вершина была?

В том, что какая-то вершина была, сомнений нет. И траверсанты (в том числе Халитов-тренер и Хрищатый-капитан) были уверены, что Рапасова они прошли.

В общем, все аргументы уже приведены выше. От себя хотел бы добавить, что Халитов был моим тренером. Надеюсь, мог назвать другом. Хрищатый водил нас до второго разряда, после общались постоянно. Он был не просто пунктуальным- въедливым. Настоящий ученый, по сути. Для них обоих траверс был, конечно, особенным, но далеко не определяющим в длинной череде выдающихся восхождений. И полагать, что они могли бы по плато обойти гору из-за цейтнота во времени- нонсенс, я просто не могу объяснить, насколько это нонсенс. Были бы живы- сами бы ответили аргументированно.

А вот в реакции Мурата не уверен. Запомнился он парнем решительным и не дающим в обиду ни себя, ни друзей, говорил что думает, не глядя на авторитеты. Так что мог бы и послать.

Нет, я то как раз уверен, что мы были на вершине п. Рапасова. Не уверен я в том, что мы были на той про которую пишет Дмитрий. А, как выяснилось из поста alishera, он вообще не был на вершине, а поставил тур на возвышении на гребне. Впечатление такое, что Дмитрий это обычный тролль, провоцирует всех уже не первый год, а мы ведемся на его провокации. Спасибо ему за то что поддерживает интерес к траверсу. Продолжайте в том же духе, Дмитрий.

Кстати, в реакции Мурата я уверен, он бы просто от души посмеялся над этими потугами автора опорочить команду в подлогах. Мурат был парень решительный, но и умный.

Ну, во-первых, на мой взгляд там есть три вершины, "претендующие" называться пиком Рапасова, и фактически одинаковые по высоте, т.е. в р-не 6814 м. Жаль, фоток у меня нет, погоды не было. Сам я, если бы шел траверс, шел бы логичным продолжением гребня, не пытаясь повторить изгибы в сторону, тем более, что Иныльчек - ледник переметный, и обойти его по какому-то гребню все-равно не получится. Т.е. по любому надо спускаться на верхнее плато ледника, а с него логичнее идти на вершину на северо-восток, это из трех вершин верхнего плато ледника Иныльчек самая левая, при этом именно она скорее всего и названа пиком Рапасова, и думаю, что Валера именно так и шел. Но если Андрей уверен, что они еще куда-то ходили радиально - там по плато ледника опять же логичнее (по полю) идти на седловину между двумя левыми вершинками, с которой можно сходить радиально вправо (там перепад в пределах 100 м), и потом пойти дальше. Сам я, ввиду сказанного выше, в этом сомневаюсь, учитывая Валерин цейтнот и их (и мою) абсолютную уверенность, что пик Рапасова - левый из трех. И что ребята, естественно, его прошли...

Три вершины в углу, по границе с Китаем, "претендуют" на название пик Рапасова. Да, еще... Обойти этот кусок по Иныльчеку, вылезая обратно на гребень за п. Рапасова - при любом раскладе затея существенно более энергозатратная, чем через верх. Тем более, что перепад высот через верх там минимальный, чего не скажешь про обход.

Вот такой вариант карты есть...
что-то не размещает...

Кажется, вариант карты с изолиниями с openstreetmap выглядит информативнее.

Тут по крайней мере изолинии со спутника сняты.

Извиняюсь за свой корявый язык и неумение правильно высказать свои мысли. В своих постах я попытался ответить на обвинения автора письма и они ( посты) получились , наверное, не очень понятными. Попытаюсь немного исправить ситуацию. А. Джулий пишет, что я уверен в том, что мы ходили куда то радиально. Да, радиально ходили, но я не уверен на какие вершины и это касается не только Рапасова. По моему на Топографов и на Западный Шатер точно поднимались без рюкзаков, оставив их в нескольких сотнях метров ниже и левее по ходу движения, по Рапасова не уверен. Дело в том, что от Топографов до пер. Иныльчекский путь был достаточно однообразен и в моей никудышной памяти все слилось в единую сплошную борьбу со временем. Поэтому мозг был занят не запоминанием происходившего или любованием окружающей красоты, а как сэкономить лишнюю секунду. Я искренне удивляюсь, как Вы все четко представляете себе где расположена та или иная вершина, я этим похвастать не могу. Запомнились лишь отдельные яркие моменты, как например: потеря палатки, спуски по скалам с небольшими дюльферами, красивый карнизный гребень Снежной Сказки. Хорошо ещё, что году в 94 попытался начать писать про траверс, пока воспоминания были более свежими. К сожалению я из тех чукчей, которые не писатели, а читатели, если помните старый анекдот. Поэтому мой опус пока из неопубликованных, но несколько лет назад скинул наброски Жене Хрищатому, но это пока не для широкого круга. Надеюсь, что в ближайшие годы, таки добью тему.

Андрей, извините, я действительно очень хорошо знаю район, в силу разных причин: это один из моих любимых районов, в котором я находил большую часть своих маршрутов; Ваш траверс для меня - событие планетного масштаба - был и останется (сам я по значимости ставлю их рядом - Ваш траверс и Жану, но это мое личное дело, хотя технически вещи совершенно разные). Естественно, все, что было доступно по траверсу, я перечитал не один раз, да еще и с Валерой обсуждали его в 93-м, до известных событий...

На карте, которую выложил Сергей, обозначена эта угловая высота, о которой я писал выше - 6747 м. А Рапасова, во всяком случае тот, который на фотографии автора поста, что совпадает и с моим мнением) - это у Сергея вершинка с тремя коричневыми лучиками, она реально доминирует над южным Иныльчеком с "нашей стороны". И если ориентироваться по горизонталям карты, как раз и является высшей точкой этого узла. Грешным делом был момент когда-то давно, что я думал, что это Нагела, а Рапасова - в дальнем углу, позже разобрался.

Со стороны Китая, с ледника Кичиктерен, эти две вершинки - 6747 и 6814 - выглядят совершенно одинаковыми, а Рапасова вообще не видно.

Да, с Западного Шатра мы сняли Вашу записку в 91-м.

Анатолий Джулий один из спецов того района, они очень серьезные походы там ходили.
Также как Сергей Романенков, поэтому они знают и видят то, что многим не дано...
Их комментариям можно так же безоговорочно доверять, как и всем участникам траверса!

То есть, спуск с Военных Топографов по гребню по любому приводит не на перемычку, а в верховья ледника? И оттуда можно подняться на разные варианты п. Рапасова? В этом весь сыр бор

Да, именно так, Ю. Иныльчек - переметный ледник, а возрожденный ледник с юга - восточный исток (камера) ледника Чонтерен в Китае. Тот пик Рапасова, который на фото автора поста - самый левый с этого плато, и логичный для выхода на меридиональный хребет без "рысканья" в сторону. А эти две вершины 6747 и 6814 - это такая "загогулина" меридионального хребта. А между ними и В.гребнем Топографов - верхнее плато Ю. Иныльчека, которое обойти каким-либо гребнем абсолютно невозможно. Фото Ю.Иныльчека с юга, из Китая, можно найти в моем отчете за 2006-й год. Уж извините, это место я называю "задница Ю. Иныльчека" (по аналогии, раз впереди язык). Кстати, еще такой же изгиб меридиональный хребет делает от В. Шатра к п. Пржевальского, там мы как раз в 2001-м году прошли первый перевал на территорию Китая - перевал Пржевальского (3Б по тур.классификации) с С. Иныльчека на лед. Тугбельчи (соответственно, между В. Шатром и п. Пржевальского). Вернулись мы тогда через Иныльчекский (первое сквозное прохождение). Но там между Шатром и Пржевальского нормальный классический гребень.

Спасибо, ребята, просветили. Значит, скорее всего, там была, встретившаяся на маршруте, ледовая стенка или бергшрунд метров 5. Все не мог вспомнить откуда она взялась на сплошных гребнях этой части маршрута.

Интересный поворот. Похоже, путаницы с пиком Рапасова нет и ключ к проблеме, как верно подметил Alisher, в том, что группа Бoчкова "Видимость не превышала 20 метров... солидный тур поставили на локальном возвышении".
То есть скорее всего и траверсанты, и Киргизский Спартак годом раньше были на одной горе, но спартаковцы свой тур поставили не на вершине.

Да, думаю так и есть. Они шли по выраженному юго-западному гребню с верхней части ледника Ю. Иныльчек, который начинается чуть выше перевала Высокий и очевиден и на фото и на карте. Валера и ребята шли с верхнего плато по южному гребню, который хорошо виден на панораме Жоры Сальникова, да и на фото автора (только слегка закрыта снежная его часть). Зато везде вполне очевиден протяженный ледопад в верховья Ю. Иныльчека, в верхней части которого и застряла улетевшая палатка. Улетела бы дальше вниз - вряд ли ее и самый зоркий разглядел бы. Ну и то, что команда автора до вершины не дошла - по-моему, очевидно. Хотя чем не вариант двух туров на Победе? Да и на Топографов мы нашли два тура и сняли две записки. Чего тут такого уж криминального?

Таких гор полно. Что там Победа, на Ленина можно побывать на вершине и тур не найти.

Ну, на Ленина... Там по-моему, все что выше ножа, можно считать за вершину... Что многие и делают... Правда туры вроде бы не складывают. Да, полно конечно. На перевалах, возможно, таких мест не меньше. Я как-то на Кавказе шел перевал Кесси (так, по-моему, но не суть), это 1А под Казбеком. Так мы влезли на гребень в первом удобном месте, а оттуда оказалось заметно удобнее пройти по гребню пару километров, чем спускаться вниз и лезть по каменистому руслу. Так сняли пять записок. Где-то они у меня хранятся...

вот поэтому по всему я и предположил выше,
что автору вместо 30ти-летнего повторения своих заявлений - лучше было бы за это время сходить по своему маршруту со свидетелями, найти тот тур что был сложен 30 лет назад и сделать обзорную панораму в хорошую погоду, оттуда. А может быть и сходить на альтернативные (с его т.з.) точки вершины.
А так бухтеть из пятилетки в пятилетку - контрпродуктивно, ИМХО

Лучше собрать всех туристов-спецов по тому району, и провести туриаду с прохождением всех частей траверса и всех вершин...
Вот красота будет...
Спонсора бы им найти...
Может РГО в честь какой-нибудь юбилейной даты исследования этого района, выделит им денег....

Ага, змейкой... Перевалил туда-обратно, туда-обратно... Это будет да... Первый перевал - это через Армению на Чонтерен. Подъем лучше по маршруту Глеба Соколова через балкон, ну или по Журавлеву, а спуска там пару вариантов вполне вменяемых есть... Обратно - через Чонтерен. Потом хорошо бы в Китай на Тугбельчи, где-то между Нагела и Рапасова. Но спуск там тот еще. Правда видел я больше участок между Дружбой и Нагела. Потом через перевал В.Хрищатого обратно. И т.д.

А разве бОльшая часть траверса не в Китае уже? Могу быть неправ, но вроде киргизы передали им все верховья Южного лет пятнадцать назад. То есть на туриаду надо будет китайские визы брать, а может, и офицера связи или как их там.

Туристам, к счастью, намного проще. У туристов просто изначально отсутствуют некоторые проблемы, иногда так досаждающие альпинистам.
Раз туристская группа как-то попала с одной стороны перевала на другую, значит, она прошла перевал (не прорыла же туннель и не пенеслась по воздуху?). И если на той стороне перевала очутилось то же самое кол-во участников, сколько было, значит, перевал пройден всеми участниками группы. Потому и не возникает досадных вопросов типа "а все ли участники дошли до седловины?".
И у туристов не делается разницы, прошел ты перевал на сотню метров левее или правее. Неважно, какая в точности линия пройдена, перевал один. Поэтому не обязательно заморачиваться поиском "правильных" туров. Тем более в таких местах, где их и строить-то не из чего.
Помнится, поднялись на перевал Адиджи в Фанах. Это очень популярный перевал, со сравнительно неширокой осыпной седловиной. Ну нету там полей бескрайних. Выходишь и прямо носом упираешься в тур. В нем записка. И сказано в конце, что записка предыдущей группы не снята, т.к. не смогли найти тур предшественников и построили свой.
Ладно. Метрах в двадцати стоит еще один такой же тур. Раскопали и его, прочитали записку - и там тоже пишут, что и та группа тоже построила свой тур, потому что не нашла предыдущий. По логике, там тогда должен бы был быть еще как минимум один третий тур, но мы уже не могли его искать, т.к. катались пузами по седловине от хохота.
Подобные "приколы" с многочисленными турами на перевалах встречаются часто, и никогда с ними не бывает никаких проблем.
Жизнь, господа, и так непростая, и не надо усложнять ее еще больше...

В 2009ом в походе Симонова на перевале (кажется) Крестовый на высоком Алае мы и тур нашли, и записку в нём. Кто-то уже начал разведывать спуск, а одной участнице не имелось и она начала почему-то искать ещё записки. И нашла! Где-то глубоков камнях, уже чуть ли не в земле, нашлась записка из зимнего (!) похода 20 летней давности.

А в чем была логика, почему такой кусок отдали?

Первым юридически обязывающим и добровольным документом со стороны Киргизии дошедшим до наших дней являются решения 1855—1863 о добровольном вхождении Киргизии в состав Российской Империи. После этого все пограничные вопросы с Китаем вплоть до выхода из состава СССР в 31 августа 1991 рассматривались в рамках китайско-российских отношений.

В частности, к территории Киргизии относились соглашения, достигнутые в рамках Чугучакского договора 1864 года, Кашгарского договора 1873 года, Петербургского договора 1881 года, Кашгарского договора 1884 года. Также к Киргизии имели отношение и декларация СССР 31 мая 1924 года, и последовавшее за ней выдвижения китайской стороной претензий 6 мая 1926 года, а также территориальные претензии КНР 1964 года, возникшие вследствие успешной для КНР Китайско-индийской войны (1962).

На переговорах о границе между СССР и КНР в августе 1990 года было обнаружено то, что граница в районе Хан-Тенгри действительно на 12 километров уходит в глубь КНР, тогда как по договорам должна проходить через вершину.

16 мая 1991 года было заключено Соглашение о государственной границе между СССР и КНР, правомочное и для Киргизии. В нём, однако, не были определены некоторые участки. После выхода Киргизии из состава СССР 31 августа 1991, в 1992 году КНР заявила о необходимости подписания нового договора о границе и пересмотреть некоторые демакарционные линии. Киргизия двумя соглашениями о делимитации государственной границы между Киргизией и Китаем, подписанными в 1996 и 1999 годах, передала Китаю около 125 тысяч гектаров территории.

Киргизско-китайское дополнительное соглашение о государственной границе предусматривало раздел спорной территории: На участке Узенги-Кууш в следующих соотношениях: Киргизии полагается две трети спорной зоны, а КНР — треть. Юридически данное требование КНР было не совсем чисто, но руководство Киргизии согласилось на это решение так как в районе Хан-Тенгри ещё в 1990 году в ходе аэрофотосъемки действительно был обнаружен заход границы на 12 километров на территорию КНР и таким образом была компенсирована большая доля необходимая Киргизии в районе Хан-Тенгири.

Общая площадь участка Хан-Тенгри, на который согласно договорам претендовал Китай, составила 457 кв. км. Китаю передано в качестве компромиссного решения 161 кв. км, то есть 39 % данной территории, а остальная территория компенсирована признанием не вполне обоснованных претензий на участке Узенги-Кууш.

Участок Боз-Амир-Ходжент, площадью 20 га, полностью был отдан Китаю.

Подписавшие документ стороны остались удовлетворенными найденным компромиссом. Однако это решение вызвало некоторые волнения и протесты среди местных жителей, так как психологически потеря земель, которые несколько поколений местное население привыкло считать своими, несла сложности.

Ну, из того, как мне это объясняли: граница СССР - Китай по каким-то документам проходила по самому высокому хребту, на тот момент (после революции) - Тенгри-Таг. А когда обнаружили пик Победы, наше правительство так это и определило - по высшему хребту, и граница в какой-то мере в одностороннем порядке "переехала" южнее. В этом и были претензии Китая - вернуть границу на Тенгри-Таг. Так как Киргизия хотела сохранить за собой туристско-альпинистские возможности района, а Китаю в какой-то мере все-равно, в обмен на оставшийся кусок Иныльчека Китаю отдали плодородные земли в р-не п.Данкова, что всех устроило (кроме тех местных жителей). Зачем Китаю верховья лед. Иныльчек? Вроде как по международным соглашения владелец истоков имеет какие-то особые права на воду, из этих истоков вытекающую, т.е. на часть бассейна р.Сарыджаз. Как это закручено - не знаю, не особо интересовался. Карту такую не видел, мне просто ребята в МАЛе говорили, что от главной Победы на Хан по прямой. На карте тут чуть по другому.

Странная карта. По ней южная стена Победы - территория Киргизии?! Непонятно.

Ну почему же? Южная - Китай.
Далее - Через Чон-Терен и Высокий, на Трехглавую.
Это я тупо картинку из Гугль-Земля выложил

Судя по этой карте, первый лагерь Хана, тот, что под Семеновского, вполне может быть на китайской территории?

Ну и еще раз, с государствами, так сказать...

наверное, да - теперь этот траверс пройти повторно под силу только туристам.
по разным причинам: мотивации, квалификации, организованности, выносливости.
да и, по незабюрократизированности тоже.

и почти весь - по Китаю

последняя строка была именно поэтому ;-)