Письмо в Редакцию: Ниточка жизни, или Тропою победы

Пишет Редакция сайта, 26.11.2019 17:21

Письмо в Редакцию: Ниточка жизни, или Тропою победы (Альпинизм)
"Посвящаю памяти отца и сына, альпинистам и герою войны, Павлу Филипповичу и Павлу Павловичу Захаровым.

Все началось с одной строчки на ленте моего молодого друга-альпиниста, Баярням "Кто и когда назвал эти красивые три остроконечные вершины в горах Кавказа в честь нашей родины-Пиком МНР?" (Монгольская Народная Республика).

В тот момент мне было просто интересно найти ответ на этот вопрос...

Начался мой поиск материалов на эту тему в интернете, обращение за помощью на русские сайты альпинистов, переписка, поход в наш архив, и все глубже и глубже втягивалась в эту стихию гор, мир альпинистов, где слово дружба означает что-то веское, сокровенное, не каждому доступное понятие.

Павел Филиппович Захаров (1906-1984) - вот герой моего романа, руководитель первопроходцев на безымянную вершину в июле 1939 года, когда шли совместные боевые действия советской и монгольской армий на Халхин Голе против вторжения японских войск на монгольскую территорию, альпинист, увековечивший историческое название нашей страны в далёких кавказских горах. За эту покорённую вершину он был награждён Почётной Грамотой Народного Хурала МНР.

Мой поход в прошлое познакомил меня со многими русскими альпинистами, в том числе с сыном Павла Филипповича, Павлом Павловичем Захаровым, альпинистом и горным инструктором. Остались многочисленные переписки, его воспоминания, советы и наставления мне по поводу организации восхождения на пик МНР.

Этот поиск навсегда связал меня крепкими узами дружбы и уважения с удивительным человеком, который призвал в одном из писем, что приезжай и побудь на Пике МНР и вселил во мне уверенность организовать экспедицию и повторить тот путь на вершину, который сделали её первопроходцы. Это Сергей Бездитко. Именно он воодушевил нас, обеспечил надёжными, опытными гидами и давал бесценные советы. Хотя он прикован к инвалидной коляске после сердечного удара на Памире в 2009 году, при спуске с вершины более семи тысячи метров, но до сих пор остался верен горам и друзьям, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы спасти жизнь друга. У меня и сегодня звучит в сердце эхом голос его друга, руководителя того похода Андрея Лебедева, когда он говорил в кадре: "СЕРЁГУ НЕСЁМ" Сколько горя, любви и сострадания, мужской дружбы было вложено в этих двух словах. Мои слёзы безудержно текли по щекам, когда смотрела этот ролик, хотя в то время я не была знакома лично с Сергеем. Это видео о спасательных работах Сергея есть на ютубе, про них сняли документальный фильм и показывали по НТВ.

Письмо в Редакцию: Ниточка жизни, или Тропою победы (Альпинизм)

Через долгих полтора года поисков, переписок, изучения и подготовок к этому походу, нас, троих девчонок из Монголии, во главе с пятидесятичетырехлетней бабушкой в моем лице и двух других молодых девушек, Нарангарав и Оюунцэцэг, согласившихся проделать этот путь вместе со мной, встретил в аэропорту Москвы наш гид, надёжный и профессиональный альпинист, друг Сергея, Александр Цибанов.

Так начался новый, первый с монгольской стороны, поход на вершину, на Пик МНР. На мою мечту, которую когда-то подарил Баярням, сам того не зная. Вместе со вторым гидом, нашим неутомимым и весёлым Кузей мы впятером осуществили это восхождение на высоту более 3800 метров.

Наш поход был полон непредвиденными, счастливыми и случайными встречами. Так, наш шофёр микроавтобуса, которого арендовал Саша предварительно для переездов на Кавказе, Ибрагим Дотуев, в молодости был, оказывается, учеником Пал Филыча, так уважительно альпинисты величали Захарова старшего. В одном из переездов, он спросил меня, почему именно выбрали Пик МНР? В ответ, я наведала ему об истории начала этого похода. И он рассказал нам в свою очередь о своём учителе, наставнике и что каждый год, в День Победы, носит цветы на его могилу. После нашего восхождения на пик МНР, он отвез нас туда по моей просьбе, на кладбище альпинистов. Мне удалось достать садовые цветы у хозяйки кафе, где мы пообедали. Так мне выпал счастливый случай почтить память и поклониться тому, кто проложил первый путь на вершину Пика МНР, оставив за собой долгую дорогу, длинною в семьдесят пять лет, когда мы приедем из далёкой и такой близкой Монголии, чтобы проделать, повторить его путь, проложенный им на вершину. Это был незабываемый, торжественный момент в моей жизни.

Письмо в Редакцию: Ниточка жизни, или Тропою победы (Альпинизм)

Там, в горах, в ожидании команды подняться, я тихо смотрела на красную, толстую верёвку, которая вела до вершины, и про себя я назвала её ниточкой жизни. Для меня был момент, когда хотела свернуть обратно и остаться там, внизу. Страх, неуверенность в себе и тихий ужас охватил меня, когда лицом к лицу впервые в жизни предстала перед глухими стенами скал, устремившихся в небо почти вертикально. Для альпинистов это совершенно не проблема. Но вы представьте себе женщину за пятьдесят, ранее не имеющей никакого опыта такого рода, по вине своего любопытного и любознательного характера очутившуюся в такой дали от дома и родных, в объятии величественных гор Кавказа. И только благодаря нашим гидам, опытными и прежде всего очень дружелюбными и надежными, я смогла преодолеть свой страх, доверилась им и поднялась по этой ниточке жизни до вершины нашего пика.

Времена года уже успели смениться пять раз. Это был 2014-ый год, год 75-летия Победы на Халхин Голе. Через некоторое время мне пришло письмо от родных Павла Павловича Захарова. Они, видимо, прочитали наши переписки и сочли нужным уведомить меня об этой потере близкого, уважаемого мной человека. Он мне ранее писал, что болен и все труднее сесть за письменный стол. Я отправила ему фотографию, где мы с Ибрагимом кладём цветы на могилу его отца. Он был очень признателен и благодарил нас. И писал, что был рад узнать, что память о Павле Филипповиче до сих пор чтут на Кавказе.

Такое сплетение судеб, дорог, дружбы, памяти. Тихое течение времени, неподвластное ничему. И три величественные, красивые вершины с каждым годом все больше покрываются сединой этого времени. Пик МНР. Это была моя тропа к моей маленькой победе над собой, моя ниточка жизни, подарившая мне многих друзей и незабываемых, неизгладимых впечатлений на всю оставшуюся жизнь. Я благодарю судьбу за этот бесценный подарок..."

Оюуна Дашдаваа.
Улан-Батор.
Монголия.

Безоговорочно в закладки. Без всякого пафоса. Спасибо. Побольше бы таких постов в противовес склокам, гордыни и взаимным обвинениям рисковчан в соседних темах.

Как свежим ветром повеяло!
Хочется почаще читать такие добрые рассказы о жизни тех, кто по настоящему влюблён в горы без возвеличивания своего Я!

Молодцы!

А вот наша российская действительность. ПалФил (П.Захаров) просил похоронить его на кладбище альпинистов около (чуть выше) альплагеря "Адылсу" в Приэльбрусье. Сейчас какие-то ушлые люди БУКВАЛЬНО В 15 МЕТРАХ ОТ МОГИЛ -- в том числе и могилы ПалФила, которая на фото -- строят гостиницу. Уже возвели четыре этажа. Не сомневаюсь, что когда достроят, то места для могил около здания не окажется. Все проезжающие и проходящие по ущелью Адылсу альпинисты, в том числе иностранцы, это безобразие видят -- как пренебрежительно относятся к памяти героев войны местные власти и дирекция национального парка "Приэльбрусье".

может возможно перезахоронение?

Наверняка захоронение никак не оформлено и юридически не существует. Если это так, его нужно легализовать и по результатам признать разрешение на строительство недействительным.

в обратку - вряд ли получится

Прекрасные слова о своей осуществленной мечте. Перезахоронение может быть и будет, а может и ... Будем надеяться.

Прекрасная история. Она даже не столько об альпинизме, а о любви к своему родному краю.

Любви не загрязненной национальным шовинизмом, прежде всего. Русский человек защищал Монголию и эта смелая монгольская женщина спустя многие годы отдала дань уважения не только его военному подвигу, но и его увлечению альпинизмом. Несмотря на то, что давно нет уже советского союза и в республиках принято отмежевываться от русских.

Про такие вещи надо снимать телефильмы, чтобы у людей был положительный пример перед глазами, альтернативный образ достижений и успеха.

Интересная история, тем более, что я бывала в районе пика МНР, а с Захаровым Павлом Павловичем мы дружили много лет. Впервые я познакомилась с ним в 1964 году зимой в Алибеке. Он много рассказывал о своем отце, и я знала, что он похоронен в Приэльбрусье.

Скорее всего на пик МНР взошли со стороны Уллу тау .Перевал ВЦСПС заметная ступень к вершине.Кладбище в Адылсу довольно в плачевном состоянии.То что кладбище по тихому снесут не вызывает сомнений.

Добрый день. Спасибо большое редакции риск.ру за публикацию моей статьи. Вы были одними из первых, к кому я обращалась лет шесть-семь назад, когда впервые узнала о пике МНР в горах Кавказа. Жаль, что переписка не сохранилась.

Спасибо всем, кто прочитал и оставил свои отзывы. Желаю добра и счастья.

Мне очень жаль узнать про состояние могилы Павла Филипповича Захарова. А могила Павла Павловича покоится в Москве на Химкинском кладбище в родовом захоронении (место 104) с марта 2016 года. Об этом мне сообщили тогда его родные. Если кому-то дорога память о нём, можете возложить цветы.

Здорово,память не купишь...

Покойся с миром, друг мой, Сергей. Он любил песню Юрия Шевчука из ДДТ "ЭТО ВСЁ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ МЕНЯ"