Первопроход на в.Гайкомд Ц. (3100) 4Б к.т.

Пишет Фрилайн, 25.03.2016 00:52

Первопроход на в.Гайкомд Ц. (3100) 4Б к.т. (Альпинизм, альпинизм, ингушетия, мчс, Гиреч)

И в очередной раз в недавно полюбившийся район…

В получасе езды по Военно-Грузинской дороге от столицы Северной Осетии Владикавказ, после посёлка Чми повернув в ущелье на восток, предъявив паспорт на стационарном посту, попадаешь в республику Ингушетия. Здесь начинается Таргимская котловина Ингушетии – одно из красивейших мест на Северном Кавказе. Главная долина с одной стороны ограничена снежными вершинами Главного Кавказского Хребта, а с другой сухими склонами со множеством гребней и скальных бастионов. В этих местах уже столетия живут коренные народы и племена Кавказа – галгаи или ингуши. Их язык уникален и не встречается более нигде на планете.

Современная Ингушетия открыта для туризма. Здесь появляются хорошие дороги в горах, строятся турбазы и кемпинги, развивается инфраструктура. Менее чем в часе езды от Владикавказа находится высокогорный курорт «Армхи», который построен и продолжает развиваться на месте здравницы советского периода. Зимой здесь можно покататься на лыжах – есть несколько трасс и кресельный подъемник. Летом на курорте проложены велосипедные даунхилл-трассы и лесные трейлы, есть несколько бассейнов для тренировок спортсменов и всех желающих в условиях высокогорья. Всего в нескольких километрах по дороге выше «Армхи» есть уникальный спот для бейс-джампинга и полетов в wingsuit – вертикальный скальный бастион с перепадом около 500 метров с широкой долиной внизу. Уже несколько лет в этом месте собираются спортсмены из разных уголков России и не только, совершают прыжки, проводят бейс-фестивали и контесты. Про это можно много писать, но сейчас мне бы хотелось затронуть тему альпинизма в этих краях.

Несправедливо забыт этот район альпинистами. Причина вовсе не в непривлекательности, а в виду сводок новостей, которые от начала века и вплоть до недавнего времени мы привыкли слышать из источников СМИ. Район богат вершинами и маршрутами скального класса с разнообразным рельефом.

Альп. клубом МАК «Фрилайн» г. Ессентуки http://vk.com/alp_freeline уже не раз за 2015г. была произведена разведка в Джерахский район на массив Гайкомд, расположенный в Скалистом хребте Большого Кавказа между реками Терек (на западе) и Асса (на востоке). В этом же массиве (в некоторых источниках Гиреч) расположен массив вершины Джарлам (3098 м.). Территориально массивы этих вершин располагаются в Джейрахском районе Республики Ингушетия. По гребню скалистого хребта до вершины Гайкомд с запада проходит административная граница между Республиками Ингушетия и Северная Осетия - Алания, далее она уходит на север. Все подходы под маршруты и экспозиция самих маршрутов преимущественно Южная, Юго-западная, что в летний период может стать проблемой в связи с отсутствием воды на маршрутах, но вот межсезонье и зиму провести здесь можно с немалой пользой. Клуб за прошедший год успел совершить немало восхождений на маршруты от 1Б до 5А к.т. К великому сожалению, в классификаторе ФАР на этот массив отсутствуют маршруты с цифрой 4, но полигон для первопроходной деятельности большой и мы решили попробовать.

Являясь не только альпинистами МАК «Фрилайн» http://vk.com/alp_freeline, но спасателями, нас поддержало руководство Северо-Кавказского Регионально Поисково-Спасательного отряда http://vk.com/public113559835, а так же Северо-Осетинского Поисково-Спасательного Отряда организовавшего группу наблюдения и помощь в доставке грузов в БЛ и под маршрут. Наш взор упал на левую грань Юго-Западного ребра вершины Гайкомд (Ц). Достаточно привлекательная и логичная нитка маршрута, с возможной (при необходимости) ночёвкой на маршруте. Эта вершина, является третьей по высоте вершиной массива, уступая по высоте Главной и Восточной вершинам.

Базовый лагерь удобнее всего ставить в районе перевала Бешт, 100 метров не доезжая до поворота на пограничную заставу «отделение Бешт», влево по склону на поляне в ста метрах от дороги. Здесь круглый год вода у водозабора.

Пограничные пропуска в район вершин Гайкомд не требуются, однако на заставе необходимо предупредить о своем присутствии в районе.

Устойчивая сотовая связь только сети Билайн. Погода в районе стабильная, снег на маршрутах сходит очень быстро. Зимой, после сильных снегопадов, быть внимательнее в кулуарах и на подветренных склонах - возможен сход лавин.

Подход под маршрут 1 час. Двигаться в направлении южных стен вершины Гайкомд Гл. по травянистому гребню, не доходя до стены 300 метров, на выполаживании гребня, выше уровня леса свернуть вправо и подойти под начало кулуара между вершинами Гайкомд Гл. и Гайкомд Центр. Здесь начало маршрута.

Маршрут достаточно монолитный и сухой, несмотря на наличие снега на полках. Рельеф очень разнообразен начиная от глухих трещин где для страховки стоит использовать только якорные крючья, заканчивая крупными трещинами, куда идут «камалоты» самых крупных размеров.

Логичная линия, богата рельефом и достаточно монолитная, в межсезонье и зимой снег на маршруте не задерживается, что способствует умеренно-безопасной лавинной обстановке. Свободно лежащих камней на маршруте практически не встречается. Для организации точек страховки хорошо идут «камалоты» крупных и средних размеров, закладные элементы средних размеров, ускорят и обезопасят процесс продвижения наличие в группе якорных крючьев. Часто встречаются раковины и песочные часы. Проблем с установкой и надежностью точек страховки на всем маршруте не возникает.

Маршрут соответствует заданной полукатегории сложности и по уровню лазанья схож с классифицированными маршрутами данной полукатегории С. Егорина на в. Монах, В.Кузнецова на пик Сталь, сложнее линии И.Галустова на в.Белалакая.

Спуск по пути подъема. Верхняя треть маршрута изобилует различными выступами рельефа, в отличие от нижней трети, где рельеф представляет из себя «бараньи лбы», это стоит учитывать при планировании спуска по пути подъёма.

В 50 метрах от начала маршрута была найдена спусковая станция не менее чем 10-ти летней давности, далее по маршруту следов прохождения не найдено. С вершины снята записка 1989 года в которой указано что в тот же год группа совершила первопрохождение на Гайкомд Центр. по маршруту 5А к.с., однако по этой линии ничего неизвестно.

Первопрохождение состоялось 26.11.2015г. при поддержке руководства Северо-Кавказского Регионально Поисково-Спасательного отряда http://vk.com/public113559835, а также Северо-Осетинского Поисково-Спасательного Отряда организовавшего группу наблюдения и помощь в доставке грузов в БЛ и под маршрут. Пройденную линию команда посветила 25-й годовщине создания МЧС России.

14 марта 2016 г. ЧЛЕНАМИ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ
КОМИССИИ № 1 (16) ФЕДЕРАЦИИ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ было принято решение внести наш маршрут в классификатор маршрутов по альпинизму.

Гайкомд (Ц) (3100 м), левой грани ЮЗ ребра, 4Б ор., «ск», 2015
Решение: Классифицировать: 4Б «ск»

На вершине Гайкомд Ц. (3100)
На фоне Гайкомд Гл. (3171)

13 августа 1989г.

Описание маршрута есть на сайте ФАР и в группе МАК "Фрилайн" http://vk.com/alp_freeline