Несколько слов об "Эвересте"...
Было утро обещавшего стать прекрасным дня. Дождь в дорогу и лирическое настроение. А в кармане пачка носовых платков и билет на премьерный показ фильма «Эверест». И не где-то, а в Венеции. Международный венецианский кинофестиваль в этом году решили открывать именно фильмом Бальтазара Кормакура.
Сообщение Сани Гукова грубо вернуло меня в уже безрадостную действительность: «Ручкин и Фома… вроде погибли».
Я никогда не привыкну к тому, что можно проводить кого-то на гору, пусть и в переписке... И не дождаться обратно. Уже неделя прошла. А все еще не верится. Но в тот момент, когда стало понятно, что надежды на хорошие новости нет, я уже знала, где выплеснуть свои эмоции...
Вид с острова Лидо на "большую" Венецию. Все-таки большая вода обладает умиротворяющими свойствами.
Уж простите, кадров с ковровой дорожки нет. Аккредитацию получить я не успела, а работать локтями в толпе 2 сентября не было никакого желания. Вместо этого я присоединилась к тем, кто решил настроиться в тот вечер на волну фестиваля, посидев на лужайке и посмотрев открытие на мониторе.
А затем отправилась в ПалаБиеннале, сжимая в ручонке заветный билет. Увидев очередь примерно с километр, с такими же билетами в руках, поняла, что на травке я засиделась. Так или иначе, где-то минут через 50 я попала в огромный фестивальный кинозал.
Итальянская публика нетерпелива. Начало сеанса задержали всего на 20 минут, а зрители уже начали требовательно гудеть… Но быстро стихли, как только на экране появились первые кадры.
Сразу скажу – спойлеров не будет. Знакомые журналисты в Арко взяли меня за пуговицу, как только я приехала. Их волновало, как написан образ Анатолия Букреева.
«Сами увидите», – сказала я им. И вам отвечу то же самое.
Тем не менее для меня все же остались непонятными две вещи.
Первая - почему Кормакур из богатой и драматической истории альпинизма выбрал именно этот сюжет? Безысходность этой истории (как и ряда других) - то, что всегда меня отталкивало, вероятно, в силу собственной эмоциональности. А как хотелось бы не рыдать с первых кадров! (Это утопия, я знаю, а смерть хорошо продается!)
Большинство из нас с удовольствием смотрит фильмы-катастрофы. Но мы привыкли, что сюжетные линии - это выдумка. Даже когда есть надпись "Основано на реальных событиях". Другое дело, когда ты точно знаешь, что все это было в реальности. Что это может повториться, и так или иначе повторяется. Порой с твоими знакомыми.
Тот случай, когда многия знания – многия печали. Потому что мне отстраниться от документальной составляющей фильма так и не получилось. А так пусть Бальтазар продолжает в том же духе, у него красиво получается!
Остаюсь при мнении, что 3D – зло! Попробуй увернись от ледового обвала в битком набитом зале... Но когда камера облетает Эверест - в очередной раз видишь подтверждение тому, как мал человек, какая он "пылинка на плече" гигантов, населяющих Землю и устанавливающих свои правила.
Вы часто слышите аплодисменты в кинотеатре? Обычно люди хватают остатки попкорна и покидают кресла как можно скорее. А тут на финальных титрах зал ПалаБиеннале аплодировал. Многие зрители еще долго сидели на своих местах и после того как свет включили, не торопясь в суету улицы. Вокруг было много заплаканных лиц.
Благодаря фильму трагедия 96-го года станет еще более известна. Правда, я не уверена, честно, что это именно тот образ альпинизма, который мы все хотели бы транслировать в социум. Но, кажется, фильмы-катастрофы сейчас на подъеме. Не важно, в какой сфере. Хеппи-эндом нынче никого не удивишь… А тут громкая история борьбы человеческого эго со здравым смыслом и стихией. Что победило, вы все помните.
Вторая не совсем понятная мне вещь - выбор именно этого фильма для открытия 72-го Биеннале. Понятно, что Джейк Джилленхолл, Эмили Уотсон, Джош Бролин и другие с удовольствием прошлись по красной ковровой дорожке на острове Лидо. Но для меня открывающий фильм – это такой камертон – задает тон всему событию. Впрочем, вероятно, это тоже тренд – два фестивальных зала были набиты до отказа зрителями.
В общем, у Кормакура получилось качественное кино с красивой картинкой, которое, возможно, заставит часть зрителей прочитать хотя бы некоторые из книг, написанных по итогам тех событий.
Если есть время и желание, сходите! Эмпаты – запасайтесь носовыми платками!
И читайте книги. В истории альпинизма есть множество трогающих за душу сюжетов.
«Речной трамвайчик» привез меня прямо к Сан-Марко.
Днем здесь искать успокоения бесполезно. А ночью я вдруг оказалась абсолютно одна на огромной площади. Хочешь – пой, хочешь – танцуй. Жаль, не хотелось... Но в удивительной тишине сердца Венеции мне на несколько часов удалось примириться с действительностью.
Спасибо Федерации альпинизма и скалолазания Москвы, которая помогла мне поехать в Арко на турнир Rock Master и невольно исполнила мою мечту однажды побывать в атмосфере венецианского кинофестиваля.
Фильм о событиях. Понятно, что авторы пользовались всеми доступными источниками. Более того, книг не две, а как минимум три (Бек Уитерз ведь тоже написал по возвращении домой книгу).
"Я художник, я так вижу!"
Справедливости ради, предыдущий фильм о событиях на Эвересте 96-го года был неудачный. Или вы не согласны?
Впрочем вопрос о том, почему Кормакур выбрал этот сюжет, я поднимаю в своем посте. Сходу могу предложить 4 или 5 не менее трагических историй, о которых фильмы не сняты, и в которых даже участвовали американцы, если учесть этот фактор.
Возможно, его изначально зацепила именно эта история по каким-то причинам. А далее смотрите комментарий выше.
Если развивать тему, то наверное лимитирующим фактором стало совместное участие в истории американцев и русских )))) Наверное боялись, а как бы русские не сняли раньше свою версию...
>вы не согласны?
Я бы сказал, не просто неудачный, а полное гАвно.
В последнее время потянуло на просмотр фильмов на тему альпинизма.
Из 4-5 просмотренных К2 еще более-менее понравился, да и то в целом не стоит потраченного времени.
Вообще все, что я посмотрел про альпинизм, похоже одно на другое.
Фильм документальный с реальными съемками экспедиции (оператор David Breashears если не ошибаюсь дошёл до вершины).
Кино ИМНО довольно честное.
Лежит тут (например):
http://kinozal.tv/details.php?id=762859
Язык английский с русскими субтитрами.
Но что больше всего впечатлило и чему искренне позавидовал, так это одиночеству на площади Святого Марка.
И снимок с кампанилой очень хорош.