Терскей – 2019. Зимние Грёзы

Пишет Валерий Попов, 10.09.2019 11:14

Горная ,,шестёрка'' команды Удмуртии сезона 2019 года.
Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)

Только не надо ржать. Откуда взялись ,,Зимние’’ в летнем походе и при чём тут слюнявая романтика в виде ,,Грёз’’. Впрочем, некоторые особенно начитанные возможно свяжут название с Чайковским, потому что именно так называлось самое первое произведение гения мировой классической музыки. Кое-кто из них вспомнит, что родиной Чайковского является маленький удмуртский городок Воткинск. И тогда название, учитывая посвящёние поста походу удмуртской команды, начнёт обретать смутный подтекст. Но для парней, ходивших этим летом Терскей, Куйлю и Иныльчеки, как раз ,,Зимние’’ будет понятно. Так мы о Горах. А в Горах задумывалось следующее:

г. Каракол – р. Чон-Кызыл-Суу - ледник Котор Сев. – перевал Колпаковского (2А) – ледник Колпаковского – перевал Карабаткак Восточный (3А) - ледник Карабаткак – перевал Электриков (2А) – ледник Айлама – перевал 50 лет Советский Киргизии (3Б) – ледник Бороко Западный – ледник Бороко Восточный – перевал Серебряное Седло (3А) – ледник Байтор – р. Джетыогуз – р. Айланыш (днёвка) – ледник Айланыш – перевал Джетыогуз (2Б) – траверс гребня до перевала Западное плечо пика Каракольский (3А) – Траверс Каракола (3Б*) – перевал Металлург (3А) - ледник Металлург – перевал ФКТ (2Б) - ледник Караколтор Западный – ледник Караколтор Восточный – перевал Украина (3А) – ледник №370 – р. Чон-Узень – ледник Чон-Узень Восточный – перевал с ледника Чон-Узень Восточный на ледник Сарычат (~2Б, первопрохождение) – ледник Сарычат – р. Сарычат – ледник Советская Россия – перевал Солнечный (1Б) – ледник №8 – ледник №5 – перевал Зиккурат (2А) – ледник №2 – пик 4771м (первовосхождение) – перевал на ледник №446 , (~3А*, первопрохождение) - ледник №446 – р Тургеньаксу – метеостанция

На карте маршрут выглядел вот так, то есть почти
всё по верхам от долины Чон-Кызыл-Суу на западе
до долины Тургеньаксу на востоке:
Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)

Нитка это заявленная. Пройденную не привожу, поскольку совпадает с заявленной. Пройти это планировалось за 34 дня. В итоге затратили на три дня больше, из которых четыре отсидели в жёстком запердоне (выражаясь терминологией великого Жоры Сальникова), держа палатки и поочереди выскакивая , чтобы откопаться (по официальной версии) и в туалет (когда прижмёт). Здесь нет ошибки (четыре из трёх), т.к. один день на последующем треке отыграли. К нынешнему запердону прилагались: порванная ветром палатка, погнутые дуги и т.д., но обо всём по порядку. Полное описание маршрута – дело официального отчёта. Здесь же я остановлюсь на некоторых значимых моментах.
Первый звоночек про ,,зимние'' прозвенел на леднике Колпаковского при подходе к перевалу Карабаткак Восточный. Особого значения не придали. Снежные заряды с ветром и плохой видимостью в верховьях ледника Колпаковского – явление обычное. Шли по GPS-у и закопались примерно в километре от перевала. И утро порадовало:
Лагерь на леднике Колпаковского перед перевалом Карабаткак Восточный (3А*)

Собственно по перевалу. Ещё недавно 3Б, теперь 3А*. В 2016 году мы его ходили на подъём, теперь на спуск и появилась возможность сравнить. По итогам сравнения – занижение категории сложности до 3А* совершенно справедливо. На подъём и на спуск –уровень выкладки таки различается. В остальном впечатления только положительные - перевал красив, техничен и ничего не летит.
Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Северный склон перевала Карабаткак Восточный (3А*).
Серая точка на леднике перед взлётом – наш лагерь.

Следующий перевал – Электриков (2А) – в нашем случае отметился неожиданной находкой. С восточной стороны непосредственно под ледовым взлётом неожиданно нашли обломок обычной деревянной лыжи. Судя по виду находке несколько десятков лет. Лично я испытал лёгкий шок – в лыжных походах бывать приходилось, о лыжном Тянь-Шане мысли приходят. И вот оказывается, что какие-то парни на обычных советских узких деревяшках уже давно ходили здесь и, заметьте, не по низинам. Случайный заход любопытного в это место исключается.

Первый перевал 3Б в маршруте – перевал 50 лет Советской Киргизии, проходился в хорошую (целых полдня в день) погоду. Тут всё понравилось – разнообразный набор препятствий – скалы, лёд, снег, плюс две ночёвки на уютных снежных балконах с видами на закат и восход из серии ,,За что мы любим горы''.
Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Ночёвка на снежном балконе при подъёме на перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б)

Снарягу пришлось расчехлить всю и всё пошло в ход – не зря тащили. Минус был один – тяжёлый рюкзак, лазанье с которым в очередной раз подтвердило истину ,,цель тренировки – соревновательная модель''. В переводе на русский язык: в межсезонку, готовясь к Горам, нужно включать лазанье по скалам в кошках и с рюкзаком.

Судя по снятой записке наше прохождение стало всего третьим за последние 32 года, а жаль – перевал очень интересен. По технике: подъём – 21 верёвка плюс связки на отходе.

Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)

Следующее значимое препятствие - Траверс Каракола (3Б*) – 34 верёвки. Участок от перевала Джетыогуз до перевала Васильева знаком по 2016 году – 17 верёвок прошли к вечеру. Собственно тут и началось то, к чему в названии поста относится слово ,,зимние''. Высота 4600м. В начинающейся пурге символично выглядела пара пластиковых бутылок, лежащих на камне. В одной оказался рис, в другой гречка. Живу давно и к таким знакам привык относиться серъёзно. Похоже, что наверху к нашему залипону готовились заранее. Прикинув количество найденных продуктов, в пересчёте на рацион группы из пяти человек стало ясно, что придётся пурговать минимум три дня. По факту вышло четыре. Называть это можно всяко, только не отдыхом. Для начала порвало палатку и погнуло (повезло, что не сломало) дуги. Палатку зашили, лагерь перенесли за перегиб склона, где ветер немного слабее, закопались в снег. После этого, за исключением редких минут затишья, приходилось каждые два часа вылезать и откапывать палатки. В туалет – как первым в атаку. Нормально, переждали. На вершину Каракола поднялись без видимости, тут же и заночевали, чтобы утром увидеть это:

Вид на пик Джигит с вершинного плато пика Каракольский

Группа на вершинном плато пика Каракольский

Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Группа на Траверсе Каракола (3Б*)

Видимость была до Иныльчеков и продолжалась почти до обеда, далее снова пришла зима и в полном тумане и снегопаде месили гребень до перевала Металлург. Встали на снежном балконе на северной стороне гребня, не доходя 70-80 метров до седловины. С Металлурга сняли вот эту записку – привет одесситам.
Не хочется быть излишне категоричным, поэтому не стану говорить: кто не ходил Траверс Каракола, тот не видел Терскея, но всё же – популярная радиалка на пик Каракольский с перевала Западное плечо Каракола и Траверс вершины – эстетика разного уровня. При радиалке с вершинного купола даже при условии хорошей погоды увидишь немного. Тогда как виды, открывающиеся с юго-восточной части вершинного плато при подходе к узкой части гребня, можно кратко охарактеризовать одним словом: ,,Восторг''

Перевал Зимние Грёзы (2Б)
Думается, что непройденная седловина в основном хребте между перевалами Чон-Узень (3А) и Хатиджи (2А) манила многих, но по каким-то причинам дождалась именно нас.

Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Участок Главного хребта между перевалами Хатиджи (2А) и Чон-Узень (3А)
В центре кадра седловина нового перевала Зимние Грёзы (2Б)

По названию сомнений к этому времени уже не осталось – Зимние Грёзы с одной стороны указывали на один из символов Удмуртии – Чайковского, с другой напрямую характеризовали сезон 2019 года на Терскее и наше четырёхсуточное пургование под Плечом Каракола.

Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Группа на перевале Зимние Грёзы (2Б)

Завершили маршрут прохождением узла пика 4771м. Восхождение на пик посвятили ещё одной памятной дате в истории Удмуртии, а именно 100-летию со дня рождения знаменитого советского и российского конструктора стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова, о чём теперь гласит табличка.

Памятная табличка с капсулой для записок в виде гильзы на вершине пика Калашникова (пик 4771м)

В долину р. Тургеньаксу, к финишу 37-дневного маршрута вышли через первопроход перевала в западном плече пика. Назвали перевалом Выпускников ИжГТУ, который сейчас тоже носит имя Калашникова. Перевал на спуск уверенно тянет на 3А, на подъём будет прилично сложнее и за день пройти будет проблематично.

Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Вид на пик Калашникова и перевал Выпускников ИжГТУ (3А*) из долины р. Тургеньаксу

Краткие итоги:
Пройден горный маршрут 6 категории сложности.
Всё запланированное было выполнено в полном объёме.
За 37 дней группа прошла 11 перевалов, в числе которых перевал Траверс Каракола 3Б* (фактически объединяющий несколько препятствий: перевал Джетыогуз (2Б) + траверс гребня от перевала Джетыогуз до перевала Васильева (3А) + перевал Западное плечо пика Каракольский (3А) + пик Каракольский (3А) + траверс гребня до перевала Металлург + спуск с перевала Металлург на одноимённый ледник (в нашем случае ~ 2Б) и перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б), 4 перевала 3А, совершены первопрохождения перевалов 3А* и 2Б и первовосхождение на вершину 4771м.
При составлении маршрута основной акцент делался на техническую сложность: при прохождении было провешено более 7 км перил (118 верёвок по 60 м).
Из 37 дней маршрута один день отводился на плановую днёвку и четыре дня затрачено на пережидание непогоды на перевале Васильева. За исключением этих четырёх дней отсидки в непогоде график похода был выдержан полностью.

Терскей – 2019. Зимние Грёзы (Горный туризм)
Группа после спуска с финишного препятствия маршрута
Слева направо: Лариса Ульянова, Руслан Шаймухаметов,
Валерий Попов (руководитель), Иван Дмитриев, Александр Чикунов

КРУТО!

Ого! Еще один крутой поход! Молодцы!

Не каждый может представить себе что кроется за лаконичностью рассказа и полутора десятком фото! Очень достойно, красивый поход!

Тоже посматривали на эту седловину Зимних грез и еще одну чуть левее. Ждем с интересом полный отчет.

Пожалуйста, посмотрите личку.

Еще один классный поход по Тяню. ЗдОрово, поздравляю!
Всё-таки рано, наверное, хоронить спортивный туризм (как предрекают в этом обсуждении).
И - чтобы не портить впечатления от поста, фотографий и похода - прошу особо одаренных оставить эту мою реплику без дурацких комментариев (особенно касается miser-a).

Если не ошибаюсь (пусть автор меня поправит, если что), то в Удмуртии/Ижевске СТ не то что не умер, а буквально возродился и поднялся на столь солидную высоту сравнительно недавно, буквально за последние несколько лет. Вопреки всем камланиям противников )

Есть пословица: собака лает, а караван идёт.
И если ходят такие красивые спортивные маршруты, значит это кому-то нужно.

Поздравляю! Классный поход!

+ + + + + + ...

. Здравствуйте Валерий !
У вашей команды два флага .
Французский - не французский ... -?

Всего Доброго !
. - Николай

Николай, добрый вечер. Флаги России и Удмуртии. Флаг Удмуртии часто путают с канадским, а вот с французским - впервые)))

Мощный маршрут ! Фотографии и горы красивые, Терскей вообще отличный район для разных категорий. Но по времени, конечно, очень длинный поход ((
И как-то «пугает» или даже «напрягает» количество веревок.
«…более 7 км перил (118 верёвок по 60 м).»
«Участок от перевала Джетыогуз до перевала Васильева знаком по 2016 году – 17 верёвок прошли к вечеру.»

Помню в 2010 году на участке от седловины Васильева до пер.Джетыогуз мы повесили не больше трех веревок ! Или так ситуация изменилась ?

Молодцы, что прошли весь маршрут. И главное, не обрезали траверс Каракола. Такие "места силы" надо популяризировать. Звезду с него убрать, чтобы больше групп имели возможность увидеть своими глазами, на какой именно горе зимуют раки.

Я знаю, чьи беговые лыжи лежат на Электрике.

Жора, добрый день. Спасибо за добрые слова. Траверс Каракола великолепен! Даже в мыслях не было отказаться от прохождения. Вам спасибо за консультации и поддержку!
P.S. По лыжам с Электрика созвонимся. Заодно поговорим по Траверсу.

Это старая бородатая история.
Прошлое тысячелетие, май 1985 года. Страна тогда называлась СССР. Я ходил участником в четверочку.
Перед ледником Электрика, где Карабаткак вытекает, есть домик "Где Дозволяется Все". В этом домике мы заночевали.
Кто-то нашел там герметичный цилиндр, по форме вроде бомбы, из которого только торчал ключ, и больше ничего не было. Повернул ключ, и цилиндр стал тикать. Как часы, но только нет циферблата, и остановить его нечем.
Тикает и тикает. Даже не по себе как-то. И главное, не спится в одном доме с таким предметом.
Толик не выдержал, накрыл его сверху кастрюлей - чтоб хоть не видеть, когда взорвется!
Февраль 1986 года. Снова там же, я теперь участник троечки. На подходе рассказал народу про этот домик, где все можно, если только хрень эта... Заходим туда, домик на месте, и банка эта тикает до сих пор.
Вовка Жираковский тогда еще не изобрел свои канонические снегоступы, той зимой мы ходили на разделочных досках. Кто покруче - те на спинках от общажных стульев. Хреновые эти разделочные доски. За 2-3 ходки в щепки рассыпаются, так что даже на растопку почти не остается.
Ходили медленно. Рюкзаки тяжелые, снег глубокий, доски разделочные... Электрик прошли однако, потом на СОАНе поразвлекались, потом под Арчалытор заглянули еще, и домой.
А Серега Шмырев совсем домой не поехал. Он где-то в Боконбаево выгрузился - в гости к другану, дескать, то ли он перед тем служил с ним вместе... не помню, что он про то знакомство рассказывал. Друган жил там в Боконбаево. Что они там с ним пили, Серега не рассказывал, но потом они взяли лыжи и пошли вдвоем опять туда, под Электрик погулять, только сразу с восточной стороны, там поближе.
Быстро вдвоем добежали на лыжах, залезли на него, мало показалось. Не нагулялись, не круто. Там рядом перевал Ульяновцев, они на него сходили (как-то вроде частично по гребню что ли, Серега говорил, но я тогда толком не понял). Радиально. Туда и обратно. И потом уже домой.
Почему лыжа под перевалом валяется - оно понятно, в принципе. Ульяновцев - оно крутовато там для беговых деревяшек-то выглядит. Верно, кто-то из них на спуске чуть лишнего разогнался... вот лыжа и того...
Такая байка, тогдашних времен. Вот и вещественное доказательство теперича найдено, что так оно и было...

Отличный поход получился, поздравляю!

Денис, благодарю! Стараемся равняться на Вас, но это сложно. Каждый раз восхищаюсь Вашими походами!

Краем знаком с районом:)Впечатляющий список препятствий,даже для лета и очень красивые фотографии!К счастью,красота не передает ощущения столбика термометра

Согласен с Денисом, отличный поход! И главное, пройдено все, что нынче большая редкость. Тем более при таком объеме.

Анатолий, благодарю! Ваша положительная оценка для меня Честь. Она подтверждает, что нам удалось показать серъёзный уровень!

Сурово и красиво!
Действительно, поход как лучший способ перезимовать лето!!!
-:)))

К разговору о спортивном туризме хотелось бы отметить (почему-то в посте этого нет), что два участника - Лариса и Руслан - уфимцы и представляют ФАРБ. И спортивный туризм в Башкирии тоже вполне развивается силами таких старейших турклубов как Спутник и им. Нассонова (спелео).

Отчет классный, жаль что коротенький!

Земляки, супер!!!!

Ох, ну и походы в этом году какие славные получились! Каждый пост с рассказом — чистое загляденье :)
Спасибо, что поделились.

+++порванная ветром палатка, погнутые дуги+++
Не могли бы дать больше информации. Что за палатка и причина по которым она вышла из строя.

Здорово!!! Молодцы!!! Просто нет слов, чтоб высказать свое восхищение.

Великолепный поход! Когда-то в далёком 75-ом я смотрел на пики Каракол и Джеты-Огуз и думал, что когда-нибудь пройду их. Вершины завораживали. Тогда мне было всего 19 лет, и казалось, что всё в жизни успею. Но не сложилось... Никита Степанов.

Лучший поход "Терскей – 2019. Зимние Грёзы"

Привет из Одессы) Это Вы нашу записку с Металлурга сняли. Отличный поход!

Добрый день. Спасибо за добрые слова! И за слова поддержки в записке тоже! Приятно было прочитать мнение предшественников о том, что те, кто сюда добрались ,,мегакруты''))) Обсуждали с ребятами в походе, хотелось узнать как сложился Ваш дальнейший траверс. Намеренно выставил скан записки в посте в надежде, что кто-то из вас отзовётся.

В 2011 году мы ходили поход 5 к.с. по Терскею и Акшийраку под руководством Павлова Саши. Так как в те годы половина нашей группы ещё была студентами, и поездки из Одессы в Среднюю Азию для нас были очень накладными, то решили гулять на все деньги. После похода (как говориться, чтобы 2 раза не вставать)) частью группы (Павлов, Комаров, Аренкин) было запланировано совершить траверс пик Каракол - пик Джигит от перевала Джетыогуз до пер.Эпюра. Траверс был успешно пройден за 5 дней.

Не слишком долго пролежала твоя записка нетронутой, Валерий !

Фото от 8 января 2020 в 10:43

Жора, добрый день. У меня не было иллюзий, что она пролежит долго, но что зимой снимут, конечно, не ожидал. Новосибирцы просто дьяволы! И, кстати, поздравляю с прохождением Кулуара Гор - это очень мощно! Надеюсь, что Ханин передал сыр?

Вас тоже проздравляю с ЧР. Сыр передали, хотя я так и не понял, что за история с ним связана. Об этот сыр я свой нож сломал. Дубовый он зимой на морозе делается, в отличие от сала, которое чем холоднее, тем питательнее...